Научная статья на тему 'Всемирный банк: содействие распространению знаний и передаче технологий в целях устойчивого развития'

Всемирный банк: содействие распространению знаний и передаче технологий в целях устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
296
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Международное право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЗНАНИЯ / ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ООН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

Предметом данного исследования является деятельность Всемирного банка в сфере распространения знаний и технологий, которые необходимы для обеспечения перехода к устойчивому развитию. Автор подробно останавливается на анализе трансформации повестки деятельность Банка в связи с включением в программу его деятельности целевых задач, предусмотренных Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030, в том числе задач 17.6-17.8, предусматривающих активизацию международного сотрудничества по разработке и передаче экологически чистых технологий. В основе исследования находится системный метод, позволивший продемонстрировать содействие развитию и передаче знаний и технологий в качестве самостоятельной подсистемы в рамках общего тематического пространства функционирования Банка. На основе исторического метода выявлена трансформацию повестки работы Банка. Сравнительно-правовой метод позволил выяснить специфику мандата Всемирного банка в сфере распространения знаний и передачи технологий по сравнению с другими международными организациями. Догматически-правовой метод был использован для изучения основ реализации политических обязательств по развитию и передаче технологий. Основные выводы: содействие Всемирного банка в развитии и передаче технологий в целях устойчивого развития осуществляется в двух формах. Первая распространение знаний о новых технологиях, а также о механизме их передачи, что содействует наращиванию потенциала в сфере передачи технологий как звена инновационного цикла. Вторая содействие мировому экономическому развитию (торговле, инвестициям), что создает благоприятный климат для распространения "устойчивых" технологий. Новизна исследования заключается в демонстрации направлений деятельности Банка по сопряжению НТП и устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всемирный банк: содействие распространению знаний и передаче технологий в целях устойчивого развития»

Всемирный банк: содействие распространению знаний и передаче технологий в целях устойчивого развития

Шугуров Марк Владимирович

доктор философских наук профессор, Саратовская государственная юридическая академия 410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1, оф. 621

И shugurovs@mail.ru

Статья из рубрики "Развитие отдельных отраслей международного публичного права"

Аннотация.

Предметом данного исследования является деятельность Всемирного банка в сфере распространения знаний и технологий, которые необходимы для обеспечения перехода к устойчивому развитию. Автор подробно останавливается на анализе трансформации повестки деятельность Банка в связи с включением в программу его деятельности целевых задач, предусмотренных Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030, в том числе задач 17.6-17.8, предусматривающих активизацию международного сотрудничества по разработке и передаче экологически чистых технологий. В основе исследования находится системный метод, позволивший продемонстрировать содействие развитию и передаче знаний и технологий в качестве самостоятельной подсистемы в рамках общего тематического пространства функционирования Банка. На основе исторического метода выявлена трансформацию повестки работы Банка. Сравнительно-правовой метод позволил выяснить специфику мандата Всемирного банка в сфере распространения знаний и передачи технологий по сравнению с другими международными организациями. Догматически-правовой метод был использован для изучения основ реализации политических обязательств по развитию и передаче технологий. Основные выводы: содействие Всемирного банка в развитии и передаче технологий в целях устойчивого развития осуществляется в двух формах. Первая - распространение знаний о новых технологиях, а также о механизме их передачи, что содействует наращиванию потенциала в сфере передачи технологий как звена инновационного цикла. Вторая - содействие мировому экономическому развитию (торговле, инвестициям), что создает благоприятный климат для распространения "устойчивых" технологий. Новизна исследования заключается в демонстрации направлений деятельности Банка по сопряжению НТП и устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, Всемирный банк, развивающиеся страны, технологический разрыв, зеленые технологии, инновационная система, знания, передача технологий, международное сотрудничество, ООН

DOI:

10.25136/2306-9899.2018.2.26901

Дата направления в редакцию:

17-07-2018

Дата рецензирования:

18-07-2018

Дата публикации:

20-07-2018

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-03-00400-ОГН «Международно-правовое регулирование передачи технологий в контексте глобальной стратегии устойчивого развития: состояние и перспективы»).

Введение

Существенным фактором, определяющим содержание и направления международного сотрудничества на глобальном уровне, сегодня выступают политические обязательства, содержащиеся в программно-стратегических документах в сфере устойчивого развития. Выполнение данного рода обязательств оказывает стимулирующее воздействие на имплементацию целого ряда международных договоров, предусматривающих международно-правовые обязательства государств, направленные на обеспечение перехода к устойчивому развитию. С принятием в 2015 году Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее - Повестка-2030) Ш обозначились новые рубежи в деятельности не только государств, но и международных организаций. Эта тенденция характерна и для Всемирного банка, являющегося ключевым мировым агентством, содействующим переходу к устойчивому развитию.

Изменения в деятельности Всемирного банка, как и других международных организаций, связаны с включением в их функциональные стратегии семнадцати Целей устойчивого развития (далее - ЦУР), согласованных на глобальном уровне. Документы в сфере устойчивого развития, в том числе и Повестка-2030, акцентируют внимание на роли научных и технологических достижений, а также их распространения и передачи в целях согласования трех измерений развития. Поэтому повышенной актуальностью характеризуется исследование того вклада, который Банк уже вносит и будет вносить в будущем в достижение тех целевых задач Повестки-2030, которые, помимо задач 17.617.8, также предполагают разработку и передачу, особенно развивающимся странам, «устойчивых», в том числе экологически обоснованных («зеленых») технологий, а также самых разнообразных знаний, в совокупности являющихся научно-технологической базой устойчивого развития.

