Научная статья на тему 'ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ВАЖНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В ЮНОШЕСТВЕ'

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ВАЖНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В ЮНОШЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ / НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ / БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ / «ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ ВЗРОСЛОСТЬ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шилова Н. П., Владыко А. К.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи временной перспективы и тематик значимых жизненных событий в юношеском возрасте на выборке из 1394 человек, из них- юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет. В результате исследования было выявлено, что существует возрастная разнонаправленная динамика в представлении о следующих периодах: «обучения в школе», «профессионального обучения», «профессиональной автономии», «будущего», «открытого настоящего». Так «обучение в школе» положительно связывается современной молодежью с развлечениями и отрицательно с учебой и работой в прошлом, и общением, и контактами в будущем. Период «профессионального обучения» связан для юношей и девушек со всеми значимыми событиями в их жизни, кроме событий, касающихся развлечений в будущем. Период «профессиональной автономии» связан с событиями, направленными на дело (включая и профессиональную деятельность, и учебу) и в прошлом, и в будущем. Все важные события в настоящем зависят от желания обладать какими-то качествами, свойствами, умениями. И одновременно с этим желанием связывается важность общения и развлечений в прошлом, и важность развлечений, и конкретных дел (учебных и профессиональных) в будущем. Результаты исследования могут представлять интерес для организации работы со старшеклассниками и студентами по формированию временной перспективы будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME PERSPECTIVE AND SIGNIFICANCE OF LIFE EVENTS IN ADOLESCENCE

This article presents the results of a study of the relationship between the time perspective and themes of significant life events in adolescence. The study involved 1,394 boys and girls aged 14 to 23 years. It was revealed that there is an age-related multidirectional dynamics in the representation of the following periods: “studying at school”, “vocational training”, “professional autonomy”, “future”, “open present”. For example, modern youth associate “learning at school” positively with entertainment and negatively with study and work in the past and with communication and contacts in the future. The period of “professional training” is associated with all significant events in their lives except for events related to entertainment in the future. The period of “professional autonomy” is associated with events aimed at business (including both professional activity and study) both in the past and in the future. All important events in the present depend on the desire to possess some qualities, properties, skills. And at the same time, the significance of communication and entertainment in the past and the importance of entertainment and specific activities (educational and professional) in the future are associated with this desire. The results of the study may be of interest for the organization of work with high school students and students on the formation of a time perspective of the future.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ВАЖНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В ЮНОШЕСТВЕ»

УДК 159.922.8 DOI 10.26425/1816-4277-2023-3-218-226

Временная перспектива и важность жизненных событий в юношестве

Шилова Наталья Петровна1

Канд. психол. наук, зам. начальника управления организации и проведения государственной итоговой аттестации ORCID: 0000-0003-1511-840X, e-mail: npshilova@outlook.com

Владыко Анна Константиновна2

Канд. экон. наук, ведущий советник отдела протокола административного департамента ORCID: 0000-0001-8226-5958, e-mail: anion2000@mail.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва, Россия 2Министерство науки и высшего образования Российской Федерации г. Москва, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи временной перспективы и тематик значимых жизненных событий в юношеском возрасте на выборке из 1394 человек, из них— юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет. В результате исследования было выявлено, что существует возрастная разнонаправленная динамика в представлении о следующих периодах: «обучения в школе», «профессионального обучения», «профессиональной автономии», «будущего», «открытого настоящего». Так «обучение в школе» положительно связывается современной молодежью с развлечениями и отрицательно с учебой и работой в прошлом, и общением, и контактами в будущем. Период «профессионального обучения» связан для юношей и девушек со всеми значимыми событиями в их жизни, кроме событий, касающихся развлечений в будущем. Период «профессиональной автономии» связан с событиями, направленными на дело (включая и профессиональную деятельность, и учебу) и в прошлом, и в будущем. Все важные события в настоящем зависят от желания обладать какими-то качествами, свойствами, умениями. И одновременно с этим желанием связывается важность общения и развлечений в прошлом, и важность развлечений, и конкретных дел (учебных и профессиональных) в будущем. Результаты исследования могут представлять интерес для организации работы со старшеклассниками и студентами по формированию временной перспективы будущего.

