УДК 82
Ж.И. МОЖНОВА, кандидат филологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, email: zmozhnova@mail.ru
А.Л.ЛАТУХИНА, кандидат филологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail: alatuhina@yandex.ru
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
Z.I. Mozhnova, A.L. Latuhina
RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE «INTEGRATION OF TECHNOLOGY IN THE TEACHING OF PHILOLOGICAL DISCIPLINES»
Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин», прошедшая на базе факультета гуманитарных наук НГПУ им. К. Минина 20 сентября 2013 г., была посвящена проблеме интеграции, являющейся одним из продуктивных путей преобразования современного образовательного процесса. Авторами докладов были рассмотрены различные вопросы преподавания филологических дисциплин: функции и приемы реализации интеграционных технологий обучения русскому языку и литературе; формирование ключевых компетенций образовательного процесса; совершенствование терминологического аппарата интеграционных технологий.
Ключевые слова: интеграционные технологии, дидактическое моделирование, методика проектов, макро- и микротехнологии обучения русскому языку и литературе, мультимедийные образовательные технологии, интегративный культурологический комментарий художественного текста, образовательный результат, компетентностный подход.
Russian scientific-practical conference «Integration of technology in the teaching of philological disciplines», which took place at the faculty of humanitarian Sciences NSPU them. K. Minin on the 20 September 2013, was devoted to the problem of integration, which is one of the effective ways of transforming the modern educational process. The authors of the reports were focused on the teaching of philological disciplines: functions and ways of implementing integration technologies of teaching Russian language and literature; the formation of key competencies of the educational process; improvement of terminology integration technologies.
Keywords: integration technologies, didactic modeling, methods of projects, macro - and microteaching Russian language and literature, multimedia educational technology, integrative cultural commentary a literary text, educational result, the competence approach.
Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин» проходила на базе факультета гуманитарных наук НГПУ им. К. Минина 20 сентября 2013 г. Актуальность ее проведения обусловлена введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в практику вузовского и школьного преподавания. Переход к компетентностной модели образования требует активных поисков новых педагогических решений, одним из которых можно считать интеграцию учебных предметов.
В организации конференции принимали участие два структурных подразделения НГПУ им. Козьмы Минина: кафедра русского языка и культуры речи и кафедра классической и современной литературы.
В конференции приняли участие учителя средних общеобразовательных школ г.Нижнего Новгорода, а также преподаватели высших учебных заведений (города Нижний Новгород, Москва, Ярославль, Самара, Орехово-Зуево, Арзамас).
В сборнике по итогам Всероссийской конференции представлены статьи, в которых рассматриваются следующие проблемы: образовательные результаты интеграционных технологий, диагностика образовательного результата на основе технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика, интеграционные технологии в начальной школе, средней школе, ссузе и вузе, интегративный культурологический комментарий художественного текста.
Статья «Диагностика образовательного результата на основе технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) ученика» Е.С.Иванцовой и Т.В.Наумовой (Арзамас, ННГУ им. Н.И.Лобачевского) посвящена описанию особенностей технологии ИСУД, возможностей ее применения на школьном уроке литературы. Авторы анализируют опыт учителей, определяя требования к компетентности педагога.
В статье «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в вопросах реализации интегративного подхода при обучении русскому языку» Т.И. Зиновьева (Москва, МПГУ) охарактеризовала профессиональную компетентность педагога в области начального языкового образования, обосновала необходимость реализации интегративных технологий на основе требований ФГОС НОО.
Статья «Интеграционные процессы в современной теории и практике обучения младших школьников русской грамоте» Л.С.Сильченковой (Москва, МИГУ) посвящена вопросам обучения младших школьников первоначальным навыкам письменной речи. Описаны интеграционные процессы в современной практике обучения грамоте. Дан сравнительный анализ достижений грамматологии и современного состояния методической науки в области формирования действий чтения и письма. Опора на современные представления о характере взаимоотношений между двумя формами языка, по убеждению автора, позволяет настаивать на раздельном обучении чтению и письму в процессе обучения грамоте.
В статье «Возможности учебно-образовательной игры для реализации интегративного подхода в области языкового образования младших школьников» Л.С.Трегубова (Москва, МИГУ) рассматривает проблему реализации интегративного подхода в области языкового образования младших школьников; раскрывает возможности учебно-образовательной игры «В мире слов» для внутрипредметной интеграции и интеграции современных образовательных технологий.
В статье «Проектирование результативной деятельности учащихся (по УМК под редакцией С.И.Львовой)» А.М. Бандина (Нижний Новгород, МАОУ лицей № 82) рассматривает возможности применения проектировочной деятельности учащихся. Автор статьи предлагает использовать технологию проектирования для развития познавательного интереса школьников к изучаемому материалу, усиления практической направленности содержания программы, стимулирования интереса к предмету.
