УДК 681.5.015.23:655.3
Вселенная «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкина в свете аналитической психологии К.Г. Юнга
А.С. Большаков
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]
На основе вселенной «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина в работе предлагается подход к произведениям, мифам и легендам через призму аналитической психологии, а также на основе архетипов обосновывается, в чем заключается их общность.
Ключевые слова: архетипы, аналитическая психология, коллективное бессознательное, психология, культурология, характеристика персонажей, роль персонажей, значимость архетипов в произведениях, мифах и легендах.
В процессе ознакомления с трилогией «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина можно обнаружить, что все персонажи из этой вселенной в том или ином виде похожи на персонажей из других произведений, мифов и легенд. Отсюда вытекает, что это не может быть простым совпадением, данное явление стоит рассмотреть подробнее. С этим вопросом нам стоит обратиться к психологии, а точнее - к аналитической теории К.Г. Юнга, в которой и находится ответ на поставленный вопрос: что объединяет всех персонажей?
Рассмотрим аналитическую теорию Юнга. Очень важно отметить, что данная теория зиждется на идеях другого известного психолога - З. Фрейда - и является результатом пересмотра его психоаналитической теории. Первоначально Юнг работал вместе с Фрейдом, а
241
впоследствии стал одним из самых выдающихся его учеников и одним из двух (второй - А. Адлер и его теория индивидуальная теория личности), кто на основе психоанализа вывел новую теорию.
Согласно психоанализу структура личности человека делится на три части: ид (бессознательное, т.е. материал, недоступный для сознания), эго (подсознательное, т.е. материал, который может быть переведен в сознание), суперэго (морально-этические императивы, т.е. материал, необходимый для взаимодействия человека и социума), из которых краеугольным камнем является ид. В нем протекают все важнейшие психологические процессы. Ту же структуру перенял и Юнг, но с одним существенным отличием: вместо понятия «суперэго» он вводит новую, отличающуюся от него структуру - «коллективное бессознательное».
Коллективное бессознательное становится главнейшей опорой аналитической психологии и представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже человекообразных предков или, как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». То есть его содержание складывается наследственно и одинаково для каждого человека.
В основе коллективного бессознательного лежат архетипы. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной является тенденция реагировать эмоционально, когнитивно или поведенчески на конкретные ситуации. Наиболее типичными архетипами, описанными Юнгом, являются «мать», «ребенок», «герой», «мудрец», «божество Солнца», «плут», «Бог» и «тень». В тоже время количество архетипов может быть неограниченным. Отсюда мы можем заключить: действительно, в основе персонажей тех или иных произведений лежат ярко выраженные (реже скрытые, не проявившиеся) архетипы, что и сближает всех персонажей.
Не стало исключением и произведение «Властелин Колец» английского писателя Дж.Р.Р. Толкина. В книге автор четко разграничивает добро и зло, противопоставляя их друг другу, и демонстрирует нам, что в Средиземье (мир, в котором происходят события книги) компромиссы между ними существовать не могут.
