Научная статья на тему 'Синтез высоких и низких жанров в творчестве Стругацких'

Синтез высоких и низких жанров в творчестве Стругацких Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1532
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУГАЦКИЕ / ФАНТАСТИКА / СИНТЕЗ / ВЫСОКИЕ И НИЗКИЕ ЖАНРЫ / СТИЛЬ / STRUGATSKY / SCIENCE FICTION / SYNTHESIS / GRAND AND PETIT GENRES / STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалова М. А.

Рассматривается синтез элементов высоких и низких жанров в творчестве братьев Стругацких на материале следующих произведений: «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу» и «Пикник на обочине».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNTHESIS OF HIGH AND LOW GENRES IN WORKS OF ARKADY AND BORIS STRUGATSKY

This research aims to study the synthesis of the elements of high and low genres in works of Arkady and Boris Strugatsky on the basis of theirs works «Hard to Be a God», «Monday Begins on Saturday» and «Roadside Picnic».

Текст научной работы на тему «Синтез высоких и низких жанров в творчестве Стругацких»

Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского, 2014, № 2 (3), с. 258-261

УДК 83.3 (2РОС=РУС)

СИНТЕЗ ВЫСОКИХ И НИЗКИХ ЖАНРОВ В ТВОРЧЕСТВЕ СТРУГАЦКИХ © 2014 г. М.А. Коновалова

Петрозаводский государственный университет vestnik@unn.ru

Поступила в редакцию 15.07.2014

Рассматривается синтез элементов высоких и низких жанров в творчестве братьев Стругацких на материале следующих произведений: «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу» и «Пикник на обочине».

Ключевые слова: Стругацкие, фантастика, синтез, высокие и низкие жанры, стиль.

Проблема синтеза высоких и низких жанров в творчестве братьев Стругацких требует определения термина «жанр». Жанры литературы -это категория, меньшая, чем род. Роды литературы - эпос, лирика и драма делятся на жанры: роман, повесть, ода, басня, эпиграмма, комедия, трагедия, драма. В теории жанров в качестве наследия классицизма сохранилось деление на высокие и низкие: высокими считаются роман, поэма, трагедия, ода, к низким же относят сатиру, комедию, басню и т. д. На этом разделение литературных элементов на группы не заканчивается, и иногда выделяют такую категорию, как субжанры, к которой и относится фантастический роман (повесть, рассказ). Помимо этого, жанр романа имеет виды бурлескного, философского, приключенческого, рыцарского, любовного, семейного, романа воспитания. Мы понимаем, что среди них должно происходить деление на высшие и низшие. Например, роман воспитания и философский роман традиционно относятся к высшим, а плутовской или любовный - к низшим. Однако вопрос об отнесенности некоторых категорий к высшим или низшим остается открытым в силу молодости этих жанровых форм. Здесь речь идет о детективном и фантастическом романе (повести, рассказе). Возможно, для того, чтобы окончательно определиться с их местом в иерархии, необходимо время.

В данной статье анализируются фантастические произведения. «Фантастика - самый парадоксальный жанр литературы», - утверждают одни. «Наша фантастика не «жанр», а литература», - заявляют другие» [1, с. 7]. В соответствии с литературной энциклопедией, фантастика -это «специфический метод художественного отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир),

в котором элементы реальности сочетаются несвойственным ей, в принципе, способом, -невероятно, «чудесно», сверхъестественно» [2]. «Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть» [3, с. 207], -писал Анненский. Фантастика в литературе бывает общелитературной или жанрово обусловленной. Общелитературная фантастика - это «установка на вымысел». Жанрово обусловленную фантастику составляют научная фантастика, литературная сказка и отчасти фэнтези [1, с. 10]. В любом фантастическом произведении имеет место синтез. Это, в первую очередь, синтез реальности и условности. Есть исследователи, полагающие, что фантастика достойна называться высоким жанром; есть те, кто считает, что она слишком несерьезна для этого; а есть и те, которые относят произведения одних фантастов к высокой литературе, а других - к низкой. Стругацкие, например, не подходят к этому вопросу категорично: они восхищаются произведениями Жюля Верна и Александра Беляева, но не считают, что они могут удовлетворить требования более высокие, чем запросы детей и подростков. Однако это могут сделать Ефремов, Брэдбери, Уэллс, Варшавский, которые, помимо описаний светлого будущего, интереснейших изобретений, дают великое эстетическое наслаждение, наполняя свои книги серьезной философией и психологизмом [4, с. 343]. Неизвестно, к какой категории отнесли бы себя сами братья Стругацкие, но, думается, что они видели в своем творчестве большее, чем описания научных открытий.

К их творчеству относятся по-разному: тексты относят и к массовой литературе, и к бессмертной классике. Причиной такого противоречивого отношения к ним может быть огромное разнообразие их творчества - рассказы, по-

вести, романы, сценарии. И, конечно, синтез жанров, который можно найти почти в каждом произведении.

