Научная статья на тему 'Всероссийский союз евангельских христиан в 1917-1922 гг. : основные тенденции развития'

Всероссийский союз евангельских христиан в 1917-1922 гг. : основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТЫ / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ / ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН / РЕВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / МИССИЯ / ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ / СЪЕЗД / PROTESTANT / EVANGELICAL CHRISTIANS / RUSSIAN UNION OF EVANGELICAL CHRISTIANS / REVOLUTION / CIVIL WAR / MISSION / EVANGELISM / CONGRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потапова Наталья Владимировна

Статья посвящена анализу основных тенденций развития Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ) в период революций и Гражданской войны в России. Возникнув незадолго до крушения Российской империи и пережив репрессии в период Первой мировой войны, в 1917-1922 гг. Союз, целью которого была евангелизация населения России, организационно укрепился, возросло число общин, входящих в Союз, и число верующих. Союз стал одной из крупнейших протестантских религиозных организаций Советской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Потапова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN UNION OF EVANGELICAL CHRISTIANS IN 1917-1922: THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT

This article analyzes the major trends in the development of the Russian Union of Evangelical Christians in the period of the revolutions and the Civil War in Russia. Originating shortly before the collapse of the Russian Empire and had survived the repressions during the First World War, in 1917-1922 the Union, the purpose of which was the evangelization of the Russian population, strengthened organizationally, the number of communities -members of the Union and the number of believers increased. The Union became one of the largest Protestant denominations in the Soviet Russia.

Текст научной работы на тему «Всероссийский союз евангельских христиан в 1917-1922 гг. : основные тенденции развития»

УДК 93:[277.4 + 274/278](470 + 571)"1917/1922" Потапова Наталья Владимировна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры российской и всеобщей истории

Сахалинского государственного университета

ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН В 1917-1922 ГГ.:

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация:

Статья посвящена анализу основных тенденций развития Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ) в период революций и Гражданской войны в России. Возникнув незадолго до крушения Российской империи и пережив репрессии в период Первой мировой войны, в 1917-1922 гг. Союз, целью которого была евангелизация населения России, организационно укрепился, возросло число общин, входящих в Союз, и число верующих. Союз стал одной из крупнейших протестантских религиозных организаций Советской России.

Ключевые слова:

протестанты, евангельские христиане, Всероссийский союз евангельских христиан, революция, Гражданская война, миссия, евангелизация, съезд.

Potapova Natalia Vladimirovna

PhD in History, Assistant Professor, Russian and World History Department, Sakhalin State University

RUSSIAN UNION OF EVANGELICAL CHRISTIANS IN 1917-1922: THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT

Summary:

This article analyzes the major trends in the development of the Russian Union of Evangelical Christians in the period of the revolutions and the Civil War in Russia. Originating shortly before the collapse of the Russian Empire and had survived the repressions during the First World War, in 1917-1922 the Union, the purpose of which was the evangelization of the Russian population, strengthened organizationally, the number of communities -members of the Union and the number of believers increased. The Union became one of the largest Protestant denominations in the Soviet Russia.

Keywords:

Protestant, evangelical Christians, Russian Union of Evangelical Christians, revolution, civil war, mission, evangelism, congress.

Показателем зрелости и масштабности исследуемого религиозного течения в Российской империи было создание союзной организации и центральных общероссийских органов, проведение общероссийских съездов. В 1909 г. состоялся Первый съезд евангельских христиан, затем произошло объединение общин во Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ), оформившееся на II Всероссийском съезде евангельских христиан, прошедшем в Петербурге 28 декабря 1910 г. - 4 января 1911 г. (присутствовало 47 делегатов) [1, с. 3].

Последний до революции, III Всероссийский съезд евангельских христиан проходил в Петрограде 31 декабря 1911 г. - 4 января 1912 г. После этого правительство не разрешало проводить съезды и «всячески препятствовало любым стремлениям к объединению между верующими». В период между съездами «были закрыты почти все молитвенные собрания и общины на пространстве всей России», почти все проповедники были отданы под суд и заключены в тюрьмы или высланы в Сибирь или другие местности. Руководство ВСЕХ в лице председателя И.С. Проханова и членов Совета в 1916 г. также оказалось под следствием по обвинению в организации «противоправительственного Всероссийского союза евангельских христиан» [2, с. 1-2]. С другой стороны, внешние трудности, по оценкам участников тех событий, укрепили Союз: «Гонения не только не привели к упадку духа, а, наоборот, возбудили ревность о деле Божием, дали пример геройской духовной стойкости и мужества многих страдальцев, содействовали распространению слова Божия в те места, куда оно иначе не могло проникнуть, очистили церкви от наносных ненадежных элементов...» [3, с. 2]. Совет ВСЕХ накануне Февральской революции не прекращал работу: продолжал собирать средства на дело миссии (свыше 10 тыс. руб. ежегодно), содержал до 24 работников, организовывал финансовую помощь заключенным и ссыльным братьям и их семьям [4, с. 3].

