Научная статья на тему '«ВСЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ»: ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

«ВСЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ»: ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
589
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ФОРМЫ КАПИТАЛА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / DISABILITY / PROFESSIONAL SPORTS / ATHLETES WITH DISABILITIES / FORMS OF CAPITAL / SPATIAL MOBILITY / SOCIAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коржук С. В., Коротких Э. В.

Люди с инвалидностью - социальная группа, подверженная повышенному риску бедности и социальной эксклюзии, что актуализирует изучение способов их интеграции в общество. Целью данного исследования было выявить возможности осуществления социальной мобильности и повышения пространственной подвижности людьми с инвалидностью через профессиональный спорт. Информационную базу исследования составили восемь биографических интервью с профессиональными спортсменами, имеющими серьезные нарушения здоровья. В статье описывается, как начиналась карьера спортсменов с инвалидностью, что их мотивировало и на чью поддержку они опирались, каких результатов в спорте достигли к настоящему моменту и с какими сложностями столкнулись, а также как изменялись различные виды капитала и пространственная подвижность спортсменов по мере развития их спортивной карьеры. Результаты исследования свидетельствуют, что спорт высших достижений способствовал профессиональной реализации, улучшению материального положения, расширению сети социальных контактов, развитию ценных для спортивной карьеры и жизни в целом навыков и жизненных установок - то есть накоплению экономического, социального и культурного капитала спортсменами с инвалидностью. Кроме того, спорт стал стимулом и способом повысить пространственную подвижность спортсменов, что позитивно сказалось на их возможностях социального участия. Качественные изменения в жизни спортсменов, произошедшие благодаря большому спорту, показывают, что информанты повысили свой социальный статус и осуществили восходящую социальную мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“OUR ONLY LIMITATIONS ARE THOSE WE SET UP IN OUR OWN MINDS”: EXPERIENCES OF ATHLETES WITH DISABILITIES

People with disabilities are a social group highly exposed to risks of poverty and social exclusion. The present study aims to identify the opportunities for social and spatial mobility of the disabled people through professional sport. The study is based on eight biographical interviews with professional athletes with serious health issues. The article describes how the career of the disabled athletes started, what they were driven by, whose support they relied on, what they have achieved in sport so far, what difficulties they were facing, as well as how different types of capital and spatial mobility of the athletes were changing over time throughout their careers. Results suggest that high performance sport has contributed to athletes’ professional realization, helped them to improve financial situation, to expand the network, to develop vital life skills and attitudes, i.e. it enabled the disabled athletes to accumulate economic, social and cultural capital. Besides that, sport has become a stimulus and a way to increase athlete spatial mobility which has had a positive impact on athletes’ opportunities for social participation. Sport-induced qualitative changes in the athlete’s life helped the athletes to improve their social status and facilitated upward social mobility.

Текст научной работы на тему ««ВСЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ»: ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.1271

С. В. Коржук, Э. В. Коротких

«ВСЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ»: ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Правильная ссылка на статью:

Коржук С. В., Коротких Э. В. «Все ограничения в нашей голове»: опыт профессиональных спортсменов с инвалидностью//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 517—539. https://doi.org/10.14515/monitoring. 2020.5.1271. For citation:

Korzhuk S. V., Korotkikh E. V. (2020) "Our Only Limitations Are Those We Set up in Our Own Minds": Experiences of Athletes with Disabilities. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 517—539. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1271. (In Russ.)

«ВСЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ»: ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

КОРЖУК Софья Владимировна — кандидат социологических наук, научный сотрудник кафедры экономической социологии, департамент социологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

E-MAIL: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-8914-0138

КОРОТКИХ Эллина Вадимовна — бакалавр социологии, кафедра общей социологии, экономический факультет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия E-MAIL: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-7833-0534

Аннотация. Люди с инвалидностью — социальная группа, подверженная повышенному риску бедности и социальной эксклюзии, что актуализирует изучение способов их интеграции в общество. Целью данного исследования было выявить возможности осуществления социальной мобильности и повышения пространственной подвижности людьми с инвалидностью через профессиональный спорт. Информационную базу исследования составили восемь биографических интервью с профессиональными спортсменами, имеющими серьезные нарушения здоровья. В статье описывается, как начиналась карьера спортсменов с инвалидностью,что их мотивировало и на чью поддержку они опирались, каких результатов в спорте достигли к настоящему моменту и с какими

"OUR ONLY LIMITATIONS ARE THOSE WE SET UP IN OUR OWN MINDS": EXPERIENCES OF ATHLETES WITH DISABILITIES

Sofia V. KORZHUK 1 — Cand. Sci. (Soc.), Research Fellow at the Department of Economic Sociology, Faculty of Social Sciences, School of Sociology E-MAIL: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-8914-0138

Ellina V. KOROTKIKH2 — Bachelor of Sociology at the Chair of General Sociology of the Faculty of Economy E-MAIL: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-7833-0534

1 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

2 Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia

Abstract. People with disabilities are a social group highly exposed to risks of poverty and social exclusion. The present study aims to identify the opportunities for social and spatial mobility of the disabled people through professional sport. The study is based on eight biographical interviews with professional athletes with serious health issues. The article describes how the career of the disabled athletes started, what they were driven by, whose support they relied on, what they have achieved in sport so far, what difficulties they were facing, as well as how different types of capital and spatial mobility of the athletes were changing over time throughout their careers. Results suggest that high performance sport has contributed to athletes' professional realization, helped them to improve financial situation, to expand

сложностями столкнулись, а также как изменялись различные виды капитала и пространственная подвижность спортсменов по мере развития их спортивной карьеры. Результаты исследования свидетельствуют, что спорт высших достижений способствовал профессиональной реализации, улучшению материального положения, расширению сети социальных контактов, развитию ценных для спортивной карьеры и жизни в целом навыков и жизненных установок — то есть накоплению экономического, социального и культурного капитала спортсменами с инвалидностью. Кроме того, спорт стал стимулом и способом повысить пространственную подвижность спортсменов, что позитивно сказалось на их возможностях социального участия. Качественные изменения в жизни спортсменов, произошедшие благодаря большому спорту, показывают, что информанты повысили свой социальный статус и осуществили восходящую социальную мобильность.

the network, to develop vital life skills and attitudes, i.e. it enabled the disabled athletes to accumulate economic, social and cultural capital. Besides that, sport has become a stimulus and a way to increase athlete spatial mobility which has had a positive impact on athletes' opportunities for social participation. Sport-induced qualitative changes in the athlete's life helped the athletes to improve their social status and facilitated upward social mobility.

Ключевые слова: инвалидность, профессиональный спорт, спортсмены с инвалидностью, формы капитала, пространственная подвижность, социальная мобильность

Keywords: disability, professional sports, athletes with disabilities, forms of capital, spatial mobility, social mobility

В современной России 8 % населения — люди, имеющие официально подтвержденную инвалидность 1. Результаты всероссийского репрезентативного опроса, проведенного «Левада-центром» весной 2019 г., свидетельствуют, что проблема инвалидности касается практически каждой четвертой (23 %) семьи в нашей стране: в семьях 13% опрошенных есть взрослый человек с инвалидностью, в 3% — ребенок, 8% опрошенных сами имеют ограничения по здоровью [Караева, 2019b: 124]. Растущий объем эмпирических данных показывает, что люди с инвалидностью и их семьи с большей вероятностью находятся в более социально и экономически невыгодном положении, больше подвержены риску

1 Уровень инвалидизации в Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (дата обращения: 15.10.2020).

бедности и социальной эксклюзии, чем те, кто инвалидности не имеет [World Report on Disability, 2011].

