Научная статья на тему 'Исследование российского рынка VSAT информационный Бюллетень J'son & Partners Consulting'

Исследование российского рынка VSAT информационный Бюллетень J'son & Partners Consulting Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ / ЧАСТОТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / VSAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большова Галина, Ермолич Павел

Компания J'son & Partners Consulting представляет результаты обновленных собственных исследований российского рынка VSAT, которые проводятся с момента появления первых коммерческих сетей с использованием интервью основных участников и привлечением экспертов рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование российского рынка VSAT информационный Бюллетень J'son & Partners Consulting»

ТЕМА НОМЕРА

Исследование российского рынка VSAT

Информационный бюллетень J'son & Partners Consulting

Ключевые слова:

VSAT, спутниковая связь, частотное регулирование

Галина Большова,

ведущий эксперт

gbolshova@json.ru

Павел Ермолич,

коммерческий директор

J'son & Partners Consulting

Pavel@json.ru

Объем и структура рынка, ключевые игроки

В 2009 г. общий объем российского VSAT-рынка составил примерно 4,3 млрд. руб. Падение рынка по сравнению с 2008 г. составило около 15%. В то же время, несмотря на отключение части клиентов и падение ARPU (с 9 тыс. руб. почти до 7 тыс. руб.), доходы операторов от услуг связи немного увеличились: с 3,5 до 3,7 млрд. руб. (в 2009 г.). Но отрицательным показателям предшествовал существенный рост: в 2008 г. объем российского VSAT-рынка достиг 5 млрд. руб., из которых 70% составили доходы операторов от оказываемых ежемесячных услуг и около 1,5 млрд. руб. — от продажи новьх станций и сопутствующих единовременных услуг. Причина роста — экстенсивное наращивание базы VSAT в 2007 г. за счет реализации нескольких ФЦП.

Однако, как только национальные проекты завершились, рынок спутниковой связи вернулся в естественные рыночные условия, на которые оказали влияние как мировой дефицит

Компания J'son & Partners Consulting представляет результаты обновленных собственных исследований российского рынка VSAT, которые проводятся с момента появления первых коммерческих сетей с использованием интервью основных участников и привлечением экспертов рынка.

Несмотря на общее падение рынка УБАТ в 2009 г. до 4,3 млрд. руб., отключение части абонентов и некоторое падение АИРи, доходы операторов УБАТ от услуг связи увеличились до 3,7 млрд. руб.

спутникового ресурса, так и глобальный экономический кризис. В то же время потребность в спутниковой емкости и оборудовании на 2010 г. есть, что указывает на продолжение движения рынка в сторону наращивания инсталляционной базы УБАТ, хотя и очень медленное.

Тем не менее, состояние рынка УБАТ в 2009 г. можно оценить как стагнацию, обусловленную, не столько кризисом, сколько дефицитом спутникового ресурса на орбите. А точнее, дефицит ресурса (особенно после отказа КА

"Экспресс-АМ2") усугубил финансовое состояние компаний, приведя рынок в состояние стагнации.

Финансовые итоги операторов неутешительны: от 5 до 10% из них явно готовятся к банкротству, завершив 2009 г. с нулевым или негативным финансовым результатом. Если учитывать необходимость возврата кредитов, то на грани дефолта могут оказаться до 50% операторов. В чистом плюсе оказались всего 19% операторов, из которых лишь 12% получили более 10% прибыли.

Однако первая пятерка VSAT-операторов, которые продолжают удерживать более 60% рынка, выглядит вполне благополучно. Наиболее уверенно чувствуют себя лидеры рынка "ВебМедиаСервисез", "Глобал-Телепорт", КБ "Искра", "Сетьтелеком", "Стэк.Ком"; стабильно развивается "РуСат", бизнес которого не ограничивается предоставлением VSAT-сервисов. Не предвидится проблем и у операторов, входящих в крупные телекоммуникационные холдинги: Orange Business Services, "Голден Телеком", "УралСвязьИнформ", "Газпром Космические Системы".

ТЕМА НОМЕРА

Потребители российского рынка VSAT

Потребителей российского рынка VSAT можно разделить на четыре сегмента. 88% парка VSAT используют государственные предприятия и крупные компании (часто с присутствием государства в качестве акционеров), т. е. государство остается основным заказчиком VSAT-оборудования. Оценка территориального распределения установленных VSAT, приведенная в отчете, показывает его существенную неравномерность, а также тенденцию к повышению проникновения VSAT в северных и северо-восточных регионах страны. Таким образом, у нас по-прежнему VSAT используются в малонаселенных районах с низкой плотностью населения, что отнюдь не повышает коммерческую эффективность VSAT-сетей.

