Научная статья на тему 'Время как ценность в современном мире'

Время как ценность в современном мире Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
234
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рабина Е. И.

Характерные для современной действительности быстрый темп социально-экономической жизни и рост объема информации требуют от личности высокой активности и постоянно растущего напряжения усилий, направленных на достижение максимального результата при минимуме затрат. Шпранглер Э. считал, что главное в личности – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время как ценность в современном мире»

Список литературы:

1. Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Том VI. - № 1. - C. 143.

2. Saks M. Professionalism and Health Care // Field D. and Taylor S. (eds) Sociological Perspectives on Health, Illness and Health Care. Oxford: Blackwell Science, 1998. - Р. 104.

3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. - М.: Логос, 2005. - С. 242.

4. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 42.

5. Голынко-Вольфсон Д. Мифология профессионального блеска // Художественный журнал. - 2003. - № 5. - С. 60.

6. Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - № 1. - С. 23.

7. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 41.

8. Голынко-Вольфсон Д. Мифология профессионального блеска// Художественный журнал. - 2003. - № 5. - С. 58.

9. Берн Э. Знаете ли вы, что значит быть учителем профессионалом? // Первое сентября. - 1999. - № 71. - С. 52.

ВРЕМЯ КАК ЦЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

© Рабина Е.И.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Характерные для современной действительности быстрый темп социально-экономической жизни и рост объема информации требуют от личности высокой активности и постоянно растущего напряжения усилий, направленных на достижение максимального результата при минимуме затрат.

Шпранглер Э. считал, что главное в личности - это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни. Место времени среди основных человеческих ценностей четко определил Леон Батиста Альберти, сказав: «есть три вещи, которые человек может назвать принадлежащими ему: это душа, тело и самая драгоценная вещь. Она в большей мере моя, чем эти руки и

♦ Ассистент кафедры Иностранных языков № 2

глаза: это время» [3, С. 74]. Время - это важнейший параметр нашей жизни, определяющий и влияющий на наше прошлое, настоящее и будущее. Правильное отношение к времени и обращение с ним в условиях современности становятся залогом успешности личности и функционирования любой системы.

Понятие времени относится к числу предельно общих, фундаментальных понятий, отражающих самые важные и существенные связи, и отношения действительности и познания. Время обладает способностью к движению, становлению, «течению». Оно характеризует последовательность, длительность, скорость бытия явлений и состояний материального мира и человеческого общества, являясь надежной мерой их измерения.

В научной литературе можно встретить различные определения этого явления. Так, например, в философском энциклопедическом словаре время - это атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.

Существуют различные виды времени. Оно может быть объективным (физическим), субъективным (психическим) и хронологическим. Согласно данным физики, философии и других наук, выделяют время циклическое (последовательность повторяющихся однотипных событий) и линейное (векторное, т.е. однонаправленное поступательное движение), физическое (измеряемое с помощью механизмов или наблюдением за периодическими явлениями природы), абстрактное (представляемое), математическое (матрица для пересчетов между физическим и релятивистским временем), релятивистское (время теории относительности) и биологическое (время живых организмов).

Можно также выделить время социальное и психологическое. Социальное время - это «время общественного бытия людей, то есть их материальной деятельности и отношений, в которые они вступают в процессе этой деятельности» [2, С. 9]. Оно не сводится к физическому или биологическому, так как представлено процессами человеческой деятельности. Неслучайно, жизнь людей, имеющих одинаковую хронологическую продолжительность, очень часто не совпадает в социальном времени. Психологическое время, в соответствии с современным научным знанием о природе и обществе, есть время развития и саморазвития личности [6, С. 401]. Это время переживания событийной организации жизненного пути личности, отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизни. Психологическое время детерминируется в основном субъективными факторами. При этом объективное становление личности в процессе ее самоорганизации и время как бы вплетены друг в друга. Таким образом, психологическое время является разновидностью социального времени, так как обусловлено социальной

структурой и содержанием социальной деятельности индивида, и, одновременно с этим, формируется под воздействием психики и сознания отдельного человека. Следовательно, личность всегда выступает носителем противоположных по исходным качествам форм времени: с одной стороны, объективного (биологического), а с другой стороны, субъективного (личностного, социального).

Трудность изучения и характеристики времени связана с такими его свойствами, как невидимость, неслышимость, неосязаемость. У человека не существует специальных органов для восприятия времени.

Несмотря на то, что детальное изучение времени началось с изобретением приборов его точного измерения, еще в древности люди уделяли большое внимание исследованию категории времени. Являясь величиной физической, изначально время представляло монополию философии. С течением веков проблема времени стала одной из центральных как в гуманитарных, так и в естественных науках.

Понятие времени, как и понятие пространства, являются главенствующими понятиями естественнонаучной картины мира. История исследования времени демонстрирует многообразие подходов при его истолковании и описании.

