Научная статья на тему 'VSAT в Индии'

VSAT в Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин А. А.

Телекоммуникационный рынок Индии -один из самых перспективных в мире. Количество абонентов мобильной связи в стране только в течение февраля 2008 г. выросло на 8,53 млн и достигло 250,9 млн человек (по данным Telecom Regulatory Authority of India -государственного органа регулирования телекоммуникационного сектора экономики Индии). За год прирост абонентов мобильной связи в Индии составил 54,3% (в феврале 2007 г. было 162,52 млн абонентов), а общее их число (проводной и беспроводной связи) увеличилось за год на 43% и составило 290,11 млн по итогам февраля 2008 г. Что касается пользователей широкополосных услуг (Интернет со скоростью более 512 кбит/c), то по итогам февраля 2008 г. их было уже 3,47 млн. Согласно прогнозам, рост телекоммуникационного рынка Индии будет продолжаться поэтому он представляет огромный интерес для инвестиций иностранных компаний, в том числе и российских. Первым шагом стала покупка ОАО «АФК «Система» 51% индийского оператора связи Shyam Telelink в 2007 г. Компания планирует увеличить свою долю до 74% в 2008 г. с целью стать лидером на рынке сотовой связи Индии. Также в начале 2007 г. российский холдинг Altimo в консорциуме с Qatar Telecom и индийской Hindujas участвовал в тендере по покупке сотового оператора Hutchison-Essar, но проиграл Vodafone. Примерно в то же время о планах относительно Индии заявила компания «Сумма Телеком». Среди телекоммуникационных технологий, в том числе применительно к сотовой связи, не последнюю роль играют спутниковые системы, в частности, VSAT. Какова же сегодня ситуация на развивающемся рынке VSAT-технологий Индии?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VSAT в Индии»

А.А. АФОНИН,

ведущий специалист ОАО «Ителлект Телеком»

Телекоммуникационный рынок Индии - один из самых перспективных в мире. Количество абонентов мобильной связи в стране только в течение февраля 2008 г. выросло на 8,53 млн и достигло 250,9 млн человек (по данным Telecom Regulatory Authority of India - государственного органа регулирования телекоммуникационного сектора экономики Индии). За год прирост абонентов мобильной связи в Индии составил 54,3% (в феврале 2007 г. было 162,52 млн абонентов), а общее их число (проводной и беспроводной связи) увеличилось за год на 43% и составило 290,11 млн по итогам февраля 2008 г. Что касается пользователей широкополосных услуг (Интернет со скоростью более 512 кбит/c), то по итогам февраля 2008 г. их было уже 3,47 млн. Согласно прогнозам, рост телекоммуникационного рынка Индии будет продолжаться поэтому он представляет огромный интерес для инвестиций иностранных компаний, в том числе и российских. Первым шагом стала покупка ОАО «АФК «Система» 51% индийского оператора связи Shyam Telelink в

2007 г. Компания планирует увеличить свою долю до 74% в

2008 г. с целью стать лидером на рынке сотовой связи Индии. Также в начале 2007 года российский холдинг Altimo в консорциуме с Qatar Telecom и индийской Hindujas участвовал в тендере по покупке сотового оператора Hutchison-Essar, но проиграл Vodafone. Примерно в то же время о планах относительно Индии заявила компания «Сумма Телеком». Среди телекоммуникационных технологий, в том числе применительно к сотовой связи, не последнюю роль играют спутниковые системы, в частности, VSAT. Какова же сегодня ситуация на развивающемся рынке VSAT-технологий Индии?

У8ЛТ-технологии играют заметную роль в организации информационного пространства Индии. Объясняется это следующими факторами: 70% населения сосредоточено в сельской местности; в стране много труднодоступных регионов; уровень развития наземных телекоммуникаций - низкий.

Правительство Индии осознает необходимость информатизации общества для решения социальных проблем и развития экономического потенциала страны. В 1994 г. была принята государственная программа развития телекоммуникаций МТР 1994 (Национальная политика

в области телекоммуникаций). Основная цель программы - доступ максимального числа граждан к телефонной связи. В результате с 1996 г. был разрешен ввоз в Индию сотовых телефонов, пейджеров, У8ЛТ-оборудования.

