СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ © Максимова Л.Н/
Саратовский государственный технический университет, г. Саратов
В статье приведен анализ структуры профессиональной культуры, ее макро- и микроуровни.
Проблемы становления профессиональной культуры как социального феномена недостаточно изучены в современной социологической литературе. Несмотря на то, что термин «профессиональная культура» сегодня являются общеупотребительными и стало ходовым в общественно-политической лексике, специальных работ, посвященных комплексному теоретическому и историческому анализу этого явления практически нет. В немногочисленных социологических работах рассматриваются лишь некоторые аспекты становления и развития профессиональной культуры в конкретных видах трудовой деятельности. Следует отметить и другой, немаловажный аспект исследования, связанный с тем, что всестороннее междисциплинарное исследование профессиональной культуры как социального и культурного феномена является предпосылкой и необходимым условием практического решения проблем, непосредственно связанных с вопросами формирования программ развития данной тематики, таким образом, отвечает насущным исследовательским задачам социологии. Весь комплекс профессиональных традиций можно условно разделить на две группы: относящиеся к отношениям «профессиональная культура-объект деятельности» и «профессиональная культура-сообщество» [1].
Макроуровень изучения проблем профессиональной культуры зародился в работах интеракционистов, таких, как Беккер, которые рассматривали данный феномен в качестве обычного социального ярлыка, возникшего в сфере разделения труда. Данное смещение акцентов позволило сторонникам интеракционистский парадигмы выступить с критикой образа действий профессиональных групп, часто прибегая к обнародованию примеров поведения специалистов, несовместимого с этическим кодом. В то же время сами интеракционисты не выдерживают критических замечаний в свой адрес. Наиболее значимыми «недочетами» этого научного подхода можно считать сосредоточенность их анализа на микроуровне в ущерб макросоциологическим исследованиям; отсутствие основательной эмпирической базы, а также практически полное отсутствие рассмотрения структурной и исторической подоплеки, объясняющей привилегии профессий с точки зрения дохода, статуса и власти [2].
♦ Доцент, кандидат педагогических наук доцент
Понятие профессиональной культуры сформировалось как результат наблюдений над двумя сферами, охватывающими самые фундаментальные особенности общественной жизни. Первая - это огромное разнообразие способов жизни людей, то есть в самом общем и широком смысле разнообразие культур, которое можно проследить в разных исторических эпохах, а в нынешнем времени - в разных областях земного шара. Культурные различия не только охватывают повседневную жизнь и быт, но и оказывают существенное влияние на функционирование социальных групп, на формы их организации, в том числе и на профессионализацию [3].
В структуре профессиональной культуры можно выделить две составляющие. Праксеологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной культуры с орудиями, средствами и предметами труда, а также степень его готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. В её составе выделяют такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения. Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой состояния коллективного и индивидуального самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности [4].
В рамках наших рассуждений было бы уместно рассматривать профессиональную культуру как «социальный факт», так имеет с последним общие характеристики, во-первых, они являются общими для сообщества профессионалов и составляют общую коллективную «собственность», во-вторых, не вырабатывают их «здесь и сейчас», а получают от предыдущих поколений, а, в-третьих, оказывают на членов группы как бы принудительное воздействие, т.е. если попадаешь в группу, то вынужден принимать установки, которые там приняты.
Профессиональная культура является ключевым при определении сути профессий в целом, используя современное понимание этого слова, мы говорим о неком наборе проблем и приёмов, с помощью которых можно эти проблемы выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимодействия с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации охраняют принципы, превращая их в правила поведения. Особенно явственная связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть гуманными (в англоязычной литературе - caring profession). Эти профессии часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений и определяют конечную цель через интересы клиентов [5]. Знания, умения, понятия и
нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки.
Причём особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам. Такой тип отношений был характерен для средневековых мастеров и подмастерий [6]. Следовательно, признание за свойством профессиональной культуры абсолютной ценности - явление достаточно новое и является порождением технической цивилизации, окончательно оформившееся в основном в двадцатом веке, когда человек стал презентоваться с позиции своей специализации, то есть своего места в общественном конвейере. Конвейер, как технологический процесс последовательной сборки, действительно не интересуют нравственные качества своего звена - сборщика. Это означает, что за словами «врач», «физик», «журналист» немедленно открывается некий стереотипический образ, накладываемый на человека. Этот образ начинает доминировать и прикрывать собой уникальные личностные качества. Иными словами, профессиональная культура выступает, в том числе и в роли карнавального костюма диктующего и формы поведения и тексты роли [7].
Оценочная шкала феномена «профессиональная культура» вполне может варьироваться от хвалебных до «насмешливых» характеристик, в зависимости от господствующей системы отношений к мастерству. В ракурсе истории культуры социальный феномен «профессионализма» представляется нам идеологическим продуктом гуманистической риторики позднего Возрождения и трудовой патетики складывающейся мануфактурной промышленности [8].