После вступления в силу Конвенции ООН о правах инвалидов в 2008 г. инвалидность все чаще понимается как проблема прав человека [там же] или социальная проблема, ответственность за которую возложена на общество,—а не как индивидуальные трудности, с которыми люди должны научиться справляться самостоятельно [Tregaskis, 2004]. Государства—участники Конвенции обязуются обеспечивать реализацию всех прав людей с инвалидностью и устранять или минимизировать барьеры на пути их социальной интеграции. На 2020 г. в Конвенции участвует 181 страна 2, в том числе Россия (с 2012 г.).

За последние годы в России многое было сделано, чтобы люди с инвалидностью могли участвовать в жизни общества наравне с другими. Так, с 2011 г. реализуется программа «Доступная среда» по созданию безбарьерной среды и повышению качества жизни людей с инвалидностью. В законы об образовании, социальной защите и социальном обслуживании и множество других законов внесены коррективы, направленные на снижение неравенства между людьми с инвалидностью и без. Создана правовая основа для пресечения дискриминации по признаку инвалидности и т. д. [Инвалидность и социальное положение..., 2017: 12—13]. Однако, как показывают официальная статистика и многочисленные исследования, неравенство по признаку инвалидности пока не снято с повестки дня.

Люди с инвалидностью, как правило, имеют более низкий уровень образования, и основные различия обнаруживаются в наличии высшего образования — в 2019 г. оно было у каждого шестого взрослого человека с инвалидностью, тогда как среди людей без ограничений по здоровью высшее образование получил каждый четвертый [Караева, 2019a: 5]. Лишь около 12 % людей с инвалидностью в возрасте от 15 до 72 лет официально трудоустроены, в то время как уровень занятости людей того же возраста без инвалидности достигает 65 % 3. Наличие неработающего человека с инвалидностью в семье может ограничивать реализацию трудового потенциала и других ее членов [Ненахова, 2018: 97]. Семья, в которой есть человек с инвалидностью, как правило, имеет более низкий среднедушевой доход и чаще более негативно оценивает свое материальное положение. Каждая четвертая семья, имеющая в составе человека с инвалидностью, указывает на отсутствие доступной среды в своем населенном пункте, препятствующее самостоятельному передвижению людей с инвалидностью [Караева, 2019a: 6—9]. Барьеры окружающей среды могут серьезно ограничивать права и возможности людей с инвалидностью [Ярская-Смирнова, Ярская-Смирнова, 2018: 167]. Сохраняется социальная дистанция между людьми с инвалидностью и без, хотя открытое негативное отношение к людям с инвалидностью встречается редко [Караева, 2019b: 130—133].

Масштаб описанных проблем делает актуальным поиск способов преодоления людьми с инвалидностью сохраняющихся социальных и физических барьеров,

2 Convention on the Rights of Persons with Disabilities. URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY& mtdsg_no=IV-15&chapter=4&clang=_en (дата обращения: 15.10.2020).

3 Уровень участия в рабочей силе, уровень занятости и уровень безработицы населения в возрасте 15—72 лет, имеющего инвалидность. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/tab4-7.htm (дата обращения: 15.10.2020).

препятствующих доступу к общезначимым благам. Каналами социальной мобильности людей с инвалидностью могут быть как традиционные — семья, образование [Сорокин, 1992], в особенности профессиональное [Богомолова, Коржук, 2017],—так и общественная [Коржук, 2016] и политическая деятельность и т. д. Мы рассмотрим такую возможность для людей с инвалидностью достичь социальной интеграции, как профессиональный спорт.

Роль спорта как средства адаптации и реабилитации, прежде всего медицинской, известна с XIX века. Во второй половине XX века физическая активность, предназначенная для людей с отклонениями в здоровье и направленная на их реабилитацию и социальную адаптацию, выделилась в отдельное направление и получила название «физическая адаптивная активность» [Sherrill, 2004: 3—4]. Появление спортивных соревнований для людей с инвалидностью связано с именем Людвига Гуттмана, который на практике доказывал, что спорт не только полезен для поддержания здоровья людей с инвалидностью, но и создает условия для их успешной жизнедеятельности в более широком социальном плане. По его инициативе в 1948 г. состоялись первые Сток-Мандевилльские игры, совпавшие по времени с Олимпийскими играми в Лондоне и ставшие прототипом Паралимпийских игр. В 1960 г. прошли IX Сток-Мандевилльские игры, которые были признаны первыми летними Паралимпийскими играми, а первые зимние Паралимпийские игры состоялись в 1976 г. [DePauw, 2012: 21—22].

В настоящее время есть обоснованное мнение, что профессиональный спорт может повышать шансы людей с инвалидностью на социальную интеграцию несколькими путями — через изменение отношения общества к людям с инвалидностью, а также через повышение их самооценки и формирование позитивной самоидентификации [Harnessing the Power..., 2008: 171]. Кроме того, спорт помогает людям с инвалидностью преодолевать социальную изоляцию и положительно влияет на состояние здоровья, выносливость, координацию и т. д. [World Report on Disability, 2011].

Спорт для людей с инвалидностью все чаще становится объектом социологических исследований, прежде всего зарубежных. Выявленную роль параспорта для общества и людей с инвалидностью как социальной группы можно обозначить следующими положениями. Параспорт делает инвалидность «видимой» не только в спорте, но и для общества в целом [Purdue, Howe, 2012b], а также является площадкой для расширения прав и возможностей людей с инвалидностью [Purdue, Howe, 2012a; Braye, 2016]. К позитивным последствиям вовлеченности в профессиональный спорт для людей с инвалидностью относят: расширение жизненных перспектив спортсменов; возможность преодолеть негативную идентификацию, повышение уверенности спортсменов с инвалидностью в собственных возможностях; медицинские (улучшение здоровья и самочувствия) и социальные выгоды (улучшение материального положения, расширение круга общения, путешествия) [Ashton-Shaeffer et al., 2001; Dashper, 2010]. Чтобы избежать излишней идеализации спорта как способа расширения социальных и физических возможностей людей с инвалидностью, стоит также отметить, что преодоление барьеров и сложностей является неотъемлемой частью большого спорта [Purdue, Howe, 2012a]. К таким сложностям и барьерам

можно отнести и саму специфику спортивной деятельности, требующую высоких физических, временных и эмоциональных затрат на достижение результатов, и экономические сложности в виде высокой стоимости спортивного оборудования и инвентаря, а также проблемы физической доступности спортивных объектов и инфраструктуры между ними [Kean et al., 2017].

По данным Министерства спорта РФ, заинтересованность в спорте со стороны людей с инвалидностью в России ежегодно растет: если в 2013 г. систематически занимались физической культурой и спортом 4,4 % 4 от общей численности людей с инвалидностью, то к 2019 г. этот показатель достиг 19,4 % 5.

Несмотря на то что спорт для людей с инвалидностью в настоящий момент находится в поле зрения и государственной политики, и научного сообщества, отсутствуют статистические оценки вовлеченности людей с инвалидностью в профессиональный спорт, а эмпирические свидетельства об опыте спортсменов с инвалидностью носят достаточно фрагментарный характер. Недостаточно изучено, как люди с инвалидностью начинают карьеру спортсмена, с какими сложностями сталкиваются и как их преодолевают, каких результатов достигают в социальном плане благодаря вовлеченности в спортивную деятельность. Данная статья нацелена на выявление возможностей для людей с инвалидностью осуществить социальную мобильность и повысить пространственную подвижность через профессиональный спорт.

