Научная статья на тему 'ВРАЧЕВАТЕЛЬ ДУШ И ТЕЛ: ПАТРИОТ, УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ АРХИЕПИСКОП ЛУКА'

ВРАЧЕВАТЕЛЬ ДУШ И ТЕЛ: ПАТРИОТ, УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ АРХИЕПИСКОП ЛУКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / АРХИЕПИСКОП ЛУКА / ПАТРИОТИЗМ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ СРЕДСТВ ЦЕРКОВЬЮ НА ПОБЕДУ / GREAT PATRIOTIC WAR / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ARCHBISHOP LUKA / PATRIOTISM / DONATIONS BY THE CHURCH FOR VICTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баулина Елизавета Игоревна, Усков Владимир Алексеевич

Целью исследования является попытка дать объективизированную картину взаимоотношений партии-государств ВКП(б)-СССР и РПЦ в ходе Великой Отечественной войны. Поддерживается принцип, что история - это Человек в ней, сфокусировано внимание на судьбе и деятельности архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого). В ходе исследования использованы методы контент-анализа, сравнения и исследования процессов из «самих себя». Это позволило на основе архивных документов и воспоминаний очевидцев сформировать картину взаимоотношений архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки с партией-государством ВКП(б)-СССР в годы Великой Отечественной войны. Предпринята попытка уяснить сложную позицию патриота-пастыря, который исполнял свой долг врачевателя душ и тел в условиях Великой Отечественной войны с врагом внешним и борьбы с идейным, внутренним - правящей партией-государством. В результате исследования выяснилось: архиепископ Лука был противником партийно-советской системы в СССР периода первой половины XX в. и одновременно патриотом своей Родины, действенным участником Великой Отечественной войны. Это позволяет сделать следующие выводы: а) в условиях военной альтернативы патриот архиепископ Лука совершал подвиг врача и пастыря на благо Победы; б) трагедия Родины и паствы подвигла его поступиться личными счетами с партией-государством ВКП(б)-СССР во имя Победы; в) участие в этой войне архиепископа Луки - тысячи спасенных советских воинов на операционном столе и огромные финансовые пожертвования в фонд Победы; г) сын своей Родины, он всячески пытался защитить духовность своей паствы от идеологического и организационного давления воинствующего атеизма; д) гуманизм архиепископа Луки проявился и в его исполнении клятвы Гиппократа, когда он врачевал пленных солдат и офицеров армии противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTOR OF SOULS AND BODIES: PATRIOT, PARTICIPANT OF GREAT PATRIOTIC WAR ARCHBISHOP LUKA

Abstarct. The purpose of the study is an attempt to give an objective picture of the relationship between the party-states of the AUCP(b)-USSR and the Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War. We support the principle that history is a Man in it, focuse attention on the fate and activities of Archbishop Luke of Tambov and Michurinsk (V.F. Voyno-Yasenetsky). The study used methods of content analysis, comparison and research of processes from “themselves”. This allowed to form a picture of the relationship between the Archbishop of Tambov and Michurinsk Luka with the party-state of the AUCP(b)-USSR during the Great Patriotic War on the basis of archival documents and the memoirs of eyewitnesses. We made an attempt to understand the difficult position of the patriot shepherd, who fulfilled his duty as a doctor of souls and bodies in the conditions of World War II with the enemy external and the struggle against the ideological, internal - ruling party-state. Archbishop Luke was an opponent of the party-Soviet system in the USSR during the first half of the 20th century and at the same time a patriot of his homeland, an effective participant in the Great Patriotic War. This allows us to draw the following conclusions: a) in the conditions of a military alternative, the patriot Archbishop Luka performed the feat of a doctor and a shepherd for the benefit of Victory; b) the tragedy of the Motherland and flock led him to give up personal accounts with the party-state of the AUCP(b)-USSR in the name of Victory; c) the participation in this war of Archbishop Luka - thousands of saved Soviet soldiers on the operating table and huge financial donations to the Victory fund; d) the son of his homeland, he tried in every possible way to protect the spirituality of his flock from the ideological and organizational pressure of militant atheism; e) the humanism of Archbishop Luke was in his execution of the oath of Hippocrates, when he healed captured soldiers and officers of the enemy army.

