Научная статья на тему 'Всероссийский экономический Диктант: интеллект как основа сильной и процветающей экономики'

Всероссийский экономический Диктант: интеллект как основа сильной и процветающей экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / FREE ECONOMIC SOCIETY OF RUSSIA / RUSSIAN NATIONAL ECONOMIC TEST / ECONOMIC COMPETENCE / PERSONNEL TRAINING / STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голов Р.С.

Авторское исследование посвящено анализу результатов Всероссийского экономического диктанта общероссийской образовательной акции, проведенной Вольным экономическим обществом России в 2018 году. Авторами обосновывается актуальность и важность данной образовательной акции как единственного всероссийского мероприятия по изучению экономической грамотности широких слоев общества и стимулированию граждан к приобретению необходимых экономических компетенций. Исследуются количественные и качественные показатели Диктанта, проводится их сравнительный анализ с результатами Диктанта, состоявшегося в 2017 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голов Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATIONAL ECONOMIC TEST: MENTAL CAPACITY AS A BASIS OF STRONG AND PROSPEROUS ECONOMY

The author’s research is devoted to the analysis of the results of the Russian National Economic Test as the all-Russian educational event arranged by the Free Economic Society of Russia in 2018. The authors prove the relevance and importance of this educational campaign as the only all-Russian event to study the grass-roots economic competence and encourage people to acquire the necessary economic knowledge. The research is aimed at studying the quantitative and qualitative indicators of the Test and giving their comparative analysis with the results of the Test held in 2017.

Текст научной работы на тему «Всероссийский экономический Диктант: интеллект как основа сильной и процветающей экономики»

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА СИЛЬНОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ RUSSIAN NATIONAL ECONOMIC TEST: MENTAL CAPACITY AS A BASIS OF STRONG AND PROSPEROUS ECONOMY

Р.С. ГОЛОВ

Заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», член Президиума Вольного экономического общества России, Главный редактор журнала «Экономика и управление в машиностроении», доктор экономических наук, профессор.

264

R.S. GOLOV

Head of Department for Management and Marketing of High-Tech Industries at Moscow Aviation Institute (National Research University), Presidium Member of the Free Economic Society of Russia, Chief Editor of Economics and Management in Mechanical Engineering magazine, Doctor of Economics, Professor.

АННОТАЦИЯ

Авторское исследование посвящено анализу результатов Всероссийского экономического диктанта - общероссийской образовательной акции, проведенной Вольным экономическим обществом России в 2018 году. Авторами обосновывается актуальность и важность данной образовательной акции как единственного всероссийского мероприятия по изучению экономической грамотности широких слоев общества и стимулированию граждан к приобретению необходимых экономических компетенций. Исследуются количественные и качественные показатели Диктанта, проводится их сравнительный анализ с результатами Диктанта, состоявшегося в 2017 году. ABSTRACT

The author's research is devoted to the analysis of the results of the Russian National Economic Test as the all-Russian educational event arranged by the Free Economic Society of Russia in 2018. The authors prove the relevance and importance of this educational campaign as the only all-Russian event to study the grass-roots economic competence and encourage people to acquire the necessary economic knowledge. The research is aimed at studying the quantitative and qualitative indicators of the Test and giving their comparative analysis with the results of the Test held in 2017.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Вольное экономическое общество России, Всероссийский экономический диктант, экономическая компетентность, подготовка кадров, статистический анализ. KEYWORDS

Free Economic Society of Russia, Russian National Economic Test, economic competence, personnel training, statistical analysis.

В условиях глубокого кризиса одним из важнейших аспектов социальной стабильности и экономического благополучия общества выступает способность его участников рационально и эффективно использовать имеющиеся у них ресурсы. Ограниченность этих ресурсов при неизменных базовых потребностях требует от них понимания экономических основ тех решений, которые они принимают повседневно, зачастую даже не задумываясь об их последствиях в средне- и долгосрочной перспективах. Приобретение товаров, вложение средств, получение кредитов, покупка недвижимости — вот лишь немногие действия, которые требуют от человека экономической грамотности. И ее наличие особенно важно, когда сокращаются доходы и растет уровень безработицы.

До последнего времени ни государством, ни научными или общественными организациями не проводился анализ экономической грамотности населения в масштабах всей страны. Впервые в российской истории решение этой задачи взяла на себя Общероссийская общественная организация «Вольное экономическое общество России», проведя в 2017 году Общероссийскую образовательную акцию «Всероссийский экономический диктант» (далее — Диктант). Как показал опыт ее проведения, граждане активно откликнулись на

2

данную инициативу. В Диктанте приняли участие более 60 тыс. человек по всей России представители самых разных возрастов и социальных и профессиональных категорий. Благодаря его проведению впервые удалось получить детализированную картину экономической компетентности различных слоев общества, выявить возможности оптимизации российского экономического образования, позволить участникам узнать о своих сильных и слабых сторонах этой компетентности и зародить в них стремление к ее повышению — вот лишь некоторые задачи, на которые направлен Всероссийский экономический диктант.

Проведенный в 2017 году Диктант позволил достичь сразу ряда стратегически важных целей. Впервые в российской истории было проведено столь масштабное исследование экономической грамотности населения, ценное как для государственных министерств и ведомств, общественных и образовательных организаций, национальных аналитических агентств, ведущих экспертов, так и для самого общества. Полученные результаты позволили выявить недочеты в университетских образовательных программах экономического профиля и стали основой для разработки рекомендаций по их совершенствованию. Кроме того, как заявили впоследствии многие его участники, Диктант стал для них тем опытом, который пробудил в них интерес к самой экономической науке и дал им мотивацию к изучению ее основ. Четкое понимание своей роли как участника экономических отношений позволило им совершенно иначе взглянуть на экономику, увидеть в ней не только теорию, но и инструменты улучшения собственного благосостояния. Возникший в итоге синер-гетический эффект стал важным для ВЭО России шагом

по объединению российского общества на ниве экономического просвещения, связывая поколения единой целью созидания сильной экономики как залога процветания нашей Родины.

4 октября 2018 года состоялся второй по счету Диктант на тему «Сильная экономика — процветающая Россия!». В число организаторов Диктанта вошли Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московский авиационный институт, РЭУ имени Г.В. Плеханова и ряд других ведущих вузов России, а также администрации субъектов Российской Федерации.

Генеральным партнером акции выступило ТАСС, а официальным партнером — «Российская газета». Площадки для его проведения были организованы в 83 субъектах Российской Федерации, а всего в нем приняло участие 98 538 человек — людей самых разных возрастов и профессий. Среди них очное участие в Диктанте приняли 77 382 человека, а 21 156 человек выполнили Диктант в онлайн-версии на официальном сайте акции — https://diktant.org.

В рамках данного исследования авторами систематизированы основные результаты Диктанта, состоявшегося в 2018 году, а также проведен их сравнительный анализ с результатами предыдущей образовательной акции.

Обратимся к анализу конкретных результатов проведенного Диктанта. Прежде всего следует отметить значительное увеличение количества региональных площадок по сравнению с предыдущим Диктантом. Так, если в 2017 году их было 637, то в этом году было зарегистрировано 1294, то есть произошло увеличение более чем в 2 раза. Важной отличительной особенностью нынешнего Диктанта является то, что в этом году он вышел на международный уровень:

268

был организован ряд зарубежных площадок, благодаря чему в мероприятии приняли участие граждане Монголии, Приднестровья и Таджикистана. Выделим те регионы, которые стали лидерами по числу действующих в них региональных площадок.

