Научная статья на тему 'ВСЕГДА ЛИ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК СРЕДСТВО ИЛИ СТАНЕТ ЦЕЛЬЮ?'

ВСЕГДА ЛИ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК СРЕДСТВО ИЛИ СТАНЕТ ЦЕЛЬЮ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
327
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / СРЕДСТВО / КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ПРИНЦИП НРАВСТВЕННОСТИ / КОММОДИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Газизова Ралина Ниязовна, Семенчук Анастасия Олеговна

Ценности обуславливают наши решения, действия и взгляды, затрагивая всё в нашей жизни. Любая деятельность человека всегда направлена на достижение результата. Он или своими силами достигает его или прибегает к помощи других посредством управления. Поэтому, взаимосвязь между людьми можно классифицировать на два рода отношений: когда человека считают целью и когда рассматривают его как способ её достижения. В настоящий момент трудно дать точный ответ на вопрос: «Кем же является человек: целью или средством?» Безусловно, цель - это одна из основ жизни, поддерживающая динамику мира. На протяжении всего жизненного пути у человека можно наблюдать разнообразные цели, добиться которых не всегда удается, из-за чего увеличивается их ценность. Цели заставляют прибегать к различным формам действия, которые временами носят как положительный характер, так и отрицательный. В этой статье мы исследуем проблему - "Всегда ли человек будет средством или станет целью?" При исследовании проблемы мы будем опираться на труды И. Канта и ссылаться на примеры из истории и литературы, и попробуем доказать ее актуальность в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILL MAN ALWAYS BE REGARDED AS A MEANS OR WILL HE BECOME GOAL?

Values guide our decisions, actions and attitudes, affecting everything in our lives. Any human activity is always aimed at achieving a result. He either achieves it on his own or resorts to the help of others through management. Therefore, the relationship between people can be classified into two types of relationships: when a person is considered a goal and when they are considered as a way to achieve it. At the moment it is difficult to give an exact answer to the question: “Who is a person: an end or a means?”. Of course, the goal is one of the foundations of life, supporting the dynamics of the world. Throughout the life path, a person can observe a variety of goals, which are not always achieved, which increases their value. Goals force us to resort to various forms of action, which at times are both positive and negative. In this article we explore the problem - "Will a person always be a means or will he become an end?". When studying the problem, we will rely on the works of I. Kant and refer to examples from history and literature, and try to prove its relevance in the modern world.

Текст научной работы на тему «ВСЕГДА ЛИ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК СРЕДСТВО ИЛИ СТАНЕТ ЦЕЛЬЮ?»

Всегда ли человек будет рассматриваться как средство или станет целью? Will man always be regarded as a means or will he become goal?

Газизова Ралина Ниязовна

Студент 2 курса Факультет Теплоэнергетика и теплотехника Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Красносельская, 51 e-mail: gazizova.ralina777@mail.ru

Gazizova Ralina Niyazovna

Student 2 term

Faculty of Thermal power engineering and heat engineering Kazan State Power Engineering University Kazan, Krasnoselskaya, 51 e-mail: gazizova.ralina777@mail.ru

Семенчук Анастасия Олеговна

Студент 2 курса Факультет Теплоэнергетика и теплотехника Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Красносельская, 51 e-mail: anastasiasemenchuk796@gmail.com

Semenchuk Anastasia Olegovna

Student 2 term

Faculty of Thermal power engineering and heat engineering Kazan State Power Engineering University Kazan, Krasnoselskaya, 51 e-mail: anastasiasemenchuk796@gmail.com

Научный руководитель: Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и медиакоммуникации Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Красносельская, 51

Scientific adviser: Fakhrudinova Elmira Restamovna

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Media

Communication Kazan State Power Engineering University Kazan, Krasnoselskaya, 51

Аннотация.

Ценности обуславливают наши решения, действия и взгляды, затрагивая всё в нашей жизни. Любая деятельность человека всегда направлена на достижение результата. Он или своими силами достигает его или прибегает к помощи других посредством управления. Поэтому, взаимосвязь между людьми можно классифицировать на два рода отношений: когда человека считают целью и когда рассматривают его как способ её достижения. В настоящий момент трудно дать точный ответ на вопрос: «Кем же является человек: целью или средством?» Безусловно, цель - это одна из основ жизни, поддерживающая динамику мира. На протяжении всего жизненного пути у человека можно наблюдать разнообразные цели, добиться которых не всегда удается, из-за чего увеличивается их ценность. Цели заставляют прибегать к различным формам действия, которые временами носят как положительный характер, так и отрицательный. В этой статье мы исследуем проблему - "Всегда ли человек будет средством или станет целью?" При исследовании проблемы мы будем опираться на труды И. Канта и ссылаться на примеры из истории и литературы, и попробуем доказать ее актуальность в современном мире.

