Научная статья на тему 'Время в кинематографе'

Время в кинематографе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2270
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРЕТНОСТЬ / САСПЕНС / АБСОРБЕНТ / КОМПРЕССИЯ / СОБЫТИЙНОСТЬ / КИНЕМАТОГРАФ / DISCREET / SUSPENSE / ABSORBENT / COMPRESSION / EVENTFULNESS / CINEMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Огарков А. Н., Романова И. К.

Статья посвящена актуальной проблеме разграничения визуальных и аналитических практик. Кино-единственная символическая конструкция, в которой визуальность буквально рождает время. Фантазматическое время события представляет собой последовательность усилий различения реального и символического под течением основного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temporal in cinema

The article deals with the distinction between the visual and analytical practices. The cinema is the only symbolic construction that produces time through visualization. The phantasmatic time of an event is a sequence of attempts of distinction between the real and the symbolic within the basic time.

Текст научной работы на тему «Время в кинематографе»

А. Н. Огарков, И. К. Романова ВРЕМЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Течение времени в кинематографическом сюжете представляет собой последовательность становления, предметность которого определяется способностью воображения представлять делимость, а мира — делиться. Шаг дискретности конституирует поле событийности, которому одновременно принадлежит машина наделения дискретных единиц значением и процедура синтезирования значимых единиц в актуальное зрелище. Событийность в «идеальном» кинематографе располагается ниже течения генерального времени социальных абстракций, фиксируя более значимые процессы развертки монады субъективности с выбросом времени в качестве побочного процесса. Примером служат фильмы Антониони, Вендерса, Джармуша, А. Каурисмяки, Сокуро-ва, Хлебникова. Конструирование времени и пространства в кинематографе Антониони неоднократно становилось предметом рассмотрения критики, можно указать хотя бы на монументальный труд Ж. Делёза «Кино» [1]. Поэтому остановимся более подробно на работах других упомянутых авторов, отметив лишь, что творческая манера Антониони стала для них своего рода матрицей, не случайно Вендерс участвовал в съемках последнего полнометражного фильма Антониони «За облаками».

Снимать течение времени — любимое занятие Вима Вендерса (один из его фильмов так и называется — «С течением времени»), его герои часто путешествуют по городам и странам, но эти путешествия — не столько перемещения в пространстве, сколько движение от настоящего к прошлому, путешествие во времени. В отличие от повествовательного кинематографа, где сюжет является главным компонентом фильма, миры Вендерса подчинены естественному ходу вещей. Для современного зрителя, привыкшего к тому, что на экране все несется с головокружительной скоростью, фильмы Вендерса кажутся чересчур затянутыми, сверхмедленными. Монтажный кинематограф, разделяя события на значимые и незначимые, отдает предпочтение времени крупных событий. Глаз зрителя привыкает к таким хорошо считываемым формам, и он уже не удивляется тому, что за несколько секунд экранного времени пролетают часы, месяцы и годы. Эффект же «замедления» в кинематографе Вендерса возникает в результате того, что внутренее время отношений персонажей по своему объему оказывается соизмеримым с реальным временем. Так, в фильме «Алиса в городах» журналист Филипп Уинтер (играет его Рюдигер Фоглер, любимый актер Вендерса) сначала едет в автомобиле по восточному побережью США в поисках материала для статьи, а затем вместе со случайной попутчицей — маленькой девочкой Алисой — занят поисками дома ее бабушки в Германии, для чего им приходится исколесить полстраны. Почти ничего не происходит, хотя сюжетные рамки в фильме существуют и зритель ждет, что же станет с героями. Но найденные в конце концов родственники остаются за пределами видимого, тогда как главным оказывается сверхвремя зрелища, благодаря которому просходит смещение в бесконечность. Мелкие события этого путешествия (ночевка в мотеле, разговоры в аэропорту, встреча с бывшей девушкой, осмотр Нью-Йорка с вершины небоскреба и т. д.) никак не сказываются на развитии истории (ни одно ружье, висящее на стене, не стреляет в конце), но бесконечно дробят время, проживаемое героями, сближая его с

