Научная статья на тему 'Вседозволенность: счастливое детство или искалеченная психика'

Вседозволенность: счастливое детство или искалеченная психика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1176
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ / EDUCATION / DEVELOPMENT / PERSONALITY / CONSISTENCY / PERMISSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тырышкина К. С.

Описано социальное воспитание, являющееся частью процесса социализации. Показано, что социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и является единым комплексным интегративным многофункциональным процессом. Он предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального становления и развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERMISSIVENESS: A HAPPY CHILDHOOD OR A CRIPPLED PSYCHE

The paper considers social education, which is part of the process of socialization. It is shown that social education is inextricably connected with training, education, psychological preparation of the individual, self-education and is a single complex integrative multifunctional process. It involves the use of the entire available arsenal of pedagogical tools and capabilities for moral, social formation and development of the individual.

Текст научной работы на тему «Вседозволенность: счастливое детство или искалеченная психика»

УДК 1174.37.37.01

ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ: СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО ИЛИ ИСКАЛЕЧЕННАЯ ПСИХИКА

К. С. Тырышкина

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Описано социальное воспитание, являющееся частью процесса социализации. Показано, что социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и является единым комплексным интегративным многофункциональным процессом. Он предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального становления и развития личности.

Ключевые слова: воспитание, развитие, личность, последовательность, вседозволенность.

PERMISSIVENESS: A HAPPY CHILDHOOD OR A CRIPPLED PSYCHE K. S. Tyryshkina

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The paper considers social education, which is part of the process of socialization. It is shown that social education is inextricably connected with training, education, psychological preparation of the individual, self-education and is a single complex integrative multifunctional process. It involves the use of the entire available arsenal of pedagogical tools and capabilities for moral, social formation and development of the individual.

Keywords: education, development, personality, consistency, permissiveness.

Введение. Родители, как правило, стремятся вырастить счастливого, успешного, уверенного в себе и целеустремленного ребенка. Однако, как воспитать яркую личность с правильной жизненной позицией, способной справится с любыми обстоятельствами и проблемами в будущем, подавляющее большинство не понимает и не имеет готового ответа. Как воспитывать свое любимое чадо? Как не наделать непростительных ошибок? Где найти ответ? Какую читать литературу?

На сегодняшний день существует множество разных по сложности и восприятию, порою кардинально противоположных педагогических методик. Это усложняет непростой выбор родителей в вопросе воспитания малыша.

Нередко мамы и папы опираются на опыт собственных родителей. Чаще всего работают два правила — «делаю так же, как и мои родители» или от обратного — «только не так, как они». Таким образом, найти правильный метод воспитания своего ребенка — непростая задача.Отправляясь в длительный путь воспитания ребенка, важно быть последовательным, постоянным, терпеливым, вежливым, тактичным, активным и неравнодушным родителем. Важно суметь найти золотую середину, избегая двух крайностей — вседозволенности и авторитаризма [1].

Именно на первой опасности хочется остановиться.

Что такое вседозволенность, чем она опасна и как ее избежать?Как она проявляется в жизни ребенка сегодня и чем грозит в будущем?

Причин возникновения вседозволенности много, они весьма разнообразны. Наиболее очевидные из них:

— страх подавления детской личности жесткими рамками;

— слепая родительская любовь;

— отсутствие последовательности и непостоянство;

— услужливость и подкуп ребенка;

— отсутствие внимания к ребенку [2].

Практически каждый современный человек слышал о том, что жесткие рамки и неоправданный прессинг подавляют волю ребенка. Это мешает полноценному формированию личности и развитию способностей.Опасения многих родителей вполне оправданы — страшно перегнуть палку и вырастить безвольного, забитого, неспособного к принятию самостоятельных решений человека.

Нередко страхи родителейподавитьребенка дополняются избытком слепой родительской любви, что еще сильнее усугубляет ситуацию. С чем можно сравнить такую любовь? Зло это или благо?

Родители, слепо любящие свое чадо, делают его центром Вселенной, предметом безграничного обожания, кумиром, не отдавая себе отчета, какими бедами может обернуться такое воспитание и для них, и для самого ребенка в дальнейшей жизни. Чаще всего такие родители наделяют своих детей какими-нибудь удивительными способностями и талантами, даже если таковых нет и в помине. Они могут искренне недоумевать, почему другие люди не видят эти дарования, отстаивать, доказывать, добиваться, чтобы их ребенка заметили, приняли и удостоили.

