Научная статья на тему 'Врановые птицы восточной части Большеземельской тундры'

Врановые птицы восточной части Большеземельской тундры Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Морозов В. В.

Второе издание. Первая публикация в 1989 г. Морозов В.В. 1989. Врановые восточной части Большеземельской тундры // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 2: 26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Врановые птицы восточной части Большеземельской тундры»

бэрдова песочника характерно беспокойство с присад, а не демонстрация в полёте, как у многих других песочников.

Литература

Флинт В.Е. 1973. Имитация птенца как особая форма отвлекающей демонстрации у куликов // Фауна и экология куликов. М., 2. Флинт В.Е. 1977. Отвлекающая демонстрация: экологический и этологический аспекты (на примере куликов) // Адаптивные особенности и эволюция птиц. М.

Bent A.C. 1927. Life histories of North American shore birds. Part I // U.S. Nat. Mus. Bull. 142: 1-420.

Drury W.H. Jr. 1961. The breeding biology of shorebirds on Bylot Island, Northwest

Territories, Canada //Auk 74, 1. Höhn E.O. 1957. Observation on display and other forms of behavior of certain arctic birds // Auk 74, 1.

Holmes R.T. 1973. Social behaviour of breeding western sandpipers Calidris mauri // Ibis 115: 107-123.

Parmelee D.F., Stephens H.A., Schmidt R.H. 1967. The birds of southeastern Victoria Island and adjacent small islands // Nat. Mus. Canada Bull. 222: 1-22. Pitelka F.A., Holmes R.T., MacLeans S.F. Jr. 1974. Ecology and evolution of social organization in Arctic sandpipers //Amer. Zool. 14, 1.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 432: 1166-1168

Врановые птицы восточной части Большеземельской тундры

В. В. Морозов

Второе издание. Первая публикация в 1989*

Наблюдения проведены в 1981-1987 годах на крайнем северо-востоке Коми АССР в антропогенных ландшафтах окрестностей Воркуты, прилегающих районах равнинных тундр, сравнительно малоизменён-ных хозяйственной деятельностью человека, и в горах Полярного Урала. На обследованной территории площадью около 10 тыс. км2 отмечено 4 вида врановых птиц.

Pica pica. На востоке Большеземельской тундры северный предел распространения сороки проходит примерно на широте Воркуты, где она гнездится с 1983 г. (Морозов 1987). Расселение сороки к северу

* Морозов В. В. 1989. Врановые восточной части Большеземельской тундры //Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 2: 26-28.

проходило вдоль Северной железной дороги, идущей по долинам рек Воркуты и Усы. Она гнездится только в пойменных экосистемах этих рек и в своём распространении тесно связана с поседениями человека. Гнездовые биотопы — густые пойменные заросли древовидных ивняков, всегда неподалёку от посёлков или домиков обходчиков. Общая численность сорок на обследованной территории — 10-12 пар. Несмотря на наличие дополнительных кормов антропогенного происхождения, успех размножения сороки близ города Воркуты в 1983-1986 гг. был равен нулю (Морозов 1987).

Corvus frugilegus. Ранее отмечались залёты грача в лесотундру и в южные тундры (Лобанов 1984; Морозов 1987). В настоящее время в окрестностях Воркуты грач становится летующим видом. Так, с 24 мая по 11 сентября 1987 мы регулярно наблюдали грачей в крупных стаях неразмножающихся серых ворон на свалках у посёлка Северного и возле города. Общее число грачей пока не превышает 15-20 особей.

Corvus cornix. Появившись в окрестностях Воркуты в начале 1970-х годов, серая ворона за 15 лет освоила весь район приворкутин-ских тундр, заселив не только долины таких крупных рек, как Воркута, Уса, Сейда, но и многие средние и мелкие их притоки. Гнездовые биотопы серой вороны — пойменные ивовые леса, рощицы и куртины ивы шерстистопобеговой Salix dasyclados. Однако, несмотря на наличие подходящих местообитаний, бассейн реки Кары ею ещё не освоен (Морозов 1987).

