.. . - ISSN 2071-5021
Информационно-аналитическим вестник Эл №ФС77-28654
«Социальные аспекты здоровья населения » http://vestnik.mednet.ru
09.06.2008 г.
Сошников С.С. Цешковский М.С.
Всемирная Организация Здравоохранения. Поиск путей для решения проблемы чрезмерного потребления алкоголя.
Sergey Soshnikov, Mark Tseshkovsky
The search for ways for the solution of the problem of the excessive consumption of alcohol.
В статье рассматриваются рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, направленные на снижение вредных последствий, связанных с чрезмерным употреблением алкоголя и усилия Российской Федерации по исполнению международных ратифицированных хартий и соглашений связанных с этим вопросом.
The article contains the recommendations of the World Health Organization, directed toward the reduction of the harmful consequences, connected with the excessive use of alcohol and effort of the Russian Federation for the performance of the international ratified charters and agreements of those connected with this question, are examined.
1. Усилия ВОЗ в отношении решения алкогольных проблем.
В течение последних 20 лет Европейское региональное бюро ВОЗ играет важную роль в активизации и содействии выработке политики по вопросам, связанным с потреблением алкоголя, в государствах-членах, способствуя принятию важных решений в рамках систем здравоохранения и социального обеспечения.
В 1992 г. Европейское региональное бюро первым из всех региональных бюро ВОЗ взяло на себя инициативу по принятию плана действий в отношении алкоголя в масштабах всего Региона. С этого момента ЕРБ ВОЗ сохраняет лидирующую роль, оказывая содействие в разработке политики в данной области и проведении информационнопропагандистской деятельности по вопросам охраны здоровья и социальной поддержки, связанным с алкоголем, в государствах-членах.
В 1994 г. была создана сеть национальных координаторов по плану действий,
назначенных государствами-членами, в целях обмена опытом, планирования деятельности, оценки предпринимаемых действий и обеспечения международной поддержки мер, осуществляемых на национальном и региональном уровнях.
В декабре 1995 г. на состоявшейся в Париже европейской конференции ВОЗ «Здоровье, общество и алкоголь» была принята «Европейская хартия по алкоголю». Эта Хартия содержит пять этических принципов и десять стратегий для разработки государствами-членами комплексных программ и политики в отношении алкоголя.
В 1999 г. Европейский региональный комитет ВОЗ рассмотрел необходимость продолжения деятельности по борьбе с потреблением алкоголя в Регионе и утвердил третий этап «Европейского плана действий по борьбе с потреблением алкоголя на 2000 - 2005 гг.» (резолюция ЕЦЯЖ£49^8).
«Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя на 2000-2005 гг.» был принят на 49-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, которая состоялась 13-17 сентября во Флоренции (Италия).
Основными задачами Плана являются:
• повышение знаний людей о политике общественного здравоохранения, направленной на предотвращение вреда, наносимого алкоголем;
• усиление поддержки этой политики;
• просвещение населения по вопросам потребления алкоголя;
• уменьшение вероятности возникновения в различных условиях ассоциируемых с алкоголем проблем;
• уменьшение масштабов и выраженности связанного с алкоголем вреда;
• предоставление доступного и эффективного лечения людям с вредными и опасными привычками потребления алкоголя или лицам, страдающим от алкогольной зависимости;
• обеспечение большей степени защиты от принуждения принимать спиртное, которому подвергаются дети, молодежь и лица, не склонные к употреблению алкоголя.
В феврале 2001 г. была проведена европейская конференция ВОЗ на уровне министров «Молодежь и алкоголь» для разработки конкретных задач, мер в области политики и действий, направленных на поддержку молодежи. Конференция приняла декларацию «Молодежь и алкоголь», которая затем была утверждена Региональным комитетом в сентябре 2001 г. в качестве главного политического заявления Европейского региона ВОЗ по проблеме «Молодежь и алкоголь» (резолюция ЕиЯЖ£51/К4). Декларация направлена на защиту детей и молодежи от принуждений к употреблению алкоголя и на снижение ущерба, причиняемого им прямо или косвенно.