В современной науке существует два аспекта рассмотрения понятия времени: время как природное явление и как явление социально-историческое. Во времени природном выделяется время астрономическое, геологическое, биологическое (физиологическое). Социально-историческое время рассматривается как диалектическое единство времени общественного, человеческого бытия и времени жизнедеятельности отдельной личности.

В разных цивилизациях и обществах, на разных стадиях общественного развития, в разных слоях одного и того же общества, даже отдельными индивидами категория времени воспринимается и применяется неодинаково.

В представлении людей первобытного общества время - это некая таинственная сила, которая управляет вещами и жизнью людей. Оно эмоционально окрашено, то есть может быть добрым или злым, благоприятным или опасным для выполнения того или иного вида деятельности, а также предназначенным исключительно для празднеств (сакральное время). В эту эпоху время либо не движется вовсе, либо вращается по кругу.

Напротив, в XIX веке, с появлением капиталистической формации, категория времени получает уже социальный статус. Восприятие времени изменяется, минуты начинают приобретать ценность. Рабочий коллектив, сменивший домашнее хозяйство, предъявляет человеку новые требования в отношении организации собственного времени. Появляется необходимость в умении четко структурировать и планировать свое время в соот-

ветствии со сложностью и ритмом промышленного производства. Маркс К. впервые подходит к социальному времени как к реальному факту человеческой жизнедеятельности и делает вывод, что всестороннее раскрытие сущностных сил человека возможно только путем преобразования общества на основе все более эффективного освоения и распределения времени его членов. Подчеркивая значимость эффективного обращения со временем, он пишет: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени. Общество должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям, подобно тому, как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы приобрести знания в надлежащих соотношениях или чтобы удовлетворить различным требованиям, предъявляемым к его деятельности» [4, С. 117].

Положения, сформулированные К. Марксом, применимы и на современном этапе развития общества. На сегодняшний день бережное отношение к временному ресурсу, рациональное его использование являются залогом продуктивной деятельности личности и ее успешного социального становления. Маслова Н.Ф. отмечает, что в условиях современной действительности «экономия времени и его организация становится социально значимой характеристикой общественного поведения человека и его отношения к практической деятельности» [5, С. 5]. Из этого следует вывод о необходимости воспитания в человеке потребности в самоорганизации и рациональном использовании своего времени.

Помимо того, что временные аспекты рассматривались в различных областях науки, были созданы даже целые направления, специально посвященные изучению вопросов времени.

Так, в конце XIX века в Америке зародилось направление под названием «Научная организация труда» (НОТ), то есть «система планомерного исследования и совершенствования процессов и условий труда на основе применения достижений науки и передовой практики, направленной на повышение производительности труда» [1, С. 7]. Но если НОТ в основном было направлено на исправление и улучшение производственных процессов, то тайм-менеджмент, направление, появившееся в 50-х годах прошлого века, дает некий перечень правил и хитростей, помогающих простому человеку успевать больше за меньшее время.

Всякая частица, клетка, цивилизация или культура живут на нашей планете в своем индивидуальном ритме и времени. Внутреннее время дления протекает у всех по-разному: когда мы чем-то увлечены, время бежит незаметно, когда чего-то ждем, - тянется целую вечность. Каждый новый эволюционирующий объект биологической, социальной или мен-

тальной природы, вводит в обиход новую шкалу времени со своей системой единиц. Множество структур реального мира создает такое же множество «времен». С исчезновением материального носителя времени исчезает и специфическое для него время. Субъект выступает фактически единственным носителем времени. Время же внешнего мира создает ощущаемая и переживаемая нами причастность окружающего нас материального мира к этой внутренней длительности.

При всей многогранности понятия времени очевидным является тот факт, что в современном обществе время - это, прежде всего, ценность. Об этом свидетельствуют неминуемо возникающие в наших умах вопросы: «Почему в сутках всего 24 часа?» и «Как все успеть вовремя?»; а также часто используемая в обычной жизни фраза «время - деньги». Мысль о том, что время - ценный капитал, которым необходимо управлять, становится предметом размышления большого количества людей. Появляются разнообразные методики, приемы и принципы организации времени, суть которых можно свести к лозунгу: правильно распределить свое время -значит, правильно выстроить свою жизнь.

Список литературы:

1. Айзинбуд С.Я. Основы научной организации труда: Лекция для слушателей высших экономических курсов. - Ростов-н/Д, 1966. - 36 с.

2. Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск: Наука, 1987. - 238 с.

3. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. Т. 3. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.

4. Маркс К. Критика политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - 2-е изд. Т. 46. - Ч. 1. - С. 3-559.

5. Маслова Н. Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Уч. пос. к спецкурсу. - Курск: КГПИ, 1987. - 81 с.

6. Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни // Квинтэссенция: Философский альманах. - М.: Политиздат, 1990. - 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.