Научная статья на тему 'ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ'

ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ВЕЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пилипенко Е.А.

Статья посвящена онтологическому анализу истории философского осмысления отношения«время-Вечность». Рассматривается отношение «время-Вечность», осуществляется вертикальное противопоставление времени и Вечности. Обосновывается приоритет Вечности над временем. Вечность полагаетсяобразцомиэталоном, аеехарактеристикипризнаютсяидеальными. Представленияо Вечности сопрягаются с пониманием важности самой временной горизонтали, значимости разворачивания реального времени от прошлого к будущему через настоящее. Определяется сохраняющее значение Вечности, как этического идеала и «резервуара истории», как бесконечных анналов всего временного. Показано, что важнейшим в эволюции взглядов отношения «время-Вечность» является апофатическое осмысление Вечности как идеала, лишенного свойств несовершенного времени, которое на протяжении тысячелетий постоянно служило стимулом для философского анализа. Все это позволяет определить существенные онтологические и экзистенциальные характеристики времени как такового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME AND ETERNITY

The aim of this paper is the ontological analysis of philosophical understanding history for relationship "Time- Eternity." There is a description of: relations and vertical opposition of Time and Eternity, the one’s priority over time, positing sample and standard and as consequence recognition of Eternity’ as ideal characteristics. It is shown that Eternity is gradually moving towards understanding of horizontal time importance, unfolding real-time from the past to the future through the present. The work is defined by preserving the value of Eternity as ethical ideal, as a "reservoir of history" and as infinite annals of all time. It is shown that the most important relationship in views evolution of "Time-Eternity" is apophatic interpretation of Eternity as the ideal, devoid of the properties of imperfect time, which for thousands of years served as a constant stimulus for philosophical analysis. All this allows identifying the essential characteristics of ontological and existential time itself.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ»

УДК 115

Е. А. Пилипенко, кандидат физико-математических наук, доцент, докторант кафедры философии и методологии науки, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» e-mail: e.pilipenko@bk.ru

ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ

Статья посвящена онтологическому анализу истории философского осмысления отношения «время-Вечность». Рассматривается отношение «время-Вечность», осуществляется вертикальное противопоставление времени и Вечности. Обосновывается приоритет Вечности над временем. Вечность полагается образцом и эталоном, а ее характеристики признаются идеальными. Представления о Вечности сопрягаются с пониманием важности самой временной горизонтали, значимости разворачивания реального времени от прошлого к будущему через настоящее. Определяется сохраняющее значение Вечности, как этического идеала и «резервуара истории», как бесконечных анналов всего временного. Показано, что важнейшим в эволюции взглядов отношения «время-Вечность» является апофатическое осмысление Вечности как идеала, лишенного свойств несовершенного времени, которое на протяжении тысячелетий постоянно служило стимулом для философского анализа. Все это позволяет определить существенные онтологические и экзистенциальные характеристики времени как такового.

Ключевые слова: время, вечность, историческое осмысление, онтологический анализ.

Несмотря на то, что история философского и естественнонаучного изучения времени свидетельствует о незавершенности любой попытки полного и окончательного осмысления его сущности, она также подтверждает факт пронизанности временем всякого сущего. Это и становится причиной актуальности постоянного вопрошания о времени на каждом этапе истории человеческого мысли. Философское познание времени, берущее свое начало от античных и средневековых мыслителей, неизбежно приводит к постановке целого ряда онтологических проблем, одной из самых значимых среди которых является проблема фундаментальной оппозиции «время — вечность». И хотя во многих философских работах (И. Кант, А. Бергсон, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, Ж. Делёз, Ж. Деррида) поддерживается понимание времени именно через преходящую и постоянно ощущаемую человеком временность всего существующего, а в естественнонаучных исследованиях время конституируется именно через постоянные изменения, через длительность, через протекание, вопрос о том, что же такое вечность и как она соотносится со временем, остается актуальным по сей день. Дело в том, что современное мышление, давно уже оспорившее вердикт Аристотеля, согласно которому тяжба вечности и временности решается в пользу вечного, с некоторых пор ушло и от представления о целостности и полноте имманентного опыта времени, о возможности его досконального и окончательного чувственного познания. Непознаваемость времени, противоречивость естественнонаучных представлений о нем заставляют философскую онтологию с новым интересом обращаться ко всему, что сущностно связано со временем. Вечность же продолжает выступать «бесконечным пределом времени», его идеальным образцом или, напротив, онтологической альтернативой, и поэтому чрезвычайно интересна.