В 2002 г. была создана Европейская информационная система по алкоголю для
сбора, анализа и распространения информации по проблемам, связанным с реализацией Плана действий. Данные представлены по странам, имеется также возможность проведения сравнений между странами с учетом конкретных ситуаций и реализуемых стратегий. По каждой стране приводится семь категорий данных, включая информацию в отношении мер, ограничивающих потребление алкоголя, управления автомобилем в состоянии опьянения, ограничений на продажу алкоголя и его рекламирование, а также лечения заболеваний, связанных с алкоголем. Имеется также ссылка на информацию о потреблении алкоголя и связанных с этим вредных последствий для здоровья, содержащуюся в базе данных Регионального бюро «Здоровье для всех».
В 2004 и 2005 гг. Всемирная ассамблея здравоохранения рассматривала проблемы борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя и приняла соответствующие резолюции. Этот вопрос был также в центре внимания на 55 сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в 2005 г., на котором были приняты «Основы политики в отношении алкоголя». Целями Основ политики являются усиление борьбы с алкоголем в Европейском регионе, общая оценка ситуации и выявление потребностей в ответных мерах, создание единой платформы для осуществления инициатив ВОЗ во взаимодействии с национальными и местными стратегиями в отношении алкоголя.
2. Усилия правительства Российской Федерации в отношении решения алкогольных проблем.
Российская Федерация тесно сотрудничает с ВОЗ как на международном уровне, так и в Европе в сфере разработки основ предупреждения последствий злоупотребления алкоголем с точки зрения общественного здравоохранения.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи обеспечивается профилактика и лечение алкоголизма.
Создана сеть наркологических диспансеров, оказывающих медицинскую помощь больным алкоголизмом по месту жительства, при наличии показаний их направляют в специализированные медицинские учреждения федерального уровня. Кроме того, в лечебнопрофилактических учреждениях имеются кабинеты медико-генетического консультирования для раннего выявления групп риска возникновения заболеваний алкоголизмом.
В России пока отсутствует специальная федеральная целевая программа, направленная на борьбу с распространением алкоголизма и его последствиями для всего населения, однако различные Федеральные целевые программы включают в себя антиалкогольные компоненты.
Так федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)” имела среди целей: формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма. Достигнуть это предполагалось путем обобщения и внедрения в практику эффективных методов психологической защиты, способствующих воздержанию употребления алкоголя и психоактивных веществ; создание сети информационных служб по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ.
Мероприятия по сокращению масштабов алкоголизма реализуются в соответствии с федеральной целевой программой «Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг»
(постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561). Аналогичные программы приняты во всех субъектах Российской Федерации.
В России разработана и действует Концепция демографического развития
Российской Федерации на период до 2015 года, принятая Правительством 24 сентября 2001 г. Особое внимание в Концепции уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, с использованием сочетания мер в области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий. Система мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна способствовать ограничению потребления алкоголя, в тоже время не допуская переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия.
Утверждена Приказом Президента РФ от 9 сентября 2007г. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Для решения задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков предлагается в ней наряду с широким комплексом мероприятий в системе здравоохранения, проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усилению профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности.
Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя: разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и
потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.
На снижение уровня алкоголизации населения нацелена, также Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы". В ней говорится: факторами риска нарушения здоровья человека являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, переохлаждение организма, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха. Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости.
В рамках ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" Госдума приняла закон, ужесточающий ответственность за нарушение правил дорожного движения. Поправки в российский Кодекс об административных правонарушениях устанавливают административный арест на 15 суток водителю, который находился за рулем, управлял автомобилем без прав и в нетрезвом состоянии.
Кроме того, введено новое наказание за повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии или повторную передачу автомобиля пьяному водителю. В этих случаях, нарушивших правила, будут лишать прав на три года.
В настоящее время рассматривается возможность принятия ФЦП "Здоровье мужчины", чтобы снизить уровень мужской смертности, который в 4 раза превышает женский.
3. Действующая нормативно-правовая база, связанная с оборотом алкоголя в России.
Современная нормативно-правовая база, регулирующая оборот алкоголя в России, насчитывает более 1000 различных документов. В их число входят: 7 Кодексов и 13 Федеральных Законов, постановления Правительства, указы, приказы и письма.
