Научная статья на тему 'ВРЕМЕННЫЕ УСТАНОВКИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СМЕШАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ВРЕМЕННЫЕ УСТАНОВКИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СМЕШАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ЖИЗНЕОСУЩЕСТВЛЕНИЕ / ВРЕМЕННЫЕ УСТАНОВКИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Валерия Николаевна, Галажинский Эдуард Владимирович, Блохина Евгения Васильевна

Описываются тренды современного российского образования, анализируются изменения, произошедшие в образовательных установках совр еменного студенчества. Приводятся результаты сравнительного исследования взаимозависимостей между временными установками и удовлетворенностью жизнью у студентов в периоды пандемии COVID-19 (когда они вынужденно учились только в дистантном варианте) и постпандемии (когда обучение осуществляется в смешанной модели). Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Валерия Николаевна, Галажинский Эдуард Владимирович, Блохина Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME ATTITUDES AND LIFE SATISFACTION AMONG UNIVERSITY STUDENTS IN A MIXED EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article describes the trends of modern Russian education, analyzes the changes that have taken place in the educational settings of modern students. An empirical study was carried out, the purpose of which was to identify and compare changes in time attitudes and subjective indicators of the quality of life among students during the forced transition to a distance (online) learning model in the situation of the COVID-19 pandemic and when studying in a mixed model during the post-pandemic period. The authors present the results of a comparative study of the relationship between time settings and life satisfaction among students during the COVID-19 pandemic (when they were forced to study only in the distance version: November - December 2021) and post-pandemic (when learning is carried out in a mixed model: September - October 2022). A study conducted by a cross-sectional method on a random sample of university students showed the stability of indicators over time in terms of subjective assessments of the quality of life and the level of anxiety, attitudes to time both during the period of forced online learning and during the transition to a blended learning model. An analysis of life satisfaction indicators for two sections showed that in both cases the value is higher than the normative ones, while there is an increase in the level of life satisfaction from the first section to the second at the trend lev el. In the structure of time attitudes, the attitude towards the future is of the greatest importance. In relation to him, students have a cognitive dissonance. On the one hand, it is perceived as filled with active actions (i.e., subjective), and on the other hand, the attitude towards the future and all life tasks associated with this negatively affect dissatisfaction with life in the present. Students experience difficulties with the realization of the need for autonomy - the desire to independently control their own actions and behavior, to be their independent initiator, the desire to feel the choice and their own determination of behavior. The predictors of life satisfaction among students during the post-pandemic period are connectedness as a basic psychological need, attitudes towards the past, present and future. At the same time, the “attitude towards the future” indicator has a negative coefficient. In general, the educational space is perceived by students positively and does not cause anxiety. The difficult situation of a forced change in educational approaches did not cause negative consequences and rejection among students. And although at the initial stages, a certain part of teachers and students experienced stress reactions, over time, most of the respondents formed a rather positive attitude towards the change in the educational environment. According to the authors, the opportunities that open up as a result of the introduction of a mixed educational environment outweigh the problems that have arisen. The authors declare no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЕННЫЕ УСТАНОВКИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СМЕШАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82

Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Научная статья УДК 378.4

doi: 10.17223/19988613/82/23

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Валерия Николаевна Петрова1, Эдуард Владимирович Галажинский2, Евгения Васильевна Блохина3

12•3 Томский государственный университет. Томск, Россия 1 valerpsy@mail.ru 2 rector@tsu.ru 3 saranchonae@mail. ru

Аннотация. Описываются тренды современного российского образования, анализируются изменения, произошедшие в образовательных установках современного студенчества. Приводятся результаты сравнительного исследования взаимозависимостей между временными установками и удовлетворенностью жизнью у студентов в периоды пандемии COVID-19 (когда они вынужденно учились только в дистантном варианте) и постпандемии (когда обучение осуществляется в смешанной модели).

Ключевые слова: cмешанная образовательная среда, онлайн-обучение, студенты вуза, жизнеосуществление, временные установки, удовлетворенность жизнью

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 18-18-00480 «Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни».

Для цитирования: Петрова В.Н., Галажинский Э.В., Блохина Е.В. Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82. С. 187-193. doi: 10.17223/19988613/82/23

Original article

Time attitudes and life satisfaction among university students in a mixed educational environment

Valeriya N. Petrova1, Eduard V. Galazhinsky2, Evgeniya V. Blokhina3

12,3 Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 valerpsy@mail.ru 2 rector@tsu.ru 3 saranchonae@mail. ru

Abstract. The article describes the trends of modern Russian education, analyzes the changes that have taken place in the educational settings of modern students. An empirical study was carried out, the purpose of which was to identify and compare changes in time attitudes and subjective indicators of the quality of life among students during the forced transition to a distance (online) learning model in the situation of the COVID-19 pandemic and when studying in a mixed model during the post-pandemic period.

