Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2018. № 6
А.В. Дулина
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ТЕКСТ И КОНТЕКСТЫ: "ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ"
О. ДЕ БАЛЬЗАКА» (МГУ, 21-22 июня 2018)
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
119991, Москва, Ленинские горы, 1
В обзоре освещается четвертая из серии всероссийских научных конференций кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ «Текст и контексты». Докладчики сосредоточили свое внимание на самых знаменитых «философских этюдах» О. де Бальзака и в связи с их проблематикой и поэтикой рассматривали широкий круг вопросов: особенности бальзаковского романтизма, религиозность и философские искания Бальзака, отражение в его произведениях важнейших идей европейской литературы и культуры XIX в., рецепция его творчества, влияние Бальзака на развитие гуманитарной мысли XX в.
Ключевые слова: конференция; Оноре де Бальзак; «Философские этюды»; философия творчества; история литературы; XIX в.; романтизм; компаративистика.
21—22 июня 2018 г. на филологическом факультете состоялась четвертая всероссийская научная конференция кафедры истории зарубежной литературы «Текст и контексты», посвященная «Философским этюдам» О. де Бальзака. Традиционно в центре внимания участников этой серии конференций оказываются наиболее известные произведения западной литературы. В этот раз филологи, переводчики и искусствоведы со всей страны в основном сосредоточились на пристальном чтении таких этюдов Бальзака, как «Шагреневая кожа» (1831), «Неведомый шедевр» (1831), «Луи Ламбер» (1832), «Поиски абсолюта» (1834), «Серафита» (1834). Среди 23 докладчиков были ученые из Владивостока, Тюмени, Екатеринбурга, Перми, Уфы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, Иванова, Орехово-Зуева.
Пленарное заседание открывалось вступительным словом организатора конференций «Текст и контексты» профессора В.М. Толмачёва. Было отмечено, что необходимо пересмотреть устоявшиеся взгляды на творчество «забронзовевшего классика», потому что до сих пор существует проблема восприятия произведений «Человеческой ко-
Дулина Анна Викторовна — аспирант кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (е-та11: <1оо1та-агта@ yandex.ru).
медии» в связи с возникшей в 1930-х годах советской идеологической трактовкой Бальзака как критического реалиста, доктора социальных наук, что не дает увидеть в нем художника слова, одного из ключевых авторов романтической культуры. «Философские этюды» не входили в канон «советского Бальзака», а лучшие из них необходимо было встроить в установленную раз и навсегда схему, поэтому задачей конференции стало взглянуть на эти тексты по-новому, с самых разных точек зрения, чтобы если не отменить, то «расшатать» установившиеся рамки интерпретации бальзаковских «Философских этюдов».
На пленарном заседании В.А. Мильчина в докладе «Матрац или паяц? Окраины или афиши?» подняла вопрос о необходимости обновить издательский подход к переизданию Бальзака в русском переводе. Важно корректировать или снабжать подробными комментариями существующие классические переводы «Философских этюдов», которые с середины прошлого века переиздаются практически без изменений.
Оригинальная религиозно-философская система Бальзака, лежащая в основе «Философских этюдов», стала предметом подробного анализа Н.В. Решетнякв докладе «"Шагреневая кожа": мистическое прочтение символа», а сведенборгианский аспект этой системы был важен в докладе Г.И. Модиной «Мотив любви в "Философских этюдах"» и интересовал А.Н. Таганова в рамках анализа «геометрии художественной мысли» и перехода от слова-Логоса к слову-мифу у Бальзака. Этические и эстетические воззрения Бальзака в контексте разговора о проблеме негативизма на материале этюдов «Неведомый шедевр» и «Поиски Абсолюта» рассматривал А.Г. Вишняков.
Интересовал докладчиков и общий контекст развития литературы и культуры XIX в. Эволюция образа ученого в литературе XIX в. неожиданно раскрылась через сопоставительный анализ этюдов Бальзака с такими разными текстами, как «Фауст» И.-В. фон Гёте и «Харчевня королевы Гусиные лапки» А. Франса в докладах И.Н. Лагутиной и М.Н. Недосейкина. При рассмотрении романов «Серафита» Бальзака и «Будущая Ева» О. Вилье де Лиль-Адана Т.М. Трофименко проследила трансформацию темы «совершенного человека» во французской литературе XIX в. О старшей современнице Бальзака, прозванной критиками его "меньшей сестрой" М. Деборд-Вальмор и ее сказках в сопоставлении с философским этюдом Бальзака "Иисус Христос во Фландрии" рассказала Е.М. Белавина, а параллель с русской литературой провела О.М. Ушакова в докладе «"Нигилисты" в "романе судьбы": Рафаэль де Валентен и Евгений Васильевич Базаров». «Формулой» XIX в. представила Т.Л. Селитрина романы «Шагреневая кожа» Бальзака и «Крылья голубки» Г. Джеймса, восхищавшегося творениями французского писателя как в ранних, так и в поздних своих статьях о нем.
