УДК 631.466.1/.2
Вредоносность гриба Microdochium nivale в агроценозе озимой пшеницы
В.С. ГОРЬКОВЕНКО,
профессор кафедры
защиты растений
Кубанского государственного
аграрного университета
Л.А. ОБЕРЮХТИНА, Е.А. КУРКИНА,
аспиранты
В условиях Краснодарского края в агроценозе озимой пшеницы распространен микромицет Microdochium nivale (синоним Fusarium nivale). В стационарном многофакторном полевом опыте Кубанского ГАУ в течение пятнадцати лет проводился мониторинг болезней, вызываемых этим грибом на шести интенсивных сортах озимой пшеницы: Юна (19931995 гг., по сахарной свекле). Руфа (1995-1997 г., по кукурузе на зерно), Победа 50 (1997-1999 гг., по подсолнечнику), Батько (20012003 гг., по люцерне), Краснодарская 99 (2004-2006 гг., по кукурузе на зерно) и Нота (2006-2007 гг., по сахарной свекле).
Установлено, что гриб в той или иной степени поражал все возделываемые культуры, его постоянно изолировали из растительных остатков и почвы. В агроценозе накопился огромный инфекционный запас патогена. Причиной этому стали широкая филогенетическая специализация, отсутствие орга-нотропной приуроченности и высокая биологическая пластичность M. nivale. Кроме того, повлияли зимы со снежными покровами и оттепелями и ранние, влажные, с частым возвратом пониженных температур вёсны.
Особенно высокая вредоносность M. nivale отмечена в посевах озимой пшеницы, гриб поражал подземные, надземные вегетатив-
ные и генеративные органы растения. В зависимости от погодных условий, прежде всего зимнего периода, заболевание протекало по типу «корневая гниль - снежная плесень» (с формированием только анаморфы) или «корневая гниль - фузариозный ожог листьев - фузариоз колоса и зерна» (при наличии теле- и анаморфной стадий).
Ежегодно, независимо от биологического цикла, M. nivale входил в комплекс возбудителей фузари-
(1)
(2)
5 мкм
(3)
(4)
1. Анаморфная стадия гриба Microdochium nivale: внешний вид спороношения (1); пианноты с формирующимися конидиями (2); конидии, изолированные с листьев, пораженных фузариозным ожогом (3) и снежной плесенью (4)
озной корневой гнили озимой пшеницы. В фазах всходов и кущения заболевание проявлялось в виде побурения и загнивания корней, колеоптиля, эпикотиля. В период выхода в трубку и молочной спелости зерна отмечалась гибель корней и побурение нижней части стебля. Гриб M. nivale изолировали с видами F. graminearum, F. gib-bosum, F heterosporium и др.
Поражение озимой пшеницы M. nivale по типу «корневая гниль -снежная плесень» происходило в зимы, когда снег выпадал на незамерзшую почву и снежный покров сохранялся в течение нескольких месяцев. Такая ситуация в стационарном полевом опыте сложилась в необычайно снежный зимний период 2001-2002 гг. Первый снег, высота которого составила более 10 см, выпал в первой декаде декабря. Затем в конце месяца сумма осадков в виде снега составила более 350 % от нормы, а высота снежного покрова достигла более 0,5 м, снег сохранялся до конца января. Глубокий снег лишил растения света и создал настолько сильную изоляцию, что при понижении температуры атмосферного воздуха до -20 °С почва на поверхности не промерзала, и на глубине 1-7 см температура колебалась в пределах +2-5 °С. Являясь факультативным психрофильным видом, M. nivale начинает свое развитие при температуре таяния снега - 0 °С (Билай, 1977). В сложившихся под снегом условиях M. nivale активно развивался и формировал органы анаморфного спороношения в виде оранжеворозовых подушечек - пианнот, хорошо видимых невооруженным глазом, с самыми мелкими (10-20 х 2-3 мкм) конидиями, как правило, с одной перегородкой (рис. 1). Продолжительное пребывание под глубоким слоем снега ослабило растения озимой пшеницы и повысило восприимчивость к возбудителю снежной плесени.