Всемирный банк: трансформация повестки

Последовательное достижение поставленной цели настоящей статьи предполагает краткое освещение некоторых концептуальных моментов. Начнем с того, что Всемирный банк - это прежде всего международная финансовая организация, которая вместе с другими многосторонними международными банками развития (Multilateral Development Banks/MDB), а также иными финансовыми институтами (фондами и финансовыми программами) выполняет никем не заменимую роль агентства развития. Иными словами, Всемирный банк, как и прочие MDB, - это не просто финансовая организация в повседневном смысле слова, но и ведущий глобальный институт содействия развитию, оказывающий финансовую и техническую помощь в таких сферах, как низкоуглеродное

развитие, образование, публичное управление, здравоохранение, сельское хозяйство, развитие финансового и частного секторов, окружающая среда и управление ресурсами и т.д. При этом надо учитывать, что он оказывает содействие не только развивающимся странам, но и странам со средним уровнем доходов, таким как, например, Россия.

Обратим внимание на то, что п. 70 Аддис-Абебской программы действий-2! , принятой накануне саммита ООН по устойчивому развитию 2015 г., подтверждает центральную роль MDB (Африканский Банк развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Группа межамериканского банка развития) в обеспечении долговременного концессионального и неконцессионального финансирования различных проектов, а также оказания содействия в формировании потенциала и технической помощи в тематических рамках устойчивого развития. Иными словами - Всемирный банк, как и другие аналогичные региональные банки развития, являются важными институциональными субъектами, оказывающими содействие странам и регионам по переходу к устойчивому развитию и достижению его целей. Достаточно указать на включенность Европейского Банка

реконструкции и развития (ЕБРР) в данную работу-3^. Нельзя не упомянуть и о согласованной позиции, которую выработали MDB сразу же после Третьей Конференции ООН по финансированию развития в вопросе о необходимости мобилизации финансовых ресурсов и использования инновационных механизмов финансирования устойчивого развития. Аналогичную позицию Всемирный банк выразил в недавнем специальном докладе на данную тему [4].

Важнейшим направлением деятельности международных организаций в целом и MDB в частности в сфере перехода к устойчивому развитию является содействие распространению и обмену знаниями, а также содействие разработке и передаче технологий, обеспечивающих согласование трех измерений развития - экономического, экологического и социального. MDB, как, впрочем, и другие международные организации, проявляли активность в сфере перехода к устойчивому развитию, начиная с начала 90-х гг. XX в. и, в сущности, были готовы к адаптации своей деятельности к решению новых целевых задач, предусмотренных Повесткой-2030. Общепризнанно, что последние являются более масштабными, чем Цели развития тысячелетия (Millennium Development Goals/MDGs), которые были приняты в 2000 г.

Если обратиться к истории эволюции мандата и, соответственно, объема направлений деятельности Всемирного банка, то, как отмечается в литературе, деятельность Банка с момента его создания в 1946 г. отразила изменения в подходах к политике в сфере развития и приоритетах развития, играя определяющую роль в продвижении данной

политики [5, P 443]. Вначале своей деятельность Банк (тогда - Международный банк реконструкции и развития/МБРР) в основном занимался финансовой поддержкой инфраструктурных проектов в промышленности и мало обращал внимание на сельское хозяйство.

Тем не менее объем деятельности Банка со временем расширялся путем включения новых областей деятельности, в том числе под воздействием принятия международным сообществом политических обязательств, предусмотренных в документах в сфере устойчивого развития, начиная с Декларации РИО-1992 г. То, что работа Всемирного банка осуществляется в разрезе глобальной стратегии устойчивого развития, подтверждается в специальном исследовании, вышедшем в 2012 году [6], когда, как известно, была проведена Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио + 20». В данной работе показывается, что Банк заинтересованно работает не только в

социальной и экономической, но и природоохранной сфере, стремясь связать их воедино. К тому же чрезвычайно большое количество тематических направлений работы, определяющих его деятельность, начиная от искоренения нищеты и заканчивая задачей удвоения глобального показателя энергоэффективности и содействием развитию и

распространению ИКТ в целях формирования цифрового общества ^ дает нам основание согласиться с тем, что Всемирный банк - это не просто лидер содействия глобальному развитию, но и лидер содействия устойчивому развитию и отстаивания его

норм ^^ Есть все основания утверждать, что Банк коррелирует свою деятельность со стратегий устойчивого развития, изложенной в соответствующих документах в сфере устойчивого развития. Важнейшим последствием данного обстоятельства является содействие со его стороны выполнению международно-правовых обязательств, закрепленных в рио-де-жанейрских конвенциях и иных международных договорах, релевантных переходу к устойчивому развитию.

Банк постоянно вносит коррективы в повестку своей работы в контексте учета трансформации глобальной стратегии развития. Так, новым этапом в его деятельности стала корректировка повестки функционирования, связанная с принятием Повестки-2030, ознаменовавшей преобразование мировой стратегии развития в парадигму устойчивого развития и содержащей семнадцать целей устойчивого развития и 169 целевых задач.

Одновременно надо учитывать, что Повестка-2030 предполагает новые требования к содействию развитию в силу той парадигмы, которую она воплощает. Данная парадигма заключается, во-первых, в трансформации повестки содействия развитию в повестку содействия устойчивому развитию, а, во-вторых, в усилении межсекторального подхода. Последний означает взаимозависимость, неделимость, но одновременно самостоятельность всех ЦУР, относящихся к таким секторам, как ликвидация бедности, обеспечение продовольственной безопасности, инновационная модернизация промышленности, сохранение и устойчивое использование биоразнообразия, адаптация к климатическим изменениям.