Итоги реализации программы оказались неудовлетворительными, поэтому правительство сформулировало новую программу МТР 1999, конечная цель которой - создание в стране телекоммуникационной инфраструктуры мирового класса и становление Индии в качестве глобального телекоммуникационного игрока на мировом рынке.

ДЗ^ЛНЕЭП Число VSAT-станций на территории Индии

Год 1999 2005 2006

(март)

2007 (март)

Один из результатов реализации программы - уменьшение стоимости и упрощение получения разрешений на применение VSAT-стан-ций. Это привело к значительному увеличению их количества (табл. 1). Также важную роль в этом процессе сыграло решение правительства о допуске национальных операторов VSAT-сетей к частотным ресурсам иностранных спутников.

В 2004 г. правительство Индии приняло государственную программу Broadband Policy 2004 (Политика по обеспечению широкополосного доступа). Цель программы - увеличить число абонентов Интернета до

2007 (декабрь)

2010 (прогноз)

Июль 2008

L t L

Операторы УБЛТ-сетей на территории Индии

Таблица 2

Оператор

Количество VSAT-станций (декабрь 2007 г.)

Краткие дополнительные сведения

Hughes 30 000 Совместное предприятие Escort Ltd. и HNS (США). Центральная станция

Communication Ltd. (ЦС) в г. Гургаон. Единственный производитель VSAT-оборудования в Индии.

Частотный ресурс спутника NSS-11 в Ku-диапазоне и С-диапазоне

HCL Comnet 22 416 Используется частотный ресурс спутников INSAT в Ku- и С-диапазонах

Bharti Airtel Limited, 10 019 Три ЦС (Нью-Дели, Мумбаи, Бангалор). Используется оборудование Gilat и

Bangalore ViaSat, частотный ресурс спутников INSAT-3B и NSS-11 в С- и

Bharti Broadband 5155 Ku-диапазонах. Все ЦС объединены высокоскоростной ВОЛС, проходящей

через 200 городов Индии. Предоставляются закрепленные каналы (типа

SCPC/MCPC), каналы по требованию (DAMA) и каналы в режиме

многочастотной TDMA (типа TDM/MF-TDMA, свойственные интерактивным

сетям VSAT)

Essel Shyam 2487 Совместное предприятие группы компаний Essel Group и Shyam Group. ЦС

в штате Уттар-Прадеш. Применяется оборудование компании STM Wireless

Inc., ViaSat, Gilat. Использование технологии TDM/TDMA и SCPC/DAMA.

Частотный ресурс спутников INSAT

Tatanet Services 4870 Компания развивает свою сеть TataNet, которая имеет ЦС типа LinkStar

и SkyLinx (ViaSat) и ЦС типа SkyEdge (Gilat). Используется ресурс спутников

NSS-11 в Ku-диапазоне и INSAT-3C в С-диапазоне. ЦС сопряжены

собственной магистральной ВОЛС, имеющей выходы в международные

ВОЛС

ITI 46 VSAT-технологии одно из направлений деятельности. Ku-диапазон

GNFC 1 ЦС в штате Гуджарат. Используется оборудование компании Polarsat.

Частотный ресурс спутника Intelsat 704 в С-диапазоне. В основном

применяется технология MCPC/SCPC

60 млн к 2010 г., из них высокоскоростной доступ (более 512 кбит/с) будет обеспечен для 20 млн. Серьезное внимание в программе уделяется использованию в этих целях У8ЛТ-технологий, особенно для удаленных и труднодоступных регионов.

Нормативы для VSAT-станций в Индии

В соответствии с нормативными документами (Broadband Policy 2004) в Индии к классу VSAT-стан-ций относятся земные станции спутниковой связи с антеннами от 1 м (для Ku-диапазона, топология Star), 1,2 м (для расширенного С-диапазо-на, топология Star), 2,4 м (для расширенного С-диапазона, топология Mesh) до 3,8 м, с передатчиком до 5 Вт. Ограничение скорости передачи данных в VSAT-сети на территории Индии - до 2 Мбит/с. Кроме того, введен ряд ограничений на установку станций:

^ высота размещения антенны -не более 5 м над крышей здания; ^ расстояние до аэропорта - не менее 7 км.