В статье «Интегрированный подход при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе» Е.В.Мартынова (Нижний Новгород, Лицей № 40) доказывает, что интегративные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет. Содержанием урока становится анализ языка текста, ведущим методом - интерпретация текста. Это особенно актуально при подготовке учащихся к написанию части С единого государственного экзамена.
Проблему подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе освещают Э.В. Талецкая (Нижний Новгород, МБОУ СОШ №85) в статье, посвященной комплексному анализу текста Б. Зайцева «Слово о Родине», и С.С. Бакаева (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 100), представляющая методику подготовки к письменному ответу на ГИА и ЕГЭ по литературе, основанную на интегративных принципах составления текста.
В статье «Проблема языкового моногенеза в вузовском курсе» С.Г. Павлов (Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина) представляет научные данные в пользу гипотезы языкового моногенеза. На материале этой проблемы показывает наличие мировоззренческого компонента научной теории и возможность реализации воспитательной функции науки в процессе вузовского преподавания.
В статье «Дидактическая база занятия «Типы речевой культуры»» М.Л.Зимицкая (Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина) доказывает актуальность разработки моделей обучения русской словесности с ориентацией на медиаобразование и указывает на необходимость усиливать внимание к таким составляющим образовательные программы ориентирам, как проблемная компетентность, современная языковая ситуация, коммуникативное пространство, культурные нормы, коммуникативные стереотипы.
Вопросы, связанные с развитием интеграционных технологий в процессе преподавания филологических дисциплин в средней школе и в вузе, стали объектом внимания в статьях Н.В.Курылевой (Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина), Л.А. Веселовой (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 172), Е.В. Никольского (Москва) и Н.А. Шипачёвой (Орехово-Зуево).
В статье Н.Ю.Русовой (Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина) «Образовательный результат культурологического комментария художественного текста» рассматриваются аспектные характеристики художественной литературы как методологическая основа культурологического комментария, его принципы - множественность интерпретаций (семиотическая, когнитивная и общекультурная), интегративность, диалоговость, репрезентация исследовательского процесса, организация соответствующих дидактических ситуаций и достигаемые образовательные результаты в их соотношении с требованиями ФГОС.
Проблема интеграционного культурологического комментария художественного текста нашла отражение и в статьях Г.Н.Алешиной (Нижний Новгород, МАОУ гимназия № 184), М.В. Смирновой (Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина), Г.Г.Астаховой и Л.А.Ворониной (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 14 им. В.Г.Короленко).
В статье И.В. Кузиной и В.Ф. Миронычевой (Арзамас, ННГУ им. Н.И.Лобачевского) рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности школьников на уроках литературы в условиях перехода на ФГОС на примере анализа произведений современных авторов («Берлога» Георгия Мантурова, «Гимназия №13» Андрея Жвалевского и «Я хочу в школу» Евгении Пастернак).
Формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по литературе в рамках деятельностного подхода к обучению посвящены статьи О.Г. Воротниковой, Н.Н.Себельдиной и Ю.В.Скворцова (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 7).
Статья Е.С. Романичевой (Москва, МИГУ) освещает актуальные задачи современной методической науки в области формирования читательской компетенции современных школьников.
Особую группу составляют статьи, посвященные информационно-коммуникативным технологиям в обучении русскому языку и литературе. В статье Н.В. Беляевой (Москва, «Институт содержания и методов обучения» РАО) обозначены основные противоречия, связанные с проблемами чтения в школьном литературном образовании, и предложены пути повышения интереса к чтению и анализу художественного текста с использованием электронных ресурсов и средств ИКТ.
Н.В. Двуреченская, А.Х. Кулиева (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 35) в статье «Информационно-компьютерные технологии в образовательной практике (на примере создания он-лайн путеводителя «Литературный Нижний»)» представляют опыт работы над созданием сайта «По литературным местам Нижнего Новгорода».
В статье В.А. Ивановой (Нижний Новгород, МБОУ СОШ №85) описывается такая форма коллективной творческой работы учащихся, как тематический устный журнал: представлена методика подготовки и проведения мероприятия «Спаситель Отечества Козьма Минин», посвященного 400-летию Нижегородского ополчения.
Статья Ю.В.Любезновой (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 35) также посвящена краеведческой работе в школе в рамках проектной деятельности, результатом которой стала экспозиция в школьном музее «Литературное наследие Нижегородской области».
Материалы, изложенные в статьях участников конференции, характеризуются ярко выраженной практической направленностью и могут найти достойное применение в педагогической практике образовательных учреждений всех видов и уровней.
© Можнова Ж.И., Латухина А.Л., 2014