Научная статья на тему 'Религиозно-просветительская деятельность протестантов в России на примере меннонитского издательства «Радуга» (1908-1920)'

Религиозно-просветительская деятельность протестантов в России на примере меннонитского издательства «Радуга» (1908-1920) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕННОНИТЫ / «РАДУГА» / ПРОТЕСТАНТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТИНЕМЕЦКАЯ КАМПАНИЯ / MENNONITES / «RAINBOW» / PROTESTANT PUBLISHING HOUSE / RELIGIOUS AND EDUCATIONAL ACTIVITY / ANTI-GERMAN CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назарова Татьяна Павловна, Редькина Ольга Юрьевна

В статье анализируется религиозно-просветительская деятельность протестантского издательства «Радуга», которая сыграла важную социокультурную роль в судьбе евангелического и меннонитского движения в России в начале XX в. Отмечено, что в период проведения антинемецкой кампании в годы Первой мировой войны лояльное отношение власти к меннонитам позволило сохранить издательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Назарова Татьяна Павловна, Редькина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Religious and Educational Activity of Protestants in Russia: on the Example of Mennonite Publishing House «Rainbow» (1908-1920)

Purpose: The aim of the work is to analyze the religious and educational activity of the largest and well-known Protestant publishing house in Russia in the early XX century "Rainbow" in the period from 1908 to 1920. This allowed us to trace the features of the functioning of the non-Orthodox Christian press in the acute social and political crisis in the country. Methods: We analyzed the printed heritage of «Rainbow», genres and directions of its work. The study tested the great contribution of the publishing house in the distribution of Christian and spiritual and moral literature, in the publication of books and brochures of the leader of the Evangelical movement I. S. Prokhanov. The publishing house took an active part in the spiritual, social and political life of the Mennonite community. Discussion: We have proved that the launch year of publishing should be considered as 1908, not 1909, the heyday of the publishing house occurred in the pre-war period (1911-1913). The authors of the article made clarifications on the date and circumstances of the closure of the publishing house, associated not so much with the events of the Civil war, but with the beginning of the nationalization of enterprises. Results: The events of the Revolution of 1905 and the subsequent democratization of life, including in the field of printing, had a great influence on the output of publishing activities of the Mennonites of the South of Russia on the all-Russian level. The positive reputation of the Mennonites as hard-working and useful settler owners saved the publishing house from closure during the World War I, despite the strengthening of the anti-German campaign and the pressure of the Russian Orthodox Church on the Protestants as «accomplices» of Germany.

Текст научной работы на тему «Религиозно-просветительская деятельность протестантов в России на примере меннонитского издательства «Радуга» (1908-1920)»

tory of Archival Service of the Kabardino-Balkarian Republic], F. 1, Op. 1, D. 110, L. 171.

20. ltogi desyatiletiya sovetskoy vlasti v tsifrakh 19171927 [Results of decade of the Soviet power in figures 1917-1927]. Moscow, Central Statistical Office of the USSR, 1927, 520 p.

21. Medaliyev Kh.T. Sotsialisticheskaya industrializatsi-yaKabardino-Balkarii (1928-1937gg.) [Socialist in-

dustrialization of Kabardino-Balkaria (1928-1937)]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1959, 130 p.

30 мая 2019 г.

УДК 94(470+571)

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕСТАНТОВ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ МЕННОНИТСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА «РАДУГА» (1908-1920)

Т.П. Назарова, О.Ю. Редькина

DOI 10.18522/2072-0181-2019-98-2-63-68

Издательская деятельность является важным элементом жизни религиозных общин и имеет огромное значение в деле просвещения верующих и удовлетворения их духовных потребностей. В начале ХХ в. в России в условиях либерализации конфессионального законодательства появилась возможность для протестантских групп консолидировать усилия по миссионерству и религиозно-просветительской работе. На базе мен-нонитской типографии «Радуга» было создано крупное общероссийское издательство, которое укрепило позиции протестантизма. Изучение межконфессиональных контактов в среде протестантов, в том числе в сфере религиозного, социокультурного просвещения, отношение к нему властных структур, Русской православной церкви позволит глубже представить происходившие общественно-политические трансформации в России в условиях революционных потрясений и войн начала ХХ в.

