Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 142-150 БОТ: 10.15382Мш^202349Л42-150
Рожков Геннадий Олегович, преподаватель ДШИ пос. Энем Республики Адыгея, магистрант кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского гос. института культуры, регент Свято-Михайловского храма г. Майкопа [email protected] https://orcid.org/0000-0003-2335-2802
Хватова Светлана Ивановна, д-р искусствоведения, проф. кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского гос. института культуры, регент Свято-Воскресенского храма г. Майкопа Россия, г. Краснодар [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9711-456X
Всенощное бдение Г. Ф. Пономаренко
В КОНТЕКСТЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЦЕРКОВНЫМ ИСКУССТВАМ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Аннотация: В статье рассматривается «Всенощное бдение» Григория Пономаренко в контексте духовного возрождения и восстановления богослужебной практики на Кубани и, шире — в контексте отечественной музыкальной культуры постсоветского периода. Затрагивается проблема претворения церковно-певческого канона в творчестве светского автора, подавляющее большинство сочинений которого — песни. Выявляются причины, побудившие советского композитора, автора популярных песен, в большинстве своем относимых к массовым, обратиться к песнопениям на канонические богослужебные тексты. В их числе воцерковленность, знакомство с церковно-певческой культурой в раннем детстве, любовь к отечественной хоровой музыке, доминирующая тема Родины во всех сочинениях. Анализ базируется на историческом методе с частичным привлечением специального инструментария литургического музыкознания. Авторы приходят к выводу, что «Всенощное бдение» Григория Пономаренко находится в русле общих тенденций развития отечественной и европейской музыкальных культур, что композитор, применяя широко распространенный метод работы по стилевым моделям, осторожно обновляет поэтику духовных песнопений Русской Православной Церкви. Значение же появления «Всенощного бдения» Григория Пономаренко еще на исходе советского времени расценивается как мощный импульс для массового обращения к каноническим богослужебным текстам других композиторов — наших современников.
Г. О. Рожков, С. И. Хватова
© Рожков Г. О., Хватова С. И., 2023.
Ключевые слова: канон и автор, Всенощное бдение, Григорий Пономаренко,
богослужебные песнопения, духовная музыка.
Появление «Всенощного бдения» известного кубанского композитора-песенника Григория Пономаренко в советское время (1989) для многих стало неожиданностью, поскольку написанное композитором до этого момента относится к тому, что мы привыкли называть советским массовым искусством. Между тем уточнение обстоятельств, фактов, предшествующих появлению данного произведения, убеждают нас в том, что это было неслучайно.
В этом убеждает переписка авторов с Верой Ивановной Журавлевой-Пономаренко, показывающая, что жизнь композитора, хотя и прошла в эпоху воинствующего атеизма, не помешала ему оставаться человеком верующим. Это же подтвердило и посещение Музея-квартиры композитора, на рабочем столе которого по-прежнему стоят иконы.
Для начала очертим контекст, в котором появилось сочинение Григория Федоровича Пономаренко. Период, когда жил и творил музыку композитор, И. А. Гарднер определил как катастрофу в истории развития церковного пения. Автор описывает ключевые события, которые резко и внезапно остановили дальнейшее развитие богослужебного пения Русской Православной Церкви, «однако не прекратили его совершенно, а только направили его внешние условия в иное русло»1.
Исследователь дает определение тому, что происходило в этой сфере: «...богослужебное пение продолжало жить — именно жить»2, и одновременно признает тот факт, что история русского церковного пения после 1918 г., как на территории бывшей Российской империи, так и в странах рассеяния русской эмиграции, еще требует особого изучения. Для российского музыкознания многие страницы богослужебного пения открываются лишь теперь — в последние два десятилетия. Условия вынуждали творцов духовной музыки уходить в подполье, создавать ее тайно. Это была надолго ушедшая в монастырские стены и практически не подававшая «признаков жизни» группа композиторов, развивавшая традиции русского богослужебного пения, часть имен которых до сих пор известна лишь специалистам.
