Научная статья на тему 'VR как феномен культуры: генезис и современное состояние'

VR как феномен культуры: генезис и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / технологии виртуальной реальности / культурология / философия техники / VR / virtual reality / virtual reality technologies / culturology / philosophy of technology / VR

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бетоева Елизавета Александровна

В статье рассматривается история становления виртуальной реальности как технологии и культурного пространства от ранней философской мысли о «виртуальном» до современного VR творчества. Большое внимание уделено истокам формирования и развития концепта VR. Проводится анализ основных этапов развития технических средств виртуальной реальности и их влияния на культуру. Сделан акцент на размытости современного понятия «виртуальная реальность» и отличии семантического поля русского перевода от устоявшейся аббревиатуры «VR». Раскрыты различные подходы к изучению виртуальной реальности, которые существуют в современной культурологии. Отражены перспективы дальнейших исследований феномена виртуальной реальности. Выводы о возможностях и рисках использования VR могут помочь раскрыть потенциал VR для культурного развития без угроз для общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VR as a Phenomenon of Culture: Genesis and Modern State

The article considers the history of development of VR (virtual reality) as a technology and cultural space from the early philosophical thought about “virtual” to contemporary VR creative activity. The author pays much attention to the formation and development of the VR concept. The article analyzes the main stages of development of the virtual reality technical aids and their influence on culture. The author stresses non-specificity of modern understanding of virtual reality and difference of semantic field of the Russian translation from the established VR abbreviation. The article discloses different approaches to studying of virtual reality existing in modern culturology. It also reflects prospects of further studies of the virtual reality phenomenon. Conclusions on the possibilities and risks of VR usage made by the author can help to disclose the VR potential for cultural development without threatening the society.

Текст научной работы на тему «VR как феномен культуры: генезис и современное состояние»

УДК 008.001

Елизавета Александровна Бетоева

аспирант кафедры культурологии, преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства

Московский государственный институт культуры, Химки, Россия

E-mail: liza.betoeva@yandex.ru

УЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В статье рассматривается история становления виртуальной реальности как технологии и культурного пространства от ранней философской мысли о «виртуальном» до современного VR творчества. Большое внимание уделено истокам формирования и развития концепта VR. Проводится анализ основных этапов развития технических средств виртуальной реальности и их влияния на культуру. Сделан акцент на размытости современного понятия «виртуальная реальность» и отличии семантического поля русского перевода от устоявшейся аббревиатуры «VR». Раскрыты различные подходы к изучению виртуальной реальности, которые существуют в современной культурологии. Отражены перспективы дальнейших исследований феномена виртуальной реальности. Выводы о возможностях и рисках использования VR могут помочь раскрыть потенциал VR для культурного развития без угроз для общества.

Ключевые слова: виртуальная реальность, технологии виртуальной реальности, культурология, философия техники, VR

Для цитирования: Бетоева, Е. А. VR как феномен культуры: генезис и современное состояние / Е. А. Бетоева // Вестник культуры и искусств. — № 2 (78) — С. 29-36.

Развитие цифровых технологий оказывает колоссальное влияние на современную культуру. Сегодня сложно представить повседневную жизнь без гаджетов и виртуального пространства интернета. Подобные инновации не только трансформируют привычный уклад, но и открывают новые возможности для творчества. Одним из наиболее значимых достижений в этой сфере стала технология виртуальной реальности VR, кардинально расширяющая способы взаимодействия человека с информацией и окружающим миром. В данной работе мы стремимся комплексно проанализировать проблему осмысления феномена виртуальной реальности с культурологических позиций. При этом особое внимание уделяется разграничению понятий «виртуальная реальность» как культурологический концепт и «VR» (аббревиатура от «виртуальная реальность») как

обозначение конкретных технологий иммер-сивной визуализации и культурного феномена. Анализируется вопрос, связанный с тем, что в культурологии до сих пор нет единого четкого определения термина «виртуальная реальность», поэтому мы предлагаем акцентировать внимание на более конкретном техническом термине «VR». Работа нацелена на рассмотрение следующих ключевых аспектов: история формирования понятий «виртуальная реальность» и «VR» (изменение их трактовок на протяжении веков), основные современные подходы к изучению феноменов виртуальной реальности и VR в гуманитарных науках, возможности VR для сферы культуры и искусства, выявление рисков внедрения VR, регуляция дальнейшего развития феномена VR.