В отличие от религиозно-просветительской деятельности Русской православной церкви, аналогичная работа других христианских конфессий в России не получила широкого освещения в историографии. Настоящая статья призвана восполнить этот пробел, поэтому це-

Назарова Татьяна Павловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры агротуризма и регионального краеведения Волгоградского государственного аграрного университета, 400002, г. Волгоград, пр. Университетский, 26, e-mail: hist_tatyana@mail.ru, т. 8(8442)411485;

Редькина Ольга Юрьевна - доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Волгоградского государственного университета, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100, e-mail: redkina@volsu.ru, т. 8(8442)405522.

лью работы является анализ религиозно-просветительской деятельности одного из самых известных протестантских издательств начала XX в. - «Радуги». Основные этапы работы этого издательства были затронуты в исследованиях меннонитских авторов (А. Фризена, К. Редди-га, П.М. Фризена) [1-3], а также в энциклопедичной статье украинского историка Ю. Берес-тень [4]. Но остается много «белых пятен»: спорным является год начала работы издательства, практически нет сведений о «Радуге» в 19191920 гг. и обстоятельствах ее закрытия, о судьбе оборудования.

Источниковой базой исследования послужило печатное наследие «Радуги»; законодательство о печати после революции 1905 г., которое определяло рамки издания христианской литературы неправославными конфессиями; делопроизводственная документация канцелярии Таврического губернатора из Государственного архива Республики Крым; а также воспоминания одного из членов товарищества «Радуги» И.С. Проханова.

В 2018 г. исполнилось 110 лет с момента основания «Радуги». Несмотря на непродолжительное время своего существования (с 1908 г. по 1920 г.), издательство внесло заметный вклад

Tatyana Nazarova - Volgograd State Agrarian University, 26 Universitetskiy Avenue, Volgograd, 400002, e-mail: hist_ tatyana@mail.ru, tel. +7(8442)411485;

Olga Redkina - Volgograd State University. 100 Univer-sitetskiy Avenue, Volgograd, 400062, e-mail: redkina@volsu. ru, tel. +7(8442)405522.

в социокультурную жизнь меннонитов, евангельских христиан и баптистов в России. В условиях господства православной церкви «Радуга» могла издавать только общехристианскую и нравоучительную литературу, которая не указывала бы на конкретное вероучение и не противоречила бы догматам православия. Тем не менее, ей удалось сохранить свою протестантскую сущность и стать рупором ряда неправославных конфессий. Зарубежные баптистские авторы до сих пор отмечают в первую очередь большую заслугу «Радуги» в распространении книг и брошюр И.С. Проханова [5]. Для меннонитов же она стала важным элементом интеграционных процессов в меннонитской этноконфессиональной общности в России в начале XX в., атрибутом их культурной автономии. Непосредственной материальной базой для «Радуги» стали небольшое издательство проповедника Г. Брауна в Гальб-штадте (Таврической губернии) и выкупленная им типография П. Нейфельда [6, с. 2]. Важным толчком к расширению издательской деятельности меннонитов Юга России и выходу ее на общероссийский уровень были события революции 1905 г. После революции 1905 г. и принятия серии законов по свободе совести и вероисповедания была предоставлена относительная религиозная свобода, что позволило многим неправославным группам проводить собрания, съезды, издавать христианскую литературу, выпускать собственные журналы. Указом «О временных правилах для неповременной печати» от 26 апреля 1906 г. была отменена предварительная светская и духовная цензура для «неповременных» изданий (книг и брошюр).* С изменениями 1906 г. продолжал действовать «Устав о цензуре и печати» 1890 г., согласно которому, в частности, сохранялись следующие ограничения в цензуре духовных книг: 1) не допускались к печати сочинения, в которых ставились под сомнение важные истины веры или постановления Православной Церкви; 2) переводные издания, в котором изложены основы иного вероисповедания, могли быть пропущены только, если переводчик в примечаниях давал критику, и в предисловии указывал религиозную принадлежность автора.** Таким образом, христианские издательства мо-

* Именной Высочайший указ, данный Сенату. О временных правилах для неповременной печати [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn. ru/censorship/russia/ dorev/law/1906/?id=122.