«Прорыв» к духовной тематике в музыке последней трети ХХ в. был подготовлен. В течение всего советского периода существовала некая «вторая музыкальная реальность», жившая иногда вопреки объективным историко-политическим событиям, а порой, как бы независимо от них, «параллельно». Отдельные музыканты, такие как А. В. Александров и Н. С. Голованов, сумели удержаться на музыкальном Олимпе, ведя внешне светскую жизнь, сделав успешную карьеру в области музыкального исполнительства, они тайно сочиняли духовную музыку. Об этой «второй жизни» выдающихся музыкальных деятелей известно гораздо меньше. И только на рубеже ХХ—ХХ1 столетий по крупицам начинается соби-
1 Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. С. 516.
2 Там же.
рание сочинений, которые вносят в представление о творческом облике таких людей новые, порой определяющие штрихи.
Музыканты династии Александровых, например Александр Васильевич и Борис Александрович, начальное музыкальное образование получили в церковном хоре. Александр Васильевич был выпускником Придворной хоровой капеллы. Регент Синодального хора храма Христа Спасителя, профессор Московской консерватории, хормейстер Камерного театра Александра Таирова, дирижер Государственной хоровой капеллы, автор песни «Священная война» и гимна Советского Союза — Александр Васильевич Александров, является также автором песнопений3: «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа», ряда Величаний (Собору Кемеровских святых, свт. Николаю, свт. Спиридону Тримифунтскому, свт. Мелетию Харьковскому, свт. Алексию, Собору Сибирских святых, Собору Вологодских святых, свт. Игнатию (Брянчанинову), Вознесению, рождеству Иоанна Предтечи), «Свете тихий»4, «Хвалите имя Господне», «Отче наш» с солистом, «От юности моея», «Разбойника благоразумного» и др.5
Очевидно, что у такого незаурядного отца, не мог вырасти «обычный» сын. Борис Александрович Александров — это имя ничуть не менее известно: композитор, дирижер, руководитель знаменитого ансамбля. В музыкальном образовании он словно повторил путь своего отца: музыка для него началась тоже в храме, где он был «исполатчиком»6. Далее — детский хор Большого театра и первое признание: благословил на творчество Бориса Александрова сам Федор Иванович Шаляпин.
По окончании Консерватории в течение 40 лет Борис Александрович оставался художественным руководителем ансамбля им. А. В. Александрова. Выдающийся музыкант, талантливый композитор, великолепный хоровой дирижер, обладающий прекрасным художественным вкусом и режиссерским талантом. Борис Александрович побывал и заведующим музыкальной частью Центрального театра Российской Армии, где он общался со многими режиссерами, и собственный режиссерский талант с успехом применил в творческой работе с ансамблем имени А. В. Александрова. К сожалению, пока другие партитуры духовных сочинений композитора недоступны.
Другой пример — Н. С. Голованов (1891—1953) — дирижер, пианист, композитор, педагог, народный артист СССР, ученик В. С. Орлова и А. Д. Кастальского. С 1909 г. выступал как хоровой дирижер, с 1919 г. — дирижер оперной студии Большого театра, с 1949 г. — главный дирижер. Наряду с этим Н. С. Голованов — автор канонических и концертных духовных сочинений.
В 2002—2004 гг. издается серия сборников «Редкие песнопения Русской Православной Церкви» (из собрания Льва Лобыкина — знатока и практика церковно-
3 URL: https://www.ikliros.com/
4 URL: https://www.youtube.com/watch?v=hApyzXAUm2U
5 См. об этом подробнее: Последний регент Храма Христа Спасителя // Российский православный университет. URL: https://vk.com/wall-49538175_16161(дата обращения: 27.02.2023); Дроздецкая Н. К. Об А. В. Александрове как регенте соборного хора в Твери // Вестник славянских культур. 2009. № 3 (XXI). С. 100-110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-a-v-aleksandrove-kak-regente-sobornogo-hora-v-tveri/pdf (дата обращения: 27.02.2023).
6 Исполатчик — «восклицающий хвалу».