The authors present the results of a comparative study of the relationship between time settings and life satisfaction among students during the COVID-19 pandemic (when they were forced to study only in the distance version: November - December 2021) and post-pandemic (when learning is carried out in a mixed model: September - October 2022). A study conducted by a cross-sectional method on a random sample of university students showed the stability of indicators over time in terms of subjective assessments of the quality of life and the level of anxiety, attitudes to time both during the period of forced online learning and during the transition to a blended learning model.

© В.Н. Петрова, Э.В. Галажинский, Е.В. Блохина, 2023

An analysis of life satisfaction indicators for two sections showed that in both cases the value is higher than the normative ones, while there is an increase in the level of life satisfaction from the first section to the second at the trend lev el. In the structure of time attitudes, the attitude towards the future is of the greatest importance. In relation to him, students have a cognitive dissonance. On the one hand, it is perceived as filled with active actions (i.e., subjective), and on the other hand, the attitude towards the future and all life tasks associated with this negatively affect dissatisfaction with life in the present. Students experience difficulties with the realization of the need for autonomy - the desire to independently control their own actions and behavior, to be their independent initiator, the desire to feel the choice and their own determination of behavior.

The predictors of life satisfaction among students during the post-pandemic period are connectedness as a basic psychological need, attitudes towards the past, present and future. At the same time, the "attitude towards the future" indicator has a negative coefficient.

In general, the educational space is perceived by students positively and does not cause anxiety. The difficult situation of a forced change in educational approaches did not cause negative consequences and rejection among students. And although at the initial stages, a certain part of teachers and students experienced stress reactions, over time, most of the respondents formed a rather positive attitude towards the change in the educational environment. According to the authors, the opportunities that open up as a result of the introduction of a mixed educational environment outweigh the problems that have arisen.

Keywords: mixed educational environment, online learning, university students, life fulfillment, time orientations, life satisfaction

Acknowledgements: The study was supported by the Russian Science Foundation (RSF), project No. 18-18-00480 "Subjective indicators and psychological predictors of quality of life".

For citation: Petrova, V.N., Galazhinsky, E.V., Blokhina, E.V. (2023) Time attitudes and life satisfaction among university students in a mixed educational environment. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya -Tomsk State University Journal of History. 82. pp. 187-193. doi: 10.17223/19988613/82/23

Введение

Трендами развития высшего образования в первые два десятилетия XXI в. были цифровизация, всевозможные виды мобильности (интернет-мобильность, коммуникативная, транспортная, урбанистическая, культурная и миграционная мобильность, туризм как разновидность мобильности и др.) [1-3], возникновение цифрового кочевничества - новой культурной практики, образа жизни, характеризующегося высокой географической мобильностью и постоянной подключенностью к Интернету [4]. Данные тенденции развития порождали и порождают бесконечное разнообразие вариантов жиз-неосуществления: «приобретение профессии и начало собственной профессиональной жизни являются условием для выработки собственного индивидуального жизненного стиля и возможности реализовать индивидуальные смыслы жизни» [5].

Вышеназванные тренды привели к изменению социальных норм, признанию мобильного образа жизни как допустимого и даже желаемого. А это, в свою очередь, породило существенные сдвиги в темпоральных ориен-тациях молодого поколения: пространственно-временные границы существенно раздвинулись; жизнь по принципу «здесь-и-сейчас», в настоящем, стала приобретать все большую ценность; значение прошлого и будущего, соответственно, снижаться [6-8]. Результатами этого стали ослабление или утрата привязанности к дому, важности родственных связей, высокая флексибиль-ность и приспособляемость к изменениям. Возник даже специальный термин - жизненный аутсорсинг - принцип, определяющий образ жизни, когда можно говорить о предпочтении виртуальных форм коммуникационного взаимодействия живому общению [9-13].