Стратегии Европейской хартии по алкоголю следующим образом отражены в законах РФ:
1. Информировать людей о последствиях употребления алкоголя для здоровья, семьи и общества и об эффективных мерах, которые можно предпринять для предотвращения или сведения к минимуму вреда, путем создания масштабных просветительных программ, начиная с раннего детства.
В пункте 2 статьи №17 «Реклама алкогольной продукции» Федерального Закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" говорится: «При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для предоставления информации населению о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации».
2. Способствовать созданию общественной, частной и рабочей обстановки, защищенной от несчастных случаев, насилия и других негативных последствий потребления алкоголя.
Статьи 76, 81, 229, 230, 242, 243 «Трудового кодекса Российской Федерации» от
30.12.2001 N 197-ФЗ предусматривают особые меры по отношению к работникам, употребляющим алкоголь, нарушающим правопорядок или создающим угрозу коллегам в рабочее время. В частности усиление мер ответственности за подобные нарушения.
3. Принять и обеспечить выполнение законов, направленных на эффективное недопущение вождения автотранспортом в нетрезвом состоянии.
Статья 12.8. «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, а так же передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», подписанный Президентом России 26 июля 2007 года, вступает в силу в три этапа — с 11 августа 2007 года, 1 января и 1 июля 2008 года.
Поправки предусматривают административный арест на 15 суток либо штраф 5 тыс. рублей за повторную езду в нетрезвом виде с 1 января 2008 года.
Несмотря на ужесточение ответственности за езду в нетрезвом виде за рулем, в России наказание остается относительно мягким. Так в США за езду в состоянии алкогольного опьянения грозит штраф более 1000 USD, а так же исправительные работы и прохождение реабилитационных программ. При неоднократном нарушении, суд может вынести решение о тюремном заключении водителя. В Эстонии штраф за вождение в пьяном виде составляет 400 евро, а в Японии - почти 8700 долл. В Италии за аналогичное нарушение придется заплатить до 1000 евро.
На рисунке 3.1 представлена динамика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в РФ в 1998-2006гг. Рост ДТП за 8 лет составил более 40%. За эти годы произошло снижение числа ДТП по вине пьяного водителя на 26%.
Вероятно административно-карательные мероприятия сыграли в этом определенную
роль.
Существует связь между уровнем доходов граждан и уровнем алкогольных проблем (2003-2005гг. г=-0,99, р=0,001). После того, как уровень жизни россиян в 2003 году достиг уровня 1990 года и наметился тренд к росту доходов, заболеваемость алкоголизмом начала снижаться.
Рисунок № 3.2. Заболеваемость алкоголизмом и ДТП по вине пьяного водителя.
В 2003 г. произошла принципиальная смена тенденций. С 2000г. по 2003 г. отмечался рост показателей (на 12%). С 2003г. по 2005г. наблюдалось снижение показателей (на 20%). В связи с этим корреляции рассчитывались для двух отрезков.
С 2000г. по 2003г. коэффициент корреляции Спирмена +0,99 (р=0,001). С 2003г. по 2005г. коэффициент корреляции Спирмена +0,99 (р=0,001).
Снижение уровня алкоголизации в стране ведет к снижению числа ДТП по вине пьяных водителей.
4. Укреплять здоровье путем контроля доступности алкоголя, например, для молодежи, и воздействовать на цены на алкоголь, например, через налогообложение.
Пункт 2 статьи 16 «Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции» Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не допускает розничной продажи алкогольной продукции: в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях; лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Ценовое регулирование по общему признанию является наиболее эффективным способом добиться снижения потребления алкоголя. Повышение цен на алкоголь, как и на любой другой товар, приводит к снижению спроса [1].
Цены на алкоголь в России очень низкие. Так цена на легальную бутылку водки (500 мл) составляет менее 2 евро. Крепкий алкоголь практически доступен всем категориям населения, в том числе молодежи. Правительство, опасаясь за приток нелегального алкоголя на рынок, в случае резкого повышения акцизов на спиртосодержащую продукцию, продолжает придерживаться пермиссивной а не запретительной алкогольной политике в России.
