Научная статья на тему 'Врачеватель тела, души и духа (к 120-летию В. Ф. Войно-Ясенецкого)'

Врачеватель тела, души и духа (к 120-летию В. Ф. Войно-Ясенецкого) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
477
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ / АРХИПЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) / ХИРУРГ / ВРАЧ-СВЯЩЕННИК / V.F. VOYNO-YASENETSKY / ARCHBISHOP LUKE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блохина Нина Никодимовна, Калягин Алексей Николаевич

Долгие годы имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого пребывало в безвестности. И только в свете последних лет перед нами предстает яркая личность одновременно крупного ученого, незаурядного специалиста в области Гнойной хирургии, анатомии, в вопросах региональной анестезии и не менее крупного мыслителя, иерарха Русской Православной церкви архиепископа Луки, талантливого художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healer of body, soul and spirit (the 120th anniversary of the V.F. Voyno-Yasenetsky)

For many years the name of Valentine Felixovich Voyno-Yasenetsky resided in obscurity. It is only in light of the recent years we see a bright personality at the same time a great scientist, an outstanding expert in the field of contaminated surgery, anatomy, in regional anesthesia and is less than a major thinker, hierarch of the Russian Orthodox Church, Archbishop Luke, a talented artist.

Текст научной работы на тему «Врачеватель тела, души и духа (к 120-летию В. Ф. Войно-Ясенецкого)»

Сибирский медицинский ЖУРНАЛ

№1-2 январь-июнь 1997 года

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

УДК.617-089(091) Войно-Ясенецкий

Врачеватель тела, души и духа

(К 120-летию В.Ф.Войно-Ясенецкого)

Н.Н.Блохина, А,Н.Калягин

(Иркутский государственный медицинский университет — ректор, акад. МТА и АН ВШ, проф. А.А.Майборода, кафедра философии —зав.доц. Н.Н.Блохина)

Долгие годы имя Валентина Феликсовича Вой-но-Ясенецкого пребывало в безвестности. И только в свете последних лет перед нами предстает яркая личность одновременно крупного ученого, незаурядного специалиста в области гнойной хирургии, анатомии, в вопросах региональной анестезии и не менее крупного мыслителя, иерарха Русской Православной церкви архиепископа Луки, талантливого художника.

Биографию этого человека нельзя разделить на части, нельзя вычленить из нее путь ученого или путь епископа, она едина, монолитна. Немудрено, что настаивал на этой монолитности и сам архиепископ Лука. Он отмечал, что описанные порознь две половины его жизни могут оказаться заведомо лживыми 19 1. Следуя этому утверждению поступим и мы,

Валентин Феликсович родился 14 (27 по новому стилю) апреля 1877 г. в г.Керчи в семье провизора Ф.С.Войно-Ясенецкого, потомка польских дворян. В 1896 г. юный Валентин окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевскую художественную школу. Первой его

мечтой было стать художником, но мысли о цели и смысле жизни, религиозность и увлечение учением Л.Н.Толстого постепенно изменили жизнь будущего хирурга. И дальнейший выбор был сделан в пользу медицинского факультета Киевского университета св, Владимира. В период учебы Войно заинтересовался анатомией, ему особенно пригодились художественные способности.

1903 г. стал отправной точкой в деятельности молодого врача и первыми шагами стала работа в Читинском госпитале Красного Креста. Шла русско-японская война. Целеустремленность хирурга-неофита была сразу замечена, и он стал заведовать хирургическим отделением, стремясь все силы и знания отдать исцелению раненых. Именно здесь, в Чите, он женился. Следующими этапами его практической деятельности стала работа в маленьких больницах Симбирской и Курской губерний. Он много оперировал, изучал современную ему литературу и стремился применять полученные сведения на практике. Молодой хирург использовал много новых и технически сложных операций, производить которые рисковали буквально единицы 1 1 1. К Войно приходили больные даже из соседней Орловской губернии, слава его все ширилась. В это время выходят его первые статьи: "Невроматозный элефактиаз лица, плексиформная неврома", "Случай- ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже" (журнал "Хирургия", 1908 г.).

В 1908 г. Войно в Москве, в клинике профессора П.И.Дьяконова. У него возникает особый интерес к регионарной анестезии. В Институте топографической анатомии и оперативной хирургии профессора Ф.А.Рейна он начинает работы по совершенствованию методов регионарного обезболивания. 1916 г, становится годом блестящей защиты диссертации доктора медицины. За эту работу Войно-Ясенецкий был удостоен Варшавским университетом премии имени Хой-

СиЬирскюй медицинским

ЖУРНАЛ

оданицэ

54

нацкпго за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине. Не без основания, оценивая значимость своей работы он утверждал: "Я не ошибусь, если назову регионарную анестезию наиболее совеошен ным методом местной анестезии На смену прежним, неуклюжим и примитивным способам послойного пропитывания даже наводнения анестезирующим раствором всего, что надо разрезать, пришла новая изящная и привлекательная методика местной анестезии, в ос нову которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость тех нервов, по которым передается оолевая чувствительность из области, подлежащей операции". 18 1.