© А. Н. Огарков, И. К. Романова, 2009

реальностью. Почти документальный характер происходящего подчеркивается еще и тем, что Филипп все время фотографирует — и проявляющиеся постепенно полароид-ные снимки фиксируют подлинные мгновения необработанного времени. Такое маниакальное стремление запечатлеть, ухватить ускользающую реальность помогает герою уничтожить фальшивое время, навязанное ему извне. Ему важна феноменология жизни, а не вариации на заданную тему. Вместе с проявляющимися на снимках изображениями в фильме проступает прошлое. Поиски бабушкиного дома, где когда-то жила девочка, превращаются в сличение старой фотографии, хранящейся в ее сумочке, с теми местами, по которым проезжают герои. Снимок дома — это все, что осталось у Алисы от ее детства, и не случайно то, что когда дом каким-то чудом оказывается найден, он уже принадлежит чужим людям. В культовом фильме Вендерса «Небо над Берлином» персонаж по имени Гомер — с трудом передвигающийся старик, переживший с городом много крутых поворотов в его истории, бродит по пустырю и часами сидит там в старом продавленном кресле, пытаясь разглядеть в этом заброшенном месте Потсдамскую площадь. Прошлое никак не может материализоваться, но сила его воздействия от этого не уменьшается. Главные герои фильма — ангелы, которые обладают способностью считывать мысли и чувства людей. Благодаря этой способности возникает возможность соотнесения в кадре внутренних мотиваций, душевного метаморфоза с внешним поведением, движением и соприкосновением тел. Зрителю оказываются доступны и само течение жизни, и «мерцание» ее условий. Местом, где ангелы собираются чаще всего, является библиотека — хранилище логоса, храм знаний, сгусток человеческой памяти. Ангелы столь же бестелесны, как и знаки, и не могут физически вмешиваться в жизнь людей, тем не менее сакральное и профанное, по мысли режиссера, связаны. Сакральное нуждается в фальсификации. Сам факт зримости окружающего мира оказывается вмешательством в него. Реальное время в фильмах Вендерса проживается как символическое, а символическое как реальное, что позволяет зрителю испытать дополнительное наслаждение.

* * *

Выдающиеся сюжеты пожирают события, результат этого поглощения — раскрывающаяся пустотность и статуарность всего видимого, стремление видеологическо-го объекта к распаду, самокомментарию. Как ни странно, такой визуальный режим готовит сознание зрителя к продуктивной классификации тел и объектов языка во взаимном отражении и последующем слипании. Как отмечает Делёз, сила тела — в пантомиме, Бога — в рассуждении [2, с. 367]. Если эти две силы соединяются, возникает двусмысленность тела и языка, ведущая к распаду готовых к считыванию форм. Рассказ очищается до ядерной формы, до дейктических операторов, указателей-шифтеров.

Так например, происходит в фильме Джармуша «Вне закона», название которого как раз и указывает на родовой признак подлинного события. Действие не спешит к комментирующей инстанции, а зависает под мертвым глазом камеры, растекается в безлюдном городке, среди безразличных, склонных к единственному поясняющему жесту персонажей. Ничего не происходит, парадоксальным результатом чего становится суггестия, сгущающая и в дальнейшем рассеивающая привилегированные объекты, выдержавшие испытание подвешиванием. Саспенс у Джармуша организовывается компрессией, небывалой теснотой событий в мире, в котором, буквально по Хайдеггеру, вещи вытягиваются к существованию из Ничто [3], онтологического негативного

условия позитивности. Благородная пустотность значима, это время сопряженных универсальных форм, которое будет оттенять параллельное время событийности и делать его элементарно и сакрально значимым.

Итак, скучнейший оцепеневший американский городок и основные его персонажи: Сутенер, Полицейский и Номад. Эталонные персонажи являются хранителями эталонного времени, они замыкаются друг на друга и на пустые значения. Действие запускается Трикстером в аутентичном образе Тома Вэйтса, выпадающем из непродуктивных симметрий в поэтическое пространство большого авантюрного путешествия на Край мира, к объектам веры. Все, к чему прикасается Номад, Лицо без определенных занятий, становится вдвойне бесполезным и поэтому сакральным. Он должен быть изолирован в капсулу, изъят из обращения.

Подобное течение событий никак не предсказано, напротив, зритель находится в оцепенении ожидания, ведь формально сюжет является детективным, в нем есть все для этого необходимое: преступление, труп в багажнике машины, которую согласился перегнать за небольшие деньги Номад, обыск его машины и арест, а далее — тюрьма. Зритель плавно перемещается в фантазматическое пространство иронии и недеяния, внутри которого и осуществляются центральные события — встреча Трикстера (Бениньи), Сутенера (Джон Лури) и Номада (Том Вэйтс). Замедление течения времени доходит до предела. Естественный абсорбент времени — тюрьма. Замедлители времени — ловушки бессвязных по-видимости разговоров, в которых аккумулируется время игры в банальный обмен репликами между Номадом и Сутенером по поводу Времени циферблатов и даже инсценированной дракой. Инсценировка становится понятной в перспективе развертывающегося времени Большого авантюрного приключения. После прибытия Трикстера поэтическое время постепенно вытесняет ироническое, а его, в свою очередь, вытесняет религиозное время Чистой событийности.

