Научная статья на тему 'Впечатления о работе v съезда Российского психологического общества'

Впечатления о работе v съезда Российского психологического общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Впечатления о работе v съезда Российского психологического общества»

КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ, СЕМИНАРЫ

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О РАБОТЕ V СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В.В. Мацута (Томск)

По решению Президиума РПО 14-18 февраля 2012 г. в Москве состоялся V Съезд Российского психологического общества.

В работе съезда приняли участие преподаватели нашего факультета, члены Томского отделения РПО: Э.В. Галажинский, Г.В. Залев-ский, О.И. Муравьева, В.В. Мацута, Ю.В. Сметанова. В качестве делегата съезда я посетила пленарное заседание и симпозиумы направления «Психология интеллекта, творчества и одаренности».

Необходимо отметить, что вопросы интеллекта, творчества и одаренности в настоящее время приобрели особую актуальность, о чем свидетельствуют, в частности, такие факты, как социальный заказ со стороны Министерства образования и науки РФ, запросы реальной практики образования, а также повышение интереса исследователей к данным вопросам.

Вероятно, поэтому направление «Психология интеллекта, творчества и одаренности» привлекло такое большое количество участников съезда и было широко представлено теоретическими и практическими работами зарубежных и отечественных исследователей и практиков.

Так, симпозиум «Творчество и одаренность» (ведущий -Л.Я. Дорфман) был посвящен обсуждению таких вопросов, как концепция интеллектуальной активности, теория социального интеллекта, понятия инновационного потенциала одаренного человека, творческой личности, художественной одаренности, а также проблемам выявления творческих способностей и их развития.

На круглом столе «Соотношение понятий: способности, одаренность, творчество, новации» (ведущий - Э.В. Галажинский) активно обсуждались актуальные для современной психологии вопросы соотнесения понятий «творчество» и «одаренность», «воображение» и «творчество», «способности» и «креативность», «креативность» и «творчество». Особое внимание было уделено современным теориям креативности и проблемам взаимосвязи креативности и инновационной деятельности, креативности и толерантности.

Симпозиум «Способности и интеллект» (ведущие - М.А. Холодная, Л. А. Ясюкова) был посвящен обсуждению теорий «успешного интеллекта» и «социального интеллекта», связи данных феноменов с социокультурными факторами (культура общества, особенности возрастного развития, оценка значимых других и др.).

110

Впечатления о работе V Съезда Российского психологического общества

Участие в работе данного направления было для меня особенно интересным и полезным, поскольку на факультете психологии ТГУ в настоящее время реализуется ряд проектов, касающихся проблем выявления, поддержки и развития одаренности у детей и подростков. Мне удалось установить профессиональные контакты и договориться о сотрудничестве с известными специалистами в области психологии одаренности: Е.И. Щеблановой, Н.Б. Шумаковой.

Результаты моего участия в работе направления «Психология интеллекта, творчества и одаренности» уже нашли свое отражение в следующих мероприятиях: семинар «Диагностика одаренности: современное состояние и проблемы», повышение квалификации «Обучение преподавателей и специалистов высшего и общего образования, работающих с одаренными детьми и подростками в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования по программам трех профилей: математическому, физическому, технологическому».

Другим важным событием V Съезда Российского психологического общества стало участие в выставке профессиональных достижений «Психологи России». Я как делегат съезда от Томского отделения РПО познакомила многочисленных гостей выставки с экспозицией «Проектная деятельность факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета». Наш факультет представил ведущие проекты, которые активно осуществляются в течение последних 2 лет:

1. Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центра при Томском государственном университете.

2. Психология инновационного поведения.

3. Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона.

4. Природа индивидуальных различий когнитивных процессов, лежащих в основе математических способностей.

5. Издательская деятельность факультета психологии ТГУ.

Могу с уверенностью сказать, что экспозиция нашего факультета

вызвала повышенный интерес у гостей выставки. В результате многие участники выразили желание принять участие в реализуемых на нашем факультете проектах, конференциях и повышениях квалификации. Сотрудники нашего факультета также были приглашены на аналогичные мероприятия, реализуемые факультетами психологии ведущих российских вузов (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный психолого-педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Баш-

111

№ 44

Сибирский психологический журнал

2012 г.

кирский государственный университет, Южный федеральный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского и др.).

Хочу отметить интерес участников съезда к научным и методическим изданиям наших сотрудников. Так, поступило много заявок на издание наших авторов, лидерами среди которых являются: монография

В.Е. Клочко и Э.В. Галажинского «Психология инновационного поведения», монография В.И. Кабрина «Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека» и методическое пособие «Комплекс психологических практик развития потенциала достижений», монографии Г.В. Залевского «Личность и фиксированные формы поведения», «Психологическая супервизия: современное состояние и перспективы развития» и учебник «Введение в клиническую психологию», монография

В.Я. Семке, И.Я. Стояновой и Н.А. Бохана «Пралогические образования в адаптивно-защитной системе у больных с психическими расстройствами непсихотического спектра и в норме (психологическая модель)», монография Г.Н. Прозументовой «Переход к Открытому образовательному пространству. Типологизация образовательных инноваций», монография Н.Н. Абакумовой и И.Ю. Малковой «Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика», учебное пособие Н.В. Козловой и И.Ю. Малковой «Образовательное проектирование и его роль в совершенствовании высшего профессионального образования», монография И.П. Кужелевой-Саган «Методология реконструкции генезиса паблик рилейшнз», учебное пособие И.П. Кужелевой-Саган и Р.В. Гу-меровой «Основы теории коммуникации».

О высокой оценке достижений факультета в данной области свидетельствует награждение Г.В. Залевского дипломом II степени в номинации «Лучшее учебное пособие по психологии» за учебное пособие «Психологическая супервизия», награждение монографии

В.Е. Клочко и Э.В. Галажинского «Психология инновационного поведения» дипломом в номинации «Лучшая монография по психологии».

И, разумеется, нельзя обойти вниманием интерес участников съезда к «Сибирскому психологическому журналу». Среди основных достоинств журнала называли его финансовую доступность, охват основных разделов психологии и наличие полезной информации о научных мероприятиях. Думаю, в ближайшее время число авторов и подписчиков должно увеличиться.

Что касается более субъективной оценки съезда, хочу отметить, что участие в событии такого рода, общение с признанными авторитетами, «светилами» психологической науки, по трудам и учебникам которых учились, учатся и будут учиться студенты-психологи, наполняет позитивными эмоциями, значительно укрепляет веру в психологию как науку и практику, подвигает на интересные исследования и мотивирует на дальнейшее развитие в этой области.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.