Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2007. Вып. 1. С. 161-174
Всероссийский съезд законоучителей светских СРЕДНЕУЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 1909 ГОДА
Казерова Н.В.
Аспирантка педагогического факультета ПСТГУ по научному направлению «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Вот уже несколько лет у нас в стране ведется дискуссия о введении предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Многие специалисты, да и просто родители, задаются в этой связи главным вопросом: возможно ли преподавание Закона Божия в современной школе? Если да, то как организовать работу в этом направлении? И нужно ли вообще это делать? Над решением подобного рода проблем трудятся государственные структуры, общественность и Русская Православная Церковь. Для успешной работы в области духовно-нравственного воспитания и религиозного образования необходимо изучать и анализировать уже имеющийся опыт в этой области. Автор публикации обращает внимание в этой связи на имеющееся у нас историческое наследие — Всероссийский съезд законоучителей светских среднеучебных заведений 1909 г.1. Работа съезда широко освещалась на страницах периодической печати того времени.
Любое значимое для страны и общества событие, тем более в сфере образования и воспитания, не может пройти незамеченным или быть забытым обществом. К таким событиям, на наш взгляд, можно отнести и Всероссийский съезд законоучителей светских среднеучебных заведений 1909 г. Это было время моды на атеизм, резкой политизации и секуляризации общества. Остро стоял вопрос о преобразованиях в области образования, и в стране, имеющей тысячелетние православные традиции, ставился вопрос о полной независимости от Церкви не только общественных, но и конфессиональных школ. В ответ на эти тенденции Церковь предпринимала ряд мер, направленных на урегулирование непростой ситуации в области религиозного образования, и Всероссийский съезд законоучителей явился одним из наиболее значимых событий в контексте образовательных проблем того времени.
1 Журналы и протоколы заседаний Всероссийского съезда законоучителей светских средне-учебных заведений, состоявшегося в 1909 году // Народное образование. Т. 11. СПб., 1909. С. 495—509.
Работа съезда, его итоги вызвали в обществе разные точки зрения, иногда прямо противоположные. Но различие взглядов по этой проблеме, обнаружившееся на съезде, не только не препятствовало достижению провозглашенной цели съезда, но и, наоборот, было очень полезным для его участников.
Съезд законоучителей работал в продолжение десяти дней, заседания его проходили в здании Училищного совета при Святейшем Синоде в Петербурге. В работе съезда приняли участие 154 законоучителя. Всех участников съезда объединяла одна общая цель, которая была ясно и четко выражена в словах председателя первой комиссии съезда Преосвященнейшего Кирилла, епископа Гдовского: «Святейший Синод созвал Всероссийский съезд законоучителей для цели исправления существующего порядка преподавания Закона Божия, и, следовательно, в задачи съезда входит исправление всех программ и недочетов постановки преподавания Закона Божия, от кого бы они ни исходили и кем бы ни были изданы»2.
Съезд коснулся решительно всех сторон законоучительской деятельности (о преподавании Закона Божия, о воспитательной стороне законоучительства, о служебном положении законоучителей и др.) и по многим вопросам вынес принципиальные решения (например: «выработать для всех... учебных заведений одну общую программу»3). О деятельности съезда как, несомненно, важного события в общественной жизни России высказывалось немало разных мнений, в том числе и среди ученых.
Интересным в этой связи является обсуждение проблем образования и работы съезда известного в то время историка Церкви профессора Александра Ивановича Алмазова (1859—1920)4. Из содержания публикуемой беседы очевидно, что его отношение к итогам съезда, касающимся воспитательных вопросов, носит полемический характер. Взгляд профессора может показаться радикальным в оценках работы съезда, но, как известно, если какая-либо позиция имеет место, значит, есть повод задуматься, тем более что эта проблематика актуальна на все времена. Заметим только, что некоторые комментарии профессора, по сути, совпадают с общим мнением съезда, а в некоторых случаях они носят достаточно идеалистичный характер («.задача законоучителя в сем случае быть стражем своей юной паствы во всякое время») и очень напоминают полемические выступления нашего времени, например, его мнение о паломнических поезд-
2 Журналы и протоколы заседаний.С. 499—500.
3 Там же.
4 Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 38—39.