** Устав о цензуре и печати, издание 1890 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-sky.com/ history/library/vol. 14/vol.14.2.htm.

гли печатать только тексты, не противоречащие православному учению, библию же могла печатать только Синодальная типография.

В 1908 г. в меннонитской колонии Гальб-штадт Бердянского уезда Таврической губернии было открыто товарищество «Радуга», которое продолжило миссию по распространению в России христианской литературы. В некоторых баптистских и меннонитских изданиях, а также в энциклопедии «Немцы России» указывается другая дата - 1909 год [4, с. 201; 7, с. 18; 8]. Она явно ошибочная, так как в журнале «Христианин» уже в 1908 г. была напечатана реклама «Радуги» [9] и, как минимум, две книги были уже опубликованы в издательстве в это время (сборник духовных песен «Гусли» и отрывки из сочинения Дж. Мюллера). Меннонитский издатель Генрих Браун в Петербурге встретился с И.С. Прохановым, который и предложил создать общероссийское предприятие по изданию и распространению христианской литературы, договорились, что меннониты возьмут на себя финансово-материальную часть, а И.С. Проханов - литературный труд [10]. По предложению И.С. Проханова, издательство получило название «Радуга» - «как символ нашей деятельности, - тихий, мирный труд после потопа и шторма революции 1905 года» [11]. Следует отметить, что название «Радуга» не было чем-то оригинальным, так как это слово всегда имело для христиан особый смысл, наполненный глубоким символизмом. В частности, в Библии радуга упоминается в книге Бытие: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Книга Бытие 9:12-15). Радуга в светском понимании также символизирует мир, спокойствие, радость, затишье после ненастья, дождя. Неслучайно, такое название неоднократно использовалось для печатной продукции - выходили журналы (например, литературный и политический журнал «Радуга» в Феодосии, 1860-1862 гг.; общественно-политический журнал «Радуга» в Москве в 1883-1888 гг.); в 1922 г., возникло знаменитое детское издательство в Петрограде с филиалом в Москве. У меннонитов в 1924 г. в Аркадакской волости Саратовской губернии развернуло работу кредитное сельскохозяйственное товарищество «Радуга», а позднее в память об издательстве в Канаде (Манитоба) было открыто издательство с таким же названием (в 1996 г.) [12].

Товарищество «Радуга», которое включало в себя издательство, типографию и магазин, имело свое центральное управление в Гальб-

штадте (в 1915 г. переименован в Молочанск) Бердянского уезда, а главный книжный магазин в Петербурге. Торговая точка была также в Алек-сандровске (Запорожье). Председателем был И.С. Проханов. Как он отмечал, такая организационная структура была выгодна, так как позволяла дёшево печатать литературу в провинции и распространять ей через столичный магазин [11].

За период своей деятельности «Радугой» было издано более 200 разных книг, брошюр христианского характера, среди которых «Песнь творений» Бетекса, «Краткое учение о проповеди» и другие сочинения И.С. Проханова, популярные сборники песнопений «Гусли», «Кимвалы» (много раз переиздавались), настольные календари, популярный журнал «Friedensstimme» и т.д. Помимо литературы христианского и назидательного характера, «Радуга» издавала и труды по современной философии религии, истории христианства (среди авторов были немецкий миссионер, доктор философии Ф.В. Бедекер, американский миссионер Р.А. Торрей, теолог Ф. Бетекс, известный швейцарский проповедник Г. Штейнбергер). Непосредственно для нужд меннонитов были изданы «Кто такие меннони-ты: краткий исторический очерк» и классическая работа известного меннонитского историка и общественного деятеля П.М. Фризена «Меннонит-ское братство в России», а также «Путеводитель и каталог выставки учебных пособий, устроенной Молочанским меннонитским учительским обществом...» [13]. Издавались также учебники, брошюры, афиши, бланки, объявления по заказу казенных организаций и частных лиц. При магазине в Гальбштадте велась и писчебумажная торговля, продавались все необходимые для печатного дела принадлежности. Рабочих и служащих в товариществе в 1914 г. насчитывалось порядка 50 человек [14, л. 29]. Из большого издательского наследия «Радуги» в Российской государственной библиотеке на данный момент сохранилось около 100 наименований. Если судить по сохранившимся изданиям, расцвет издательства приходился на 1911-1913 гг., когда ежегодно издавалось от 15 до 28 наименований печатной продукции [13].