Текст научной работы на тему «ВРАЧЕВАТЕЛЬ ДУШ И ТЕЛ: ПАТРИОТ, УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ АРХИЕПИСКОП ЛУКА»

СОЦИОЛОГИЯ ПАТРИОТИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ SOCIOLOGY OF PATRIOTISM IN HISTORICAL RETROSPECTIVE

© Баулина Е.В., Усков В.А., 2020 УДК 31.316.355.01

DOI 10.20310/1819-8813-2020-15-2(109)-105-112

Врачеватель душ и тел: патриот, участник Великой Отечественной войны архиепископ Лука

Елизавета Игоревна БАУЛИНА, Владимир Алексеевич УСКОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0368-6282, e-mail: dianochka.gavrilyuk@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3298-0483, e-mail: v.a.uskov@mail.ru

Doctor of souls and bodies: patriot, participant of Great Patriotic War Archbishop Luka

Elizaveta I. BAULINA, Vladimir A. USKOV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Fédération ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0368-6282, e-mail: dianochka.gavrilyuk@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3298-0483, e-mail: v.a.uskov@mail.ru

Аннотация. Целью исследования является попытка дать объективизированную картину взаимоотношений партии-государств ВКП(б)-СССР и РПЦ в ходе Великой Отечественной войны. Поддерживается принцип, что история - это Человек в ней, сфокусировано внимание на судьбе и деятельности архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (В.Ф. Вой-но-Ясенецкого). В ходе исследования использованы методы контент-анализа, сравнения и исследования процессов из «самих себя». Это позволило на основе архивных документов и воспоминаний очевидцев сформировать картину взаимоотношений архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки с партией-государством ВКП(б)-СССР в годы Великой Отечественной войны. Предпринята попытка уяснить сложную позицию патриота-пастыря, который исполнял свой долг врачевателя душ и тел в условиях Великой Отечественной войны с врагом внешним и борьбы с идейным, внутренним - правящей партией-государством. В результате исследования выяснилось: архиепископ Лука был противником партийно-советской системы в СССР периода первой половины XX в. и одновременно патриотом своей Родины, действенным участником Великой Отечественной войны. Это позволяет сделать следующие выводы: а) в условиях военной альтернативы патриот архиепископ Лука совершал подвиг врача и пастыря на благо Победы; б) трагедия Родины и паствы подвигла его поступиться личными счетами с партией-государством ВКП(б)-СССР во имя Победы; в) участие в этой войне архиепископа Луки - тысячи спасенных советских воинов на операционном столе и огромные финансовые пожертвования в фонд Победы; г) сын своей Родины, он всячески пытался защитить духовность своей паствы от идеологического и организационного давления воинствующего атеизма; д) гуманизм архиепископа Луки про-

явился и в его исполнении клятвы Гиппократа, когда он врачевал пленных солдат и офицеров армии противника.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Русская православная церковь; архиепископ Лука; патриотизм; пожертвования средств церковью на Победу

Для цитирования: Баулина Е.И., Усков В.А. Врачеватель душ и тел: патриот, участник Великой Отечественной войны архиепископ Лука // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15. № 2 (109). С. 105-112. DOI 10.20310/1819-8813-2020-15-2(109)-105-112.

Abstarct. The purpose of the study is an attempt to give an objective picture of the relationship between the party-states of the AUCP(b)-USSR and the Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War. We support the principle that history is a Man in it, focuse attention on the fate and activities of Archbishop Luke of Tambov and Michurinsk (V.F. Voyno-Yasenetsky). The study used methods of content analysis, comparison and research of processes from "themselves". This allowed to form a picture of the relationship between the Archbishop of Tambov and Michurinsk Luka with the party-state of the AUCP(b)-USSR during the Great Patriotic War on the basis of archival documents and the memoirs of eyewitnesses. We made an attempt to understand the difficult position of the patriot shepherd, who fulfilled his duty as a doctor of souls and bodies in the conditions of World War II with the enemy external and the struggle against the ideological, internal - ruling party-state. Archbishop Luke was an opponent of the party-Soviet system in the USSR during the first half of the 20th century and at the same time a patriot of his homeland, an effective participant in the Great Patriotic War. This allows us to draw the following conclusions: a) in the conditions of a military alternative, the patriot Archbishop Luka performed the feat of a doctor and a shepherd for the benefit of Victory; b) the tragedy of the Motherland and flock led him to give up personal accounts with the party-state of the AUCP(b)-USSR in the name of Victory; c) the participation in this war of Archbishop Luka - thousands of saved Soviet soldiers on the operating table and huge financial donations to the Victory fund; d) the son of his homeland, he tried in every possible way to protect the spirituality of his flock from the ideological and organizational pressure of militant atheism; e) the humanism of Archbishop Luke was in his execution of the oath of Hippocrates, when he healed captured soldiers and officers of the enemy army. Keywords: Great Patriotic War; Russian Orthodox Church; Archbishop Luka; patriotism; donations by the church for Victory