ках: «Что такие экскурсии будут церковно-образовательными, это — да. Но будут ли они вместе с тем и религиозно-воспитательными?» Вместе с тем профессор Алмазов в своих ответах демонстрирует искреннюю заинтересованность.
С другой стороны, мы видим, что съезд законоучителей в своих формулировках по актуальнейшим и очень сложным вопросам времени очень корректен, более того — уже в 1909 г. в Церкви родилась идея об организации христианских содружеств учащейся молодежи. Съезд выразил также свое положительное мнение о назначении «на должности (в средних учебных заведениях) начальников, а равно и инспекторов и их помощников, из лиц инославных вероисповеданий».
По первому вопросу «о возможном приближении школьного церковного богослужения к уставу в пределах предоставленного учебными заведениями времени»5 съезд высказался следующим образом:
«...юный возраст учащихся и недостаток времени, предоставленного учебными заведениями для совершения богослужения, по необходимости вынуждают допускать сокращения богослужения в церквах учебных заведений». «Необходимо, однако, выработать минимум таких сокращений.»6.
Профессор А.И. Алмазов: «Что касается до аргументации таких сокращений юным возрастом, то она понятна. Но каким образом здесь пристегнуть недостаток времени, предоставляемого учебными заведениями, в особенности для совершения литургии, это, надо сказать, недоуменный вопрос. Затем, в каком объеме может иметь применение, допустим, положительное решение этого вопроса? Церкви при учебных заведениях — явление далеко не общее. В больших городах они имеются; в малых — школьные здания обыкновенно без церквей: можно сказать, учебных заведений последнего рода (если иметь в виду и частные средне-учебные заведения) — едва ли не большинство. Следовательно, большинству же учащихся приходится посещать богослужение в приходских церквах. Спрашивается, для них тоже возможны проектируемые сокращения? Далее. Привыкнув в школе к краткому богослужению, каким образом воспитанник по выходе из нее будет мириться с более долгим богослужением в приходской церкви? На наш взгляд, в этом постановлении прямое предуготовле-ние тех интеллигентных посетителей богослужения, которые в известные обязательные для них дни являются, как говорят, только к ша-
5 Странник. 1910. № 2. С. 254. Подробнее см. № 1—3.
6 Там же.
почному разбору. Не говорим о том, что нормирование предполагаемых сокращений вопрос широкого значения, далеко выходящий за пределы школьных вопросов»7.
Далее съезду было предложено высказаться по такому вопросу: «Как осуществить обязательность посещения учащимися и начальствующими богослужения?»8.
Участники съезда ответили на него следующим образом: «Законоучители должны располагать учащихся к посещению богослужения настойчивыми пастырскими внушениями, ибо посещение храма Божия признается обязательным долгом; при этом об обязанности посещения богослужения должно быть внесено в общие правила о благоповедении учеников»9.
Профессор А.И. Алмазов: «Что и толковать — все это правильно. Но, кажется, здесь совершенно опущено из внимания главное: необходимость содействия в этом отношении семьи. Конечно, и вне такого содействия можно достигнуть посещения учащимися богослужения; но тогда оно будет трактоваться воспитанниками по преимуществу в смысле формальной обязанности — не более. С другой стороны, нужно сказать: вопрос, предложенный законоучителям, мудро затрагивает и посещение богослужения начальствующими. Мы говорим — „мудро”, потому что без этого посещения и вовсе нельзя достигнуть благих результатов. Задача здесь не в том только, чтобы побудить посещать богослужение, но главным образом в том, чтобы воспитать в душе ученика внутреннее расположение к такому посещению, внедрить в его сознание, что такое отношение его к богослужению есть одна из важнейших христианских обязанностей на всю жизнь. Без этого сознания, пусть и будет достигнуто даже неукоснительное посещение богослужения, как оно порой достигается и теперь, по выходе из учебного заведения все равно от него не останется ни малейшего следа. Степень посещения нашей «интеллигенцией» богослужения теперь — красноречивый тому показатель. Но указываемое сознание, если и может воспитываться, то главным образом искренним примером начальствующих лиц, о которых упоминает вопрос. При таком же пробеле трактуемое постановление съезда решительно не имеет никакого практического значения. Быть не может, что доселе любой законоучитель не убеждал своих питомцев посещать богослужение. Для памятования такой азбучной его обя-
7 Странник. С. 254—255.
8 Там же. С. 255.