Во время Первой мировой войны была предпринята попытка закрыть «Радугу» на фоне борьбы с немецким засильем (а меннонитов власть причисляла к немцам), но она провалилась. Как вспоминает И. С. Проханов, «...только наш книжный магазин «Радуга» оставался открытым. Будучи все это время в Петербурге, я

использовал для встреч верующих этот книжный магазин» [11]. Инициатором проверки и временного закрытия типографии «Радуга» стало местное отделение Православной церкви, которая на волне антинемецких настроений решила ослабить позиции протестантских общин в Таврической губернии. Во многих изданиях того времени в общественное сознание стала внедряться идея о том, что русские протестанты - тайные шпионы и пособники Вильгельма II, так как являются носителями «немецкой веры». Представители меннонитской стороны через прессу пытались доказать свой особый этнический статус, имеющий голландские корни, показать важный вклад меннонитов в социально-экономическое развитие России. В этот период выходит целая серия изданий об истории меннонитов, написанных известными меннонитскими деятелями, в том числе и в издательстве «Радуга» - «Кто такие меннониты: краткий исторический очерк» (1915 г.) [15]. Таким образом, «Радуга» активно участвовала в защите прав меннонитского сообщества.

Епископ Таврический и Симферопольский Димитрий в жалобе Таврическому губернатору в октябре 1914 г. характеризовал меннонитов, живущих в Гальбштадте следующим образом: «сердце у них немецкое и русским никогда не было. Явись Германцы в Гальбштадт <...> местные немцы встретили бы их с распростертыми объятиями и даже с хлебом-солью» [14, л. 1 об]. Далее он отмечал, что немцы через свое издательство «Радугу» распространяли штунду и баптизм среди русских, так как издавали книжки и брошюры на русском языке: «Типография Радуга преследует не коммерческую, а исключительно пропагандистскую цель, почему масса брошюр и календарей раздаются бесплатно» [14, л. 2]. В конце автор призывал закрыть издательство или хотя бы запретить издавать баптистскую литературу.

Это письмо епископа стало поводом для серьезного расследования, которое могло закончиться закрытием издательства. Однако представители государственной власти были не столь пристрастны. Расследование показало, что не все слухи, озвученные в письме епископа, подтвердились [14, л. 3-6]. Но, хотя обвинения в германизме и не нашли подтверждения, автор доклада все же делал вывод о том, что баптистская пропаганда среди православия через «Радугу» велась. В качестве доказательства приводились следующие факты: среди пайщиков был И.С. Проханов (глава Всероссийского союза евангельских

христиан), а через книжный магазин «Радуги» распространялась его газета «Утренняя звезда». Автор доклада невольно проговорился, что сложились благоприятные условия для закрытия издательства: «Прекратить баптистскую деятельность издательства «Радуга», безусловно, было бы очень желательно и теперь это сравнительно легко, так как с запрещением печатать на немецком языке, издательство обратит свои усилия на печатание русских баптистских книг и брошюр и положив теперь запрещение на такие издания, можно было б фактически прекратить существование этого безусловно вредного издательского товарищества» [14, л. 6].

В ноябре 1914 г. в Таврической губернии закрываются все немецкие газеты, в том числе «Frieddensstimmer», и губернатор соглашается на ликвидацию типографии, издательства и книжной торговли товарищества «Радуга» как «рассадника баптистской пропаганды» [14, л. 17]. Товарищество было официально закрыто 2 января 1915 года. В ответ на это директор издательства Г.Я. Браун в прошении на имя губернатора опровергает все обвинения в распространении баптизма. Его аргументация сводилась к следующему: что помимо меннонитского катехизиса никаких других религиозных книг не издавалось; все остальные издания носили религиозно-нравственный характер и относились к общехристианскому учению и были допущены цензурой; ни одного случая конфискации или штрафа не было [14, л. 19]. Удивительно, но эти доводы смогли переломить ситуацию, и губернатор разрешил деятельность товарищества с тем ограничением, чтобы не печатались никакие книги на немецком языке за исключением разрешенных Министерством народного просвещения. Г.Я. Браун уже назван меннонитским духовным учителем, а не баптистом, как раньше. Главный вывод письма губернатора - «от функционирования этого издательства не может быть никакого вреда местному населению» [14, л. 34]. На примере данной ситуации можно увидеть, что не всегда жесткая позиция православной церкви в отношении протестантских вероучений находила отклик и поддержку в органах власти. Особое отношение местной власти в Таврической губернии к мен-нонитам как к полезным гражданам, видимо, сыграло свою роль в отмене первоначального решения, исходившего из ошибочной оценки издательства «Радуги» как баптистского учреждения. К тому же, как известно, меннониты в отличии от баптистов никогда активно не занимались прозелитизмом среди православных.

