Научная статья на тему 'Возвышенное и низменное в перформансах Марины Абрамович'

Возвышенное и низменное в перформансах Марины Абрамович Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1833
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ПЕРФОРМАНС / МЕНТАЛЬНОСТЬ / CONTEMPORARY ART / PERFORMANCE / MENTALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игнатьева Н. М.

Рассматривается творчество современной художницы Марины Абрамович, на примерах отдельных работ проводится изучение используемых тем и методов. Выявляются особенности проводимых перформансов и творческой деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBLIME AND LOWLY OF MARINA ABRAMOVIC''S PERFORMANCE

Examining conception of Marina Abramovic's work through execution of separate art pieces, we can learn about methodologies and themes she uses in her work. We can perceive special features of her performances and creative activity in the whole.

Текст научной работы на тему «Возвышенное и низменное в перформансах Марины Абрамович»

Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (3), с. 245-248

УДК 7.07'19

ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ В ПЕРФОРМАНСАХ МАРИНЫ АБРАМОВИЧ

© 2014 г. Н.М. Игнатьева

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

autumn_flowers@list.ru

Поступила вррдакцию 15.07.2014

Рассматривается творчество современной художницы Марины Абрамович, на примерах отдельных работ проводится изучение используемых тем и методов. Выявляются особенности проводимых пер-формансов и творческой деятельности в целом.

Ключрвыр слова: современное искусство, перформанс, ментальность.

В 60-е гг. ХХ века наступает расцвет такого вида искусства как перформанс, и одним из самых ярких его представителей является Марина Абрамович. Эта югославская художница родилась в 1946 г. С детства начала рисовать и впоследствии закончила Академию изящных искусств в Белграде, а затем аспирантуру в Загребе. Однако она отказалась от живописной формы искусства, так как искала другие способы самовыражения. Именно перформанс стал неотъемлемой частью жизни Марины Абрамович. В своем творчестве она исследует временные, психологические, пространственные и физиологические аспекты. Что интересно, в ее работах нет ни политического, ни эротического, ни феминистского подтекста, как может показаться на первый взгляд. Исследуя ее творчество, мы можем проследить, как менялись ее сознание и подход к искусству перформанса.

Свою основную деятельность она начала в 1973 г. с серии под названием «Ритмы» (до этого она экспериментировала с живописью и звуком). Первый ее перформанс - «Ритм 10» (60 мин., 1973 г., Музей современного искусства Вилла Боргезе, Рим). В нем на белом листе, расстеленном на полу, были разложены двадцать ножей различной формы и размера: десять для левой руки, десять для правой и два кассетных магнитофона, каждый со своей стороны. Сначала включалась запись на магнитофоне, затем на как можно большей скорости каждым ножом художница отмечала расположение своих растопыренных пальцев на бумаге. Промах фиксировался пятном крови, а каждый раз, когда она ранила себя, меняла нож. Когда одна рука была таким образом «обрисована», кассета с записью отматывалась назад, и перформанс повторялся уже при звучании записи. Получается, что при

повторе записи в один момент встречаются прошлое и будущее, кроме того, здесь мы также можем увидеть или почувствовать внутреннюю концентрацию и волю перформера. В «Ритмах 5, 4 и 2» Абрамович исследует возможности своего тела и сознания. В «Ритме 5» (1 час 30 мин., 1974 г., Студенческий культурный центр, Белград), когда она легла в центр горящей пятиконечной звезды, случилось непредвиденное - потеря сознания. Данный момент очень расстроил и разозлил художницу, т.к. она не смогла закончить перформанс (при этом художница нигде не называет, какова была конечная цель действия). После этого она проводит две новых акции, в которых заканчивает их даже при условии потери сознания - «Ритм 4» (45 мин., 1974 г., галерея Диаграмма, Милан) и «Ритм 2» (6 часов, 1974 г., Музей современного искусства, Загреб). Наиболее интересный - второй, здесь Абрамович опять исследовала взаимосвязь тела и сознания. Перформанс состоял из двух частей. В первой она принимала таблетку, вызывающую конвульсии: ее тело переставало быть подконтрольным сознанию, как бы отделялось от неё, жило своей жизнью, а сознание было в обычном состоянии и могло наблюдать за происходящим. Во второй части она принимала таблетку, которая воздействует на сознание — фактически притупляет его до потери: здесь подконтрольным оставалось тело, а сознание, наоборот, исчезло. Это был бесценный опыт, в дальнейшем она будет обращаться к методам тибетских монахов, учиться контролировать сознание, тело и энергии. Данный опыт отразится и на ее работах, т. к. художница стала уделять большое внимание к подготовке себя и своих реперформеров к работе. Надо отметить, что многие свои перформансы она делает обна-

женной, т.к. обнаженное тело, а тем более женское, наиболее открыто зрителю и уязвимо.