ВСЕХ действовал к 1917 г. и в последующие годы в соответствии с Уставом, принятым на II Всероссийском съезде евангельских христиан (Петербург, 28 декабря 1910 г. - 4 января 1911 г.). Нацеленность И.С. Проханова на превращение его Союза в широкое объединение евангельских церквей видна уже в первом параграфе Устава, гласящем: «К Союзу могут принадлежать общины, носящие наименование отличное от принятого Союзом и принимающие другое вероучение, если таковое не противоречит вероучению Евангельских Христиан» [5, с. 11].

После Февральской революции, 17-25 мая 1917 г. в Петрограде состоялся IV съезд Союза евангельских христиан. Созыв съезда одной из главных целей имел «преобразовать всю деятельность Союза в соответствии с вновь открывшимися ... горизонтами» [6, с. 3]. Съезд оказался

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

весьма представительным - более 140 участников, в том числе 120 - с правом решающего голоса [7, с. 6]. Трудности, сопровождавшие подготовку и работу съезда: почтовые, продовольственные, железнодорожные - значительно сократили возможное и должное число участников съезда. Новый состав Союзного совета, избранного на съезде, включал 25 членов: от Петроградской общины - И.С. Проханов, Г.М. Матвеев, Ф.М. Троснов, М.П. Баранов, Кошелев и И.Ф. Епифанов; от Московской общины - В.И. Долгополов и Ф.С. Савельев; а также от Харьковской общины и округа, Одесской общины и округа, г. Екатеринослава и окрестных общин, из Попасно-Юрьевского района, от Волжского округа, Кавказского округа, Сибири, Киевского округа, Ревеля, общин Таврической губернии, Уральских общин, Гельсингфорса, Оренбургского округа, Туркестанского края [8, с. 34]. Председателем Совета ВСЕХ был избран И.С. Проханов, товарищами председателя - Д.И. Долгополов и В.Т. Пелевин [9, с. 43].

Съезд решил продолжить издательскую деятельность и с этой целью просил общины присылать в редакцию печатного органа ВСЕХ газеты «Утренняя звезда» сообщения об их духовной жизни [10, с. 38]. Союзный совет, успешно справившийся с поддержанием единства ВСЕХ в трудные годы репрессий, и в исследуемый период продолжал играть роль организующей силы, заботиться о миссионерской и благотворительной работе, о воспитании и поддержании должного духовно-нравственного состояния общин. Съезд поручил Совету «назначить несколько проповедников с особой целью для духовно-воспитательной работы на местах», «организовывать в округах особые духовные съезды хотя бы один раз в год и устраивать в общинах особые воспитательные собрания для верующих, как то: молитвенные, библейские и возможно чаще собрания с хлебопреломлением» [11, с. 40-41].

В период 1918-1922 гг. основными вопросами, рассматривавшимися на съездах ВСЕХ, были вопросы миссионерской деятельности в свете идеи «духовной реформации», окрылявшей И.С. Проханова, а также единства евангельских христиан и баптистов. В связи с началом Гражданской войны многие территории оказались отрезанными от центра страны линиями фронтов. В марте 1919 г. «Утренняя звезда» писала о произошедших изменениях в организации работы ВСЕХ: «До начала 1918 г. Россия представляла собой единое целое, и потому Всероссийский союз евангельских христиан мог распространять свою деятельность непосредственно из Петрограда на все необъятное пространство русской земли... Последовавшее затем грустное разделение России на большие борющиеся между собой части сделало невозможными сношения между общинами евангельских христиан, „.и потому общий характер деятельности Союза и его общин должен был подвергнуться изменению. Согласно указаниям Союзного совета, деятельность стала развиваться на местах...» [12]. На VII Всероссийском съезде Союза евангельских христиан (Москва, 27 мая - 7 июня 1920 г., 159 делегатов) [13, с. 2] И.С. Проханов отмечал, что «в наитруднейших условиях русской современности» произошла естественная передвижка от центра к округам и районам на места [14, с. 2].

