Научная статья на тему 'Временная структура романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"'

Временная структура романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1022
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / TIME / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ARTISTIC SPACE / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TEMPORARY ORGANIZATION / КОНТРАПУНКТ / COUNTERPOINT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мазанаев Ш.А., Айгубова М.Б.

Пространственно-временная организация романа имеет ряд особенностей. Время в романе представлено рядом пересекающихся пластов, которые создают сложное единство повествовательной структуры: авторское время, время лирического переживания, время персонажей, читательское время, вечность. Весь роман пронизывает принцип неравномерного движения времени, относительности различных феноменов. Ощущение времени для героев в разные периоды жизненного пути субъективно. Параллельно и одновременно со временем жизни героев развивается время природы. Временное устройство романа включает в себя несколько взаимопересекающихся пластов, которые создают внутреннее единство. Автор делает вывод о том, что особенности художественного пространства в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» определили характер движения времени. С одной стороны, насыщенность событий обусловила его интенсивность, с другой субъективное восприятие окружающего мира Живаго его психологический тип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME STRUCTURE OF ROMAN B. PASTERNAK “DOCTOR ZHIVAGO”

Spatial-temporal organization of the novel has a number of features. The time in the novel is represented by a series of intersecting layers that create a complex unity of the narrative structure: author's time, time of lyrical experience, character time, reader time, eternity. The whole novel permeates the principle of the uneven movement of time, the relativity of various phenomena. The sense of time for the heroes in different periods of life is subjective. In parallel, and simultaneously with the life of the heroes, the time of nature develops. The temporary arrangement of the novel includes several interdisciplinary strata that create an inner unity.

Текст научной работы на тему «Временная структура романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"»

УДК 821(091)

Mazanaev Sh.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: mariatdgu@bk.ru

Aigubova M.B., postgraduate, Department of Russian Literature, Philological Faculty, Dagestan State University (Makhachkala,

Russia), E-mail: mariatdgu@bk.ru

TIME STRUCTURE OF ROMAN B. PASTERNAK "DOCTOR ZHIVAGO". Spatial-temporal organization of the novel has a number of features. The time in the novel is represented by a series of intersecting layers that create a complex unity of the narrative structure: author's time, time of lyrical experience, character time, reader time, eternity. The whole novel permeates the principle of the uneven movement of time, the relativity of various phenomena. The sense of time for the heroes in different periods of life is subjective. In parallel, and simultaneously with the life of the heroes, the time of nature develops. The temporary arrangement of the novel includes several interdisciplinary strata that create an inner unity.

Key words: time, artistic space, structure, temporary organization, counterpoint.

Ш.А. Мазанаев, д-р филол. наук проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,

E-mail: mariatdgu@bk.ru

М.Б. Айгубова, магистрант каф. русской литературы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

г. Махачкала, E-mail: mariatdgu@bk.ru

ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

Пространственно-временная организация романа имеет ряд особенностей. Время в романе представлено рядом пересекающихся пластов, которые создают сложное единство повествовательной структуры: авторское время, время лирического переживания, время персонажей, читательское время, вечность. Весь роман пронизывает принцип неравномерного движения времени, относительности различных феноменов. Ощущение времени для героев в разные периоды жизненного пути субъективно. Параллельно и одновременно со временем жизни героев развивается время природы. Временное устройство романа включает в себя несколько взаимопересекающихся пластов, которые создают внутреннее единство. Автор делает вывод о том, что особенности художественного пространства в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» определили характер движения времени. С одной стороны, насыщенность событий обусловила его интенсивность, с другой - субъективное восприятие окружающего мира Живаго - его психологический тип.

Ключевые слова: время, художественное пространство, структура, временная организация, контрапункт.

Динамика повествования в романе «Доктор Живаго» представляется последовательной линейной структурой, подчиняющей реализацию различных мотивов в тексте. Действие романа охватывает период с 1903 по 1929-й годы. Внешне повествование представляется традиционным, в нем показана судьба человека в эпоху революции. Сюжет романа составляют события, которые даны через субъективное восприятие их главным героем.

В художественном сознании время нередко акцентирует внимание обращением к категории вечности. Время и пространство у Б. Пастернака концентрируется на мельчайших деталях действительности окружающего мира.

По мнению Л.И. Ермолова, в романе можно выделить два способа передачи времени: прямым указанием на временную дату и передачу времени через движение образов природы. Временная организация обозначена через вечность, через время памяти, воспоминания автора, воспоминания героев, с помощью линейного и циклического времени. В первом случае в романе даются указания на крупные даты - годы, времена года, месяцы, так и на более мелкие единицы времени - дни, части суток, часы и минуты.

