Научная статья на тему 'Роль ЮНКТАД в международной передаче технологий и инновационном развитии в контексте стратегии устойчивого развития'

Роль ЮНКТАД в международной передаче технологий и инновационном развитии в контексте стратегии устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
611
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЮНКТАД / ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DEVELOPING COUNTRIES / UNCTAD / TECHNOLOGY TRANSFER / INNOVATION CYCLE / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

Статья посвящена исследованию деятельности ЮНКТАД в содействии разработке и передаче технологий в целях преодоления технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами, что является одним из ключевых условий перехода к устойчивому развитию и достижению его целей. Автор детально анализирует эволюцию мандата организации в данной сфере и приходит к выводу о том, что в настоящее время содействие передаче технологий со стороны международных организаций сопряжено с помощью в развитии национальных инновационных систем. Большое внимание уделено комплексному подходу к международной передаче технологий, которого придерживается ЮНКТАД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the UNCTAD in international technology transfer and innovation development in the context of sustainable development strategy

The present article is devoted to examination of the UNCTAD’s activity in the area of development and transfer of technology with the aim of bridging the technological gap between developing and developed countries that is a one of a key preconditions of transition to sustainable development and achieving its Goals. The author analyzes in detail the evolutions of organization’s mandate in this area and comes to conclusion that at present the international organizations’ facilitating international technology transfer coincides with promoting the development of national innovation systems. Much attention is paid to complex approach to international technology transfer that UNCTAD holds.

Текст научной работы на тему «Роль ЮНКТАД в международной передаче технологий и инновационном развитии в контексте стратегии устойчивого развития»

Роль ЮНКТАД в международной передаче технологий и инновационном развитии в контексте стратегии устойчивого развития*

Шугуров Марк Владимирович, профессор кафедры международного права, профессор кафедры философии Саратовской государственной юридической академии, доктор философских наук, доцент

shugurovs@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию деятельности ЮНКТАД в содействии разработке и передаче технологий в целях преодоления технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами, что является одним из ключевых условий перехода к устойчивому развитию и достижению его целей. Автор детально анализирует эволюцию мандата организации в данной сфере и приходит к выводу о том, что в настоящее время содействие передаче технологий со стороны международных организаций сопряжено с помощью в развитии национальных инновационных систем. Большое внимание уделено комплексному подходу к международной передаче технологий, которого придерживается ЮНКТАД. Ключевые слова: устойчивое развитие, развивающиеся страны, ЮНКТАД, передача технологий, инновационный цикл, международное сотрудничество.

* Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект N 17-03-00400^ГН «Международно-правовое регулирование передачи технологий в контексте глобальной стратегии устойчивого развития: состояние и перспективы».

Role of the UNCTAD in international technology transfer and innovation development in the context of sustainable development strategy

Shugurov Mark Vladimirovich, professor of the department of international law, professor of the department of philosophy of Saratov State Law Academy, doctor of sciences (philosophy), associate professor

shugurovs@mail.ru

Annotation: The present article is devoted to examination of the UNCTAD's activity in the area of development and transfer of technology with the aim of bridging the technological gap between developing and developed countries that is a one of a key preconditions of transition to sustainable development and achieving its Goals. The author analyzes in detail the evolutions of organization's mandate in this area and comes to conclusion that at present the international organizations' facilitating international technology transfer coincides with promoting the development of national innovation systems. Much attention is paid to complex approach to international technology transfer that UNCTAD holds. Keywords: sustainable development, developing countries, UNCTAD, technology transfer, innovation cycle, international cooperation.

С принятием новой программы глобального развития, в качестве которой выступает Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (далее — Повест-ка-2030) [1] в деятельности международных

учреждений системы ООН, таких как ВОИС, Всемирный Банк, ЮНИДО, ЮНЕСКО, МСЭ и др., произошли определенные изменения. Они связаны с корректировкой их деятельности в направлении включения в программы

их работы задач, связанных с содействием государствам-членам в переходе к устойчивому развитию и достижению его семнадцати согласованных целей (далее — ЦУР), предусмотренных Повесткой-2030. Данного рода изменения характерны и для программ ООН, например, ЮНЕП и ПРООН.