Абсолютным лидером по увеличению числа региональных площадок является Республика Крым, где в 2017-м году работало 14 площадок, а в этом — зарегистрировано 93. В частности, стоит отметить, что более чем в 6 раз увеличилось число площадок в Архангельской области — с 6 до 40, в Краснодарском крае увеличение составило также более 6 раз, с 14 до 89, в Ленинградской области — вместо 4 площадок в прошлом году в нынешнем году действовали уже 27. В Тульской области рост количества площадок и вовсе составил 8,5 раз: вместо двух площадок, действовавших в прошлом году, в рамках нынешнего Диктанта работали уже 17 площадок.

На практике создание даже одной новой площадки означает приток десятков и сотен новых участников — учащихся, профессионалов из разных сфер, ученых и преподавателей, а также представителей иных слоев общества. И каждый из этих людей — активный участник российской экономики, так или иначе играющий в ней определенную роль. Отсюда можно сделать вывод о том, что в российском обществе происходит интеллектуальная самоорганизация. Люди все больше осознают: рост объема их экономических знаний и компетенций напрямую влияет на их благосостояние. Нынешний кризис — тот период, когда ошибки при управлении личным и семейным капиталом обходятся особенно дорого. И Диктант в этом смысле стал для них тем опытом, который позволил им узнать уровень способности принимать эффективные экономические решения.

Еще одним важным показателем, наравне с динамикой увеличения числа региональных площадок, является распределение регионов по степени массовости участников, принявших участие в написании Диктанта (табл. 1).

Рассмотрим один из основополагающих показателей Диктанта — гендерное распределение его участников (рис. 1).

Согласно данным диаграммы на рис. 1, чуть менее двух третей аудитории Диктанта, а именно — 63,98%, составляют участники женского пола. Доля мужчин среди его участников — 36,02%. Эти данные практически совпадают с гендерным распределением аудитории Диктанта 2017 года (рис. 2).

Доля женщин, принявших участие в Диктанте 2017 года, была равна 63%, а мужчин — 37% соответственно.

По показателю возраста участников аудитория Диктанта распределилась следующим образом (рис. 3).

Наибольшую долю величиной в 65,99% составили молодые люди от 14 до 18 лет — учащиеся школ, техникумов и колледжей. Второе по числу участников место занимает категория лиц от 19 до 25 лет — 29,16%. Прежде всего, в нее входят студенты, обучающиеся в экономических, технических и гуманитарных университетах. При этом доля участников от 26 до 35 лет составила лишь 1,35% от общей аудитории Диктанта, а лиц от 36 до 53 лет — 2,68%. Наименьшие значения по данному показателю наблюдаются у людей от 54 до 65 лет, их доля равна 0,67%, а также у людей от 66 лет и выше — 0,16% соответственно. Стоит отметить, что распределение по возрастным категориям в значительной степени соответствует данным Диктанта 2017 года (рис. 4).

Та блица 1 / Table 1

Рейтинг регионов по степени массовости жителей, принявших участие в Диктанте /

Ranking of Regions by level of participants to the Test

№ Наименование региона или города / Region or City Кол-во участников / Participants

Москва / Moscow 6616

Санкт-Петербург и Ленинградская область / St. Petersburg and Leningrad Oblast 4183

Краснодарский край / Krasnodar Krai 4048

Московская область / Moscow Oblast 3306

Воронежская область / Voronezh Oblast 3205

Свердловская область / Sverdlovsk Oblast 1769

Республика Крым / Republic of Crimea 1723

Белгородская область / Belgorod Oblast 1547

Самарская область / Samara Oblast 1539

Челябинская область / Chelyabinsk Oblast 1394

Курская область / Kursk Oblast 1319

Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan 1261

Владимирская область / Vladimir Oblast 1176

Омская область / Omsk Oblast 1044

Республика Татарстан / Republic of Tatarstan 1041

Саратовская область / Saratov Oblast 1039

Кировская область / Kirov Oblast 1037

Смоленская область / Smolensk Oblast 1033

Тульская область / Tula Oblast 1030

Республика Саха (Якутия) / Sakha Republic (Yakutia) 1029

Рис. 1. Тендерное распределение аудитории Диктанта в 2018 году Fig. 1. Gender distribution of the 2018 Test participants

1 37,00% '

f 63,00% I

■ Мужчины Ш Женщины Male Female

Рис. 2. Тендерное распределение среди участников Диктанта в 2017 году

Fig. 2. Gender distribution of the 2017 Test participants

272

В От 14 до 1S пет От 19 до 25 пет ■ От 26 до 35 лет ■ От 36 до 53 лет Ш От 54 до 65 лет 66+ лет

Рис. 3. Возрастные категории участников Диктанта в 2018 году Fig. 3. Age of the 2018 Test participants

66,20%

2,48%

■ 14-18 лет ■ 19-25 лет 26-35лет 36-53 лет ■ 54-65 лет ■ 66 и более лет

Рис. 4. Возрастные категории участников Диктанта 2017 года Fig. 4. Age of the 2017 Test participants

0.16%

' 0.67%

2.68%

I 1,35%

29 16%

Как можно видеть на диаграмме на рис. 4, в прошлогоднем Диктанте доля участников от 14 до 18 лет составляла 66,2%, а участников от 19 до 25 лет — 27,45%. При этом доля лиц в возрасте от 26 до 35 лет составляла 2,95%, а в возрасте от 36 до 53 лет — 2,48%.

Другим важным показателем является уровень образования аудитории Диктанта (рис. 5). Как видно из данных приведенной диаграммы, основную часть его аудитории с долей в 67,37% составили лица со средним (полным) общим образованием, обучающиеся в общеобразовательных школах. На втором месте с долей в 19,19% находятся студенты вузов. Доля принявших участие в Диктанте учащихся техникумов и колледжей составляет 7,69%. Лица, обладающие высшим образованием, а также ученой степенью, представлены в со-

Среднее (полное) общее образование (9-11 классов)

Среднее профессиональное образование А Неполное высшее (неоконченное образазание} ■ Высшее образование Ш. Наличие ученой степени

■ Secondary Education Vocational Education ■ Undergraduate Education Higher Education Degree

Рис. 5. Уровень образования участников Диктанта в 2018 году Fig. 5. Educational level of the 2018 Test participants

67.37%

1,26% 1 4.49%

19.19%

274

ставе аудитории Диктанта в меньшей степени долями 4,49% и 1,26% соответственно. Сравним эти показатели с аналогичными за 2017 год (рис. 6).

■ Основное общее ■ Среднее ■ Среднее профессиональное □ Неполное высшее

■ Высшее образование ■ Ученая степень

General Education ■ Secondary I Vocational Education Undergraduate Education

■ Higher Education ■ Degree

Рис. 6. Уровень образования участников Диктанта в 2017 году Fig. 6. Educational level of the 2017 Test participants

Можно отметить, что по сравнению с данными диаграммы на рис. 6 в 2018 году увеличились доли участников с неполным высшим образованием (в предыдущий год их доля равнялась 15,49%), а также обладающих ученой степенью (в аудитории прошлого Диктанта они составляли 0,56% от всего числа участников).

