Научная статья на тему 'Вселенная в философии братьев Стругацких'

Вселенная в философии братьев Стругацких Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1828
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ВСЕЛЕННАЯ / UNIVERSE / ВСЕОБЩИЕ СВЯЗИ / UNIVERSAL COMMUNICATION / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СМЫСЛ ЖИЗНИ / MEANING OF LIFE / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / MORAL CHOICES / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / IMAGE OF THE FUTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евдакова А.А., Найденко О.О., Лысенко И.С.

Новизна работы обусловлена недостаточностью социально-философского осмысления литературного наследия Стругацких. Целью исследования является анализ представлений о Вселенной, содержащихся в философии Стругацких. Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи: социально-философский анализ работ Стругацких; выявить роль и значение философских идей Стругацких для современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Universe in the philosophy of the Strugatsky brothers

The novelty of the work is due to lack of social and philosophical understanding of the literary heritage of the Strugatsky. The aim of the study is to analyze the representations of the Universe contained in the philosophy of the Strugatsky. To achieve this goal, we have identified the following problems: social and philosophical analysis of the works of Strugatsky; identify the role and importance of philosophical ideas Strugatsky for modern society.

Текст научной работы на тему «Вселенная в философии братьев Стругацких»

УДК 140.8 (042)

ВСЕЛЕННАЯ В ФИЛОСОФИИ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ

А. А Евдакова, О. О. Найденко Научный руководитель - И. С. Лысенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: rahleevaod@sibsau.ru

Новизна работы обусловлена недостаточностью социально-философского осмысления литературного наследия Стругацких. Целью исследования является анализ представлений о Вселенной, содержащихся в философии Стругацких. Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи: социально-философский анализ работ Стругацких; выявить роль и значение философских идей Стругацких для современного общества.

Ключевые слова: философия, Вселенная, всеобщие связи, человек, общество, смысл жизни, нравственный выбор, образ будущего.

THE UNIVERSE IN THE PHILOSOPHY OF THE STRUGATSKY BROTHERS

A. A. Evdakova, O. O. Naydenko Scientific supervisor - I. S. Lysenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail rahleevaod@sibsau.ru

The novelty of the work is due to lack of social and philosophical understanding of the literary heritage of the Strugatsky. The aim of the study is to analyze the representations of the Universe contained in the philosophy of the Strugatsky. To achieve this goal, we have identified the following problems: social and philosophical analysis of the works of Strugatsky; identify the role and importance of philosophical ideas Strugatsky for modern society.

Keywords: philosophy, Universe, universal communication, people, society, the meaning of life, moral choices, the image of the future.

В нашем исследовании мы исходим из того, что в художественной литературе в определённой степени ставятся и обсуждаются серьёзнейшие философские проблемы. Научная фантастика Стругацких актуализирует извечные философские вопросы: смысл жизни человека, его нравственный выбор, взаимоотношение человека и общества, образ будущего. Авторы не только обращаются к злободневным вопросам для современного общества, но и предлагают на них различные ответы. Именно эти вопросы и являются предметом нашего исследования. Выдающийся философ XX столетия Александр Пятигорский высказал мысль о том, что только Стругацкие отрефлексировали проблематику второй половины двадцатого столетия.

Вселенная Стругацких представляет собой нечто целое и самостоятельное. Именно Вселенная диктует законы, по которым живут все литературные герои авторов. Во многих произведениях образ Вселенной ставится наравне с Богом, она раскрывается как думающая разумная сущность. Так в произведении «Пикник на обочине» в виде образа Вселенной выступают неизвестные инопланетяне, которые делают высадки на Землю и оставляют после себя много диковинных предметов. Именно таким образом, появляются Зоны с «магическими» устройствами, огромным техническим потенциалом, способным помочь сделать человечеству рывок вперед. Однако люди используют эти дары ради наживы и получения власти. Стругацкие показывают, что довольно часто люди используют не по назначению «подарки Вселенной», к примеру, мы изобретаем порох, и создаем на его основе оружие, мы узнаем о ядерных реакциях и создаем атомную бомбу, а наркотики были изобретены в медицин-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

ских целях... Можно приводить бесконечно примеры, когда изобретения используют во вред обществ и человеку.

Показывая Вселенную, Стругацкие поднимают фундаментальный онтологический вопрос философии - всеобщие закономерности и связи бытия. «Закономерности не бывают плохими или хорошими, они вне морали», - говорит Улитка из романа «Улитка на склоне» [3, с. 24].

Николай Фёдорович Федоров - основоположник русского космизма был одним из немногих в русской философии, кто уже в середине XIX века обращался к проблеме будущего человечества. Он писал о том, что люди виноваты не только в хищническом поведении, но и в том зле, которое происходит по их бездействию. Его ученик Константин Эдуардович Циолковский - основоположник ракетостроения, свои размышления о Вселенной оформлял в фантастические рассказы. Спустя 100 лет традиции Федорова и Циолковского продолжают братья Стругацкие. В размышлениях о будущем Стругацкие скорее оптимисты, чем пессимисты. Но только от человека зависит, каким будет будущее. При этом много внимания они уделяют ошибкам человека и человечества, которые могут привести к увеличению энтропии.