Ключевые слова

Юношеский возраст, жизненные события, временная перспектива, ранняя юность, поздняя юность, настоящее время, будущее время, «появляющаяся взрослость», профессиональное обучение, профессиональная автономия

Для цитирования: Шилова Н.П., Владыко А.К. Временная перспектива и важность жизненных событий в юношестве// Вестник университета. 2023. № 3. С. 218—226.

© Шилова Н.П., Владыко А.К., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

|@ ®

Time perspective and significance of life events in adolescence

Natalia P. Shilova1

Cand. Sci. (Psy.), Deputy Head at the Department of Organization and Conduct of the State Final Certification ORCID: 0000-0003-1511-840X, e-mail: npshilova@outlook.com

Anna K. Vladyko2

Cand. Sci. (Econ.), Lead Advisor of the Protocol Department at the Administrative Department ORCID: 0000-0001-8226-5958, e-mail: anion2000@mail.ru

'Federal Service for Supervision of Education and Science, Moscow, Russia 2The Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

This article presents the results of a study of the relationship between the time perspective and themes of significant life events in adolescence. The study involved 1,394 boys and girls aged 14 to 23 years. It was revealed that there is an age-related multidirectional dynamics in the representation of the following periods: "studying at school", "vocational training", "professional autonomy", "future", "open present". For example, modern youth associate "learning at school" positively with entertainment and negatively with study and work in the past and with communication and contacts in the future. The period of "professional training" is associated with all significant events in their lives except for events related to entertainment in the future. The period of "professional autonomy" is associated with events aimed at business (including both professional activity and study) both in the past and in the future. All important events in the present depend on the desire to possess some qualities, properties, skills. And at the same time, the significance of communication and entertainment in the past and the importance of entertainment and specific activities (educational and professional) in the future are associated with this desire. The results of the study may be of interest for the organization of work with high school students and students on the formation of a time perspective of the future.

Keywords

Adolescence, life events, time perspective, early adolescence, late adolescence, «emerging adulthood», present, future, vocational training, professional autonomy

For citation: Shilova N.P., Vladyko A.K. (2023) Time perspective and significance of life events in adolescence. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 218—226.

© Shilova N.P., Vladyko A.K., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Юношеский возраст — это наименее изученный период современной возрастной психологии. Многие авторы предлагают объединять его с подростковым возрастом, некоторые выделяют его как отдельный, разделяя при этом на периоды ранней юности и поздней юности [1—3]. Во многих зарубежных исследованиях сейчас рассматривается такой период развития, как «появляющаяся взрослость» (англ. «emerging adulthood»), включающий в себя как старших подростков, весь период получения профессионального образования, так и начало взрослости. Дж. Арнетт определяет его как период непредсказуемости событий будущего и невозможности в отнесении себя ко взрослым или к детям [4]. В целом существующие исследования изучают разные взгляды на юношество или «появляющуюся взрослость», поскольку этот период отличается от подросткового и взрослого возраста, исследователям важно очертить признаки его как отдельного возрастного этапа [5].

Особенно актуальным становится изучение того, как ожидания на будущее могут объяснить текущее поведение. Способы, с помощью которых представления о будущем связываются с текущим поведением, и конкретные модели поведения в формате «сейчас или никогда» мало исследованы [6; 7]. Например, контекст исследования Р.Д. Райверта состоял в том, чтобы лучше понять области исследований, которые происходят в молодом возрасте. В качестве компонента своего исследования ученый закодировал открытые ответы на вопрос: «Как часто вы делаете или пытаетесь что-то сделать, потому что думаете, что не сможете сделать это позже, когда станете взрослым?» [7, c. 382]. Его исследование, безусловно, является отправной точкой в понимании взглядов молодых людей на то, что они считают важными и значимыми событиями в своем возрасте. В частности, согласно его данным — это время предназначено для того, чтобы получать как можно больше удовольствий, прежде чем остепениться. Исследование Р.Д. Райверта ограничено временным периодом настоящего времени (т. е. необходимость делать что-то сейчас, что юноши и девушки не смогут сделать позже) [7]. Согласно данным исследователя, наиболее распространенной темой событий важных для реализации юношами и девушками в настоящем были путешествия/приключения, а затем социальные события, межличностные отношения, беззаботный образ жизни, спорт, учеба/карьера (возможность сменить школу или сменить работу) и независимость/личное выражение.