В сущности, проекты, которые поддерживал и продолжает поддерживать Всемирный банк, вполне соответствуют тематике ЦУР, так как ранее, как мы уже говорили, он ориентировался в своей работе на глобальную стратегию устойчивого развития. Поэтому организация, в сущности, была подготовлена к тому, чтобы с принятием Повестки-2030 перейти от реализации ЦРТ к включению в программу своей работы задачи по достижению ЦУР, что, кстати говоря, сделали и другие международные агентства развития. При этом модификация повестки работы данной организации происходила не спонтанно, а осознанно. В частности, Группа независимы экспертов (Independent Evaluation Group) не только поддерживает блог, посвященный роли ЦУР в деятельности

Банка ^^ но и подготовила специальный доклад, посвященный встраиванию ЦУР в деятельность Банка на основе предшествующей деятельности в области устойчивого

развития -^^^.Доклад интересен тем, что в нем не только подведены итоги вклада Банка в достижение ЦРТ, но и намечены определенные задачи в рамках ЦУР, решению которых он будет содействовать.

Ввиду преемственности ЦРТ и ЦУР ключевой целью миссии Банка является искоренение крайней бедности к 2030 году (снижение доли населения, живущего менее чем на 1,9 долл США в день) и ускорение обеспечения общего благосостояния (стимулирование роста доходов беднейших 40% населения каждой страны), что соответствует ЦУР № 1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах». Как следует из годового отчета

Банка за 2017 год [11],для достижения данных целей работа проводится по трем направлениям: ускорение темпов устойчивого экономического рост в интересах всех слоев населения; инвестиции в человеческий капитал; повышение устойчивости перед лицом глобальных потрясений.

Обстоятельством, побуждающим всерьез заняться данной проблемой, является чрезвычайно выраженный разрыв между богатейшими и беднейшими странами, достигающий 5200% и включающий разрыв в уровне развития человеческого капитала Конечно, как показывает специальный доклад, в последнее время произошло сокращение разрыва между странами со средним уровнем доходов и высоким уровнем доходов, ряд ранее бедных государств (Индия, Пакистан, Сенегал и др.) смогли перейти в категорию стран со средним уровнем доходов, но неравенство продолжает оставаться серьезной проблемой, так как ряд беднейших стран (Конго, Мадагаскар, Танзания и др. стали еще беднее). Ввиду того, что все ЦУР взаимосвязаны, в лице Банка можно видеть устремленность к внесению вклада в достижение ЦУР № 10, предполагающей уменьшение разрывов в развитии как внутри стран, так и между ними.

Сквозь призму нашей статьи обращают на себя внимание инициативы по решению задачи 8.2, касающейся развития инновационного предпринимательства. В частности, в упомянутом докладе указано на необходимость продолжения работы Всемирного банка по поддержке программ и проектов, связанных с финансированием сектора НИОКР и дальнейшей передачей разработанных технологий инновационному бизнесу, в чем особенно заинтересованы развивающиеся страны.

Действительно, ускорение темпов продвижения к реализации всего намеченного в Повестке-2030, а особенно в достижении той цели, которую поставил перед собой Банк, предполагает наращивание финансовых ресурсов для содействия развитию целевых стран, поддержке притока инвестиций, которые укрепят основы устойчивого экономического роста в интересах всех слоев населения. Причем, как можно видеть, данные инвестиции должны направляются не только в производство, но и в наращивание человеческого потенциала. Ввиду ограниченного объема их необходимо использовать рационально посредством снижения рисков, привлекать новые источники, формировать инновационные механизмы финансирования и инвестирования. Одновременно сферой вложения инвестиций и предметом финансирования являются технологии и знания, которые следует передавать и как можно более широко распространять и, разумеется, рационально использовать. Все это также находится в поле внимания организации.

В этой связи в экспертной среде признается, что Повестка-2030 стала отправной точкой

для новой фазы эволюции Банка [131. В дополнение к этому появилась целая серия аналитических работ, в которых на системном уровне осуществляется анализ новых задач и перспектив работы Банка и составляющих его учреждений в свете новой

повестки развития I141. Данного рода работы коррелируют документам, исходящим от самого Банка. В частности, о новой программе его деятельности свидетельствует доклад, представленный Политическому форуму высокого уровня по устойчивому развитию, в

котором показывается намерение Банка внести вклад в достижение всех ЦУР-15!. Данный документ находится в тесной связи с общим видением роли Банка в достижение цур Ш1.

С нашей точки зрения, недостатком данных документов является отсутствие должного внимания к новым формам работы в сфере распространения знаний и технологий. Как

представляется, это связано с преобладающим акцентом на мобилизации финансовых

ресурсов и поиском инновационных форм финансирования устойчивого развития [17; 18]. Вместе с тем необходимо учитывать, что заметным аспектом разрыва в развитии стран и регионов и, в том числе, его причиной является разрыв в научно-технологическом и инновационном развитии. Поэтому глубокая вовлеченность Банка в достижение разнообразных ЦУР, что подтверждается большим диапазоном тематических направлений его деятельности, не может не сопровождаться его вкладом в ЦУР № 17.

Как показывает практика, Банк выполняет важную миссию по содействию распространению технологий и знаний, как в рамках финансируемых проектов, так и помимо них. Заинтересованность в необходимости дальнейшего распространения знаний и передачи технологий вызвано тем, что ЦУР № 17 - вслед за ЦРТ № 8 - ставит акцент на формировании Глобального партнерства в интересах устойчивого развития и средствах достижения ЦУР. К таковым относятся не только финансирование развития, торговля, инвестиции, но и технологии и их передача (задачи 17.6 -17.8), что находится в тесной связи с содействием формированию потенциала.