Виртуальная реальность принадлежит к тем прорывным изобретениям, которые

29

переворачивают устоявшиеся представления в науке, культуре, искусстве. Будучи используемым в различных научных сферах и контекстах, само понятие «виртуальная реальность» до сих пор остается достаточно размытым. Аббревиатура VR дословно расшифровывается как «виртуальная реальность». Из-за широкого употребления русскоязычного термина в разных разделах науки существует ряд проблем в определении смыслового значения понятия «виртуальная реальность», что отмечает в своем исследовании Е. Е. Таратута: «Семантическая размытость и некритичность современных повседневных и гуманитарных употреблений понятий виртуального и виртуальной реальности играет свою роль...» [20]. «Виртуальная реальность» в русском языке встречается как в гуманитарных науках, так и в областях технических и естественных наук: «Поиск единого научного подхода к пониманию виртуальности и виртуального давно перешел в сферу междисциплинарных исследований.» [18]. К тому же термин «виртуальная реальность» со временем приобретал новые значения и варианты употребления. Чтобы разобраться в феномене виртуальной реальности, необходим подход на основе интегративности. В этой статье осуществлена попытка комплексного анализа VR с культурологической позиции. Рассматриваются истоки этого понятия, современные подходы к его изучению и перспективы применения VR в области культуры и искусства. Цель работы заключается в необходимости выявить уникальный потенциал виртуальной реальности для творчества и формирования нового художественного языка.

Рассмотрим подробнее истоки формирования и развития концепта VR. Термин «виртуальная реальность» имеет длительную историю становления. Слово «виртуальный» восходит к латинскому «virtus», обозначавшему доблесть римского воина [22]. В античной философии понятие «виртуальность» использовалось для обозначения возможного, потенциального. Как отмечает Н. А. Носов, Платон первым поставил вопрос о существовании объектов, которые сейчас называют виртуальными [8]. Философ различал истинную реальность идей и иллюзорный чувственный мир. Аристо-

тель же ввел понятие «энтелехия» как переход от потенции к акту, противопоставив возможное и действительное [14]. В эпоху Средневековья идея виртуального пространства развивалась в рамках христианской философии, различавшей мир Божественный и мир земной. Важную роль сыграли воззрения Фомы Аквин-ского, упорядочившего иерархию разных уровней реальности [14]. Фома Аквинский впервые вводит термин <тгШаШ», обозначая им силу и потенциальную возможность [20]. В Новое время термин «виртуальный» начинает употребляться по отношению к техническим устройствам. Р. Декарт ввел понятие виртуального изображения [2]. Первым техническим устройством, создающим иллюзию погружения в виртуальную реальность, был стереоскоп, изобретенный в 1829 г. Эллиотом [22]. Сам термин «виртуальная реальность» в современном значении был введен в 1980-х гг. Дж. Ланье как обозначение интерактивной компьютерной симуляции [3]. К концу XX века сложились два основных значения термина «виртуальная реальность»: философское (онтологический статус виртуального) и технологическое (компьютерная имитация реальности).

Таким образом, понятие виртуальности формировалось на протяжении тысячелетий, начиная от античных представлений о «возможном» и заканчивая современными муль-тисенсорными VR-технологиями. Сегодня виртуальная реальность — это одна из перспективных областей на стыке науки, техники и искусства. Термин «виртуальная реальность» прошел большой исторический путь. От «виртуальности» древнего Рима и до современных оптических систем полного погружения можно наблюдать новые трактовки, расширение семантического поля. Он нашел отражение как в гуманитарном знании, так и в отраслях иных наук. На сегодняшний момент термин так и не обрел четких границ, из-за чего имеет множество трактовок и вариантов употребления: «.мы находим, что устоявшейся дефиниции виртуальности не выработано, что предоставляет возможность для дальнейшей концептуализации понятия.» [7]. Учитывая множество толкований понятия «виртуальная реальность» необходимо отметить, что дальнейшее употре-

30

бление термина «VR» необходимо для сужения семантического поля до следующих значений: оптического VR-симулятора и VR-киберпро-странства. Именно англоязычная аббревиатура «VR» позволяет конкретизировать расплывчатость русскоязычного термина «виртуальная реальность».