На наш взгляд, такой подход к изучению времени, ориентированный только на настоящее, довольно пессимистичен. Возможно, что некоторые молодые люди действительно придают большое значение развлечениям, т.е. путешествиям и приключениям в своем настоящем, потому что важно успеть это реализовать до того, как они станут взрослыми (текущая перспектива), но также они могут считать эти события полезными в подготовке их к взрослым ролям (будущая перспектива). Таким образом, внимание к взглядам молодых людей на поведение «сейчас или никогда» отражает одну важную точку зрения на период юношеского возраста, но не охватывает другие, возможно, важные взгляды, которые молодые люди могут иметь на этот период своей жизни.

Так, Дж.Н. Бойд и П.Г. Зимбардо утверждают, что настоящая и будущая ориентации не обязательно полярные противоположности, но ортогональны, поскольку некоторые люди могут думать как о настоящем, так и о будущем. Хотя изучение временной перспективы показывает, что ориентация на будущее и/или на настоящее может влиять на текущие траектории молодых людей через формирующуюся зрелость, мы очень мало знаем о том, как молодые люди рассматривают конкретно свою нынешнюю стадию развития [8]. Наше исследование согласуется с позицией Дж.Н. Бойда и П.Г. Зим-бардо в части того, что временная перспектива влияет на поведение юношей и девушек в настоящем, в частности, эта работа предполагает, что взгляд юношей и девушек на будущий период времени может повлиять на их текущее поведение. Однако результаты этих, а также других исследований не позволяют понять, как формирование будущей жизни и временной перспективы могут быть связаны с текущими способами поведения и придания важности событиям жизни представителей юношеского возраста или «появляющейся взрослости» [9; 10].

Соответственно, целью проведенного исследования стало выявление связи временной перспективы собственной жизни в юношестве или возрасте «появляющейся взрослости» с тематиками значимых жизненных событий.

МЕТОДЫ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы исследовали взаимосвязи временной перспективы с тематиками значимых жизненных событий у юношей и девушек от 14 до 23 лет. В соответствии с основами культурно-исторической психологии и современными тенденциями в психологических исследованиях взросления в этот период попадает старший подростковый возраст, ранний юношеский, поздний юношеский возраста, возраст молодости или возникновения взрослости [1—3]. Общее количество респондентов, участвовавших в исследовании, составило 1394 человек, из них — юноши и девушки от 14 до 23 лет: 14-летних — 157 чел., 15-летних — 120 чел., 16-летних — 313 чел., 17-летних — 255 чел., 18-летних — 161 чел., 19-летних — 102 чел., 20-летних — 85 чел., 21-летних — 107 чел., 22-летних — 43 чел., 23-летних — 51 чел. Выборка проходила через рассылку в образовательные организации России по электронной почте со ссылкой на исследование. Желающим принять участие были описаны условия тестирования и предоставлен персональный компьютер. От каждого участника было получено согласие на участие в исследовании.

В качестве первого метода исследования выступает методика «Прошлое, настоящее, будущее», которая разработана А.Л. Венгером и Ю.М. Десятниковой [11]. Участникам исследования было предложено написать по пять самых важных событий их прошлой, настоящей и будущей жизни. Дополнительно юноши и девушки указывали временной период, в который каждое из выбранных ими событий произошло или произойдет. Анализ различий временной перспективы жизненного пространства был проведен при помощи характеристик временной удаленности прошлого относительно настоящего и будущего относительно настоящего. Для определения содержательных характеристик значимых событий мы опирались на работы Ж. Нюттена [12]. Такими тематиками значимых событий стали: дело (события, связанные с активностью, направленной на то, чтобы что-то сделать, т.е. и профессиональная деятельность, и учеба), общение (события, связанные с контактами с другими людьми), развлечения (события, связанные с отдыхом, играми и интересными занятиями).