По мнению ряда исследователей, результатом образовательной деятельности в условиях исключитель-

но дистантного образования в период пандемии COVID-19 стали «гиперподключенность» к Интернету, перенос значительной части образовательной активности человека как субъекта деятельности в так называемую смешанную / совмещенную реальность, возникновение нового вида социальности - цифровой [14-17]. Р. Marangu и соавт. констатируют, что пандемия COVID-19 нанесла значительный ущерб сектору образования Кении, который является важнейшим фактором, определяющим экономическое будущее страны. Происходили временное закрытие образовательных учреждений и социальное дистанцирование, что оказало огромное влияние на методы преподавания и обучения. В результате эмпирического исследования, проведенного в пяти образовательных учреждениях Кении (выборка 293 студента и 34 преподавателя) были сформулированы основные проблемы, возникшие в системе образования в этот период, а именно: отсутствие национальной политики в области цифрового обучения, ограничения Интернета в некоторых частях страны, проблемы с обеспечением качества преподавания, социально-экономические факторы, отсутствие у студентов самомотивации и снижение личной поддержки студентов [18].

А.Н. Поддьяков вводит различение между способностью самостоятельно учиться в новых, только возникающих областях и способностью обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установленным извне требованиям и целям. Он говорит о необходимости и целесообразности подготовки современных студентов к уникальным ситуациям и трудностям и считает, что помощь и помехи обучению со стороны других субъектов являются факторами, влияющими на сложность и непредсказуемость дальнейшего профессионального и личностного развития обучающихся [19].

Современное поколение студентов стали называть цифровым поколением, для него характерны многозадачность и «медиамногозадачность» как способность решать одновременно несколько задач и осуществлять нелинейную обработку информации (работать с несколькими потоками информации) [20, 21]. Мы можем говорить о возникновении новых закономерностей в образовательной активности студентов в интернет-среде. В частности, речь идет о возможном изменении цели деятельности в процессе поиска информации, возникновении ощущения наличия особых возможностей в цифровой среде (которыми человек не может обладать в реальной жизни), трансформации аналитической активности в поисковую и др. [22-24].

В настоящее время мы можем констатировать произошедший переход от сосуществования офлайн- и он-лайн-модели обучения к модели обучения в смешанной реальности, когда большинство привычных видов образовательных активностей дополняются онлайн-дея-тельностью. На субъективном уровне это означает, что большинство современных студентов рассматривают образовательное пространство как смешанное, неразделенное на онлайн- и офлайн-среду. Это порождает новые способы взаимодействия человека и технологий, включение цифрового содержания в физическую реальность - возникновение «фиджитал мира» (сочетание физического мира (physics) и цифрового (digital)) [25], или мира onlife [26].

Произошедшие изменения порождают необходимость проведения новых эмпирических исследований, целью которых являются уточнение мотиваторов и акторов образовательной активности современного российского студенчества, более детализированное описание взи-мозависимостей между субъективными индикаторами и психологическими предикторами качества жизни.

Методы исследования

Цель исследования заключалась в выявлении и сравнительном анализе изменений во временных установках и субъективных индикаторах качества жизни у студентов в период вынужденного перехода к дистанционной (онлайн) модели обучения в ситуации пандемии COVID-19 и при обучении в смешанной модели в период постпандемии. Гипотеза исследования предполагала существование специфических взаимозависимостей между характеристиками личностного потенциала, временными установками и субъективными индикаторами качества жизни у студентов, обучающихся онлайн и в смешанной модели обучения. Для исследования когнитивного компонента субъективного благополучия использовалась шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера.

Темпоральные ориентации выявлялись с помощью Шкалы временных установок Ж. Нюттена, позволяющей определить отношение респондентов к своему прошлому, настоящему и будущему. Методика представляет собой биполярные пары прилагательных, респондентам необходимо определить свое отношение ко времени по 10 параметрам (приятное-неприятное; безопасное-опасное; удачное-неудачное; интересное-

неинтересное, полное надежд - безнадежное; определяемое мной лично - определяемое извне, наполненное активными действиями - наполненное пассивным ожиданием, неизменное - постоянно меняющееся, длинное-короткое, богатое-бедное) по 7-балльной шкале. Положительный полюс оценивается 7 баллами, отрицательный - 1 баллом.

Семантический дифференциал для субъективной оценки уровня тревожности. Шкала удовлетворенности базовых психологических потребностей (Э. Деси и Р. Райана в адаптации Е. Н. Осина) включает в себя шкалы «автономность», «компетентность» и «связность» и была использована во втором срезе для уточнения характеристик личностного потенциала.

Исследование проводилось в виде онлайн-опроса в два этапа. Первый этап проходил в ноябре-декабре 2021 г. (дистанционная модель обучения), второй -в сентябре-октябре 2022 г. (смешанная модель обучения). Был использован метод случайного формирования выборки. Выборки несвязанные, в них входили студенты г. Томска. На первом этапе было 85 респондентов: средний возраст 21,1 год, 23,5% мужчины, 76,5% женщины. На втором этапе - 223 человека, средний возраст 20,7 лет, 32% мужчины, 68% женщины.