Вернее, все эти времена согласованно сменяются, выступая и последовательно, и одновременно как результат Иронии, обладающей расчленяющей силой. Классификация событий производится абсурдным дискурсом, в котором очевидная нелепость тюрьмы трансформируется в возможность выйти из нее в Ничто. Все персонажи меняют места своего житейского прикрепления и обнаруживают онтологические позиции, как это происходит в диалогах Платона. Сутенер смещается к номадической позиции, Трикстер — к созерцательной, Номад — к трикстерской. Горизонты событийности переплетаются, и вот мы уже в сфабрикованном пространстве внутреннего времени хорошо артикулированных событий.

В фильме «Страннее, чем в раю» Джармуш доводит до предела компрессию событийности, одновременно изымая из действия все, за что могло бы цепляться праздное любопытство зрителя. Перед нами практически театральная экспозиция — пустая комната в Бронксе, матрас, стол, балконный проем, в рамку которого время от времени выходят персонажи длиннейшей мизансцены, занимающей треть экранного времени. К нью-йоркскому номаду приезжает по какой-то странной причине его сестра из Калифорнии, и у них завязывается медитативный, подвешенный в этом пространстве разговор о ноль-позиции. Это клинамен, первичное отклонение причинения и речи [2, с. 340]. Здесь как раз и возникает собственно рефлексия — взаимное продуктивное отражение Бога и языка, выражающееся в дизъюнкциях подвешенных, протяженных слов.

Во второй части фильма номад внезапно решается покинуть город и с друзьями выезжает формально к сестре, фактически же к Океану. Там, после серии спонтанных

и абсурдных событий, следует последнее соприкосновение с трансцендентным временем на Последнем Берегу (так, между прочим, называется известный американский фильм о великой грусти постапокалиптической эпохи).

***

Если существует однопорядковое кино, тогда наши выводы о временной суггестии и последующем рассеивании времени верны. Обратимся к образной системе фильма Бориса Хлебникова «Свободное плавание». Название отсылает нас к ключевым метафорам фильмов Джармуша, касающимся природы времени и развертывающих его в реальность веросознания и чистых подвешенных состояний. Свободное плавание осуществляется в пространстве, свободном от значений. Чтобы осуществить этот акт концептуального очищения, необходим выход к реальности с помощью видеологии классической литературы, где есть стремление избавиться от лишнего, представить Реальное как очищенное, а значит, больное безумием, зараженное шизотенденцией, дырчатое, в которое проваливается и там перемешивается смысл. Смысл всегда актуален, моден, знаки же немодного невозможно разоблачить, подозревать, а значит, освоить. Они ускользают, а значит, главенствуют над смыслом. Это лучшие проявления концептуализма, как истуканы острова Пасха или египетские пирамиды. Нефункциональность — главное качество текста о свободе, видеология которого делает возможным кино-время. Оно двойное: каждая мизансцена отсылает грамотного зрителя к характерным событиям классического кино (летающий пакет, съемки в профиль камерой, движущейся параллельно персонажам, тургеневские аллюзии), налипающим на густое, как мед, неподвижное время волжского постперестроечного городка. Мы сталкиваемся с эффектом вечности, внутри которой готовится взрыв. Накопление является результатом выборки, постоянно работающих фильтров минимализма, не пропускающих лишнего. В то же время статуарность жестов и персонажей производит эффект иероглифического письма, столь характерный для японских фильмов. Прежде всего это отрицание принудительных практик, задумчивость, пауза, резкие и лаконичные фразы героя. Отрицание сломанной дороги, соседство реки, к которой вытягивается сюжет, через это отрицание постепенно становясь пластичным, текучим. Первая мизансцена фильма — панорама умирающего завода — самая длинная и статичная, последняя — путешествие героя по реке — самая короткая и радостная. События стали короткими и текучими, а жизнь длинной и радостной. Произошло это потому, что все символическое стало реальным: Волжский моторный завод поплыл по Волге, тургеневская стилистика обернулась живой страстной девушкой Ниной Барсуковой, Ван Дамм с плаката на стене принял участие в драке на деревенской дискотеке. Фильм поглотил сам себя, оставив только самое нужное и подвижное — воду. Долгая инициация героя была движением к свободе и отрицанием всех знакомых форм ее обретения — концептуалистский ход Хлебникова.

