Научная статья на тему 'Всероссийская научная школа для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, педагогика, эргономика, искусствоведение». Итоги'

Всероссийская научная школа для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, педагогика, эргономика, искусствоведение». Итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Галина Петровна, Чернявская Валентина Станиславовна, Шавлюгин Александр Иванович

В статье освещены основные результаты проведенной во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса Всероссийской научной школы для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, эргономика, педагогика, искусствоведение», в рамках мероприятия 2.1 Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE ALL-RUSSIA SCIENTIFIC SCHOOL FOR YOUTH «SCIENTIFIC BASIS FOR CREATIVITY IN DESIGN: PSYCHOLOGY, ERGONOMICS, PEDAGOGY, ART»

The paper is devoted to discussion of results of school for young scientists «Scientific basis for creativity in design: psychology, ergonomics, pedagogy, art» organized in the frames of part 2.1 of Federal science program «Scientific and teaching personal of innovative Russia» in 2009-2013.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научная школа для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, педагогика, эргономика, искусствоведение». Итоги»

IX. КАФЕДРА

УДК 747.012

12 3

Г.П. Старкова , В.С. Чернявская , А.И. Шавлюгин

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ «НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ДИЗАЙНЕ: ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, ЭРГОНОМИКА, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ». ИТОГИ

В статье освещены основные результаты проведенной во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса Всероссийской научной школы для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, эргономика,

педагогика, искусствоведение», в рамках мероприятия 2.1 Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

1 Галина Петровна, Старкова доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе ВГУЭС, E-mail: [email protected].

2 Валентина Станиславовна Чернявская, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики ВГУЭС, E-mail: [email protected].

3 Александр Иванович Шавлюгин, кандидат. физико-мататематических наук, доцент кафедры электроники, начальник управления научных исследований и опытноконструкторских разработок ВГУЭС, тел. 40-40-38, [email protected].

(далее ФЦП НПК) во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса с 21 по 30 сентября 2009 г. проводилась всероссийская научная школа для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, эргономика, педагогика,

искусствоведение». Научная школа была организована в соответствии с результатами конкурса проектов, проведенного в июне-июле 2009 г. Федеральным агентством по науке и инновациям (ФАНИ) в рамках мероприятия 2.1 ФЦП НПК «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ».

Работа над данным проектом началась в университете еще в апреле 2009 г., когда ФАНИ был объявлен прием заявок на проведение всероссийских и международных научных школ для молодежи и молодежных конференций с элементами научной школы. Из нескольких предложенных университетом тематик ФАНИ была одобрена одна озвученная выше заявка, идейным вдохновителем, выполнившим к тому же огромный объем непростой подготовительной работы, была д-р пед. наук, профессор В.С. Чернявская.

По результатам отбора представленных в ФАНИ заявок в июне 2009 г. был объявлен конкурс на организационно-техническое сопровождение запланированных конференций и школ. Для подготовки конкурсной заявки ВГУЭС в университете была создана рабочая группа под руководством начальника НИС Шавлюгина А. И. Напряженная и творческая работа коллектива, в который также входили канд. архитектуры, доцент Игнатов Г.Е., канд. архитектуры, доцент Масловская О.В., канд. техн. наук, доцент Данилова О.Н., доцент Зайцева Т.А., специалист НИС Ардальянова А.Ю., инженер НИС Лойченко Е.Б., принесла свои плоды, и решением конкурсной комиссии ФАНИ в конце июля 2009 г. ВГУЭС был объявлен победителем конкурса, прошедшего в остром соперничестве с двумя московскими вузами.

После оглашения результатов конкурса началась не менее сложная и напряженная стадия практической реализации проекта. Созданному оргкомитету научной школы, председателем которого стала проректор по научной работе, д-р техн. наук, профессор Г.П. Старкова, в чрезвычайно сжатые сроки (менее двух месяцев, тогда как обычно на подготовку подобных мероприятий уходит около полугода) необходимо было согласовать, оформить и подписать у заказчика документацию государственного контракта, уточнить список приглашенных докладчиков, тематику и сроки их выступлений, организовать конкурсный отбор слушателей, выполнить работы по информационной поддержке и техническому обеспечению школы. И все это в то время, когда преподаватели, большая часть научных сотрудников и административных работников находились в отпусках, а студенты и аспиранты на каникулах.

Несмотря на эти объективные трудности, оргкомитету школы удалось оперативно преодолеть все препятствия и решить возникавшие проблемы и в намеченный срок 21 сентября 2009 года работа научной школы началась.