Важнейшим направлением деятельности указанных учреждений является участие в международном инновационном и научно-технологическом сотрудничестве (далее — МИНТС) в аспекте стимулирования и облегчения развития и передачи знаний и технологий, необходимых для перехода к устойчивому развитию, в число которых входят «зеленые» или экологически обоснованные технологии. Это определяется тем, что потенциал знаний и технологий по гармонизации трех измерений развития должен ре-ализовываться во всемирном масштабе, что предполагает усилия по преодолению технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами и достигается, в том числе, передачей технологий, дополняемой развитием других форм МИНТС. Данная передача должна быть эффективной, что предполагает ее справедливый характер, означающий льготный и преференциальный режим предоставления технологий развивающимся странам.

При этом надо учитывать, что международные организации и ранее были включены в работу по реализации стратегии устойчивого развития на основе содействия разработке и передаче технологий на указанных условиях. Они выполняли соответствующие

обязательства, содержащиеся в документах программно-стратегического характера в области устойчивого развития, а также содействовали выполнению международно-правовых обязательств, закрепленных в международном праве устойчивого развития и предусматривающих развитие МИНТС. Новизна момента заключает в том, что реализация Повестки-2030 потребовала кардинальной интенсификации МИНТС с целью ускорения разработки и передачи технологий для их последующего внедрения в интересах устойчивого развития. В этих условиях международные организации уточняют свой мандат в данной сфере сотрудничества, активизируют свою деятельность и одновременно стремятся избегать дублирования в своей работе.

Высказанные обобщения вполне применимы к Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), являющейся специализированным учреждением ООН, созданным в 1964 г. Как отмечается в одном из аналитических документов, для ЮНКТАД содействие переходу к устойчивому развитию является магистральным направлением ее работы. «Специалисты ЮНКТАД проводят высококачественный, фактически обоснованный анализ, находящийся в основе национальной, региональной и международной политики, цель которой — обеспечить устойчивое развитие в интересах всех членов общества» [2, с. 3]. В документах высшего органа — Конференции министров государств-членов, созываемой один раз в четыре года, а также заседаниях исполнительного органа — Совета по торговле и развитию, координирующего ее работу в

N0. 3 (12) С^оЬег 2018

Т^егпаНопа! law

период между министерскими конференциями, ежегодных докладах Генерального секретаря организации, документов функциональных комиссий и экспертных групп постоянно поднимаются вопросы о том, что наука, технологии и инновации — ключевое средство развития. Не меньшее значение имеет акцент на том, что национальная политика в данной сфере должна быть решительной и действенной и призвана стать центральной частью национальных стратегий развития. В данном контексте в мандат ЮНКТАД входит обсуждение на межправительственном уровне важнейших взаимосвязанных вопросов международной торговли, финансов, инвестиций и, конечно же, передачи технологий.

В настоящее время в литературе высказывается подход, согласно которому «несмотря на то что за свою почти полувековую историю ЮНКТАД сыграла важную роль в разработке многих международных проблем и, в частности, была пионером исследования международной передачи технологий, утечки умов, торговли услугами, инициатором внедрения в международные экономические отношения общей системы преференций, в современных условиях она сталкивается с серьезным вызовом — необходимостью уточнения своего мандата и роли в системе международных организаций. Это обусловлено тем, что многими вопросами, традиционно относящихся к ЮНКТАД, ныне занимаются и другие организации, такие как Всемирный банк, ПРООН и особенно ВТО, по сути потеснившая ЮНКТАД на обочину переговорного процесса по проблемам международной торговли» [3, с. 217].

С данным подходом, на наш взгляд, следует согласиться лишь частично. Действительно, ЮНКТАД уступила пальму первенства ВТО в организации переговоров по вопросам мировой торговли. Однако в последнее время, благодаря корректировки своей деятельности, Конференция занимает лидирующие позиции по вопросам концептуальной разработки общих рамок политики в сфере инвестиций и тем более политики в сфере науки, технологий и инноваций, в том числе применительно к содержательному формату стратегии устойчивого развития на международном и национальном уровнях.

В первые десятилетия своего функционирования в 1970-1980-е гг., организация, будучи признанным мировым аналитическим центром, внесла неоценимый вклад в совершенствование международного режима передачи технологий развивающимся государствам в контексте реализации концепции Нового экономического порядка. То, что международное сообщество придавало и продолжает придавать данной форме МИНТС повышенное внимание служит закрепление положений о передаче технологий в различных международных договорах, относящихся к различным отраслям международного права.