***

Ленинградские ковбои Аки Каурисмяки — апостолы святости старой Европы на подступах к Америке. Крылья как священная чрезмерность представлены длинноносыми туфлями Элвиса Пресли, переходящего с помощью нерационально движущегося тела в следующее измерение, за пределы подвижности, на территорию пантомимы — искусства изымать рациональность из связки органов неосмысленного тела. Финская подвешенность во времени, как стоячая вода, в которой финны передвигают тела в

такт танцев Элвиса. Неторопливый Каурисмяки опускает киноаппарат в воду времени: тяжелый ход по пояс в смысле — это брод, философское движение, сопротивление встречной материи и усилию мысли. Мысль сопротивления невыносима, как прибой, тянущий за собой песок и мелкие ракушки, чтобы отложить их на дне Океана, сделать частью твердой массы знания Дна. Дно — место отстоя маргинального, Каурисмяки — обладатель знания Дна, опрокинутого неба Элвиса (самого выдающегося из маргиналов).

Именем Шекспировского Ариэля из «Бури» называется фильм Аки Каурисмяки: название содержит намек на главного его героя и вызывает призрак героя другого — Одиссея, путешествующего по краям культурного объема с маленькой, вшитой в этот объем, гранулой пустоты. Отпущенность Ариэля-Одиссея в эмпиреи обозначена в фильме экзотическим, как корабль, притягивающим опасности и способным развивать сверхскорость подарком—«Кадиллаком Элвиса». Роскошная машина, Кадиллак абсурда не способен рационально двигаться, заводя в тупики и подставляя, как мифический крылатый конь или летающий ковер, чудо, соблазняющее украсть его. У владельца белого Кадиллака должна быть история, узаконивающая его право иметь в распоряжении то, чем обычно венчается конец любой истории: белый Кадиллак — это death car, последняя дерзость, взятая у жизни напрокат. Дискретность хода автомобиля-корабля сочиняет для него историю, испытывая Ариэля в пути остановками. Режим маргинального существования культурного героя — опасное плавание в системе островов; свою социальность Каурисмяки обычно представляет в островном порядке. Рестораны, кафе, разнокалиберные мастерские, магазины дорогие и дешевые, заводы, порты и т. д: каждое из этих обычных, скучных мест у Каурисмяки населено духами, обычными для мифов Скандинавии, где сохранность обеспечена составом почвы болот. Ка-урисмяки — экзистенциалист в простоте расказанной истории: она не выдерживает сюжетной длительности и претерпевает временные мутации, медитируя, но не эстетствуя. Ариэль экспериментирует с разными временами, но ни одно ему не подходит, и тело героя страдает при очередной временной несовместимости, как при кораблекрушении и высадке на остров. В каждом предложенном времени действует свод определенных правил, у Ариэля же никаких правил нет: он даже не пользуется «кодексом самурая», или императивом странствующих рыцарей. Таковы герои «Одиссей» Каурисмяки и Джармуша: подобно Христу, они молчаливы, невозмутимы и не дерзки, действуя наиболее невыгодным для себя образом, зная как будто, что такова их «чаша». Сюжет становится абсурдным и только благодаря их недеянию, асимметричности миру. Асимметрия отбрасывается к краю, чтобы там быть по-настоящему дерзкой, маргинальной, вызывающей неудовольствие центра всех сюжетов. Все это «время экзистенции» Ариэль не движется, но покоится, преображаясь в белом корабле-Кадиллаке. Оставив последний, освобожденный герой попадает на настоящий корабль под названием «Ариэль» и отправляется в свободное плавание через границу: по направлению к тому, что за краем. Освобождение от автомобиля означает отказ от «стендинга» — выкладки центральных, актуальных знаков и их эквивалентов. Маргиналии — это дом, безопасность которого обеспечивается полным совпадением, самоидентификацией в оскучнении, в крайней его форме — в свободной воде нелегального положения, готовясь в любое мгновение оказаться на дне, на перевернутом небе.

Все выдающиеся кинематографические сюжеты содержат абсолютное время микрособытий, обладающих силой припоминания и порождения, силой, к которой стремится творчество. Это недостижимый объект любой дискурсивной практики — становление, чистая реальность скуки и тоски, в которой и обнаруживается предметность свободы.

1. Делёз Ж. Кино. М., 2004.

2. Делёз Ж. Логика смысла. М.; Екатеринбург, 1998.

3. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Статья поступила в редакцию 18 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.