В исследуемый период Союз евангельских христиан представлял собой централизованную организацию, имеющую хорошо налаженный аппарат. Во главе Союза стоял Всесоюзный совет, избираемый на съездах. Совет, в свою очередь, избирал президиум и председателя. Председателем со времени основания Союза в 1909 г. был И.С. Проханов. В Совет включались председатели, секретари и пресвитеры важнейших местных организаций и представители заграничных миссий ВСЕХ (в частности, Харбинской). Пленум Совета собирался периодически. По этому же принципу организованы были и местные отделы ВСЕХ. Высшим органом Союза были Всероссийские съезды, проводились они обычно ежегодно, в совет избиралось значительное число членов - до одной трети всего съезда. Местные съезды отделов также созывались ежегодно, на них избирались советы отделов. Для осуществления постоянного руководства и работы на местах избирались президиумы Советов, обычно 5-7 человек: председатель, секретарь, казначей, благовестники, пресвитер. Во ВСЕХ имелись избираемые съездами специальные разъездные благовестники, осуществлявшие не только миссионерскую работу, но и выполнявшие функцию связи между общинами и ВСЕХ, проводившие изучение работы местных отделов, состояния общин на местах, выявление недостатков, учет опыта, помощь местным работникам в организационных вопросах. Все общины через ВСЕХ оказывались связанными не только через личные контакты, но и через печатный орган и переписку [15, с. 11-13].

Активизация деятельности Союзов баптистов и евангельских христиан в исследуемый период, несмотря на трудности военного времени, была успешной, чему способствовала миссионерская направленность их работы. Результатом этого стал быстрый рост количества общин и верующих исследуемых деноминаций. Источники приводят разнообразные данные об общей численности евангельских христиан и баптистов - от 2,5-3 млн до 35 млн [16, л. 76-82, 84-94], по другим, более реалистичным данным, оно выросло со 150-200 тыс. в 1917 г. до 250 тыс. в

1921 г., а к середине 1920-х гг. - до 400 тыс. человек [17, с. 65, 74; 18, с. 11-18]. Конфессиональные источники единодушно характеризуют 1917-1929 гг. как «золотое десятилетие», самое благоприятное время в истории евангельского христианства в России [19, p. 176].

В исследуемый период евангельские христиане проводили съезды, хотя в условиях транспортной разрухи и голода делать это было сложно. Произошедшая в эти годы естественная децентрализация Союза, нарушение связей между регионами, в том числе и конфессиональных, изоляция некоторых районов страны приводили к тому, что возникали проблемы с легитимностью съездов, претендующих на всероссийский статус. Тем не менее съезды позволяли сохранять организационное единство Союза и решать насущные вопросы внутренней жизни деноминации. Всего в 1917-1922 гг. прошло 5 съездов ВСЕХ (в мае и декабре 1917, 1919, 1920 и 1921 гг.), прошел и один общий съезд - в мае - июне 1920 г. Повсеместно проходили региональные съезды.

В целом в период революционных потрясений и Гражданской войны в России Всероссийский союз евангельских христиан смог не только восстановиться после репрессий, обрушившихся на деноминацию в годы Первой мировой войны со стороны самодержавного правительства, но и организационно укрепился, возросло количество общин, входящих в Союз, и их членов. Основой развития Союза была идея широкомасштабной миссии на территории России, эта цель способствовала развитию его структуры. К концу исследуемого периода Союз евангельских христиан представлял собой одну их самых крупных религиозных организаций Советской России.

Ссылки:

1. Протоколы II Всероссийского съезда евангельских христиан, состоявшегося в гор. С.-Петербурге от 28 декабря 1910 г. по 4 января 1911 г. СПб., 1911.

2. Отчет IV Всероссийского съезда евангельских христиан, состоявшегося в Петрограде с 18 по 25 мая 1917 г. Петроград, б. д.

3. Там же.

4. Там же.

5. Протоколы II Всероссийского съезда евангельских христиан...

6. Отчет IV Всероссийского съезда евангельских христиан.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. О Всероссийском союзе евангельских христиан // Утренняя звезда. 1919. Март. С. 1.

13. VII Всероссийский съезд евангельских христиан в Москве с 27 мая по 7 июня 1920 г. // Утренняя звезда. 1920. № 2. Июль. С. 2.

14. Там же.

15. Ярцев А. Секта евангельских христиан. 2-е изд. М., 1928.

16. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 60. Д. 509.

17. Митрохин Л.Н. Баптизм. М., 1966.

18. Тихомиров Б. Баптизм и его политическая роль. М., 1929.

19. Prokhanoff I.S. In the Cauldron of Russia. 1869-1933. New York, 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.