Вторым инструментом стал метод незаконченных предложений для определения временной перспективы Ж. Нюттена. В использованной интерпретации методики было 20 фраз, сформулированных в положительной форме с применением положительных индукторов: «Я хочу...», «Я надеюсь...» и 10 следующих фраз: «Я не хочу...», «Я боюсь...», основанных на отрицательных индукторах. Испытуемые должны были закончить фразу и как можно больше написать о своих желаниях. Длина и построение фразы не имели значения.

Обработка фраз строилась по временному коду анализа содержания Ж. Нюттена [12]. Для кодировки временных характеристик Ж. Нюттен использует два типа символов: в категориях периодов календарного времени и в категориях периодов социальной и биологической жизни субъекта, разделяя социальную жизнь человека на три части: период обучения, взрослости, старости. В периоде обучения наши испытуемые выделяли две части — школа и профессиональное образование после школы, в периоде взрослости: профессиональную автономию или, другими словами, — работу. Ж.Нюттеном вводится также символ «жизнь» для обозначения тех временных характеристик, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни или которые нельзя точнее локализовать. В рамках этих временных характеристик испытуемые выделяли периоды «открытое настоящее» и «историческое будущее». Открытое настоящее выделяется в тех случаях, когда человек пишет о своем желании обладать какими-то качествами, свойствами, умениями (например, быть красивым, уметь говорить по-английски), которое в определенном смысле не ограничено во времени, «сегодня и ежедневно». «Историческое будущее» — обозначает период, связанный не только с жизнью отдельного человека, но и с жизнью людей, всего человечества («Чтобы никогда не было войны»).

Для обеспечения валидности контент-анализ результатов по обеим методикам проводился пятью экспертами — психологами и педагогами, кандидатами и докторами наук. В случае расхождения в интерпретации полученных данных результаты обсуждались коллегиально для принятия финальной оценки. Обработка данных осуществлялась при помощи статистического программного пакета «К» (версия 21.0). Корреляционный анализ проведен при помощи коэффициента Стьюдента. Были использованы уровни значимости: минимальный р<0,05 и достаточный р<0,01.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На первом этапе исследования мы проанализировали, как выделенные для анализа категории связаны с изменением возраста участников исследования (увеличением возраста). Результаты этого сравнения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь выделенных категорий анализа с возрастом участников исследования

л н Дело (прошлое) Общение (прошлое) Развлечения (прошлое) Дело (настоящее) Общение (настоящее) Развлечения (настоящее) Дело (будущее) Общение (будущее) Развлечения (будущее)

л а п О 0,199** -0,090** -0,134** -0,007 -0,028 -0,164** -0,066* 0,065* -0,053*

И Ш я я и V <и а В интервале дня Обучение в школе Профессиональное обучение Профессиональная автономия, работа Будущее Открытое настоящее (сегодня и ежедневно) Прошлое Историческое будущее

0,024 -0,420** -0,006 0,034 0,125** -0,053* 0,058* 0,060*

Условные обозначения: * р <0,05. ** р <0,01.

Составлено авторами по материалам исследования

Итак, возраст положительно связан с важными событиями о том, чтобы что-то сделать в прошлом и с событиями общения и межличностного взаимодействия в будущем, и отрицательно со всеми важными событиями в сфере отдыха и развлечений, общения в прошлом времени, а также с активностью, направленной на будущую перспективу. Соответственно, чем старше становится юноша или девушка, тем меньше значения он или она придают развлечениям. Активность, направленная на то, чтобы что-то сделать, рассматривается ими как важная в их прошлом и менее важная в их будущем. А события, связанные с контактами с другими людьми, наоборот, с увеличением возраста оцениваются как менее важные в прошлом и значимые в будущем.

Такие категории временной перспективы, как будущее, прошлое и историческое будущее имеют статистически значимую положительную связь с увеличением возраста, а период обучения в школе и открытое настоящее отрицательную. Таким образом, возрастная динамика в оперировании категориями временной перспективы в юношестве связана с уменьшением значимости времени жизни в школе и желаний обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, и увеличением значимости в целом периодов прошлого и будущего, а также периода, связанного с жизнью людей, всего человечества.