For citation: Baulina E.I., Uskov V.A. Vrachevatel' dush i tel: patriot, uchastnik Velikoj Otechestvennoj vojny arkhiepiskop Luka [Doctor of souls and bodies: patriot, participant of the Great Patriotic War Archbishop Luka]. Sotsial'no-ekonomicheskiyeyavleniya iprotsessy. - Social-Economic Phenomena and Processes. 2020, vol. 15, no. 2 (109), pp. 105-112. DOI 10.20310/1819-8813-2020-15-2(109)-105-112. (In Russian, Abstr. in Engl.)

Анализ социально-экономических и политических процессов позволяют понять, что предметом научного исследования является человек во времени (М. Блок и Л. Февр). Практика свидетельствует, что настроения объекта истории (человек, общество, народ и политическая система) - это та основа, которая либо способствует эффективному осуществлению исторических, управленческих процессов, либо тормозит их ход и искажает результаты по отношению к цели. Особенно наглядно это проявляется в период социально-политических и экономических кризисов -войны, революции, эпидемии и т. п. Следует учитывать, что сознание человека не является

неизменным на протяжении времени, а изменяется под воздействием тех или иных конкретно-исторических факторов.

Социально-политические условия, созданные Великой российской революцией первой четверти XX в., порождали конфликтную ситуацию в отношении граждан и не граждан Советской России к правящей партии-государству ВКП(б) и самой Родине. Феномен заключался в том, что антисоветски и антибольшевистски настроенные граждане зачастую были истинными патриотами своей Родины. Это прямо относится к архиепископу Луке (В.Ф. Войно-Ясенецкому), доктору медицинских наук и доктору богословия.

Его деятельность врача и богослова проходила в условиях, которые определялись отношением правящей партии-государству ВКП(б) к Русской православной церкви в СССР, конфликтом внутри самой церкви между «тихоновцами», «обновленцами» и Русской православной церковью заграницей.

Конституция РСФСР от 10 июля 1918 г. фиксировала наличие в советском обществе и стране такого социума, как «пораженные в правах». Она подтверждала положение «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»: «...В момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов1. РСФСР лишала «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции». Ст. 65 Конституции пунктами: а, б, в, г, д -лишала активных и пассивных избирательных прав следующие категории лиц: представителей бывшей правящей фамилии, частных собственников, бывших государственных служащих, служащих полиции, отдельного корпуса жандармов и охранного отделения, частных и коммерческих посредников и лиц, живущих на нетрудовые доходы.

Священнослужители всех культов и деятели религиозных институтов также лишались избирательных прав обоих видов. Количество «лишенцев» в РСФСР в то время могло достигать, если ориентироваться по переписи населения Российской империи 1897 г., 13849000 человек2. За 20 предреволюционных лет их количество естественно возросло.

Период конца XIX - начала ХХ вв. являлся не самым благополучным этапом в российской истории. В это время РПЦ становится на путь преобразований, которые про-

1 Текст Конституции СССР 1918 г. Конституция РСФСР. URL: http://supol.narod.ru/archive/official_do-cuments/const1918.htm (дата обращения: 25.03.2020).

2 Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 4 т. М., 1994. Т. 2, колонка 1247-1248.

исходят в условиях социальной революции, именно поэтому целью нашей статьи является анализ процесса изменений в РПЦ конца XIX - начала ХХ вв. и ее взаимодействия с государством. В частности, мы хотим исследовать некоторые черты кризиса, который претерпевала церковь в данный период, а также рассмотреть ее взаимоотношения с новой государственной партийно-советской властью.