Annotation.

Values guide our decisions, actions and attitudes, affecting everything in our lives. Any human activity is always aimed at achieving a result. He either achieves it on his own or resorts to the help of others through management. Therefore, the relationship between people can be classified into two types of relationships: when a person is considered

a goal and when they are considered as a way to achieve it. At the moment it is difficult to give an exact answer to the question: "Who is a person: an end or a means?". Of course, the goal is one of the foundations of life, supporting the dynamics of the world. Throughout the life path, a person can observe a variety of goals, which are not always achieved, which increases their value. Goals force us to resort to various forms of action, which at times are both positive and negative. In this article we explore the problem - "Will a person always be a means or will he become an end?". When studying the problem, we will rely on the works of I. Kant and refer to examples from history and literature, and try to prove its relevance in the modern world.

Ключевые слова: цель, средство, категорический императив, принцип нравственности, коммодификация.

Key words: goal, means, categorical imperative, principle of morality, commodification.

«Цель может оправдывать средства до тех пор, пока существует нечто, оправдывающее цель».

Лев Троцкий, 1938.

Рассмотрим проблему с теоретической точки зрения. Для этого разберем, в чем же радикальное отличие этих двух понятий: «цель» и «средство». Цель - это идеальное мысленное стремление, конечный результат осуществления желаний, которого человек пытается достичь. Она является и материальным и духовным продуктом, возникает либо внутренним порывом, либо откликом внешних факторов. А результатом считается итог определенных действий. Средство же - это метод, который использует человек для достижения целей. Из вышесказанного очевидно, что цель имеет преимущество перед средствами и является тем, к чему не стоит относиться с пренебрежением. Средства же расцениваются как расходный материал, который оказывается ненужным, после того, как сыграл свою роль. С точки зрения морали можно предположить, что есть средства, польза от которых не нарушает этические нормы и принципы справедливости, но в то же время не следует исключать использование средств, способных вызвать негативное отношение, попирающее достоинства и честь людей.

Рассматривая человека, как цель или средство, многие философы строили свои теории, тем самым приходили к вопросам бытия, этики и философии в целом [10]. Иммануил Кант сформулировал тезис, где предоставил свое суждение на эту тему. Он утверждал, что человек должен быть всегда целью, а не средством, чем показал свои нравственные и моральные позиции. Его принцип объясняет классическую концепцию добродетели. Данный ориентир направлен в сторону человечности и морали, в которых нет места корыстной и агрессивной капиталистической составляющей. Действительно, человек, выбирающий достойную цель, предвосхищаемый результат, улучшает не только качество своей жизни, но и приносит пользу человечеству. Потому как индивид, обладающий критериями достоинства и оснащающий себе самостоятельное обеспечение качеств, находит себе пример для подражания и авторитет, чтобы установить качественный и эталонный образ жизни. Знаменитая фраза Конфуция - «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить» [1] - прекрасно передает смысл того, что нужно самому развивать свои таланты и улучшать свои способности. Но для этого необходимо иметь идеал человека, способного мотивировать нас, то есть цель.

Американский философ Роберт Нозик на основе аргумента И. Канта о том, что индивид всегда должен рассматриваться не как средство для достижения цели, а как «цель в себе», приходит к выводу о свойственном человеку праве распоряжения своей личной жизнью, и, как следствие, применения собственных талантов в своих личных интересах [3]. В первую очередь, следует учитывать, что отношение к человеку как к цели может рассматриваться многовариантно. Формально это суждение можно описать так: «личность, сохраняя, способность взвешивать свое текущее состояние, продумывать ход последующих действий, ставит цели, и пытается следовать этим целям». Например, если рабочему необходимо трудиться на заводе, чтобы обеспечить

свою семью всем необходимым, то формально никто не воспринимает его как средство, так как с ним заключен официально трудовой договор. А это значит, что человек вправе сменить род своей деятельности, когда ему вздумается.

