Научная статья на тему 'Всероссийский проект "Профессиональные старты"'

Всероссийский проект "Профессиональные старты" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕБЁНОК ВОЖАТЫЙ / CHILD YOUTH LEADER / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА / SOCIAL PROBE / СТАЖИРОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE / PROBATION PERIOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Людмила Викторовна

Создание социально-образовательной модели содействия социально-профессиональному самоопределению подростков, которая получила название «Профессиональные старты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийский проект "Профессиональные старты"»

ВСЕ РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ

«Профессиональные старты»

Людмила Викторовна Спирина,

доцент Кубанского государственного университета, руководитель проекта «Профессиональные старты», кандидат педагогических наук

Мы работаем над созданием социально-образовательной модели содействия социально-профессиональному самоопределению подростков, которая получила название «Профессиональные старты».

• ребёнок — вожатый • социальная проба • стажировка • педагогическая практика

п

роект «Профессиональные старты» реализуется во Всероссийском детском центре «Орлёнок» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Его стратегическая направленность рассматривается нами на трёх уровнях:

• на уровне государства — ориентация подрастающего поколения

на выбор педагогической профессии, подготовка целеустремлённого и мотивированного абитуриента педагогического вуза;

• на уровне регионов — поддержка социально-активных групп подростков и молодёжи и создание условий для их общественно направленной самореализации и саморазвития;

• на уровне «Орлёнка» — творческая площадка для социальных проб участников проекта, создание кадрового звена в системе воспроизводства кадров вожатых и педагогов.

В проекте «Профессиональные старты» личностно-ориентированное воспитание рассматривается нами

как организованный процесс саморазвития личностных качеств участников на основе общечеловеческих ценностей, где используются педагогически управляемые процедуры культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности. В результате подростки самостоятельно входят в культурную жизнь социума, активизируются их творческие наклонности и способности.

Используемая нами идея личностного подхода состоит в том, что с педагогом общаются не просто подростки, а личности с собственным миром чувств и переживаний. Вместе с тем личностный подход требует знания о структуре личности, её элементах, их связи между собой и целостной личностью. Это значит, что во взаимодействии участников проекта могут быть использованы только такие приёмы, при которых каждый участник процесса ощущает внимание и признание своего личностного достоинства; что он уважаем, и никому не позволено его оскорбить. Идея личностного подхода реализуется, когда ведущим инструментом развития является самодвижение личности подростка и личности педагога навстречу друг другу.

«Профессиональные старты»: ракурс первый

Проект «Профессиональные старты» ежегодно участвует в конкурсе программ Министерства образования и науки на право проведения специализированной смены в ВДЦ «Орлёнок». При поддержке Департамента воспитания и социализации детей проект реализуется течение 12 смен. Участниками смены являются подростки — победители региональных социальных конкурсов, также присоединиться к проекту в «Орлёнке» имеют возможность все желающие подростки от 14 лет, прошедшие внутри-орлятский отбор во всех детских лагерях. Таким образом, ежесменно в программе «Профессиональные старты» участуют до 100 подростков из всех регионов РФ. Для обеспечения системной реализации идей проекта потенциал «Орлёнка» используется нами как всероссийская площадка для прохождения участниками проекта педагогической практики. Ценность системной педагогической практики заключается в её длительности и преемственности. Каждый участник проекта имеет возможность в течение 10 лет обогащать и усложнять свои профессиональные знания и умения в рамках действующего федерального детского многопрофильного учреждения.

Логическая цепочка профессионального становления участников проекта складывается из следующих составляющих:

• 1—2-й годы — участник базового отряда «Профессиональные старты» стажируется

в детских лагерях «Орлёнка» в роли организатора досуговой деятельности сверстников;

• 3—4-й годы — педагогическая стажировка участников молодёжных сборов в роли помощника вожатого в детских лагерях «Орлёнка»;

• 5—7-й годы — педагогическая практика участников проекта — студентов региональных или федеральных педагогических вузов;

• 8—10-й годы — собственно профессиональная педагогическая деятельность специалиста

в ВДЦ «Орлёнок».

В рамках содержательной программы проекта «Профессиональные старты» мы взаимодействуем с подростком, который:

• находится в процессе активного развития

и реализации индивидуальных потенциальных способностей;

• усваивает социальные нормы и культурные ценности общества;

• готовится проявить личностную готовность к адекватному включению в общественно полезную и профессиональную деятельность.

Важнейшим фактором в этот период развития личности мы считаем признание за подростком права пройти этот путь с максимальной долей самостоятельности.

Задачи проекта «Профессиональные старты»

• актуализировать у участников познавательные стимулы к саморазвитию;

• научиться находить индивидуальные способы решения проблем личностного самоопределения, самовыражения, самостоятельно анализировать собственное поведение;

• обогатить социальный опыт путём самоопределения подростком перспектив собственного развития в социально полезной деятельности на основе осознанного выбора.