Обратим внимание на существующие подходы к изучению VR в социально-гуманитарном знании, которые можно разделить на несколько направлений. Первым является исследование истории создания технических средств VR и их социокультурного воздействия. Этот подход позволяет проследить последовательность изобретения технических устройств, создающих иллюзию погружения в виртуальную реальность. Анализ социокультурных эффектов этих изобретений демонстрирует постепенное привыкание общества к самой идее существования «виртуальных миров». Второй подход заключается в анализе VR как особого вида коммуникации и знаковой системы. VR рассматривается как тип знаковой системы, где в роли знака выступает компьютерная имитация объектов и субъектов реальности, что качественно меняет способы передачи информации и взаимодействия между людьми. В рамках третьего подхода изучается субъективный опыт человека в виртуальных мирах в контексте психологии и феноменологии. Здесь важно понять, как виртуальная среда влияет на ощущения, мышление и поведение человека, как меняется осознание пространства и времени, какие эмоции вызывает VR, возможно ли формирование зависимости от виртуальных миров. Следующий подход связан с классическими научными проблемами реальности, существования, сознания и рассматривает онтологические аспекты соотношения реального и виртуального. Поднимается вопрос, являются ли виртуальные миры полноценной альтернативной реальностью или это лишь иллюзорное подобие реального мира. Еще один подход рассматривает изучение использования VR в искусстве, образовании и других областях культуры. VR расширяет возможности для создания новых форм творчества, основанных на погружении зрителя в виртуальный мир произведения. Уже существуют VR-спектак-

ли, инсталляции, кинокартины. Виртуальную реальность активно используют в обучении для более реалистичной симуляции среды. Другой подход наблюдается в исследованиях виртуальной реальности у создателей «вир-туалистики» (С. С. Хоружего, Н. А. Носова, М. Ю. Опенкова, Е. В. Ковалевской, Е. Г. При-луковой, А. И. Воронова). Здесь «виртуалисти-ка» преподносится как самостоятельное научное направление, где виртуальная реальность имеет онтологическую самостоятельность, беря начало из схоластической традиции. Н. А. Носов выделяет следующие признаки виртуальной реальности: поврежденность (зависимость от физической реальности), актуальность (существует только в момент существования физической реальности), автономность (наличие своих внутренних закономерностей и законов, которых нет в физическом мире), интерактивность (взаимное воздействие как виртуальной реальности на реципиента, так и человека на VR). Продолжением работы Н. А. Носова стало создание «виртуологии» А. В. Юхвидом, который выдвигает утверждение о необходимости формирования направление науки под названием «виртуология». Уделив внимание методологическим аспектам, ученый также рассматривает и технические возможности виртуальной реальности. Цель подобных научных поисков — это создание «виртуалистики» как самостоятельного раздела науки.

Что касается будущего развития виртуальной реальности, можно говорить о начале формирования нескольких тенденций. Во-первых, самое активно развивающееся направление связано с исследованием и совершенствованием технического потенциала VR. На сегодняшний день существует необходимость в исследованиях VR-эргономики, VR-графи-ки и опыта взаимодействия с VR. Во-вторых, важно изучить правовые и социально-этические аспекты внедрения VR-технологий. Необходим комплексный анализ рисков, которым подвергается VR-пользователь. К таким рискам можно отнести игровую зависимость, дезориентацию в реальном мире, негативные психологические эффекты. В-третьих, перспективным исследованием является изучение роли VR в культуре, искусстве, образовании

31

и других сферах. Основным ориентиром в таком исследовании может стать анализ влияния VR технологии на традиционные формы творчества и появление новых направлений. В-четвертых, требуется дальнейшее осмысление научного аспекта соотношения виртуального и реального. С ростом популярности VR вопрос о роли технологий и критериях подлинности «реального» становится актуальным. Феномен VR требует комплексного междисциплинарного исследования, интегрирующего технические, гуманитарные и естественнонаучные методы. Это позволит глубже проникнуть в природу виртуальной реальности и разумно использовать ее потенциал в интересах развития цивилизации.