Таким образом, технические параметры У8ЛТ-станций в Индии в Ки-диапазоне примерно идентичны параметрам, установленным европейской организацией СЕРТ ЕСС^ЕС(06)03 для У8ЛТ-станций типа НЕ8Т.

Операторы УБЛТ в Индии

В Индии работает 8 У8ЛТ-опе-раторов (табл. 2), которые используют технологии и оборудование ряда известных зарубежных компаний. Наиболее широкое применение получил С-диапазон в связи с погодными условиями (сезон дождей), но в последнее время наметился переход к активному использованию и Ки-диапазона. В апреле 2008 г. Национальный Банк Индии объявил конкурс на создание У8ЛТ-сети Ки-диапазона из 500 станций: ^ топология «Звезда»; ^ каналы - 192 кбит/с с возможностью увеличение скорости до 1,5 Мбит/с;

^ коэффициент готовности -0,995.

В соответствии с конкурсными техническими требованиями (моду-

ляция GMSK, скорость обратного канала - от 192 кбит/c) поставщик оборудования уже практически определен, так как данные параметры присущи только оборудованию VSAT-компании Gilat Satellite Networks. Это многое говорит о правилах игры на телекоммуникационном рынке Индии.

Важно отметить, что предоставлять услуги с использованием VSAT-технологий могут компании, в которых не более 74% уставного капитала принадлежит иностранным инвесторам. Для предоставления услуг на базе VSAT-техноло-гий компании необходимо иметь соответствующую лицензию, получить которую можно, имея лицензию оператора на территории Индии по предоставлению услуг связи по наземным каналам. Все указанные в табл. 2 операторы обладают собственной наземной сетью, а VSAT-станции часто применяются в качестве узлов доступа к опорной сети.

Еще одной особенностью работы VSAT-операторов в Индии является процедура получения спут-

Век Качества N° 4

л л л

ТТЛ

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Спутниковая связь

Таблица 3

Спутниковая группировка Индии (начало 2008 г.)

Спутник, Орбитальная S-/ С-диапазон С-диапазон С-диапазон Ku-диапазон

дата запуска позиция расширенный

INSAT-3B 83E 1ств 40 дБВт - 12 ств х 36 МГц 3ств х 72 МГц

22.03.2000 44 дБВт 50 дБВт

INSAT-3C 74E 2 ств 42 дБВт 1 ств 24 ств х 36 МГц 6 ств х 36 МГц

24.01.2002- 40 дБВт 37 дБВт 37 дБВт

INSAT-3A 93.5E - 9ств х 36МГц 6 ств х 36 МГц 6 ств х 36 МГц

09.04.2003 38дБВт 3ств х 36 МГц 38 дБВт 47,5 дБВт

37 дБВт

GSAT-2 48E 1 ств 40 дБВт 4 ств х 36 МГц - 2 ств х 36 МГц

08.05.2003 36 дБВт 42 дБВт

INSAT-3E 55E - 24 ств х 36 МГц 12 ств х 36 МГц -

27.09.2003 37 дБВт 38 дБВт

EDUSAT 74E - - 6 ств х 36 МГц 1 ств х 36 МГц

20.09.2004 37 дБВт 50 дБВт

5 ств х 36 МГц

55 дБВт

INSAT-4A 83E - - 12 ств х 36 МГц 12 ств х 36 МГц

22.12.2005 39 дБВт 52 дБВт

INSAT-4B 93.5E - - 12 ств х 36 МГц 12 ств х 36 МГц

12.03.2007 39 дБВт 52 дБВт

INSAT-4CR 74E - - - 12 ств х 36 МГц

02.09.2007 51,5 дБВт

никового частотного ресурса. Нормативно установлено, что операторы самостоятельно могут приобретать частотный ресурс индийской спутниковой группировки, то есть серии INSAT. В настоящее время допускается использовать ресурс и зарубежных спутников, но заказ должен осуществляться через государственную структуру DoS (Department of Space - Департамент космических исследований). В результате цена оказывается идентичной ценам на спутнике INSAT. Такая ситуация приводит к монополизму в

области выделения частотных ресурсов.