В отличие от развитых западных рынков у нас очень незначителен сегмент индивидуальных пользователей VSAT — чуть более 1%, но при определенных условиях этот сегмент способен создать хорошие перспективы роста. Проведенный J'son & Partners Consulting опрос одной трети российских частных пользователей показывает, что основными причинами, сдерживающими развитие массового рынка VSAT, являются высокие цены! на оборудование и высокие тарифы. Но следует учитывать, что в большинстве западных стран основная часть частных владельцев используют VSAT, работающие в Ка-диапазоне (которых в нашей стране пока нет).

Поставщики оборудования

В 2009 г. претерпел изменения и список поставщиков оборудования. Практически ушли с российского рынка компании NDSatcom и Shiron, поглощенные более крупными международными компаниями, а к известным российским производителям VSAT ("ВисатТел", "Вигстар" и "МедиаСпутник") прибавился еще один — компания Eastar, выпускающая вполне конкурентоспособные по цене и характеристикам VSAT. Правда, доля российских производителей на рынке VSAT пока ничтожно мала.

Особенности частотного регулирования

В настоящее время российские операторы при получении разрешений на работу с VSAT-станцией руководствуются решением ГКРЧ № 04-03-02-001 от 6 декабря 2004 г., кото-

Структура продаж поставщиков VSA Т-оборудования, 2009

рое определяет основные регламенты!: разрешенные территории Российской Федерации, разрешенные полосы! радиочастот, разрешенные сети фиксированной спутниковой связи, к которым относятся УБАТ, энергетические параметры! и процедуру присвоения частот. Согласно этому решению согласование радиочастот с Минобороны и Федеральной службой охраны не требуется, почему процедура получения разрешений и названа упрощенной.

Данная процедура распространяется на класс станций со следующими техническими параметрами: мощность передатчика — 4 Вт, ЭИИИМ —50 дБВт, диаметр антенны — до 2,4 м. Одно из главных упрощений состоит в том, что определены частотные полосы и те российские спутники связи, для работы с которыми операторам связи нет необходимости получать частные решения ГКРЧ на использование конкретных полос радиочастот на конкретных же спутниках, относящихся к российской группировке (позиции: 40° вд, 53° вд, 80° вд, 90° вд, 96,5° вд и 140° вд) Кроме того, в феврале 2008 г. для УБДТ были выделены! дополнительные полосы частот в диапазоне Ки (14-14,5 ГГц) с общим ресурсом 400 МГц, доступные по упрощенной процедуре частотного обеспечения. На зарубежные спутники данная процедура не распространяется.

Простой уведомительной процедуры регистрации (как, например, в Европе или Северной Америке) для станций УБДТ в РФ нет, что существенно тормозит развитие отрасли.

Прогнозы и перспективы

Развитие рынка УБДТ зависит, прежде всего, от наличия доступного спутникового ресурса — без него нет отрасли. А для России — еще и от темпов реализации программ вывода новых российских спутников, а также от либерализации регуляторной базы для использования

Структура пользователей российского рынка VSAT, 2009

Г 73« |

L__ __J

I государственные учреждения

■ малые и средние предприятия

1 крупные корпорации I частные предприятия и физические лица

■ Ас1уэп1есЬ

■ Российские производители

иностранных спутников на отечественном телекоммуникационном рынке.

Сегодня свободный спутниковый ресурс отсутствует, и это важнейший фактор, сдерживающий развитие рынка УБДТ. Его влияние начало сказываться в 2009 г., но очевидно, именно он станет главной угрозой рынку в 2010 г.

В целом, рынку необходим выход из стагнации, чему, возможно, будут способствовать намечающиеся слияния и поглощения. Для независимых средних и малых операторов в 2010 г. надо решить задачу выживания: сети с числом терминалов менее 1500 работают практически с нулевой рентабельностью и окупаются только за счет дополнительных услуг. У операторов, имеющих менее 300 станций есть только два варианта выхода из ситуации: продать бизнес или войти в крупную корпорацию (что, по сути, одно и то же).

Положение с ресурсом может улучшиться лишь к 2012 г. после ввода в эксплуатацию планируемых к запуску в 2010-2011 гг. "Экспресс-АМ4" и "Ямал-300", но лишь для выживших в 2010 г. операторов УБДТ. Облегчить положение многих операторов и сохранить (а возможно, и приумножить) объем установленной базы УБДТ, несомненно, поможет принятие решения по использованию зарубежных спутников по упрощенной процедуре. На рост и развитие работает и снижение стоимости оборудования, о котором заявляют практически все основные зарубежные производители УБДТ.

В целом, осторожный прогноз до 2012 г. — сохранение существующего объема рынка как в количественном, так и в денежном выражении. После 2012 г. возможен медленный подъем рынка, и даже до финансовых объемов чуть выше 2008 г. (более 5 млрд. руб.). Впоследствии может начаться более резкий подъем, но лишь при условии активного использования Ка-диапазона и только в том случае, если операторы! смогут заинтересовать более современными сервисами массовый рынок. При благоприятных обстоятельствах к 2015 г. рынок сможет достичь 10-12 млрд. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.