VR содержит большие возможности в сфере культуры и искусства. На сегодняшний день VR-технологии активно применяются в развлекательной сфере. С каждым годом VR-шлемы, контроллеры и программное обеспечение становятся более совершенными, а погружение в виртуальный мир — более реалистичным. Стоит отметить, что возможности VR не исчерпываются развлекательным контентом. Уже сейчас виртуальная реальность используется в образовании (для моделирования различных процессов и ситуаций), в медицине (при реабилитации пациентов и обучения врачей), в психологии (для лечения фобий), в архитектуре и дизайне (визуализация проектов). Однако по-настоящему глобальный потенциал VR еще предстоит реализовать. Возможно, будущее ознаменуется появлением общего VR-про-странства, которое объединит людей по всему миру. Подобное киберпространство сможет кардинально изменить способы коммуникации, сотрудничества и обучения. Также VR открывает новые возможности для искусства, позволяя создавать креативные пространства с интерактивными свойствами, когда реципиент становится не пассивным наблюдателем, а участником действия. Зарождаются новые жанры — VR-театр, VR-кино, VR-инсталля-ции. Большие возможности открывает сочетание VR и искусственного интеллекта. Можно предположить, что в ближайшем будущем виртуальные миры населят самостоятельные А1-персонажи, которые будут способны обу-

чаться и творить, что в свою очередь приведет к новому направлению в искусстве, где присутствует сотворчество человека и машины. В науке и образовании VR откроет возможность проводить эксперименты в VR лабораториях, изучать наглядные примеры объектов и процессов. Обучающиеся смогут отрабатывать практические навыки в условиях, достоверно симулирующих реальные. VR сделает обучение более наглядным и эффективным. Вклад VR в медицину так же велик: иммерсивные технологии используются для реабилитации пациентов, обучения врачей, преодоления фобий и зависимостей. В будущем VR станет важнейшим инструментом для разработки и испытания медицинских технологий.

Необходимо отметить, что VR способна радикально изменить человеческую психику и восприятие реальности. Постоянное пребывание в киберпространстве может привести к трансформации сознания, мышления личности. Виртуальная реальность несет в себе риски, которые еще предстоит изучить. Необходим глубокий культурологический анализ в исследовании VR, интегрирующий эвристический, антропологический, психологический, этический, эстетический и другие аспекты, что позволит понять влияние виртуальной реальности на пользователя и подойти ответственно к разработке и использованию VR.

Рассмотрим подробнее некоторые потенциальные риски и этические проблемы VR.

Риск формирования психологической и физической зависимости от виртуальных миров. Пользователь может предпочесть искусственную реальность настоящей жизни, целиком погрузившись в VR-симуляции. Это явление часто фиксируется сегодня, примером чего является зависимость от компьютерных игр и интернет-зависимость. Есть вероятность, что из-за своей «реалистичности» виртуальная реальность может усугубить проблему. С этим связан еще риск подмены «реальных» социальных связей виртуальной симуляцией. Коммуникация в киберпростран-стве не способна заменить глубину «реального» человеческого общения. Сильное увлечение VR может повлечь утрату навыков живого взаимодействия.

32

Риск неконтролируемого распространения в VR опасного и вредоносного контента. Проблема использования технологий в военных и политических целях касается так же и VR. Техники «промывания мозгов», манипулирования сознанием в VR могут обрести огромную силу и привести к катастрофическим последствиям для общества. При повсеместном внедрения VR встает вопрос о критериях подлинности «настоящей» реальности. Если любые ощущения можно имитировать, то как отличить «виртуальный» опыт от «реального»? Это затрагивает фундаментальные социогуманитар-ные проблемы онтологии, гносеологии, этики.

Таким образом, VR не только открывает большие возможности, но и оказывает серьезное воздействие. Для раскрытия потенциала VR и снижения рисков необходимы усилия ученых-гуманитариев и общественных деятелей в комплексном осмыслении этого феномена и выработке этических норм использования VR. Только так человечество сможет разумно внедрить VR в гармоничную картину развития цивилизации.

В заключение хотелось бы обозначить основные выводы, к которым мы пришли в процессе исследования феномена виртуальной реальности. Понятие виртуальности формировалось на протяжении тысячелетий, начиная от древних философских представлений о «возможном» до современных оптических систем полного погружения в VR. Термин «виртуальная реальность» прошел большой путь, обретая все новые трактовки и расширяя семантическое поле. Сегодня он употребляется как в гуманитарных, так и естественных науках, не имея при этом строгой общепринятой дефиниции. Решением данной проблемы мы видим внедрение аббревиатуры VR для обозначения не только VR технологии, но и VR феномена (вместо словосочетания «виртуальная реальность»).