Конечно же, каждый ребенок талантлив, в каждом маленьком человеке есть что -то свое, особенное, дарованное только ему. Чрезвычайно важноразглядеть такое дарование, помочь ему сформироваться и вырваться наружу. Нет бездарных детей, есть равнодушные и невнимательные взрослые. Однако, чтобы любому таланту реализоваться, нужно научить ребенка еще и много трудиться. Как раз стремления трудиться, способности к дисциплине детям в условиях вседозволенности,катастрофически не достает, даже при наличии яркого дарования [3].

Хочется остановиться на некоторых случаях из педагогической практики.

Дима С. выпускник детского сада, очень талантливый ребенок, обладающий красивым, сильный голосом, необычайно артистичный мальчик. Родители, а также бабушка с дедушкой, обожают Диму, предугадывают каждое его желание, готовы делать что угодно, чтобы мальчик был доволен и счастлив. Онисловно не замечают, что давно уже на побегушкаху малолетнего тирана-эгоиста. Если Дима чего-то не хочет делать, он театрально закатывает глаза, поднося руку к голове, или демонстративно отворачивается, складывая руки на груди. «Артист!» — умиленно говорит дедушка.«Артист!» — вторят ему мама и папа.«Талант!» — восклицает бабушка. Мальчик, абсолютно уверенный в собственной исключительности и гениальности, ведет себя соответственно, не признавая никаких авторитетов, не придерживаясь каких-либо правил и рамок. Обладая хорошими вокальными данными, ребенок часто принимает участие в различных детских концертах, утренниках и других мероприятиях. Однако не приученный трудиться, упорно чего-то добиваться, Дима нередко получает замечания по поводу исполнения песен, что приводит мальчика в неистовство. Он может злиться, кричать, и, как результат, демонстративно отказаться от выступления, застыв в гордом ожидании, когда все начнут извиняться иуговаривать его спеть. Подобное поведение «звезды» неизбежно сказывается на отношении к ребенку, постепенно предложений Диме становится все меньше, хотя мальчик действительно очень талантлив.

Другой примерпрямая противоположность первому.

Соня М. вместе с другими ребятами из подготовительной группы готовилась к выпускному утреннику в детском саду. Девочка уже несколько лет занималась в школе современного танца.Свой сольный танецСоня исполняла безупречно, на репетициях все были в восторге, но еще

больший восторг и уважение вызывала сама девочка, ее трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. Каждый раз, заканчивая номер,Соня с неподдельныминтересом спрашивала воспитателей — все ли красиво, есть ли у них замечания, что им не понравилось, нужно ли над чем-то еще поработать?

Соня — добрая, воспитанная, дисциплинированная, вежливая, деликатная девочка, с большим уважением относящаяся к другим людям, независимо от их возраста и статуса. Безусловно, девочка очень талантлива, но ее научили правильно относиться к своему дару, объяснив, что талант — это в первую очередь большая ответственность. Живет Соня с мамой и бабушкой, и эти две самые дорогие девочке женщины сумели найти правильный, сбалансированный подход ввоспитании личностиребенка.

Следующая проблема, приводящая к вседозволенности,— это непоследовательность и непостоянство родителейв процессе воспитания.Как правило, к такому способу воспитания прибегаютродители, желающие как можно быстрее отделаться от ребенка и его потребностей без лишних эмоций. «Сегодня пусть делает то, что хочет, воспитывать буду завтра».«Хочет прыгать вкровати— пусть, раз ему так нравится».«Хочет целый день играть в планшете — пусть, только бы не устраивал истерик, в следующий раз объясню, что это плохо».Если ребенок устроил истерику в магазине из-за понравившейся новой игрушки — «Мне проще купить эту игрушку, чем слышать его крики».Днями позже мама ужене позволяет прыгать в кровати и не дает планшет, тащит из магазина, не выполнив требования. Это вызывает полнейшее непонимание у ребенка — почему вчера было можно, а сегодня нельзя?

Так, день за днем, родители то требуют от ребенка выполнения правил, то пускают все на самотек, откладывая воспитание до лучших времен, получая в итогенеприученных к порядку, неуправляемых детей, сладить с которыми совсем непросто. Отсутствие системы в поведении родителей неизбежно влечет за собой отсутствие разумных рамок и правил в поведении ребенка[4].