Мы исходим из традиционного понимания социальной мобильности как любого перемещения индивида в социальном пространстве или изменения им социальной позиции. Восходящая социальная мобильность подразумевает улучшение социального положения индивида [Сорокин, 1992: 292]. Перемещения и место индивида в социальном пространстве во многом зависят от ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Поэтому в нашем исследовании особое внимание уделяется изменениям в объемах различных форм капитала, связанным с началом спортивной карьеры человека с инвалидностью и его профессиональным ростом в этой сфере. В фокусе нашего анализа — три формы капитала, выделенные П. Бурдье: экономический, социальный и культурный,— которые могут конвертироваться друг в друга. Экономические ресурсы человека (имущество, доходы) составляют его экономический капитал, который напрямую может быть конвертирован в деньги и институционализируется в форме прав собственности [Бурдье, 2002: 60]. Социальный капитал связан с членством в группе, его объем определяется размером сети связей индивида, которые можно мобилизовать для достижения коллективных и индивидуальных целей, и объемом капитала всех трех видов, которым располагает каждый из членов социальной сети [там же: 66]. Культурный капитал может выступать в трех состояниях. В инкорпорированном состоянии—«в форме длительных диспозиций ума и тела», которые становятся частью личности индивида. Процесс инкорпорирования знаний и навыков требует от индивида

4 Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2014 год. URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/fiz-ra-i-sport-skryt/26377/ (дата обращения: 15.10.2020).

5 Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2019 год. URL: https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/0tchetGP_RFKS_2019.pdf (дата обращения: 15.10.2020).

усилий и временных затрат. Также культурный капитал может быть объективирован в материальных средствах и предметах (объективированное состояние), не во всех, но тех, что наделены определенными культурными смыслами или ценностью. Институционализированное состояние предполагает объективацию ценности культурного капитала, которым наделен человек, в глазах общества (образовательные квалификации, награды, почетные звания и т. д.) [там же: 60—65].

Кроме того, социальная мобильность связана с мобильностью (подвижностью) пространственной. Согласно Дж. Урри, социальная включенность требует мобильности и предполагает, что в определенные моменты времени преодолеваются пространственные ограничения. Повышение пространственной подвижности способно открыть доступ к социальным благам, ранее недоступным индивиду [Урри, 2012: 356]. И наоборот, невозможность свободно перемещаться в пространстве может привести к социальной депривации и отчуждению [там же: 76]. Индивид может наращивать свою подвижность через активное освоение пространства и выработку способов преодоления пространственных ограничений, в том числе через использование различных технических средств (например, автомобилей, смартфонов, более технологичных инвалидных кресел или протезов и т. д.) или прибегая к помощи своего социального окружения.

В рамках данного исследования мы ставим следующие вопросы: как люди с инвалидностью начинают и развивают спортивную карьеру, на какую поддержку опираются при этом? Как изменяются различные виды капитала и пространственная подвижность спортсменов с инвалидностью благодаря вовлеченности в профессиональный спорт? Какие позитивные и негативные аспекты интеграции человека с инвалидностью в общество через профессиональный спорт можно выделить? Мы предполагаем, что профессиональный спорт может стать стимулом к повышению пространственной подвижности людей с инвалидностью, а также открывает возможности к накоплению экономического, социального и культурного капитала, что в итоге повышает шансы спортсменов с инвалидностью на восходящую социальную мобильность и социальную интеграцию.

Описание метода и эмпирической базы исследования

Чтобы уловить изменения, которые происходили в жизни информантов по мере развития их спортивной карьеры, был выбрал биографический метод сбора данных. Мы разработали гайд интервью и обратились к профессиональным спортсменам из числа людей с инвалидностью. Критериями отбора информантов для нас были: наличие серьезных нарушений здоровья (1 или 2 группа инвалидности); спорт как профессия, то есть основной вид деятельности, за который информанты получают материальное вознаграждение; соревновательная деятельность спортсменов относится к спорту высших достижений (большому спорту), то есть нацелена на максимальные результаты на официальных всероссийских и международных соревнованиях, установление спортивных рекордов. Опыт спортсменов с подобными характеристиками, на наш взгляд, наиболее полно отражает потенциал профессионального спорта в процессе социальной мобильности и социальной интеграции людей с серьезными нарушениями здоровья, которые в современном российском обществе систематически сталкиваются

с комплексом барьеров, препятствующих их участию в жизни общества наравне с людьми без инвалидности.

Эмпирическую базу исследования составили восемь интервью (проведены в апреле 2019 г.) с профессиональными спортсменами с инвалидностью, которые занимаются плаванием, фехтованием и пауэрлифтингом. Среди наших информантов — чемпионы и призеры кубков и первенств России, Европы и мира, двое информантов установили несколько мировых рекордов, один информант— участник двух Паралимпийских игр. Характеристики информантов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Список и характеристики информантов

Информант Пол Возраст Город проживания Вид спорта и стаж Характеристики инвалидности Спортивный разряд Достижения в спорте

И1 муж. 22 Бийск Плавание 5 лет 1 группа инв-ти, врожденная, ДЦП Заслуженный мастер спорта России Многократный чемпион России, Европы и мира; рекордсмен мира

И2 жен. 34 Москва Фехтование 12 лет 1 группа инв-ти, врожденная, передвигается на инвалидном кресле Мастер спорта международного класса Дважды 4-е место на Паралимпийских играх; многократная чемпионка России, Европы и мира

ИЗ муж. 17 Бийск Плавание 8 лет 1 группа инв-ти, врожденная, дефицит гормона роста Мастер спорта России Чемпион и призер Кубка России и Всемирных Игр IWAS*

И4 муж. 46 Новосибирск Фехтование 10 лет 1 группа инв-ти (с 16 лет), передвигается на инвалидном кресле Заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса Многократный чемпион России, двукратный чемпион Европы, пятикратный чемпион мира

И5 муж. 20 Бийск Плавание 6 лет 1 группа инв-ти (с 3 лет), передвигается на инвалидном кресле Заслуженный мастер спорта России Многократный чемпион России, Европы и мира; рекордсмен России, Европы и мира

И6 жен. 22 Краснодар Пауэрлифтинг 8 лет 2 группа инв-ти, врожденная, дефицит гормона роста Мастер спорта России Шестикратная чемпионка России; чемпионка России, Европы и мира по юниорам

И7 муж. 36 Химки Фехтование 12 лет 1 группа инв-ти (с 19 лет), передвигается на инвалидном кресле Мастер спорта международного класса Шестикратный чемпион России, чемпион мира

И8 муж. 20 Бийск Плавание 5 лет 2 группа инв-ти, врожденная, отсутствует одна верхняя конечность Мастер спорта России Многократный чемпион России, двукратный призер Европы, двукратный призер Всемирных Игр IWAS

* International Wheelchair and Amputee Sports Federation — Международная спортивная федерация колясочников и ампутантов.

Тексты глубинных интервью анализировались при помощи метода аналитического сравнения [Готлиб, 2019: 192—193]. Схема анализа включала следующие основные элементы: (1) источник информации о возможности войти в профессиональный спорт, (2) мотивы и цели начала спортивной карьеры, (3) агенты и ресурсы, задействованные в достижении спортивных результатов, (4) сложности и барьеры, с которыми сталкиваются спортсмены с инвалидностью, (5) спортивные результаты и дальнейшие планы спортсменов, (6) изменения в объемах экономического, культурного и социального капиталов, произошедшие из-за включенности в профессиональный спорт, (7) изменения в пространственной подвижности, (8) изменения в самоидентификации и самоощущении спортсменов с инвалидностью. Анализ был направлен на выявление общих обстоятельств, сложностей и следствий участия людей с инвалидностью в профессиональном спорте.