В годы Первой мировой войны, как и все издательское дело в России, «Радуга» испытывала и чисто материальные трудности - нехватку бумаги, дороговизну, снижение покупательской способности граждан. Поэтому за период с 1914 по 1918 гг. выпуск книг резко сократился. Гальбштадт переживает в эти годы сложные времена - в разгар Гражданской войны он много раз переходил из рук в руки на протяжении 1918-1920 гг. (большевиков, австро-немецкой армии, махновцев, Добровольческой армии). Но даже в таких условиях типография продолжала работать и принимать активное участие в жизни меннонитов, перед которыми в это время стояла непростая задача по сохранению своего сообщества. Опять стали печатать книги на немецком языке, брошюры и воззвания от лица различных общеменнонитских организаций [4, с. 204].

До сих пор нет точных данных о дате и обстоятельствах закрытия издательства, большинство авторов пишут о том, что издательство просуществовало до 1920 г. [2, р. 2; 10]. Выявленные нами факты это подтверждают. В марте 1920 г. И.С. Проханов в обращении к верующим просил отправлять деньги на подписку баптистских журналов на адрес Товарищества «Радуга», при котором продолжал работать книжный магазин в Петрограде [16]. В июле 1920 г. в евангельской газете «Утренняя звезда» сообщалось, что издательство «Радуга» преобразовано в кооперативное трудовое издательское товарищество «Радуга» [17, с. 1]. Несмотря на нехватку бумаги и рабочих рук, планы у издательства в этом году были большие - открыть отделения по всей России, издать большим тиражом каноническую библию (что стало возможным только после революции 1917 г.) и «Духовные песни», другие сборники и брошюры. На VII Всероссийском съезде евангелических христиан в 1920 г. И.С. Проханов призвал всех братьев и сестер становиться членами кооператива «Радуга» и приглашать других. Также всем общинам высылалась изданная «Радугой» литература наложенным платежом, «не дожидаясь заказа» [17, с. 5]. Фактически это означало, что все евангельские общины должны были приобрести изданные книги в обязательном порядке. Но этим планам не суждено было сбыться, так как осенью 1920 г. в стране завершилась национализация полиграфических предприятий. Основные сотрудники издательства эмигрировали - А. Крекер уехал из России в 1921 г., Г. Браун - в 1922 г. [2, р. 2]; лишь И.С. Проханов оставался в стране почти до самой своей смерти в 1935 г., но в

своих воспоминаниях он больше не упоминает о «Радуге». Скорее всего, вся техническая база типографии в Молочанске (бывшего Гальбштадта) перешла в «Издательство Гальбштадтского ско-тарско-молочарского кооператива "Молочная"». Именно это издательство выпускало сельскохозяйственные брошюры до конца 1920-х гг. в Молочанске. Но и это издательство долго не просуществовало: после массовой эмиграции менно-нитов из СССР в конце 1920-х гг. и закрытия по всей стране небольших типографий, необходимость в нем отпала.

Таким образом, смягчение вероисповедной политики в 1905-1907 гг. позволило ряду близких по вероучению протестантских групп организовать на базе небольшого меннонитско-го издательства в Таврической губернии крупное общероссийское товарищество по распространению христианской и нравственно-просветительской литературы. Религиозно-просветительская деятельность вышла на новый уровень, консолидировала протестантские общины России. Однако изменение общественно-политической ситуации, национализация типографий, изменение государственной политики в отношении религиозных организаций сделали невозможной на семь десятилетий открытую работу христианских издательских центров в СССР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Friesen A. In defence of privilege : Russian Menno-nites and the state before and during World War I. Winnipeg: Kindred Productions, 2006. 543 p.

