Научная статья на тему 'Всемирные дни наблюдения птиц "World days of bird watching" в детских образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: использование опыта Лахтинской юннатской станции'

Всемирные дни наблюдения птиц "World days of bird watching" в детских образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: использование опыта Лахтинской юннатской станции Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всемирные дни наблюдения птиц "World days of bird watching" в детских образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: использование опыта Лахтинской юннатской станции»

природных зонах / Н. И. Базилевич, А. А. Титлянова, В. В. Смирнов. - М.: Мысль, 1978. 182 с.

[2] Хрисанфов В.И. «Незнакомая Луга». Луга, 2009. 200 с.

Покотило В.И.

ВСЕМИРНЫЕ ДНИ НАБЛЮДЕНИЯ ПТИЦ «WORLD DAYS OF BIRD WATCHING» В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ЛАХТИНСКОЙ ЮННАТСКОЙ СТАНЦИИ

ГБОУ СОШ № 579

Summary

Pokotilo V.I. World days of bird watching in educational institutions of St. Petersburg: use the experience of Lachta yung station.

The article discusses the importance of methods and techniques Lakhta yung station (1919-1932) for the World day bird census schoolchildren. Historical, regional heritage station has relevance in education today.

Многие детские образовательные учреждения Санкт-Петербурга уже не первый год участвуют в Международных днях учета птиц, координатором которых является Союз охраны птиц России. Учет птиц - это всегда ответственное и трудоемкое мероприятие, целью которого является, прежде всего, привлечение внимания детей к проблемам сохранения и изучения пернатых. Организовать, курировать и анализировать такую работу можно только тщательно продумав всю последовательность действий, подобрав соответствующие возможностям детей методики, выбрав правильный для оптимального подсчета маршрут. Именно некоторые затруднения в подобной работе и побудили нас обратиться к богатейшему опыту наших предшественников - педагогов и воспитанников Лахтинской экскурсионной станции, которая является неоспоримым образчиком создания и развития Музея природы на территории Санкт-Петербурга и области [1]. Лахтинская экскурсионная станция была создана 19 мая 1919 году по приказу Наркомпроса, для организации экскурсионной работы со школьниками в целях изучения природы и истории родного края. Все время своего существования станция располагалась в особняке графов Стенбок-Ферморов на берегу Финского залива, которые до революции владели землями и окрестностями Лахты [2,3].

532

Заведующим станцией был назначен доктор геолого-минералогических наук Павел Владимирович Виттенбург. Свое призвание он видел в популяризации научных методов исследований природы, активизации экспедиционной и краеведческой деятельности среди школьников. Станция просуществовала до 1932 года и была во многом уникальным педагогическим и культурным явлением, воплотив в жизнь подходы, которые теперь принято называть экологическими. Как известно из исторических документов, основной задачей станции было привлечение учащихся к наблюдениям за окружающей природой и ознакомление с методами научной работы. Уже с 1920 года в музее было семь отделов: зоологический, ботанический, болотный, почвенный, геологический, археологический и исторический. Именно зоологический отдел отвечал в то время за изучение птиц, которым совершенно бескорыстно руководили петроградские учёные - профессора Академии наук [1]. На станции работал орнитологический пост. Каждый год в начале октября школьники с педагогами проводили учёт птиц. Целью Дня учёта птиц было привлечение внимания людей к птицам, к проблемам сохранения мест их обитания. Главная задача Дня учёта птиц - переписать всех встреченных птиц в эти дни и направить результаты своих наблюдений в координационный центр, в Москву. Методикой переписи встреченных пернатых являлось ведение дневника наблюдений. Теоретическое обоснование учета базировалось на предшествующих занятиях с зоологами и орнитологами, где ребятам рассказывали о возможных местах встречи с птицами, изучали силуэты птиц в полете, вырабатывали специальный маршрут. Особенностью учета было то, что полученные данные находили широкое применение не только в научной и статистической сферах, но и в охотничьем хозяйстве, сельских работах. Очень часто вместе с юннатами на учет выходили крестьяне, которые делились с ребятами практическими знаниями природы, помогали детям в обнаружении птиц.

В нашей практике проведения Дней учета птиц в ГБОУ СОШ № 579 мы

используем многие наработки лахтинских зоологов. Во-первых, мы используем

тот же алгоритм разработки орнитологической тропы. Выясняем наиболее

вероятные места остановки, отдыха, питания птиц и в зависимости от этого

прокладываем маршрут [1]. Во-вторых, так же строим Дни учета: общий сбор в

Центре, теоретическая часть, техническая часть — настройка оборудования,

подготовка инвентаря; затем практическая часть — прохождения маршрута

учета. Особенно важным мы считаем преемственность такой методики фиксации

увиденных птиц, как метод конвертов. Этот метод рационален, удобен в полевых

533

условиях, понятен разным возрастам воспитанников. Сначала ставятся четыре точки в вершинах прямоугольника, они обозначают встреченных четырех птиц, а затем точки соединяются отрезками еще четыре птицы, и еще два отрезка по диагоналям — две птицы. Таким образом, один «конверт» - это десять птиц. Складывать такие десятки намного быстрее и при общем подсчете в группе. Еще один важный преемственный момент — это заготовка заранее планшеток с названиями птиц. Для этого необходимо изучить литературу о птицах, наиболее часто встречаемых в данной местности в этот период [4,5]. В нашем городе это прежде всего: серая ворона, сизый голубь, домовый воробей, большая синица, дрозд рябинник, серебристая чайка. Мы так же рекомендуем обязательно знакомиться со статистикой учета предыдущих лет, изучать инструкции о заполнении анкет, учиться работать с определителями и атласами. Вечером последнего дня учета, наиболее активные участники, вместе с педагогом работают с анкетами, оформляют результаты и отправляют их в Центр по электронной почте. Рефлексия после проведенных Дней наблюдения очень разнообразна: это и рисунки птиц, фотографии, поделки, стихи и рассказы, посвященные птицам.

Таким образом, Лахтинская юннатская станция - это наш исторический и, несомненно, идеологический учитель, к советам и методикам которой мы прибегаем не только в случае проведения учета птиц, но и в самых разнообразных аспектах организации юннатской жизни.

Литература

[1] Михайлов Н.В. Лахта: пять веков истории. 1500-2000: Исторический очерк, документы, воспоминания, каталог открыток. Изд. 2-ое, исправленное и дополненное. СПб.: Издательство «Европейский Дом», 2013. - 432 с

[2] Первушина Е. В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции. СПб, 2008

[3]Петрова А.Н. Лахта. От Гром-камня до Газпрома, Квартальный надзиратель, приложение к журналу «Собака.ру», № 106, январь 2012

[4] Приедниекс Я., Курессо А., Курлавичюс П. Рекомендации к орнитологическому мониторингу в Прибалтике. Рига, Зинатис, 1986. - 63с.

[5] Яковлев В.А. Методики учета птиц // Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг. -Чебоксары, 1999. - С. 37-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.