На втором этапе исследования была проанализирована взаимосвязь характеристик временной перспективы и значимых событий собственной жизни юношей и девушек между собой. Статистический анализ представлен в табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязь характеристик временной перспективы и значимых событий собственной

жизни в юношеском возрасте

Категории анализа Дело (прошлое) Общение (прошлое) Развлечения (прошлое) Дело (настоящее) Общение (настоящее) Развлечения (настоящее) Дело (будущее) Общение (будущее) Развлечения (будущее)

В интервале дня -0,049 -0,025 -0,044 -0,016 -0,036 -0,006 -0,082** -0,012 0,034

Обучение в школе -0,137** 0,006 0,022 0,047 -0,033 0,070** 0,022 -0,070** 0,005

Окончание табл. 2

Категории анализа Дело (прошлое) Общение (прошлое) Развлечения (прошлое) Дело (настоящее) Общение (настоящее) Развлечения (настоящее) Дело (будущее) Общение (будущее) Развлечения (будущее)

Профессиональное обучение 0,149** 0,055* 0,076** 0,130** 0,078** 0,079** 0,142** 0,072** -0,007

Работа 0,085** 0,006 0,006 0,048 0,033 0,016 0,081** -0,021 -0,009

Будущее 0,091** 0,080** 0,051 0,047 0,104** 0,019 0,081** 0,088** 0,027

Открытое настоящее -0,008 0,106** 0,064* 0,055* 0,054* 0,088** 0,074** 0,049 0,066*

Прошлое 0,046 -0,005 -0,011 0,022 0,022 -0,002 -0,022 0,032 -0,030

Историческое будущее -0,008 0,008 -0,018 0,021 0,016 -0,013 -0,038 0,026 0,019

Условные обозначения: * ^ < 0,05. ** ^ < 0,01.

Составлено авторами по материалам исследования

По временному промежутку в интервале дня была получена только одна отрицательная статистически значимая связь с жизненными событиями, направленными на то, чтобы что-то сделать в будущем. Соответственно, участники исследования не рассматривают события, происходящие в сегодняшнем дне, как важные для того, чтобы сделать что-то в будущем.

Временной промежуток «обучение в школе» имеет статистически значимую отрицательную взаимосвязь со значимыми событиями, направленными на дело в прошлом и общение в будущем и положительную статистически значимую взаимосвязь с развлечениями в настоящем. Эти взаимосвязи подчеркивают интересную особенность отношения к школе современных молодых людей, важные события, связанные с развлечениями, которые сегодня имеют значение для этого периода, при этом события, связанные с учебой и работой в прошлом, не относятся к этому периоду и, вероятно, контакты с одноклассниками в будущем не входят в планы участников исследования.

Временной промежуток «профессионального обучения» имеет статистически значимую положительную взаимосвязь со всеми рассматриваемыми значимыми событиями, кроме событий, касающихся развлечений в будущем. Это говорит нам о том, что связанное с периодом профессионального образования рассматривается юношами и девушками от 14 до 23 лет как важное, и только отдых и развлечения в будущем не зависят от этого периода.

Временной промежуток «профессиональной автономии» или, другими словами, «работы» имеет статистически значимую положительную взаимосвязь со значимыми событиями, направленными на дело в прошлом и в будущем. Здесь все очевидно: период зависит от того, как учились респонденты в прошлом и связан с тем, как участники исследования будут работать в будущем.

Временной промежуток «будущее» имеет статистически значимую положительную взаимосвязь с важными событиями, касающимися общения, и с тем, чтобы что-то сделать в прошлом и будущем, а также с общением в настоящем. Соответственно, будущее для участников исследования зависит от контактов и общения в любом времени и также, как и период «работы» связывается с учебой и работой в прошлом и будущем.

Временной промежуток «открытое настоящее» имеет статистически значимую положительную взаимосвязь со всеми важными событиями в настоящем, а также развлечениями в прошлом и будущем, общением в прошлом. Учитывая, что у Ж.Нюттена этот временной промежуток указывает на описание желания обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, мы можем сделать вывод, что все важные события в настоящем зависят от этих намерений. Одновременно с этим желанием связываются важность общения и развлечений в прошлом времени и важность развлечений, конкретных дел (учебных и профессиональных в том числе) в будущем.