2. Reddig K. Mennonite Publishing in Russia: The Raduga Press of Halbstadt // Mennonote Historian. 1987. Vol. XIII. March № 1. P. 1-2.

3. Friesen P.M. The Mennonite Brotherhood in Russia (1789-1910). Fresno: Board of Christian literature, 1980. 1065 p.

4. Берестень Ю. «Радуга» // Немцы России: энциклопедия: В 3 т. Т. 3: П-Я / Пред. ред. коллегии О. Кубицкая. М.: ЭРН, 2006. С. 201-204.

5. Wardin A.W. On the Edge: Baptists and Other Free Church Evangelicals in Tsarist Russia, 1855-1917. Oregon: Wipf and Stock, 2013. 544 p.

6. Letkemann P. Russian Mennonite Choral Conductors: Medley of Opportunities in the New World // California Mennonite Historical Society Bulletin. 2006. № 45. P. 1-8.

7. Жидков Я.И. Восемьдесят лет евангельско-бап-тистских изданий // Братский Вестник. 1947. № 5. С. 16-20.

8. Raduga // GAMEO [Электронный ресурс]. URL: https://gameo.org/index.php?title=Raduga.

9. От редакции // Христианин. 1908. № 8. С. 48.

10. Abraham J. Kroeker - writer and publisher // Mennonite Life. 1952. VII. P. 165.

11. Проханов И.С. В котле России [Электронный ресурс]. URL: http://www.blagovestnik.org/ books/00305.htm.

12. Официальный сайт «Raduga Publications» [Электронный ресурс]. URL: http://www.radugapublica-tions.com/Webpages/Raduga.htm.

13. Электронный каталог РГБ [Электронный ресурс]. URL: http://aleph.rsl.ru/F/-?func=file&file_ name=find-a.

14. Дело о закрытии товарищества «Радуга» в Ней-Гальбштадте Бердянского уезда // Государственный архив республики Крым. Ф. 26. Оп. 3. Д. 911.

15. Браун П.Я. Кто такие меннониты: краткий исторический очерк. Гальбштадт: Радуга, 1915. 78 с.

16. Сведения. О повременных изданиях евангельских христиан и баптистов // Братский вестник. 1920. № 1. С. 11.

17. 7 Всероссийский съезд евангельских христиан в Москве с 27 мая по 7 июня 1920 г. // Утренняя звезда. 1920. Июль. № 2. С. 1-11.

REFERENCES

1. Friesen A. In defence of privilege: Russian Menno-nites and the state before and during World War I. Winnipeg, Kindred Productions, 2006, 543 p.

2. Reddig K. Mennonote Historian, vol. XIII, 1987, no. 1, pp. 1-2.

3. Friesen P.M. The Mennonite Brotherhood in Russia (1789-1910). Fresno, Board of Christian literature, 1980, 1065 p.

4. Beresten' Yu. Nemtsy Rossii: entsiklopediya [The Germans of Russia encyclopedia]. In 3 vol. Vol. 3. Moscow, ERN Publ., 2006, pp. 201-204.

5. Wardin A.W. On the Edge: Baptists and Other Free Church Evangelicals in Tsarist Russia, 1855-1917. Oregon, Wipf and Stock, 2013, 544 p.

6. Letkemann P. California Mennonite Historical Society Bulletin, 2006, no. 45, pp. 1-8.

7. Zhidkov Ya.I. Bratskiy Vestnik, 1947, no. 5, pp. 16-20.

8. Raduga, available at: https://gameo.org/index. php?title=Raduga (accessed February10, 2019).

9. Ot redaktsii [From the editor]. In: Khristianin [Christian], 1908, no. 8, pp. 48.

10. Abraham J. Mennonite Life, 1952, VII, p. 165.

11. Prokhanov I.S. V kotle Rossii [In the cauldron of Russia], available at: http://www.blagovestnik.org/ books/00305.htm (accessed January 5, 2019).