Вплотную ЮНКТАД стала заниматься этими вопросами начиная со второй министерской конференции (ЮНКТАД II) в 1968 г., а в сентябре 1970 г. в целях координации данной деятельности была сформирована Межправительственная группа по вопросам передачи технологии. Далее, в 1974 г. она была преоб-

разована в специальный Комитет по передаче технологий. Важным вкладом организации в развитие передачи технологий в развивающиеся страны стала также разработка методологических основ изучения данного вида международных экономических и научно-технологических отношений [4], подготовка рекомендаций по приобретению технологий развивающимися странами [5], а также разработка специальных учебных материалов в данной области [6]. Следует также отметить, что деятельность ЮНКТАД в рассматриваемой области стала предметом специального анализа не только со стороны экспертов данного органа, но и со стороны научного сообщества [7; 8, с. 40, 61, 72].

Одновременно укажем на то, что с самого своего начала работы над данной проблематикой ЮНКТАД проводила и продолжает проводить комплексный подход к передаче технологий в развивающиеся страны исходя из понимания науки и технологий в качестве двигателя развития [9]. Это выразилось в учете таких аспектов, как права ИС, инвестиционные потоки, состояние мировой торговли и национальных инновационных систем. Конечно, данные аспекты передачи технологий находятся в настоящее время в поле внимания других международных организаций, таких как ВТО, ЮНИДО, ВОИС и др., но именно ЮНКТАД продолжает лидировать в проведении указанного комплексного подхода.

Так, уже в середине ХХ века стало понятно, что международный трансфер технологий серьезно зависит от состояния дел в международной системе прав промышленной соб-

ственности и мировой политики в этой сфере. Как отмечается в одном из исследований, основной элемент данной взаимозависимости заключается в контроле за ограничительной деловой практикой [10, с. 80]. Действительно, одним из существенных препятствий для распространения технологий до принятия Соглашения ТРИПС была ограничительная деловая практика, означавшая злоупотребление патентной монополией. Она проявлялась в том, что правообладатели могли отказать в лицензии на технологии фирмам в развивающихся странах. Владельцы технологий также включали дополнительные условия в лицензионные соглашения о передаче технологий, которые не позволяли приобретателям технологий получать все возможные выгоды. В итоге патентная монополия, существующая на волне строгой защиты ИС, оказывала «замораживающее» воздействие на сферу исследований и разработок, релевантную охраняемым технологиям.

Как итог, международный технологический трансфер, базирующийся на указанных практиках, не допускал широкой диффузии технологий в развивающихся странах и был далек от соблюдения принципов справедливости и разумных условий. Поэтому в 1970-1980 гг. многие развивающиеся страны придерживались политики контроля за ограничительной практикой в лицензионных соглашениях и контроля за уровнем роялти («регулятивная модель»).

Важным шагом международного сотрудничества в сфере трансфера технологий стали переговоры относительно правил в отношении

ограничительной практики в лицензионных соглашениях. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 35/63 от 5 декабря 1980 г. приняла «Комплекс многосторонне согласованных принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой». Однако данный документ не стал основой для связывающего, т. е. юридически обязательного международного документа, в котором были заинтересованы развивающиеся страны.

В свою очередь, в течение целого ряда лет (1974-1985 гг.) ЮНКТАД инициировала дискуссию о гармонизированных критериях с тем, чтобы включить в конечном счете антиконкурентную клаузу в лицензионные соглашения по передаче технологий. Несмотря на неудачу принятия в ходе данных переговоров юридически обязательного Международного кодекса поведения в сфере передачи технологий, подготовленный ЮНКТАД Проект данного Кодекса [11, р. 52-76] продолжает оставаться источником стандартов наилучшей практики в сфере международной передачи технологий, которая базируется на нейтрализации ограничительной деловой практики. Проект Кодекса является авторитетным международным инструментом на уровне международного обычного права. Прослеживается непосредственное родство Проекта с подходом, выраженным в Соглашении ТРИПС, которое ввело в оборот нормы в сфере права ИС, предполагающие конкурентную модель регулирования передачи технологий («рыночная модель»).

Данная авторитетность определяется тем, что в нем нашло свое отражение решение

одной очень важной задачи, а именно — формулировка согласованного определения трансфера технологий. Это представляется важным для успешной имплементации международно-правовых обязательств по содействию передаче технологий, закрепленных в положениях международных документов разной юридической силы. Попытка дать определение трансфера технологий была предпринята в Проекте Кодекса ЮНКТАД. В разделе 1.2 устанавливается, что передача технологий — процесс, с помощью которого распространяются технологии, представляющие коммерческий интерес. В результате речь идет о комплексе операций по передаче технологий (переуступка прав, продажа и лицензирование всех форм промышленной собственности; предоставление ноу-хау и технических знаний в форме технико-экономических обоснований и др.).