Из-за болезни жены ученый переезжает в Ташкент Гам он работает главным врачом Ново Гооодс-кой больницы В Ташкенте в 1919 г. Войно пережил свой пеовый аоест, правда, на этот раз недолгий. В это же время Валентин Феликсович занимается организацией медицинской школы. Осенью 1920 года Войно-Ясенецкий становится профессором кафедоы оперативной хирургии и топографической анатомии ме дицинского факультета .осудаоственного Туркестанского университета. 1920 год был отмечен и еще одним событием — встречей с епископом Ташкентским Иннокентием, последний предложил новоиспеченно му профессору стать священником, и тот с готовностью согласился. Очень быстро отец Валентин снискал доверие у прихожан. Благодаря этому после бегства епископа Иннокентия он был возведен в аохиерейс-кий сан. Совершенное таинство одоорил патриарх Тихон. Веооятно, это событие послужило основой для следующего ареста. Сочетание активной научно-поак тической врачебной деятельности и не менее актив ной религиозной веры поотиворечило идеологическим каноиам советского государства. Весь мир знает верующих ученых. Достаточно вспомнить имена Г.Менделя, Л.Пастеоа и т.д. Но верующий профессор советского вуза, да еще и архиерей, обучающий коммунистов и комсомольцев — "воинствующих безбожников", это вещь, невозможная в СССР, где религиозная вера и церковь обречены на уничтожение, поскольку по словам философа Н.Бердяева, являются "единствен ным сеоьезным конкурентом" коммунистической веое. Известный академик медицины И.А.Кассирский, которого, по его выражению, могучая фигура Войно-Ясе-нецкого привлекла к себе еше с 20-х годов когда они работали вместе в Туркестанском университете, в своих "Размышлениях о В.Ф Войно-Яеенецком — хи-оурге и священнике" пытается объяснить то, что для него, материалиста и атеиста является загадкой, фе номеном и даже паоадоксом — "дуализм" жизни Войне Ясенеикого. И он делае! единственно возможный для данной ситуации вывод: жажда милосердия, христианский гуманизм, стремление служить людям комплексно: врачуя тело как медик, и утешая душу как священник. — привели Войно-Ясенецкопэ в лоно Церкви. Не случайно и то, что это произошло в годы, отме ченные небывалыми телесными и духовными страданиями человеческими, которыми неизбежно сопоовож-даются воины и революции. Но для Кассирского неприемлема религиозная вера, и он ищет конечные причины позиции Войно-Ясенецкого в "философском идеализме, главная идеологическая функция которого состоит в поддержании религии", т.е. в "ложных философских концепциях". Таким образом делается

№1-2 январь-июнь 1997 года

вывод в стоогом соответствии с правилами игры, принятыми идеологией революционного преобразования мира, идеоло! ией практического материализма. Тогда как жизнь и судьба Войно-Ясенецкого явились, напротив образцом противостояния духовно-идеологическому монополизму защиты своей духовной свободы, уроком теопимости и гуманизма

В период ведения следствия и предварительного тюремного заключения Ьалентин Феликсович непрерывно работал. Суммируя опыт своей врачебной деятельности, он заканчивал начатую и задуманную уже давно монографию. На ее титуле он написал "Епис коп Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии". Однако до выхода книги еще далеко. Аоест повлек за собой ссылку, в котооой он достиг даже берегов Ангары, побывал в Новосибирске, Енисейске, Красноярске и других населенных пунктах. Все это время его основными целями была помощь людям как паегьюя и воача. Войно оперировал по поводу тяжелейших заоолеваний в не менее тяжелых и сложных условиях, подчас используя в качестве инструментов перочинный нож и слесарные щипцы 12 1. За этот самоотверженный труд епископ заслужил большое уважение местных жителей. Ссылка окончилась в 1926 году. Однако тоталитаоное государство треоо-вало от ученого отречения от своего сана Это обусловило новый аоест в 1930 году и архангельскую ссылку. Но дух ученого не сломлен Ссылка окончена в 1933 году. А печально известный 1937 г. вновь при вел епископа в тюоемные казематы. Можно только предполагать, насколько страшеи был этот арест, иоо начался он с жесточайшег о, с.н. конвейерного допроса, который продолжался 13 дней. В итоге — трехлетняя ссылка в Сибирь.

В период ссылки Войно-Ясенецкий продолжает оа-ботать над книгой "Очерки гнойной хиоургии", первое издание котооой вышло в 1934 году. Монография пополняется новыми данными полученными благодаря Томской библиотеке и историям болезни

Новым этапом жизни становится раоота в годы Великой Отечественной войны. Помощь, предложенная Владыкой Лукой воинам-фоонтовикам в телеграмме на имя М И.Калинина, была принята. Хирург возглавил лечебную деятельность Красноярского эвакогоспиталя. Несмотря на возраст и обремененность болезнями, он активно работает, ездит по окрестным госпиталям и лазаретам, собирает к себе самых безнадежных больных.

