Научная статья на тему 'Врановые Закарпатья в ХХ столетии'

Врановые Закарпатья в ХХ столетии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Луговой Алексей Евгеньевич

Второе издание. Первая публикация: Луговой А.Е. 2002. Врановые Закарпатья в ХХ столетии // Экология врановых птиц в антропогенных ландшафтах. Саранск: 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Врановые Закарпатья в ХХ столетии»

Литератур а

Балацкий Н.Н. 1990. Экологическая раса обыкновенной кукушки гнездового паразита

соловья-красношейки в Сибири // Биол. науки 4: 12-17. Доржиев Ц.3., Хабаев Г.М. 1984. К биологии обыкновенной кукушки в западном Забайкалье // Тр. Окского заповедника 15: 194-198. Ларионов Г.П., Гермогенов И.И. 1980. Материалы по экологии дубровника, седоголовой и желтобровой овсянок (Aves, Emberizidae) долины средней Лены // Вестн. зоол. 2: 12-17.

Мальчевский А.С. 1987. Кукушка и её воспитатели. Л.: 1-264.

Нумеров А.Д. 1982. Взаимосвязь сроков размножения обыкновенной кукушки и белой трясогузки // Гнездовая жизнь певчих птиц. Пермь: 51-56.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1383: 5030-5034

Врановые Закарпатья в ХХ столетии

А.Е.Луговой

Второе издание. Первая публикация в 2002*

На протяжении XX столетия орнитофауна Закарпатья подвергалась более или менее регулярному изучению трижды: в первой четверти века А.А.Грабаром (1931,1932, с переизданием в 1997); в середине века группой советских специалистов (Кистяковский 1950; Пор-тенко 1950; Страутман 1954, 1963); и в последней четверти века — автором данного сообщения и рядом исследователей молодого поколения. Всё это позволяет проследить динамику изменений в мире пернатых в Закарпатской области (до середины века - Подкарпатской Руси). Эти изменения были весьма существенны, коснулись они и врановых птиц.

Сойка Garrulus glandarius. Вид обычен как на Закарпатской равнине, так и в горах. Авторы, изучавшие птиц Карпат в XIX веке (Za-wadzki 1840; Wodzicki 1851), отмечали эту птицу лишь на равнине и предгорьях. Впоследствии, в результате усилившихся рубок, которые привели к образованию множественных «окон» в сплошных лесных массивах, сойка уже в середине XX века продвинулась до верхней границы леса (1200-1300 м н.у.м.). К концу века усилилась синантропи-зация и началась урбанизация соек. Если в 1950-х годах Ф.И. Страут-ман указывал лишь на осенне-зимние залёты соек в парки, сады и на окраины населённых пунктов, то теперь эти птицы стали постоянным

* Луговой А.Е. 2002. Врановые Закарпатья в ХХ столетии // Экология врановых птиц в антропогенных ландшафтах. Саранск: 83-86.

элементом зимней орнитофауны сёл и городов, в первую очередь горных, например Рахова, где сойки регулярно кормятся во дворах вместе с домашней птицей. А на Закарпатской равнине, в Ужгороде, сойка стала в небольшом числе гнездиться в пригородных парках.

Сорока Pica pica. Сорока из выраженного урбофоба, что было характерно для начала XX века (Рахимов 2001), в условиях Закарпатья превратилась в стойкого урбаниста (классификация по: Божко 1971). Она в равной степени гнездится как в городах, так и в естественных угодьях. При этом общая численность сорок в Закарпатье за последние 50 лет существенно увеличилась (Луговой, Потиш и др. 2001). В городах области сороки строят гнёзда даже на деревьях аллей вдоль дорог с интенсивным движением транспорта. Что касается естественных угодий, то там их гнездовой «ареал» разорван (Луговой 1986). Основная масса птиц поселяется на равнине, в предгорьях и широких долинах рек. Меньшее число сорок гнездится в сельхозугодьях Карпатских перевалов, которые уже давно освоены человеком (например, на Ябло-нецком перевале близ Ясиня). Между этими двумя очагами заселения пролегают лесные массивы на горных крутосклонах и узкие долины рек, не пригодные для гнездования сорок. В связи с продолжающейся вырубкой лесов разрыв между двумя очагами гнездования на протяжении XX века сократился. Любопытно, что зимой горная «несорочья» часть Карпат неожиданно становится востребованной данным видом птиц, но только вблизи сёл. Здесь встречаются небольшие группы сорок численностью до 2 десятков особей. Возможно, сюда, на южные ме-гасклоны, перекочёвывают сороки из северных Прикарпатских угодий, где климатические условия обитания суровее.