Далее важно отметить, что мандат международных структур, равно как и их деятельность в целом, представляет собой динамическое явление. В нашем случае содержательные изменения в своей деятельности в научно-технологической сфере были признаны и самой ЮНКТАД [12, р. И]. В частности, как указывается в специальной литературе, начиная с 90-х гг. ХХ века произошел сдвиг внимания последней от сосредоточенности на вопросах передачи технологий к заинтересованности процессами распространения технологий и формированию потенциала [13, р. 28]. Данный вывод подтверждают документы самой ЮНКТАД. Так, в Сборнике документов, посвященных соотношению инвестиций и передачи

технологий, прямо сказано о том, что эффективный трансфер технологий не может иметь место при отсутствии потенциала в сфере фундаментальных наук [14, р. 60].

Подобный акцент, по сути, свидетельствовал о переходе к более широкому подходу понимания передачи технологий по сравнению с тем, что был закреплен в Проекте Кодекса поведения. Это означает учет не только инвестиционных, торговых и иных аспектов, но и такой составной части комплексности, как распространение и внедрение технологий. Именно в этом случае их передача способствует расширению национального технологического потенциала и усилению конкурентоспособности, что как раз и становится залогом решения проблемы технологического разрыва.

В этой связи необходимо отметить, что в практике международных экономических отношений и содействия развитию могут использоваться многообразные определения передачи технологий, что продиктовано направленностью на достижение тех или иных целей, связанных с деятельностью государств, международных организаций, ТНК, частного сектора, научных учреждений. Например, в документе Комитета ВОИС по развитию и ИС говорится о том, что для целей настоящего документа передача технологии в широком смысле означает целый ряд процессов, которые способствуют и облегчают потоки навыков, знаний, идей, ноу-хау и, собственно, технологии между различными заинтересованными сторонами, такими как университеты и научно-исследовательские

институты, международные организации, МПО, НПО, предприятия частного сектора и отдельные лица [15].

В настоящее время распространение получило широкое видение передачи технологий. В широком смысле трансфер технологий — это процесс передачи и приобретения результатов интеллектуальной деятельности на национальном и международном уровне, благодаря которому происходит распространение идей, навыков и умений, оборудования, научной информации и, собственно, технологий с их последующим использованием. Нередко передача технологий рассматривается как включающая процесс внедрения новых технологий, передачу конкретных знаний об изготовлении продуктов, применение тех или иных способов или оказания услуг, обеспечивающих повышение внутренней и международной конкурентоспособности на рынке [16].

Именно широкое понимание передачи технологий, сформулированное ВОИС, было принято в расчет ЮНКТАД и привело к заинтересованности научной политикой в сфере НТИ, проводимой развивающимися государствами. Между тем уже в начале 1990-х г. в дополнение к вопросам связи между трансфером технологий, с одной стороны, и инвестициями — с другой [17], а равным образом и другими аспектами, организация стала более детально интересоваться не только вопросами приобретения технологий, но и связью данной комплексной операции с другими звеньями инновационного цикла — разработкой и внедрением. С нашей точки зрения, по-

добная эволюция мандата ЮНКТАД в сфере передачи технологий стала реальным подтверждением приверженности к комплексному подходу [18]. Как отмечается в одной из работ, подводящей итоги деятельности ЮНКТАД за 50 лет ее функционирования, организация рассматривает вопросы передачи технологий, инвестиций и торговли не раздельным образом, а в их взаимной связи и взаимном влиянии. Это является своего рода продолжением ее философии, заключающейся в восприятии современного мира не как театра конфронтации между Севером и Югом, а как социальной системы, основанной на взаимозависимости ее частей [19, р. XXV].

Таким образом, расширение объема концептуальных и методологических вопросов передачи технологий привело к масштабной специализации на проведении обзоров научно-технологической и инновационной политики в развивающихся государствах. Это стало важным дополнением аналитической работы по обзору международных нормативных инструментов в сфере «мягкого» и «твердого» международного права на универсальном и региональном уровнях, которые содержат положения о передаче технологий и принимают во внимание его комплексность [20].

Одним из инструментов оказания технической помощи являются обзоры научно-технологической и инновационной политики. Как таковые обзоры, в том числе применительно к сфере инвестиций и торговли, направлены на содействие разработке политики, нормативных положений и институциональных

механизмов, не говоря уже о мобилизации ресурсов, которые необходимы для обеспечения реализации целей в области развития, характерных для развивающихся государств и государств с переходной экономикой. Данные инструменты особенно актуальны в разрезе нацеленности международного сообщества на достижение ЦУР при опоре на такие средства, как финансирование, инвестиции, торговля, формирование потенциала и, конечно же, технологии и инновации (задачи 6-8 ЦУР N 17 «Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития»).