По критерию «Род занятий» аудитория Диктанта распределилась следующим образом (рис. 7).

Наибольший вес в совокупной выборке величиной в 57,61% принадлежит категории учащихся общеобразова-

Ш Школьники Студенты экономических ВУЗов ■ Студенты технических ВУЗов ■ Студенты гуманитарных ВУЗов Ш Работающие ■ Пенсионеры Другое

Ш School Students Students of Economic Universities Я Students of Technical Universities • Students of Humanitarian Universities Employed People ■ Pensioners Other

Рис. 7. Род занятий участников Диктанта в 2018 году Fig. 7. Occupation of the 2018 Test participants

□ Школьник ■ Студент экономического вуза П Студент технического вуза ■ Студент гуманитарного вуза ■ Работающие ■ Пенсионеры ■ Другое

School Students ■ Students of Economic Universities Students of Technical Universities Students of Humanitarian Universities Employed People I Pensioners Other

Рис. 8. Род занятий участников Диктанта в 2017 году Fig. 8. Occupation of the 2017 Test participants

27

тельных школ. На втором месте с долей в 16,2% располагается категория участников, отметивших в качестве рода занятий «Другое». Участие в Диктанте студентов экономических вузов характеризуется долей в 14,79%, а студентов технических вузов — величиной в 4,54%. В меньшей степени в нем участвовали студенты гуманитарных вузов — в общей выборке они составляют лишь 3,47%, работающие, чья доля составила 3,09%, а также люди пенсионного возраста — лишь 0,3%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По рассмотренному выше показателю можно отметить существенные отличия по сравнению с Диктантом 2017 года (рис. 8).

Согласно данным диаграммы на рис. 8, в Диктанте, проведенном в 2017 году, наибольшую долю величиной в 41,3% составили студенты экономических вузов, а на втором по количеству участников месте расположилась категория студентов гуманитарных вузов — 25,58%. Школьники в рамках предыдущего Диктанта составляли лишь 17,72%. Подобное изменение пропорций между его категориями является положительным фактором, поскольку именно в школах сегодня закладываются базовые экономические знания и формируется профессиональная ориентация учащихся. Столь высокий интерес к Диктанту свидетельствует о формировании правильного экономического самосознания у подрастающего поколения, а также об их стремлении к повышению собственной экономической грамотности.

Рассмотрим распределение аудитории участников Диктанта в рамках категории сферы деятельности (рис. 9).

Согласно представленной на рис. 9 диаграмме, наибольшую долю величиной в 32,68% в выборке составляют пред-

ставители сферы образования и науки. На втором месте располагается категория участников, относящих себя к экономической сфере — 28,92%. Как комментируют этот показатель представители региональных площадок, в нее входят студенты вузов, идентифицирующие себя с будущей работой по различным специальностям экономического профиля, а также уже работающие специалисты. На третьем месте с долей в 27,93% располагается категория участников, выбравших в анкете вариант «Другое». Значительную ее часть составляют школьники, пока не определившие для себя профессиональную сферу, а также пенсионеры. С меньшим удельным весом в выборке присутствуют представители финансовой сферы (3,73%), сферы услуг (2,6%), промышленной сферы (1,59%), сферы торговли (1,41%) и сельского хозяй-

ства (1,15%).

3.73%

159% ^^

27.93%

■ Экономическая сфера ■ Промышленная сфера Финансовая сфера Сфера образования и науки

■ Сфера торговли Сфера услуг ■ Сельское хозяйство ■ Другое

■ Economy

■ Trade

ш Industry m Services ■ Agriculture

Рис. 9. Сфера деятельности участников Диктанта в 2018 году Fig. 9. Spheres of activities of the 2018 Test participants

278

25.58%

11.96%

I Экономика Промышленность Финансы Образоэание/наука Я Торговля Услуги Ш Другое

Economy ■ Industry Finances Education and Science ■ Trade Services ■ Other

Рис. 10. Сфера деятельности участников, написавших Диктант в 2017 году

Fig. 10. Spheres of activities of the 2017 Test participants

Проанализируем распределение участников в зависимости от сферы деятельности в рамках Диктанта, проведенного в прошлом году (рис. 10).

Сравнивая указанные результаты с прошедшим в 2017 году Диктантом, можно отметить, что тогда наибольший удельный вес был у категории «Другое» — 41,03%, а доля участников из сферы образования и науки была на втором месте и составляла 25,58%. При этом участники, ориентированные на построение карьеры в экономике, занимали третье место с величиной в 17,72%.

Рассмотрев сферы деятельности участников Диктанта, проанализируем их отношение к экономике (рис. 11).

Наибольший вес в рамках данного показателя занимают лица, проявляющие интерес к экономике. Их доля равна 44,21% от общего числа участников. Как отмечают специ-

Рис. 11. Отношение участников Диктанта к экономике в 2018 году Fig. 11. Approach of the 2018 Test participants to the economy

алисты региональных площадок, значительную ее часть составляют школьники и учащиеся средних профессиональных учебных заведений, изучающие экономику на факультативной основе, планируя связать с ней дальнейшее обучение и карьеру. Вторую по величине долю в 32,48% в выборке занимают лица, обучающиеся по экономическому профилю. К ним относятся, прежде всего, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений. Третьей по величине категорией являются лица, не имеющие отношения к экономике — 14,66%. В нее входят учащиеся, не идентифицирующие себя в качестве будущих экономистов, а также учащиеся техникумов, колледжей и вузов, а также специалисты отраслей, не связанных с экономикой. Подобные специалисты также в значительной степени составляют категорию «Другое», имеющую в выборке 5,68%. В мень-

шей степени в Диктанте приняли участие преподаватели (1,38%), профессиональные специалисты (1,08%) и ученые (0,52%).

Сравним рассмотренные выше значения с показателями Диктанта, проведенного в 2017 году (рис. 12).

Interested Student

No Economic Approach Other

Specialist

Scientist

Lecturer

Рис. 12. Отношение участников Диктанта 2017 года к экономике Fig. 12. Approach of the 2018 Test Participants to the economy

Обращаясь к результатам Диктанта, прошедшего в 2017 году, следует, как и выше, отметить более высокую долю в нем студентов: 43,82% от общей выборки. При этом доля учащихся средних профессиональных и общеобразовательных учреждений была несколько меньше — 37,68%, равно как и доля лиц, не имеющих отношения к экономике — 10,82%.

Обратимся к показателям результативности написания Диктанта. Оценка уровня знаний участников проводилась нами с применением 100-балльной шкалы, разделенной на 3 уровня по количеству набранных баллов: уровень от 0 до 30 баллов соответствует начальному уровню знаний в сфере экономики, уровень от 31 до 50 баллов характеризуется как удовлетворительный уровень экономических знаний, а от 51 до 100 баллов — относит участника к группе «Экономический авторитет».

Особо стоит отметить, что в 2018 году количество отличников Всероссийского экономического диктанта, то есть лиц, набравших от 80 до 100 баллов, составило 745 человек или 0,76% от общего числа участников.

Рассмотрим распределение результатов написания Диктанта участниками из различных категорий. С позиции ген-дерного распределения аудитории участников анализ их ответов дал следующие результаты (рис. 13).