Предположим, что произведения братьев Стругацких не относятся к высокой литературе и найдем в них проявления «по-настоящему» высоких жанров. Начнем с повести «Трудно быть богом». Во-первых, повесть - это изначально один из высоких жанров литературы. Во-вторых, здесь совпадает предмет повествования: в соответствии с теорией классицизма, где высокие жанры связаны с жизнью людей из высоких слоев общества, главные персонажи повести - благородный Румата Эсторский, король, дворяне, дон Рэба, друг дона Руматы барон Пампа и другие. В-третьих, все описанные события происходят в Средневековье, сюжет связан с историей, что также является уделом высокой литературы. Кроме того, в повести множество философских размышлений: о счастье, о науке, о культуре, не только не потерявших своего значения со временем, но даже приобретших большую актуальность в отношении современной России. Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество благо, а все зло от знания. Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро. Для рабов зло - это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника - алчный ростовщик. Так что есть зло, против которого надо бороться? [5, с. 233]. Помимо использования методов и приемов, характерных для высокой литературы, в повесть вводится лирика, которая тоже является проявлением высокого жанра.

Теперь не уходят из жизни, теперь из жизни уводят, И если кто-нибудь даже захочет, чтоб было иначе, Бессильный и неумелый, Опустит он слабые руки, Не зная, где сердце у спрута, и есть ли у спрута сердце... [5, с. 89] Продолжим наше рассмотрение «низкой» литературы Стругацких вместе с произведением «Понедельник начинается в субботу». Оно тоже относится к высокому жанру повести. В него так же вводятся философские рассуждения на тему счастья, предназначения человека в жизни, необходимости развития, что иллюстрируется превращением человека недумающего в обезьяну, причем отнюдь не в метафоричном смысле: ... они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек - маг в ду-

ше, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И, наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же, как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну. В жизни мы не всегда замечаем это. Бездельник и тунеядец, развратник и карьерист продолжают ходить на задних конечностях, разговаривать вполне членораздельно (хотя круг тем у них сужается до предела). В институте же регресс скрыть было невозможно. Институт представлял неограниченные возможности для превращения человека в мага. Но он был беспощаден к отступникам и метил их без промаха. Стоило сотруднику предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще [6, с. 123].

Широко в этом произведении используется как русский фольклор, так и античная мифология: Баба Яга, которая живет в той же избушке на курьих ножках, но зовется Наиной Киевной, кот ученый Василий, забывший половину сказок и песенок, Кощей Бессмертный, домовые, гномы, гарпии, данаиды, пифии становятся героями этой повести. Можно заметить отсылки к разным подлинно классическим произведениям: «Фауст» Гете, «Хождение по мукам» Алексея Толстого, «Последний изгнанник» Олдриджа.

Обратимся теперь к произведению Стругацких «Пикник на обочине». Анализируя «Пикник на обочине», можно заметить элементы жития. Если сравнивать «Пикник на обочине» с древнерусским жанром жития, то совпадает последовательность происходящего, хотя это, в любом случае, не полноценное житие, а как бы выхваченный из середины отрывок, в котором нет начала и конца. Про рождение и детство Рэдрика Шухарта мы ничего не знаем, однако потом случилось нечто -явление инопланетян (в житийной литературе этому соответствует явление Бога, ангела, святого), которое навсегда изменило его жизнь. Затем следует описание некоторых происшествий, спасение людей, попытки сбежать от мира (удалиться в пустынь), а потом возвращение и продолжение своего дела. Заканчивается «отрывок жития» тем, что Рэдрик просит счастья для всех - счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный! [7, с. 50], - вместо того чтобы пожелать что-то для себя. Данный поступок можно расценивать как

260

М.А. Коновалова

жертву. Некоторые моменты, правда, не вписываются в житийную структуру: смерть по вине персонажа его друга, убийство молодого паренька. Все же фантастика и религиозная литература никак не могут существовать в одном произведении: главное противоречие между религией и фантастикой состоит в том, что первая строится исключительно на вере, а вторая в своей основе подразумевает установку на вымысел [8, с. 4].