Статистически значимых взаимосвязей с временными категориями анализа «прошлое» и «историческое будущее» получено не было.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

По результатам исследования было уточнено, что отношение представителей юношества, или, другими словами, возраста «появляющейся взрослости» к временной перспективе собственной жизни и к значимости разных жизненных событий меняется при переходе от подросткового периода ко взрослости. Чем старше юноша или девушка, тем большее значение для него или нее имеют периоды будущего, прошлого, исторического будущего и меньшее значение имеют период обучения в школе и период открытого настоящего. В труде Н.Н. Толстых с коллегами было доказано следующее: «Социальные представления о школе у подростков отражают достаточно благополучную картину: они наполнены ассоциациями, многие из которых носят эмоционально положительную окраску. Их представления о школе во многом похожи на социальные представления взрослых респондентов (учителей и родителей) о школе своего детства. В ядре изученных социальных представлений неизменно оказываются ассоциации, связанные с друзьями и одноклассниками» [13, с. 12].

Данные показывают, что чем старше юноша или девушка, тем большее значение для него или нее имеют события, направленные на дело (включая в целом и профессиональную деятельность, и учебу) в прошлом, события общения и межличностного взаимодействия в будущем, и тем меньше значения он или она придают развлечениям. Здесь важным моментом является тот факт, что в современном мире значительно изменились формы общения и развлечения. И если мы в своем исследовании вслед за Ж.Нюттеном под общением подразумевали события, связанные с контактами с другими людьми, а под развлечениями — события, связанные с отдыхом, играми и интересными занятиями, то сейчас часто коммуникацию в сети «Интернет» (далее — Интернет) и социальных сетях рассматривают как общение, то мы здесь придерживаемся точки зрения, описанной В.А. Сушко и Г.Б. Проничевым, что «эта раздробленная, непрямая форма общения не удовлетворяет врожденную потребность человека соединяться с другими. Вот почему мы можем провести весь день в социальных сетях, в текстовых сообщениях или по электронной почте, но при этом чувствовать себя одинокими» [14, с. 186]. В целом, учитывая возрастные особенности юношеского возраста, связанные с направленностью личности на будущее, мы показали изменения в отношении к значимости событий и временного промежутка [15].

Период «обучение в школе» связывается современной молодежью с развлечениями, при этом события, связанные с учебой и работой в прошлом, не относятся к этому периоду и, вероятно, контакты с одноклассниками в будущем не входят в планы современных юношей и девушек. Период «профессионального обучения» связывается со всеми рассматриваемыми значимыми событиями, кроме событий, касающихся развлечений в будущем. А период «профессиональной автономии» связан с событиями, направленными на дело (включая в целом и профессиональную деятельность, и учебу) в прошлом и в будущем. Эти данные значительно расходятся с результатами Р.Д. Раверта, если для него современные юноши и девушки сосредоточены на жизни «здесь и сейчас», то мы видим, что представителям юношества или, другими словами, возраста «появляющейся взрослости» свойственны более широкие взгляды на то, чем конкретным они должны заниматься в течение третьего десятилетия жизни [7].

Юноши и девушки не рассматривают события, происходящие в сегодняшнем дне, как важные события, связанные с тем, чтобы сделать что-то в будущем. Соответственно, будущее для участников исследования зависит от контактов и общения в любом времени и так же, как и период «работы» связывается с учебой и работой в прошлом и будущем. Все важные события в настоящем зависят от желания обладать какими-то качествами, свойствами, умениями. И одновременно с этим желанием связывается важность общения и развлечений в прошлом и важность развлечений и конкретных дел (учебных, и профессиональных в том числе) в будущем. На наш взгляд эти данные объясняют выводы Дж.Н. Бойд и П.Г. Зим-бардо о том, что юноши / девушки в будущей временной перспективе планируют менее рискованное поведение, в то время как в событиях настоящего времени, как правило, больше рискуют и имеют отрицательные взаимодействия с другими людьми [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей статье представлены результаты исследования взаимосвязи временной перспективы с тематиками значимых жизненных событий в юношестве. Для более старших представителей юношества

характерно придавать большее значение периодам будущего, прошлого и исторического будущего и меньшее значение периоду обучения в школе и периоду открытого настоящего. Для представителей поздней юности события, направленные на дело (включая в целом и профессиональную деятельность, и учебу) имеют большее значение в прошлом, события общения и межличностного взаимодействия в будущем, развлечения для них имеют меньшее значение, чем для более младших юношей/девушек.