12. Ofitsial'nyy sayt «Raduga Publications» [Official website], available at: http://www.radugapublica-tions.com/Webpages/Raduga.htm (accessed January 5, 2019).

13. Elektronnyy katalog RGB [The electronic catalogue of the RSL], available at: http://aleph.rsl.ru/F/-?func=file&file_name=find-a (accessed January 5, 2019).

14. Gosudarstvennyy arkhiv respubliki Krym [State Archive of the Republic of Crimea], F. 26. Op. 3. D. 911.

15. Braun P.Ya. Kto takie mennonity: kratkiy istoriches-kiy ocherk [Who are the Mennonites: a brief historical sketch]. Galbshtadt, Rainbow Publ., 1915, 78 p.

16. Svedeniya. O povremennykh izdaniyakh evangel'skikh khristian i baptistov [Information. On

Исследование выполнено при финансовой

№ 18-09-00574\18.

time-based publications of Evangelical Christians and Baptists]. In: Bratskiy Vestnik, 1920, no. 1, p. 11.

17. 7 Vserossiyskiy s»ezd evangel'skikh khristian v Moskve s 27 maya po 7 iyunya 1920 g. [7th All-Rus. Cong. of Evangelical Christians in Moscow from May 27 to June 7, 1920 ]. In: Utrennyaya zvezda, 1920, no. 2, pp. 1-11.

10 июня 2019 г.

поддержке РФФИ в рамках научного проекта

УДК 94(470.67)

МУХАММАД АВАБИ АКТАШИ -ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ-ИСТОРИК ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.

М.Р. Гасанов

DOI 10.18522/2072-0181-2019-98-2-68-70

BXVI-XVII вв. культура и наука в Дагестане развивались на фоне социально-экономических процессов, происходивших в крае, в зависимости от внутриполитической обстановки на Кавказе и международного положения региона. В этот период в Дагестане повсеместно распространились арабский язык и письменность; из мусульманских стран поступала обширная литература на арабском языке; дагестанские алимы обладали разносторонними познаниями, они переписывали и распространяли созданные ранее рукописи.

Дагестан входил в так называемую «арабскую зону». Акад. И.Ю. Крачковский проследил две волны арабского влияния на Кавказе: шедшую с ранними завоеваниями, неглубоко затрагивавшую местное население Закавказья, и вторую, медленно нараставшую с XVI в., постепенно создавшую «в Дагестане, Чечне, Ингушетии, отчасти в Кабарде и Черкессии, местную оригинальную литературу на арабском языке» [1, с. 612]. А.Н. Генко в 30 х г. XX в. писал, что в европейской науке уже свыше 100 лет тому назад приводились... данные, свидетельствующие о чрезвычайно важных в культурно-историческом отношении фактах влияния арабской культуры и письменности, на создание на Восточном Кавка-

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, Республика Дагестан, г Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, e-mail: shamhalova.sonya@yandex.ru.

зе местной письменности в эпоху значительно раннюю, чем в XVII в.» [2].

В этот период жил и творил Мухаммад Аваби Акташи - автор всемирно известного сочинения «Дербенд-наме» [3]. Родом он был с берегов Акташа-реки, на которой расположен аул Эндирей. В XVI - начале XVIII вв. этот аул был одним из крупных населенных пунктов на Кумыкской равнине, резиденцией старших князей засулакских кумыков. Здесь находились крупный торговый центр и известные на Северном Кавказе учебные заведения-медресе.

Год рождения и смерти Мухаммада Ава-би неизвестны. Полагают, что он получил образование в одном из эндирейских медресе, где знакомился с трудами средневековых арабских авторов. Интерес к своему прошлому проявляли различные слои населения, в том числе и правители. Как пишет акад. В.В. Бартольд, «книга («Дербенд-наме» -М.Г.) была составлена не для завоевателя Гирей-хана, а для местного хана Чо-бан-бека, сына Шамхала, потомка умершего Ги-рей-хана, тоже принадлежавшего к числу дагестанских правителей» [4].

В своем труде Мухаммад Аваби осветил исторические события, которые происходили в Дагестане, на Кавказе в раннем средневековье.

Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57 M. Yaragsky Street, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367003, e-mail: shamhalova.sonya@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.