В начале 20-х гг. XX в. в РПЦ обострился конфликт между сторонниками патриарха Тихона и епископа А. Введенского, лидера Живой церкви - «обновленцев». Архиепископ Лука твердо придерживался церковной позиции патриарха Тихона (В.И. Беллавина). Соответственно, не разделял позиций «обновленцев», главным отличием которых от «тихоновцев» был их сервилизм перед советской властью, их стремление приспособиться к ней и ей служить. В таких условиях архиепископ Лука испытывал двойное давление -со стороны партии-государства и приспособленцев - «обновленцев».

Положение верующих и церкви в СССР к началу Великой Отечественной войны достаточно описано в исторической и богословской литературе. Отделение церкви от государства, позже экспроприация ее имущества, сочетавшиеся с политикой воинствующего атеизма - фактически свели роль Русской православной церкви на официальном уровне к нулю.

Архиепископ Лука принадлежал к тем редким пастырям, которые не могут делать что-то лишь для себя. Для него долг служить ближним был не пустыми словами, а жизнью. Это строитель, делатель, выходящий на ниву по призыву Господа сеять и жать духовность, любовь и справедливость.

В 1921 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий был рукоположен в сан священника, в 1923 г. он был пострижен в монашество под именем Лука в память апостола и евангелиста, врача и иконописца Луки. 31 мая 1923 г. иеромонах Лука был рукоположен во епископа.

«В 1937 г. начался страшный для Святой Церкви период... - вспоминал Владыка, -начались массовые аресты духовенства и

всех, кого подозревали во вражде к советской власти» [1].

Одновременно итоги Всесоюзной переписи населения в 1937 г. показывали, что из 98 млн 400 тыс. человек населения старше 16 лет, которые проживали на территории СССР, верующими себя назвали 55,3 млн человек, или более 55 %. Православными себя назвали 41,6 млн человек, то есть 42,3 % взрослого населения, или 75,2 % из всех религиозно верующих людей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что около % населения страны остались верующими, из них % - на селе и / - в городе [2].

Эту огромную паству необходимо было окормлять, ВКП(б) кроваво боролись с РПЦ за то, чтобы проводить этот процесс.

По мнению партийно-государственной власти СССР: церковная организация в массе своего аппарата была нелояльно настроена по отношению к советской власти, мало того, что представляла потенциальную угрозу контрреволюции, но была вдвойне опасна, ибо имела такой мощный идеологический механизм воздействия на массы, как религиозные «предрассудки». Поэтому неудивительно, что перед войной шло массовое закрытие церквей в СССР и сокращение числа церковных служащих.

Архиепископ Лука был арестован 24 июля 1937 г. и заключен в ташкентскую тюрьму. По делу, в рамках которого был привлечен Владыка, проходило еще три священнослужителя во главе с архиепископом Борисом (Шипулиным); скоро все они стали себя оговаривать. Владыка, однако, отказался лжесвидетельствовать.

В Москве руководство НКВД было недовольно результатами ташкентского следствия, и к Владыке был применен следственный конвейер. Сломать его не удалось, и результаты следствия оформили следующим образом, он «достаточно изобличен в участии в контрреволюционной церковно-монашеской организации и шпионской работе в пользу иностранного государства <...> не отвечает на вопросы следователя, ведет себя грубо, вызывающе, делает оскорбительные выпады допрашивающему, наносит контрреволюционную клевету органам НКВД» [1].

В знак протеста Владыка с 18 ноября 1938 г. объявил голодовку. 15 мая 1939 г. было вынесено постановление по «делу» архиепископа Луки, в котором повторялись все предыдущие формулировки обвинения и предлагалось: «вследствие того, что основные свидетели по данному делу. в 1937-1938 гг. осуждены к высшей мере наказания, настоящее дело для слушания в Военный трибунал направлено быть не может <...> следственное дело <...> направить для разбора на Особое совещание при НКВД СССР» [1].

13 февраля 1940 г. Особое совещание при НКВД приговорило епископа Луку к пяти годам ссылки в Красноярский край, и 29 февраля он был отправлен в с. Большая Мурта Красноярского края, где стал работать врачом в местной больнице; здесь он подготовил ко второму изданию свою книгу «Очерки гнойной хирургии». Храм в селе был взорван, и Владыка ходил молиться в ближайшую рощу, ставя на пенек складную иконку.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война; немецкие войска быстро продвигались по территории СССР, и в глубоком тылу стали организовываться огромные госпитали, в частности, в Красноярске были устроены десятки госпиталей, рассчитанные на десять тысяч коек. Епископ предложил властям свою помощь в качестве хирурга, и в октябре 1941 г. был назначен консультантом всех красноярских госпиталей.