М. Абрамович исследует не только свои возможности, но и возможности публики. Один из основных и самых важных в ее работе пер-формансов - «Ритм 0» (6 часов, 1974 г., студия Морра, Неаполь). В пространстве галереи Абрамович разложила на столе 72 предмета, которые могли приносить как боль, так и удовольствие. Художница безучастно стояла на месте, в то время как зрителям предлагалось сделать с ней всё, что захочется, использовав предоставленные предметы. Художник здесь становился неодушевленным обычным предметом, подконтрольным человеку. Перформанс длился 6 часов, сначала люди вели себя сдержанно и аккуратно, однако их скованность отступала со временем, и перформанс был прерван хозяином галереи, когда один из посетителей навёл на художницу дуло пистолета. К тому моменту одежда на ней была изорвана, тело украшали многочисленные порезы и ссадины. Это стало одним из самых радикальных перформансов Абрамович, где она исследовала уже не собственные возможности (когда она в любой момент может прекратить действие в зависимости от своего предела), а пределы публики, человеческого существа как существа социального, чью реакцию она не могла предсказать. Зачастую в своих работах она обращается к вторичной рефлексии публики, минуя интеллектуальное осмысление и тем самым подталкивая к более глубокому взаимопониманию между аудиторией и перформером. Серия «Ритмов» была неким первым опытом художницы в новом виде искусства, осознания своих возможностей, наблюдением за реакцией зрителя и собственным сознанием. Ведь Марина Абрамович делала первые шаги параллельно с зарождением самого перформанса.

Следующей, одной из ключевых работ в ее творчестве, стал перформанс «Губы Томаса» (2 часа, 1975 г., галерея Крайнзингер, Иннсбрук) -символический ритуал искупления коммунистического и ортодоксального прошлого ее семьи. В этом перформансе перемешано все: крест, вырезанная на животе художницы коммунистическая звезда, символы в виде меда и вина. Происходило все следующим образом: она съела 1 кг. меда, выпила 1 литр вина, разбила стакан, из которого пила, вырезала бритвой на животе пятиконечную звезду и легла на ледяной блок. Через некоторое время она потеряла сознание. Когда Марина Абрамович повторила этот перформанс (в 2005 г.), она включила туда новые элементы, главный среди которых -

обувь, в которой она шла по Великой китайской стене (во время перформанса с художником Улаем (Уве Лайсипен) «Возлюбленные») и палка, которой она там пользовалась. Затем она добавила пилотку, которую ее мать носила во время Второй мировой войны, и музыку - русскую песню о славянской душе и ее судьбе, которую художница напевала каждый раз, нанося рану на свой живот. Художница не раз затрагивает в своих работах темы своего прошлого, семьи и истории страны, в которой она родилась.

В следующий раз она сделает индивидуальную работу только в 1991 году, это связано с 12 годами совместной работы с Улаем (19761988 гг.). Вместе они изучали свои взаимоотношения и отношения с публикой. Художники исследовали пространство (перформанс «Отношения в пространстве», 1976 г., 37-я Венецианская биеннале), кричали друг на друга («ААА-ААА», 1978 г., телевизионная студия РТБ, Бельгия), проверяли границы доверия («Энергия покоя», 1980 г., Национальная галерея Ирландии, Дублин), ставили публику перед выбором («¡тро^егаЬШа», Муниципальная галерея искусства модерна, Болонья), стоя обнаженными в проходе в галерею, тогда как зрители должны были пройти между ними или не пройти. Художники предлагали зрителям смотреть и изучать взаимоотношения между мужчиной и женщиной вместе с ними, слушать свои реакции, обращаться к своим глубинным эмоциям. Их совместное творчество закончилось также перформансом под названием «Возлюбленные» (1989 г, Великая китайская стена, Китай), во время которого художники шли навстречу друг к другу, каждый со своей стороны Великой китайской стены - Абрамович со стороны Жёлтого моря, Улай - от пустыни Гоби, чтобы в месте, которое традиционно считается местом заключения браков, символически попрощаться друг с другом. Надо отметить, что изначально этот поход планировался как предсвадебный и они должны были произнести клятвы верности, встретившись.