Согласно данным диаграммы на рис. 13, среди мужчин базового результата до 30 баллов достигли 23,84%, а среди женщин — 21,4%. Уровня от 31 до 50 баллов смогли достичь 48,49% мужчин и 47,22% женщин. При этом в категорию «Экономический авторитет», набрав от 51 до 100 баллов, вошли 31,37% женской и 27,67% мужской аудитории.

Сравним полученные результаты с данными Диктанта, проведенного в 2017 году (рис. 14). Следует отметить серьезный прогресс в уровне результатов участников по сравнению с Диктантом 2017 года. Тогда базовый результат до 30 баллов был получен 48,24% мужской и 43,99% женской аудитории. Доля набравших от 31 до 50 баллов мужчин составила 41,16%, а женщин — 43,65% соответственно. На уровне от 51 до 100 баллов Диктант написали 12,37% женской и 10,59% мужской аудитории.

282

51-100 131-50 10-30

Мужчины / Male

Женщины / Female

Рис. 13. Результаты выполнения Диктанта в соответствии с тендерным распределением участников в 2018 году

Fig. 13. 2018 Test results by gender distribution of the participants

Рис. 14. Результаты выполнения Диктанта 2017 года в соответствии с тендерным распределением участников

Fig. 14. 2017 Test results by gender distribution of the participants

По критерию возраста участников распределение полученных результатов Диктанта представлено на рисунке 15.

100%

51-100 131-50

ю-зо

14-18

19-25

26-35

36-53

54-65

66+

Рис. 15. Результаты написания Диктанта 2018 года различными возрастными группами

Fig. 15. Results of the 2018 Test by different age groups

Как можно видеть из данных диаграммы, наибольшая доля участников, чьи результаты написания Диктанта находятся в границах от 0 до 30 баллов, соответствует возрастным группам от 36 до 53 лет (32,45%) и от 14 до 18 лет (22,02%). В данные группы входят, прежде всего, учащиеся школ, а также часть тех лиц, которые не связаны напрямую с экономикой. Наименьшее число респондентов, написавших Диктант с результатом до 30 баллов, приходится на категории от 19 до 25 лет (14,45%), а также от 26 до 35 лет (15,94%).

284

Среди групп участников, написавших Диктант с результатом от 31 до 50 баллов наибольшую долю (47,75%) имеют лица в возрасте от 14 до 18 лет, на втором месте (42,99%) располагается категория респондентов в возрасте от 26 до 35 лет, а на третьем месте (39,15%) — лица от 19 до 25 лет.

В категории «Экономический авторитет» с результатом от 51 до 100 баллов наибольшую долю (46,83%) имеют участники в возрасте от 19 до 25 лет, в меньшей степени (45,45%) в нее вошли респонденты из возрастной группы от 54 до 65 лет, а третье место (41,06%) занимают участники в возрасте от 26 до 35 лет.

Сравним результаты по данному показателю с данными Диктанта 2017 года (рис. 16).

14-18 19-25 26-35 36-53 54-65 66+

Рис. 16. Результаты написания Диктанта в 2017 году различными возрастными группами

Fig. 16. Results of the 2017 Test by different age groups

Исходя из данных диаграммы на рис. 16, можно отметить рост экономической грамотности по большинству групп. Так, в прошлом году среди молодых людей от 14 до 18 в категорию до 30 баллов вошли 51,03% респондентов, а среди лиц старше 66 лет — 50% участников. В то же время в верхней категории от 51 до 100 баллов самым большим был результат группы от 36 до 53 лет, составлявший всего лишь 23%, а на втором месте были респонденты в возрасте от 26 до 35 лет с результатом 21,77%.

Далее рассмотрим распределение результатов участников Диктанта по критерию уровня их образования (рис. 17).

Согласно представленной на рис. 17 диаграмме, наибольшую долю участников, набравших до 30 баллов, составляют учащиеся средних профессиональных учебных заведений (43,58%), в значительной степени уступая по числу правильных ответов в этой балльной категории учащимся вузов (21,71%) и школьникам (21,46%). В категории лиц, написавших Диктант с результатом от 31 до 50 баллов, наибольший вес имеют группы учащихся средних общеобразовательных учреждений (49,2%), студентов (47,78%) и лиц с высшим образованием (38,83%). Максимальными долями с результатами от 51 до 100 баллов обладают участники, имеющие ученую степень (54,39%), лица с высшим образованием (41,91%), а также школьники (29,34%).

Сопоставим результаты участников нынешнего Диктанта по критерию образования с результатами прошлогоднего (рис. 18).

Из данных приведенной на рис. 18 диаграммы можно увидеть повышение результативности по большинству подгрупп участников. Так, в целом по всем подгруппам по ре-

286

зультатам прошлого Диктанта до 30 баллов набрали 38,89% аудитории, от 31 до 50 баллов — 43,54%, а от 51 до 100 — лишь 17,55%. В текущем году доля участников, набравших до 30 баллов равна 23,65%, от 31 до 50 баллов — 40,41%, а от 51 до 100 баллов — 35,93%. Итого, количество ответов в интер-

Среднее Среднее Неполное Высшее Наличие

(полное) профес- высшее образование учёной

общее сиональное (неоконченное) /Higher степени/

образование образование образование/ education Scientific (9-11 класс) / Secondary Undergraduate degree

/ Secondary vocational higher general education education

education

Рис. 17. Распределение результатов выполнения Диктанта 2018 года по критерию образования участников

Fig. 17. Distribution of the 2018 Test the results according to the education level

вале до 30 баллов сократилось в 1,6 раза, а в интервале от 51 до 100 баллов — увеличилось более чем в 2 раза.

120

о

Основное Среднее Среднее Неполное Высшее/ Наличие

общее/ (полное) профес- высшее/ Higher учёной

Basic общее/ сиональное Undergraduate education степени

general Secondary /Secondary higher /

education general vocational education Scientific

education education degree

Рис. 18. Распределение результатов выполнения Диктанта 2017 года по критерию образования участников

Fig. 18. Distribution of the 2017 Test the results according to the education level

Как было отмечено выше, одной из целей Диктанта является определение существующих пробелов в современных образовательных программах по экономике в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях с выработ-

288

кой конкретных рекомендаций по их совершенствованию. Анализ полученных результатов показал, что у студентов наибольшую сложность вызвали вопросы, связанные с макроэкономической статистикой, экономической историей, отдельными аспектами теории финансов. Также часть студентов испытывала сложность при ответах на вопросы, имеющие отношение к бюджетной и налоговой системам, экономике государственного сектора. В этой связи можно рекомендовать специалистам вузов совершенствование и расширение таких образовательных программ как «Макроэкономика», «Финансовый менеджмент», «Налоговое право», «Экономика общественного сектора».