Результаты исследования

Проверка валидности используемых психодиагностических методик внутри каждой из групп испытуемых свидетельствует о высокой внутренней валидности всех методик (а-Кронбаха варьировала от 0,75 до 0,95). С помощью критерия Колмогорова-Смирнова определено, что все значения отличаются от нормального распределения. В качестве методов статистической обработки данных использовались описательная статистика, сравнительный анализ с помощью F-кри-терия Фишера (для несвязанных выборок), корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена, множественный регрессионный анализ в статистическом пакете IBM SPSS 23.

Анализ показателей удовлетворенности жизнью по двум срезам показал, что в обоих случаях значения выше нормативных, при этом наблюдается рост уровня удовлетворенности жизнью от первого среза ко второму (табл. 1). Однако значимых различий в выраженности параметра не обнаружено. Это говорит о том, что рост показателя существует лишь на уровне тенденции.

В табл. 2 приведены результаты по шкале временных установок Ж. Нюттена. Исходя из приведенных данных, мы можем сделать вывод, что в структуре темпоральных ориентаций существуют различия между субъективными оценками прошлого, настоящего и будущего (4,78, 4,85 и 5,65 соответственно), ориентации на будущее имеют более яркую окрашенность, в то время как уровень оценок прошлого и будущего приблизительно одинаков. При этом прошлое воспринимается в основном как интересное, приятное, безопасное и полное надежд; настоящее - как определяемое мной лично, полное надежд и безопасное; а будущее -как определяемое мной лично, приятное, богатое и наполненное активными действиями.

Таблица 1

Результаты, полученные по шкале удовлетворенности жизнью Э. Динера

Показатель 1-й срез 2-й срез F-ratio p-value

Среднее значение Степень отклонения Среднее значение Степень отклонения

Удовлетворенность жизнью 20,27 4,85 21,38 5,97 1,16 0,36

Таблица 2

Результаты, полученные по шкале временных установок Ж. Нюттена

Показатели 1-й срез 2-й срез

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Прошлое 4,78 1,71 4,79 0,97

Приятное 5,24 1,68 4,71 1,74

Безопасное 5,04 1,60 5,02 1,77

Удачное 4,45 1,69 4,57 1,54

Интересное 5,29 1,70 5,28 1,52

Полное надежд 5,03 1,74 5,25 1,55

Определяемое мной лично 4,75 1,93 4,68 1,59

Наполнено активными действиями 4,70 1,69 4,69 1,66

Неизменное 4,58 1,68 4,60 1,74

Длинное 4,41 1,42 4,54 1,72

Богатое 4,31 1,71 4,56 1,46

Настоящее 4,85 1,17 5,05 1,08

Приятное 5,01 1,70 4,94 1,55

Безопасное 4,96 1,76 4,98 1,67

Удачное 4,85 1,67 4,69 1,50

Интересное 4,95 1,78 5,39 1,56

Полное надежд 5,10 1,79 5,39 1,64

Определяемое мной лично 5,25 1,83 5,54 1,61

Наполнено активными действиями 4,54 1,95 5,17 1,63

Неизменное 4,70 1,75 5,23 1,54

Длинное 4,63 1,76 4,60 1,81

Богатое 4,55 1,60 4,60 1,42

Будущее 5,65 1,20 5,54 1,19

Приятное 5,75 1,45 5,44 1,71

Безопасное 5,44 1,62 5,21 1,76

Удачное 5,61 1,75 5,59 1,57

Интересное 5,85 1,43 5,93 1,32

Полное надежд 5,74 1,66 5,87 1,31

Определяемое мной лично 5,72 1,68 5,62 1,80

Наполнено активными действиями 5,69 1,78 5,40 1,76

Неизменное 5,40 1,61 5,02 1,65

Длинное 5,60 1,61 5,55 1,65

Богатое 5,72 1,45 5,80 1,34

В табл. 3 отражены показатели семантического дифференциала, которые свидетельствуют о среднем уровне тревожности у студентов при достаточно большом разбросе значений.

Таблица 3

Результаты, полученные по семантическому дифференциалу

В табл. 4 отражены показатели личностного потенциала, которые свидетельствуют, что у студентов в наименьшей степени удовлетворена базовая психологическая потребность в автономии.