«Из малого выходит великое»: с чего начинали и к чему пришли спортсмены с инвалидностью

Как правило, информанты изначально не планировали и не надеялись на те результаты в спорте, которых они достигли к настоящему времени. А также не ожидали, что спорт станет их основной деятельностью на профессиональном уровне и будет приносить доход:

Нет, не думала, что буду так долго в спорте, что будут такие результаты, что это станет моей какой-то профессиональной, основной деятельностью в жизни. (И2, жен., 34 года, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Изначально вообще не ориентировался на такие результаты. (И8, муж., 20 лет, 2 гр. инв-ти, плавание)

Для всех была характерна низкая информированность о возможностях людей с инвалидностью начать спортивную карьеру, хотя некоторые информанты до выхода на профессиональный уровень занимались любительским спортом. Информанты отмечали, что попали в свою сборную по «счастливой случайности», а инициаторами начала их спортивных тренировок были либо тренеры или другие представители спортивного сообщества, либо члены близкого социального окружения, которые узнали о возможностях организовать свободное время таким образом:

Даже не думал, что кто-то у нас преподает плавание для таких, как я. Тренер другой подошел и сказал, что есть возможность заниматься у нас в бассейне, что есть такой тренер, который работает с особенными детьми. (И8, муж., 20 лет, 2 гр. инв-ти, плавание)

Пошли в «Зарю» [бассейн] купаться, тренер заметил меня, узнал про меня, нашел мои контакты и связался со мной, предложил походить, я решил попробовать. (И3, муж., 17 лет, 1 гр. инв-ти, плавание)

Часть информантов также рассказывали, что вид спорта, которым они занимаются профессионально в настоящее время,— результат не осознанного выбора из нескольких вариантов, а реакции на представившуюся возможность:

В14 лет появились проблемы с иммунитетом, и мама отдала меня на плавание. Там я занималась плаванием для себя. Получилось так, что были соревнования какого-то местного уровня, и [меня] пригласили поучаствовать. Понятно, что я не могла соревноваться с людьми, которые в два раза меня выше, — просто для участия. И там был тренер, который тренирует по пауэрлифтингу, и он пригласил меня попробовать, дальше все завязалось и получилось. (И6, жен., 22 года, 2 гр. инв-ти, пауэрлифтинг)

С одной стороны, зачастую люди с инвалидностью не владеют информацией о возможностях профессионально заняться спортом, о существовании специализированных групп по различным видам спорта, площадках, где проводятся тренировки, и возможностях, которые дает профессиональный спорт. С другой стороны, в ряде интервью звучали свидетельства того, что в параспорте «нехватка кадров», из-за чего тренеры вынуждены прибегать к «рекрутированию» будущих членов своих команд из различных мест: реабилитационных центров и санаториев для людей с инвалидностью, специализированных учебных заведений, бассейнов, где занимаются специализированные группы, и т. д.

В институте начала заниматься фехтованием: к нам пришла тренер и предложила заниматься фехтованием на колясках, так мы, несколько человек, пришли самые первые к ней и до сих пор занимаемся, уже 14 лет. Просто тренер пришел, мы пришли посмотреть, не выбирала [вид спорта]. Сама бы не пошла искать какие-то спортивные секции. (И2, жен., 34 года, 1 гр. инв-ти, фехтование)

В реабилитационный центр [во время прохождения реабилитационного курса] приехала Елена Борисовна Белкина—президент федерации фехтования на колясках—и предложила мне попробовать этим спортом заняться. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Родители и члены близкого социального окружения спортсменов часто не только подталкивали наших информантов к спортивной карьере, но и для всех спортсменов, особенно в начале их профессионального пути, были главными агентами физической и материальной помощи, моральной и психологической поддержки. Часто именно с этой помощи и поддержки начинались большие свершения информантов, когда у них не было ни материальных ресурсов, ни навыков, ни возможности самостоятельно добираться на тренировки:

Родители помогали всячески, и в финансовом плане, и в плане моральной поддержки. (И1, муж., 22 года, 1 гр. инв-ти, плавание)

Мама и папа, оба помогали, и сестренка помогала. Тренировки вначале были в другом городе, и мама меня возила, папа помогал материально. (И6, жен., 22 года, 2 гр. инв-ти, пауэрлифтинг)

Как правило, сейчас, когда многие трудности уже позади, спортсмены не акцентируют на них внимание. Однако при ближайшем рассмотрении фрагментов интервью, описывающих, в каких проблемных ситуациях поддерживали спортсменов их близкие, можно увидеть, что для информантов с нарушениями подвижности до активного развития их карьеры была свойственна достаточно низкая мобильность, вплоть до невозможности самостоятельно выйти за пределы квартиры:

Я жил на третьем этаже трехэтажного дома без лифта, без возможности [самостоятельного] выхода на улицу. На руках родителей меня нужно было каждый день на тренировку спустить с третьего этажа на коляске, увезти на тренировку, привезти и поднять, и так пять раз в неделю, если бы меня не таскали на себе, то я бы, естественно, не занимался бы, а просто дома продолжал адаптивной физкультурой заниматься. Спасибо родителям за это! (И4, муж., 46 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Таким образом, члены семьи и близкие друзья семьи были союзниками в преодолении барьеров для занятия спортом, а также источниками моральной и психологической поддержки для наших информантов. Некоторые информанты отмечали, что без этой помощи на старте карьеры у них бы не было возможности тренироваться.

Хотя информанты отмечали, что в спорт попали случайно, благодаря кому-то другому, неслучайно то, что все смогли воспользоваться этой возможностью. Основные мотивы в начале спортивной карьеры были разными: организация свободного времени: «просто было свободное время после учебы» (И2, жен., 34 года, фехтование); поиск увлечения, хобби: «хотел научиться плавать, а сейчас хочу попасть на Паралимпийские игры» (И3, муж., 17 лет, 1 гр. инв-ти, плавание); укрепление общего здоровья: «для общего физического развития» (И8, муж., 20 лет, 2 гр. инв-ти, плавание). Был и мотив улучшения материального благополучия:

Семья, жена, ребенок, пробовал диспетчерить на телефоне, копейки получал. А тут мне Полищук6 сказал: если начнешь активно фехтованием заниматься, будет все получаться, то тебя могут здесь на зарплату поставить. Поэтому основной целью было поддержание своего финансового состояния и благополучия семьи. (И4, муж., 46 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Информанты, которые до выхода на профессиональный уровень занимались любительским спортом, в основном стремились к саморазвитию и улучшению собственных спортивных результатов:

В начале, как у всех, начинает результат идти, и все интереснее становится. Например, сначала проплыл на тренировке 50 метров за 50 секунд, на следующей неделе на курсовке уже раз — и 48, и думаешь: вот интересно, что я могу дальше? А потом на соревнования съездил, занял третье место, и вот опять интерес просыпается. Потом

6 В. Полищук — инициатор создания отделения фехтования на колясках в Новосибирске, фехтовальщик, участник российских и международных соревнований по фехтованию на колясках.

хочется уже поездить посмотреть Россию, как-то реализоваться. (И1, муж., 22 года, 1 гр. инв-ти, плавание)

Практически каждого спортсмена мотивировали разные вещи, однако общим было желание чем-то заниматься с пользой для себя и своих близких, самореализация. И благодаря тому, что появилась возможность заняться спортом, он стал основной сферой приложения усилий наших информантов. Заслуга информантов — в том, что каждый из них смог воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет спорт, и улучшить свое социальное положение и положение своей семьи.