Действительно, Вечность выступает и как нечто,

отрицающее время, и как то, что содержит его в себе и рождает. А время, начиная с античности, постоянно рассматривается в рамках вертикальной метафизической иерархии «вечное-земное». Вечность же в метафизике традиционно понимается в двух основных смыслах: либо как лишенное всякой длительности «сейчас», по сути - безвременье, отсутствие времени; либо как неделимая безначальная и бесконечная длительность, в которой отсутствуют «до» и «после», по сути - бесконечное время. В последнем случае Вечность ассоциируется с бесконечной жизнью, с бесконечно долгим становлением Космоса, с длящимся постоянством, как это принято было в греческой натурфилософии (Анаксимандр, Филолай, Гераклит, Парменид). Вечность понимается и как раз и навсегда заданный, неизменный порядок (орфики).

Платон впервые связал вечность с бытием идеальных сущностей, определил ее как «вечный же образ, движущийся от числа к числу» [1]. По Платону, существует то, что всегда пребывает тождественным самому себе и неподвижным. То, что не может возникать, изменяться, становиться, и исчезать - вечное. Но вместе с ним сосуществует и иное, постоянно меняющееся, движущееся, подверженное воздействию времени - вещное. Обусловливающая существование в ней эйдосов, Вечность сама мыслится эйдосом времени, идеальным прообразом для его сотворения. Время же представляется всего лишь деградацией Вечности; тем, что умаляет полноту и совершенство вечного и неподвижного бытия, поскольку сообщает ему изменчивость и подвижность. Наличие подобной вертикали, «подчинение» времени Вечности на два тысячелетия «скрыло» время, «герметизировало» его течение: от Платона до Гегеля переменчивое время оставалось в «тени» Вечности с её тождественностью и неизменностью.

Однако, несмотря на это «сокрытие Вечностью», время осмысляется даже в классической метафизике.

ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ

1/2016

В первую очередь речь идет о работах Аристотеля, создавшего самую последовательную античную концепцию времени. В отличие от Платона, Аристотель предпринимает попытку онтологического оправдания движения, а вместе с ним - и времени как необходимых форм бытия. Вот как он описывает время: «Так как время скорее всего представляется каким-то движением и изменением, то это и следует рассмотреть... Однако время существует и без изменения ... время же не определяется временем ни в отношении количества, ни качества.Что оно таким образом ни есть движение - это ясно» [2, с. 147] . Разделяя время и движение, Аристотель доказывает, что время не являет себя само по себе, а лишь через изменения вещей, через движение, под которым он понимает то, что впоследствии получило название «процесс». Он понимает его и как меру любых изменений: «... следовательно, время есть некоторое число. А так как число имеет двоякое значение: мы называем числом, с одной стороны, то, что сосчитано и может быть сосчитано, а с другой - то, посредством чего мы считаем, то время есть именно число считаемое, а не посредством которого мы считаем . время, таким образом, есть число движения в отношении к предыдущему и последующему» [2, с. 149] . Вечность же предполагает отсутствие рождения и гибели, как это происходит с небесными телами; вечно только то, что существует вне времени. Не изменяясь, вечность неподвижна, неделима, не имеет никакой потенции, поэтому она всегда целостна и всегда действительна. И у Аристотеля Вечность оказывается совершенным прообразом времени, отрицающим земные свойства последнего.