Технологии на службе устойчивого развития: роль Всемирного банка

Деятельность Банка в сфере содействия распространению знаний и технологий, необходимых для перехода к устойчивому развитию, необходимо рассматривать в контексте новых явлений в международном инновационном и научно-технологическом сотрудничестве (далее - МИНТС), осуществляющегося, как известно, в самых разных формах (совместные НИ ОКР, обмен информаций, передача технологий и т.д.) и на основе разнообразных инструментов (проекты, программы, платформы). Одной из задач современного МИ НТС выступает обеспечение перехода к устойчивому развитию и достижение его целей. Важные ориентиры данного рода сотрудничества содержатся в международных программно-стратегических документах в сфере устойчивого развития, начиная с Повестки дня на XXI век и заканчивая Повесткой-2030. В данных документах предусматривается развитие и передача с целью использования разнообразных технологий и знаний развивающимся странам в целях решения проблемы преодоления технологического разрыва, в том числе цифрового, как условия перехода к устойчивому развитию.

Данного рода политические обязательства коррелируют обязательствам международно-правовым, закрепленным в источниках т.н. международного права устойчивого развития, представленного, прежде всего, нормами и принципами международного

экологического, экономического права и международным правом прав человека Ц^. Особенностью данного международно-правового комплекса является включенность проблематики устойчивого развития и направленность на достижение его целей. Это наиболее заметно на примере таких инструментов в сфере международного экологического права, как Конвенция о биоразнообразии 1992 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Парижское соглашение о климате 2015 г., а также блоке конвенций в сфере безопасного обращения опасных химических веществ и др.

МИНТС в интересах устойчивого развития представляет важную и динамично развивающуюся подсистему МИ НТС как такового, призванную, по сути, поставить Н ТП на службу согласования трех измерений развития. Доктринальной основой подобного рода сотрудничества выступают представления об устойчивом НТП - научных знаниях и технологических разработках (причем не только «зеленых»), способных обеспечить

переход к устойчивому развитию [20; 21].

Вопросу сопряжения результатов стремительного НТП и интересов устойчивого развития большое значение придает Генеральная Ассамблея ООН. Так, в п. 1 резолюции 72/242 от 22 декабря 2017 г. «Влияние стремительного технического прогресса на достижение

целей в области устойчивого развития» I221, содержится призыв к государствам-членам продолжать проведение анализа воздействия решающих технологических изменений на достижение ЦУР, с тем чтобы не только использовать новые возможности, но и решать возникающие проблемы, связанные с рисками НТП.

Данный момент очень важен ввиду того, что практически все ЦУР предусматривают развитие и использование научно-технических средств (технологий, знаний, ноу-хау, передового опыта), в широком смысле подчас именуемых технологиями. Для Всемирного банка данного рода задачи не являются факультативными в силу чрезвычайно обширного, подчас даже универсального, тематического блока его деятельности. В новых условиях он придерживается подхода о том, что необходимо предпринимать усилия по укреплению соответствующего Глобального партнерства, которое одновременно с финансированием достижения ЦУР должно активизировать деятельность по разработке знаний и технологий, а также по их передаче.

В свете сказанного очень важным представляется опыт, накопленный Банком как глобальным институтом содействия мировому устойчивому развитию.

1. Им аккумулируются и далее распространяются в мировом масштабе самые разнообразные знания, например, о перспективах мирового экономического развития, различных механизмах ускорения экономического роста в странах и регионах, тенденциях развития инновационного бизнеса, направлениях формирования благого управления и т.д. Все это можно видеть на примере тематических исследований, которые публикуют его эксперты. Как отмечается в одном из документов, «Всемирный банк является основным источником знаний и опыта в области развития в мире. Его исследования, базы данных и информационные платформы используются не только в рамках разработки операций Банка, но и в деятельности разработчиков политики,

исследователей и представителей гражданского общества во всем мире» -1231.

В доктрине сложилось вполне обоснованное представление о Банке как одновременно еще и «банке знаний». Вследствие этого среди агентств ООН в сфере развития он занимает особое место. Это связано с тем, что, с одной стороны, это МФИ, а с другой -организация знаний. ВБ, во-первых, сам распространяет знания, в том числе по каналам оказания технической помощи, а, во-вторых, оказывает содействие их генерированию и последующему распространению и передаче посредством поддержки тех или иных финансируемых проектов. Конечно, не следует забывать о том, что другие банки развития, а именно региональные, также отличаются подобной характеристикой.

2. Еще одним направлением содействия переходу к устойчивому развитию является деятельность в сфере передачи технологий. Вместе с тем данного рода деятельность развертывается в общем ключе поддержки мирового инновационного развития. Это обусловлено сопряжением, с одной стороны - научно-технологического прогресса, а с другой - инновационного развития. Отсюда вполне заметна деятельность Банка по оказанию помощи в формировании инновационных систем, как в форме поддерживаемых

проектов, так и вне их [24; 25"1. Это позволяет говорить о нем как о важнейшем агентстве в сфере мирового инновационного развития. Именно в этом аспекте Банк подходит сегодня к передаче технологий, что разительно отличается от общего подхода, разделяемого 30-40 лет тому назад, когда в качестве основной выступала задача

снизить финансовые издержки такой передачи I26!. Конечно, уже тогда в расчет также принималась необходимость развития технологического потенциала развивающихся стран, однако об интеграции последних во все звенья инновационного цикла речь еще не шла.