Одной из особенностей философии авторов является антропоцентризм. Значительную её часть составляют размышления о природе человека. Как и философов Возрождения, братьев интересует потенциал человека, его поступки, поиск человеком своего места во Вселенной. Герои Стругацких, как и герои великого Достоевского всегда оказываются перед выбором. Достоевский использует в своих произведениях выбор между Богом и его отсутствием, Добром или Злом, личными интересами и ответственностью перед Богом за свои поступки. По примеру Достоевского авторы ставят своих героев перед сложным выбором: спасти беззащитное население или не убивать человека, угрожающего этим людям («Жук в муравейнике»); жизнь детей или остального населения («Гадкие лебеди», «Далекая Радуга»); личные интересы, ублажение сиюминутных желаний или же социальное равенство («Хищные вещи века») и др.

Одним из самых ярких примеров выбора между личными интересами и общественным благом может служить герой сталкер Рэд Шухарт из «Пикника на обочине». Этот роман экранизирован Тарковским («Сталкер»). Ради собственной дочери он берет с собой молодого паренька, зная, что его придется принести в жертву Зоне для исполнения своего желания. Но в конце история получает неожиданный поворот: делая свой последний роковой шаг, молодой человек успевает выкрикнуть свое сокровенное желание, ради которого он и пошел на смерть: «Счастья для всех!.. Даром!.. Сколько угодно счастья!..» [4, с. 82]. Эти же слова, став лицом к лицу с Золотым Шаром и как бы выполняя последнюю волю погибшего, произносит возрожденный Рэдрик Шухарт, профессиональный сталкер, забывший на тот момент и о дочери, и о себе.

Создавая в своих произведениях героев, Стругацкие наделяют их самопожертвованием, самоотверженностью, и даже если герой изначально становился не на тот путь, к концу произведения под действием различных событий он меняется и принимает действительно правильное решение. Стругацкие показывают, что любой нравственный выбор должен идти на пользу обществу, его развитию, созданию совершенного будущего.

Вообще авторы на протяжении всех произведений создают свой образ идеального человека. И читателю показывается три таких идеала: Комов («Полдень XXII век», «Волны гасят ветер», «Малыш»), Горбовский («Полдень XXII век», «Волны гасят ветер», «Малыш», «Далекая Радуга»), и Антон - Румата («Трудно быть богом»). Образ Комова собирает в себе сразу несколько разных черт: жесткий требовательный командир и интеллигентный молодой человек, целеустремленный и скромный, строгий и в тоже время без капли грубости - настолько современный образ.

В «Полдне» Стругацкие являют нам Леонида Горбовского. Горбовский предстает как идеальный образ человека, в котором персонифицируется весь мир. При этом он не является главным героем. Он возникает как бы случайно - заходит в гости, просит разрешения прилечь... но в большинстве случаев оказывается именно тем, кто возьмет на себя ответственность, окажется самым мудрым и спокойным, кто примет единственно правильное решение в экстремальной ситуации. Так, к пришельцу из прошлого Кондратьеву в «Полдне», заходит в гости именно Горбовский - помогает ему, настрадавшемуся и упавшему духом, освоиться в будущем. Здесь уже Горбовского можно воспринимать как некий символ божественного присутствия, поскольку авторы несколько странно его описывают: если прослеживать всю сюжетную линию с этим героем, то не сложно заметить, что ему уже больше 200 лет, из любых переделок герой каким-то чудом выживает, очень мудр и всегда не боится оказать помощь нуждающемуся в ней, какой бы она не была. Похожее впечатление создается о герое Мышкине в произведении «Идиот» Достоевского. Последней моделью становится идеальный чело-

век, поднятый до уровня бога - Румата Эсторский в романе «Трудно быть богом». Здесь уже герой ставится наравне с богом: «Мы здесь боги, Антон, и должны быть умнее богов из легенд, которых здешний люд творит кое-как по своему образу и подобию» [2, с. 21]. Но и у богов есть слабые места, они также сомневаются, стоят перед сложным выбором, делают ошибки.

В произведениях Стругацких находит отображение и взаимоотношения человека и общества. По мнению авторов: человек не отделим от социума, и он должен поддерживать его идеи, стремится к созданию идеального общества. Если же человек не разделяет идеи общества, то он становится изгоем, поскольку не занимая свое место в социуме, свою ячейку в целом, он способен разрушить это общество. Подобные мысли высказывались ещё Платоном в произведении «Государство»: «... чтобы у нас успешнее шло сапожное дело, мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, или ткачом, или домостроителем; так же точно и всякому другому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое и достигнет успеха, если не упустит время» [1, с. 96].

В философии Стругацких человек и Вселенная составляют одно неделимое целое. Только через самопознание, саморазвитие человек может познать Вселенную понять свое предназначение. Как говорил Сократ, смысл человека состоит в неустанном познании самого себя. От поступков каждого индивида зависит жизнь и гармония все Вселенной.

Библиографические ссылки

1. Платон. Государство. М. : АСТ, 2004.

2. Стругацкие А. и Б. Трудно быть богом. М. : АСТ, 2007.

3. Стругацкие А. и Б. Улитка на склоне. М. : АСТ, 2007

4. Стругацкие А. и Б. Пикник на обочине. М. : АСТ, 2009.

© Евдакова А. А, Найденко О. О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.