5. Осуществлять строгий контроль, признавая имеющиеся в ряде стран ограничения и запреты, за прямой и косвенной рекламой алкогольных напитков и обеспечить, чтобы ни одна из форм рекламы не была специально направлена на молодежь, например, через связь алкоголя со спортом.
В пункте 1 Статьи 17 «Реклама алкогольной продукции» Федерального Закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" говорится, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
Статья 21. «Реклама алкогольной продукции». Федерального закона "О рекламе" от
13.03.2006 N 38-ФЗ вносит ряд запретов на рекламу алкогольной продукции в т.ч. на всех видах транспортных средств общего пользования. Однако по состоянию на конец 2007 года стены Московского метрополитена завешены неприкрытой рекламой водки в некоторых случаях с участием спортсменов в качестве лиц марки.
Реклама алкогольной продукции запрещена с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Хотя на улицах г. Москва в большом количестве расставлены плакаты, содержащие рекламу водки в скрытой форме. Например, водки «Путинка».
Статья 22. «Реклама алкогольной продукции». Федерального закона "О рекламе" от
13.03.2006 N 38-ФЗ вносит ограничения на рекламу пива.
6. Обеспечить доступность эффективных лечебных и реабилитационных служб, укомплектованных обученным персоналом, для людей с опасным или причиняющим ущерб потреблением алкоголя и для членов их семей.
В соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в редакции от 22.08.2004г., такое заболевания, как алкоголизм, считается нарушениям психического здоровья. Лечение алкоголизма и других зависимостей проводят врачи психиатры - наркологи. Лечение может проводится как амбулаторно, так и в условиях наркологических клиник, психиатрических стационаров.
Приказ МЗ СССР № 704 от 12.09.1988 г.
«О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания».
Наркологические койки -ш- Врачи психиатры и наркологи Заболеваемость алкоголизмом —- Контингент больных алкоголизмом
Рисунок № 3.3. Контингент и заболеваемость алкоголизмом, наркологическая служба в
РФ.
На рисунке 3.3 видно снижение числа наркологических коек в России более чем вдвое за 15 лет. Это связано с расформированием наркологических коек на производствах в конце антиалкогольной кампании 1985-1991гг и сокращением числа наркодиспансеров.
Таблица 3.1.
Состояние наркологической службы в РФ.
1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Наркологических коек тыс. 73,1 34,6 29,6 30,3 29,9 29,6 29,8 29,3
Наркологических коек на 100 тыс. населения 4,9 2,4 2,0 2,1 2,1 2,1 2,1 2,1
В % к 1990г. 100,0 47,3 40,5 41,5 40,9 40,5 40,8 40,1
Врачей психиатров и наркологов тыс. 21,6 19,4 23,6 23,8 24,1 24,3 24,7 24,7
Врачей психиатров и наркологов на 100 тыс. населения 1,5 1,3 1,6 1,6 1,7 1,7 1,7 1,7
В % к 1990г. 100,0 89,8 109,3 110,2 111,6 112,5 114,4 114,4
Заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами тыс. 224,9 229,7 188,7 202,0 221,3 228,2 218,4 209,2
Заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами на 100 тыс. населения 152,0 156,1 129,7 139,4 153,4 159,1 153,1 147,4
В % к 1990г. 100,0 102,1 83,9 89,8 98,4 101,5 97,1 93,0
Континент больных алкоголизмом и алкогольными психозами тыс. 2466,0 2407,0 2191,0 2192,0 2200,0 2213,0 2203,0 2191,0
Континент больных алкоголизмом и алкогольными психозами на 100 тыс. населения 1663,0 1636,0 1508,0 1516,0 1529,0 1547,0 1548,0 1547,0
В % к 1990г. 100,0 97,6 88,8 88,9 89,2 89,7 89,3 88,8
С 2000 по 2005г. произошла стабилизация континента больных алкоголизмом и алкогольными психозами. Число больных с данными диагнозами составило около 2,2 млн. человек, что составляет более 1,5% населения России. Рост числа врачей психиатров и наркологов составил 14,4% за указанный период. Учитывая снижение числа наркологических коек, можно предположить, что прирост числа наркологов направился в частную наркологическую практику.