Банк аккумулирует и распространяет знания о новых технологических разработках, практике их распространения и применения. Действительно, научно-технические знания и разработки будут внедрятся только в том случае, если о них знают. Но одного этого мало. Здесь также необходимые экспертные знания о том, как их передавать из исследовательского сектора в промышленность, сельское хозяйство, энергетический сектор и т.д. (знания о «технологиях» или механизмах передачи). Поэтому важным направлением экспертной деятельности Банка являются исследование и доведение до сведения заинтересованных стейкхолдеров (государств, директивных органов, частного сектора) знаний и информации (трансфер знаний /knowledge transfer) о том, что из себя представляет современный инновационный цикл, каковы тенденции его развития. В этом плане весьма ценными представляются специальные руководства не только в отношении укрепления потенциала передачи технологий на международном, но и внутринациональном уровне, особенно передачи технологических инноваций малому

бизнесу и общинам I27!. Конечно, Банк стремится выявить общезначимые алгоритмы успешной передачи технологий, но при этом подчеркивает необходимость учета местных условий.

Ввиду того, что передача технологий является предметом МИНТС и одновременно его самостоятельной формой, то Банк, придерживаясь инновационной парадигмы, выступает участником не просто международного научно-технического сотрудничества, а именно участником МИНТС.

3. Банк в своей деятельности не ограничивается всего лишь предоставлением экспертного знания по линии оказания технической помощи и содействия формированию потенциала. Содействие с его стороны устойчивому развитию осуществляется также в форме поддержки соответствующих проектов, предполагающих передачу технологий и помощь в инновационном развитии. В ходе реализации данных проектов как раз и используется технический опыт и знания специалистов Банка. В ходе реализации данных проектов используется технический опыт и знания специалистов Банка. В качестве примера укажем на проект Р14523 - проект исследования, инноваций и передачи технологий в Сербии, запущенный в 2015 г. и поддерживаемый Банком совместно с

Министерством образования, науки и технологий, а также ЕС [28]. Данный проект предусматривает содействие в переориентации публичного исследовательского сектора на потребности частного сектора. К аналогичного рода проектам следует отнести проект

Р101928 «Трансфер технологий в секторе здравоохранения» (2008 - 2017 гг.) [29]. Реализованный в Китае проект Р 069862 по поддержке трансфера сельскохозяйственных технологий (2005 - 2011 гг.) предусматривал усиление технологического потенциала сельхозпроизводителей в целях их выхода на перспективные рынки

сельскохозяйственной продукции И, наконец, весьма показательным является

проект, реализованный в Казахстане (2008 - 2015 гг.) и предполагавший развитие сектора НИОКР в аспекте коммерциализации научно-технических разработок ¿¿П.

4. Ввиду многоаспектности передачи технологий и существования множества каналов последней Банк оказывает содействие распространению технологий не только посредством развития экспертных знаний о данных взаимосвязях i32!, но и посредством

улучшения положения дел с торговлей и прямыми иностранными инвестициями в практике международных экономических отношений.

Иными словами, все сказанное свидетельствует о том, что, с одной стороны, он выполняет политические обязательства по реализации научно-технологического аспекта повестки устойчивого развития, а другой - содействует имплементации положений международных договоров в отношении международно-правовых обязательств в сфере МИНТС.

В период до 2015 года, опираясь в том числе на ресурс знаний и технологий, им осуществлялась активная работа по достижению Целей развития тысячелетия, достижение которых для Банка было предметом самостоятельного рефлексивного

анализа -1331. Не без участия Банка был достигнут прогресс не только в достижении ЦРТ № 1, предусматривавшей сокращение бедности, но и в достижении других целей, особенно ЦРТ № 8, предполагавшей в том числе наращивание распространения и использования ИКТ. В целом Банк придерживается последовательной позиции о том, что

ИКТ - это ключевые технологии для устойчивого развития [34; 35"". Данная позиция полностью коррелирует ЦУР 17.8.

Учреждения в составе Банка: вклад в устойчивое развитие

Одновременно не будем забывать, что Всемирный банк - это группа организаций, специализирующихся в рамках того или иного направления деятельности. Так, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - это наиболее крупный банк развития в мире, деятельность которого по предоставлению займов, банковских гарантий, консультационных услуг, поддержке в управлении рисками также предполагает поддержку перехода к устойчивому развитию и достижению его Целей. В качестве важного вклада в выполнение обязательств по достижению ЦУР в рамках глобальных усилий противодействия изменению климата, ликвидации бедности и содействия равенству МБРР рассматривает осуществленное в 2015 - 2016 гг. привлечение дополнительных финансовых средств (173 млн долларов США) от

институциональных инвесторов из Франции и Италии I-361. При этом МБРР четко обозначил акцент на том, что он будет поддерживать проекты по элиминации экстремальной бедности, которые одновременно предполагают минимальное воздействие на окружающую среду и поощряют гендерное равенство и повышают уровень общественного здравоохранения.

Международная Ассоциация развития (МАР) нацелена на содействие развитию наиболее уязвимых стран посредством предоставления льготных долгосрочных займов на реализацию программ и проектов. Посредством удвоения в 2015 - 2017 гг. на 50% привлеченных средств на финансирование проектов увеличились шансы беднейших стран своевременно достичь ЦУР.