Касаясь результатов выполнения Диктанта учащимися школ, необходимо отметить, что для большинства школьников наиболее сложными стали вопросы, связанные с выбором оптимального типа ценных бумаг и реализацией процедуры банкротства. Также значительное число ошибок молодые люди сделали в вопросах о государственном бюджетном регулировании и бюджетном финансировании отдельных типов учреждений. В указанных рамках организаторы Диктанта рекомендуют Министерству просвещения РФ расширить экономический блок курса «Обществознание», обеспечив тем самым учеников системными компетенциями начального уровня, которые станут для них опорой при дальнейшем поступлении в вузы и в целом как для субъектов экономической системы государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках исследования уровня экономической грамотности среди студентов важным показателем является анализ результатов выполнения Диктанта учащимися экономических, технических и гуманитарных вузов (рис. 19).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Студенты экономических Студенты технических Студенты гуманитарных вузов вузов вузов

Students of economic universities

Students of technical universities

Students of humanitarian universities

■ 0-30

■ 31-50

51-100

Рис. 19. Распределение результатов выполнения Диктанта в 2018 году между студентами экономических, технических и гуманитарных вузов Fig. 19. Distribution of the 2018 Test results reached by students of economic, technical and humanitarian universities

Согласно данным диаграммы, наибольшую долю в 42,59% в категории до 30 баллов занимают студенты технических вузов, в то время как доля в ней студентов экономических вузов составляет 28,82%, а гуманитарных — 27,08%. В категории от 31 до 50 баллов результаты трех групп различаются незначительно: доля студентов экономических вузов составляет 43,03%, студентов технических вузов — 42,98%, а учащихся гуманитарных вузов — 41,28%. Уровня «Экономический авторитет», в свою очередь, достигли 31,62% учащихся гуманитарных вузов, 28,14% студентов экономических вузов и 14,41% студентов технических вузов.

Сравним эти результаты указанных категорий участников с результатами, полученными в 2017 году (рис. 20).

51 -100

■ 31-50

■ 0-30

Студенты Студенты технических Студенты гуманитарных

экономических вузов вузов вузов

Students of economic Students of technical Students of humanitarian

universities universities universities

Рис. 20. Распределение результатов выполнения Диктанта 2017 года между студентами экономических, технических и гуманитарных вузов Fig. 20. Distribution of the 2017 Test results reached by students of economic, technical and humanitarian universities

Анализируя данные диаграммы на рис. 20, можно отметить определенный рост показателей результативности. Так, в 2017 году доля студентов гуманитарных вузов, выполнивших Диктант с результатом до 30 баллов, составляла 50%, а набравших более 50 баллов — и вовсе 12%. Доля учащихся экономических вузов, чей результат был не выше 30 баллов, составляла 32%, а тех, кто смог преодолеть рубеж в 50 баллов — лишь 17%.

По показателю сферы деятельности участников Диктанта результаты распределились следующим образом (рис. 21).

Наибольшее количество набравших до 30 баллов приходится на участников из промышленной сферы — 53,65%. Также достаточно много результатов в нижней оценочной категории у представителей сферы сельского хозяйства

(40,38%) и сферы услуг (35,94%). Наименьшие доли респондентов, набравших до 30 баллов включительно, приходятся на участников финансовой (21,2%), экономической (24,81%) сфер, а также лиц, которые отметили в графе «Сфера деятельности» пункт «Другое» (21,2

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

51-100

■ 31-50

■ 0-30

| .а

X V)

х "а

>- .Ы § £

В

ГО О.

О

8

Ь ъ

JS и

§ 3?

>. о

Рис. 21. Результаты выполнения заданий Диктанта в 2018 году по критерию сферы деятельности респондентов Fig. 21. The 2018 Test results reached by sphere of activity

В рамках оценочной категории от 31 до 50 баллов наибольшую долю составляют представители сфер торговли

292

(55,37%), образования (49,1%) и группы «Другое» (49,64%). В числе лидеров, набрав более 50 баллов, оказались представители финансовой сферы (40,4%), экономической сферы (31,43%) и категории «Другое» (29,35%).

Сопоставим показатели этой категории с показателями, достигнутыми в 2017-м году (рис. 22).

Рис. 22. Результаты выполнения заданий Диктанта 2017 года по критерию сферы деятельности респондентов Fig. 22. The 2017 Test results reached by sphere of activity

Проводя сравнительный анализ с результатами Диктанта, прошедшего в 2017 году, можно также отметить рост результативности участников. Так, в прошлом году количество респондентов, получивших до 30 баллов, значительно превышало текущий уровень. В частности, доля участников из промышленной сферы, написавших Диктант с результатом до 30 баллов, составляла 62,82%, из сферы услуг — 55,75%, а из сферы торговли — 52,33%. В то же время, уровня «Экономический авторитет» смогли достичь лишь 19,6% представителей финансовой сферы, 15,1% участников из экономической сферы, 10,1% респондентов из сферы образования и науки.

Проанализировав ответы участников по показателю сферы деятельности участников Диктанта, рассмотрим распределение его результатов в зависимости от отношения респондентов к экономике (рис. 23).

Рассматривая результаты участников Диктанта в зависимости от их отношения к экономике, можно отметить, что наибольшую долю лиц, набравших до 30 баллов включительно, занимают профессиональные специалисты — 31,08%. Также значительные доли в этом интервале имеют респонденты, отметившие в анкете пункты «Не имею отношения» (27,98%) и «Другое» (28,3%). В рамках интервала от 31 до 50 баллов по величине доли верхние позиции занимают, опять же, респонденты, не имеющие прямого отношения к экономике (50,79%), а также интересующиеся (49,31%) и категория ученых (47,89%). В интервале от 51 до 100 баллов первую по размеру доли позицию заняли профессиональные специалисты (35,81%). Чуть меньшие доли у преподавателей (34,3%) и ученых (29,58%).

294

Рис. 23. Распределение результатов выполнения Диктанта в 2018 году по критерию отношения респондентов к экономике

Fig. 23. Distribution of the 2018 Test results by approach of the participants to the economy

Проведем сравнение уровня результатов участников по сравнению с результатами, полученными в данной категории в рамках Диктанта 2017 года (рис. 24).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

51-100

■ 31-50

■ 0-30

Ilï

з а

2 £ &

б i >. О

О и * £ m Е

3

9

Рис. 24. Распределение результатов выполнения Диктанта 2017 года по критерию отношения респондентов к экономике

Fig. 24. Distribution of the 2017 Test results by approach of the participants to the economy

Касаясь результатов Диктанта 2017 года, можно отметить значительное улучшение показателей у большинства категорий участников. Анализируя результаты прошлогоднего мероприятия, следует отметить высокий процент лиц, получивших до 30 баллов: среди интересующихся экономикой

296

он составлял 52,2%, у не имеющих к ней прямого отношения — 56,94%, у выбравших в анкете категорию «Другое» — 55,67%, а у ученых — 48,15%. Также существенно ниже была доля респондентов, достигших уровня «Экономический авторитет» и получивших от 51 до 100 баллов: среди интересующихся экономикой их было лишь 8,54%, у обучающихся по экономическому профилю — 15,9%, у не имеющих отношения к экономике — 8,22%, а у респондентов из категории «Другое» — и вовсе 6,35%.

В качестве заключения можно отметить, что проведенный Диктант стал важным событием для сфер экономики, образования, науки и в целом для российского общества. Будучи первым и единственным в России национальным общественно-образовательным мероприятием подобного рода, он смог консолидировать десятки тысяч людей самых разных возрастов и профессий. Одной из его основных целей, как это было отмечено выше, является стимулирование экономического образования и самообразования граждан. Сравнивая результаты нынешнего Диктанта с результатами предыдущего, можно твердо сказать: эта цель достигнута. Причем значительно улучшили свои предыдущие результаты практически все категории участников.