Механизм проведения обзоров научно-технической и инновационной политики, направленных на формирование соответствующего потенциала, в рамках ЮНКТАД является достаточно эффективным, так как их результат — позитивные практические последствия, заключающиеся в модернизации национальной политики того или иного государства в сфере науки, технологий и инноваций.

С принятием Повестки-2030, ЮНКТАД исходит из того, что обзоры, проводимые по просьбе правительств, должны нацеливать правительства на сопряжение научно-технологической и инновационной политики с политикой в сфере устойчивого развития. Одновременно с этим, как было решено на ЮНКТАД-14, организация должна активизировать данную работу в сфере технологий в целом, а также обзоров политики в сфере НТИ — в частности, для дальнейшего использования их в качестве инструмента со-

действия на пути устойчивого развития [21]. В ответ на этот призыв эксперты функциональной Комиссии по инвестициям, предпринимательству и инновациям, входящей в состав ЮНКТАД, разработали специальный аналитический документ, в котором концептуализируются вопросы формирования на национальном уровне научно-технологической и инновационной политики в интересах устойчивого развития и роль ЮНКТАД в содействии данному процессу [22]. Из указанного документа ясно следует нацеленность организации на содействие развитию инновационных систем в развивающихся странах и в их рамках — выработке политики по передаче технологий, тесно связанной с их развитием, освоением и адаптацией.

Работа по осуществлению обзоров научно-технологической и инновационной политики не означает, что вопросы передачи технологий, которыми ЮНКТАД занималась ранее, ушли из поля ее зрения. Напротив, данные обзоры — составная часть деятельности организации в сфере технологий. Следует также говорить об очередном расширении подхода к передаче технологий, проявляющемся в рассмотрении этого явления в качестве звена инновационного цикла. Это отражено в одном из специальных докладов, посвященного развитию технологий и инновации. В нем финансовые, инвестиционные и торговые аспекты технологического трансфера в странах Африки рассмотрены сквозь призму проблемы развития в них сельскохозяйственных инновационных систем [23]. В связи с этим обращает на себя внимание весьма многосто-

ронний аналитический документ, посвященный роли науки, технологий и инноваций в обеспечении продовольственной безопасности к 2030 году [24], в подготовке которого принимали также участие сотрудники ФАО. Данный документ в очередной раз доказывает расширение интересов организации, что нашло свое выражение в дополнении вопросов передачи технологий самыми разными аспектами — развитием инновационных сельскохозяйственных систем, обеспечение доступности технологий для мелких фермеров, использование ИКТ и т. д. В сущности, это исследование дублирует аналогичные исследования ФАО. Однако проведенная работа не выходит за рамки мандата ЮНКТАД, имеющего, как мы видели выше, эволюционирующий характер.

В свою очередь другое специальное исследование как нельзя лучше отражает привычную «идентичность» организации. Мы имеем в виду недавнее исследование 2014 г., посвященное проблематике передачи технологий и распространения знаний в целях развития [25]. Оно было подготовлено экспертной группой по науке, технологии, информации и коммуникативным технологиям. Данное исследование отражает современный характер проблем, связанных с международным трансфером технологий в развивающиеся страны и его состоянием на внутринациональном уровне. В докладе подчеркивается, что стратегии в области передачи технологий должны быть сопряжены с национальными стратегиями развития и стратегиями развития инновационных систем, будучи призван-

ными содействовать не только экономическому росту, но и решению социальных проблем. При этом особое внимание должно уделяться формированию потенциала по усвоению данных технологий, что требует принятия самых разнообразных мер, начиная от повышения уровня человеческого капитала и заканчивая принятием мер экономической политики.

И, наконец, одним из ярких моментов, характерных для процесса включения организации в деятельность по содействию переходу к устойчивому развитию и достижению ЦУР, является проведение 12 октября 2017 г. совместно с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (DESA) мероприятия, на котором обсуждались вопросы, касающиеся того, как инклюзивные инновации и ИКТ могут помочь достижению ЦУР и какие меры должны принять для этого правительства. На данном мероприятии обсуждались вопросы трансформационного потенциала новых и новейших (эмерджентных) технологий и рассматривались конкретные национальные и международные действия, необходимые для обеспечения того, чтобы инновационные и технологические изменения не оставили бы без своего воздействия некоторые страны и группы [26]. Отсюда следует, что ЮНКТАД не только стала придерживаться широкого подхода к передаче технологий, но и стала рассматривать сами технологии как вид инноваций, наряду с социальными и организационными инновациями, включившись в работу по разработке и распространению инноваций для достижения ЦУР. Об это свидетельствует специальная пу-

бликация, посвященная данному вопросу, в которой, помимо концептуализации инновационных подходов, осуществлено осмысление перехода от чисто технологических к социальным инновациям [27].