Международная финансовая корпорация (МФК) оказывает услуги по финансовому консультированию и содействует привлечению инвестиций в частный сектор в таких сферах, как сельское хозяйство, энергетика, промышленность. Одновременно она является среди учреждений Банка в сфере содействия инновациям, передаче и внедрению технологий путем финансовой и инвестиционной поддержки инновационного бизнеса. Корпорация выпустила специальный документ, в котором показывается сопряжение ее новой стратегии (^С 3.0) со всеми ЦУР, в том числе ЦУР № 11371. Основные усилия МФК в контексте достижения ЦУР сегодня направлены на поиски инновационных инструментов финансирования разного рода проектов, предполагающих

коммерциализацию инновационных технологий, сочетающихся с Целями устойчивого развития J38!.

Итак, распространение знаний и содействие передаче технологий, а также развитие инновационных систем непосредственно относится к компетенции МБРР, МАР и МФК.

Другие учреждения Всемирного банка, с нашей точки зрения, должны рассматриваться в качестве организаций, занимающихся обеспечением благоприятного инвестиционного климата, необходимого для успешного распространения технологий. Так, Многосторонне агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) работает над оказанием содействия по привлечению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся государства посредством снижения рисков для инвесторов и предоставления банковских гарантий. Это позволяет в конечном счете расширять доступ к электроэнергии и снижать выбросы оксида углерода. В дополнение к этому Международный центр по урегулированию инвестиционных споров оказывает содействие по предоставлению дополнительных гарантий инвестиционным проектам, которые осуществляются на территории развивающихся государств. Повышение инвестиционной привлекательность последних -важнейшее условие притока в них экологически чистых технологий.

Всемирный банк: перспективные направления содействия передаче технологий в интересах устойчивого развития

В заключительной части статьи нам хотелось бы сформулировать идеи, касающиеся перспективных направлений работы Банка по содействию распространению знаний и передаче «устойчивых» технологий.

Так, согласно Аддис-Абебской программе действий и Повестке-2030, Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития должно сформировать надежную систему сбора и обработки статистических данных и показателей относительно прогресса в достижении ЦУР. Надежная статистика - основа для выработки рекомендаций по осуществлению мер с тем, чтобы улучшить показатели динамики имплементации ЦУР с учетом особенностей тех или иных стран. Полученная статистика, позволяющая отслеживать ход реализации новой повестки развития, находится в основе соответствующих тематических докладов Генерального секретаря ООН.

Важная роль в формировании данной системы принадлежит Всемирному банку, который является заметным актором глобального партнерства для данных в сфере устойчивого развития (Global Partnership for the Sustainable Development Data). Кстати говоря, у Банка уже есть подобный опыт. Так, в 2016 г. им совместно с Программой развития ООН был подготовлен обширный обзор реализации ЦРТ в различных странах, в котором также показывались новые задачи, которые необходимо решить в связи с принятием Повестки-

2030 i39!. В настоящее время Банк работает над учреждение специального трастового фонда (Trust Fund for Innovations in Development Data). В 2018 г. им подготовлен Атлас,

содержащий информацию о прогрессе в достижении ЦУР в различных странах В данном докладе была зафиксирована динамика развития ИКТ и Интернета в соответствии

с ЦУР № 17.6 и 17.8 [40' P- 69].

С нашей точки зрения, весьма перспективной была бы работа по сбору статистических данных по поводу достижения тех целевых задач Повестки-2030, которые касаются разработки и передачи «устойчивых» технологий. Дело в том, что в ежегодных докладах Генерального Секретаря ООН о ходе реализации Повестки-2030141 подобного рода статистика не приводится, что не позволяет судить о прогрессе в данной области

перехода к устойчивому развитию.

К данной функции, на наш взгляд, в перспективном плане может примыкать еще одно чрезвычайно важное и перспективное направление работы. Дело в том, что существенным драйвером цивилизационных изменений является НТП, который сам по себе может приводить к усилению технологического неравенства внутри стран и между ними. В этой связи «банк знаний» призван не только финансировать проекты и оказывать консультационные услуги, но и отслеживать динамику НТП и технологического разрыва, хотя данный мандат закреплен преимущественно за Комиссией ООН по науке и технике в целях развития. Что касается мониторинга НТП с точки зрения обеспечения достижения ЦУР, то интересные выводы содержатся в докладе «Совместный рост:

модернизация механизма конвергенции в Европе» 1421. в нем была выявлена тенденция, заключающаяся в том, что высокие технологии, их распространение и широкое использование на уровне компаний в богатых регионах Европы приводят к предоставлению новых преимуществ лицам с высоким уровнем дохода, тогда как в

бедных регионах приводят к увеличению безработицы [42, P 112-1151.

Выходом из данной ситуации является реализация проектов по повышению уровня профессиональной подготовки, улучшения делового климата в данных странах. К тому же Банк принимает во внимание то, что широкое распространение т.н. «зеленых» технологий также может негативно сказаться на развивающихся странах, богатых углеводородными ресурсами и идущих в русле высокоуглеродного развития. Все требует весьма осмотрительного подхода к распространению «чистых» технологий, поскольку требует активизации работы по содействию модернизации экономик данных стран в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И, наконец, весьма перспективным является формирование стратегии Банка по участию в работе глобального Механизма по содействию развитию технологий (Technology Facilitation Mechanism), функционирующего в интересах достижения ЦУР и, по сути, являющегося институциональной инновацией, призванной добиться максимальной координации МИНТС и всех его акторов (как государственных, так и негосударственных) в интересах устойчивого развития.