После таяния снега на сорте Батько распространение болезни достигло 100, а развитие 25-30 %. На листьях растений отмечали водянистые, без четких границ пятна, на которых формировался белый, бело-розовый или розовый налет. Листья склеивались, теряли зеленую окраску и полностью погибали. При сильной степени поражения наблюдалось отмирание листовых влагалищ, узла кущения и даже гибель растений. В фазе весеннего кущения в результате пе-резаражения макроконидиями гриба M. nivale наблюдали незначительное продолжение распространения и развития этого вида инфекции на оставшихся живых листьях в виде водянистых, различной формы и размеров некротических, с четкой границей, часто сливающихся пятен. Однако высокая температура в I-II декадах марта (на 59 °С выше нормы) сдержала дальнейшее развитие некрозов. А в результате гибели листьев и листовых влагалищ нижнего яруса теле-оморфная стадия гриба не сформировалась.
По типу «корневая гниль - фуза-риозный ожог листьев - фузариоз колоса и зерна» заболевание протекало в условиях влажной бесснежной зимы и влажной холодной весны. В стационарном полевом опыте эпифитотии фузариозного ожога листьев озимой пшеницы наблюдали в 1993, 1997 и 2001 гг. при благоприятных погодных условиях. Например, зима 20002001 гг. была теплой и мягкой, весна влажной, вначале теплой, позже - холодной. Начало активной вегетации озимых отмечено в I декаде марта, что на 1-2 декады раньше многолетних значений, а осадков за весенний период выпало около 200 % нормы. Во II и III декады мая, когда озимая пшеница проходила фазы цветения - налива зерна, температура воздуха снизилась до 10-15 °С, а сумма осадков за этот период превыша-
ла многолетние показатели на 250 %. Аналогичные погодные условия сложились в 1993 и 1997 гг.
Первые признаки в виде светлобурых пятен с темным ободком проявились на молодых растениях в первой декаде марта. Пятна находились на уровне почвы на влагалищах или пластинках листьев, часто в месте перехода листа во влагалище. На пораженной ткани листа вдоль жилок формировались многочисленные пианноты, хорошо видимые невооруженным глазом. Позже,вусловияхстационар-ного опыта в мае-июне на влагалищах листьев нижнего яруса и средних междоузлий отмечалось формирование телеоморфной стадии гриба Monographella nivales. Перитеции вначале погруженные, затем выступающие, одиночные или тесно скученные в группы, размером 90-175 мкм, с нежным плектенхиматическим перидием. Сумки с парафизами продолговатые, прямые или слегка изогнутые с 8 аскоспорами. Аскос-поры бесцветные, веретеновидные, прямые или изогнутые, как правило, с одной перегородкой, 10-14 х 3-4 мкм (рис. 2). Аскоспо-ры, созревшие в перитециях, в дальнейшем инфицируют листья верхнего яруса, в том числе флаг-лист и колос озимой пшеницы. В этот период фузариозная пятнистость проявлялась в виде крупных, водянистых без ободка пятен. Пораженная ткань быстро желтела, отмирала, образуя некрозы,похожие на ожоги. На изгибе листа пятна часто разрастались на всю его ширину, перекрывая сосудистую систему, даже при наличии всего одного пятна лист частично или полностью засыхал. При наличии влаги на пораженной ткани наблюдалось обильное формирование анаморфной стадии гриба в виде пианнот, в которых формировались конидии гриба. В этот период патоген M. nivale формировал конидии размером
(2) (7)
2. Телеоморфная стадия гриба Monographella nivales: внешний вид спороноше-ния (1); микроструктуры: перитеции (2—3); плектенхиматический перидий перитеция (4); аски с парафизами (5); аски с аскоспорами (6); аскоспоры (7)
16-27 х 2-4 мкм, с 1-2, но чаще с 3 перегородками, бесцветные, на концах заостренные. Споры значительно превосходили по размеру и наличию септ зимнее спороноше-ние патогена (рис. 1).
В стационарном опыте при 100 % распространении развитие фуза-риозного ожога листьев на сорте Батько по вариантам опыта колебалось от 3 до 20 %. В 1993 и 1997 г. на сортах Юна и Победа 50 поражение M. nivale отмечалось совместно с другими возбудителями пятнистостей. Интенсивность поражения достигала 30-35 %.