В настоящее время все без исключения информанты демонстрируют высокие спортивные достижения. Некоторые попали в большой спорт относительно недавно, но уже успешно выступают на национальном и международном уровнях. При этом спортивные притязания информантов не ограничены текущими достижениями. Сейчас каждый из них ставит себе амбициозные цели на будущее — чемпион нового уровня (России, Европы, мира), повторное лидерство на определенном уровне, участие в Паралимпийских играх:

Выиграть на Паралимпийских играх, сейчас7 отобраться на Чемпионат мира и выступить там достойно в августе. (И5, муж., 20 лет, 1 гр. инв-ти, плавание)

Первое место на Паралимпийских играх в 2020 году в Токио. (И6, жен., 22 года, 2 гр. инв-ти, пауэрлифтинг)

Важным следствием успешной самореализации наших информантов в спорте стало выстраивание позитивной самоидентификации. Как правило, в настоящий момент спортсмены не склонны идентифицировать себя исходя из ограничений здоровья, их самоопределение в основном связано со спортивными успехами и качественными изменениями в жизни, произошедшими благодаря спорту. Цитата ниже иллюстрирует, как с помощью спорта была преодолена стигма инвалидности:

Когда сел в коляску, на улицу выехать боялся, потому что думал, что все люди на меня смотрят,—это у многих людей с инвалидностью такая беда, особенно у тех, кто на коляске передвигается. В итоге благодаря спорту, тому, что я выиграл, люди начали тянуться, брать интервью, где-то на ТВ звали, газеты, журналы. Я понял, что и люди с инвалидностью могут приносить пользу своей стране, и стесняться этого нечего. Ограничений, в общем-то, нет, все ограничения в нашей голове. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Изменения в социальном самочувствии наших информантов, достигших таких высот в спорте, указывают на то, что самоэксклюзия (субъективная социальная эксклюзия) им не свойственна. Все отмечают позитивные изменения в самоощущении, характере, мировосприятии и качестве жизни, которые произошли под воздействием спорта и личных спортивных достижений.

7 Интервью проводилось в 2019 г.

Вызовы и трудности в большом спорте

Спорту высших достижений часто сопутствуют личные вызовы и внешние препятствия. Перечислим основные сложности, с которыми сталкивались наши информанты.

Профессиональный спорт требует больших временных затрат и серьезных физических нагрузок. В обычном режиме спортсмены тренируются четыре-шесть раз в неделю по два-четыре часа, на этапе подготовки к соревнованиям интенсивность тренировок значительно увеличивается — до 10 тренировок в неделю. Во время спортивных сборов и соревнований, которые могут длиться до нескольких недель, спортсмены усиленно тренируются и живут, как правило, вдали от дома и близких. Спортсмены соблюдают строгий тренировочный режим, который предполагает четкое расписание дня, ранние подъемы, ограничения в питании и т. д. Спорт—это основной вид деятельности наших информантов, и такой режим тренировок, частых спортивных поездок физически и эмоционально сложен сам по себе, но также его сложно совмещать с другими занятиями (например, учебой в школе или вузе):

Совмещать учебу [со спортом], конечно, тяжело. Когда я поступила на факультет химии и высоких технологий, где практика и т. д., — конечно, когда уезжаешь на сборы и соревнования, это тяжело. Я вот уехала на сборы 5 апреля, сейчас Кубок мира, вернусь я домой только 15 мая, конечно, в такие моменты скучаешь. (И6, жен., 22 года, 2 гр. инв-ти, пауэрлифтинг)

Несколько информантов отметили, что одной из главных трудностей для них является высокий уровень стресса из-за соревнований, а также после неудачных выступлений:

Мандраж перед соревнованиями. Прям не знаю, что с этим делать, колбасит иногда так, что аж слезы в глазах появляются, думаю, сейчас бы спрятать в песок голову, как страус. И вообще спрятаться куда-нибудь, чтобы никто тебя не видел и не слышал, и вообще никогда этим не заниматься. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Профессиональный спорт сопровождается риском получения травм. Серьезная травма может надолго выбить спортсмена из колеи — привести к приостановке спортивной деятельности на время восстановления, потере физической формы, падению спортивных показателей и необходимости наверстывать упущенное после окончания восстановительного периода, а в крайнем случае тяжелая травма может стать причиной завершения спортивной карьеры. Травмы не обошли стороной и наших информантов. Некоторые из них отмечали, что получали как мелкие, так и достаточно серьезные травмы, которые какое-то время влияли и на спортивную деятельность, и на качество жизни.

Еще одной возможной причиной завершения спортивной карьеры может стать отсутствие положительной динамики в результатах, из-за чего спортсмену могут не выделять финансирование на поездки на соревнования и даже снять со ставки, то есть лишить возможности получать за свою деятельность доход. Однако информанты рассказывали об этом безотносительно собственных спортивных

результатов, возможность ухудшения результатов они преимущественно связывали с риском травм, когда независимо от предыдущих достижений и затраченных сил приходится прерывать спортивную деятельность на восстановление:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руки опускаются, когда получаешь травму, переживаешь, вдруг не восстановишься, тяжело потом войти в колею обратно. Была травма плеча на разминке перед дистанцией на соревнованиях, и я плыл с болью в плече, сейчас тоже иногда беспокоит. (И1, муж., 22 года, 1 гр. инв-ти, плавание)

Частые поездки на соревнования вызывают трудности с перемещениями. В некоторых видах спорта довольно много инвентаря, который спортсмен должен носить и перемещать во время соревнований и сборов самостоятельно. Тем более, не везде есть доступная среда, а о помощи членов близкого социального окружения на соревнованиях чаще всего речь не идет. Таким образом, спортсмены сталкиваются с внешними вызовами, исходящими от предметного окружения:

Много инвентаря в этом спорте [в фехтовании] — это чехол, спортивная коляска, своя коляска, и все эти перемещения со всем этим грузом доставляют некоторые неудобства. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Спортсмены также выражали обеспокоенность тем, что их возможности участия в международных соревнованиях зависят от объемов бюджетного финансирования спорта. В случае если участие в соревнованиях не покрывается из бюджета, спортсмены либо отказываются от участия, либо вынуждены искать спонсора или оплачивать участие (перелет, проживание, организационные сборы и т. д.) из личных средств:

Я уже три года не был на международных соревнованиях просто из-за того, что нет денег [на них]. Если до этого город мне постоянно давал, то в последние три года что-то изменилось. Урезают жутко бюджет, поэтому вообще ни на что нет денег. Поэтому я не езжу, сейчас буду стараться искать спонсоров к сентябрю. Или, может, из области денег дадут. Буду стараться искать. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Спорт высших достижений чувствителен к международной политической обстановке. Например, сразу несколько спортсменов упомянули о ситуации с отстранением паралимпийской сборной России от Паралимпийских игр и других международных соревнований в связи с допинговым скандалом в 2016 г. Вследствие этого отстранения все российские спортсмены лишились допуска на международные соревнования. А участие и победы в международных состязаниях являются неотъемлемым элементом большого спорта, спортивной карьеры и, кроме того, тесно связаны с уровнем доходов профессиональных спортсменов.

Проблемы с допингом когда были [допинговый скандал 2015 г.], со снятием с Паралимпийских игр, было неприятно, что все это очень долго решалось, по факту только сейчас начинается движение на международный уровень. (И5, муж., 20 лет, 1 гр. инв-ти, плавание)

Итак, спортсмены сталкиваются с различными специфичными сложностями в процессе выстраивания своей спортивной карьеры. Однако характерно, что информанты не уделяют им избыточного внимания, а в большей степени концентрируются на тех возможностях, которые им открыл спорт, на позитивных изменениях в жизни, характере, самовосприятии и мироощущении.