В этот период у советской власти появилась необходимость установить отношения сотрудничества с Русской православной церковью: необходимо было любой ценой заручится поддержкой союзников, негативно воспринимавших гонение на верующих в СССР; обращение к религии должно было объединить людей для Победы на фронте и в тылу.

Исполнение миссии врачевания тел и душ воинов-защитников Родины было сутью жизни архиепископа Луки. Владыка знал каждого своего больного в лицо, знал его имя, фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода; он говорил своим коллегам-врачам: «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек» .

3 Любимый Крым. ЦЯЬ: www.restin.krimea.ua (дата обращения: 25.03.2020).

27 декабря 1942 г. митрополит Сергий (Местоблюститель Патриаршего престола РПЦ) направил относительно архиепископа Луки указ: «.Не отрывая его от работы в военных госпиталях по его специальности, поручить управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского»4.

По итогам Тегеранской конференции (ноябрь-декабрь 1943 г.) партийно-государственное руководство СССР официально привлекло РПЦ к участию в процессе обеспечения Победы в Великой Отечественной войне.

5 февраля 1944 г. архиепископ Лука направил Патриарху Сергию обширный доклад о положении дел в Красноярской епархии. «Когда я прибыл в ссылку в Красноярский край в апреле 1940 года, - писал Владыка, -начальник районного НКВД похвалился мне: «Во всей Сибири мы не оставили ни одной церкви» [3]. Это почти соответствовало действительности.

Главой Тамбовской и Мичуринской епархии в феврале 1944 г. был назначен один из крупнейших деятелей церкви того периода -архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Это назначение объяснилось двумя причинами: позицией архиепископа Луки при выборах Патриарха и тем, что он был ведущим в стране специалистом в области военно-полевой хирургии. Архиепископ Лука был освобожден из красноярского заключения, к этому моменту он уже более 7 лет находился в распоряжении ГУЛАГа НКВД СССР, и возведен на Тамбовскую и Мичуринскую епархию.

22 февраля 1944 г. в своем пастырском обращении «Ко всем православных христианам области Тамбовской» архиепископ Лука говорил: «Идет ужасная, кровопролитная война, будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. Любите героев-бойцов славной армии нашей, освобождающих нас от рабства немцев, вторично распинающих Христа. Любите и прощайте великих и славных вождей народа нашего»5. Тамбовчане всем сердцем откликнулись на

4 Архив Церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

5 Государственный архив Тамбовской области

(ГАТО). Ф. Р-5220.

этот призыв пастыря. Они жертвовали деньги в фонд Победы, ухаживали за раненными, помогали семьям фронтовиков.

В своей проповеди «Кто ближний мой» архиепископ Лука наставлял: «.Кресты на фашистских танках - это обман, фашисты -супостаты, <...> наши военные союзники, англичане и американцы, истинные друзья наши, ибо великое дело творят они <...> помощью в борьбе против фашистов - тяжких преступников»6. На основе последней позиции возникли «глухие» претензии к архиепископу Луке со стороны Н.Д. Медведева -уполномоченного по делам РПЦ по Тамбовской области, будто бы архиепископ Лука прославляет капиталистов и капитализм. В этом пытались усмотреть «связь» с антисоветской и антибольшевистской Русской церковью заграницей. Она (эта связь) действительно существовала - духовная, обе церкви, да и все их течения молились за спасение Родины и паствы.

Тамбовская земля обязана Луке возрождением церковно-духовной жизни. При нем был восстановлен старейший храм города -Покровский. В те времена строительство храмов не велось, а наоборот они разрушались. Именно в этом храме он проводил богослужения, которые особо почитались верующими горожанами. Владыка написал несколько икон для Покровского храма.

Два года Лука пробыл в Тамбове. За это время ему удалось открыть тридцать храмов в самых разных населенных пунктах области. И, конечно же, Святитель продолжил врачевать.