Заявленная тема школы настолько многогранна, что это мероприятие вызвало большой интерес у научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, специализирующихся в самых разных областях науки. Специалисты в области архитектуры, проектирования одежды, графического дизайна, психологии, педагогики, философии и других сфер науки и производства собрались вместе, чтобы попытаться дать ответы на вопросы: что такое современный дизайн, есть ли научная основа в творчестве дизайнера и если да, то какой вклад вносят в нее разные составляющие, как с учетом этого следует организовать образовательный процесс и т.д..

На приглашение принять участие в работе школы откликнулись практически все предварительно запланированные известные российские специалисты, что позволило действительно дать слушателям (насколько это вообще возможно) самую актуальную и разностороннюю информацию об изучаемом объекте. При отборе преподавателей в состав лекторов научной школы оргкомитет руководствовался следующими критериями. Прежде всего, докладчики должны были соответствовать требованиям федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», то есть являться ведущими, активно работающими российскими специалистами по различным направлениям тематики школы. Материалы, которые они должны были представить на занятиях, должны были соответствовать передовому уровню развития предметных областей и требованиям к их объему и представлению, установленным оргкомитетом. Поскольку большинство специалистов, с которыми велись переговоры, имеют весьма напряженный график работы, а на подготовку школы отводилось сравнительно немного времени, то последним условием участия того или иного ученого в работе школы стала физическая возможность скорректировать им свои планы и включить в них поездку во Владивосток.

В результате проведенных подготовительных мероприятий в состав участников школы вошли 14 преподавателей и 84 слушателя, в том числе 15, участвовавших заочно, и 69 - очно. География участников охватывает практически всю Россию, включая преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Красноярска, Барнаула, Омска, Хабаровска, Владивостока, а также зарубежных специалистов из Германии и Японии. Очные участники школы представляли, в основном, восточную часть страны, прежде всего Приморский край и соседние с ним регионы Дальнего Востока, а также два университета КНР.

Всероссийскую научную школу для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, эргономика, педагогика, искусствоведение» открыла в 11 часов 22 сентября 2009 г. в театре «Андеграунд» ВГУЭС председатель оргкомитета Г.П. Старкова. В своем выступлении она остановилась на тех предпосылках, которые сделали возможным проведение в университете столь масштабного мероприятия, дала краткую информацию о персональном составе преподавательского корпуса школы и об основных научных направлениях ее работы.

Затем слово было предоставлено руководителю группы слушателей из Шеньянского института химических технологий Чжан Чжань, которая поблагодарила собравшихся за теплый прием, зачитала приветственное обращение ректора своего института и пожелала всем участникам успешной работы.

Подробности научного содержания школы осветил в своем выступлении член оргкомитета Г.Е. Игнатов, который дал собравшимся более детальное представление о научных направлениях работы школы, выделив среди них наиболее близкую его научным интересам тематику, связанную с дизайном в архитектуре, ландшафтным дизайном и проектированием территорий университетских кампусов.

Первую лекция в рамках работы школы «Архитектура прагматизма: история, теория и практика» прочитала Г. А. Птичникова, д-р архитектуры, профессор Волгоградского государственного архитектурностроительного университета. В своем выступлении Галина Александровна описала новые тенденции, наблюдающиеся в российской архитектурной практике, которые диктуются изменениями в социально-экономических условиях жизни страны. Эти тенденции произрастают своими корнями из философии прагматизма - философского течения, основателем которого является американский ученый Ч. Пирс. В докладе были подробно рассмотрены исторические связи философии прагматизма и архитектуры, сделана попытка дать определение архитектуры прагматизма.

Во время последующих дней работы научной школы слушателям были представлены доклады и мастер-классы таких известных российских ученых как д-р психол. наук, профессор, зав. лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН Д. В. Ушаков, др филос. наук, профессор Дальневосточного государственного технического университета С.Е. Ячин, д-р пед. наук, профессор Алтайского государственного университета Ю.В. Сенько, д-р психол. наук, профессор Сибирского государственного технологического университета В.С. Нургалеев и др. Международный уровень научной школе обеспечило участие в ее работе известного дизайнера из Берлина БогоШее Ьо§еп и художника по текстилю из г. Камадзава (Япония) Ямасита Томохиса.

Всего в рамках научной школы было прочитано 26 лекций, проведено 3 практических занятия, 6 мастер-классов и 2 круглых стола. Для удобства слушателей аннотации этих учебных занятий были подготовлены к началу работы школы и раздавились им перед началом очередного рабочего дня.

Одним из интереснейших мероприятий научной школы стал круглый стол «Психолого-педагогические подходы к исследованию дизайн-образования», который прошел под руководством зам. председателя оргкомитета В.С. Чернявской.