Социальные последствия включенности в профессиональный спорт: накопление капитала и пространственная подвижность

Основываясь на данных интервью, мы можем сказать, что профессиональный спорт благоприятно сказывается на возможностях накопления различных видов капитала спортсменами с инвалидностью и повышения их пространственной подвижности. В совокупности это способствует расширению доступа спортсменов с инвалидностью к различным социальным благам и повышению шансов на восходящую социальную мобильность. Рассмотрим, как изменялись различные виды капитала и пространственная подвижность наших информантов по мере развития их спортивной карьеры.

Экономический капитал

До начала спортивной карьеры все наши информанты проживали с родителями. Чаще всего при описании своей семьи спортсмены использовали фразу «обычная семья», что подразумевало полные семьи со средним или ниже среднего достатком. Все родители наших информантов имели работу на момент начала спортивной карьеры детей и, как правило, занимали должности, соответствующие их уровню образования, которое чаще всего было средним профессиональным или высшим. Пятеро из восьми спортсменов начали заниматься спортом в подростковом возрасте, сначала на любительском уровне, а позже уже профессионально, одна спортсменка попала в профессиональный спорт во время обучения в специализированном вузе, и двое получили инвалидность во взрослом возрасте, успев получить высшее образование, началу их спортивной карьеры предшествовали длительные периоды реабилитации и адаптации к новому состоянию. Поэтому полноценную карьеру все наши информанты начали именно в спорте.

На момент интервью участники исследования были профессиональными спортсменами, что подразумевает официальное трудоустройство и наличие стабильного дохода в виде заработной платы. Помимо этого, у спортсменов есть возможность получать дополнительный доход в виде премий за успешные выступления на соревнованиях, размер которого зависит от уровня спортивного мероприятия и занятого спортсменом призового места. Таким образом, при наличии определенного минимума в виде заработной платы объем экономического капитала зависит от достижений спортсменов:

Стою на ставке и за соревнования [получаю] премии в зависимости от места, кубок России никак не оплачивается, а более высокие [уровни соревнований] оплачиваются в зависимости от занятых мест. (И8, муж., 20 лет, 2 гр. инв-ти, плавание)

Благодаря наличию постоянного дохода и дополнительных материальных поощрений за высокие спортивные показатели некоторые спортсмены смогли приобрести или получить в качестве вознаграждения за спортивные достижения личный автомобиль, купить или получить субсидию на жилье в местах, где есть условия для людей с инвалидностью, пандусы и парковка. В комплексе это помогло им частично преодолеть проблемы с недоступностью среды для людей с инвалидностью и улучшить качество жизни. Помимо этого, спортсмены оказывают материальную поддержку родителям:

Начал помогать родителям материально, купил себе квартиру, машину, в жизни все хорошо. (И5, муж., 20 лет, 1 гр. инв-ти, плавание)

На тот доход, который получил от спорта, недавно машину приобрел, но в основном все деньги отдаю родителям, они распределяют на семью, квартиру отремонтировали, машину себе купили, на себя трачу минимум, помогаю семье. (И8, муж., 20 лет, 2 гр. инв-ти, плавание)

Вовлеченность в профессиональный спорт помогла улучшить материальное положение всех наших информантов. Это дает основания полагать, что профессиональный спорт для людей с инвалидностью способствует накоплению экономического капитала.

Культурный капитал

Культурный капитал в интериоризированном состоянии включает знания и навыки, модели поведения и действия, ценности и нормы, усваиваемые в процессе первичной и вторичной социализации и способные открыть доступ к влиятельным позициям и социальным сетям. Большой спорт стал для наших информантов пространством для личного развития и расширения собственных физических и социальных возможностей. Все информанты отмечали, что благодаря вовлеченности в большой спорт у них сформировались качества характера и жизненные установки, позитивно влияющие на различные сферы жизни и отношение к будущему, такие как целеустремленность, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, сила воли и т. д.:

Сильно изменился, стал более общительный, терпеливый, сдержанный, более целеустремленный. Начал делать дело, доделал до конца. Сила воли очень сильно раскрывается, диеты соблюдешь, где-то не сорваться на сладкое. (И1, муж., 22 года, 1 гр. инв-ти, плавание)

Появляется трудолюбие, психологическая устойчивость, которая потом применяется в жизни. Когда у меня случаются какие-то мелочи в жизни, быту, ты не обращаешь на это внимание. Я по себе сужу, раньше меня это расстраивало, а сейчас нет. Спорт закаляет характер, трудолюбие, усидчивость, усердие—эти качества, конечно, присутствуют. (И6, жен., 22 года, 2 гр. инв-ти, пауэрлифтинг)

Само по себе участие в спорте высших достижений подразумевает, что у спортсменов развиты физические, технические и стратегические спортивные навыки. Помимо этого, спортсмены хорошо знакомы со спецификой своего вида спорта и с тем, как в целом изнутри устроен большой спорт. Такой багаж опыта, навыков и знаний дает возможность нашим информантам реализовать себя в смежных профессиях — в роли спортивных судей или тренеров. Тренерская карьера часто рассматривается информантами как запасной вариант на случай окончания карьеры спортсмена, а судейская практика может совмещаться с текущей деятельностью:

Параллельно занимаюсь судейской практикой, мы являемся судьями первой категории. (И4, муж., 46 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Пока плаваю и постепенно себя подготавливаю к тренерской карьере. Хочу в Бийске детей поднимать, таких же, как я. (И1, муж., 22 года, 1 гр. инв-ти, плавание)

Спортивные звания наших информантов — мастер спорта России, заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса — и многочисленные победы на национальных и международных соревнованиях официально подтверждают их заслуги в спорте (институционализированный культурный капитал). Благодаря своим достижениям спортсмены не только достигли высокого статуса в спортивном сообществе, но и занимаются деятельностью, высоко ценимой в обществе в целом: защищают честь страны на международных соревнованиях.

Профессиональный спорт способствовал накоплению культурного капитала нашими информантами, особенно в части ценного опыта, повлиявшего на социальные установки и модели поведения в спорте и других сферах жизни, а также навыков и умений, позволивших добиться высот в своей деятельности и авторитета в более широком социальном контексте.

Социальный капитал

Накопление и поддержание социального капитала возможно при наличии доступа к социальным сетям, связанным с работой, досугом, дружеским кругом и т. д. Спорт стал для информантов источником новых знакомств по всей России и даже миру:

В плане знакомств, если все перечислять, то блокнота не хватит [смеется], друзей и знакомых очень много, вся сборная, по всей России от Владивостока до Калининграда. (И1, муж., 22 года, 1 гр. инв-ти, плавание)

Чем шире социальная сеть индивида, тем больше возможностей извлекать из этих отношений эмоциональные, практические и даже финансовые выгоды [Урри, 2012: 362]. Спортсмены высоко ценят друзей, появившихся благодаря спорту. Зачастую их отношения распространяются за пределы спортивной деятельности: спортсмены встречаются вне тренировок, совместно организуют досуг, имеют общие хобби.

