Е. В. Луканова
ВРАЖДЕБНОСТЬ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В современной психологической литературе термин «враждебность» не имеет однозначного определения. Его определение отсутствует в «Большом психологическом словаре» и других крупных отечественных психологических словарях, что не позволяет однозначно определить его место в категориальной структуре современной психологии, предложить точное его соотношение с понятиями «отношение», «установка», «поведение», «эмоциональное состояние».
Кроме того, затруднена дифференциация «враждебности» с часто употребляемыми в качестве ее синонимов «гневом» и «агрессией». В зарубежной психологии эти понятия зачастую рассматриваются как представляющие собой три компонента одного и того же явления: когнитивный (враждебность), эмоциональный (гнев) и поведенческий (агрессия)1.
Другой подход (J. C. Barefoot) трактует враждебность как особый вид отношения человека к другим людям, который сам обладает этими тремя компонентами: когнитивным (враждебные атрибуции по отношению к людям вообще, а также конкретным, знакомым людям), аффективный (комплекс негативных эмоций: гнев, обида, презрение и т. д.) и поведенческий (враждебные действия)2. Эти компоненты враждебности, по мнению автора определения, связаны с психическим и физическим здоровьем человека посредством принципиально различных механизмов3.
Аналогичный взгляд на природу враждебности отражен в трудах В. Н. Мясищева. Он также относит враждебность к сфере отношений личности, подчеркивая, что она формируется в процессе взаимодействия с объектом и затем задает пристрастность восприятия новых объектов4. Эта позиция развивается в исследованиях современных отечественных авторов (А. В. Охматовская, А. В. Садовская и С. Н. Ениколопов), которые определяют враждебность как негативное отношение к каким-либо объектам, находящее отражение в картине мира личности5.
Зарубежные исследования враждебности в контексте картины мира личности6 показывают, что в процессе накопления жизненного опыта, по мере формирования представлений об окружающем мире, у человека может сформироваться тенденция воспринимать действительность как потенциально опасную для своего физического или психического благополучия. В таких случаях враждебность становится одной из базовых характеристик субъективного мира личности.
В определении Т. Смита (T. W. Smith) уточняются характеристики враждебного отношения. Указывается, что враждебность представляет собой комплекс негативных отношений, оценок и убеждений, и, следовательно, относительно устойчива во времени7. На устойчивость враждебности указывают и другие авторы (Chaplin), определяющие ее как устойчивую тенденцию испытывать желание причинения вреда другим людям или тенденцию переживать аффект гнева в их адрес8.
© Е. В. Луканова, 2008
Теоретические представления об устойчивости враждебности как отношения личности к другим людям позволяют рассматривать ее в качестве коммуникативной установки. Коммуникативная установка — это состояние готовности выбора того или иного стиля коммуникативного поведения, предполагающего позитивное или негативное эмоциональное отношение, упрощенные знания и способ действия, применительно к субъекту коммуникации. Таким образом, в нашем исследовании враждебность будет пониматься как коммуникативная установка личности, проявляющаяся в готовности оппозиционно относиться к другим людям. Как любая другая коммуникативная установка, враждебность, по всей вероятности, обладает трехкомпонентной структурой и включает в себя когнитивный (враждебные атрибуции), аффективный (комплекс негативных эмоций) и поведенческий (агрессия, негативизм и т. д.) компоненты. При этом поведенческий компонент может быть неочевидным, поскольку враждебность может быть переживаемой внутренне и не проявляемой явно9.
На сегодняшний день в психологии существует довольно большое количество исследований, в которых изучаются различные аспекты враждебности в контексте интересующего нас подхода. Так, исследованы т. н. «враждебные эмоции»10, проявление враждебности в межличностном взаимодействии11, взаимосвязь враждебности с психическим и психологическим благополучием личности12. Однако всестороннего исследования содержания враждебности как особой коммуникативной установки не проводилось.
Целью нашего исследования явилась психосемантическая реконструкция содержания враждебности как коммуникативной установки личности. Основным методом исследования явилось структурированное интервью, в котором затрагивались следующие вопросы: причины враждебности, типичные враждебные мысли, чувства и сопровождающее их поведение, опыт враждебных отношений с другими людьми. Вопросы формулировались в проективной форме с целью нивелирования сознательных искажений респондентами материала. Полученные результаты подвергались контент-анализу.
В исследовании приняли участие 112 юношей и девушек в возрасте 15-18 лет, учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Психологического колледжа № 7 (из них 54 юноши и 58 девушек). Выбор данного возрастного периода обусловлен тем, что, по мнению многих исследователей, именно в этом возрасте происходит активное становление системы отношений личности к миру и структуры коммуникативных установок13, что позволяет ярко проявляться изучаемому нами явлению.