В социально-гуманитарном знании существует несколько основных подходов к изучению виртуальной реальности: исследование исторического развития VR-технологий, анализ VR как особого вида коммуникации, изучение субъективного опыта в виртуальных мирах, рассмотрение онтологических аспектов соотношения реального и виртуального, а также применение VR в искусстве, образовании и других сферах культуры. Выделяется тенденция к формированию «виртуалистики» как самостоятельной науки о виртуальных реальностях. Из-за разнообразия взглядов на проблему VR пока сложно выделить универсальный подход для изучения данного феномена, но однозначно можно сделать вывод, что исследования VR должны лежать в междисциплинарной плоскости технических и гуманитарных наук. VR открывает беспрецедентные возможности для культуры и искусства: создание новых жанров и форм творчества с эффектом присутствия, иммерсив-ное обучение, визуализация научных экспериментов и процессов. Однако ее внедрение несет и ряд серьезных рисков, которые мы выявили в ходе исследования: возможность формирования зависимости, угроза распространения вредоносного контента, онтологические и этические проблемы соотношения виртуального и реального. Исходя из этого, необходимо выделить систему норм, которые были бы направленны на уменьшение неприятных последствий нахождения в VR. Для гармоничного развития и интеграции VR в культуру необходим комплексный междисциплинарный подход к изучению этого феномена, объединяющий технические и гуманитарные методы. Требуется выработка этических норм использования VR с учетом ее воздействия на психику и сознание человека. Только с помощью осмысленного отношения можно реализовать потенциал инновационных технологий без вреда для общества.

Список литературы

1. Антонова, О. А. Философский анализ функции воображения в виртуальной реальности / О. А. Антонова, А. А. Брылевская // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. — 2006. — № 24. — С. 12-17.

2. Браславский, П. И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX — начала XXI веков : автореф. дис. ... канд. культурологии / П. И. Браславский. — Екатеринбург, 2003. — 23 с.

33

3. Гермашова, В. А. Понятие «Виртуальная реальность» в философском знании /

B. А. Гермашова // Наука. Инновации. Технологии. — 2009. — № 5. — С. 215-221.

4. Григорьева, Н. И. Современный человек в пространстве виртуальной, гипер- и расширенной реальности / Н. И. Григорьева // Вестник ВятГУ. — 2009. — № 3. — С. 105-110.

5. Демина, А. В. Фэнтези в современной культуре: философский анализ : автореф. дис. ... канд. философ. наук / А. В. Демина. — Астрахань, 2015. — 21 с.

6. Дубовицкая, Д. А. Креативность виртуальности в современных культуротворческих процессах : автореф. дис. ... канд. культурологии / Д. А. Дубовицкая. — Иваново, 2015. — 22 с.

7. Егоров, Н. С. Категория виртуальности в истории философии от XIX века до современности / Н. С. Егоров // Colloquium-journal. — 2019. — № 2-3 (26). — C. 70-75.

8. Емелин, В. А. Симулякры: виртуальная реальность и инновации / В. А. Емелин // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 2. — С. 133-142.

9. Кирик, Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология : дис. ... канд. философ. наук / Т. А. Кирик. — Омск, 2004. — 165 с.

10. Коханевич, О. В. Онтология телевиртуальной реальности / О. В. Коханевич // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — 2015. — № 9-10. — С. 116-118.

11. Малышкин, Е. В. О виртуально сущем в феноменологии Лейбница / Е. В. Малышкин // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2013. — № 4. — С. 31-48.

12. Малышко, А. А. Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ : автореф. дис. ... канд. философ. наук / А. А. Малышко. — Мурманск, 2008. — 23 с.

13. Мешкова, Л. Н. Цифровые технологии как фактор трансформации культуры / Л. Н. Мешкова // Вестник БГУ. — 2020. — № 3. — С. 53-59.

14. Немыкина, О. И. Понятие виртуальности в философском контексте / О. И. Немыкина // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2011. — № 1. — С. 53-61.