Проведенные исследования показали, что при большом видовом разнообразии возбудителей фуза-
УДК 632.92
Малая тутовая огневка — новый вредитель шелковицы в Грузии
риоза колоса ядро фузариозного комплекса составляют F. grami-nearum и M. nivale. Инфицирование колоса грибами Fusarium spp. начиналось с момента выколаши-вания озимой пшеницы. Для гриба M. nivale, оптимальные температуры развития которого имеют более низкие значения по сравнению с F. graminearum, требуется меньшая сумма эффективных температур для формирования и созревания телеоморфной стадии. С этим, на наш взгляд, связан тот факт, что созревание перитециев гриба M. nivales отмечалось на 10-15 дней раньше, чем массовое созревание плодовых тел гриба Gibeberella zeae (телеоморфа F. graminearum). При этом определяющее значение для выброса ас-коспор играла не только скорость массового созревания перитециев, но и наступление продолжительного периода повышенной влажности в травостое культуры. Как показали исследования, в соответствии с погодными характеристиками, складывающимися в эпифитотийные годы, вероятность попасть в оптимальные условия, стимулирующие выброс аскоспор, у гриба M. nivales оказалась гораздо выше, чем у вида G. zeae. В этот период, как показали многочисленные микологические анализы, доминирующее положение в колонизации колоса фузариозной инфекцией принадлежало виду M. nivales. Однако очень быстро, уже начиная с фазы формирования зерна, происходит перегруппировка в патогенном комплексе и доминирующее положение занимает G.zeae.
В стационарном полевом опыте распространение фузариоза колоса в 1993, 1997 и 2001 гг. по вариантам опыта колебалось от 10 до 25 %. По данным краевой станции защиты растений, в производственных условиях на отдельных полях распространение болезни достигало 35 %.
Ш. КАНЧАВЕЛИ, директор
Института защиты растений Грузии Л. КАНЧАВЕЛИ, М.ПАРЦВАНИЯ, главные специалисты Тбилисского управления национальной службы безопасности продовольствия, ветеринарии и защиты растений
Малая тутовая огневка Glyp-hodes pyloalis Walker относится к семейству Crambidae, подсемейству Pyraustinae. Этот вид распространен в США (штаты Флорида, Миссисипи, Вирджиния), Мексике, Индии, Японии, в республиках Средней Азии, Азербайджане. В 2004 г тутовая огневка впервые обнаружена в Грузии. Этот вредитель был выявлен в старых районах Тбилиси на многолетних, ослабленных деревьях шелковицы сортов с крупными листьями.
Гусеницы огневки питаются паренхимой на нижней стороне листьев, оставляя нетронутым эпидермис верхней стороны.
Гусеницы старших возрастов при питании перегибают лист, «зашивая» его паутиной с внутренней стороны. В такой складке помещаются гусеницы старших возрастов и куколки. На одном листе можно обнаружить 2-3 складки. Обычно гусеницы повреждают 70-80 % ассимиляционной поверхности листьев. Плотность гусениц разных возрастов может достигать 67 экз/лист. На шелковице Morus alba в местах питания гусениц огневки отмечались и колонии чер-веца Комстока.
Согласно нашим наблюдениям (данные 3-летнего мониторинга), в условиях Грузии тутовая огневка дает 4 поколения. Лёт бабочек 1-го поколения начинается в конце мая, 2-го - в начале июля, 3-го -в конце августа, 4-го - в начале октября. Развитие 1-го поколения вредителя продолжается 3545 дней, 2-го - 25-30, 3-го - 30-35, 4-го - 35-45 дней. В течение дня бабочки находятся в кронах деревьев, на нижней стороне листьев. Они характеризуются положительным фототаксисом: активный лёт начинается вечером и продолжается до сумерек.
Самки откладывают яйца на нижнюю сторону листьев. Через 4-6 дней отрождаются гусеницы. Гусеницы первых возрастов очень мелкие, последних - крупные. По нашим данным, длина гусениц 1-го возраста в среднем 3,6 мм, перед окукливанием - 20 мм.
Гусеница желтовато-зеленого цвета с четырьмя продольными полосами из черных точек, головная капсула светло-желтого цвета, вдоль тела на спине расположены бесцветные волоски. Куколка желтого цвета, длиной 10 мм. Бабочка в размахе крыльев 19-20 мм, светлокоричневого цвета, брюшко и ноги - золотистого цвета.
В качестве мер борьбы с тутовой огневкой эффективными оказались осенняя обрезка деревьев и обработка пиретроидными инсектицидами через 10 дней после начала массового лёта бабочек.
В связи с тем, что журнал распространяется во всех государствах СНГ и Балтии, где установлены разные регламенты применения химических и биологических средств защиты растений, необходимо при выборе того или иного препарата сверяться с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению в данной стране.