Зачастую проблема отсутствия последовательности и непостоянство в процессевоспитания усугубляется еще одной гранью, также приводящей к вседозволенности — это отсутствие внимания к ребенку, его проблемам и интересам. Ситуация, при которой родители предпочитают заниматься чем угодно, только не собственным ребенком, не просто серьезна, она опасна и предсказуема. Ребенок, лишенный внимания и заботы в семье, обязательно станет искать тепла и понимания где-то в других местах. Куда приведут такие поиски догадаться нетрудно, вряд ли это будет хорошая компания. Не получив достойного воспитания в семье, неподготовленныйребенок быстро восполнит духовный вакуум не лучшими понятиями о жизни и может приобрести дурные манеры и привычки.

В соответствии с затронутой темой приведем пример, говорить и писать о котором особенно тяжело.

Алина П. воспитывалась молодыми родителями, которым было мало дела до собственной дочери. Они занимались своей жизнью и постоянным выяснением отношений. В трехлетнем возрасте девочкапоступила в детский сад.Худенький, взъерошенный, неухоженный ребенок, абсолютно не умеющий общаться ни с ровесниками, ни со взрослыми. Даже самым простым бытовым вещам Алину научили воспитатели — удевочки были смутные представления о том, как надо есть, спать, играть и т.д. Но если держать ложку правильно, снимать обувь, ложась в кроватку, девочку можно было научить, то мирно играть с другими детьми, быть вежливой, миролюбивой никак не удавалось. Немало внимания уделялось педагогами детского сада Алине, но толку не было.Работа с родителями девочки имела прямо противоположный желаемому результат. Чем старше, тем жесточестановилась Алина. Любимым ее занятием в детском саду

было высмеивание детей по всякому поводу — кто, что и как сказал, как сделал, кто и в чем пришел. Вутренниках и праздниках в детском саду Алина предпочитала не участвовать, девочка сидела на стульчике, иногда рядом с мамой, громко высмеивала других детей,бесцеремонно указываяпальцем.

В школе картина стала еще более неприглядной, из дома девочка стала частенько пропадать, появились дурные привычки, нашлась подходящая компания. До неузнаваемости изменился внешний вид девочки, а поведение сталодонельзя вызывающим.Сегодня Алина — жестокий, озлобленный на весь мир подросток. Все могло быть иначе, получи девочка в свое время сполна любви и внимания родителей, хотя она и сейчас этого не получает.

Хочется затронуть еще один аспект. Верныйпуть к вседозволенности — это излишняяуслужливость родителейи подкуп ребенка.

Так случается, что в погоне за благосклонностью ребенка родители теряют грань разумного, пытаясь купить благорасположение своего чада, совершенно не озадачиваясь, к чему могут привести подобные методы воспитания. Тем не менее, результат давно известен, и он весьма непригляден — так воспитываются манипуляторы. Ребенок быстро осознает свое положение в семье, свою силу и власть над услужливыми родителями и в полной мере используя эту власть, торгуется со взрослыми, извлекая выгоду. «Хотите, чтобы я сделал это —купите мне новую игрушку!» «Хотите, чтобы я в гостях вел себя хорошо, пойдемте кататься на карусели»

Чем взрослее становится ребенок, тем искуснее его торги, а измотанные родители как бы не старались угодить, уже утратили уважение маленького манипулятора.

Еще один пример. На фоне других детей в группе детского сада Лиза К. сразу выделялась своим поведением, вызывающим некоторое недоумение. Дело в том, что Лиза воспитывалась в своей семье как принцесса, ей во всем потакали, услуживали, не перечили, ее одевали, обували, все подавали по первому требованию. Сама Лиза ничего делать не хотела и не умела. Придя в детский сад, девочка вдруг обнаружила, что здесь в пять лет дети всё умеют делать сами, и это привело ее в ужас. В ужас это привело и её родителей и бабушек: «Как, она должна сама надевать платье?»,«Сама мыть руки?», «Лиза не может! Она не должна! Лиза такая беззащитная!» и т.д.

В этой семье в отношении ребенка царили всеобъемлющая слепая любовь и обожание.Родственники пребывали в постоянном состязанииза внимание и благорасположение Лизы, в ход шли любые средства, в том числе и подкуп.«Мама, если ты мне не купишь ту красивую куклу, я на выходные уеду к бабушке Наде», «Если ты мне не дашь, я обижусь!», «Если я не поеду, больше не звони!», «Если я не получу, то...». Родственники старались, только бы Лиза была довольна, все дела, проблемы, в том числе и со здоровьем,отходили на второй план.