Кедровка Nucifraga caryocatactes. В качестве гнездящегося вида кедровка более характерна для северных прикарпатских склонов, чем для южных, закарпатских. Тем не менее, в Тячевском, Межгорском и Раховском районах, где наличествует елово-пихтовый лесной пояс, эти птицы гнездятся. Они особенно заметны на границе леса с субальпи-кой там, где растут стланики горной сосны. Искусственное увеличение площадей хвойных насаждений, практиковавшееся в конце XIX и начале XX веков, способствовало росту обилия кедровок в крае. Поскольку такой тип ведения лесного хозяйства теперь признан ошибочным, везде восстанавливают коренные буковые леса, и численность кедровок идёт на убыль. Этому способствует также сокращение площадей сосновых стлаников на полонинах (в субальпике). Осенью, в период созревания лещины, кедровки часто покидают высокогорные хвойные леса и появляются в более низких поясах Карпат. В эту пору птицы встречаются и близ населённых пунктов. Этим пока и ограничивается процесс синантропизации кедровок в регионе. Надо заметить, что в отдельные годы в Закарпатье прилетают с востока кедровки, относящие-

ся к подвиду N. c. macrorhynchos, в то время как местные птицы принадлежат к подвиду N. с. caryocatactes.

Галка ^пш monedula. Этот вид претерпел в Закарпатье существенные изменения. В отличие от многих регионов, в том числе и соседней Галиции, галка в Закарпатье вплоть до 1970-х годов оставалась урбофобом. Ни в городах, ни в сёлах не гнездилась. Численность галок была весьма низкой и в естественных угодьях, согласно А.А.Гра-бару — вследствие вырубки дуплистых деревьев. Обнаруженная колония галок в береговом обрыве близ посёлка Великий Бычков (Кучерко 1953) стала в середине века единственным достоверным местом гнездования этих птиц в горной части Закарпатья. Ф.И.Страутман галок там летом вообще не встречал. Не отметил галок и Л.А.Портенко, хотя исследовал в 1947 году птиц долины реки Уж почти на выходе её на равнину. Сейчас галка гнездится в Ужгороде, где заселяет обычные для вида места (застрехи и т.д.). В поймах рек особенно часто заселяет пустоты бетонных столбов ЛЭП среди полей и в речных поймах. В долине реки Уж гнездование прослежено вверх по течению вплоть до села Ставное, что недалеко от Ужоцкого перевала (889 м н.у.м.). Между тем в зимнее время мы галок в горной части Закарпатья практически не отмечали, хотя на равнине области, в том числе и в городах, она тут встречается в соотношении к массовому грачу как 1:10 (Луговой 1999). Осенний пролёт галок через Карпаты начинается не ранее октября. Обратный путь на север по времени растянут, и в зависимости от погодных условий проходит с февраля по апрель.

Грач ^пш frugilegus. Ситуация с грачом в начале XX века не ясна, поскольку А.А.Грабар при характеристике вида ограничился одним словом «обычен». В середине века А.Б.Кистяковский в Закарпатской низменности нашёл лишь одну гнездовую колонию в левобережье Тисы, в то время как сейчас в равнинной части области колоний насчитывается много. Только вдоль железнодорожной ветки Чоп — Бере-гово (расстояние 40 км, правобережье Тисы) из окна поезда можно наблюдать три большие колонии грачей, которые, надо полагать, ранее отсутствовали. В предгорной и горной части области грачиных колоний, как и в середине века, немного. А те, которые есть, невелики. Тем не менее, и здесь проглядывается тенденция к более активному внедрению грачей по долинам рек вглубь горной системы. Урбанизация закарпатских грачей (гнездовая популяция) находится на зачаточной стадии. В Ужгороде есть небольшая колония на окраине города (Драв-цы), в Хусте — в центре города. Пожалуй, наиболее внушительные изменения коснулись периодов зимовок и перелётов. В конце века грач стал массовым транскарпатским мигрантом, что в прежние годы было не столь сильно выражено. Теперь в дневное время суток грач часто занимает до 90% и более от всех учтённых пролётных птиц. Так, через

долину Тисы близ Рахова в октябре-ноябре за день пролетает до 30 тысяч грачей (Луговой 1992). Хотя часть птиц пересекает горные хребты фронтально, основная масса грачей придерживается перевалов и речных долин, по которым пролетает в Закарпатскую низменность на зимовку. Последняя проходит вокруг и внутри городов — Ужгорода, Чопа, Мукачева, Берегова и других. Увеличение обилия грачей на пролёте в конце XX века, вероятно, связано с общим ростом численности этих птиц на Русской равнине, последовавшим вследствие посадок полезащитных лесополос в степной зоне; разрежения лесных массивов в лесной зоне; прокладкой опор ЛЭП и металлических ферм при электрификации железных дорог, позволивших грачам существенно расширить географию своего гнездования.