Период «обучение в школе» связывается современной молодежью с развлечениями при этом события, связанные с учебой и работой в прошлом, не связаны с этим периодом, важность будущих контактов и общения также не связывается с этим временем. Период «профессионального обучения» связан со всеми значимыми событиями, кроме событий, касающихся развлечений в будущем. А период «профессиональной автономии» связан с событиями, направленными на дело (включая в целом и профессиональную деятельность, и учебу) в прошлом и в будущем. Будущее для современных юношей и девушек зависит от контактов и общения в любом времени, и так же, как и период «работы» связывается с учебой и работой в прошлом и будущем. Все важные события в настоящем зависят от желания обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, кроме того, с этим желанием связывается важность общения и развлечений в прошлом и важность развлечений и конкретных дел (учебных и профессиональных в том числе) в будущем.

Полученные результаты имеют большое значение для понимания особенностей построения временной перспективы будущего современными юношами и девушками, их поведения в настоящем.

Важным направлением для следующих исследований может стать уточнение взаимосвязи временной перспективы с новыми формами общения и развлечения в Интернете и социальных сетях, а также исследования влияния индивидуальных особенностей на формирование временной перспективы.

Библиографический список

1. Манукян В.Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18—27 лет. Психологическая наука и образование. 2022; 27(3):129—140 с. https://doi.org/10.17759/ pse.2022270310

2. Шилова Н.П. Взаимосвязь значимых жизненных событий и переживаний в юношестве. Российский психологический журнал. 2021; 18(3): 70-85 с. https://doi.Org/10.21702/rpj.2021.3.5

3. Шилова Н.П. Представление о будущих видах деятельности у современных юношей и девушек. Психология и Психотехника. 2021; (4): 143-154 с. https://doi.Org/10.7256/2454-0722.2021.4.34855

4. Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist. 2000; 55(5):469-480 с. https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.5.469

5. Nelson L.J., Willoughby B.J., Rogers A.A. et al. "What a View!": Associations Between Young People's Views of the Late Teens and Twenties and Indices of Adjustment and Maladjustment. Adult Dev. 2015; (22): 125-137 с. https://doi. org/10.1007/s10804-015-9206-5

6. Carroll J.S., Badger S., Willoughby B.J., Nelson L.J., Madsen S.D. et al. Ready or not? Criteria for marriage readiness among emerging adults. Journal of Adolescent Research. 2009; 24(3): 349-375 c. https://doi.org/10.1177/0743558409334253

7. Ravert R.D. "You're only young once": Things college students report doing now before it is too late. Journal of Adolescent Research. 2009; 24(3): 376-396 c. https://doi.org/10.1177/0743558409334254

8. Boyd J.N., Zimbardo P.G. Time perspective, health and risk taking. In: A. Strahman & J. Joireman (Eds.) Understanding behavior in the context of time: theory, research and applications: book. 2005; Mahwah, NJ: Erlbaum. 85-107 c. https://doi. org/10.4324/9781410613516-13

9. Allem J.P., Lisha N.E., Soto D.W, Baezconde-Garbanati L., Unger J.B. Emerging adulthood themes, role transitions and substance use among Hispanics in Southern California. Addictive Behaviors. 2013; 38(12): 2797-2800 c. https://doi. org/10.1016 /j.addbeh.2013.08.001

10. Lisha N.E., Grana R., Sun P., Rohrback L.A., Spruijt-Metz D., Reifman A., Sussman S. Evaluation of the psychometric properties of the revised inventory of the dimensions of emerging adulthood (IDEA-R) in a sample of continuation high school students. Evaluation and the Health Professions. 2012; 37(2): 156-177 c. https://doi.org/10.1177/0163278712452664

11. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям. Вопросы психологии. 1995; (1): 25-33 c.