В философской литературе встречаются такие личности, которые были другого мнения. В пример можно привести суждение из знаменитого романа Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра": «Человек - это то, что должно быть преодолено, человек - это не цель, а средство» [4]. Это дает нам общую картину понимания того, что Ницше был опплнентом Канта и давал совершенно иную точку зрения, говоря о том, что альтруизм приводит человека к концу. К словам Ницше можно привести довольно известный пример олигархического семейства Медичи, представители которых прибегали к всевозможным уловкам, в том числе пользовались недовольством народа над знатью, и захватывали власть в свои руки. Верные шаги на пути к власти предусматривали применение неординарных и порой радикальных мер: использование людей как средство к существованию позволяло держать крупнейшие банки в Центральной Европе, а также продвигаться в политике. Однако, упадок влияния правителей линии Медичи не заставил себя долго ждать. Огромные финансовые дела были переданы в руки фавориту Джулиано Дарни, тем самым династия потеряла свое могущество и больше не занимала ведущее положение [5]. Таким образом, владение различными искусствами, связанными с экономической и политической составляющими, позволили достичь поставленных целей.

Безусловно, в философии уже давно сформировалось мнение, что если индивид является средством, то целью оказывается материальная выгода. За этой позицией стоит своего рода дарвинизм, направление которого обуславливает человека единственным существом, выделяющим себя из окружающего мира движущегося не только по принципу выживания. Ницше же утверждал, что человек давно научился адаптировать окружающую среду под себя так, чтобы обеспечить психологическую и физиологическую защищенность от неблагоприятных факторов, порождающих дефицит, голод и болезни, в отличие от животных, главной целью жизни которых является борьба за существование. Иными словами, дефицит на данный момент не является главной проблемой людей, поэтому подобные конфликтные ситуации за право обладать какими-либо резервами в современном мире мы наблюдаем лишь изредка. Следовательно, если принять в расчет то, что человек вовсе не подчиняется принципу дарвинизма и выживания, то уже по-другому выглядит высказывание Ницше о том, что человек является средством. Так как возможно, что есть другие существа кроме человека, не подвергающиеся утилитарной выгоде.

Следовательно, мы приходим к выводу, что в современном мире человек не всегда рассматривает другого как средство для достижения материальных благ.

Рассматривая философию Ницше, можно полагать, что один человек в его понимании использует другого в реализации своих замыслов. В романе "Герой нашего времени" Григорий Печорин в одной из своих поездок встречает контрабандистов, которые используют труд слепого четырнадцатилетнего мальчика для перевозки "богатых товаров" через пролив. Однако страх за арест, приводит к тому, что лодочник и девушка навсегда покидают местность, оставив мальчика одного. Герой романа оказывается лишь средством для незаконного перемещения товаров через границу. Роль мальчика исчезает, когда интересы контрабандистов не пересекаются с интересами слепого [6]. Вдобавок можно привести в пример Италию в период Первой мировой: на начало войны она состояла в союзе с Германской империей и Австрией против Антанты и главным соперником видела Францию, но после начала войны вместо выполнения своего союзнического долга начала подлый и открытый торг с обеими сторонами конфликта. Получив более выгодные предложения от Антанты, спокойно отвернулась от союзников [7].

Для многих категорический императив Иммануила Канта является приоритетным. Внимательно вчитавшись в его слова: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [2, с 270], стоит добавить, что он не был полным сторонником идеи «Человек - есть цель». С позиций нравственности, разумеется, необходимо принимать человека как цель, однако немецкий философ допускает отношение к нему как к средству, на что указывает уточнение с помощью слова «только».

В современном мире отношения между людьми порой основываются на взаимной выгоде, тем самым подчеркивается положительная черта утверждения "Человек - это средство". Наглядным примером таких отношения могут являться клиенты общепита. Они пользуются услугами официанта, как обслуживающего персонала, а взамен первые выплачивают им чаевые. При каких условиях использование другого неправильно? Философы, начиная с Канта, пытались ответить на этот вопрос.

Отношение к человеку как к чему-то особенному и вдохновляющему невероятно важно для успешной коммуникации. А потребительское и эгоистичное пользование людьми как средством разрушают ее и порождают боль и страдания. Модель неправомерного и совершенно неэтического использования человека в своих эгоистичных целях хорошо представлена у нацистской Германии, которая проводила медицинские опыты над людьми [8]. Различные эксперименты, разработанные для помощи немецким военнослужащим, а также для проверки подтверждения расовой теории являются с точки зрения Нюрнбергского кодекса неэтическими и аморальными. Поэтому запрещено использовать другого человека в медицинских опытах, предполагающих возможную смерть или ущерб здоровью, способный превратить испытуемого в инвалида, что актуально и на данный момент.

К несчастью, поменять отношение к человеку полностью невозможно в социальной системе, сформированной на частной собственности, устройство которого предполагает конкуренцию, поддерживающую индивидуализм, где акцентируют внимание на закреплении за собой имущества. Частная собственность становится основой эксплуатации человека человеком и объективно фиксирует отношение к человеку как средству. Решение данной проблемы, по нашему мнению, обнаруживается на пути к социализму, где доминирует общественная собственность. Именно там мы наблюдаем коллективный гуманизм и сосредоточенность человека на цели, а не на средстве его реализации и не на рычаге его влияния.