9 Там же. С. 255.
занности не было надобности составлять нарочитое постановление»10.
В связи с вопросом о посещении богослужений съезд по предложению своей же собственной программы обсуждал вопрос «о ежедневной общей молитве, ее составе и участии в ней законоучителя»11 и пришел к такому выводу:
«Каждый учебный день в школе должен начинаться общей пред-классной молитвой, при участии в ней законоучителя, начальствующих и наличного пред первым уроком состава преподавателей и воспитателей»; эта молитва должна совершаться «в виде краткого богослужения с чтением слова Божия, а если возможно, то с кратким пастырским наставлением»12.
Профессор А.И. Алмазов: «Благих желаний может быть и много. Однако порою самые благочестивые желания не могут считаться удобоприменимыми. Это безусловно относится и к настоящему пожеланию. Прежде чем высказать его, — что легко, — оо. законоучители должны были вспомнить, что в проектируемом виде молитва займет около часа времени, что ученики поэтому должны являться для нее за час времени, что ученики в больших городах и без того иногда вынуждены тратить час времени на прибытие в школу, что учащие не будут да и не обязаны являться на такую молитву часом ранее своего урока. Не лишнее припомнить здесь и то, что если (как сказано выше) даже богослужение в обычном смысле, по мнению съезда, нуждается для воспитанников в сокращении за недостатком времени, то мыслимо ли после этого говорить о введении в практику еще какого-то каждодневного богослужения (точно определить состав которого сами оо. законоучители затруднились)?.. Еще понятно было бы, когда бы шла речь об общей молитве в интернате. Но что касается до той же молитвы для всех приходящих (только православных), то о ней, как созидательной для молитвенного воспитания сердца ученика, думать так более чем сомнительно. Скорее может статься как раз наоборот — вместо усиления в учащемся душевной потребности молитвенного обращения к Богу оно парализует такое усиление13.
Воспитаннику по выходе из школы не придется быть участником такой общей молитвы. Но его христианский долг всегда утром обра-
10 Странник. С. 256.
11 Там же.
12 Там же.
13 Ср.: Сапожников А. О желательной постановке Закона Божия в среднеучебных заведениях // Странник. 1903. № 2. С. 197—212.
щаться к Богу с молитвою в своей домашней обстановке. Вот на этот долг, сам по себе, каждый законоучитель действительно должен обратить особенное внимание, и если он достигнет в этом направлении осязательных результатов, то он со спокойной совестью может сказать: я исполнил, что требовалось от воспитания мною учеников в отношении молитвы. Достигнуть же этого он может только непосредственным пастырским воздействием на чувство каждого своего питомца в отдельности, — но всего менее общею молитвою. Последняя, ввиду ее формального значения, скорее может не побуждать сознание к исполнению первой, а парализовать»14.
Наряду с остальными вопросами воспитательного характера съезд высказал свое мнение в отношении исповеди. Вниманию съезда были предложены два вопроса в этом направлении. Первый: «Какими мерами законоучителю достигнуть того, чтобы исповедь учащихся была неторопливою и осмысленною?»15.
Решая этот вопрос, съезд высказался следующим образом: «Исповедь учащихся должна всегда совершаться в полной благоговения обстановке. Она отнюдь не должна быть торопливою... Средствами подготовления учащихся к осмысленному выполнению ими дела исповеди и св. причастия могут быть специальные беседы законоучителя... Нельзя допускать исповедания нескольких учеников вместе, а при стечении большого количества учащихся должно распределить исповедь их на несколько дней»16.
Профессор А.И. Алмазов: «По каким соображениям нашли нужным предложить подобный вопрос специально законоучителям, раз этот вопрос общедуховнический, — додуматься трудно17. Съезд, впрочем, ответил на это так, что совершенно без ущерба мог бы и не постановлять своего решения. Разве во всем этом есть что-либо не подразумеваемое должным быть при совершении исповеди и без такого постановления? Нужда настояла, добавим, не столько в решении подобного, собственно излишнего, вопроса, сколько в уяснении вопроса — к чему при современных условиях в особенности должна направляться исповедь в школе? Какие особенные недуги она по преимуществу должна иметь в виду в подрастающем поколении? В этом направлении съезд, быть может, оказал бы своим мнением немалую услугу, по крайней мере тем из законоучителей, которые в со-
14 Странник. С. 256—257.