С командой хорошо общаюсь, до этого было не много друзей, так, пообщались в школе и разошлись, а сейчас с ребятами собираемся вне тренировок, играем [в] игры, ходим в кафе. (И3, муж., 17 лет, 1 гр. инв-ти, плавание)

Помимо эмоциональных выгод от отношений, сложившихся благодаря спорту, спортсмены, с их слов, могут обратиться к своим друзьям и знакомым в сложной ситуации или просто попросить о какой-либо помощи или услуге:

Хороших приятелей и знакомых, которые появились за все это время, их очень много. Если кому-то нужен я, то ко мне обращаются. Если кто-то нужен мне, я обращаюсь. Со всеми дружу. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Следствием значительных успехов в большом спорте для спортсменов с инвалидностью стали признание и известность. Это та часть социального капитала, которая функционирует как символический капитал. Символическую форму может принимать любой вид капитала, узнаваемый в определенных социальных кругах [Бурдье, 2002: 60], однако социальный капитал в наибольшей степени подчинен логике знания и признания, поэтому мы говорим о нем именно здесь. Символический капитал связан с именем, репутацией, престижем—тем, что открылось спортсменам через их известность широкой публике в связи с многочисленными победами на национальных и международных соревнованиях, мировыми рекордами, спортивными званиями:

А сейчас уже, за все эти годы, и звание есть, и медали, и имя, которое относительно знают люди, с этим уже можно куда-то идти и чем-то заниматься. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Известное в определенных кругах имя дает своему обладателю возможность превращать многие случайные знакомства в продолжительные связи, а это значит, что усилия по установлению социальных связей людьми «с именем» и положительной репутацией являются высокопродуктивными [Бурдье, 2002: 68].

Все наши информанты значительно расширили сеть социальных контактов благодаря профессиональному спорту. Спорт стал для них связующим звеном в установлении длительных и близких отношений, ставших источником эмоциональной и моральной поддержки, в случае необходимости — помощи, возможностью более разнообразно проводить досуг.

Пространственная подвижность

Физические перемещения индивида в пространстве могут стать выражением права на передвижение, а также источником статуса или власти: пространственная подвижность открывает больше альтернатив при выборе мест для получения образования, работы, досуга, встреч и т. д., благодаря чему индивид может руководствоваться собственными способностями и желаниями, а не выбирать исходя исключительно из приближенности различных мест к дому. И напротив, невозможность свободного движения может стать причиной социальной депривации,

отчуждения и социальной изоляции [Урри, 2012: 76]. Как мы уже отмечали, до начала спортивной карьеры для некоторых из наших информантов была характерна достаточно низкая пространственная подвижность, вплоть до невозможности самостоятельно выйти из дома. Важным вкладом в повышение пространственной подвижности наших информантов стала покупка или получение в качестве поощрения за крупные спортивные достижения личного автомобиля. Наличие в распоряжении автомобиля позволило тем спортсменам, кто испытывает трудности в передвижении, более гибко планировать время и маршруты, меньше зависеть в повседневных передвижениях от окружающих, перемещаться на более дальние расстояния, обходить такие пространственные ограничения, как недоступность общественного транспорта или других элементов инфраструктуры. Возможность получить в личное пользование автомобиль открылась информантам благодаря вовлеченности в профессиональный спорт:

Машину мне подарила администрация города за спортивные достижения. Сам бы я на такую не накопил никогда, поэтому все, что у меня есть, — это благодаря спорту и моему тренеру. Машина для колясочника — это ноги. Если коляска на небольших расстояниях мне помогает, в магазине где-то пробежаться или еще куда-то, то машина — я живу в Подмосковье, тут до электрички не добраться, до автобуса не добраться, поэтому машина — это мое все. Если куда-то надо по общественным делам, до магазина или с супругой в ресторан, без машины никуда. Машина — моя спасительница. (И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Благодаря тому, что практически все поездки на соревнования и сборы оплачиваются, спортсмены получили возможность путешествовать, знакомиться с новыми городами, странами и культурами (см. табл. 2). Некоторые из информантов не были за границей до начала занятий спортом, другие даже не выезжали за пределы своего города:

Путешествия [являются одним из преимуществ профессионального спорта], потому что спортсменам поездки оплачивают, редко когда спортсмены ездят за свой счет. Я бы за свой счет даже по городам России даже физически не попутешествовала на свою мизерную пенсию, 12 тысяч в месяц — это вообще ничего. (И6, жен., 22 года, 2 гр. инв-ти, пауэрлифтинг)

Освоение физического пространства людьми с инвалидностью может открывать им новые возможности для удовлетворения социальных потребностей и доступ к социальным благам. На связь между повышением пространственной подвижности и расширением социальных возможностей обращали внимание сами спортсмены:

Стал более мобильный со временем, это благодаря фехтованию. Поэтому у меня сейчас большая мобильность, подвижность и, соответственно, возможности. Физподготовка, дисциплина, ответственность, общение, коммуникабельность. Вообще по-другому жизнь складывается. (И4, муж., 46 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование)

Таблица 2. Список стран и городов России, где побывали спортсмены

Информант Города России Страны

И1, муж., 22 года, 1 гр. инв-ти, плавание Омск, Тюмень, Москва, Дзержинск, Сочи Голландия, Португалия, Шотландия, Испания

И2, жен., 34 года, 1 гр. инв-ти, фехтование Новосибирск, Уфа Польша, Франция, Венгрия, Бразилия, Италия, Канада, Китай, Южная Корея, Нидерланды, Япония, Германия

И3, муж., 17 лет, 1 гр. инв-ти, плавание Раменское, Руза, Краснодар, Чебоксары, Омск, Тюмень, Москва Чешская Республика

И4, муж., 46 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование Уфа Венгрия, Италия, Франция, Польша

И5, муж., 20 лет, 1 гр. инв-ти, плавание Ейск, Раменское, Дзержинск, Омск, Руза, Краснодар Голландия, Шотландия, Португалия

И6, жен., 22 года, 2 гр. инв-ти, пауэрлифтинг Алексин, Курск, Суздаль, Сочи, Брянск Польша, Арабские Эмираты

И7, муж., 36 лет, 1 гр. инв-ти, фехтование Уфа, Новосибирск Великобритания, Италия, Польша, Венгрия и др. страны Европы

И8, муж., 20 лет, 2 гр. инв-ти, плавание Раменское, Дзержинск, Краснодар Португалия

Профессия спортсмена предполагает необходимость быть мобильным — регулярно посещать тренировки, спортивные сборы, соревнования и т. д. Эта необходимость побуждает людей с инвалидностью искать способы преодолеть пространственные барьеры: осваивать различные способы передвижения в пространстве, изучать пространство с целью найти наиболее оптимальные и доступные маршруты, при необходимости прибегать к помощи окружающих. Таким образом, профессиональный спорт одновременно является стимулом и дает возможности для повышения пространственной подвижности через те «дивиденды» (улучшение материального положения, расширение сети социальных контактов и т. д.), которые получают информанты от профессиональных занятий спортом, а по мере освоения физического пространства спортсменам открываются новые социальные возможности.

Заключение

Профессиональный спорт для людей с инвалидностью — это специфический и трудоемкий способ социальной интеграции. У каждой медали профессионального спортсмена есть две стороны. С одной стороны, профессиональный спорт неизбежно сопровождается рядом вызовов и трудностей — он предполагает полную самоотдачу, зачастую в ущерб развитию в некоторых других видах деятельности и сферах жизни (нехватка времени на личную жизнь, образование и т. д.), огромные физические и эмоциональные нагрузки, риск получения серьезных травм.