Подводя итоги исследования, следует сформулировать вывод о том, что роль ЮНКТАД в международном сотрудничестве по развитию и передаче технологий, необходимых для перехода развивающихся стран к устойчивому развитию, заключается сегодня в проведении аналитической работы и оказании технической помощи в разных ее формах и с использованием различных инструментов в области определения направлений сопряжения проводимой государствами политики в сфере науки, технологий и инноваций с Целями устойчивого развития. Ввиду того, что организация ставит акцент, прежде всего, на экономическом аспекте устойчивого развития и, соответственно, передаче технологий и формировании инновационных систем, то весьма перспективным является ее участие в рамках нового формата взаимодействия, такого как Механизм ООН по содействию развитию технологий в интересах устойчивого развития (Technology Facilitation Mechanism).

Будучи участником Межучрежденческой целевой группы ООН по развитию технологий, организация получает дополнительные возможности деятельности в направлении максимальной скоординированности с деятельностью ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСЭ, содействующих переходу к устойчивому развитию на основе развития и распространения технологий и инноваций. Результатом такого сотруд-

ничества, на наш взгляд, может выступить проявление большей активности ЮНКТАД в стимулировании «зеленых» инвестиций и учете вопросов «зеленого» роста в мировой торговле как каналов передачи зеленых технологий. В дополнение к этому именно ЮНКТАД является той организацией, которая лидирует в осмыслении, во-первых, разноуровневой научно-технологической и инновационной политики, а во-вторых — развития инновационных систем в направлении обеспечения перехода к устойчивому развитию.

Примечания

1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (25 сентября 2015 года). А/ RES/70/1 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un/org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/ 70/1 (дата обращения: 14.08.2018).

2. Комплект инструментов ЮНКТАД. Получение результатов. Женева: ЮНКТАД, 2015. 40 с.

3. Международная экономика и международные экономические отношения. Полный курс / под ред. А. С. Булатова. М.: КноРус, 2016. 916 с.

4. Guidelines for the Study of Transfer of Technology to Developing Countries. TD/B/AC.11/ 9. New York; Geneva: UNCTAD, 1972.

5. UNCTAD Hand Book on the Acquisition of Technology by Developing Countries. UNCTAD/TT/ AS/5. New York; Geneva: UNCTAD, 1978.

Notes

1. Transformation of our world: The agenda in the field of sustainable development until 2030 (September 25, 2015). A/RES/70/1. URL: http://www.un/org/ru/documents/ods.asp?m=A/ RES/70/1 (date of application: 14.08.2018).

2. Set of tools of UNCTAD. Obtaining results. Geneva: UNCTAD, 2015, 40 p. (in Russ.).

3. International economy and international economic relations. A full course / ed. A. S. Bula-tov. Moscow: KnoRus, 2016, 916 p. (in Russ.).

4. Guidelines for the Study of Transfer of Technology to Developing Countries. TD/B/AC.11/9. New York; Geneva: UNCTAD, 1972.

5. UNCTAD Hand Book on the Acquisition of Technology by Developing Countries. UNCTAD/TT/ AS/5. New York; Geneva: UNCTAD, 1978.

6. Virtual Institute Teaching Material on Transfer of Technology. UNCTAD/GDS/2011/4. New York; Geneva: UNCTAD, 2011.

7. Adachi K. UNCTAD's Work on technology Transfer and Developing Countries [Электронный ресурс]. URL: http://wwww.wipo.int/edocs/docs/ en/wipo_ip_ngo_ge_14/wipo_ip_ngo_ge_14_ p3.pdf (дата обращения: 01.07.2018).

8. Богуславский М. М., Воробьева О. В., Светланов А. Г. Международная передача технологии: правовое регулирование. М.: Наука, 1985. 278 с.

9. Lall S. Science and technology in the global environment: implications for developing countries. New York; Geneva: UNCAD, 1995. 56 p.

10. Конкуренция: серия документов ЮНКТАД к проблематике международных инвестиционных соглашений. Женева: ЮНКТАД, 2006. 118 с.