15 Там же. С. 258.
16 Там же.
17 Ср.: С.К. Совершение общественных молитв в народных школах. Руководство для сельских пастырей. 1891. № 32. С. 481—388.
вершении исповеди не далеко ушли от обычных формальных приемов»18.
Другой, связанный с исповедью же вопрос: «Нужно ли стремиться к тому, чтобы законоучитель был духовным отцом всех своих учеников, и какие меры он должен предпринимать к тому, чтобы они исполняли долг исповеди и св. причастия?»19.
Ответ съезда: «Все ученики исповедуются у своего законоучителя, однако за исключениями, допускаемыми с его ведома»20.
Профессор А.И. Алмазов: «Вопрос — действительно существенной важности. <...> Против исповеди учеников именно у своего законоучителя едва ли что можно возразить, но при усвоении ему такой функции тем более нужно требовать, чтобы он был на высоте своего положения — и как законоучитель, и в особенности как духовник. Да не последует здесь, вместо ожидаемого доброго направления воспитанника, в известной мере отрицательного отношения к такой исповеди»21.
Останавливаясь «на классных отношениях законоучителя к ученикам», съезд коснулся проблемы «оценки ученических знаний баллами»22.
Отцы-законоучители признали: «Так как Закон Божий предмет не только воспитательный, но и учебный, то признается необходимыми... и задавание и спрашиванье уроков, баллы и экзамены, ибо... баллы имеют свое значение не только как оценка знаний, но и как оценка отношения ученика к делу»23.
Профессор А.И. Алмазов: «Конечно, Закон Божий предмет не только воспитательный, но и учебный. Но ведь главная задача его изучения состоит именно в воспитании воли согласно с христианским учением. Это признают в своих рассуждениях и члены съезда. Следовательно, и оценка ученического усвоения Закона Божия должна иметь в виду прежде всего указываемую существенную цель. Настоящее постановление съезда, как очевидно, устанавливает совер-
18 Странник. С. 258.
19 Там же. С. 259.
20 Там же.
21 Там же.
22 Там же. (По проблеме оценки знаний в наше время см. также статью прот. Виктора Дорофеева.)
23 Ср.: А. Кр., свящ. К вопросу о баллах по Закону Божию // Церковный Вестник. 1904. № 15. С. 465—467; Малиновский Н., свящ. К вопросу о религиозном образовании в наших светских учебных заведениях и мерах к его возвышению // Странник. 1893. № 3. С. 405—417.
шенно обратную точку зрения и на первый план выдвигает собственно вторую цель. Рекомендуемая им аттестация баллами может относиться только к учебной стороне и никогда не может служить свидетельством о христианском направлении ученика.
Правда, по мнению оо. законоучителей, баллы имеют свое значение и как оценка отношения ученика к делу. Но, во-первых, насколько мы знаем, не только отношение ученика к изучению Закона Бо-жия, но и отношение к изучению им всех других предметов в конечном итоге оценивается в гимназическом аттестате словесным выражением, а не баллом. А во-вторых, выражаясь так, неужели оо. законоучители думают, что баллы, свидетельствуя о знании учеником истин Закона Божия, вместе с тем свидетельствует и о любви его и благоговении к этим истинам? Они не могут не согласиться, что здесь должно принимать во внимание не внешнее (допустим — усердное) отношение ученика к изучению истин Закона Божия, а его внутреннее душевное отношение к значению для него этих истин. По-видимому, съезд и сам сознавал и беспочвенность только что приведенного постановления, и неправильное толкование им здесь назначения Закона Божия. Вот почему в дополнение к сказанному им съезд еще постановил: «Оценку ответов учащихся баллами предоставить такту законоучителя как пастыря воспитателя»24.
В дополнение к вопросу об отношениях в классе съезду пришлось рассуждать и о «внеклассном отношении законоучителя к воспитанникам».
По этому вопросу съезд высказался многозначно: «Законоучитель должен вникать во все стороны жизни ученика», «обращать внимание на материальное его положение, принимать самое деятельное участие в благотворительных учреждениях при школе», а также «должен вникать в индивидуальное религиозно-нравственное состояние и настроение учеников», «по возможности навещать учащихся, живущих на квартирах», «должен входить в душевное настроение воспитанника, когда заметит в нем какую-либо подавленность», примирять учеников друг с другом и даже в случаях недоразумений между ними и наставниками25, и многое, многое другое.
