Научная статья на тему 'Всероссийский семинар-совещание УМО по направлениям педагогического образования "Экспертный потенциал УМО в обеспечении качества подготовки педагогов в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов"'

Всероссийский семинар-совещание УМО по направлениям педагогического образования "Экспертный потенциал УМО в обеспечении качества подготовки педагогов в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийский семинар-совещание УМО по направлениям педагогического образования "Экспертный потенциал УМО в обеспечении качества подготовки педагогов в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов"»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ УМО ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УМО В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

20—21 октября 2011 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена состоялся семинар-

совещание Учебно-методического объединения (УМО) по направлениям педагогического образования «Экспертный потенциал УМО в обеспечении качества подготовки педагогов в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов», в котором приняли участие представители 30 российских вузов (в том числе 13 педагогических университетов, 4 государственных университета, 3 гуманитарных университета, 2 федеральных университета (Балтийский им. И. Канта, Северный (Арктический) им. М. Ломоносова), 2 педагогические академии, 3 педагогических института, 1 академия образования, 1 лингвистический университет, 1 психолого-педагогический университет). 10 вузов участников семинара являются членами сетевого объединения «Педагогические кадры России».

В совещании также приняли участие статс-секретарь, заместитель министра образования и науки И. М. Реморенко, вицепрезидент РАО В. А. Болотов, начальник отдела государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е. Г. Ломакина, представители педагогической общественности Санкт-Петербурга.

На семинаре-совещании были обсуждены следующие вопросы:

• УМО по направлениям педагогического образования как инструмент обще-

ственно-государственного партнерства в повышении качества подготовки педагогических кадров;

• УМО как центр общественнопрофессиональной аккредитации по УГС (педагогика и образование);

• роль УМО в концепции реализации подготовки педагогических кадров в условиях модернизации;

• актуальные вопросы совершенствования педагогического образования;

• повышение качества педагогического образования в условиях трансграничной асимметрии;

• экспертиза качества подготовки педагогических кадров в условиях введения ФГОС нового поколения;

• стратегическое партнерство работодателей и вузов в повышении качества подготовки педагогических кадров;

• новые образовательные технологии как фактор повышения качества подготовки педагогических кадров;

• роль и место научно-образовательных центров в повышении качества подготовки педагогических кадров;

• электронно-библиотечные системы в учебном процессе университета как неотъемлемое требование стандартов ВПО третьего поколения;

• адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности как показатель качества подготовки учителя.

По итогам работы на пленарных заседаниях и круглых столах был принят проект

резолюции семинара-совещания, который был разослан в вузы, ведущие подготовку кадров по педагогическим направлениям для обсуждения*.

Резолюция семинар-совещания УМО по направлениям педагогического образования «Экспертный потенциал УМО в обеспечении качества подготовки педагогов в условиях реализации новых Федеральных

государственных образовательных стандартов»

Обсудив широкий круг вопросов, связанных с проблемами развития педагогического образования и роли Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования, участники семинара-совещания:

• обращают внимание на необходимость взвешенного подхода в решении вопросов модернизации педагогического образования, исключающего отрицательные незапланированные результаты. Принцип не навреди при реструктуризации педагогического образования должен быть одним из ведущих;

• понимают значимость и сложность текущего момента существования высшего педагогического образования, когда его модернизация сопровождается реструктуризацией и диверсификацией, повышением требований к качеству деятельности вузов и востребованности ее результатов;

• признают важность эффективного функционирования сетевого объединения «Педагогические кадры России» и связанную с этим необходимость определения состояния и перспектив развития нормативно-правовой базы сетевого сотрудничества в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты третьего поколения;

• полагают стратегической задачей в эффективном развитии высшего профес-

сионального педагогического образования реорганизацию структуры УМО и усиление его экспертного потенциала в обеспечении повышения качества подготовки педагогических кадров;

• в связи с необходимостью разработки и апробации нового содержания педагогического образования, отвечающего стандартам третьего поколения, развития педагогической науки считают необходимым ходатайствовать перед правительством РФ о введении статуса исследовательского университета для ведущих педагогических вузов России. Участники семинара-совещания констатируют:

1. УМО как общественный партнер государственного управления высшим профессиональным образованием обладает достаточным ресурсом экспертизы качества подготовки педагогических кадров. Базой УМО по направлениям педагогического образования должны быть педагогические университеты как крупные исследовательские центры подготовки педагогических кадров, в которых ведутся масштабные исследования проблем образования и на этой основе реализуется уровневая система педагогического образования, включающая в себя подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов для сферы образования.

2. УМО является действенным инструментом общественно-государственного партнерства в области повышения качества педагогических кадров.

3. УМО должно активно участвовать в разработке критериев рейтингов с учетом специфики вузов, а также осуществлять рейтингование вузов, экспертизу образовательных программ и деятельности педагогических вузов в целом.

4. Научно-образовательные центры как универсальные элементы сетевой структу-

* Материалы семинара-совещания будут опубликованы в ближайших номерах «Вестника Герценовско-го университета».

ры должны эффективно использовать наработанные преимущества университета на основе формирования, распространения и обновления знаний и технологий с использованием интегрированной научной, кадровой, опытно-экспериментальной и приборной базы в исследовательском и учебном процессах.

Участники совещания-семинара считают необходимым:

1. Сформировать концепцию «открытого педагогического образования» как основы сетевого сотрудничества педагогических вузов, работодателей, как модели вариативного обучения для абитуриентов.

2. Определить роль УМО как центра общественно-профессиональной аккредитации по УГС (педагогика и образование).

3. Создать унифицированную систему измерителей качества, индикаторов и рейтингов, экспертизы и сертификации образовательных программ, курсов и кадров.

4. Предложить разработать модель реструктуризации педагогических вузов по от-

раслевому принципу в рамках сетевого консорциума «Педагогические кадры России».

5. Продолжить осмысление вопроса об отборе абитуриентов на программы подготовки учителей с учетом реальной демографической ситуации, особенностей формирования государственного задания и региональной специфики его выполнения, а также с учетом перспектив развития сетевого взаимодействия для предоставления абитуриентам вариативных сценариев обучения в системе сетевого консорциума.

6. Повысить внимание к стратегическому партнерству работодателей и вузов как важнейшему условию повышения качества подготовки педагогических кадров.

7. Обсудить конкретные предложения по разработке структуры и дополнительных функций УМО по направлениям педагогического образования в современных условиях.

8. Включить в направление деятельности УМО формирование ^-педагогики как современного направления развития образования.

Материалы для публикации подготовил начальник организационно-методического отдела УМО

А. И. Османов

В.П. Соломин,

председатель УМО по направлениям педагогического образования,

ректор РГПУ им. А. И. Герцена

УМО ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Мы собрались в чрезвычайно сложный момент существования высшего педагогического образования. Его модернизация сопровождается процессом реструктуризации и все более жесткими требованиями к деятельности вузов. Ряд педагогических вузов прекратили свое существование как самостоятельные структуры и вошли в статусе факультетов или институтов в объединенные учебные заведения высшего профессионального образования. Одним из мотивов подобного объединения вузов

является требование повышения качества подготовки кадров.

Основной чертой, характеризующей современный этап развития образования в мире, является усиление участия общества в реформировании и оценке качества образования. Одной из форм такого участия в отечественной практике является функционирование в системе высшего и послевузовского педагогического образования Учебно-методического объединения по направлениям педагогического обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.