Кратко опишем сюжет книги: проходит 60 лет после возвращения хоббита Бильбо Бэггинса в Шир (книга является продолжением «Хоббита» Толкина). Ему исполняется 110 лет, но внешне он совсем не меняется. Это наводит волшебника Гэндальфа на пугающую мысль:
242
магическое Кольцо, украденное Бильбо у Голлума, является Кольцом Всевластья, которое выковал злобный Саурон, потом утратил его и сейчас жаждет получить обратно, что может обернутся гибелью мира. Кольцо нельзя уничтожить нигде, кроме Роковой Горы (там же было создано оно, главнейшее, и три кольца для эльфов, семь для гномов, девять для людей); оно подчиняет себе своего временного владельца (именно под его влиянием Голлум изменился); расстаться с ним по своей воле невозможно; за ним охотятся Назгулы, призраки и слуги Саурона. Под давлением Гэндальфа Бильбо расстается с Кольцом и оставляет его своего племяннику Фродо, который отправляется к эльфам Ривенделла, чтобы они решили судьбу кольца. К нему также присоединяются еще три хоббита: Сэм, Пипен и Мерри. Эльфы решают уничтожить кольцо и для этого создают Братство кольца, в которое входят Гендальф, хоббиты Фродо, Сэм, Мерри и Пипен, гном Гимли, эльф Леголас, люди Арагорн и Боромир. В последствии Братство распадается, Боромир погибает, Гендальф перерождается, а вместе с ним - Арагорн, Леголас и Гимли. Люди Средиземья ведут войну с орками и тварями Мордора (государство Саурона) и его союзниками (Саруман, верховный маг, предавший Гендальфа, а так же люди с Юга и тролли). Фродо и Сэм остаются вдвоем, пленяют Голлума, а потом и предаются им, доходят до Роковой Горы и уничтожают кольцо, тем самым уничтожив Саурона.
А теперь рассмотрим каждого персонажа с проекцией на архетипы Юнга. Первое и самое главное действующее лицо, которое пусть и не является живым персонажем, но влияет в равной степени на всех, -это Кольцо Всевластья, за которым кроется архетип «самость». Этот образ достаточно традиционен в литературе и мифологии - кольцо или круг традиционно символизирует единство. Очень необычным и важным моментом является то, что Кольцо Всевластья объединяет не во имя добра, а во имя зла; к тому же надпись на темном наречии, языке Мордора, на самом кольце, гласит: «Одно кольцо чтоб править всеми, оно главнее всех, оно соберет их вместе и заключит во тьме» (их - другие кольца и их хранителей - прим. автора). То есть становится ясно, что самость не всегда является положительным символом, что нам и демонстрирует негативная роль, играемая Кольцом. Оно играет роль злого рока, приносящего только беды. Более того, Кольцо становится средством подчинения для Саурона (ярко выражающего архетип «тень»), при помощи которого выпускается наружу скрываемая жажда власти.
Так как «тень» разлучена со своей «самостью» (физически, но не духовно, ведь Кольцо и дальше выполняет свою функцию), она стремится объединится с ней. Но до тех пор у самости есть другой «хранитель» (очень важный архетип) - хоббит Фродо. Несмотря на те испытания, которым он подвергается, и те метаморфозы, которые происходят с ним, его главным архетипом остается именно этот. Не случайно
243
после уничтожения кольца и Фродо, и Бильбо (тоже безусловный хранитель) отплывают в Валинор, потеряв свою главную функцию.
Архетип «спутник» предстает перед нами в образе хоббита Сэма, который увязывается за Фродо и проходит с ним до самого конца. Хотя и на некоторое время, Сэм берет на себя роль хранителя, в логове Шелоб (паучиха, которая является проекцией архетипа «хищника», желая пожрать все живое и светлое в этом мире; хищником также был и Балрог), думая, что Фродо погиб. Но таковым не становится, так как его главная функция - поддерживать своего хозяина в пути, с чем он и справлялся, вместив в себе также архетип «слуга» - в пути он постоянно заботился о Фродо, отдавая именно ему последние припасы.
Архетип «плут» предстает перед нами в образе Пипена и Мерри, которые и пустились в путь потому, что поначалу им все это показалось увлекательной авантюрой. Хотя, конечно, впоследствии они примут на себя архетип «подстрекатель», подговорив энтов уничтожить Изенгард, но все-таки до самого конца они остаются плутами, сменяя одну авантюру другой.
Говоря о последнем хоббите Голлуме (Голлум тоже был хоббитом, и звали его тогда Смеаргол), нужно заметить, что он является проекцией сразу нескольких архетипов: он предстает перед нами как «тень» Фродо, который благодаря их встрече понимает, каким он не должен становится; предстает пред нами как «лжец», давая клятвы, которые сам же нарушит; и, наконец, является «падшим» и «скрягой», ведь им уже ничего не движет, кроме жажды «прелести».