Во время Великой Отечественной войны маленький город на реке Цна превратился в большой госпиталь. Подходящее расстояние от линии фронта позволяло вести сюда огромное количество раненых. В 250 госпиталях Тамбова и области дни и ночи шла битва за жизнь людей.

Свое служение, проведенное в Тамбове, архиепископ описывал прекрасной фразой: «Главное в жизни - всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся свершить хотя бы ма-

6 Там же.

лое»7. По вопросам полевой хирургии, деятельности госпиталей архиепископ заслушивался на бюро Тамбовского обкома ВКП(б). Случалось, что после трудного операционного цикла, уставший, он засыпал. Очевидцы утверждали, что Первый секретарь Тамбовского обкома ВКП(б) того периода И.А. Волков просил присутствующих на бюро говорить тише, чтобы не разбудить обессилевшего врача8. При архиепископе Луке Первый секретарь запрещал выражаться нецензурно9.

Несмотря на борьбу с обновленцами и Советом по делам РПЦ при СНК СССР в трудных условиях дела Тамбовской епархии для Победы были существенны (табл. 1).

Власти готовы были хвалить Владыку за его работу врача, но ненавидели его за церковную деятельность и веру в Бога. Однажды Владыку вызвал к себе председатель Тамбовского облисполкома И.Т. Козырьков, желая выразить к нему свое благорасположение, спросил:

- Чем вас премировать за вашу замечательную работу в госпитале?

- Откройте городской собор, - сказал архиепископ.

- Ну нет, собора вам никогда не видать.

- А другого мне от вас ничего не нужно, - ответил святитель.

Председатель облисполкома, пытаясь оправдаться, стал говорить, что старое пора бы забыть, а надо жить настоящим и будущим, но Владыка на это отрезал:

- Ну нет уж, извините, не забуду никогда!10

В феврале 1945 г. патриарх Алексий I наградил архиепископа Луку правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

В январе 1946 г. за выдающиеся научные работы в области медицины СНК СССР наградил архиепископ Луку Сталинской премией

7 Архив Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; Главное в жизни - всегда делать людям добро. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/457421 (дата обращения: 25.03.2020).

8 Из беседы с А.Л. Аврехом, профессором ТГПИ, февраль 1995 г.

9 Из беседы с отцом Виктором, секретарем архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, февраль 1995 г.

10 Архив Правительства Российской Федерации. Ф. З.

Таблица 1 Средства, переданные государству Тамбовской и Мичуринской епархией за 1-й и 2-й кварталы 1945 г.11

Table 1

Funds transferred to the state of the Tambov and Michurinsk diocese for the 1st and 2nd quarters of 1945

Поступление средств Receipt of funds Сумма Amount

В фонд обороны страны To the country's defense fund 8264 рубля 8264 rubles

В фонд помощи семьям красноармейцев To the fund for assistance to the families of the Red Army 171990 рублей 171990 rubles

На танковую колонну Д. Донского To D. Donskoy's tank column 3122 рубля 3122 rubles

На подарки раненным For gifts to the wounded 16500 рублей 16,500 rubles

первой степени (денежного вознаграждение в двести тысяч рублей). Показательна реакция Н.Д. Медведева, уполномоченного по делам Церкви в Тамбовской области - он настаивал на том, чтобы обложить премию архиепископа 75 % подоходным налогом. Это было прямым нарушением Налоговой политики (Указ Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г.)

По поводу этой премии архиепископ телеграфировал И.В. Сталину: «Прошу, Вас высокочтимый Иосиф Виссарионович, принять от меня 130 000 рублей на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов.»12.

Оставшиеся 70 тыс. рублей архиепископ истратил на нужды епархии.

В том же 1946 г. архиепископу окончательно запретили выступать перед научной аудиторией в рясе и с панагией.

Жизненный путь святителя-исповедника Луки завершился 11 июня 1961 г. в Симферополе.

В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых было составлено житие святителя, а также служба и акафист, написана икона. Определением Си-

11 ГАТО. Ф. Р-5220.

12 ГАТО. Ф. Р-5220.

нода Украинской православной церкви от 22 ноября 1995 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику ме-стночтимых святых. Правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю (Швецу) было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки.

В ночь с 17 на 18 марта 1996 г., на Крестопоклонной седмице, во Всехсвятском храме Симферополя собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместники крымских монастырей, духовенство. Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь совершил молебен и попросил приснопамятного Владыку о помощи в обретении его мощей.