Мы считаем, что главное в подобных программах не конкретные знания, умения, а сущностные компоненты развивающейся личности:

• направленность интересов, мотивы подростка;

• опыт общения и анализа отношений к себе, людям, миру, природе;

• познание себя, творческая самореализация, актуализация ведущих потребностей, анализ индивидуальных проявлений.

Содержательная программа проекта в рамках деятельности временного подросткового объединения — одно из средств помощи участникам проекта в социальном становлении, самопоказатель роста каждого участника в той или иной социальной или индивидуальной деятельности.

Сложившаяся организационная логика смены и формы личностного взаимодействия

представляют собой логический набор способов стимулирования индивидуального и коллективного познавательного процесса, направленного на качественное наращивание «идеальных» образцов жизнедеятельности и проб самосозидания:

1. Знакомство с новыми социальными условиями, целеполагание (актуализация интересов

и потребностей).

2. Самоопределение (в содержании программы, выборе ролей и позиций).

3. Учебно-развивающий блок (стартовая лекция-погружение в тему, прикладные занятия по выбору участников в рамках содержания стартовой лекции), творческая самореализация участников (коллективно-творческие дела, дискуссии, презентации, конкурсы и т.п.).

4. Итоговая рефлексия достигнутых участниками результатов, работа на последействие (самоопределение перспектив личностного развития и социальной активности в регионе).

5. Работа на последействие. Разработка индивидуальных планов саморазвития на год.

Участнику проекта создаются реальные условия для динамичного и интенсивного содержательного общения со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют подростку изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых.

Подростки пробуют самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию только активного организатора жизнедеятельности целевого объединения. Ключевая позиция в организации творческих дел — всеобщее включение, чтобы каждому участнику проекта нашлась роль, доверенная в общем деле только ему.

Если процесс общения и деятельности в целевом объединении проходит в доброжелательной обстановке, с вниманием к каждому участнику, это помогает ему создать положительную модель поведения, получить эмоционально-психологическую реабилитацию.

При таком построении социума «от ребёнка», от самобытной личности через многообразие групп и объединений, социальные взаимоотношения усложняются и развиваются. Функция регулирования принимает форму самоуправления всех членов сообщества на основе полного равноправия. При этом создаются оптимальные условия для реализации потребностей, интересов личности и целевого подросткового объединения, а также согласование их между собой с общественными интересами.

Практика, однако, свидетельствует, что всегда сохраняется опасность традиционного давления коллектива на личность, стремление «поставить всех в рамки», что противоречит нашим гуманистическим ориентирам. Кроме того, не всегда участники проекта владеют социальным опытом в выборе адекватного вида деятельности для своего развития, часто пребывают в растерянности, получая «свободу». Становясь «свободными», участники проекта удивляются и боятся широты и незнакомости свободы. Выбор всегда требует внутреннего напряжения и, чтобы не разрушить психику подростка, необходимо тонко и терпеливо включать его в овладение окружающим миром.

Второй ракурс

«Орлёнок» — ключевой организатор молодёжных палаточных сборов в Краснодарском крае для участников проекта «Профессиональные старты». На сборы приглашаются участники проекта, прошедшие программу на региональном уровне, в рамках специализированной смены, а также активные участники проекта в регионах РФ, в возрасте 16—18 лет, не имеющие возможность отдыхать в детском центре. Как правило, это молодые люди, которым предстоит принять решение, в каком профильном вузе продолжить образование.

Этой организационной форме работы с подрастающим поколением более 50 лет, но и сегодня она не утратила своей актуальности. Разноплановые сборы подростков

проводятся в «Орлёнке» с 1962 года. В первую очередь, известные во всем мире коммунарские сборы.

В наследство от коммунарских сборов нам достались богатые по смыслу и содержанию классические ценностные ориентиры взаимодействия с подростками и молодёжью:

• обучать на материале доступном и интересном;

• строить дружелюбные отношения взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания, взаимной симпатии;

• сделать огромное количество дел, рождающих коллективистские отношения между людьми;

• моделирование не личности, а отношений;

• коллективное моделирование времяпрепровождения каждого;

• общественное творческое отношение к жизни.

Коммунарский механизм «собрались, придумали, сделали» безупречно срабатывает как для показа образца продуктивного взаимодействия, сотрудничества, так и для осознанного включения в общий созидательный процесс всех участников проекта.

Осмысленный опыт коммунарских сборов учит не раздавать подросткам должностей, не взваливать на них непосильную организаторскую работу, не «включать» через «Все участвуют обязательно!» в придуманную педагогами деятельность, а учить самостоятельно создавать интересную жизнь через отношения совместной ответственности (советы дела, инициативные группы). Так, каждому участнику делегируется «кусочек» ответственности, и от каждого зависит общая результативность дела. В то же время краткосрочность работы группы не позволяет возникать отношениям субординации «руководитель — подчинённый».