15. Носов, Н. А. Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора : автореф. дис. ... докт. псих. наук / Н. А. Носов. — Москва, 1994. — 46 с.

16. Розин, В. М. Виртуальные реальности: природа и область применения / В. М. Розин // Социально-политический журнал: социально-гуманитарные знания. — 1997. — № 6. —

C. 183-199.

17. Солдатов, А. В. Развитие идеи множественности миров в европейской философии и богословии XVII-XIX веков / А. В. Солдатов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2012. — № 146. — С. 33-41.

18. Соловов, Д. Н. Понятие виртуальности в философии средневековья / Д. Н. Соловов // Вестник РУДН. Серия Философия. — 2010. — № 4. — С. 72-76.

19. Сорокин, А. С. Переосмысление идеи virtu в политической философии Н. Макиавелли / А. С. Сорокин // Вопросы науки и образования. — 2019. — № 21 (68). — С. 112-116.

20. Таратута, Е. Е. Философия виртуальной реальности / Е. Е. Таратута. — Санкт-Петербург, 2007. — 145 с.

21. Усанова, Д. О. Виртуальная культура: концептуализация феномена и репрезентации в современном социокультурном пространстве : автореф. дис. ... канд. культурологии / Д. О. Усанова. — Челябинск, 2014. — 24 с.

22. Юхвид, А. В. Компьютерные виртуальные технологии как новый техно-социальный феномен: социально-философский анализ : дис. ... д-ра философ. наук / А. В. Юхвид. — Москва, 2013. — 268 с.

23. Biosca i Bas, A. Mil años de virtualidad: origen y evolución de un concepto contemporáneo / A. Biosca i Bas. — Universitat d'Alacant, 2009. — 81 p.

34

24. Heim, M. The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise / M. Heim ; ed. by Sandra K. Helsel and Judith Paris Roth. Meckler. — Westport and London, 1991. — 208 c.

Получено 11.03.2024

Elizaveta A. Betoeva

Post-graduate student of the Cultural Studies Chair, lecturer of the Design and Applied Art Chair

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Russia

E-mail: liza.betoeva@yandex.ru

VR as a Phenomenon of Culture: Genesis and Modern State

The article considers the history of development of VR (virtual reality) as a technology and cultural space from the early philosophical thought about "virtual" to contemporary VR creative activity. The author pays much attention to the formation and development of the VR concept. The article analyzes the main stages of development of the virtual reality technical aids and their influence on culture. The author stresses non-specificity of modern understanding of virtual reality and difference of semantic field of the Russian translation from the established VR abbreviation. The article discloses different approaches to studying of virtual reality existing in modern culturology. It also reflects prospects of further studies of the virtual reality phenomenon. Conclusions on the possibilities and risks of VR usage made by the author can help to disclose the VR potential for cultural development without threatening the society.

Keywords: virtual reality, virtual reality technologies, culturology, philosophy of technology, VR

For citing: Betoeva E. A. 2024. VR as a Phenomenon of Culture: Genesis and Modern State. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 29-36. (In Russ.)

References

1. Antonova O. A., Brylevskaya A. A. 2006. Philosophical analysis of the function of imagination in virtual reality. Nauchno-tekhnicheskii vestnik informatsionnykh tekhnologii, mekhaniki i optiki [Scientific and technical bulletin of information technologies, mechanics and optics]. No 24: 12-17. (In Russ.).

2. Braslavskii P. I. 2003. Tekhnologiya virtual'noi real'nosti kak fenomen kul'tury kontsa XX — nachala XXI vekov [Virtual reality technology as a cultural phenomenon of the late 20th — early 21st centuries]. Abstract of thesis. Yekaterinburg. 23 p. (In Russ.).

3. Germashova V. A. 2009. The concept of "Virtual reality" in philosophical knowledge. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Science. Innovation. Technologies]. No 5: 215-221. (In Russ.).

4. Grigor'eva N. I. 2009. Modern man in the space of virtual, hyper- and extended reality. Vestnik VyatGU [Herald of Vyatka State University]. No 3: 105-110. (In Russ.).

5. Demina A. V. 2015. Fentezi v sovremennoi kul'ture: filosofskii analiz [Fantasy in modern culture: philosophical analysis]. Abstract of thesis. Astrakhan'. 21 p. (In Russ.).