Однако, как показывают результаты нашего исследования, другая сторона медали профессионального спорта ярче и ценнее для спортсменов с инвалидностью. Спорт высших достижений стал для информантов способом преодолеть или предотвратить социальную эсклюзию, как объективную, так и субъективную. Множество спортивных достижений, профессиональная самореализация и признание, улучшение материального положения, развитие сети социальных контактов, развитие ценных для своей профессии и жизни в целом навыков и жизненных установок, повышение пространственной подвижности и т. д.—все свидетельствует о том, что спортсменам удалось избежать целого комплекса дискриминаций в различных сферах жизни и улучшить социальное положение свое и своей семьи, то есть осуществить восходящую социальную мобильность. Это позитивно сказалось на самоощущении и самоидентификации спортсменов — как правило, спортсмены не идентифицируют себя с дискриминируемыми группами и не ощущают себя менее успешными, социально исключенными по сравнению с людьми без инвалидности. Они живут полной жизнью, защищая свою страну на международных соревнованиях, демонстрируя миллионам людей свои безграничные возможности.

С практической точки зрения данное исследование, во-первых, демонстрирует выгоды, которые может получить человек с инвалидностью через участие в профессиональном спорте, что может стать мотивом для других людей с инвалидностью преодолеть социальную эксклюзию и/или расширить участие в жизни общества через спорт. Во-вторых, низкая информированность о возможностях занятий профессиональным спортом, характерная для наших информантов до начала спортивной карьеры и на начальных ее этапах, а также тот факт, что некоторые тренеры прибегали к активному рекрутированию людей с инвалидностью в свои команды из-за наличия в них свободных мест, могут свидетельствовать о том, что потенциал профессионального спорта для людей с инвалидностью реализован не до конца. Также это обосновывает необходимость повышать информированность людей с инвалидностью о возможностях заниматься спортом, в том числе профессионально. Поэтому результаты исследования могут быть полезны при разработке и усовершенствовании программ развития спорта.

Список литературы (References)

Богомолова Т. Ю., Коржук С. В. Инклюзивное высшее образование как часть жизненной траектории: опыт выпускников НГУ, имеющих инвалидность // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 4. С. 201—214.

Bogomolova T. Yu., Korzhuk S. V. (2017) inclusive Higher Education as a part of the Life Trajectory: The Experience of NSU Graduates with Disabilities. World of Economics and Management. Vol. 17. No. 4. P. 201—214. (in Russian)

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60—75. Bourdieu P. (2002) Forms of Capital. Journal of Economic Sociology. No. 5. P. 60—75. (in Russ.)

Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. М. : Флинта, 2019.

Gotlib A. (2019) Qualitative Sociological Research: Cognitive and Existential Horizons. Moscow: Flinta. (In Russ.)

Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под. ред. Т. М. Мале-вой. М. : Дело, 2017.

Maleva T. M. (ed.) (2017) Disability and Social Status of Disabled People in Russia. Moscow: Delo. (In Russ.)

Караева О. Отношение населения к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Аналитический отчет. М. : Аналитический центр Юрия Левады, 2019a. URL: http://levada.ru/cp/wp-content/uploads/2019/10/Invalidnost.pdf (дата обращения: 11.10.2020).

Karaeva O. (2019a) The Attitude Towards People with Disabilities. Analytical Report. Moscow: Yuri Levada Analytical Center. URL: http://levada.ru/cp/wp-content/up-loads/2019/10/Invalidnost.pdf (accessed: 11.10.2020). (In Russ.)

Караева О. Стигматизированные: люди с ограниченными возможностями здоровья // Вестник общественного мнения. 2019b. № 1—2. С. 124—136. Karaeva O. (2019b) The Stigmatized: Public Attitudes towards People with Disabilities. The Russian Public Opinion Herald. No. 1—2. P. 124—136. (In Russ.)

Коржук С. В. Социальная эксклюзия людей с инвалидностью: успешные стратегии преодоления // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16. № 2. С. 145—155. Korzhuk S. V. (2016) Social Exclusion of People with Disabilities: Successful Strategies for Overcoming. World of Economics and Management. Vol. 16. No. 2. P. 145—155. (In Russ.)

Ненахова Ю. С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 3. С. 96—108.

Nenakhova Yu.S. (2018) Labor Potential of People with Disabilities: Problems of Implementation. Narodonaselenie. Vol. 21. No. 3. Р. 96—108. (In Russ.)

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992. Sorokin P. A. (1992) Person. Civilization. Society. Moscow: Politizdat. (In Russ.)

Урри Дж. Мобильности. М. : Праксис, 2012. Urry J. (2012) Mobilities. Moscow: Praxis. (In Russ.)

Ярская-Смирнова В.Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Право на город в парадигме мобильности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. C. 165—173. https://doi.org/10.17223/ 1998863Х/45/17.

Yarskaya-Smirnova V.N., Yarskaya-Smirnova E.R. (2018) The Right to the City in the Paradigm of Mobility. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No. 45. P. 165—173. https://doi.org/10.17223/1998863X/45/17. (In Russ.)

Ashton-Shaeffer C., Gibson H., Holt M., Willming C. (2001) Women's Resistance and Empowerment through Wheelchair Sport. World Leisure Journal. Vol. 43. No. 4. P. 11— 21. https://doi.org/10.1080/04419057.2001.9674245.

Braye S. (2016) 'I'm Not an Activist': An Exploratory Investigation into Retired British Paralympic Athletes' Views on the Relationship between the Paralympic Games and Disability Equality in the United Kingdom. Disability & Society. Vol. 31. No. 9. P. 1288— 1300. https://doi.org/10.1080/09687599.2016.1251392.

Dashper K. (2010) 'It's a Form of Freedom': The Experiences of People with Disabilities within Equestrian Sport. Annals of Leisure Research. Vol. 13. No. 1—2. P. 86—101. https://doi.org/10.1080/11745398.2010.9686839.

DePauw K.P. (2012) A Historical Perspective of the Paralympic Games. Journal of Physical Education, Recreation & Dance. Vol. 83. No. 3. P. 21—31. https://doi.org/ 10.1080/07303084.2012.10598739.

Harnessing the Power of Sport for Development and Peace: Recommendations to Governments. (2008) Toronto: Right to Play: Sport for Development & Peace International Working Group. URL: https://www.sport-for-development.com/imglib/ downloads/sdpiwg2008-harnessing-the-power-of-sport-for-development-and-peace-summary.pdf (accessed: 11.10.2020).

Kean B., Gray M., Verdonck M., Burkett B., Oprescu F. (2017) The Impact of the Environment on Elite Wheelchair Basketball Athletes: A Cross-Case Comparison. Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. Vol. 9. No. 4. P. 485—498. https:// doi.org/10.1080/2159676X.2017.1311278.

Purdue D. E.J., Howe P. D. (2012a) Empower, Inspire, Achieve: (Dis)Empowerment and the Paralympic Games. Disability & Society. Vol. 27. No. 7. P. 903—916. http://doi.org/ 10.1080/09687599.2012.695576.

Purdue D. E.J., Howe P. D. (2012b) See the Sport, Not the Disability: Exploring the Paralympic Paradox. Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. Vol. 4. No. 2. P. 189—205. http://doi.org/10.1080/2159676X.2012.685102.

Sherrill C. (2004) Young People with Disability in Physical Education/Physical Activity/ Sport in and Out of Schools: Technical Report for the World Health Organization. Berlin: International Council of Sport Science and Physical Education. URL: https://www. icsspe.org/sites/default/files/YOUNGPEOPLE.pdf (accessed: 11.10.2020).

Tregaskis C. (2004) Applying the Social Model in Practice: Some Lessons from Countryside Recreation. Disability & Society. Vol. 19. No. 6. P. 601—611. https:// doi.org/10.1080/0968759042000252524.

World Report on Disability. (2011) Geneva: World Health Organization. URL: https:// www.who.int/disabilities/world_report/2011/report.pdf (accessed: 11.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.