Как показывает предыстория учреждения данного Механизма, изложенная в специальном докладе Генерального Секретаря ООН I431, Банк не вносил предложения по структуре и функциям данного механизма. Тем не менее Банк входил в состав неформальной Межучрежденческой группы по формированию Механизма содействия развитию технологий (Informal Inter-agency Working Group on a Technology Facilitation Mechanism), в которую вошли также Отдел ООН по социальным и экономическим вопросам (DESA), ЮНЕП, ЮНКТАД, ЮНИДО, ВОИС, Всемирный банк и Международны союз электросвязи, и которая занялась работой по выявлению и систематизации существующих инициатив. В настоящее время он входит в Межучрежденческую Целевую Группу ООН по науке, технике и инновациям в интересах достижения целей в области устойчивого развития (UN Interagency Task Team of Science, Technology and Innovation for the Sustainable Development/IATT). К ее мандату относится содействие обеспечению координации, слаженности и сотрудничества в рамках системы ООН по вопросам в сфере науки и техники.

Думается, что ввиду многообразия направлений деятельности Банка по распространению знаний и содействию передаче технологий весьма перспективной является выработка стратегии участия Банка в работе Механизма с точки зрения устранение дублирования

усилий в данной сфере деятельности. Не меньшее значение будет иметь деятельность Банка по устранению глобального технологического разрыва и с точки зрения содействия большему обмену знаний и технологий по линии Юг - Юг.

Заключение

Итак, все сказанное еще раз подтверждает мысль о том, что вклад Всемирного банка в обеспечение мирового развития и реализацию стратегии устойчивого развития, а сегодня - в достижение ЦУР, не следует сводить всего лишь к финансовой поддержке стран по реализации инвестиционных проектов в самых разных сферах. В русле обновления повестки деятельности в свете Повестки-2030 открываются новые перспективы оказания Банком содействия в сопряжении НТП и устойчивого развития. В этой связи он становится важным актором МИНТС, который имеет обязательства по содействию разработке и передаче технологий, важных для достижения ЦУР. Одновременно составной частью его работы должна выступать скоординированность соответствующих мер и инициатив, предпринимаемых в каждом секторе перехода к устойчивому развитию, что соответствует принципу самостоятельности, но одновременно взаимозависимости всех ЦУР.

Библиография

1. Resolution 70/1 adopted by the General Assembly on 25 September 2015 "Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development" // A/RES/70/1 (21 October 2015). Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp? m=A/RES/70/1 (accessed date: 17.05.2018).

2. Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий) // A/RES/69/313 (2 июля 2015 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/69/313 (дата обращения: 8.06.2018).

3. EBRR. Delivering the Sustainable Development Goals (27 October 2015). Available at: https ://www.ebrd.com/news/2015/delivering-the-sustainable-development-goals.html (accessed date: 1.07.2018).

4. Report from World Bank "Leveraging Innovative Finance For Realiz-ing the Sustainable Development Goals (15 May 2018). Available at:

https ://reliefweb.int/report/lebanon/leveraging-innovative-finance-realizing-sustaianble-development-goals (accessed date: 11.05.2018).

5. Thirlwall A.P., Pacheco-Lopez P. Economic and Development: Theory and Evidence. -London: Palgrave, 2017. - 680 p.

6. Freestone D. The World Bank and Sustainable Development. Legal Essays. - Brill: Nijhoff, 2012. - 314 p.

7. Всемирный банк: узнайте о глобальном развитии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/topic (дата обращения: 8.07.2018).

8. Park S. The World Bank Group: Championing Sustainable Development Norms? // Global Governance. 2007. Vol. 13. No 4. P. 535 - 556.

9. Independent Evaluation Group of World Bank Group. "Transforming Our World - Aiming for Sustainable Development". Available at:

http://ieg.worldbankgroup.org/evaluations/transforming-our-world-aiming-sustainable-development (accessed date: 14.06.2018).

10. Independent Evaluation Group of World Bank Group (2016). "Transforming Our World -

Aiming for Sustainable Development. Using Inde-pendent Evaluation to Transform Aspirations to Achievements" (24 p.). Available at:

https ://ieg.worldbankgroup.org/sites/default/files/Data/Evaluation/files/transforming-our-world-sdgs.pdf (accessed date: 18.05.2018).

11. Всемирный банк. Годовой отчет 2017 г.: Искоренить крайнюю бедность. Ускорить обеспечение общего благосостояния. - Вашингтон, 2017. - 87 с.

12. The Changing Wealth of Nations - 2018. Building a Sustainable Fu-ture. Ed. by Lange G.-M., Wodon Q., Carey K. - Washington, D.C.: World Bank, 2018. - 255 p.

13. Kharas H. The post-2015 agenda and the evolution of the World Bank Group (23 September 2015). Available at: http://www.brookings.edu/research/the-post-2015-agenda-and-the-evolution-of-the-world-bank-group/ (accessed date: 13.06.2018).

14. Bhattacharya A. Kharas H. A New global agenda: Implications for the role of the World Bank (5 October 2016). Available at: http://www.brookings.edu/research/a-new-global-agenda-implications-for-the-role-of-the-world-bank-group/ (accessed date: 18.06.2018).

15. Input of the World bank Group to the 2017 High Level Political Fo-rum reflecting on steps taken by the WBG to support the 2030 Agenda, including SDGs. Available at: https ://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/15191worldbank.pdf (accessed date: 4.07.2018).

16. The World Bank Group and the Sustainable Development Goals: Our Contributions. -Washington, D.C.: World Bank, 2017. - 64 p.