7. Повысить осознание этической и правовой ответственности среди тех, кто занят распространением и продажей алкогольных напитков, обеспечить строгий контроль стандартов безопасности продукции, а также предпринимать соответствующие меры против незаконного производства и продажи алкоголя.
Федеральный Закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 31.03.2006) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" регламентирует деятельность производителей и продавцов алкогольной продукции.
Статья 40 «Особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека» Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) направлена на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения в отношении алкоголя.
В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002-2010гг." запущена «Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - ЕГАИС) разработана в свете реализации положений Федерального Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федеральных законов от 07.01.1999 года № 18-ФЗ, от 29.12.2001 года № 186-ФЗ, от
24.07.2002 года № 109-ФЗ, от 25.07.2002 года № 116-ФЗ, от 02.11.2004 года № 127-ФЗ, от 21.07.2005 года № 102-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 года № 17-П).
Основное функциональное предназначение системы ЕГАИС заключается в обеспечении информационно-технологической поддержки задач зафиксированных в статье 1 данного Федерального Закона:
«.. .Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области» (ст. 1 № 171-ФЗ).
8. Усиливать способность общества справляться с алкоголем путем подготовки и обучения специалистов различных секторов, таких как здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение и охрана общественного порядка, совместно с усилением развития и ведущей роли местных сообществ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1015 О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)" в России происходит обобщение и внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей употреблению алкоголя и психоактивных веществ; создание сети информационных служб по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ, лечения и реабилитации лиц, страдающих от наркотической зависимости; создание профильных (по интересам) лагерей и клубов, организация и проведение профильных лагерных смен, лагерей труда и отдыха, апробация специальных программ для молодых людей "групп риска".
9. Поддерживать неправительственные организации и движения самопомощи, которые пропагандируют здоровый образ жизни, в особенности тех, кто стремится предотвратить или сократить связанный с алкоголем ущерб.
В РФ созданы и действуют автономно группы психологической и самопомощи для больных алкоголизмом. Примером может служить общественная сеть «Анонимные алкоголики». Им безвозмездно предоставляются помещения для проведения занятий в Государственных медицинских и иных учреждениях.
10. Создавать в странах всесторонние программы, с учетом настоящей Европейской Хартии по Алкоголю; определить ясные задачи и индикаторы результатов; проводить контроль их выполнения; обеспечить периодическое обновление программ на основе оценки выполненных действий.
Даже небольшое воздействие на общество в целом, дает больший эффект, чем сильное воздействие на группу риска (т.е. на больных алкоголизмом) [2] поэтому основой для снижения проблем связанных с употреблением алкоголя является ограничение уровня потребления алкоголя в РФ. Политика общественного здравоохранения должна охватывать все группы пьющего населения поэтому, для борьбы с эпидемией алкоголизма в Российской Федерации необходимо принятие Федеральной целевой программы по противодействию чрезмерному употреблению алкоголя.
Список литературы
1. Д. Халтурина, А. Коротаев. Алкогольная политика: мировой опыт и российские реалии. Демоскоп Weekly. http://demoscope.ru/weekly/2006/0265/tema05.php 7., посещен 7.11.2007г.
2. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Русский крест. Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. - М.: КомКнига, 2006. -128 с., С 112.
3. Немцов А.В. Алкогольная смертность в России 1980-90-е гг. М.: NALEX 2001.
4. Киселев А.С., Стародубов В.И. Зависимость уровня жизни от доходов населения. Москва. 2006 г.
5. Когда исчезнут трассы смерти. Аргументы недели №45(79), четверг 8 ноября 2007г.
6. Выступление в ИТАР-ТАСС, Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, 7 июня 2007 года. http://gibdd.ru/news/mam/?20070607_itar-tass, посещен 22 ноября 2007г.
7. В. Похмелкин. Штрафы жестче - ситуация не меняется? Сайт ДАР. http://www.autorus.ru/auto59_14122007.php , посещен 9 января 2008г.
8. World’s first road death. London, RoadPeace, 2003, http://www.roadpeace.org/articles/WorldFirstDeath.html , посещен 9 января 2008г.
9. Интернет-портал для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ , посещен 10 января 2008 г.