11. Draft of the UNCTAD International Code on Conduct on the Transfer of Technology. Transfer of technology. UNCTAD series on issues in international investment agreements. New York; Geneva: UNCTAD, 2001. 135 p.

12. UNCTAD Bulletin. New York; Geneva: UNCTAD, 1995. 34 p.

13. Taylor I., Smith K. United Nations Conference on Trade and Development. London; New York: Routledge, 2007. 152 р.

14. Compendium of Documents and Reports Relating to the Work of the UNCTAD Ad Hoc Group on the interrelation between investment and technology transfer. New York; Geneva: UNCTAD, 1995.

6. Virtual Institute Teaching Material on Transfer of Technology. UNCTAD/GDS/2011/4. New York; Geneva: UNCTAD, 2011.

7. Adachi K. UNCTAD's Work on technology Transfer and Developing Countries. URL: http:// wwww.wipo.int/edocs/docs/en/wipo_ip_ngo_ ge_14/wipo_ip_ngo_ge_14_p3.pdf (date of application: 01.07.2018).

8. Boguslavskiy M. M., Vorob'yeva O. V., Svet-lanov A. G. International transfer of technology: legal regulation. Moscow: Nauka, 1985, 278 p. (in Russ.).

9. Lall S. Science and technology in the global environment: implications for developing countries. New York; Geneva: UNCAD, 1995. 56 p.

10. Competition : a series of documents of UNCTAD to a perspective of the international investment agreements. Geneva: UNCTAD, 2006, 118 p. (in Russ.).

11. Draft of the UNCTAD International Code on Conduct on the Transfer of Technology. Transfer of technology. UNCTAD series on issues in international investment agreements. New York; Geneva: UNCTAD, 2001, 135 p.

12. UNCTAD Bulletin. New York; Geneva: UNCTAD, 1995, 34 p.

13. Taylor I., Smith K. United Nations Conference on Trade and Development. London; New York: Routledge, 2007, 152 p.

14. Compendium of Documents and Reports Relating to the Work of the UNCTAD Ad Hoc Group on the interrelation between investment and technology transfer. New York; Geneva: UNCTAD, 1995.

15. Committee on Development and Intellectual property (CDIP) (Ninth Session, Geneva, May 7 to 11, 2012). Revised Project Paper for the Project on Intellectual Property and Technology Transfer: Common Challenges: Building Solutions (Recommendations 19, 25, 26 and 28), para 9. CDIP/9/INF/4 (March 13, 2012) [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/edocs/mdocs/ msdocs/en/cdip_9/cdip_9_inf_4.pdf (дата обращения: 18.08.2018).

16. Committee on Development and Intellectual property (CDIP) (Sixth Session, Geneva, November 26 to 26, 2010). Project on Intellectual Property and Technology Transfer: Common Challenges: Building Solutions (Recommendations 19, 25, 26 and 28), para 2.1. CDIP/6/4 Rev. (November 26, 2010) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.wipo.int/edocs/mdocs/msdocs/en/cdip_6/ cdip_6_4_rev.pdf (дата обращения: 24.07.2018).

17. UNCTAD. The interrelation between investment flows and technology transfer: An overview of the main issues. TD/TEC/1, New York; Geneva: UNCTAD, 1992.

18. UNCTAD Periodic Report 1990. Policies, laws and regulations on transfer, application and development of technology. UNCTAD/ITP/TEC/16. New York; Geneva: UNCTAD, 1992.

19. Beyond Conventional Wisdom in Development Policy: An Intellectual History of UNCTAD (1964-2004) / ed. R. Ricupero. Vol. I. New York; Geneva: UNCTAD, 2004. 306 p.

20. Compendium of International Arrangements on Transfer of Technology. Selected Instruments. Relevant Provisions in Selected International Arrangements Pertaining to Transfer of Technology. UNCTAD/ITE/IPC/Misc.5, 2001

15. Committee on Development and Intellectual property (CDIP) (Ninth Session, Geneva, May 7 to 11, 2012). Revised Project Paper for the Project on Intellectual Property and Technology Transfer: Common Challenges: Building Solutions (Recommendations 19, 25, 26 and 28), para 9. CDIP/9/ INF/4 (March 13, 2012). URL: http://www.wipo. int/edocs/mdocs/msdocs/en/cdip_9/cdip_9_ inf_4.pdf (date of application: 18.08.2018).