Лиза, превосходно освоив искусство манипуляции, не стала останавливатьсяна достигнутом, следующим ее шагом стало оттачиваниетехники шантажа.«Если Вы не позволите мне это делать, я скажу маме, что Вы кричали на меня»— огорошила однаждыдевочка воспитателя. Дальше — больше: «Не хочу рисовать! Не хочу заниматься! Будете меня заставлять, скажу маме, что Вы меня оскорбляли!». Воспитателям пришлось говорить с мамой об этой неприятной, но очень опасной проблеме. Реакция мамы озадачила педагогов: «Вы что не понимаете, Лиза — тонкая, творческая натура, с ней надо очень деликатно! Неужели вам так трудно с ней соглашаться и не перечить ей?»

Как объяснить маме, абсолютно нежелающей слышать правды о своем ребенке, что из такой «тонкой творческой натуры» может вырасти настоящее чудовище, жестокое и бездушное существо, не способное ни любить, ни сострадать.

Политика вседозволенности в процессе воспитания детейочень опасна, и результаты еенеизбежно будутплачевны — неконтролируемый ребенок, талантливый манипулятор, эгоист и

тиран,не способный уважать других людей, считатьсяс чужим мнением, не признающий никаких авторитетов.

Как же воспитывать ребенка, как нащупать эту невидимую тонкую грань, которую нельзя преступать?

Ответ на этотчрезвычайно сложный и важный вопрос каждый родитель должен найти и прочувствовать сам.

Начать, скорее всего, необходимо с себя, задуматься и проанализировать свое поведение, привычки и пристрастия, все, что будет иметь влияние на ребенка помимо воли родителей. Необходимо проявить терпение, постараться найтии установитьзолотую середину междунеобоснованными, непонятными ребенку запретами и разумными рамками и правилами поведения. Важно не перепутать естественную родительскую любовь и заботу с безумным поклонением и слепым обожанием. Нужно дать ребенку ощущение постоянной защиты, но воспитать в нем чувство личной ответственности за свои поступки. Важно объяснить малышу, что любое действие имеет последствие, любое дело —результат.

Необходимо быть последовательным в воспитании. Если правила установлены, они должны соблюдаться всегда, а не от случая к случаю. Важно подавать пример самому и научить последовательности ребенка. Это может касаться и самого простого — мыть руки перед едой, убирать игрушки после игры, и более сложных вещей — быть вежливым, не перебивать старших, уважать окружающих, не брать чужого, не лгать и т.д.Будьте тверды в своих действиях и решениях, не торгуйтесь с ребенком, не позволяйте собой помыкать, но не допускайте жестокости никогда и ни в каком виде.

Надо приучить своего малыша трудиться и получать от своего труда радость.Научитеего уважать себя иуважать других, независимо от возраста, статуса и национальности, учите считаться с чужим мнением, учите состраданию и милосердию,

Не творите кумира из своего ребенка, слепая родительская любовь и безграничное обожание безжалостно уродуют детскую личность. Придет время, и инфант окажется за пределами родительской гиперопеки, тогда ему, абсолютно не подготовленному, придется столкнуться с реальностью, где люди живут по другим правилам, и не горят желанием становиться его подданными.

Заключение. Любовь и вседозволенность — плохо совместимые, скорее даже, взаимоисключающие понятия. Основой отношений родителей с ребенком является любовь — взаимная, безграничная и безусловная, но не слепая. Важно воспитывать своих детей с открытыми глазами.

Библиографический список

1. Борисова, Л. В. Семья как основа становления личности // Актуальные задачи педагогики : мат-лы V междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5359/ (дата обращения : 06.01.2020).

2. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения. 2 том // А. С. Макаренко. — Москва : Педагогика, 1986.— 689 с.

3. Белинский, В. Г.Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский; под ред. Е. Н. Медынского.— Москва : Педагогика. —2008.— 310 с.

4. Дубинин, Н. П. Семейное воспитание ребенка иего значение / Н. П. Дубинин. — Москва : Просвещение, 2011.— 208 с.

Об авторе:

Тырышкина Ксения Сергеевна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Лазорики» (347386, РФ, г. Волгодонск, ул. Гагарина, 91), студент Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ksyu.tyryshkina.93@mail.ru

Author:

Tyryshkina Kseniya Sergeevna, senior teacher, Municipal Budget Preschool Educational Institution Kindergarten "Lazoriki" (347386, Russian Federation, Volgodonsk, Gagarin street 91), student, Don State Technical University (344000, Russian Federation, Rostov-on-Don, Gagarin sq. 1), ksyu.tyryshkina.93@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.