Отсюда следует важный вывод: проведенный в 2018 году Диктант принес значительные практические результаты. Благодаря его проведению было достигнуто объективное повышение экономической грамотности участников, они стали лучше ориентироваться в различных разделах экономики, возросла скорость решения ими экономических задач. Учитывая масштаб аудитории и географии Диктанта, можно сделать вывод о достижении главной его цели — построении прочного фундамента как основы сильной и процветающей

экономики, в которой каждый активный гражданин является ее полноценным участником, способным внести свой вклад в созидание подлинного величия России.

One of the most important aspects of social stability and economic well-being of society during deep crisis is the ability of its participants to rationally and effectively use existing resources. The limited nature of these resources under unchanged basic needs requires understanding the economic bases of daily decisions made by them, often without even thinking about their medium and long term consequences. Purchasing goods, investing money, getting loans, buying real estate — these are just a few actions that require economic competence of a person. It is especially important when incomes are reduced and the unemployment rate increases.

Until recently, neither the state, nor scientific or public organizations analyzed the economic competence of the population within the country. For the first time in Russian history, the All-Russian Public Organization Free Economic Society of Russia undertook the solution of this task, having conducted in 2017 the Russian National Economic Test (hereinafter — the Test). This experience showed that people gave active feedback to the initiative: more than 60 thousand people all over Russia took part in the Test. Representatives of various ages, social and professional categories participated in the Test. Thanks to it, for the first time we managed to get a detailed picture of the economic competence of various society sectors, identify opportunities to optimize Russian economic education, allow partici-

298

pants to learn about their strengths and weaknesses to this end and engender a desire to improve their competence. These are just some of the tasks that the Russian National Economic Test is aimed at.

The Test of 2017 allowed immediate achievement of a number of strategic goals. For the first time in Russian history, such a large-scale study of the economic competence of the population was conducted, which is valuable for government ministries and departments, public and educational organizations, national analytical agencies, leading experts, and for society itself. The results obtained made it possible to identify shortcomings in curricula of economic profile and became the basis for developing recommendations for their improvement. In addition, as many of its participants later stated, the Test gave them the experience that had aroused their interest in economics and motivated them to learn its fundamentals. A clear understanding of their role as participants in economic relations allowed them to take a completely different look at the economy, to see in it not only theory, but also tools for improving their own well-being. The resulting synergistic effect was an important step for the VEO of Russia to unite Russian society in the field of economic education, linking generations with the single goal of creating a strong economy as a guarantee of the prosperity of our Motherland.

On October 4, 2018, the second Test was held on the topic "Strong Economy — Prosperous Russia!" The Test was arranged among others by the Financial University under the Government of the Russian Federation, the Moscow Aviation Institute, G.V. Plekhanov Russian University of Economics and several leading Russian universities, as well as by the local authorities of the constituent entities of the Russian Federation.

The general media partner of the event was TASS Information Agency and Rossiyskaya Gazeta became its official partner. It was held in 83 regions of the Russian Federation with total number of participants amounting to 98,538 people of different age and background. Among them, 77,382 people participated in the Test on-site, and 21,156 used the official website https://diktant.org.

As part of this study, the authors systematized the main results of the Test held in 2018, and also carried out a comparative analysis of them with the results of the previous educational campaign. Let us turn to the analysis of the specific results of the Test. First of all, it should be noted a significant increase in the number of regional sites in comparison with the previous Test. So, if there were 637 sites in 2017, this year 1,294 sites were registered, that is, there was an increase of more than 2 times. An important distinguishing feature of this Test is its international level: several sites were opened abroad; therefore, people from Mongolia, Pridnestrovie, and Tajikistan took part in the event. Let us mark the regions that became leaders in the number of regional sites.

The absolute leader in increasing the number of regional sites is the Republic of Crimea with 14 sites in 2017, and 93 in 2018. In particular, it is worth noting that the number of sites in Arkhangelsk Oblast increased from 6 to 40, the increase was also marked in Krasnodar Krai making more than 6 times, from 14 to 89, and number of sites in Leningrad Oblast has increased from 4 sites last year to 27 in 2018. The number of sites in Tula Oblast increased by 8.5 times, from 2 sites to 17 sites.

In practice, every new site means the attraction of tens and hundreds of new participants — students, professionals from different fields, scientists and teachers, as well as represen-

300

tatives of other sectors of society. And each of these people is an active participant in the Russian economy somehow playing a certain role in it. Here, we can conclude that intellectual self-management is taking place in Russian society. The following understanding is growing: the increase in people's economic knowledge and competencies directly affects their well-being. The current crisis is a period when mistakes in managing personal and family capital are especially costly. And the Test in this sense became for them the experience that allowed them to find out the level of ability to make effective economic decisions.

Another important indicator, along with the dynamics of the increase in the number of regional sites, is the distribution of regions by level of participants to the Test (Table 1).

Let's consider one of the fundamental indicators of the Test — the gender distribution of its participants (Fig. 1).

According to the diagram in Fig. 1, slightly less than two-thirds of the Test participants, namely, 63.98%, are female participants. The proportion of men among the participants is 36.02%. These data almost coincide with the gender distribution of the 2017 Test (Fig. 2).

The proportion of women who took part in the 2017 Test was 63%, and men — 37%, respectively.

The age of the Test participants can be presented as follows (Fig. 3).

The largest proportion of 65.99% was represented by teenagers aged 14 to 18 — students of schools, vocational schools and colleges. The second place in terms of the number of participants took people aged 19 to 25-29.16%. First of all, this category includes students of economic, technical and humanitarian universities. At the same time, the share of participants aged 26 to 35 made up only 1.35% of the total audience of the Test, and

people aged 36 to 53 — 2.68%. The lowest age group is represented by people aged 54 to 65, 0.67%, and also by people aged over 66 — 0.16%, respectively. It should be noted that the distribution by age largely corresponds to the data of the 2017 Test (Fig. 4).

As the diagram in Fig. 4 shows, in 2017, the proportion of participants aged 14 to 18 was 66.2%, and participants aged 19 to 25 — 27.45%. The share of persons aged 26 to 35 was 2.95%, and persons aged 36 to 53 — 2.48%.

Another important indicator is the level of education of the Test participants (Fig. 5).

As it can be seen from the diagram, the main part of participants (67.37%) has secondary (complete) general education, studying in secondary schools. The second place (19.19%) is taken by university students. The share of vocational schools and colleges is 7.69%. People with a higher education, as well as with a degree, are represented in the Test audience to a lesser extent (4.49% and 1.26% respectively). Let us compare these figures with those in 2017 (Fig. 6).

It can be noted that, in comparison with the data of the diagram in Fig. 6, in 2018, the share of participants with undergraduate education increased (15.49% in 2017), as well as those with the degree (they accounted for 0.56% of the total number of participants in 2017).

The distribution of the participants by employment is as follows (Fig. 7).

The largest share in the aggregate sample of 57.61% belongs to the category of secondary school students. Participants who have tagged the "Other" as the type of occupation took the second place (16.2%). Participation of students of economic universities amounted to 14.79%, and students of technical universities — 4.54%. Lesser number of students of humanitarian universities

302

made up only 3.47% in the total sample, working people with a share of 3.09%, and also retirement-age people — only 0.3%.