Займем противоположную позицию и согласимся с теми, кто полагает, что Стругацкие -это высокая литература, и найдем признаки низких жанров. Начнем с повести «Трудно быть богом». Во-первых, в тексте довольно простой язык. Язык у фантастов, в самом деле, часто не наполнен лексикой высокого стиля, сложными конструкциями, оборотами. Напротив, он почти разговорный - язык обычных людей, и именно это делает произведения доступными и интересными широким слоям населения. Во-вторых, в произведении использованы юмор и ирония, но подробнее остановимся на этом позднее. В-третьих, вся повесть - яркая политическая сатира на государство и общество: например, дон Рэба, который в изначальном варианте назывался доном Рэбией. С дурной стороны, с гиперболизированными недостатками предстает и общество - частый прием, использующийся в комедии, басне и прочих низких жанрах.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» полна иронии и юмора. Это и отдельные юмористические отрывки, и ироничное отношение к происходящему вообще. В дальнейшем производите обходы каждые три часа на предмет самовозгорания. Не менее двух раз за период дежурства посетите виварий. Если надзиратель пьет чай - прекратите. Были сигналы: не чай он там пьет. В таком вот аксеп-те [6, с. 79]. Сюда можно отнести довольно необычные имена персонажей: А-Янус и У-Янус, Выбегалло, Ойра-Ойра. Старые добрые мифологические и сказочные персонажи проявляются с неожиданной стороны: Вчерашней ночью на Лысой горе состоялся традиционный весенний слет. Участники вели себя крайне безобразно. Вий с Хомой Брутом в обнимку пошли шляться по улицам ночного города, пьяные, приставали к прохожим, сквернословили, потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел. Они с Хомой подрались, повалили газетный киоск и попали в милицию, где каждому дали за хулиганство пятнадцать суток. Кот Василий взял весенний отпуск - жениться. Скоро в Соловце опять объявятся говорящие котята с наследственно-склеротической памятью [6, с. 163].

В текст повести включено несколько лирических элементов, а точнее, шутливых эпиграмм, например: Таких людей, как этот Брут, поберегись - они сопрут! Дерется и бранится он, и вот вам результат: влекут его в милицию коленками назад. Отчаянно напился он, сам черт ему не брат. В чужую дверь вломился он коленками назад. Играет и резвится он, ругаясь как пират. Погнался за девицею коленками назад [6, с. 187-189]. В «Пикнике на обочине», как упоминалось ранее, нет ярких проявлений высокого или низкого жанра. Описываются обычные люди - не хорошие и не плохие. Как и в других произведениях, здесь представлен простой язык, ирония, юмор, сатира, но ничего слишком выделяющегося из общего строя.

Мы рассмотрели три произведения братьев Стругацких, три совершенно разных повести: и научную фантастику, и так называемую повесть-сказку. Общее, что мы можем в них заметить - элемент фантастического, проявляющийся в большей или меньшей степени, и синтез высокого и низкого. В высоком жанре повести используется простой язык, элементы житийного жанра сочетаются с иронией, сарказмом, а сатира и пародия на политический строй соседствует с лирикой романтического направления. Этот синкретизм придает необычность произведениям Стругацких, производя на читателей неизгладимое впечатление и надолго оставаясь в памяти.

Список литературы

1. Неёлов Е.М., Струкова А.Е. Русская фантастика: нерешенные проблемы. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 71с.

2. Нудельман Р. И. Фантастика // Краткая литературная энциклопедия. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ ke7-8872.htm (дата обращения 15.03.2014).

3. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя // Анненский И. Книга отражений. М., 1979. С. 207-216.

4. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Фантастика - литература // Страна багровых туч: Повесть. Рассказы. Статьи, интервью. М.: Текст, 1993. С. 341-351.

5. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Трудно быть богом. М.: Пан пресс, 2009. 264с.

6. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке. Фантастические повести. М.: Книжный сад, 1993. 448 с.

7. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Пикник на обочине // Аврора, 1987. № 7-10. 58 с.

8. Неёлов Е.М., Струкова А.Е. Русская фантастика: проблемы истории и теории. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 50 с.

THE SYNTHESIS OF HIGH AND LOW GENRES IN WORKS OF ARKADY AND BORIS STRUGATSKY

M.A. Konovalova

This research aims to study the synthesis of the elements of high and low genres in works of Arkady and Boris Strugat-sky on the basis of theirs works «Hard to Be a God», «Monday Begins on Saturday» and «Roadside Picnic».

Keywords: Strugatsky, science fiction, synthesis, grand and petit genres, style.

References

1. Nejolov E.M., Strukova A.E. Russkaja fan-tastika: nereshennye problemy. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2013. 71s.

2. Nudel'man R.I. Fantastika // Kratkaja literaturnaja jenciklopedija. [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ ke7-8872.htm (data obrashhemja 15.03.2014).

3. Annenskij I. O formah fantasticheskogo u Gogolja // Annenskij I. Kniga otrazhenij. M., 1979. S. 207-216.

4. Strugackij A.N., Strugackij B.N. Fantastika -literatura // Strana bagrovyh tuch: Povest'. Rasskazy. Stat'i, interv'ju. M.: Tekst, 1993. S. 341-351.

5. Strugackij A.N., Strugackij B.N. Trudno byt' bogom. M.: Pan press, 2009. 264s.

6. Strugackij A.N., Strugackij B.N. Ponedel'nik nachinaetsja v subbotu. Skazka o trojke. Fantasticheskie povesti. M.: Knizhnyj sad, 1993. 448 s.

7. Strugackij A.N., Strugackij B.N. Piknik na obochine // Avrora, 1987. № 7-10. 58 s.

8. Nejolov E.M., Strukova A.E. Russkaja fantastika: problemy istorii i teorii. Petro-zavodsk: Izd-vo PetrGU, 2013. 50 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.