Профессор А.И. Алмазов: «Все это было постановлено, и на наш взгляд,тем самым съезд еще раз ограничивается в своих постановлениях фразами. Скажите, кто из законоучителей и без съезда не знает таких нравственных его обязанностей, благо они вообще пастырские, а не специально законоучительские? В подобном духе члены съезда
24 Странник. С. 260.
25 Там же. С. 261.
могли „постановлять” до бесконечности — область высоконравственных деяний беспредельна. Но какое же реальное значение всех таких постановлений? Они понятны были бы, если бы, исповедуя столь высокие пастырские идеи, оо. законоучители рядом с тем указали и вспомогательные средства к их осуществлению. Только при таком условии все подобные, несомненно высоко-пастырские, наставления не показались бы бременем неудобоносимым, тяготу которого первыми не поднимут те же участники съезда.
Кажется, они сами это сознавали, почему все рассуждения по настоящему вопросу и заканчиваются такою заключительной формулой: «Чтобы достигалась беспрепятственно пастырская близость законоучителя с учеником, требуется специальное узаконение со стороны подлежащих ведомств». Сомнительно, однако, чтобы какое либо «узаконение», будь оно самым совершенным и безукоризненным, действительно могло бы создать такую близость. Близость в нравственной сфере, а отсюда и нравственное воздействие — создаются не узаконениями, а исключительно высокой нравственной личностью деятеля и его беззаветной и самоотверженной преданностью своему высокому нравственному призванию. Без таких внутренних качеств здесь всякое узаконение — пустой формальный акт»26.
Заботясь о нравственном влиянии законоучителя на ученика, съезд, входил в обсуждение «препятствий» к этому «со стороны... членов училищной корпорации — иноверцев»21.
Съезд постановил: «Законоучитель, как пастырь, должен с христианскою терпимостью относиться к тем членам училищной корпорации, которые проявили бы отрицательное отношение к православной вере, отражая их влияние на учеников, если такое замечено, с особою пастырскою мудростью и осторожностью»28.
Профессор А.И. Алмазов: «Оставаясь последовательными себе, оо. законоучители даже и здесь откликаются общею фразою. На съезде в этом случае лежал прямой долг решительно и определенно высказаться, насколько действительно несовместимо с задачами православного законоучительства назначать на должности (в средних учебных заведениях) начальников, а равно и инспекторов и их помощников, из лиц инославных вероисповеданий и просить Свят[ейший] Синод, чтобы он, по само собою понятным основани-
26 Странник. С. 261.
27 См. также: О положении законоучителей в светских учебных заведениях // Церковный Вестник. 1894. № 38. С. 598—599.
28 Странник. С. 262.
ям, снесся с Министерством Нар[одного] Просвещения об устранении такого ненормального явления. Взамен того, что же мы наблюдаем? Члены съезда в своем ответе даже обошли упоминание об иноверцах. Не при таком отсутствии мужества достигаются высокие воспитательные цели в православно-русском духе.»29.
В направлении «воспитательного значения Закона Божия» на съезде поднимались вопросы и вне содержания программы. Так, «для воспитания в учащихся сознательного отношения к богослужению» признано было желательным, «чтобы законоучители обратили свое внимание, как на целесообразные способы к этому — прислуживание учеников по очереди в алтаре и у свечного ящика, участие их в церковном чтении и в общецерковном пении, а также вне богослужебной беседы законоучителя»30.
Профессор А.И. Алмазов: «Что некоторые из перечисленных здесь способов должны считаться отвечающими поставленной цели — это несомненно31. Однако несомненно и то, что большинство из них может содействовать не столько «сознательному отношению к богослужению», сколько в некоторой доле к активному участию в нем. А что касается до прислуживания у свечного ящика, то относительно него позволительно думать, что это скорее развлекает ученика при богослужении, но не сосредотачивает на нем внимания, и совершенно далеко от того, чтобы возбудить в нем соответствующее богослужению настроение. Такое упражнение может развить не столько любовь к богослужению, сколько любовь собственно к храму и к порядку в нем. Относительно же присутствия в алтаре нужно сказать, что по этому вопросу имеет место и обратное воззрение, — имеет место исходя из представления священного значения алтаря»32.