Результаты исследования показали, что большинство респондентов осознают собственные проявления враждебности. Затруднение назвать людей, которые когда-либо вызывали враждебность, или же декларация мирного отношения ко всем без исключения, встречаются довольно редко (удельный вес — 0,203). Чаще всего объектами враждебности юношей и девушек становятся одноклассники и сокурсники (0,254), педагоги (0,102) и родители (0,083). Реже враждебность возникает в адрес представителей социальных аут-групп (молодежных субкультур — 0,034, людей другой национальности — 0,017). Частота встречаемости других объектов враждебности статистически недостоверна.
Анализ причин враждебного отношения людей друг к другу, отражающихся в сознании респондентов (см. таблицу 1), показывает, что в основном ответственность за враждебное отношение к другому человеку атрибутируется объекту враждебности. В половине случаев респонденты считают, что их собственная враждебность является лишь ответной реакцией на негативное отношение объекта к ним лично или людям вообще (0,5000). Чуть меньше четверти причинной нагрузки враждебности приходится на проявление ее объектом различных отрицательных сторон личности (0,231).
Таким образом, большая часть респондентов видит причины враждебного отношения одних людей к другим именно в поведении или личности объекта враждебности. Особенности субъекта враждебности в качестве ее причин упоминаются довольно редко (0,063). Еще реже упоминаются различные объективные обстоятельства, не позволяющие людям найти общий язык (0,038).
Таблица 1
Причины враждебного отношения людей друг к другу (по результатам контент-анализа)
Причина Эмпирическая частота Типичные примеры высказываний респондентов
Негативное отношение человека, в адрес которого проявляется враждебность, к субъекту враждебности лично 0,319 Враждебное отношение ко мне, несогласие с моим мнением, непринятие моей индивидуальности, плохое отношение ко мне, жестокость ко мне, несправедливое отношение ко мне, попытки задеть меня и т. д.
Негативные личностные черты человека, в адрес которого проявляется враждебность 0,231 Эгоистичность, жадность, подлость, тупость, лень, нетерпимость, раздражительность, нарциссизм и т. д.
Негативное отношение человека, в адрес которого проявляется враждебность, к людям в целом 0,181 Враждебное отношение к людям, предательство, антагонизм, чувство превосходства над другими, вранье, обман, невыполнение обещаний и т. д.
Отрицательные эмоциональные состояния субъекта враждебности 0,063 Плохое настроение, усталость, утомление и т. д.
Недостаточный опыт общения между субъектом и объектом общения 0,038 Люди плохо знают друг друга, люди мало знакомы и т. д.
Затруднились ответить 0,186
Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что в основе враждебного отношения одного человека к другому лежат, прежде всего, негативные атрибуции. Анализ отражения когнитивного компонента враждебности («враждебных мыслей») показывает, что негативные атрибуции, лежащие в основе враждебности, носят неосознанный, свернутый характер, и подавляются сопровождающими враждебность аффективными состояниями (0,179) и связанными с ними намерениями (0,441) (см. таблицу 2). Собственно когнитивный компонент представлен развернутыми в сознании попытками регуляции своего поведения (0,125) и, значительно реже, поиска решения трудной коммуникативной ситуации (0,0018).
Таблица 2
Когнитивный компонент враждебности в сознании респондентов (по результатам контент-анализа)
Характеристики враждебных мыслей Эмпирическая частота Типичные примеры высказываний респондентов
1 2 3
Желание причинить вред 0,411 Сделать что-нибудь плохое, сильно ударить, прибить, побороть врага и т. д.
1 2 3
Негативные чувства 0,125 Злость, гнев, обида, плохое настроение
«Мысли-саморегуляторы» 0,125 «Все будет хорошо», «так нельзя», «надо быть терпимее» и т. д.
Негативные оценки объекта враждебности 0,089 Он неправ, он плохо ко мне относится, он хочет причинить мне вред и т. д.
Неуверенность в себе 0,054 Неловкость, смущение, «хоть сквозь землю провались» и т. д.
Безразличие 0,018 Мне все равно, мне безразлично и т. д.
Поиск выхода из сложившейся ситуации 0,018 Как решить этот вопрос, как выйти из этой ситуации и т. д.
Затруднились ответить 0,160
Аналогичные выводы можно сделать и при анализе характеристик ситуаций возникновения враждебности, предложенных респондентами. Все они являются по своей сути коммуникативными ситуациями, в которых ответственность за возникшее напряжение и появление враждебных отношений возлагается на объект враждебности. Предполагается, что именно он хочет причинить субъекту моральный (0,200) или материальный (0,021) вред, провоцирует возникновение конфликта (0,204), оказывает давление (0,042), проявляет непонимание (0,045). Нейтральными (с точки зрения ответственности участников) ситуациями, в которых возникают враждебные отношения, являются ситуации конкуренции.
Аффективный компонент враждебности (см. таблицу 3) представлен спектром разнообразных негативных эмоций: злость (0,396), зависть (0,083), обида (0,028), страх (0,025), которые иногда захватывают человека (0,014). Многие из этих эмоций направлены в адрес объекта враждебности (0,141). Респонденты отмечают, что враждебность связана с уверенностью человека в себе, причем как с ее недостатком (0,069), так и с избытком (0,031).