According to the above indicator, significant differences can be seen compared with the 2017 Test (Fig. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

According to the diagram in Fig. 8, in 2017, the largest share of 41.3% was made up of students from economic universities, while the second largest number of participants included the category of students from humanitarian universities — 25.58%. Schoolchildren in 2017 amounted to only 17.72%. This change in the proportions between the categories is a positive factor, since basic economic knowledge is now laid down and the professional orientation of students is formed particularly in schools. Such a high interest in the Test demonstrates the development of the right economic self-identity among the younger generation, as well as youth's desire to improve own economic competence.

Let's consider the distribution of the Test participants within the category of the spheres of activities (Fig. 9).

According to the diagram presented in Fig. 9, the largest part of representatives (32.68%) in the sample is employed in education and science. Participants from the economic sphere (28.92%) are in second place. As this indicator is commented on by representatives of regional sites, it includes university students who identify themselves with future work in various economic specialties, as well as already working professionals. The third place with a share of 27.93% took participants who chose the questionnaire option "Other". A significant part of this category is made up by schoolchildren, who have not yet determined their professional sphere, as well as pensioners. Representatives of the financial sector (3.73%), the services (2.6%), the industrial sector (1.59%), the trade (1.41%) and agriculture (1.15 %) have a lower share in the sample.

Let us analyze the distribution of participants depending on the sphere of activities within the framework of the Test held last year (Fig. 10).

Comparing these results with the Test in 2017, it can be noted that the category "Other" had the largest share (41.03%) at that time, and the share of participants from education and science was the second largest amounting to 25.58 % At the same time, participants focused on building a career in the economy, ranked third with 17.72%.

Having considered the spheres of activity of the Test participants, let us analyze their approach to the economy (Fig. 11).

The biggest part by this indicator is represented by people who are interested in the economy. Their share is equal to 44.21% of the total number of participants. According to experts from regional sites, a significant part of this category is made up of schoolchildren and students of secondary vocational schools, who study economics on an optional basis, planning to commit further education and career to it. The second largest share of 32.48% in the sample is represented by people who study economics. First of all, they are students of secondary vocational and higher educational institutions. The third largest category is made up of people who are not related to the economy — 14.66%. It includes students who do not identify themselves as future economists, as well as students of technical schools, colleges and universities, and specialists from non-economic sectors. Such specialists also largely make up the "Other" category (5.68%). Teachers (1.38%), professional specialists (1.08%) and scientists (0.52%) took part in the Test to a lesser extent.

Let us compare the values discussed above with the indicators of the Test in 2017 (Fig. 12).

304

Referring to the results of the Test held in 2017, it is necessary, as above, to note a higher participation of students: 43.82% of the total sample. At the same time, the share of students from secondary vocational and educational institutions was slightly less — 37.68%, and the share of people who are not related to the economy — 10.82%.

Let us turn to the Test performance indicators. We evaluated the participants' knowledge using a 100-point scale divided into 3 levels by the number of points scored: 0 to 30 points corresponds to the initial level of knowledge in economics, 31 to 50 points is characterized as a satisfactory level of economic knowledge, and 51 to 100 points — the participant belongs to the group "Economic Authority".

It is worth noting that in 2018 the number of people who scored from 80 to 100 points amounted to 745 people or 0.76% of the total number of participants.

Let us consider the distribution of the results by participants from various categories. From the position of the participant gender distribution, we have the following results (Fig. 13).

According to the diagram in Fig. 13, the basic result up to 30 points was reached by 23.84% of men and 21.4% of women. The level from 31 to 50 points could reach 48.49% of men and 47.22% of women. At the same time, the category "Economic Authority" included 31.37% of the female and 27.67% of the male participants.

Let us compare the obtained results with the 2017 Test (Fig. 14).

It should be noted that serious progress has been made in the level of participants' results in comparison with 2017. In 2017, the basic result to 30 points was reached by 48.24% of the male participants and 43.99% of the female participants. The share

of men who scored from 31 to 50 points was 41.16%, and women — 43.65%, respectively. The level from 51 to 100 points was reached by 12.37% of women and 10.59% of men.

According to the criterion of the participant age, the distribution of the results is presented below (Fig. 15).

As you can see from the diagram, the largest proportion of participants, whose results are in the range from 0 to 30 points, corresponds to the age groups from 36 to 53 (32.45%) and from 14 to 18 (22.02%). These groups include, above all, students of schools, as well as some of those who are not directly engaged in the economy. The smallest number of respondents with a score of up to 30 points falls in the category from 19 to 25 years (14.45%), as well as from 26 to 35 years (15.94%).

Among the groups of participants with a score from 31 to 50 points, the largest proportion (47.75%) is made up of participants aged 14 to 18, the second place (42.99%) is the category of respondents aged 26 to 35, and the third place (39.15%) is taken by people aged 19 to 25.

The largest share (46.83%) in the category "Economic Authority" is held by participants aged 19 to 25, to a lesser extent (45.45%) it includes respondents from age group 54 to 65, and the third place (41.06%) is occupied by participants aged 26 to 35.

Let us compare the results for this indicator with 2017 (Fig. 16).

Based on the diagram in Fig. 16, it can be noted that economic competence has increased in most groups. So, last year, among young people aged 14 to 18, 51.03% of respondents were in the category up to 30 points, and 50% of the participants among those who are over 66 years old. At the same time, the most significant result in the group aged 36 to 53 was reached

30

in the upper category from 51 to 100 points (only 23%), and the respondents aged 26 to 35 ranked second having shown the result of 21.77%.

Next, we consider the distribution of the results with regard to the Test performance according to the level of education (Fig. 17).

According to the diagram presented in Fig. 17, the largest share of participants, who scored up to 30 points, are students of secondary vocational schools (43.58%) being significantly behind the number of correct answers given by university students (21.71%) and schoolchildren (21.46%). Among the participants scored from 31 to 50 points, the groups of students of secondary educational institutions (49.2%), university students (47.78%) and people with higher education (38.83%) have the greatest weight. Participants with a scientific degree (54.39%), people with a higher education (41.91%), and also schoolchildren (29.34%) have the maximum shares among participants who have scored from 51 to 100 points.

Let us compare the results of the participants in 2018 with the results of last year (Fig. 18).

The diagram in Fig. 18 shows an increase in performance within most subgroups of participants. Thus, in general, according to the results of the past Test, 38.89% of participants in all subgroups scored up to 30 points, 43.54% of participants — from 31 to 50 points, and only 17.55% of participants — from 51 to 100. In 2018, the share of participants who scored up to 30 points is 23.65%, 40.41% of participants — from 31 to 50 points, and 35.93% of participants — from 51 to 100 points. Overall, the number of answers in the range up to 30 points decreased 1.6 times, and the number of answers in the range from 51 to 100 points increased by more than 2 times.

As noted above, one of the goals of the Test is to identify existing gaps in modern economics curricula of secondary general education and higher education institutions with the development of specific recommendations for their improvement. Analysis of the results showed that the students had the greatest difficulty in questions related to macroeconomic statistics, economic history, and certain aspects of the theory of finance. Also, some students experienced difficulty in answering questions related to the budget and tax systems, and the public sector economy. In this regard, it is possible to recommend to specialists of higher education institutions to improve and expand such educational programs as Macroeconomics, Financial Management, Tax Law, and Economics of the Public Sector.