Подсчет значимости различий между двумя выборками с использованием F-критерия Фишера показал отсутствие таковых на необходимом уровне значимости. Поэтому нами было принято решение осуществлять корреляционный и регрессионный анализ только

по отношению ко второму срезу как наиболее актуальному к моменту интерпретации результатов. Кроме того, выборка второго среза была больше в три раза, что повышает прогностическую способность разрабатываемой объяснительной модели.

Таблица 4

Результаты, полученные по шкале удовлетворенности базовых потребностей (Э. Деси и Р. Райана)

Параметр Среднее значение Стандартное отклонение

Автономия 8,1018 2,26427

Компетентность 10,1825 1,98632

Связность 10,6667 2,14717

Результаты корреляционного анализа показали существование значимых взаимозависимостей между практически всеми переменными (исключая переменную «пол»), что крайне затруднило интерпретацию результатов. Поэтому при анализе данных нами был сделан акцент на рассмотрении результатов регрессионного анализа.

Параметр Среднее значение Стандартное отклонение

Субъективная оценка уровня тревожности 2,5965 1,24272

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Предикторы удовлетворенности жизнью (множественный регрессионный анализ)

N = 223 Regression Summary for Dependent Variable: Удовлетворенность жизнью R = ,60314054, R2 = ,36377851, Adjusted R2 = ,35468963 (4,280) = 40.025 p < 0,0000, Std. Error of estimate: 4,8807

b* Std. Err. (of b*) b Std. Err. (of b) t(280) p-value

Intercept 1,022767 1,956797 0,52267 0,601614

Связность 0,185067 0,051156 0,523675 0,144753 3,61772 0,000353

Прошлое 0,132689 0,052559 0,769931 0,304977 2,52456 0,012137

Настоящее 0,548092 0,070162 3,078523 0,394085 7,81182 0,000000

Будущее -0,141104 0,068376 -0,720915 0,349338 -2,06366 0,039972

В табл. 5 отражены результаты регрессионного анализа. Коэффициент детерминации составил R2 = 0,35, т.е. выбор факторов адекватный. Проверка на нормальность распределения остатков также показала приемлемость предлагаемой модели. Предикторами удовлетворенности жизнью у студентов в период постпандемии являются связность как базовая психологическая потребность, установки к прошлому, настоящему и будущему.

Заключение и выводы

Проведенное поперечно -срезовым методом исследование на случайной выборке студентов вуза показало стабильность показателей во времени по параметрам субъективных оценок качества жизни и уровня тревожности, установок ко времени как в период вынужденного онлайн-обучения, так и в период перехода к смешанной модели обучения. При этом показатели удовлетворенности жизнью также стабильно выше среднего. Это свидетельствует о том, что респонденты оценивают образовательную среду как способствующую решению текущих задач, а действие стрессоген-ных факторов оценивается как допустимое.

В структуре временных установок наибольшее значение имеет установка по отношению к будущему. В отношении к нему у студентов наблюдается когнитивный диссонанс. С одной стороны, оно воспринимается как наполненное активными действиями (т.е. субъектное), а с другой стороны, установка к будущему и все жизненные задачи, связанные с этим, негативно влияют на удовлетворенность жизнью в настоящем. Студенты испытывают трудности с реализацией потребности в автономии - желания самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их независимым инициатором, стремления чувствовать выбор и собственную детерминацию поведения.

На наш взгляд, следствием именно этого является тот факт, что базовая потребность в компетентности, достижении значимых результатов не стала предиктором удовлетворенности жизнью. Стремление к «связ-

ности», т.е. к взаимосвязи с другими людьми, установлению надежных и удовлетворяющих индивида отношений с другими, основанных на чувстве привязанности и дающих ощущение принятия, понятости, поддержки, в актуальной ситуации является предиктором удовлетворенности жизнью. Желание любить и заботиться о других людях и получать любовь и заботу с их стороны - основная сфера жизнеосуществления.