■V.Поражал диапазон его оперативного умения Он не терялся ни перед какой новой и случайной опеоа-цией, умел соазу находить творческое решение по ходу операции Ему, конечно, очень помогло аосолютно безошибочное стереоскопическое представление любой области тёла, куда вюргался скальпель. Самую сложную операцию он вел, казалось, без всякого на пряжения" 1 5 1. В годы войны не утихает и его ду ховная, пастырская деятельность. В "Жуонале Московской Патриархии" в 1943-1944 гг.^лубликуются ею антифашистские статьи 17 1.

По результатам самоотверженной работы в эвакогоспитале хиоург был награжден благодарственной грамотой и модалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.". Священный синод приравнял лечение раненых к служению епископа и возвел его в сан аохиепископа.

Сибирский медицинские

Ж V Р Н А Л

страниц?

№1-2 январь-июнь 1997 года

Оконченная до войны монография увидела свет только в 1946 г. и вместе с другой раьотой — "Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов" 1 4 I была удоыоена Сталинской премии I степени. Большая часть полученной премии была направлена Валентином Феликсовичем в помощь детям-сиротам, жертвам войны.

В предисловии к 'Очеркам гнойной хирургии" профессор написал: "Чрезвычайно тяжелый путь земского хирурга-сампучки, котооый мне пришлось пройти, научил меня весьма многому чем хотелось бы теперь, на склоне моей хирургической деятельности, поделиться с молодыми людьми чтобы облегчить их трудные задачи. Первое, что я болезненно почувствовал, начав работу в селе, — это крайне малая степень полученной мною в университете подготовки по диагностике и теоапии гнойных заболеваний, которая, однако, оказалась самой важной, самой повседневной частью хирургии для врача, работающего для крестьян и оаоочих". 13 1. Ученый разраоотал важнейшие принципы гнойной хиоургии- 1)шиоокое вскоы-тие гнойного очага 2) хорошее обезболивание, 3) тщательный гемостаз, 4) покой оогана после прове денного вмешательства 16 1. Следует отметить, что книга пооажает поостотой и доступностью изложения, сквозным, проходящим по всей монографии де онтологическим принципом и методичностью. "Очерки" выдержали и третье издание в 1959 г., но автор уже не мог доработать и пополнить свое творение, т.к. потерял зрение

Последние годы жизни Войно-Ясенецкий посвятил служению Церкви в Тамбовской и Крымской епархиях. Даже в чтот период проявляется характер "несгибаемого страстотерпца', который сопротивляется попыткам советской власти закрывать храмы, преследовать священников и верующих. Его пастырская деятельность выливается в 11 томов проповедей.

Огромной важностью для него было написание антропологического Философско-богословского трактата: "Тело. Душа. Дух", где он отразил свое понимание синтеза научных и религиозных представлении о человеке. Эта книга, написанная в 1947 г., увидела свет после кончины автора. Как врач и ученый —естествоиспытатель Войно-Ясенецкий отдает должное безграничным возможностям науки в познании окружающей нас действительности и всецело разделяет позиции современного естествознания в решении проблемы "Мозг и мышление". Вместе с тем в своей книге он утверждает, что, наряду с материальным миром, существует духовный, неподвластный методам науки. Решающую роль в освоении этого мира он отводит сердцу как высшему органу познания Одну из глав он посвящает вопросу о ооли сердца в познании высших сущностей, следуя тем самым известной философской традиции, в том числе (что представляет особый интерес) в истории отечественной, русской, гуманитарной мысли.

Умер профессор и священник утром 11 июня 1961 года в праздник всех святых в земле российской просиявших на 64 м году жизни.

Питературэ

1. Варшавский С.Т., Змоиро И.Д. Вопросы уроло гии в трудах В.Ф. Воино-Ясенецкого.//Урология и нефрология, 1989. -№5. -С.66-68.

2. Войно-Ясенецкий В.Ф."Я полюбил страдание.. ". Автобиография -М., Русский хронограф, i99b, С.208.

3. Войне Ясенецкий В.Ф. Очерки гнойной хирургии /Изд 3-е. Л.:Медгиз 1956.-С632.

4. Войно-Ясенецкий В.Ф Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов М.:МеДгиз. 1944 96 с.

5. Кассирский И А. Воспоминание о профессоре

B.Ф Войно-Ясенецком /Наука и жизнь, 1989. -№Ь

C.76-89.

6. Котельников В.П. В.Ф. Войно-Ясенецкий —выдающийся хирург нашего времени//Клиническая ме дицина, 1987. -С.152-155,

7.Никитин В.А. Несгибаемый страстотерпец,//Слово, 1Q90 №5. С.45-48

8. Поляков В.А. Профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.//Ортопедия травматология и про тезирование, 1990. -№10 -С.59-66.

9 Поповский М. Жизнь и житие Воино-Ясенецкого, архиепископа и хирурга.//Октябрь 1990. -№2. -С.3-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.