Regarding the results of the Test performance by school students, it should be noted that for most schoolchildren the most difficult questions were related to the choice of the optimal type of securities and the implementation of the bankruptcy procedure. Also, significant mistakes were made by young people when answering the questions on the state budget regulation and budget financing of certain types of institutions.

To this end, the Test facilitators recommend the Ministry of Education of the Russian Federation to expand the economic block of the social studies, thereby providing students with system competencies of entry-level that will support their further admission to universities and in general as being subjects of the national economic system.

As part of the study of the level of economic competence among students, an important indicator is the analysis of the Test results reached by students of economic, technical and humanitarian universities (Fig. 19).

308

According to the diagram, the largest share of participants (42.59%), who scored up to 30 points, are students of technical universities, while the share of students of economic universities amounts to 28.82%, and the share of humanitarian students is 27.08%. The results of the three groups in the category from 31 to 50 points differ slightly: the share of students of economic universities is 43.03%, students of technical universities — 42.98%, and students of humanitarian universities — 41.28%. The level of "Economic Authority", in turn, reached 31.62% among students of humanitarian universities, 28.14% among students of economic universities and 14.41% among students of technical universities.

Let us compare these results of the indicated participant categories with the results obtained in 2017 (Fig. 20).

Analyzing the data in Fig. 20, a certain increase in performance indicators can be seen. So, in 2017, the share of students of humanitarian universities who completed the Test within the range up to 30 points was 50%, and only 12% of those who scored more than 50 points. The share of students of economic universities, whose result was not higher than 30 points, amounted to 32%, and those who could overcome 50 points — only 17%.

According to the indicator of participant activities, the results were as follows (Fig. 21).

The largest number of those who scored up to 30 points falls on participants from the industrial sector (53.65%). There are also quite a lot of representatives of the agricultural sector (40.38%) and the service sector (35.94%) who showed results in the lower assessment category. The smallest shares of respondents, who scored up to 30 points, fall on the participants engaged in the financial sector (21.2%), economic sphere (24.81%), as well as individuals who tagged the box "Other" (21.2 %).

Within the evaluation category from 31 to 50 points, the largest share is made up of representatives of the trade (55.37%), education (49.1%) and the "Other" group (49.64%). Representatives of the financial sector (40.4%), the economic sector (31.43%) and the category "Other" (29.35%) were among the leaders with more than 50 points.

Let us compare the results of this category with the indicators obtained in 2017 (Fig. 22).

A comparative analysis of the results reached in 2018 and in 2017 showed increase in the participant scoring. So, last year the number of respondents who received up to 30 points significantly exceeded the current level. In particular, the share of participants from the industrial sector with a score of up to 30 points was 62.82%, the share of participants from the services sector was 55.75%, and the share of participants from the trade sphere was 52.33%. At the same time, only 19.6% of representatives of the financial sector, 15.1% of participants from the economic sphere, 10.1% of respondents from education and science were able to reach the level of "Economic Authority".

After analyzing the participants' responses in terms of their activities, let's consider the distribution of the Test results depending on the respondents' approach towards the economy (Fig. 23).

Considering the results of the participants depending on their approach to the economy, it can be noted that the largest share (31.08%) of people who score up to 30 points are professional specialists. Also, a significant part within this range is represented by the respondents who tagged in the questionnaire boxes "I have no approach" (27.98%) and "Other" (28.3%). The top positions within the range from 31 to 50 points are taken, again, by respondents who have no direct relation to the econ-

310

omy (50.79%), as well as those who are interested in the economy (49.31%) and scientists (47.89%). The first position in the interval from 51 to 100 points is taken by professional specialists (35.81%). The share of teachers (34.3%) and scientists (29.58%) is slightly smaller.

We will compare the level of participants' results in 2017 with the results obtained in this category in 2017 (Fig. 24).

Regarding the results of the 2017 Test, we can note a significant improvement in the performance within most categories of participants. Analyzing the results of last year's event, a high percentage of those who received up to 30 points should be noted: 52.2% among people who are interested in the economy, 56.94% among people without direct approach, 67% among people who tagged the box "Other", and 48.15% among scientists. Also, the share of respondents who reached the level of "Economic Authority" and received 51 to 100 points was significantly lower: only 8.54% among people who are interested in the economy, 15.9% among students of economic profile, 8.22% among non-economists, and 6.35% among respondents from the "Other" category.

As a conclusion, it can be noted that the Test has become an important event for the economy, education, science and in general for Russian society. As the first and only national public educational event of this kind in Russia, it consolidated tens of thousands of people of all ages and professions. One of its main objectives, as noted above, is to stimulate economic education and self-education of people. Comparing the results of this Test with the results of the previous one, we can firmly say: this goal has been achieved. Moreover, almost all categories of participants significantly improved their previous results.

This leads to an important conclusion: in 2018, the Test brought significant practical results. Thanks to it, an objective increase in

the economic competence of the participants was achieved, they got better orientation in different areas of the economy, and they increased the speed of solving economic problems. Given the scale of the audience and the geography of the Test, it can be concluded that its main goal has been achieved — building a solid foundation as the basis of a strong and prosperous economy, where every active person is a full-fledged participant who can contribute to the Russia's true greatness.

Список литературы:

1. Бодрунов С.Д. Ноономика. СПб.: Издательство Института индустриального развития им. С.Ю.Витте, 2018.

2. Голов Р.С., Мыльник А.В. Инновационно-синергетическое развитие промышленных организаций // М.: ИТК «Дашков и КО», 2012. 420 с.

3. Голов Р.С., Мыльник А.В. Концептуальные основы формирования инновационно-инвестиционных кластерных сред в условиях модернизации экономики // Ж-л «Экономика и управление в машиностроении». № 1. 2014. С. 32-38.

4. «Всероссийский экономический диктант выявил слабые места образования» // «Российская газета», 09.11.2017. URL: https:// rg.ru/2017/11/09/vserossijskij-ekonomicheskij-diktant-vyiavil-slabye-mesta-obrazovaniia.html.

5. «Хороший результат. Второй диктант показал рост экономической грамотности» // «Российская газета», 11.11.2018. URL: https:// rg.ru/2018/11/11/vtoroj-diktant-pokazal-rost-ekonomicheskoj-gramotnosti.html.

References:

1. S.D. Bodrunov. Noonomics. St. Petersburg: Publisher at S.Y. Vitte Institute for Industrial Development, 2018.

312

2. R.S. Golov, A.V. Mylnik. Innovative Synergistic Development of Industrial Organizations // Moscow: Dashkov & Co. Publisher, 2012, page 420.

3. R.S. Golov, A.V. Mylnik. Conceptual Basis for the Development of Innovative Investment Cluster Environment under the Economic Modernization // Economics and Management in Mechanical Engineering magazine, No. 1, 2014, page 32-38.

4. Russian National Economic Test Revealed the Weak Points of Education // Rossiyskaya Gazeta, 09.11.2017.URL: https:// rg.ru/2017/11/09/vserossijskij-ekonomicheskij-diktant-vyiavil-slabye-mesta-obrazovaniia.html.

5. Good Result. Second Test Showed Increase in Economic Competence // Rossiyskaya Gazeta, 11.11.2018. URL: https://rg.ru/2018/11/11/vtoroj-diktant-pokazal-rost-ekonomicheskoj-gramotnosti.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.