го пения). Издательский дом «Композитор» предлагает ознакомиться в этой серии и с другими произведениями на богослужебные тексты (концертными по сути), такими как «Благословен еси Господи», «Ангельский собор удивися» (соло сопрано с хором) М. А. Надеждинского, «Прежде шести дней бытия Пасхи» М. Г. Шо-рина, «Три херувимские песни», «Милость мира», «Что Тя наречем Пророче», «Заступнице усердная», «Придите, соборе Российстии», «Благослови, душе моя, Господа» А. А. Третьякова, «На реках Вавилонских» (Псалом 136) С. В. Мельникова, «Милость мира» С. Орфеева, «Яко по суху» Г. Извекова, «Величит душа моя Господа» А. Фрунза, «Благослови, душе моя, Господа» В. И. Агафонникова. Эти произведения, собранные Львом Лобыкиным, долгое время существовавшие в рукописях для клиросных хоров, издаются впервые лишь в XXI в.
Многие из упомянутых произведений используются ныне в православной богослужебной практике. Например, песнопение «На реках Вавилонских» С. В. Мельникова традиционно исполняется на всенощном бдении в Великий пост в Кафедральном Свято-Троицком соборе г. Майкопа. На Пасху там же звучит одно из самых известных церковных произведений Н. С. Голованова — «Херувимская песнь op. 38». «Тропарь Рождеству» Н. С. Голованова и «Ныне отпущаеши» А. А. Третьякова исполнялись в Свято-Михайловском храме. «Херувимские» А. А. Третьякова, «Святый Боже» Г. В. Свиридова и множество других произведений звучат за богослужениями в Свято-Воскресенском храме г. Майкопа.
И все же появление богослужебных сочинений на канонические православные тексты в советское время нельзя назвать явлением массовым. Именно в такой непростой для Церкви ситуации создавался духовный цикл «Всенощное бдение» советского композитора-песенника и баяниста Григория Федоровича Пономаренко.
Творческий путь композитора охватывает более полувека. За это время Григорий Федорович прославился как баянист (сочинял инструментальную музыку для баяна, а также произведения для домры, балалайки с оркестром), он автор более 900 песен. Всего композитором было написано 4675 произведений разных жанров — от оперетт до песен в народном духе.
Работа с известными артистами эстрады, а затем создание киномузыки упрочили известность Г. Ф. Пономаренко как композитора-лирика, мастера задушевной песни, органично сочетающей в себе черты фольклорной и эстрадной традиций7. В 1973 г. Г. Ф. Пономаренко переезжает в Краснодар. Жизнь и творческая деятельность на Кубани инициировала его интерес к кубанской казачьей культуре: им, к примеру, были созданы пять оперетт, в том числе оперетта «Старым казачьим способом» (1980).
В поздний период творчества композитора (начиная с 1980 г.) Г. Ф. Пономаренко все чаще обращается к хоровой музыке. Так, он создает хоровой цикл, написанный на стихи Г. Л. Рублева (1980), песенно-хоровую ораторию «Епистиния Степанова — мать девяти сыновей» (1985) и, наконец, хоровой цикл «Всенощное бдение», который появляется в 1989 г., сразу после празднования 1000-летия Крещения Руси.
7 См. об этом: Музыка композиторов Кубани: колл. монография. Ч. 2 / Е. В. Бабенко, О. Н. Безниско, М. Л. Караманова [и др.]. Краснодар: КГИК, 2021. С. 86.
Обращение Григория Пономаренко к богослужебным каноническим текстам в хоровом творчестве обусловлено в том числе и объективными факторами. С 1987 г. впервые за многие годы начинает расти число действующих храмов, в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси инициируется процесс передачи в пользование Патриархии епархий и общин верующих, зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении; происходит либерализация режима контроля над религиозной жизнью, деятельностью религиозных объединений.
