Научная статья на тему 'Всероссийская молодежная научно-практическая летняя школа «Территориальная идентичность в современном мире: проблемы и перспективы исследования» (Пермь, Усолье, 25-28 августа 2014 года)'

Всероссийская молодежная научно-практическая летняя школа «Территориальная идентичность в современном мире: проблемы и перспективы исследования» (Пермь, Усолье, 25-28 августа 2014 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская молодежная научно-практическая летняя школа «Территориальная идентичность в современном мире: проблемы и перспективы исследования» (Пермь, Усолье, 25-28 августа 2014 года)»

Лабиринт

#3/2014

Журнал социально-гуманитарных исследований '

СОБЫТИЯ, ХРОНИКА

М. В. Назукина

ВСЕРОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» (ПЕРМЬ, УСОЛЬЕ, 25-28 АВГУСТА 2014 г.)

25-28 августа 2014 года в Перми на базе Пермского научного центра УрО РАН прошла летняя школа «Территориальная идентичность в современном мире: проблемы и перспективы исследования». Организаторами летней школы выступили отдел по исследованию политических институтов и процессов ПНЦ УрО РАН, Лаборатория по исследованию идентичности ПГНИУ и Экспертная Сеть по исследованию идентичности (http://identityworld.ru/).

Проведение Летней школы по территориальной идентичности в Перми совпало с важной символической датой: летом исполнилось ровно 5 лет с момента основания Экспертной Сети по исследованию идентичности. Пятилетний юбилей достаточно серьезная дата для сетевого научного сообщества. За это время Сеть показала не только свою жизнеспособность, но и эффективность.

Изучение процессов конструирования территориальной идентичности на разных уровнях пространственной структуры оказывается важным для оценки социальных последствий и потенциала протекающих на уровне территорий социально-политических процессов. В современном мире идентификация с территорией становится инструментом мобилизации населения, и осознание важности этого политического ресурса происходит повсеместно и весьма активно. Данная проблематика территориальной идентичности в политическом — теоретическом и прикладном — аспектах стала базовой для летней школы, программа которой была направлена на расширение личных профессиональных и деловых связей, предоставляет возможность презентации и продвижения собственных проектов, а также участия в совместных проектах, стимулирует поиск новых идей.

Участниками-слушателями летней школы

стали молодые ученые из Перми, Иваново, Магнитогорска, Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы.

Лекторами и преподавателями школы выступили ведущие специалисты по территориальной идентичности: В. Л. Каганский (Институт географии РАН, канд. геогр. наук), М. Ю. Тимофеев (ИвГУ д-р филос. наук.), М. В. Ноженко (ЕУ СПб, канд. полит. наук.), О. Б. Подвинцев, (ПНЦ УрО РАН, д-р полит. наук), К. А. Сулимов (ПГНИУ, канд. полит. наук), П. В. Панов (ПГНИУ, д-р полит. наук), М. В. Назукина (ПНЦ УрО РАН, канд. полит. наук), А. А. Гриценко (Институт географии РАН, канд. геогр. наук), И. И. Митин (Центр культурных инициатив Новой Москвы, канд. геогр. наук).

Лекционная и интерактивная часть программы летней школы касалась преимущественно теоретико-методологических вопросов и исследовательских проблем изучения феномена территориальной идентичности. Так, например, были подняты и обсуждены такие темы как не-ареальные типы идентичности, мифогеографиче-ский подход к изучению территорий, координаты региональной идентификации в современной России, роль и значение брендинга как механизма идентификации территории, теоретические вопросы изучения региональных идентичностей, причины и факторы политизации этнических идентичностей и др.

Кроме этого, в рамках школы была проведена дискуссия «Пермская региональная идентичность: акторы, специфика тренды», в которой приняли участие слушатели и преподаватели школы, а также пермские эксперты, ученые; и научное состязание в формате ток-шоу (Научные бои имени Шелдона Купера), где двое участников школы представили результаты своих исследований в популярной и понятной неподготовленной аудитории форме.

#3/2014

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

СОБЫТИЯ, ХРОНИКА

Практическая составляющая школы, направленная на тренировку навыков работы с «полем» изучаемого феномена, была проведена в городе Усолье и городе Соликамск, а также в село Тохтуе-во Соликамского района была проведена встреча-интервью с главой района и каскад мастер-классов по проблеме территориального маркетинга. Михаил Тимофеев, профессор ИвГУ, главный редактор сетевого научного издания «Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований» рассказал о том, что такое брендинг территории. Он отметил, что появление брендов городов и регионов — некая мода времени: наряду с гербом, флагом и гимном города озаботились и своими брендами. По мнению эксперта, города и есть сами бренды: «Бренд территории — это попытка извлечения неких дивидендов, иногда не конкретно финансовых, от самой территории». Ирина Шафранская, декан факультета менеджмента НИУ ВШЭ-Пермь проанализировала процесс создания брендов регионов и муниципальных образований в России и определила факторы успешности брендинга. Молодой бренд-менеджер города Добрянка Иван Свистунов, директор агентства городских инициатив «Столица доброты» поделился опытом успешного брендинга в Пермском крае. По итогам состоялось живое обсуждение. Особый интерес, учитывая практическую значимость тематики, вызвал вопрос «выращивания» бренда города. Участники сошлись во мнении необходимости учета объективных особенностей места, его идентичности, как необходимого условия выработки бренда.

В последний день работы школы участники представили свои исследования и получили подробную «обратную связь», ценные рекомендации от преподавателей Школы. Завершилась Школа вручением свидетельств участникам.

Участники и эксперты положительно оценили проведенную Школу и сошлись во мнении, что подобный формат Школы по идентичности заслуживает стать ежегодным мероприятием.

Мероприятие финансировалось из средств УрО РАН в рамках конкурса молодежных научных школ и конференций, а также при финансовой поддержке Администрации губернатора Пермско-

го края, Министерства образования и науки Пермского края. По итогам работы Школы готовиться к изданию Спецвыпуск «Вестника ПНЦ УрО РАН».

Летняя школа была посвящена памяти трагически погибшего Д. В. Визгалова, канд. геогр. наук, генерального директора научно-консалтинговой компании «Живые города», одного из ведущих специалистов в области городского маркетинга, принимавшего активное участие в подготовке Летней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.