Тем более удивительно, что после фатального размывания вертикальных связей, выстроенных постмодернистской эстетикой и критикой репрезентации в 60-80-е годы прошлого века, понятие профессиональной культуры как иерархического «знака отличия») вновь становится ходовым и, в некоторой степени, делается мерилом успеха, престижа и рыночной востребованности. Анализ хода российских реформ выявляет множество проблем, связанных во многом с поиском новых технологий и механизмов, затрагивающих эффективность регулирования социальных процессов, в том числе и вопросы, связанные с социальной активностью, профессиональной компетенции, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям.
Вообще говоря, признание профессиональной культуры профессионального сообщества - явление достаточно новое и является порождением технической цивилизации, окончательно оформившееся в основном в двадцатом веке, когда человек стал презентоваться с позиции своей специализации, то есть своего места в общественном конвейере. Конвейер, как технологический процесс последовательной сборки, действительно не
интересуют нравственные качества своего звена - сборщика. Это означает, что за словами «врач», «физик», «журналист» немедленно открывается некий стереотипический образ, накладываемый на человека. Этот образ начинает доминировать и прикрывать собой уникальные личностные качества. Иными словами, профессиональная культура выступает, в том числе и в роли карнавального костюма диктующего и формы поведения и тексты роли.
Вместе с тем интуитивная ясность понимания «профессиональной культуры» обманчива и на деле очень редко руководствуется четко обозначенными критериями, описаниями и оценками, и сопряжена с подменой (или смешением) двух оценочных сфер: субъективного отношения к профессиональной культуре или к чему-то и соответствием некой работы, навыков традициям качества, нормам ремесла и профессиональной деятельности. Никто из членов профессионального сообщества не застрахован от «ошибочных» толкований профессиональной культуры, тем более не застрахована от этого публика.
В общем случае, профессиональная культура отличается особым специфическим отношением к миру, ценностной установкой, и доминирующим типом поведения. Профессиональную культуру иногда понимают как «... модус независимости по отношению к миру, где все уже расколдовано и превращено в материал для дела» [8, с. 59]. Возможно, мотив разделенности профессиональных культур «по специальностям» от мира и превращение мира в материал для рационального преобразования методологически полезен. Он позволяет различать работу и служение - (например, как звучит, «профессиональный священник» или «профессиональный президент») [9]. Однако в информационно-коммуникационной профессиональной деятельности эта «разделенность» достаточно опасна, поэтому здесь мы будем понимать профессиональную культуру более широко, включая в неё не только параметры мастерства и ремесленничества, но и характеристику связей и отношений с жизненным и профессиональным миром журналиста.
Другая сложность в описании понятия «профессиональной культуры» заключается в новой тенденции, можно даже сказать, в революции данного социального феномена, которую переживает цивилизация, наряду с другими революциями: экономической, культурной, технологической и т.д. Среди обширного списка скачкообразных изменений, сопровождающих цивилизационный процесс, присутствует и революция «профессиональная» [5].
Список литературы:
1. Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Том VI. - № 1. - С. 143.
2. Saks M. Professionalism and Health Care // Field D. and Taylor S. (eds) Sociological Perspectives on Health, Illness and Health Care. Oxford: Blackwell Science, 1998. - Р. 104.
3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. - М.: Логос, 2005. - С. 242.
4. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 42.
5. Голынко-Вольфсон Д. Мифология профессионального блеска // Художественный журнал. - 2003. - № 5. - С. 60.
6. Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - № 1. - С. 23.
7. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 41.
8. Голынко-Вольфсон Д. Мифология профессионального блеска// Художественный журнал. - 2003. - № 5. - С. 58.
9. Берн Э. Знаете ли вы, что значит быть учителем профессионалом? // Первое сентября. - 1999. - № 71. - С. 52.
ВРЕМЯ КАК ЦЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ © Рабина Е.И/
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Характерные для современной действительности быстрый темп социально-экономической жизни и рост объема информации требуют от личности высокой активности и постоянно растущего напряжения усилий, направленных на достижение максимального результата при минимуме затрат.
Шпранглер Э. считал, что главное в личности - это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни. Место времени среди основных человеческих ценностей четко определил Леон Батиста Альберти, сказав: «есть три вещи, которые человек может назвать принадлежащими ему: это душа, тело и самая драгоценная вещь. Она в большей мере моя, чем эти руки и глаза: это время» [3, с. 74]. Время - это важнейший параметр нашей жизни, определяющий и влияющий на наше прошлое, настоящее и будущее. Правильное отношение к времени и обращение с ним в условиях современности становятся залогом успешности личности и функционирования любой системы.
♦ Ассистент кафедры Иностранных языков № 2