17. World Bank Group: Summary Results-2016. Message from the Pres-ident of the WBG and Chairman of the Board of Executive Directors Available at:

https ://www.miga.org/Documents/aR16_W BG_Results.pdf (accessed date: 15.07.2018).

18. Lowcock M. The need for a much bigger World Bank Group, fo-cused on the Twin Goals (July 2015). Available at: https://www.bsg.ox.ac.uk/sites/default/files/2018-06/2016-07-Mark-Lowcock-World-Bank-Group.pdf (accessed date: 29.06.2018).

19. Maniruzzaman A.F., Schwabach A., Cockfield A.J., Tarlock A.D. In-ternational Sustainable Development Law (UNESCO Project). - Oxford: EOLSS Publishers Co Ltd., 2010. - 460 р.

20. Grego S. (2017) Science and the sustainable development goals. Available at: http://www.ingsa.org/wp-content/uploads/2017/11/Science-and-the-SDGs-_UNESCO_November-2017-Final.pdf accessed 10.05.2018 (accessed date: 23.06.2018).

21. Lee K., Mathews, J. (2013) Science, technology and innovation for sustainable development. Background paper № 16. Available at:

https ://www.un.org/development/desa/dpad/wp-

content/uploads/sites/45/publication/CDP-bp-2013-16.pdf (accessed date: 23.05.2018).

22. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 72/242 от 22 декабря 2017 г. «Влияние стремительного технического прогресса на достижение це-лей в области устойчивого развития» // A/RES/72/242 (8 March 2018) [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m = A/RES/72/242 (дата обращения: 17.05.2018).

23. Глобальные знания и опыт в ответ на вызовы. - Вашингтон: Всемирный банк, 2012. - 5 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://siteresources.worldbank.org/EXTANNREP2012/Resources/8784408-1346247490784ZGlobalKnowledgeandExperience_Ru.pdf (дата обращения: 28.05.2018).

24. Correa P. (2017) The World Bank Experience on Research and Inno-vation in the Western Balkans. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/sites/files/2017031-02-tech-transfer-innovation-correa.pdf (accessed date: 27.06.2018).

25. World Bank Independent Evaluation Group. "World Bank Group Support for Innovation and Entrepreneurship. An Independent Evaluation". - Washington, D.C.: World Bank, 2016. - 200 р.

26. Stewart F. International technology transfer issues and policy op-tions. Staff working paper no SWP 344. - Washington, D.C.: World Bank Group, 1979. - 141 p.

27. Technology Transfer. Responsible Agricultural Investment (RAI). Knowledge into action Note. No 23. - Washington, D.C.: World Bank Group, 2018. - 4 p. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/804281521091571619/Technology-transfer (accessed date: 16.07.2018).

28. Serbia - Research, Innovation and Technology Transfer Project P145231. Available at: http://projects.worldbank.org/P145231?lang = ru (accessed date: 14.07.2018).

29. Kazakhstan - Health Sector Technology Transfer and Institutional Reform Project Р101928. Available at: http://projects.worldbank.org/P101928?lang = ru (accessed date: 14.07.2018).

30. China - Agricultural Technology Transfer Project P069862. Availa-ble at: http://projects.worldbank.org/P069862?lang = ru (accessed date: 14.07.2018).

31. Kazakhstan - KZ Tech Commercialization Project P090695. Available at: http://projects.worldbank.org/P090695?lang = ru (accessed date: 14.07.2018).

32. Kamal S. Trade, foreing direct investment, and international technol-ogy transfer: a survey // The World Bank research observer. 2002. Vol. 17. No. 2. P. 19 -235.

33. Di Liva Ch. E. Sustainable Development and the World Bank's Mil-lennium Development Goals // Natural resources & Environment. 2004. Vol. 19. No 2. P. 13 -19.

34. Всемирный банк. Доклад о мировом развитии. - 2016. Цифровые дивиденды. Обзор. - Вашингтон: Всемирный банк, 2016. - 58 с.

35. Информационно-коммуникационные технологии во Всемирном Банке и Департамент ИКТ (TWICT) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://egov.ifmo.ru/files/ICT_flyer_RU.pdf (дата обращения: 16.07.2018).

36. World Bank launches first bond linked to the SDGs. Available at: http://www.unsdsn.gr/world-bank-launches-first-bond-linked-to-the-sdgs (accessed date: 13.07.2018).

37. IFC's Contribution to the Sustainable Development Goals (March 2018). Available at: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/7e98435a_861b (accessed date: 11.06.2018).

38. FAIR Observer. Stretching Sustainable Development Funds (May 5, 2018). Available at: https ://www.fairobserver.com/more/global_change/sustainable-development-goals-sdgs (accessed date: 19.06.2018).

39. UNDP/WBG. Transforming from the MDGs to the SDGs. Report. - Washington, D.C.: World Bank, 2016. - 176 p.

40. Atlas of Sustainable Development Goals 2018: From Development Indicators (World Bank Atlas). - Washington, D.C.: World Bank Publications, 2018. - 78 p.

41. Доклад Генерального Секретаря ООН «Ход достижения Целей в области устойчивого развития» // Е/2018/64 (10 мая 2018 г.)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m = E/64/218 (дата обращения: 17.05.2018).

42. Ridao-Cano C., Bodewig Ch. Growing United. Upgrading Europe's Convergence Machine.

- Washington, D.C.: World Bank, 2018. - 158 p.

43. Доклад Генерального Секретаря ООН «Возможные варианты создания механизма содействия разработке, передаче и распространению чистых и экологически безопасных технологий» // A/67/318 (4 сентября 2012 г.). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m = A/67/318 (дата обращения: 7.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.