Данные указания служат некими связками между эпизодами, они фиксируют хронологию изображенных событий. Когда в произведении показывается развернутая в настоящем времени сцена, то движение времени передается через развитие и движение образов.

В раннем периоде, в детстве, не было понимания времени, только попытка осознать пространство. Автор пытается выразить данную мысль через религиозные суждения главного героя о пространстве и времени. Философско-художественный параллелизм между религиозным сознанием и восприятием главного героя наиболее полно отражается пространственно-временными параметрами повествования. Поэтому автор вводит символ пространства и времени через мотив тревоги. Поезд предстает пространственным образом времени.

Пространственно-временная организация романа имеет ряд особенностей. Время в романе представлено рядом пересекающихся пластов, которые создают сложное единство повествовательной структуры: авторское время, время лирического переживания, время персонажей, читательское время, вечность.

Весь роман пронизывает принцип неравномерного движения времени, относительности различных феноменов. Временной контрапункт принимает у Б. Пастернака две главные формы. Одна представлена неравномерным течением временного

потока, который придает событиям неровный, изменчивый ритм. Например, поезда, они в романе движутся неравномерно, что влечет за собой внезапные смены освещения, перспективы, слышимости, внутреннего состояния героя. Вторая состоит в совмещении нескольких событийных рядов, движущихся с различной скоростью, в различных ритмах и направлениях.

Принцип относительности проецируется здесь уже не на индивидуальные судьбы, а на движение исторических эпох. Неравномерность течения времени в разные эпохи подчеркивается характерными деталями: упоминанием двойного календаря и двойного счета часов. С такой же естественностью, как индивидуальные судьбы, исторические события, жизнь природы и космический порядок, в контрапунктные построения включается художественное время: течение различных стихотворных размеров и различных типов повествования.

Наиболее полным отражением этого принципа выступает построение романа в целом. Роман строится путем совмещения и наложения различных типов художественной речи, которые протекают в различном временном и смысловом ритме.

Преобладающей в пространственно-временной организации является категория времени. Пространственные характеристики реальности поглощены временными, время преобладает над пространством, становится более значимой категорией в произведении. Прерывистое, стремительное изображение событий в романе передает мир всеобщего круговращения, существо истории.

Важной чертой временной организации в романе является наличие нескольких временных уровней, определяющихся двумя взаимосвязанными сюжетами: лирическим сюжетом авторского проживания, вбирающим в себя вымышленный событийный сюжет героев. Внутри двух этих измерений можно обозначить и другие временные пласты: время памяти, время воспоминания автора и героев; линейное время (временной отрезок реальности), время циклическое (время природы, эволюционное время жизни в философии доктора Живаго, время православного календаря), вечность. При этом структура произведения предусматривает как составной элемент и время читателя.

На уровне авторского присутствия можно выделить время повествования, связанного с организацией событий, описанных в романе. Автор живет в двойном времени: времени, в котором роман пишется и времени воспоминания.

В романе эта особенность повествования проявляется по-разному. Некоторые годы жизни героев помещены в пару

предложений, а некоторые незначительные события жизни героев, наоборот, расписаны очень подробно, детально. Эти эпизоды происходят в настоящем времени, автор их целенаправленно растягивает. Такой способ повествования связан с определенным временным измерением романа.

Например, в романе мы это видим в сцене отъезда Лары с Комаровским, началом долгой разлуки Живаго с Ларой. Автор посвящает этому моменту развернутое описание, неторопливое, замедленное описание, в нем отражается время внутреннего переживания героя, его внутреннего состояния, которое совпадает с ходом реального времени природы. Сначала автор показывает как «солнце ненадолго зависло над землей», затем мысль пришла в голову Живаго, далее все стремительно, и мгновение, которое так надолго затянулось во времени уже уходит в прошлое, время событий неуклонно быстрое, сменяется проекцией на время природы.

В изображении жизни героев романа, во временных формах заключена эмпирическая действительность. В романе описывается жизнь героев с конца XIX века до 50-х годов XX века. Представляет собой линейное, последовательное время, включает в себя года, месяцы, часы, минуты. Оно движется необратимо с ранних лет и до их старости или смерти. Поэтому некоторые события романа воспринимаются как нечто безысходное и неотвратимое [1 - 5].