В антропогенном ландшафте окрестностей Воркуты серая ворона уже к 1982 г. заселила все подходящие естественные гнездовые местообитания и перешла к гнездованию на металлических и деревянных опорах ЛЭП, всё более увеличивая плотность гнездования. В 19861987 гг. плотность гнездования серой вороны близ Воркуты составила 4.3 пар/100 км2, тогда как в естественных ландшафтах верховьев Усы всего 0.9 пар/100 км2. Учитывая, что в сезон размножения вороны держатся в основном по долинам рек, плотность их гнездования в расчёте на 100 км2 речной долины достигает 35 пар около г. Воркуты. Здесь расстояние между гнёздами равняется 0.3-2.0 км, в среднем 1.1 км (n = 34). Всего на обследованной территории гнездится не менее 120 пар серых ворон, 75% популяции сосредоточено близ города и по долине реки Воркуты, где проходит Северная железная дорога. Осенью общее число ворон с учётом неразмножающихся птиц и при средней величине выводка в 3 птенца, вероятно, достигает 1200 особей.

В горах Полярного Урала встречаются в основном неразмножаю-щиеся бродячие птицы, хотя несколько пар гнездится в ивовых лесах возле охотничьих домиков у подножья передового хребта Енганэ-Пэ.

Основная масса птиц в зависимости от характера весны заканчивает кладку в первой декаде — конце мая, вылупление птенцов, соответ-

ственно, приходится на конец мая — начало июня. Выводки держатся на гнездовых участках до августа. В сентябре большинство их объединяется с не размножавшимися особями в стаи до 100-150 особей и кочует по поймам возле города. Отлёт к югу хорошо выражен и происходит вдоль Северной железной дороги в течение октября. Зимой в окрестностях Воркуты серые вороны нами не наблюдались, хотя отмечены здесь зимами 1977-1979 гг. В.А.Лобановым (1984). Однако южнее, в лесотундре, они, видимо, ежегодно зимуют в малом числе: в феврале 1984-1986 гг. мы наблюдали их около железнодорожного полотна возле станций Уса и Абезь.

Гнездостроительная деятельность серой вороны имеет определённое положительное значение для дербника Falco columbarius, который заселяет её старые гнёзда.

Corvus corax. Ворон гнездится по долинам рек на скалах и на ивовых деревьях. В горах гнёзда устраивает на выходах скал и на деревьях в островках горных еловых редколесий. Плотность гнездования низка: на равнине 0.15, в горах - 0.4 пар/100 км2. Гнёзда располагаются на расстоянии 10-25 км друг от друга, в среднем в 16.4 км (n = 12). Всего на обследованной территории гнездится 21-22 пары воронов, из них 11 пар в горах. С начала 1980-х годов ворон начал заселять ближайшие окрестности города и рабочих посёлков.

Вылет птенцов из гнёзд приходится на начало - середину июня, в выводках 2-5 птенцов. Семьи не менее месяца держатся на гнездовом участке. Летом неполовозрелые и неразмножающиеся птицы широко кочуют по тундре и в горах, останавливаясь у рыбацкий и оленеводческих стоянок, некоторые держатся близ городской и поселковых свалок. Зимой вороны концентрируются возле города, рабочих посёлков и станций Северной железной дороги, где питаются отбросами. В январе-марте 1984-1986 гг. мы нередко наблюдали 1-4 воронов даже в центре города Воркуты, на улице Ленина, где они присаживались на крыши домов.

Гнездостроительная деятельность ворона имеет существенное значение для кречета Falco rusticolus, который поселяясь в гнёздах ворона успешно осваивает обширные территории безлесных равнинных и горных тундр вплоть до побережья океана.

Закреплению на Севере сороки, грача и серой вороны способствует рост хозяйственного освоения региона, с которым сопряжено улучшение кормовой базы за счёт кормов антропогенного происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.