Начиная с неоплатоников, Вечность начинает мыслиться атрибутом Абсолютного, или Божественного Бытия, становится мерой неизменности Божественной Природы. Если говорить о соотнесении со временем, то Вечность содержит в себе все модусы времени и отпускает, рождает прошлое, настоящее и будущее (Плотин), управляет ими (Иоанн Дамаскин). Время у Августина, как и у Платона и Плотина, соотнесено с Вечностью, но не столько через космическую жизнь, сколько через историческое свершение. Бог, по Августину, есть вечный создатель всех времен, время возникает лишь вместе с Творением, а значит, Вечность - это отсутствие времени. Для средневековых философов и богословов Вечность остается идеальным образцом для времени (Августин, Боэций, Дионисий Ареопагит), а само время осмысляется как то, что открывает земное бытие как неистинное и иллюзорное (Фома Аквинский). Фоме Аквинскому принадлежит знаменитая метафора: вечность и время соотносятся как родник и ручей. «Очевидно, что время и вечность не суть одно и то же. Смысл же этого различия некоторые ищут в том, что вечность лишена начала и конца, а время имеет начало и конец. Однако это различие имеет акцидентальный, а не сущностный характер. Ведь если мы примем, что время всегда было и всегда будет, в согласии с утверждением тех,

кто полагает движение небес вечным, то различие между вечностью и временем останется ... в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени же это не присуще; а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время - мера движения» [3, с. 150]. Парадокс же отношения Вечности и времени заключается в том, что без преходящего и несовершенного времени невозможно помыслить неизменную и совершенную Вечность: время дано человеку, чтобы осознавать существование Вечности, иное знание о Вечности, как через время, невозможно.

Интересен тот постепенный разворот вертикали «время - Вечность», который происходит в Новое Время. Он начинается с работ И. Ньютона, создавшего свою парадигму Универсума и смягчившего оппозицию времени и Вечности введением представления об абсолютном времени. Тождественная и неизменная Вечность продолжает оставаться идеалом, соответствующим по своим атрибутам неизменному бытию, а абсолютное ньютоновское время с его идеальными свойствами оказывается чем-то промежуточным между нею и реальным, чувственно постигаемым временем. Реальное же время, обусловливающее возможность любых движений и процессов, выходит из метафизической вертикали и задает иную, более значимую для реальности, систему временных отношений, горизонтальную, которая определяется временной стрелой, направленной из прошлого в будущее. Интерес к самому течению времени, к временности и к длительности, к физическим состояниям, движениям и процессам, разворачивающимся в «горизонтальном» времени, отныне затмевает метафизическую завороженность Вечностью. А время, отныне ощущаемое как течение самой жизни, начинает заменять в философском осмыслении мира безжизненное бытие. Апофеозом этих представлений позже станут работы М. Хайдеггера.

И. Кант окончательно разрушает онтологическое противопоставление времени и Вечности. Радикально критикуя метафизическое понимание времени, Кант не ставит вопрос о сущности времени как такового, а коренным образом пересматривает саму постановку проблемы времени, рассматривая его в контексте человеческого сознания и познания. Время у Канта уже не независимый объект исследования; оно - главный способ описания самого сознания и познаваемой им действительности. Время, по Канту, является конституирующим понятием на уровне описания субъективной дедукции (а именно - в анализе трех синтезов - ап-прегензии, воспроизведения и рекогниции), на уровне форм чувственности и трансцендентальных схем [4]. При описании времени Кант не использует специального временного языка, позже детально разработанного в работах Э. Гуссерля. Фундаментальными определениями, посредством которых характеризуется время, являются для него последовательность и одновременность, так что время понимается как единство последовательности и одновременности, функция которого есть смыслообразование. Как результат, в «Критике

чистого разума» время предстает в качестве некоего не до конца проясненного понятия. Несмотря на то, что последовательность и одновременность доминируют в кантовских описаниях времени, принципы тождества и различия, непрерывности и дискретности, ставшие предметом особенного внимания в работах последующих философов, неоднократно затрагиваются Кантом в его рассуждениях о времени (например, в антиномии о начале мира, в вопросе о связи многообразия чувственных представлений) и служат импульсом к дальнейшему раскрытию понятия времени через их единство. Говоря о времени и Вечности, нельзя не вспомнить и одну из последних, сравнительно малоизвестных, работ Канта «Конец всего сущего» (1894). В ней появляется проблема времени «в собственном смысле», а время выступает в совсем ином, чем прежде, качестве: оно уже есть не просто условие человеческого познавательного опыта, а фундаментальное условие самой реальности, важнейшее из условий человеческой жизни. И именно в этой работе Кант трансформирует понятие «вечность» из онтологического в этическое, разрушая онтологическую вертикаль времени и вечности и лишая последнюю статуса онтологического «полюса», бесконечного, недостижимого предела времени. Вечность понимается Кантом не как бесконечная длительность (это невозможно, поскольку в ней отсутствует время, задающее масштаб), а как сверхчувственная этическая сфера [5].