Рассматривая Арагорна, можно прийти к выводу, что он также обладает сразу несколькими архетипами: он является «персоной», так как всем известно, что он последний королевский наследник, и его роль - вернуть корону своему роду; он же «странник» (что, кстати, является его прозвищем) на момент начала книги, который, кажется, и скитается с определенной целью (очищая земли, тренируясь, готовясь к будущему), но на деле еще не осознавший истинной цели и своего места в этом мире; он же «воин», героически сражающийся за судьбу Средизе-мья; и, конечно же, он «король», когда Саурон уже повержен, а в землях воцарился мир.
Архетипами «воина» наделено и множество других персонажей. Это Эомер, Леголас и Гимли. Последние, правда, скорее «соратники» Арагорна - они отправились воевать, понимая, что это война принесет им честь и славу. Братья Боромир и Фарамир - тоже воины, но их ключевой архетип - «мученики», так как первый трагически погибает за свои ошибки (не удержался перед соблазном отнять Кольцо у Фродо), а второй следует безумному приказу отца-наместника Дэнето-ра, который, в свою очередь, был выражением архетипов «король» и «безумец». «Воин» и «король» также Теоден, который вначале предстает пред нами в образе «одержимого».
244
«Мудрецами» являются и Древень (лидер энтов), и Эльронд (по совместительству еще и король эльфов), и, конечно, Гендальф. Но в Гендальфе очень ярко выражены два архетипа, которые одинаково сильно движут им: это уже названный «мудрец» и «наставник», так как именно благодаря его деяниям и советам люди приходят к победе. Так же мудрецом была Галадриэль, но все-таки ее ведущим архетипом является «ведунья». И, наконец, Саруман тоже был «мудрец», но в последствии стал «лжецом» вместе со своим слугой Гримой, который был еще и «подстрекателем».
Стоит отметить, что Гендальф и Галадриэль, точно так же как и Арвен (дочь Эльронда) и Арагорн, являются друг для друга «ани-мой» и «анимусом», т.е. бессознательной женской и мужской стороной личности для мужчины и женщины соответственно.
Рассмотрим оставшихся персонажей: девять Назгулов, преследующих Кольцо, являются «падшими», так как когда-то они были людьми, но соблазнились и пали жертвой Саурона; и, конечно, они «слуги» для Властелина Колец. Падшие также и «призраки», которых призвал Арагорн, но они же и «воины», так как в конце концов восстанавливают свою честь, выполнив данную клятву. Том Бомбадил, один из самых загадочных персонажей во вселенной, так как неизвестно кем он являлся, да и Кольцо на него не действовало, предстает перед нами как «наставник».
Итак, мы рассмотрели персонажей Толкина в проекции аналитической психологии Юнга. Теперь мы можем заключить, что в данном произведении представлены все основные архетипы и что есть даже «комбинированные» персонажи, отображающие сразу несколько архетипов, что, в свою очередь, указывает на то, что по мере развития сюжета персонажи продолжают развиваться и изменяться, иногда кардинально. Кроме того, нужно отметить, что именно наличие схожих архетипов объединяет, казалось бы, совершенно разные по содержанию и форме произведения, мифы и легенды. А это, в свою очередь, приводит нас к пониманию того, что, несмотря на серьезные различия, в корне всех произведений лежат одни и те же базовые персонажи.
Библиографический список
1. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории Личности. - СПб. : Питер, 2003.
2. Толкин Д.Р.Р. Властелин колец. Хранители кольца. - М. :
Астрель, 2015.
3. Толкин Д.Р.Р. Властелин колец. Две твердыни. - М. : АСТ
2015.
4. Толкин Д.Р.Р. Властелин колец. Возвращение короля. - М. :
АСТ, 2015.
5. Толкин Д.Р.Р. Хоббит. - М. : АСТ, 2015.
6. ЮнгК.Г. Человек и его символы. М. : 2013.
245