К 1990 г. на территории Кубани насчитывалось 117 храмов. Начиная с этого момента до настоящего времени их число неуклонно растет. Сегодня на Кубани функционируют 562 православных храма, из них семь больших соборов с хорами от 12 и более человек. Храмов, где в сослужении с алтарем имеются небольшие ансамбли, — более 500, есть и десятки храмов, где священник вынужден служить один или в сопровождении одного певчего (певчей) — псаломщика, пономаря и проч. В Краснодаре в постсоветское время в трех больших соборах (во имя св. блг. Александра Невского, Свято-Троицком и Свято-Екатерининском) служили певчими артисты Камерного музыкального театра КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова и камерного хора под управлением В. Яковлева, а начиная с Рождества Христова 2007 г., когда состоялась Патриаршия служба с Государственным академическим Кубанским казачьим хором, этот коллектив регулярно привлекается к богослужениям, возрождая традиции Войскового певческого хора. По приглашению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла хор сегодня нередко выезжает для сослужения в Московский Свято-Данилов монастырь, в Ташкент и другие регионы России.
Таким образом, высокое мастерство артистов хоров ведущих профессиональных творческих коллективов Краснодара, реализовывавших свое певческое искусство и на клиросе, содействовало повышению исполнительского уровня хоров больших соборов города. Часто духовно-музыкальные сочинения, подготовленные к концертному исполнению, приносились в храмы и не требовали отдельного репетиционного времени, за исключением, разумеется, коррекции манеры пения — ради соответствия характера звукоизвлечения богослужебным задачам8.
Григорий Федорович Пономаренко был человеком верующим (как уже упоминалось выше), нотной грамоте учился непосредственно у регента церковного хора. Богослужебный цикл «Всенощное бдение» создавался по предложению председателя Союза композиторов Кубани В. Комиссинского. Произведение получило высокую оценку служителей Русской Православной Церкви, а несколько месяцев спустя было исполнено Камерным хором Краснодарской государственной филармонии под руководством В. Яковлева в Москве, на Всесоюзном радио, затем в Ленинграде, Кисловодске и Краснодаре.
Этот хоровой цикл стоит немного особняком по отношению к остальному творчеству композитора: другие произведения на канонические богослужебные тексты или на тексты духовных стихов композитором написаны не были.
8 См. об этом подробнее: Хватова С. И. О церковной манере пения // Вестник КГУ им. Некрасова. 2010. № 3. Т. 16, осн. вып. Июль—сентябрь. С. 112—116.
Цикл «Всенощное бдение» Г. Ф. Пономаренко, шанного хора и солистов, состоит из 13 номеров:
1. Приидите, поклонимся.
2. Благослови, душе моя.
3. Блажен муж.
4. Свете тихий.
5. Ныне отпущаеши.
6. Богородице Дево, радуйся.
7. Хвалите имя Господне.
8. Благословен еси Господи.
9. Воскресение Христово видевше.
предназначенный для сме-
10. От юности моея.
11. Величит душа моя Господа.
12. Славословие великое.
13. Взбранной воеводе.
Подобно С. В. Рахманинову, «Всенощное бдение» которого послужило, по словам В. Яковлева, для Г. Ф. Пономаренко образцом богослужебного цикла, композитор обращается в своем произведении к текстам неизменяемых песнопений. Лирическое песенное начало, отличающее богослужебные песнопения Пономаренко, возможно, послужило причиной того, что после исполнения «Всенощного бдения» Камерным хором Краснодарской государственной филармонии под управлением В. Яковлева (ныне имени Григория Пономаренко), сочинение начали предлагать для исполнения регентам соборов г. Краснодара, однако оно не стало тогда обиходным в репертуаре хоров, несмотря на то что многие певчие являлись артистами упомянутого хора и хорошо знали данное произведение. Позднее отдельные части «Всенощного бдения» Г. Ф. Пономаренко все же неоднократно пелись на клиросе. Заметим, что сетования на «пе-сенность» и «народный характер», «недостаточную духовность» опуса Григория Пономаренко вряд ли являются значительным препятствием к исполнению за богослужением и еще менее оригинальны: и в прежние времена немало композиторов получало упреки в «итальянщине», «онемечивании», «оперности» и проч., что тем не менее не мешало их сочинениям столетиями быть востребованными за богослужением.
