Научная статья на тему 'ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ НА МАШИНИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕДОБЫЧИ'

ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ НА МАШИНИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕДОБЫЧИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
31
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вредный / факто / нефтешлам / техническое перевооружение / вибрация / шум / кабина / машинист / harmful / factor / oil sludge / technical re-equipment / vibration / noise / cabin / driver

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Губенко В.В.

В работе представлены результаты обследования рабочего места машиниста сваебойного агрегата, участвующего в процессе строительных работ по реконструкции установки переработки нефтешлама. Описаны наиболее оптимальные технические решения, позволяющие снизить уровень шума и вибрации в кабине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Губенко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMFUL EFFECTS OF NOISE AND VIBRATION ON MACHINISTS INVOLVED IN RECONSTRUCTION OF INFRASTRUCTURE OF OIL PRODUCTION FACILITIES

The paper presents the results of a survey of the workplace of a piling unit operator involved in the construction work on the reconstruction of an oil sludge processing plant. The most optimal technical solutions to reduce noise and vibration in the cabin are described.

Текст научной работы на тему «ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ НА МАШИНИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕДОБЫЧИ»

УДК 622

Губенко В.В.

магистрант, Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень, Россия)

ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ НА МАШИНИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕДОБЫЧИ

Аннотация: в работе представлены результаты обследования рабочего места машиниста сваебойного агрегата, участвующего в процессе строительных работ по реконструкции установки переработки нефтешлама. Описаны наиболее оптимальные технические решения, позволяющие снизить уровень шума и вибрации в кабине.

Ключевые слова: вредный, факто, нефтешлам, техническое перевооружение, вибрация, шум, кабина, машинист.

Добыча и переработка нефти сопровождается наличием ряда побочных эффектов, негативно влияющим на окружающую среду. К одному из таких продуктов относится нефтяной шлам, представляющий собой смесь углеводородов и частиц грунтов, отходов бурения, продукты ликвидации последствий аварий и нарушений технологического режима [1, с.89].

На сегодняшний день предложено множество вариантов технологических схем, позволяющих проводить эффективную переработку и утилизацию нефтешламов с выделением в качестве конечных продуктов нефти, воды и механических компонентов. Эти продукты, в свою очередь, используются как вторичные ресурсы в процессах нефтедобычи, переработки, дорожного строительства и других.

Технологический процесс осуществляется в несколько стадий, принципиальная схема которого представлена на рисунке 1 [1, с. 98].

Рис. 1. Принципиальная технологическая схема переработки нефтешламов: 1 - технологическая емкость, 2 - подогреватель, 3 - вибросито, 4 -сепаратор с трикантерной центрифугой, 5 - парогенератор.

Процесс включает загрузку нефтешламов в технологическую ёмкость, их нагрев, обработку на вибросите для удаления крупных механических частиц, и сепарацию в трикантере с целью удаления остаточных мелких частиц и воды, и получения нефти, которую можно вернуть в технологический процесс.

Процессы переработки нефтешламов постоянно совершенствуются в сторону увеличения производительности, повышения эффективности в целом и связаны, как правило, с частичной или полной заменой действующих производств. Переоснащение установок утилизации нефтешламов проводится в рамках реконструкций или технических перевооружений, часто - без полной остановки производственных процессов. Реконструкция действующих объектов является наиболее выгодным с экономической точки зрения мероприятием, связанным в моральным обновлением основных фондов, чем и объясняется широкое использование техперевооружения и реконструкции по сравнением с новым строительством [1, с.102].

Операции, выполняемые в процессе технического перевооружения объектов нефтедобычи и нефтепереработки в целом аналогичны таким процессам, применяемых в отношении объектов других сфер экономической деятельности: демонтажные работы, связанные с выносом устаревшего

оборудования и объектов инфраструктуры, строительно-монтажные, связанные с обустройством электросетей, объектов и систем автоматизации и диспетчеризации, технологических и инженерных сетей, благоустройства.

Профессии рабочих, участвующих в процессе техперевооружения, представлены широким перечнем: водители, машинисты, электрогазосварщики, стропальщики, монтажники строительных конструкций.

С целью оценки вредных производственных факторов были исследованы рабочие места профессий, принимающих участие в процессе техперевооружения установки утилизации нефтешлама Лянторского ЦППН.