Иммануил Кант придерживается принципа нравственности и порицает неправомерные действия, создающие моральный вред, когда человека используют в виде средства. Использование человека как вещь на пути к чему-либо в современном мире тесно связано с понятием коммодификации. Данная социологическая концепция придает человеческой деятельности черты товарной стоимости, поэтому любой объект становится автоматически экономической ценностью, а само тело ресурсом для инвестиций. Этот процесс чаще всего подвергают критике, так как в результате можно заметить преобразование личности, как товара или услуги. Однако можно ли считать, что все подобные действия неправильны? Существенно, человек, как продукт попадает на коммерческий рынок, тем самым может быть заменен иными объектами. Появляется жесткая ценовая конкуренция. Примеры превращения человека в товар имеют, как и негативный окрас, так и позитивный. В частности, эксплуатация человеческого труда в принудительных и недобровольных целях, проведение торговли человеческих органов носит отрицательный характер. Несмотря на это, использование услуг суррогатного материнства чаще всего подкрепляется юридическим соглашением обеих сторон, поэтому имеет положительную оценку.

И. Кант предоставляет несколько формулировок категорического императива, где одной из них выступает «формула человечества». Она рекомендует нам не относиться друг к другу, как к способу действий

для достижений чего-либо. А поставить личность на ступень, в первую очередь, с понятием «цель». Это способствует самосовершенствованию наших физиологических и моральных качеств, формирует работу над собой и позволяет развивать себя как личность. Уважение занимает важное место в системе ценностей Канта. Он был убежден, что все разумные существа имеют достоинство, с которым необходимо считаться. Подлинное уважение к индивиду - это основа нравственности, морали и права [9]. Руководствование моральными принципами улучшает не только нашу жизнь, но и всех вокруг. Но в современных реалиях это практически невозможно, так как в природе человека существуют такие отрицательные качества, как эгоизм, жадность, нарциссизм, излишняя самоуверенность... Исходя из этого, единственным разумным методом улучшения мира является совершенствование самого себя.

В ходе исследования данной проблемы мы также провели опрос среди студентов нашего ВУЗа. На вопрос - "По вашему мнению, человек является средством или целью?" приблизительно 95% человек ответило, что, по их мнению, человек является средством достижения цели и всего около 5% ответило, что для них человек - это цель.

В заключение, проведя анализ научных трудов известных философов и авторов литературных произведений, исторических аспектов и социологического опроса среди студентов нашего ВУЗа, мы пришли к выводу, что к каждому человеку следует относиться с эмпатией. Чаще всего в наше время человек используется как средство, и как бы жестоко это не звучало, человечество не сможет полностью отвернуться от принципа использования человека как способа получения задуманного, поскольку не всегда эти действия приобретают отрицательную окраску. Отвечая на поставленный нами вопрос в начале нашей работы, мы пришли к выводу, что проблема всегда будет актуальна, поскольку использовать человека как средство - выгодно, однако, нам необходимо прислушаться к словам И. Канта о том, что человек есть цель и сделать вывод о том, что выбор есть всегда: либо индивид извлекает пользу, либо возводит человека на пьедестал и проводит работу над собой, совершенствуя свои личностные качества.

Список используемой литературы:

1. Кривцов В. А. (пер.) Лунь Юй. Древнекитайская философия // Кривцов А. А. Собрание текстов: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. 363 с.

2. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. - 743 с.

3. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. / Роберт Нозик; пер. с англ. Б. Пине- кера под ред. Ю. Кузнецова и А. Курлева. М.: ИРИСЭН, 2008. - 424 с.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Пер. с нем. - Ю.Антоновский. СПб: Азбука-классика, 2004. - 340

с.

5. Алебастрова, А.А. Медичи. Великие правители и великие авантюристы / А.А. Алебастрова. - М.: Феникс, 2011. - 224 с.

6. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Бурятское книжное издательство - Москва, 2006. - 160 с.

7. Баиов А.К. Первая Мировая война 1914-1918 гг . / А.К. Баиов. - М.: РИСИ, 2015. - 408 с.

8. Пахалюк К., Терушкин Л. Собибор. Взгляд по обе стороны колючей проволоки. - М.: Яуза, 2018. -

416 с.

9. Белов В.Н., Фахрудинова Э.Р. И. Кант о религии, вере, боге и церкви. // Кантовский сборник. 2017. Т. 36. № 1. С. 30-40.

10. Фахрудинова Э.Р., Тетюев Л.И. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.