16. Committee on Development and Intellectual property (CDIP) (Sixth Session, Geneva, November 26 to 26, 2010). Project on Intellectual Property and Technology Transfer: Common Challenges: Building Solutions (Recommendations 19, 25, 26 and 28), para 2.1. CDIP/6/4 Rev. (November 26, 2010). URL: http://www.wipo.int/edocs/mdocs/ msdocs/en/cdip_6/cdip_6_4_rev.pdf (date of application: 24.07.2018).

17. UNCTAD. The interrelation between investment flows and technology transfer: An overview of the main issues. TD/TEC/1, New York; Geneva: UNCTAD, 1992.

18. UNCTAD Periodic Report 1990. Policies, laws and regulations on transfer, application and development of technology. UNCTAD/ITP/TEC/16. New York; Geneva: UNCTAD, 1992.

19. Beyond Conventional Wisdom in Development Policy: An Intellectual History of UNCTAD (1964-2004) / ed. R. Ricupero. Vol. I. New York; Geneva: UNCTAD, 2004, 306 p.

20. Compendium of International Arrangements on Transfer of Technology. Selected Instruments. Relevant Provisions in Selected International Arrangements Pertaining to Transfer of Technology. UNCTAD/ITE/IPC/Misc.5, 2001. URL: http://www. unctad.org/en/docs/psiteipcm5.en.pdf (date of ap-

[Электронный ресурс]. URL: http://www.unctad. org/en/docs/psiteipcm5.en.pdf (дата обращения: 11.08.2018).

21. ЮНКТАД (четырнадцатая сессия, 17-22 июля 2016 г., Найроби). Доклад ЮНКТАД о работе ее четырнадцатой сессии. TD/519 (16 сентября 2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http:// unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ td519_ru/pdf (дата обращения: 24.07.2018).

22. Investment, Enterprise and Development Commission of United Nations Conference on Trade and Development. Effectively harnessing science, technology and innovation to achieve the Sustainable Development Goals. TD/B/C.II/ MEM.4/17 (April 20, 2018) [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ciimem4d17_en.pdf (дата обращения: 01.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. UNCTAD. Technology and Innovation Report 2010. Enhancing food security in Africa through science, technology and innovation. New York; Geneva: UNCAD, 2010. 106 p.

24. The role of science, technology and innovation in ensuring food security by 2030. New York; Geneva: UNCTAD, 2017. 42 p.

25. Transfer of technology and knowledge sharing for development. Science, technology and innovation issues for developing countries. UNCTAD Current Studies on Science, Technology and Innovation. No. 8. UNCTAD/DTL/STIC/2013/8. New York; Geneva: UNCAD, 2014. 71 p.

26. Science, Technology, and Innovation for the Sustainable Development Goals: Harnessing Inclusive Innovation to Leave No One Behind (October 12, 2017) [Электронный ресурс]. URL:

plication: 11.08.2018).

21. UNCTAD (Fourteenth Session, Nairobi, July 17 to 22, 2016). Report of UNCTAD on work of her fourteenth session. TD/519 (September 16, 2016). URL: http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/td519_ru/pdf (date of application: 24.07.2018).

22. Investment, Enterprise and Development Commission of United Nations Conference on Trade and Development. Effectively harnessing science, technology and innovation to achieve the Sustainable Development Goals. TD/B/C.II/MEM.4/17 (April 20, 2018). URL: http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ciimem4d17_en.pdf (date of application: 01.08.2018).

23. UNCTAD. Technology and Innovation Report 2010. Enhancing food security in Africa through science, technology and innovation. New York; Geneva: UNCAD, 2010, 106 p.

24. The role of science, technology and innovation in ensuring food security by 2030. New York; Geneva: UNCTAD, 2017, 42 p.

25. Transfer of technology and knowledge sharing for development. Science, technology and innovation issues for developing countries. UNCTAD Current Studies on Science, Technology and Innovation. No. 8. UNCTAD/DTL/STIC/2013/8. New York; Geneva: UNCAD, 2014, 71 p.

26. Science, Technology, and Innovation for the Sustainable Development Goals: Harnessing Inclusive Innovation to Leave No One Behind (October 12, 2017). URL: https://www.un.org/en/ga/ second/72/unctad-cn-12oct.pdf (date of application: 14.07.2018).

27. New innovation approaches to support the

https://www.un.org/en/ga/second/72/unctad-cn-12oct.pdf (дата обращения: 14.07.2018).

27. New innovation approaches to support the implementation of the sustainable development goals. UNCTAD/DTL/STIC/2017/4. New York; Geneva: UNCTAD, 2017. 93 p.

implementation of the sustainable development goals. UNCTAD/DTL/STIC/2017/4. New York; Geneva: UNCTAD, 2017, 93 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.