В отношении же социальной и профессиональной активности мы можем говорить об «эффекте отложенной жизни». Данная сфера жизнеосуществления, с одной стороны, не вызывает отторжения и стресса, а с другой -рассматривается как менее актуальная в настоящем. В целом образовательное пространство воспринимается студентами позитивно и не вызывает тревоги. Сложная ситуация вынужденного изменения образовательных подходов не вызвала у студентов негативных последствий и отторжения. И хотя на первоначальных этапах у отдельной части преподавателей и студентов и возникали стрессовые реакции, с течением времени большая часть респондентов сформировала, скорее, позитивное отношение к изменению образовательной среды. На наш взгляд, возможности, которые открываются в результате внедрения смешанной образовательной среды, перевешивают возникшие проблемы:

- значительная часть как профессорско-преподавательского состава, так и студентов вообще не пользовались онлайн-обучением до пандемии СОУГО-19;

- преподаватели и студенты приобрели опыт использования веб-инструментов и технологий;

- и у профессорско-преподавательского состава, и у студентов формируются и совершенствуются компетенции эффективного управления временем;

- расширяется географический доступ к образованию, позволяющий проводить занятия удаленно; усиливается интерактивный компонент взаимодействия между преподавателями и учащимися;

- онлайн-обучение допускает и фактически стимулирует сочетание образования с профессиональными пробами и многими другими возможностями.

Список источников

1. Неклюдова С.В., Кабрин В.И. Формирование нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации // Си-

бирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 66-82. doi: 10.17223/17267080/65/5

2. Anderson E.L., Steen E., Stavropoulos V. Internet use and Problematic Internet Use: a systematic review of longitudinal research trends in adolescence and

emergent adult-hood // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22, is. 4. P. 430-454. doi: 10.1080/02673843.2016.1227716

3. May K.E., Elder A.D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International

Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15, № 1. Art. 13. doi: 10.1186/s41239-018-0096-z

4. Кужелева-Саган И.П., Сучкова Н.А. Цифровое кочевничество в среде томских студентов: идентификация и самоидентификация // Сибир-

ский психологический журнал. 2018. № 67. С. 102-114. doi: 10.17223/17267080/67/8

5. Савинова СЮ. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4 (45).

С. 143-147.

6. Черных С.И., Борисенко И.Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия обра-

зования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5-20. doi: 10.15372/PHE20200301

7. Третьякова В.С. Профессиональное будущее молодежи цифрового поколения России // Непрерывное образование: теория и практика : материа-

лы II Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 января 2019. Екатеринбург, 2019. С. 151-156.

8. Литвинова ЕЮ., Киселева Н.В. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования // Социальная пси-

хология и общество. 2017. Т. 8, № 2. С. 5-20. doi: 10.17759/sps.2017080201

9. Кравченко С.А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019.

№ 10. С. 48-57. doi: 10.31857/S013216250006186-7

10. Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3-28.

11. Бредун Е.В., Баланёв Д.Ю., Ваулина Т.А. и др. Темпоральные особенности студентов как когнитивные диагностические характеристики: контекст адаптивного образования // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 1. С. 60-73. doi: 10.21702/rpj .2020.1.5

12. Brubaker R. Digital hyperconnectivity and the self // Theory and Society. 2020. Vol. 49. P. 771-801. doi: 10.1007/s11186-020-09405-1

13. Gentzler A.L. Valuing happiness in youth: Associations with depressive symptoms and well-being // Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. Vol. 62. P. 220-230. doi: 10.1016/j.appdev.2019.03.001

14. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 431-450. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

15. Ackermann K., Manatschal A. Online volunteering as a means to overcome unequal participation? The profiles of online and offline volunteers compared // New Media & Society. 2018. Vol. 20, is. 12. Р. 4453-4472. doi: 10.1177/1461444818775698

16. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). Ст. 1. doi: 10.26795/2307-1281-2017-4-1

17. Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации. 2019. Т. 4, № 3-4. С. 23-28. URL: https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf

18. Marangu P., Nyaga F., Rukaria S. Overcoming Challenges Arising from Online Training in TVET Institutions in Kenya // Tenth Pan-Common wealth Forum on Open Learning. 2022. doi: 10.56059/pcf10.9226. https://www.researchgate.ne1/publication/365987709_0vercoming_Challenges_ Arising_irom_0nline_Training_in_TVET_Institutions_in_Kenya

19. Поддьяков А.Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности // Mobilisinmobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А.Г. Асмолова. М. : Изд. дом ЯСК, 2018. С. 261-276. doi: 10.54359/ps.v8i40.558

20. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества // Преподаватель XXI век. 2019. № 1-1. С. 77-85.