В своем произведении композитор исходит, прежде всего, из значения и смысла богослужебного текста: музыкальная составляющая подчинена им задаче адекватного музыкального прочтения этого текста, его выразительного интонирования. Возможно, ориентация на стилистику песнопений композиторов начала XX столетия, писавших для Церкви, имеет определенное значение для Г. Ф. Пономаренко, но не играет исключительной роли, а некоторые моменты свидетельствуют о приоритете для него эмоционального и иногда аффективного начала. Последнее обусловлено в первую очередь тем, что произведение задумывалось композитором как предназначенное для концертного пения высокопрофессиональным коллективом. Исполнение данного произведения за богослужением можно поставить под сомнение, хотя отдельные фрагменты могли бы быть задействованы в храме, подобно тому, как исполняются профессиональными хорами в больших соборах по праздничным дням номера из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова и П. И. Чайковского. Подробный анализ цикла «Всенощного бдения» Г. Ф. Пономаренко показывает, что, следуя в целом жанровому канону, композитор с осторожностью обновляет средства музыкальной выразительности.
Особое значение в музыкальном целом произведения Г. Ф. Пономаренко обретает именно мелодическая составляющая, интонационно родственная народной песенности. Известная близость народно-песенному строю проявля-
ется и в фактуре произведения, нередко подголосочной, гетерофонной. Гармония «Всенощного бдения» характеризуется богатой палитрой выразительных средств. В определенной мере это позволяет считать автора продолжателем традиций композиторов Новой московской школы и, несомненно, С. В. Рахманинова. Подобно П. И. Чайковскому, как, впрочем, и другим ярким композиторам-мелодистам, Г. Ф. Пономаренко выявляет инципит (одно начальное или несколько начальных слов богослужебного текста, служащие его идентификации, а также обозначающие его название) и подчеркивает его средствами гармонии и фактуры, мелодики и динамики. Каждый номер произведения содержит в себе такие заметные кульминационные точки.
Обратим также внимание на использование в сочинении басов-октавистов, разделение партий (divisi) и многослойность фактуры как отличительную черту метода тембризации — максимального выявления тембровой краски каждого голоса, индивидуализации каждой партии. И в этом плане Г. Ф. Пономаренко в своем «Всенощном бдении» наследует традиции композиторов Новой московской школы.
Таким образом, «Всенощное бдение» Григория Пономаренко коррелирует с явлениями, свойственными развитию отечественной и, шире, европейской музыкальной культуры. Работа по стилевым моделям здесь сочетается с осторожным обновлением поэтики богослужебных песнопений на канонические тексты без нарушения при этом традиционного молитвенного устроения богослужения. Не получив широкого распространения в богослужебной практике, в том числе и из-за сложности отдельных входящих в него песнопений, «Всенощное бдение» Г. Ф. Пономаренко входит в репертуар ряда высокопрофессиональных хоровых коллективов. Появление же его сразу после празднования 1000-летия Крещения Руси стало знаковым и послужило своего рода импульсом к работе в подобных жанрах других композиторов Кубани. Вслед за «Всенощным бдением» Г. Ф. По-номаренко появились песнопения на канонические богослужебные тексты композиторов — наших современников: С. Алиманова, С. Аникиенко, В. Волченко, В. Захарченко, В. Комиссинского В. Магдалица, О. Проститова, А. Ткаченко, В. Чернявского, Б. Целковникова — как ориентированные на богослужебную практику, так и инкрустированные в контекст светских сочинений9. Сегодня, на наш взгляд, мы являемся свидетелями незавершенных процессов освоения богослужебно-певческих жанров современными композиторами, начало которому положено Григорием Пономаренко.
Список литературы
Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.:
Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. С. 516. Последний регент Храма Христа Спасителя // Российский православный университет.
URL: https://vk.com/wall-49538175_16161(дата обращения: 27.02.2023).
9 См. об этом: Хватова С. И., Шак Т. Ф., Бабенко Е. В. Духовная музыка композиторов Кубани: методич. пособие / М-во культуры РФ, Краснодарский гос. ин-т культуры. Краснодар: КГИК, 2022. 206 с.