12. Nuttin, J. Motivation, planning, and action: A relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: L. Erlbaum Associates. 1984. 264 c.

13. Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса. Психологическая наука и образование. 2019; 24(6):5—15 с. https://doi.org/10.17759/ pse.2019240601

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сушко В.А., Прончев Г.Б. Сетевое поколение растет или взросление в социальных сетях. Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 2021; 27 (1): 173—187 с. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-173-187

15. Духновский С.В., Забелина Е.В. Особенности отношения к времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма. ВестникКемГУ. 2021; 3(87): 673—681 с. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-673-681

References

1. Manukyan VR. Growing up of young people: separation from parents, subjective adulthood and psychological well-being at the age of 18-27 years. Psikhologicheskaya nauka i obra%ovanie. 2022; 27(3):129—140 pp. https://doi.org/10.17759/pse.2022270310

2. Shilova N. P. The relationship of significant life events and experiences in youth. Russian Psychological Journal . 2021; 18(3): 70-85 pp. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.5

3. Shilova N.P. The idea of the future activities of modern boys and girls. Psychology and Psychotechnics. 2021; (4): 143-154 pp. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2021.4.34855

4. Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist. 2000; 55(5):469-480 pp. https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.5.469

5. Nelson, L. J., Willoughby, B. J., Rogers, A. A. et al. J "What a View!": Associations Between Young People's Views of the Late Teens and Twenties and Indices of Adjustment and Maladjustment. Adult Dev. 2015; (22): 125-137 pp. https://doi. org/10.1007/s10804-015-9206-5

6. Carroll J.S., Badger S., Willoughby B.J., Nelson L.J., Madsen S.D. et al. Ready or not? Criteria for marriage readiness among emerging adults. Journal of Adolescent Research. 2009; 24(3): 349-375 pp. https://doi.org/10.1177/0743558409334253

7. Ravert R.D. "You're only young once": Things college students report doing now before it is too late. Journal of Adolescent Research. 2009; 24(3): 376-396 pp. https://doi.org/10.1177/0743558409334254

8. Boyd J.N., Zimbardo P.G. Time perspective, health and risk taking. In: A. Strahman & J. Joireman (Eds.) Understanding behavior in the context of time: theory, research and applications: book. 2005; Mahwah, NJ: Erlbaum. 85-107 pp. https://doi. org/10.4324/9781410613516-13

9. Allem J.P., Lisha N.E., Soto D.W, Baezconde-Garbanati L., Unger J.B. Emerging adulthood themes, role transitions and substance use among Hispanics in Southern California. Addictive Behaviors. 2013; 38(12): 2797-2800 pp. https://doi. org/10.1016 /j.addbeh.2013.08.001

10. Lisha N.E., Grana R., Sun P., Rohrback L.A., Spruijt-Metz D., Reifman A., Sussman S. Evaluation of the psychometric properties of the revised inventory of the dimensions of emerging adulthood (IDEA-R) in a sample of continuation high school students. Evaluation and the Health Professions. 2012; 37(2): 156-177 pp. https://doi.org/10.1177/0163278712452664

11. Venger, A.L., Desyatnikova Yu.M. Group work with high school students aimed at their adaptation to new conditions. Questions of psychology. 1995; (1): 25-33 pp.

12. Nuttin, J. Motivation, planning, and action: A relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: L. Erlbaum Associates. 1984. 264 p.

13. Tolstykh N.N., Ter-Avanesova N.V, Chernyak N.A. Social ideas about school and teaching in different groups of participants in the educational process. Psychological science and education. 2019; 24(6):5-15 pp. https://doi.org/10.17759/pse.2019240601

14. Sushko VA., Pronchev G.B. The networked generation is growing up or growing up in social networks. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18. Sotsiobgiyai politologya. 2021. 27 (1). 173-187 pp. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-173-187

15. Dukhnovskii S.V, Zabelina E.V Peculiarities of attitude to time among university graduates with different levels of subjective well-being and optimism. Vestmk KemGU. 2021; 3 (87): 673-681 pp. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-673-681

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.