Также религиозно-воспитательным средством члены съезда назвали и «паломничество учащихся по святым местам под руководством законоучителя».
Профессор А.И. Алмазов: «Что такие экскурсии будут церковнообразовательными, это — да. Но будут ли они вместе с тем и религиозно-воспитательными? Не забудем, что паломничества, в их основ-
29 Там же.
30 Там же.
31 См.: Участие учеников народных училищ в церковном богослужении. Циркуляр г. Попечителя Киевского Учебного Округа // Вестник Тульской Епархии. 1886. № 12. С. 333—334.
32 Этот способ всегда рекомендуется в числе прочих. См. также: Люперсоль-ский В., свящ. Способ практического ознакомления учеников с богослужением // Церковный Вестник. 1886. № 3. С. 45—46.
ном внутреннем мотиве, связываются с благочестивыми объектами, и в некотором роде благочестивыми упражнениями и подвигами, как напр[имер], милостыней, говением и причащением и пр. Что-либо найдет ли себе место при паломничестве, рекомендуемом оо. законоучителями? Из известных нам описаний ученических паломничеств, даже воспитанников духовных школ, указываемых теперь необходимых для их воспитательного значения качеств, что-то не наблюдает-
ся33.
Более важным воспитательным средством нужно признать рекомендованное затем на съезде открытие при учебных заведениях христианских содружеств учащейся молодежи. Напрасно только оо. законоучители считают такие содружества возможными лишь при наличности нескольких законоучителей, да еще при поддержке начальства учебных заведений. Разве вне таких условий один законоучитель не может осуществить столь благое дело, хотя бы в ограниченном объеме?..»34
Завершая обсуждение воспитательных вопросов, члены съезда коснулись и «больного» вопроса «о преобладающих пороках между учащимися в средней школе»35.
Судя по постановлению съезда, такими пороками следует считать «увлечение порнографическою литературою» и «наклонность к алкоголизму»36.
Профессор А.И. Алмазов: «Других пороков, по-видимому, не признается. Таким образом — ни курение, ни грубость в товарищеской среде и даже по адресу преподавателей, ни сквернословие — все это, по мнению оо. законоучителей, не распространенные пороки и малозначительные. Действительность подсказывает нечто другое. Нам думается, что члены съезда приняли во внимание пороки только одного — старшего возраста, оставив в стороне пороки, свойственные вообще учащемуся юношеству, — и затем они взяли во внимание пороки, так сказать, наносные извне, а не связанные с самою школою, ее строем. Широко на дело, как очевидно, здесь не взглянули»31.
Профессор оспаривает также меры, которые рекомендует съезд против названных выше пороков. Их две: а) «чтобы начальство обра-
33 Ср.: Галабутский Иоанн, свящ. Школьные паломничества на поклонение святыням // Пастырский собеседник. 1900. № 8. С. 120—127.
34 Странник. С. 263.
35 Там же. С. 264.
36 Там же.
31 Там же.
тило особое внимание на недопущение среди учеников развращающих и соблазнительных книг»; б) «возбуждение ходатайства пред правительством об изъятии из книжного рынка порнографической литерату-
ры»38.
Профессор А.И. Алмазов: «Едва ли нужно разъяснять, что та и другая мера направляется к тому, дабы свалить всю тяжесть дела с плеч законоучителя на плечи всяческого начальства, что обе эти меры чисто внешнего характера и потому обе же менее чем значительны. Разве может начальство, напр[имер], предупредить обращение соблазнительных книг между всеми воспитанниками, раз они живут по преимуществу на квартирах, да еще многие при родителях? То же самое, впрочем, одинаково имеет силу и в применении к воспитанникам, живущим в интернатах. Мало того, здесь при непосредственном контроле начальства в рассматриваемом отношении получается даже худ шее.