6. Dubovitskaya D. A. 2015. Kreativnost' virtual'nosti v sovremennykh kul'turotvorcheskikh protsessakh [Creativity of virtuality in modern cultural processes]. Abstract of thesis. Ivanovo. 22 p. (In Russ.).

7. Egorov N. S. 2019. The category of virtuality in the history of philosophy from the 19th century to the present. Colloquium-journal. No 2-3 (26): 70-75. (In Russ.).

35

8. EmeLin V. A. 2009. Simulacra: virtual reality and innovation. Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, Church in Russia and abroad]. No 2: 133-142. (In Russ.).

9. Kirik T. A. 2004. Virtual'naya real'nost': sushchnost', kriterii, tipologiya [Virtual reality: essence, criteria, typology]. Thesis. Omsk. 165 p. (In Russ.).

10. Kokhanevich O. V. 2015. Ontology of televirtual reality. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. No 9-10: 116-118. (In Russ.).

11. Malyshkin E. V. 2013. About virtual existence in Leibniz's phenomenology. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. No 4: 31-48. (In Russ.).

12. Malyshko A. A. 2008. Filosofskie problemy virtual'noi real'nosti : istoriko-filosofskii analiz [Philosophical problems of virtual reality: historical and philosophical analysis]. Abstract of thesis. Murmansk. 23 p. (In Russ.).

13. Meshkova L. N. 2020. Digital technologies as a factor in cultural transformation. Vestnik BGU [Bulletin of BGU]. No 3: 53-59. (In Russ.).

14. Nemykina O. I. 2011. The concept of virtuality in a philosophical context. Izvestiya vuzov. Pov-olzhskii region. Gumanitarnye nauki [News of Universities. Volga region. Humanitarian sciences]. No 1: 53-61. (In Russ.).

15. Nosov N. A. 1994. Psikhologiya virtual'nykh real'nostei i analiz oshibok operatora [Psychology of virtual realities and analysis of operator errors]. Abstract of thesis. Moscow. 46 p. (In Russ.).

16. Rozin V. M. 1997. Virtual realities: nature and scope. Sotsial'no-politicheskii zhurnal: sotsi-al'no-gumanitarnye znaniya [Socio-political journal: social and humanitarian knowledge]. No 6: 183-199. (In Russ.).

17. Soldatov A. V. 2012. Development of the idea of the plurality of worlds in European philosophy and theology of the 17th-19th centuries. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. No 146: 33-41. (In Russ.).

18. Solovov D. N. 2010. The concept of virtuality in the philosophy of the Middle Ages. Vestnik RUDN. Seriya Filosofiya [RUDN Journal of Philosophy]. No 4: 72-76. (In Russ.).

19. Sorokin A. S. 2019. Rethinking the idea of virtu in the political philosophy of N. Machiavel-li. Voprosy nauki i obrazovaniya [Questions of science and education]. No 21 (68): 112-116. (In Russ.).

20. Taratuta E. E. 2007. Filosofiya virtual'noi real'nosti [Philosophy of virtual reality]. Sankt-Peterburg. 145 p. (In Russ.).

21. Usanova D. O. 2014. Virtual'naya kul'tura: kontseptualizatsiya fenomena i reprezentatsii v sovre-mennom sotsiokul'turnom prostranstve [Virtual culture: conceptualization of phenomenon and representation in modern sociocultural space]. Abstract of thesis. Chelyabinsk. 24 p. (In Russ.).

22. Yukhvid A. V. 2013. Komp'yuternye virtual'nye tekhnologii kak novyi tekhno-sotsial'nyi fenomen: sotsial'no-filosofskii analiz [Computer virtual technologies as a new techno-social phenomenon: socio-philosophical analysis]. Thesis. Moscow. 268 p. (In Russ.).

23. Biosca i Bas A. 2009. Mil años de virtualidad: origen y evolución de un concepto contemporáneo [A thousand years of virtuality: origin and evolution of a contemporary concept]. Universitat d'Alacant. 81 p. (In Spanish).

24. Heim M. 1991. The Metaphysics of virtual reality. Virtual reality: theory, practice and promise. Westport and London. 208 p. (In Engl.).

Received 11.03.2024

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.