На круглом столе были обсуждены вопросы:

- выявление условий становления гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования;

- эффективность системы профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте адекватности фундаментальной подготовки студентов специализированной подготовке для будущей профессиональной деятельности;

- психологическая структура и содержание наиболее востребованных рынком труда компетенций дизайнера;

- экспозиционно-образный метод - новое направление в дизайн-образовании.

Среди выступавших на круглом столе были лекторы и слушатели школы, а также преподаватели ВГУЭС - доцент кафедры «Сервиса и моды» Т.А. Кравцова, канд. пед. наук, доцент кафедры «Дизайна» Н.Д. Калина, старший преподаватель кафедры «Философии и психологии» М. О. Ягупова, старший преподаватель кафедры «Дизайна» Е.В. Алексеева.

С 25 по 30 сентября 2009 года в холле Зимнего сада ВГУЭС состоялась выставка дизайнерских работ участников и гостей научной школы. На выставке было представлено 187 экспонатов представителей различных дизайнерских школ Российской Федерации в том числе: Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Омского государственного института сервиса, Смоленского государственного университета, Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Красноярского государственного художественного института, Тихоокеанского государственного университета. На выставке были также представлены работы студентов -дизайнеров, выполненные под руководством преподавателей в ходе курсового и дипломного проектирования. Многие из представленных на выставке работ были победителями и отмечены дипломами российских и международных конкурсов дизайнеров - Международной Тихоокеанской Ассамблеи творческой молодежи «Под знаком дизайна», Всероссийского

фестиваля «Калининград - столица российского дизайна -2009», Всероссийского конкурса «Океан Дизайна», Международного фестиваля молодых дизайнеров «Пигмалион».

Современная материально-техническая база ВГУЭС позволила сделать работу школы максимально насыщенной и информативной, что по ее окончании неоднократно подчеркивали как преподаватели, так и слушатели. Особенно большое значение имело проведение научной школы как для молодых, так и для опытных преподавателей кафедр «Дизайна», «Сервиса и моды», «Рисунка и живописи», «Ландшафтного дизайна», «Философии и психологии» ВГУЭС, многие из которых на торжественном закрытии отметили огромную важность полученных знаний для своей научной и педагогической деятельности.

По итогам работы научной школы был подготовлен сборник ее материалов, которые можно разделить на две большие группы. Во-первых, это тексты и аннотации лекций приглашенных докладчиков, а во-вторых, статьи, присланные для публикации, как докладчиками, так и слушателями (очными и заочными).

Тексты полученных оргкомитетом статей проходили экспертное оценивание на возможность их публикации в сборнике материалов научной школы и техническое редактирование. Статьи принимались оргкомитетом до 16 октября, и всего было получено и опубликовано 54 статьи и полных текстов лекций приглашенных докладчиков и слушателей школы.

Информационное обеспечение работы школы осуществлялось, прежде всего, за счет наполнения материалами ее специализированного сайта, вошедшего в состав ресурсов сайта ВГУЭС. В частности, страница школы содержит общую информацию о мероприятии, условиях участия в ней, программу, сведения об оргкомитете и докладчиках, в том числе, тексты лекций, информационные материалы СМИ о школе, фоторепортажи и хронику всех дней ее работы.

Мероприятия проведенной научной школы получили достаточно широкое и заинтересованное освещение в печатных и электронных средствах массовой информации региона. В частности, сюжеты о школе были подготовлены и вышли в новостных блоках утреннего и вечернего эфира двух крупнейших краевых телеканалов - ОТВ-ПРИМ и ТНТ-Владивосток, а также в эфире радиостанции «Лемма». Информационные и аналитические сообщения и статьи были опубликованы в изданиях «Конкурент» и «Прима-медиа», а статья с подведением итогов школы готовится к печати в журнале «Владивосток-Сити».

Подводя итоги работы научной школы отметим, что благодаря участию в ее работе ведущих отечественных ученых и специалистов из таких сфер деятельности как психология, эргономика, искусствоведение,

педагогика, архитектура, дизайн костюма и др. было обеспечено эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области междисциплинарной интеграции научных представлений о дизайне как объекте исследования с позиции современных гуманитарных подходов.

Применение в ходе работы школы современных педагогических методик и технических средств подачи информации позволило создать обогащающую научно-педагогическую среду становления научнометодологических компетенций молодых преподавателей дизайна, дизайнеров и психологов.

Проведенное в университете всероссийская научная школа стала чрезвычайно важным событием не только для ВГУЭС, но и для всей научно-образовательной сферы российского Дальнего Востока, который в силу своего географического положения испытывает наибольшие проблемы с развитием академической мобильности. Полученный организаторами опыт организации и реализации столь масштабных мероприятий невозможно переоценить, и он, без сомнения, позволит ВГУЭС в будущем результативно участвовать в аналогичных конкурсных программах Министерства образования и науки РФ и других ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.