Однако на такой временной организации внутри произведения строится противопоставление. Внутри линейного времени

можно наблюдать отдельные, параллельно развивающиеся сюжетные линии персонажей, которые Б.М. Гаспаров относит к явлению контрапункта. Контрапунктно и соотнесение одновременно развивающегося внутреннего времени сознаний персонажей. У каждого персонажа есть свое внутренне время, которое выражается в динамике восприятия событий, в иерархии впечатлений момента жизни, в различном восприятии конкретных временных моментов, которые одним кажутся стремительными, а другим предстают в замедленном течении.

Параллельно и одновременно со временем жизни героев развивается время природы. Его можно назвать цикличным: в романе прослеживается чередование времен года, каждому состоянию природы уделяется подробное внимание. Временное устройство романа включает в себя несколько взаимопе-ресекающихся пластов, которые создают внутреннее единство.

Особенности художественного пространства в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» определили характер движения времени. С одной стороны, насыщенность событий обусловила его интенсивность, с другой - субъективное восприятие окружающего мира Живаго - его психологический тип.

Принцип неравномерного движения времени пронизывает весь роман. Ощущение времени для героев в разные периоды жизненного пути субъективно. В определенные переломные жизненные моменты оно либо растягивается, либо сжимается.

Библиографический список

1. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа «Доктор Живаго». Дружба народов. 1990; 3: 223 - 242.

2. Ермолов Л.И. Время в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Известия Саратовского университета. 2012. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 2: 80 - 84.

3. Тюпа В.И. «Доктор Живаго»: Композиция и архитектоника. Вопросы литературы. 2011; 1: 380 - 410.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. Москва, 1999.

References

1. Gasparov B.M. Vremennoj kontrapunkt kak formoobrazuyuschij princip romana «Doktor Zhivago». Druzhba narodov. 1990; 3: 223 - 242.

2. Ermolov L.I. Vremya v romane B. Pasternaka «Doktor Zhivago». Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2012. Ser. Filologiya. Zhurnalistika. Vyp. 2: 80 - 84.

3. Tyupa V.I. «Doktor Zhivago»: Kompoziciya i arhitektonika. Voprosy literatury. 2011; 1: 380 - 410.

4. Halizev V.E. Teoriya literatury. Moskva, 1999.

Статья поступила в редакцию 28.04.18

УДК 894.332-1Керимова.08

Alhlavova I.H., Cand. of Sciences (Philology), researcher, Institute of Literature and Language and Arts n.a. Cadasy RAS

(Makhachkala, Russia), E-mail: inna.atavova@bk.ru

THE MOTIF OF LONELINESS IN THE POETRY OF DZHAMINAT KERIMOVA. The article considers features of the author's vision of loneliness, based on an analysis of two poems "Ant" ("Къомурсгъа", 1984) and "I'm lonely without you, lonely" ("Сенсиз янгызман, янгыз", 1999) written by a modern Islamic Kumyk poet D. Kerimova. The paper focuses on the key motives, reveals the personality and character of lyrical hero of the poetic work. The researcher analyzes poems and reveals the attitude of the author towards the tragedy of love to climate variability of the surroundings. The symbolism of "an absolute solitude" plays a huge role and carries an important connotation in both poems. The article identifies and describes the characteristics of poetic handwriting D. Kerimova. The work states that the prevalent feature in the works by Kerimova is the motif of loneliness.

Key words: Dzhaminat Kerimova, Dagestan poetry, motif of loneliness, lyrical hero, metaphor, epithet.

И.Х. Алхлавова, канд. филол. наук, Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы ДНЦ РАН,

г. Махачкала, E-mail: inna.atavova@bk.ru

МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ДЖАМИНАТ КЕРИМОВОЙ

Данная статья рассматривает особенности авторского видения проблемы одиночества на основе анализа двух стихотворений «Муравей» («Къомурсгъа», 1984) и «Без тебя одинока я, одинока» («Сенсиз янгызман, янгыз», 1999) современной кумыкской поэтессы Дж. Керимовой. В статье акцентируется внимание на одном из ключевых мотивов, раскрывающих личность и характер лирического героя поэтического произведения, - мотиве одиночества в творчестве поэтессы. Проанализированные стихотворения раскрывают отношение автора к губительности любви, к изменчивости этого чувства. Символика «абсолютного одиночества» играет огромную роль и несет в себе важную смысловую нагрузку в обоих стихотворениях. В статье описываются характерные особенности поэтического почерка Дж. Керимовой: превалирующим в творчестве Кери-мовой является мотив одиночества.

Ключевые слова: Джаминат Керимова, кумыкская поэтесса, мотив одиночества, лирический герой, метафора, эпитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.