Настоятель Свято-Ильинского храма г. Екатеринбург, доктор медицинских наук, профессор С. Вогулкин так оценивал личность архиепископа Луки: «Одна жизнь и одно служение, вместившее в себя несколько жизней и несколько служений, вместившая и отразившая всю трагическую историю России начала и середины двадцатого века, оставившая неизгладимый след в науке и в духовной жизни нашей Родины, вот эту жизнь

прожил ученый с мировым именем Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий ...» [4].

В результате исследования нами было выячнено, что архиепископ Лука был противником партийно-советской системы в СССР периода первой половины XX века и одновременно патриотом своей Родины, действенным участником Великой Отечественной войны.

Это позволяет сделать следующие выводы: а) в условиях военной альтернативы патриот архиепископ Лука совершал подвиг врача и пастыря на благо Победы; б) трагедия Родины и паствы подвигла его поступиться личными счетами с партией-государством ВКП(б)-СССР во имя Победы; в) участие в этой войне архиепископа Луки -тысячи спасенных на операционном столе советских воинов и огромные финансовые пожертвования в фонд Победы; г) сын своей Родины, он всячески пытался защитить духовность своей паствы от идеологического и организационного давления воинствующего атеизма; д) гуманизм архиепископа Луки проявился и в его исполнении клятвы Гиппократа, когда он врачевал пленных солдат и офицеров армии противника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Я полюбил страдание.: автобиография. М., 1996.

2. Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Поляков Ю.А. Полвека под грифом «Секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года. М., 1996.

3. Круглова Е. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). М.: Изд-во «Благовест», 2014.

4. Вогулкин С., настоятель Свято-Ильинского храма г. Екатеринбург. Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Научные и богословские труды // Православная газета. 2001. 8 мая.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Luka (Vojno-Yasenetskij), arkhiyepiskop. Ya polyubil stradaniye... [I Fell in Love with Suffering...]. Moscow, 1996. (In Russian).

2. Zhiromskaya V.B., Kiselev I.N., Polyakov Yu.A. Polveka pod grifom «Sekretno»: Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1937 goda [Half a Century Under the Heading "Secret": All-Union Census of 1937]. Moscow, 1996. (In Russian).

3. Kruglova E. Svyatitel Luka (Vojno-Yasenetskij) [Priest Luka (V.F. Voyno-Yasenetsky)]. Moscow: "Blagovest" Publ., 2014. (In Russian).

4. Vogulkin S., nastoyatel' Svyato-Il'inskogo khrama g. Ekaterinburg. Arkhiyepiskop Luka (V.F. Vojno-Yasenetskij). Nauchnye i bogoslovskiye trudy [Archbishop Luka (V.F. Voyno-Yasenetsky). Scientific and theological works]. Pravoslavnaya gazeta. - Orthodox Newspaper. 2001. 8 May. (In Russian).

Информация об авторах

Баулина Елизавета Игоревна, студентка Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державиш, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: dianochka.gav rilyuk@list.ru

Вклад в статью: поиск и анализ литературы, дизайн оформления, написание текста статьи.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0368-6282

Усков Владимир Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры профильной довузовской подготовки. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державиш, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: v.a.uskov@mail.ru

Вклад в статью: концептуальная идея исследования, редактирование текста, аннотация статьи, окончательное утверждение текста.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3298-0483

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Усков Владимир Алексеевич

E-mail: v.a.uskov@mail.ru

Поступила в редакцию 14.05.2020 г.

Поступила после рецензирования 13.06.2020 г.

Принята к публикации 20.08.2020 г.

Information about the authors

Elizaveta I Baulina, Student of Institute of Law and National Security. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: dianochkagavri lyuk@list.ru

Contribution to the article: literature search and analysis, design, writing the text of the article

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0368-6282

Vladimir A. Uskov, Candidate of History, Associate Professor of the Specialized Pre-University Training Department. Derzhavin Tambov State University named, Tambov, Russian Federation. E-mail: v.a.uskov@mail.ru

Contribution to the article: conceptual idea of the study, text editing, annotation of the article, final approval of the text.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3298-0483

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Vladimir A. Uskov E-mail: v.a.uskov@mail.ru

Received 14 May 2020 Reviewed 13 June 2020 Accepted for press 20 August 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.