21. Martin-Perpina M.M., Poch F.V., Cerrato S.M. Media multitasking impact in homework, executive function and academic performance in spanish adolescents // Psicothema. 2019. Vol. 31, № 1. Р. 81-87. doi: 10.7334/psicothema2018.178

22. Zamfir A.-M., Mocanu C. Perceived Academic Self-Efficacy among Romanian Upper Secondary Education Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, is. 13. Art. 4689. doi: 10.3390/ ijerph17134689

23. Ковалев А.И., Роголева Ю.А., Егоров С.Ю. Сравнение эффективности применения технологий виртуальной реальности с традиционными образовательными средствами // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2019. № 4. С. 44-58. doi: 10.11621/vsp 2019.04.44

24. Чайникова Г.Р. Анализ адаптации студентов, обучающихся по модели «Перевернутый класс», к условиям дистанционного обучения // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 5. С. 63-71. doi: 10.21686/1818-4243-2020-5-63-71

25. Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

26. Floridi L. The Fourth revolution. How the infosphere is reshaping human reality. New York : Oxford University Press, 2014. 278 p.

References

1. Neklyudova, S.V. & Kabrin, V.I. (2017) Formation of a new type of mobile personality lifestyle in transcultural communication. Sibirskiy psikholo-

gicheskiy zhurnal — Siberian Journal ofPsychology. 65. pp. 66-82. (In Russian). DOI: 10.17223/17267080/65/5

2. Anderson, E.L., Steen, E. & Stavropoulos, V. (2017) Internet use and Problematic Internet Use: a systematic review of longitudinal research trends in

adolescence and emergent adulthood. International Journal of Adolescence and Youth. 22(4). pp. 430-454. DOI: 10.1080/02673843.2016.1227716

3. May, K.E. & Elder, A.D. (2018) Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance.

International Journal of Educational Technology in Higher Education. 15(1). Art. 13. DOI: 10.1186/s41239-018-0096-z

4. Kuzheleva-Sagan, I.P. & Suchkova, N.A. (2018) Digital nomadism among Tomsk students: identification and self-identification. Sibirskiy psikholo-

gicheskiy zhurnal — Siberian Journal of Psychology. 67. pp. 102-114. (In Russian). DOI: 10.17223/17267080/67/8

5. Savinova, S.Yu. (2015) Vovlechennost' studentov v obrazovatel'nyy protsess: otsenka pozitivnykh effektov [Involvement of students in the educational

process: Assessment of positive effects]. Chelovek i obrazovanie. 4(45). pp. 143-147.

6. Chernykh, C.I. & Borisenko, I.G. (2020) Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii i ikh vliyanie na izmenenie chelovecheskogo kapitala [Digital technolo-

gies in education and their impact on changing human capital]. Filosofiya obrazovaniya. 20(3). pp. 5-20. DOI: 10.15372/PHE20200301

7. Tretyakova, V.S. (2019) Professional'noe budushchee molodezhi tsifrovogo pokoleniya Rossii [The professional future of the youth of the digital

generation of Russia]. Nepreryvnoe obrazovanie: teoriya i praktika [Life-long Education: Theory and Practice]. Proc. of the Second International Conference. Ekaterinburg, January 22, 2019. Ekaterinburg. pp. 151-156.

8. Litvinova, E.Yu. & Kiseleva, N.V. (2017) Vovlechennost' v professional'nuyu sredu i ee znachenie dlya nepreryvnogo obrazovaniya [Involvement

in the professional environment and its significance for continuing education]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 8(2). pp. 5-20. DOI: 10.17759/sps.2017080201

9. Kravchenko, S.A. (2019) Tsifrovye riski, metamorfozy i tsentrobezhnye tendentsii v molodezhnoy srede [Digital Risks, Metamorphoses and Centrifu-

gal Trends in the Youth Environment]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies. 10. pp. 48-57. DOI: 10.31857/S013216250006186-7

10. Asmolov, G.A. & Asmolov, A.G. (2019) Internet kak generativnoe prostranstvo: istoriko-evolyutsionnaya perspektiva [The Internet as a generative space: A historical and evolutionary perspective]. Voprosy psikhologii. 4. pp. 3-28.

11. Bredun, E.V., Balanev, D.Yu., Vaulina, T.A. et al. (2020) Temporal'nye osobennosti studentov kak kognitivnye diagnosticheskie kharakteristiki: kontekst adaptivnogo obrazovaniya [Temporal features of students as cognitive diagnostic characteristics: The context of adaptive education]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal — Russian Psychological Journal. 17(1). pp. 60-73. DOI: 10.21702/rpj.2020.1.5

12. Brubaker, R. (2020) Digital hyperconnectivity and the self. Theory and Society. 49. pp. 771-801. DOI: 10.1007/s11186-020-09405-1

13. Gentzler, A.L. (2019) Valuing happiness in youth: Associations with depressive symptoms and well-being. Journal of Applied Developmental Psychology. 62. pp. 220-230. DOI: 10.1016/j.appdev.2019.03.001