Таблица 3
Аффективный компонент враждебности в сознании респондентов (по результатам контент-анализа)
Характеристики враждебных чувств Эмпирическая частота Типичные примеры высказываний респондентов
1 2 3
Различные градации злости 0,396 Раздражение, злость, гнев, ненависть и т. д.
Антипатия 0,141 Антипатия, неприязнь, неудовольствие и т. д.
Желание причинить вред 0,127 Желание нанести ущерб, причинить боль и т. д.
Зависть 0,083 Зависть
Неуверенность в себе 0,069 Чувство собственной неполноценности, комплексы и т. д.
Уверенность в себе 0,031 Чувство превосходства, уверенность в своей правоте и т. д.
1 2 3
Обида 0,028 Обида
Страх 0,025 Страх, трусость, тревога и т. д.
Азарт 0,014 «приятно воевать», эмоциональный подъем и т. д.
Затруднились ответить 0,086
Характеризуя поведенческие проявления враждебности, респонденты связывают ее, прежде всего, с вербальной (0,427) и физической (0,147) агрессией, действиями, направленными на разжигание конфликта (0,027) (см. таблицу 4). В поведенческий компонент враждебности, так же как и в когнитивный, проникают аффективные переживания, на этот раз в форме невербальных проявлений эмоционального напряжения (0,162).
Таблица 4
Поведенческий компонент враждебности в сознании респондентов (по результатам контент-анализа)
Характеристики враждебного поведения Эмпирическая частота Типичные примеры высказываний респондентов
Вербальная агрессия 0,427 Хамство, грубость, оскорбления, повышенный тон и т. д.
Невербальные проявления напряжения 0,162 Напряженная поза, резкие движения, чрезмерная жестикуляция и т. д.
Демонстрация негативного отношения 0,162 Презрение, неуважение, антипатия, плохое отношение и т. д.
Агрессия 0,147 Драка, толкание, агрессивные действия и т. д.
Игнорирование человека 0,031 Не замечаю, изображаю, что его нет и т. д.
Провоцирование конфликта 0,027 Подстрекание к ссоре, подговаривание других людей и т. д.
Демонстрация уверенности в себе 0,015 Уверенное поведение и т. д.
Затруднились ответить 0,029
Таким образом, анализ интервью, цель которого заключалась в психосемантической реконструкции содержания враждебности как коммуникативной установки личности, позволяет сделать следующие выводы:
1. Враждебность может рассматриваться в качестве коммуникативной установки личности, потому что в сознании респондентов связана именно с широким спектром коммуникативных ситуаций;
2. Основой враждебного отношения к другому человеку являются негативные атрибуции в его адрес, которые носят свернутый характер и проявляются в виде разнообразных отрицательных эмоций в адрес коммуникативной ситуации в целом и объекта враждебности в частности;
3. Враждебность как коммуникативная установка имеет трехкомпонентную структуру, включает в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, причем в субъективном опыте испытуемых доминирует аффективная составляющая;
4. Проявлением враждебности в поведении людей являются различные формы агрессивного поведения (вербального и невербального).
1 Buss A. H. The psychology of aggression. New York, 1961.
2 Barefoot J. C. Developments in the measurement of hostility // Hostility, coping and health / Ed. by H. S. Friedman. Washington, 1992.
Smith T. W Hostility and health: Current status of a psychosomatic hypothesis // Health psychology. 1992. Vol. 11. Р. 139-150.
4Мясищев В. Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 2004.
5 Охматовская А. В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием (бронхиальная астма): Автореф. канд. дис. М., 2001; Ениколопов С. Н. Психология враждебности в медицине и психиатрии // Современная терапия психических расстройств. 2007. № 1.
Bowlby J. Attachment and loss. London, 1969; Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Application of the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. Р. 113-136.
7 Smith T. W Op. cit.
8 Chaplin J. P. Dictionary of psychology-II. New York, 1982.
9 Cynicism and paranoid alienation in the Cook and Medley HO Scale / P. Т. Costa, А. В. Zonderman, R. R. McCrae, R. B. Williams // Psychosomatic Medicine. 1986. Vol. 48. P. 283-285.
10 Barefoot J. C. Op. cit.
11 Садовская А В. Изучение различных форм проявления враждебности // Вестник МГУ. Сер. 14. 1999. № 1; Ярмоленко Г. П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (на примере студенч. молодежи): Автореф. канд. дис. СПб., 2004.
12 Ваксман А. В. Враждебность и агрессивность в структуре депрессии (закономерности формирования, прогностическая значимость, терапия и социально-психическая адаптация): Автореф. канд. дис. М., 2005; Ени-колопов С. Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 2000. № 7. С. 59-64; Кузнецова С. А. Психологические особенности враждебности при психической патологии (шизофрении, шизоаффективном и аффективном расстройствах): Автореф. канд. дис. М., 2007.
13 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000; Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.