Бальзаковские образы и концепции оказались не менее важными для истории идей XX—XXI вв. Е.Д. Гальцова, прослеживая историю увлечения Бальзаком в кругах сюрреалистов, отметила одержимость А. Бретона романом Бальзака «Серафита» в рамках объединения научного и художественного дискурса и развития темы андрогинности как сочетания противоположностей. В рамках восприятия Бальзака другими позднейшими национальными литературами Е.В. Фейги-на представила доклад «Отражение повести "Шагреневая кожа" в итальянском романе ХХ века», а Н.С. Бочкарева рассмотрела чрезвычайно важную для XX в. тему портретов в литературе и «Неведомый шедевр» Бальзака на материале эссе современной английской писательницы А.С. Байетт. Н.Т. Пахсарьянпроанализировала, как в XXI в. трансформируется восприятие фигуры Эжена де Растиньяка, а амбициозность вырастает в цельную социальную философию на примере телесериала Эвы де Кастро «Растиньяк» (2001). Перераспределение ролей между смыслопорождающими научными дисциплинами в этюде Бальзака «Поиски Абсолюта» и в современном обществе интересовало Л.А. Симонову.
В контексте развивающихся направлений литературной теории обратились к текстам Бальзака О.А. Джумайло и Т.Д. Венедиктова. Сделав акцент на поэтике телесного в этюде «Неведомый шедевр», О.А. Джумайло представила феноменологическую трактовку текста Бальзака. О проблеме взаимодействия социальной теории и художественного текста в рамках современного «поэтического» поворота говорилось в докладе Т.Д. Венедиктовой «Теория как риск и инструментальная возможность: к эпистемологии "Философских этюдов"», в котором способ построения единого целого «Человеческой комедии» и образы героев-теоретиков Бальзака предстали как рефлексия автора по поводу самоорганизации художественного универсума и роли теоретизирования в интеллектуальной деятельности человека.
Отдельно сложился тематический блок конференции, посвященный проблеме визуального. В докладе Т.А. Боборыкиной говорилось о пластической визуальности образа шагреневой кожи и о способах построения визуальной метафоры в рамках философского осмысления бальзаковского текста в постановках и экранизациях этюда «Шагреневая кожа»: телеспектакле П. Резникова (1975), телефильме А. Берлинера (2010) и балетном спектакле А. Астреиной (2012). Живописное и реалистическое начало в этом же произведении Бальзака стало основной темой доклада Е.Э. Овчаровой. На пленарном заседании С.Н. Зенкин выступил с докладом «Натурщица и шедевр», в котором объединились характерные как для литературоведов, так и для искусствоведов подходы к новелле «Неведомый шедевр» и получила развитие тема двойственности нарративного и визуального начал. Д.В. Токарев продолжил разговор о репрезентации визуального в этой
новелле и, обратившись к феномену эйдетизма, предположил, что на главной картине в новелле был запечатлен постепенно угасавший эйдетический образ. Завершилась конференция докладом В.М. Толмачёва «Заметки на полях "Неведомого шедевра"», в котором по-новому были осмыслены темы борьбы художника с собственным демоном и богоискательства, стирающего границы между иллюзией и действительностью, между художником и демиургом; а чаще всего трактуемая как поражение творца концовка новеллы предстала актом удавшегося завершения длительного процесса самопознания и самосотворения.
Различие подходов к изучению творчества Бальзака, представленных учеными на конференции, способствовало плодотворной и оживленной дискуссии и пересмотру отдельных прочно укоренившихся в отечественном литературоведении трактовок «философских этюдов». После заключительного заседания участники конференции отметили, что такой формат пристального чтения и обсуждения классических текстов формирует благоприятную среду для общения исследователей со всей России и позволяет считать летние конференции «Текст и контексты» одним из важнейших событий научной жизни гуманитарного сообщества.
Anna Dulina
THE RUSSIAN CONFERENCE 'THE TEXT
AND THE CONTEXTS: HONORÉ DE BALZAC'S
PHILOSOPHICAL STUDIES' LOMONOSOV
MOSCOW STATE UNIVERSITY, June 21-22, 2018
Lomonosov Moscow State University
1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
This review discusses the fourth Russian conference on Balzac held at the Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University. The speakers focused on the Philosophical Studies by Honoré de Balzac, covering a wide range of issues concerning Balzac's romanticism, his religiousness and philosophy, the reflection of most important ideas of 19th-century European literature and culture in Balzac's texts, the reception of Balzac's work and its influence on the development of 20th-century humanities.
Key words: conference; Honoré de Balzac; Philosophical Studies; philosophy of creativity; history of literature; 19th century; romanticism; comparative literature studies.
About the author: Anna Dulina — PhD Student, Department of the History of Foreign Literature, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).