Ценность формата палаточных молодёжных сборов и региональных (каникулярных) сборов «Профессиональные старты» в организации максимально свободных рамок для творческой самореализации участников и апробирования участниками различных социальных проб. В признании не на словах, а на деле за юношами и девушками права и необходимости учиться самостоятельно строить отношения друг с другом, заботиться друг о друге, уважать друг друга, корректировать друг друга. В показе образцов лучшего в них самих и в других людях.

Лозунг сборов: «Все вместе для одного — все вместе для всех!»

Участники сборов в «Орлёнке» коллективно и самостоятельно определяют организационную структуру сборов, направления помощи педагогам и подросткам детских лагерей центра, выбирают лидеров целевых временных групп. Ключевой вид деятельности сборов — педагогическая стажировка участников проекта в роли помощника вожатого детского лагеря ВДЦ «Орлёнок». При этом каждый участник вправе выбрать, исходя из своих сил и морально-психологической готовности, время стажировки (от 2 до 10 дней), объём содержательной нагрузки и личностную позицию в процессе педагогической стажировки.

Содержание программы сборов и организационные условия участия в делах строятся таким образом, чтобы дать реализоваться природной потребности подростков и молодёжи проявить свой интеллект и другие таланты. Кратковременность, интенсивность сборов требуют от участников активной самопрезентации.

Кроме того, предлагаемые соревновательные и конкурсные технологии самопрезентации талантов стимулируют участников сборов к постоянному личностному напряжению, социально развивая и духовно обогащая личностный потенциал молодых людей.

Л. С. Выготский подчёркивал, что «испытание — существеннейшая потребность растущего человека. Потому что оно требует мобилизации всех наличных сил и ещё некоторого сверхнапряжения в «зоне ближайшиго развития». Добавим от себя, что когда отсутствует это личностное сверхнапряжение, нет и прибавления в развитии. Таким образом, только через сверхнапряжение всех сил — физических, интеллектуальных, нравственных, духовных, участники проекта могут рассчитывать на обогащение индивидуальной личностной структуры.

Кроме того, деятельностный подход позволяет осваивать участникам проекта не только содержание процесса самопознания, но и обобщённые способы мыслительной деятельности, необходимые для его освоения (анализ, синтез, проблематизация, прогнозирование, проектирование, программирование, рефлексия).

Выбор стратегии подготовки и реализации педагогической стажировки участников проекта предусматривает не просто передачу участникам проекта некой новой суммы знаний, не вооружение их готовыми методиками, а прямое включение в деятельность по творческому преобразованию существующей педагогической практики, привлечение к самостоятельному поиску инновационных схем и технологий взаимодействия с подростком в познавательном процессе.

В классических идеях отечественной педагогики — соборности, соратничества и содружества, на которые мы опираемся, заложен важный воспитательный механизм, где общая деятельность на пользу человеку позволяет каждому:

• приобщать свои индивидуальные усилия

к общим достижениям и всегда чувствовать себя успешным;

• не бояться не справиться с индивидуальной задачей, потому что в совместной деятельности всегда найдётся человек, который придёт

к тебе на помощь;

• не завидовать успеху другого;

• сохранять и укреплять чувство собственного достоинства вне зависимости от физического или творческого потенциала;

• быть активным участником беспроигрышного соревнования — кто больше принесёт радости людям.

Третий ракурс

За время реализации проекта «Профессиональные старты» было создано 10 региональных базовых площадок, активно включившихся в его реализацию в своём регионе (Тульская область, Башкирия, Самара, Ли-

пецк, Орёл, Ижевск, Череповец, Чебоксары, Москва, Волгоград). На сегодняшний день базовыми площадками регионов РФ осуществляется поиск инновационного интерактивного механизма выявления, отбора и социальной группировки подростков, ориентированных на активную самореализацию в общественных структурах общества, в целевое подростковое объединение.

Базовыми площадками используются следующие организационные формы взаимодействия с участниками проекта:

• стартовый конкурсный отбор на право стать участником Всероссийского проекта «Профессиональные старты»;

• социальная практика в региональных учебно-воспитательных учреждениях региона (начальная школа, органы самоуправления школы, дома детского творчества);

• создание подростковых целевых объединений — «Клуб друзей» (Республика Удмуртия), «Синегория» (Москва);

• сотрудничество с педагогическим вузом региона (тренинги для подростков силами студентов педагогического вуза, курирование подростков-вожатых для младшей школы региона);

• каникулярные тренинговые сборы в регионах, проводящиеся для подростков и педагогов из разных регионов РФ с целью содержательной и организационной поддержки реализации проекта (Краснодарский край, Орёл, Чувашия).

Важная сторона жизнедеятельности социальной группы — общение. В процессе социализации культивируется ценность каждого участника социальной подростковой группы, выстраивается система общения на основе целевого социального взаимодействия. В результате совместных социальных действий развиваются социально-личностные навыки сотрудничества, взаимовыручки, духовного общения, дружбы, братства, любви. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.