Спутники связи и вещания Индии

Развитием спутниковой группировки занимается Космическое агентство Индии (ISRO - Indian Space Research Organization). Программа создания спутников связи и вещания серии INSAT была утверждена в 1978 г. С 1970-х гг. разрабатывается и собственный ракетоноситель серии SLV (Satellite Launch Vehicle). Для запуска спутников серии INSAT (Indian National Satellite)

создан ракетоноситель GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle). Первая серия спутников INSAT была создана компанией Ford Aerospace (в настоящее время Space System/Loral) по заказу ISRO. Вторая серия INSAT-2 была создана в 1990-х гг. уже собственными силами, но запуски осуществлялись с помощью ракетоносителя «Ариан». Затем были разработаны спутники серий INSAT-3 и INSAT-4. Запуски спутников EDUSAT и INSAT-4CR производились собственным ракетоносителем GSLV с индийского космодрома Шрихарикота. В табл. 3

Таблица 4

Планируемые спутники связи и вещания

Спутник Диапазон частот Примечание

GSAT-4 Ka и навигация В Ка-диапазоне предусмотрена многолучевая антенна, часть стволов с обработкой

на борту. Назначение - экспериментальное и решение социальных задач в области

здравоохранения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INSAT-4D (GSAT-5) С, расширенный С Обеспечение связи. 12 региональных (Азия, Африка, Восточная Европа) и 6

национальных стволов

INSAT-4E (GSAT-6) S, С Вещание и мобильная связь. Пять стволов Б/С по 9 МГц и пять стволов Б/С по 2,7 МГц

INSAT-4F (GSAT-7) UHF, S, C, Ku Многоцелевой спутник нового поколения.

INSAT-4G (GSAT-8) Ku и навигация Обеспечение связи, прямого вещания и навигации

Примечание: В скобках указано альтернативное название спутника.

Июль 2008

id

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Спутниковая связь

приведен перечень действующих спутников связи и вещания 1№АТ на начало 2008 г.

Несколько слов о EDUSAT - первом в мире образовательном спутнике. Он разработан для организации сетей дистанционного обучения (в Индии примерно треть населения не имеет начального образования). Вообще вопрос образования в Индии стоит очень остро, в том числе из-за нехватки преподавателей и их невысокой квалификации. Запуск спутника поможет частично решить данную проблему. Спутник имеет пять узких лучей и общенациональный луч в Ки-диапа-зоне, а также общенациональный луч С-диапазона. EDUSAT обеспечивает работу 45 вещательных и инте-

рактивных спутниковых сетей в 20 штатах Индии. Система дистанционного обучения охватывает 30 тыс. школ. Ресурсы спутника также используются для организации сети высшего образования, которая охватывает 113 технических вузов страны, где обучаются около 120 тыс. студентов.

Индия не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайшие годы планируется запуск новых спутников (табл. 4).

Послесловие

В силу социальных, экономических и климатических особенностей применение \^АТ-технологий в Индии приведет к значительному ускорению информатизации индийского об-

щества, поможет решить проблемы сотовой и фиксированной связи, навигации. Правительство Индии осознает необходимость такого применения \^АТ-технологий и принимает активные меры по упрощению нормативных барьеров в области телекоммуникаций, в том числе и \^АТ. Индия обладает и собственными космическими ресурсами и целенаправленно осваивает новые технологии с целью развития спутниковой связи и вещания. Несмотря на некоторые особенности использования \^АТ-техно-логий (государство старается защитить свой внутренний рынок в интересах развития потенциала местных операторов), рынок \^АТ становится все более и более перспективным для иностранных инвестиций. л

Мегаполис, сельская местность, регион в свете возможностей использования спутниковой связи УБЛТ

Олег МАКАРОВ,

директор по продажам и развитию компании «АЙПИНЭТ»

Электромагнитная совместимость в условиях мегаполиса - один из наиболее сложных вопросов при организации каналов связи. Выделение частот также является серьезной проблемой. К примеру, в настоящее время невозможно предоставить частоты для тестирования работы сетей Ш!-МАХ в Москве, которое по этой причине проводится в Санкт-Петербурге. К особенностям использования беспроводной связи в мегаполисе относится также наличие многочисленных физических барьеров.