Серая ворона Corvus cornix. Серые вороны в Закарпатье в середине века имели, как и сороки, два очага распространения - в равнинно-предгорной части области и близ перевалов. Так, А.Б.Кистя-ковский не находил летом этих птиц в лесистой части Карпат, зато на равнине и у перевалов они ему встречались. Сейчас в связи с рубками лесов границы между указанными двумя очагами гнездования ворон всё больше размываются. Долины рек при этом, как верно указывал Ф.И.Страутман, играют важную связующую роль. Особенно заметные изменения за последние 50 лет касаются урбанизации вида. Теперь серая ворона гнездится в городах области, чего прежде не наблюдалось. Следует заметить, что после первичной «вспышки» плотности населения серых ворон в городах, имевшей место лет 20 назад, наступила определённая стабилизация - сейчас вороны в городе гнездятся, но не столь часто, как прежде. Подобное явление отмечено и у кольчатой горлицы Streptopelia decaocto. В целом за столетие общая численность серых ворон увеличилась. Во время осенних кочёвок и перелётов встречаемость ворон в горной местности довольно высока. За 1 ч стационарных наблюдений в октябре- ноябре близ Рахова насчитывается до 50 и более пролетающих по долине Тисы особей (Луговой 1992). Зимой, как и летом, серые вороны многочисленны на равнине и обычны (до десятка особей в стаях) в местах, прилегающих к перевалам (преимущественно внутри сёл). В срединных секторах гор, удалённых как от равнины, так и перевалов, серые вороны даже в сёлах зимуют единично либо отсутствуют вовсе. Зимние ночёвки серых ворон характерны для центральных участков городов. Но в горной местности (например, в Рахове), в таких ночёвках отсутствуют грачи.

Ворон Corvus corax. Процесс синантропизации и тем более урбанизации воронов в Закарпатье запаздывает по сравнению с таковыми в соседней Галиции. Ф.И.Страутман ещё в середине XX века сообщал о гнездовании этих птиц во Львове, в то время как в Закарпатье встречал воронов лишь в естественных угодьях. Причём преимущественно в

горах, на высотах 1600 м н.у.м. и выше (полонины Руна, Говерла, Бор-жава, Свидовец и т.д.). В предгорьях вороны встречались ему реже, а на равнине практически отсутствовали. Теперь ситуация изменилась. Если проследить динамику встречаемости воронов в юго-западной части области за столетие, то получается следующая картина: А.А.Гра-бар в первые три десятилетия (до 1926 года включительно) зафиксировал всего две особи этих птиц. В середине века вороны в этой местности стали появляться регулярно, они здесь уже гнездились. Л.А. Портенко в 1947 году на 45-километровом отрезке долины среднего течения реки Уж нашёл один выводок. Теперь на этом же участке гнездятся 8-10 пар (Луговой, Потиш и др. 2001). В конце 1990-х годов в разных местах Закарпатской равнины вороны встречаются стаями по 40-70 птиц (село Середнее, Долина нарциссов под Хустом и т.д.). Вороны здесь стали гнездиться на отдельных высоких деревьях среди полей, недалеко от равнинных сёл. Поскольку обилие птиц в горах при этом не уменьшилось, общая численность воронов за столетие существенно возросла. Только в городах эта птица пока встречается редко, лишь в зимний период.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1383: 5034-5035

К биологии черныша Tringa ochropus и перевозчика Actitis hypoleucos в Окском заповеднике

Ф.В.Иванов

Второе издание. Первая публикация в 1965*

Материал собирался автором в районе Окского заповедника в 19581964 годах. Кроме того, использовались данные картотеки заповедника с 1952 по 1958 год.

Черныш Tringa ochropus и перевозчик Actitis hypoleucos прилетают в различные числа апреля в зависимости от характера весны. Средняя дата прилёта черныша за 13 лет - 9 апреля, а перевозчика -19-20 апреля. Весенний пролёт выражен у черныша и почти не выражен у перевозчика. Осенний же пролёт этих видов проходит незаметно. Откочёвка местных птиц проходит постепенно и в основном в ночью. Последняя встреча черныша в районе исследований — 17 сентября 1961.

* Иванов Ф.В. 1965. К биологии черныша и перевозчика //Новости орнитологии: Материалы 4-й Всесоюз. орнитол. конф. Алма-Ата: 138-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.