НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
27 марта 2009 г. кафедра педагогики Вятского государственного гуманитарного университета провела Всероссийскую научно-практическую конференцию «Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы».
Работа конференции была организована в заочной форме по следующим направлениям:
• концептуальные основы подготовки специалистов в системе непрерывного образования;
• перспективы развития начального и среднего профессионального образования в современных моделях непрерывного образования;
• модернизация высшего профессионального образования в контексте Болонского соглашения;
• ресурсный потенциал дополнительного профессионального образования в системе подготовки специалистов;
• содержание и технологии непрерывного профессионального образования: интеграция теории и практики.
В конференции приняли участие 69 научных сотрудников и преподавателей, учителей и аспирантов, представлявших 16 регионов Российской Федерации. География публикаций обширна и представлена городами Н. Новгород, Сызрань, Самара, Киров, Тула, Новосибирск, Волгоград, Ставрополь, Якутск, Хабаровск, Омск, Казань, Альметьевск, Оренбург, Мурманск, Сыктывкар, Астрахань, Элиста. Кроме того, в обсуждении проблем конференции участвовали ученые Украины и Казахстана.
Участники конференции подчеркнули, что модернизация российского образования ориентирует систему образования на следующие приоритеты: формирование профессиональных компетенций будущих специалистов, повышение эффективности ресурсного потенциала каждого из компонентов системы непрерывного профессионального образования; интеграция гуманитарных и профессиональных знаний; вариативность моделей подготовки специалистов.
Инновационным направлением в работе конференции было проведение форума. Он был организован с 14 по 27 марта на официальном сайте
ВятГГУ по адресу www.vshu.ru. Организаторами были предложены вопросы для обсуждения, по каждому из которых участники могли высказать и обосновать свою позицию:
1. Какими могут быть модели подготовки специалиста в контексте Болонских принципов?
2. Что важнее в подготовке современного специалиста: научная зрелость или практическая готовность к профессиональной деятельности?
3. Какие педагогические условия необходимо создать в современном вузе для формирования у студентов готовности реализовывать профессиональные функции в рамках полученной профессии?
4. Должна ли система высшего профессионального образования предусматривать изменение траектории обучения в случае ошибочного выбора профессии?
5. В чем, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки в методиках подготовки специалистов в отечественном и европейском профессиональном образовании?
6. Чему и как нужно учить, чтобы выпускник российского вуза был конкурентоспособен на европейском рынке труда.
За время работы форума было получено 167 ответов на вопросы, форум посетили 2988 чел.
Участники форума отмечали актуальность и своевременность обсуждения предложенных проблем. Они солидарны во мнении, что необходима интеграция в современном профессиональном образовании традиционных ценностей российской высшей школы, требований, декларируемых современным производством, и потребностей самой личности, включенной в образовательный процесс. По мнению участников форума, продуктивной может стать идея культуросообразности и культуросози-дательности системы образования, позволяющая преодолеть некоторую однобокость в подготовке специалиста, задаваемую ее профессиональной специализацией; идея компетентностного подхода в контексте интеграции образования и реальной практики. В данном аспекте участниками форума рассматривались возможности коррекции содержания и использования технологий профессионального образования, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных специалистов.
10 апреля 2009 г. прошла презентация конференции, где был проведен анализ материалов форума по проблемам подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования, которая, по мнению участников кон-
Научная жизнь
ференции, является весьма значимой и требует дальнейшего осмысления и реализации в практической деятельности.
Е. А. Ходырева, доктор педагогических наук, доцент по кафедре педагогики ВятГГУ
О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.041.01 в 2008 г.
Диссертационный совет Д 212.041.01 создан при Вятском государственном гуманитарном университете приказом Высшей аттестационной комиссии от 02 марта 2001 г. № 664-в. Деятельность совета продлена приказом ВАК РФ от 24 января 2003 г № 3003-в, от 18 марта 2005 г. № 487-в, от 18 марта 2005 г., № 487-в, от 12 января 2007 г. № 19-226 и приказом Рособрнадзо-ра от 25 января 2008 г., № 1-135.
В 2008 г. было проведено 31 заседание. К защите принято 15 диссертаций. Все диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Из них 7 по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 8 - по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Кандидатские диссертации были защищены по следующим темам.
Абдрахманова Рамиля Ябировна. «Формирование культуры межличностного общения старшеклассников в условиях социального партнерства». Специальность - 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. С. Александрова. В диссертации уточнены научные подходы к трактовке сущности и содержания понятия «культура общения», определен термин «культура межличностного общения»; установлена зависимость формирования культуры межличностного общения старшеклассников от возможностей использования различных технологий, прежде всего технологии социального партнерства; определены резервы формирования культуры межличностного общения старшеклассников на основе условий, при которых процесс осуществляется наиболее эффективно. Результаты исследования могут применяться в практической работе образовательных учреждений, а также других социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания, образования и социализации детей; в процессе подготовки социальных педагогов, социальных работников, учителей в образовательных учреждениях. Отдельные материалы могут быть
использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Белорыбкина Елена Анатольевна. «Подготовка учителя к формированию ключевых компетент-ностей школьников в системе повышения квалификации». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов. В исследовании уточнена сущность понятия «компетентность» школьника; определены структура профессиональной готовности педагога и содержательные характеристики ее когнитивного, деятельностного и личностного компонентов с учетом специфики компетентностного подхода; определены методологические подходы и принципы организации процесса подготовки учителей к формированию ключевых компетентностей школьников. В диссертации разработана технология, а на ее основе - программа подготовки учителя к формированию ключевых компетентностей школьников, которая апробирована и внедрена в образовательный процесс Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, общеобразовательных учреждений Кировской области и может использоваться в практике подготовки учителей в высших, средних специальных учебных заведениях, институтах повышения квалификации. Результаты исследования могут применяться в средних и высших педагогических образовательных учреждениях.
Ивутина Елена Петровна. «Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей». Специальность - 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. В. Машарова. В диссертации обоснована диагностическая компетентность как один из видов профессионально-педагогической компетентности, формирование которой основывается на актуализации внутренних и внешних ресурсов студента как субъекта образовательного процесса; определены и охарактеризованы уровни сфор-мированности диагностической компетентности применительно к каждому ее компоненту: моти-вационному, когнитивному, деятельностному; обоснована совокупность дидактических средств, адекватных этапам процесса формирования диагностической компетентности у студентов различных педагогических специальностей, которые необходимо использовать в рамках аудиторной и самостоятельной работы, педагогической практики студентов педагогических специальностей