Обширность территории России в некоторых случаях может оказаться фактором, сдерживающим развитие бизнеса большинства компаний, имеющих разветвленную региональную сеть. В условиях неразвитой региональной инфраструктуры кабельным операторам сложно обеспечить качественную связь. Неоднородность рельефа, заболоченность территорий, другие природные факторы препятствуют организации каналов связи и оптимальному функционированию бизнеса. В таких случаях беспроводные технологии \^АТ дают возможность для формирования единого информационного пространства на удаленной территории.

Другой вопрос - экономическая целесообразность использования спутниковой связи в мегаполисе. В крупных городах существует разветвленная телекоммуникационная инфраструктура, имеется достаточное количество наземных операторов свя-

зи, конкурирующих между собой. Они могут предоставить услуги связи дешевле, чем спутниковые операторы связи. Из этого можно было бы сделать вывод, что в крупных городах, мегаполисах использовать спутниковую связь невозможно. Однако даже в Москве такая возможность имеется, не говоря уже о других городах.

Условия организации спутниковой связи в мегаполисе примерно таковы: создание независимой корпоративной сети компании; необходимость резервирования сети; использование этого вида связи в качестве временного решения (например, при ограниченных сроках ввода объекта в эксплуатацию); наличие мест, объектов, куда традиционные операторы пока не пришли.

Таким образом, спутниковая связь направлена не только на регионы. Доля использования спутниковой связи в мегаполисе может составлять порядка 5-10%, в регионах же -40-60%. При этом необходимо отметить, что российские регионы отличаются неоднородностью с точки зрения использования видов связи. Но в любом случае нужно признать, что в регионах спутниковая связь более востребована. Если в черте крупного города услуга высокоскоростного спутникового доступа в Интернет не может конкурировать по соотношению цена/качество с услугами широкополосного доступа на базе других технологий, то за его пределами, она зачастую оказывается единственно доступной.

Сегодня, осваивая новый регион, в первую очередь, необходимо обращать внимание на наличие потенциального партнера с желанием долгосрочного сотрудничества. Присутствие во всех

регионах позволяет сетевым заказчикам получать услуги связи от одного провайдера. Это значительно упрощает организационную систему работы, решает многие технические проблемы, прохождение бухгалтерской документации, контроль платежей и т.д.

Как правило, основными заказчиками технологии спутниковой связи являются крупные компании нефтегазового, энергетического, банковского и государственного секторов, а также федеральные розничные сети. Последние открывают сегодня магазины по всей России в городах с населением не менее 20 тыс. человек. Они уже освоили европейскую часть страны, перебрались за Урал и активно развиваются в Сибири. Часто компании, которым нужно организовать связь центрального офиса с региональными подразделениями, используют спутниковую связь как временный вариант при запуске какого-то удаленного объекта. Затем, в зависимости от потребностей бизнеса, они могут перейти на оптоволокно или радиорелейную сеть. Спутник при этом останется альтернативным каналом связи. Есть практические примеры, когда спутниковый канал так и остался основным, потому что вариантов «наземного» решения пока не нашлось. Понятно, что никакой клиент, если ему надо решить бизнес-задачи, тем более на территориально-удаленных объектах, не станет дожидаться организации кабельной связи. Технология \^АТ в этом плане более мобильна, особенно, когда уже отработанное спутниковое оборудование остается только перенести на новый региональный объект, что позволит оперативно ввести его в работу. >»

Век Качества N° 4

л .» л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.