С другой стороны, разве одни собственно порнографические издания вообще понижают нравственность юношества? Зачем искать так далеко? Понаблюдайте несравненно ближе. Всмотритесь в большинство получаемых в доме газет, и вы увидите, в какой преизбыто-чествующей мере почти каждый ее [номер] дает разносторонний и обильный материал для расшатывания нравственных устоев юношества. Эти отделы — о суде, где с особенным тщанием описываются всяческие, порой виртуозносовершенные (по-своему) мошенничества и мерзости; «происшествия», вечно наполненные известиями и картинными описаниями наиболее скандальных и удручающих фактов — грабежей, убийств, самоубийств; эти, подчас краснословесные обозрения явлений текущей жизни, где сплошь и рядом, напр[имер], нормальная семейная жизнь трактуется как нечто отсталое, где светлое, лучшее порою оценивается с точки зрения уличной толпы. Вот где, быть может, менее заметный, но постоянный источник нравственного разложения юношества. Если нужно, создавайте для него специальные газеты; от чтения же газет для взрослых возможно устраните в раннем возрасте. Результат этого окажется скоро, напр[имер], и такая эпидемия самоубийств, какая свила себе гнездо среди учащейся молодежи, разом спадет. При наличности указываемого теперь и других аналогичных ему условий рекомендуемые выше съездом меры поистине напрасное изыскание. Не говорим о том, что правительство и без законоучительского указания знало и знает и применяет рекомендуемую ему меру в отношении порнографии во всех ее проявлениях.
38 Странник. С. 264.
Оо. законоучители должны были поискать в этом отношении других лекарственных мер, которые бы по самому внутреннему их свойству парализовали всякие вредные наклонности воспитанников. В числе таких мер, само собою предполагается, на первом плане должна быть пастырско-руководительная деятельность законоучителя»39.
Отметим, что на съезде это было осознано, поэтому далее в числе мер указывается: «Для общего нравственного воздействия на учащихся признана целесообразной классная беседа законоучителя в начале учебного года о надлежащем поведении учеников»40.
Профессор А.И. Алмазов: «И только? Мало же законоучители возлагают на свои рамена. Одною такою беседою не только общего, но индивидуального воздействия не окажешь, раз дело касается недугов застарелых... Кажется, правильнее смотреть, что задача законоучителя в сем случае быть стражем своей юной паствы во всякое время. Иначе вместо применения одной рекомендательной беседы, лучше возложить все на плечи начальства. А еще лучше возложить всякое доброе направление юноши на другой фактор, призванный к воспитанию — не культурными условиями, как это есть в отношении школы, а самою природою вещей, именно — на семью»41.
Съезд так и делает и, в конце концов, по данному вопросу постановляет составить «обращение о содействии законоучителям со стороны общества и семьи» (что и было исполнено), и «такое обращение распространить в обществе всеми возможными способами»42.
Профессор А.И. Алмазов: «.воззвание это. к сожалению, в параллель другим творческим проявлениям съезда. блещет, скорее, общими фразами, нежели глубоким, выстраданным чувством и объективными и тем более ясными рассуждениями. <.> Рациональнее было бы, действуя именно в том же направлении, не такое формальное воззвание, которое, быть может, было и прочитано многими, а теперь забыто, а вменить в обязанность от лица съезда, каждому законоучителю (допустим с ссылкою на постановление съезда), обратиться самому от себя к родителям своих питомцев с подобными же воззваниями. Такое воззвание действительно было бы живою мерою. <.> В этом случае взывающий законоучитель и родители связаны живою
39 Странник. С. 265.
40 Там же.
41 Там же.
42 Там же. С. 266.
непосредственною связью. Сверх же всего этого, если уже обращаться к родителям, то не мешало бы съезду, в параллель тому с одним-другим словом обратиться к приходским священникам, собратьям законоучителей, чтобы они, идя на помощь законоучителям, в своей пастырско-просветительской деятельности, обратили особое внимание родителей прихожан на религиозно-нравственное воспитание детей. Законоучители и приходские пастыри в святом деле воспитания подрастающего поколения должны идти рука об руку, взаимно поддерживая друг друга.»43
The All-Russian congress of the Bible teachers
WORKING IN THE SECULAR SECONDARY EDUCATIONAL
institutions (1909)
N.V.Kazerova
During the latest several years in Russia the discussion about the introduction of a subject of "Basis of the orthodox culture” in the secondary educational institutions is conducted. Many experts, and also parents are asked by the main question: whether the teaching of the Divine Law at modern school is possible? If yes, how to organize the work in the given direction? For the successful decision one must analyze the historical experience. The author draws the attention to the All-Russian congress of the Bible teachers working in the secular secondary educational institutions (1909) which was ever broadly enlightened in press.
43 Странник. С. 267.