По мере становления философских представлений о приоритете времени по отношению к бытию, вечное, неизменное начинает ассоциироваться с косным, безжизненным, мертвым. Время отныне не только не рассматривается по аналогии с пространством, как это нередко происходило в античной и особенно средневековой философии (последняя понимала временность и пространственность сущего как признаки тварности) - напротив, оно противопоставляется пространству, а главной его характеристикой становится необратимость. Вечность же приобретает значение временного резервуара, хранилища, анналов. Так, Н.А. Бердяев, анализируя соотношение времени и вечности, пишет: «настоящее есть лишь какое-то бесконечно мало продолжающееся мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет, но которое само по себе представляет некую отвлеченную точку, не обладающую реальностью. Прошлое призрачно потому, что его уже нет. Будущее призрачно потому, что его еще нет» [6, с. 55-56]. Будущее пожирает про-

шлое для того, чтобы потом превратиться в такое же прошлое, которое в свою очередь будет пожираемо последующим будущим. Такое рассуждение, по Бердяеву, должно быть включено в более широкую концепцию, рассматривающую разрыв конечного с выходом в вечность. Философия истории, пишет он, «должна признать прочность исторического, признать, что историческая действительность, та действительность, которую мы считаем прошлым, есть действительность подлинная и пребывающая, не умершая, а вошедшая в какую-то вечную действительность; она является внутренним моментом этой вечной действительности» [6, с. 57]. В мире действует истинное время, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим, время ноуменально, а не феноменально, а пропасть между вечным и временным Н.А. Бердяев определяет как «величайшее заблуждение сознания» [6, с. 59]. Понимая «вечность как такое течение времени, которое не имеет начала и не придет к концу, мы тем самым характеризуем вечностью прошлое и будущее» [7, с. 185-186]. Прошлое можно представить как «отсутствие начала существования мира», в то время как будущее - «отсутствие конца мира» [7, с. 186]. Но самый главный момент, в котором являет себя вечность - это настоящее время, в котором проявляется настоящая реальность материального мира, «наличное бытие» [7, с. 186]. Время, таким образом, выступает феноменом, постоянно являющим Вечность «здесь и сейчас», реальным «мгновением Вечности».

Итак, осмысление отношения «время-Вечность» имеет долгую философскую историю. Начинаясь с вертикального противопоставления времени и Вечности, с признания идеальных характеристик Вечности, ее приоритета над временем, с ее полагания образцом и эталоном, она постепенно переходит к пониманию важности самой временной горизонтали, значимости разворачивания реального времени от прошлого к будущему через настоящее. Однако Вечность продолжает сохранять свое значение и как этический идеал, и как «резервуар истории», как бесконечные анналы всего временного. Важнейшим в этой эволюции взглядов представляется то, что апофати-ческое осмысление Вечности как идеала, лишенного свойств несовершенного времени, на протяжении тысячелетий постоянно служило стимулом для философского анализа последнего, что позволило определить существенные онтологические и экзистенциальные характеристики времени как такового.

Литература

1. Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: в 4 томах. Том 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1993. 37d

2. Аристотель. Физика // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.3. М.: Мысль, 1981. 218 с.

3. Боргош, Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1966. 212 с.

4. Кант, И. Критика чистого разума // М.: Эксмо; 2012. 736 с.

5. Кант, И. Конец всего сущего // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 711 с.

6. Бердяев, Н.А. Время и вечность // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 2000. 410 с.

7. Аскин, Я.Ф. Проблема времени, ее философское истолкование. М., 1966. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.