Дроздецкая Н. К. Об А. В. Александрове как регенте соборного хора в Твери // Вестник славянских культур. 2009. № 3 (XXI). С. 100—110. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ob-a-v-aleksandrove-kak-regente-sobornogo-hora-v-tveri/pdf (дата обращения: 27.02.2023).
Хватова С. И. Русская духовная музыка в эпоху Шостаковича [Текст] // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 2. Краснодар: КубГУ, 2008. С. 164-169.
Музыка композиторов Кубани: колл. монография. Ч. 2 / Е. В. Бабенко, О. Н. Безниско, М. Л. Караманова [и др.]; М-во культуры РФ, Краснодарский гос. ин-т культуры, ф-т Консерватория, каф. музыковедения, композиции и методики муз. образования; ред. колл.: Т. Ф. Шак, О. Н. Безниско, С. В. Аникиенко. Краснодар: КГИК, 2021.
Хватова С. И. О церковной манере пения // Вестник КГУ им. Некрасова. 2010. № 3. Т. 16, основной выпуск. Июль-сентябрь. С. 112-116.
Хватова С. И., Шак Т. Ф., Бабенко Е. В. Духовная музыка композиторов Кубани: мето-дич. пособие / М-во культуры РФ, Краснодарский государственный институт культуры. Краснодар: КГИК, 2022. 206 с.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2023. Vol. 49. P. 142-150
DOI: 10.15382/sturV202349.142-150
Gennady Rozhkov, School Teacher, Graduate Student, Krasnodar State Institute of Arts Krasnodar, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-2335-2802
Svetlana Khvatova, Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor, Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State Institute of Arts Krasnodar, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9711-456X
All-Night Vigil by G. F. Ponomarenko in the Context of Revival of Interest in Church Arts in the Post-Soviet Period
G. Rozhkov, S. Khvatova
Abstract: The article deals with the All-Night Vigil by Grigory Ponomarenko in the context of spiritual revival and revitalisation of liturgical practice in Kuban region and, more broadly, in Russian musical culture of the post-Soviet period. We discuss the issue of embodiment of the church singing canon in work of a secular author, the majority of whose compositions are songs. We look at the reasons which prompted the Soviet composer, the author of popular songs, most of which were pop songs, to turn to chants of canonical liturgical texts. Among these reasons are being a regular church-
goer, acquaintance with the church singing culture in early childhood, love for Russian choral music, the dominant theme of the motherland in all compositions. The analysis is based on the historical method with a partial employment of specific methods of liturgical musicology. We come to the conclusion that the All-Night Vigil of Grigory Ponomarenko is in line with the general trends in the development of Russian and European musical cultures, uses the widespread method of working on style models, carefully updating the poetics of spiritual chants of the Russian Orthodox Church. The significance of the appearance of Grigory Ponomarenko's All-Night Vigil at the end of the Soviet period is regarded as a powerful impetus for the popular interest in the canonical liturgical texts of other composers, who are our contemporaries.
Keywords: spiritual revival, post-Soviet period, canon and author, All-Night Vigil, Grigory Ponomarenko, liturgical chants, sacred music traditions.
References
Gardner I. (2004) Bogosluzhebnoe penie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Vol. 2. Moscow (in Russian).
Khvatova S. (2008) "Russkaia dukhovnaia musyka v epokhu Shostakovicha", in Aktual'nye prob-lemy vzaimodeistviia nauki i praktiki v razvitii obrazovaniia, vol. 2, Krasnodar, pp. 164—169 (in Russian).
Khvatova S. (2010) "O tserkovnoi manere peniia". Vestnik KGU imeni Nekrasova, vol. 3/16, pp. 112—116 (in Russian).
Khvatova S., Shak T., Babenko E. (2022) Dukhovnaia musyka kompozitorov Kubani. Krasnodar (in Russian).
Muzyka kompozitorov Kubani (2021). Vol. 2. Krasnodar (in Russian).
Статья поступила в редакцию 20.01.2022
The article was submitted 20.01.2022