14. Soldatova, G.U. & Voyskunskiy, A.E. (2021) Socio-Cognitive Concept of Digital Socialization: А New Ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 18(3). pp. 431-450. (In Russian). DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

15. Ackermann, K. & Manatschal, A. (2018) Online volunteering as a means to overcome unequal participation? The profiles of online and offline volunteers compared. New Media & Society. 20(12). pp. 4453-4472. DOI: 10.1177/1461444818775698

16. Ponachugin, A.V. & Lapygin, Yu.N. (2017) Organizatsiya interaktivnogo vzaimodeystviya v elektronnom obuchenii [Organization of interactive interaction in e-learning]. VestnikMininskogo universiteta. 4(21). Art. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-1

17. Kandybovich, S.L. & Razina, T.V. (2019) Osobennosti sotsializatsii molodezhi v usloviyakh sovremennoy tsifrovoy sredy [Features of the socialization of youth in the modern digital environment]. Mirovye tsivilizatsii. 4(3-4). pp. 23-28. [Online] Available from https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf

18. Marangu, P., Nyaga, F. & Rukaria, S. (2022) Overcoming Challenges Arising from Online Training in TVET Institutions in Kenya. Tenth Pan-Common Wealth Forum on Open Learning. DOI: 10.56059/pcf10.9226

19. Poddyakov, A.N. (2018) Psikhologiya obucheniya v usloviyakh novizny, slozhnosti, neopredelennosti [Psychology of learning in conditions of novelty, complexity, uncertainty]. In: Asmolov, A.G. (ed.) Mobilisinmobili: lichnost' v epokhu peremen [Mobilisinmobili: Personality in the Era of Change]. Moscow: YaSK. pp. 261-276. DOI: 10.54359/ps.v8i40.558

20. Petruneva, R.M., Vasilieva, V.D. & Toporkova, O.V. (2019) Studencheskaya molodezh' v epokhu tsifrovogo obshchestva [Student youth in the era of digital society]. Prepodavatel'XXI vek. 1-1. pp. 77-85.

21. Martin-Perpina, M.M., Poch, F.V. & Cerrato, S.M. (2019) Media multitasking impact in homework, executive function and academic perfo rmance in spanish adolescents. Psicothema. 31(1). pp. 81-87. DOI: 10.7334/psicothema2018.178

22. Zamfir, A.-M. & Mocanu, C. (2020) Perceived Academic Self-Efficacy among Romanian Upper Secondary Education Students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 17(13). Art. 4689. DOI: 10.3390/ ijerph17134689

23. Kovalev, A.I., Rogoleva, Yu.A. & Egorov, S.Yu. (2019) Sravnenie effektivnosti primeneniya tekhnologiy virtual'noy real'nosti s traditsionnymi obrazovatel'nymi sredstvami [Comparison of the effectiveness of the use of virtual reality technologies with traditional educational means]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya. 4. pp. 44-58. DOI: 10.11621/vsp.2019.04.44

24. Chaynikova, G.R. (2020) Analiz adaptatsii studentov, obuchayushchikhsya po modeli "Perevernutyy klass", k usloviyam distantsionnogo obucheniya [An analysis of the adaptation of students studying according to the "Flipped Class" model to the conditions of distance learning]. Otkrytoe obra-zovanie. 24(5). pp. 63-71. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-63-71

25. Stillman, D. (2018) Pokolenie Z na rabote. Kak ego ponyat' i nayti s nim obshchiy yazyk [Generation Z at work. How to understand him and find a common language with him]. Translated from English. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber.

26. Floridi, L. (2014) The Fourth Revolution. How the Infosphere is Reshaping Human Reality. New York: Oxford University Press.

Сведения об авторах:

Петрова Валерия Николаевна - доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии факультета психологии Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: valerpsy@mail.ru

Галажинский Эдуард Владимирович - доктор психологических наук, ректор Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: rector@tsu.ru

Блохина Евгения Васильевна - младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований качества жизни Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: saranchonae@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Petrova Valeriya N. - Doctor of Psychology, Professor of Organizational Psychology's Department, Faculry of Psychology, Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: valerpsy@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Galazhinskiy Eduard V. - Doctor of Psychology, Rector of the Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: rector@tsu.ru Blokhina Evgeniya V. - Senior Researcher of Laboratories for Comparative Research in Quality of Life, Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: saranchonae@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.11.2022; принята к публикации 21.03.2023 The article was submitted 12.11.2022; accepted for publication 21.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.