В данной статье обсуждается рабочее место труда машиниста сваебойного агрегата. По статистике, большинство профессиональных заболеваний машинистов спецтехники вызваны эффектом вибрации, под которым понимается колебания точек системы относительно первоначального положения. Результатом воздействия таких колебаний являются нарушения нервной системы, постоянные головные боли, проблемы с концентрацией и снижение производительности работника [2, с.37].

Постоянная экспозиция вибрации может привести к хроническому утомлению машиниста сваебойного агрегата, а длительное и систематическое воздействие вибрации может оказать негативное влияние на все органы и системы, способствуя развитию хронических заболеваний. Аналогичное вредное воздействие оказывает и шум, создаваемый при работе сваебойного молота [2, с.45].

В результате обследования установлено, что на рабочем месте машиниста сваебойного агрегата присутствует повышенная вибрация и шум, вследствие чего присвоен класс условий труда 3.2 (подкласс 3.1 - по фактору «Шум» и подкласс 3.2 по фактору «Общая вибрация»). Исследования показали, что вибрация на сиденье машиниста значительно выше, чем на полу, но после установки антивибрационных кресел она в существенно снижается (рис. 2).

90 £0

X 70

~ 60 м

я 50 х

I 40

Частота, Гц

Перемещение после установки, мм Базовый вариант

Рис. 2. Спектры СКЗ виброперемещения кресла машиниста в базовом варианте конструкции и после замены кресла на антивибрационное (при работе копра).

Согласно требованиям нормативных документов, вибрационная безопасность должна обеспечиваться системой технических, технологических, организационных решений и мероприятий по созданию машин и оборудования с низкой вибрационной активностью [3, с. 18].

В результате анализа и систематизации данных, содержащихся в технической литературе и справочных каталогах, сделан вывод о том, что наиболее эффективным средством снижения вибрации машиниста сваебойного агрегата является использование двух видов технических устройств [3, с.93]. К ним относятся амортизаторы и антивибрационные сидения - специальные конструкции, оборудованные, как правило, пневматической подвеской, для гашения вибрационных колебаний, снижения негативной нагрузки на органы и системы машинистов.

Преимуществами антивибрационных сидений машинистов являются гашение колебаний в широком диапазоне, наличие возможности регулировок, компенсация колебаний при работе в экстремальных условиях. В качестве недостатков можно выделить более высокие расходы на приобретение, а также необходимость привлечения специалиста для выполнения обслуживания этих конструкций.

Среди машинистов сваебойных агрегатов частота профессиональной тугоухости составляет 30%. Выявлено, что наибольшая частота заболевания диагностирована у машинистов, работающих на старых моделях установок.

Оптимальным решением для снижения вредного влияния этого фактора является использование специального покрытия кабины шумоподавляющим материалом, например, звукоизолирующей облицовкой ВИОЛОН БЛЕКВЭЛ из вязко-эластичного пенополиуретана с полимерной полимерной пропиткой. Согласно техническим данным, использование материала толщиной 1,5 см обеспечивает звукоизоляцию не менее 30 дБ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рогожа, И.В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации [Текст] : монография / И. В. Рогожа. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 242 с.;

2. Профессиональные болезни и вредные производственные факторы [Текст] : руководство для врачей / [Бабанов Сергей Анатольевич, Вакурова Нина Владимировна, Васюков Павел Александрович и др.] , под редакцией д. м. н. профессора С. А. Бабанова, Министерство здравоохранения Российской Федерации, ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет». - Самара : Офорт, 2016. - 60 с.;

3. Измерение уровней вредных производственных факторов [Текст] : монография / [А. В. Федосов и др.] , М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. нефтяной технический ун-т». - Уфа : Изд-во УГНТУ, 2015. - 332 с.

Gubenko V.V.

Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia)

HARMFUL EFFECTS OF NOISE AND VIBRATION ON MACHINISTS INVOLVED IN RECONSTRUCTION OF INFRASTRUCTURE OF OIL PRODUCTION FACILITIES

Abstract: the paper presents the results of a survey of the workplace of a piling unit operator involved in the construction work on the reconstruction of an oil sludge processing plant. The most optimal technical solutions to reduce noise and vibration in the cabin are described.

Keywords: harmful, factor, oil sludge, technical re-equipment, vibration, noise, cabin,

driver.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.