После их расставания Марина Абрамович снова возвращается к исследованиям своих физических и психологических пределов, своей биографии и начинает работу в театре - это третий период ее творчества, который продолжается по настоящее время. Одним из серьезнейших перформансов в жизни и творчестве М. Абрамович стала работа «Балканское барокко» (1997 г., Венецианская биеннале, премия Золотой лев). Она сидела на огромной горе окровавленных костей и пыталась их отмыть от остат-

Возвышенное и низменное в перформансах Марины Абрамович

247

ков плоти и крови. Этот перформанс был посвящен жертвам войны в Югославии в 1990-х гг. — тому факту, что «смыть» это событие из жизни так же нереально, как и отмыть такую груду костей. Хотя, по сути, эта работа посвящена всем войнам. В звуковом сопровождении к перформансу Абрамович рассказывает истории и поет строки из балканских народных песен своего детства в окружении проекций на стенах, где изображена она и ее родители. Это произведение посвящено страданиям всех и каждого. В этом не было политического подтекста, она обращается к чувству осознания происходящего, снова затрагивает глубинные чувства зрителя.

Следующий важный перформанс в творчестве художницы - «Дом с видом на океан» (12 дней, 2002 г., галерея Син Келли, Нью-Йорк). Марина провела двенадцать дней в макете дома из трех комнат, расположенных по горизонтали на одной линии и стоявших на сваях, одной стены не было и зрители могли видеть все, что происходит с художницей. От каждой комнаты к полу стояли лестницы, однако спуститься по ним было нельзя: вместо перекладин были остро наточенные ножи. На глазах у публики М. Абрамович: спала, пила воду, мылась, ходила в туалет, но чаще всего смотрела на аудиторию. Ритуализируя простые повседневные действия, она четко следовала всем правилам аскетичного образа жизни на глазах у зрителей. Суть перформанса в том, чтобы находится здесь и сейчас, не думая о том, куда надо бежать. Абрамович говорит: «Идея заключается в том, что суровый образ жизни и самоограничения могут изменить атмосферу в пространстве и отношение зрителей, которые пришли меня увидеть. Я вовсе не требую, чтобы они проводили со мной время, а просто хочу, чтобы они забыли о времени. Я считаю, что если вы ограничиваете себя, находясь в определенном пространстве, то в нем создается уникальное энергетическое поле, и, таким образом, вы можете изменить пространство на атомном уровне при помощи зрителей и самоощущения своего присутствия в нем. Для перформанса просто очень важна категория 'здесь и сейчас'» [1]. Эта работа была очень сильной и жесткой, художница даже болела после нее. И следующим ее шагом было сделать нечто противоположное: «'Дом' был таким тяжелым, что мне захотелось сделать что-нибудь по-настоящему смешное, побыть клоуном. Это, кстати, отличный прием: сделали что-то радикальное — начинайте двигаться в противоположном направлении. Противоположности хорошо увязываются между собой»

[2]. Такой противоположностью оказался 13 минутный фильм «Балканский эротический эпос» (2005 г.). Он построен на исследованиях старинных балканских ритуалов, устанавливающих связь между половыми органами и сакральными смыслами. В кадрах то и дело мелькают женские и мужские гениталии на фоне природы, при помощи которых исполняются некие ритуалы.

В 2002 году художница делает еще одну работу под названием «Обнаженная со скелетом». В ней она обращается к традиционной практике тибетских монахов, когда они спят рядом с покойником на разных стадиях разложения. Считается, что через эту практику обретается понимание сущности смерти. В разные периоды своего творчества Марина Абрамович сделала несколько работ со скелетами. Эта работа повествует о встрече лицом к лицу с собственной смертью, о страхе перед болью и о страхе умереть. В последние годы она все больше обращается к медитативным техникам.

Одним из последних крупнейших ее пер-формансов стала работа в Нью-Йоркском музее современного искусства МОМА - «В присутствии художника» (716 часов 30 минут, 2010 г.) во время проведения одноименной выставки ее работ. В течение трех месяцев в рабочие часы музея художница молча сидела за столом в огромном зале, и каждый желающий мог сесть напротив и посмотреть ей в глаза. Перформанс проводился в тишине и длился по семь-десять часов в день. Изначально между художницей и зрителем стоял стол, но затем она попросила его убрать. Этот перформанс имел глубокую энергетическую наполненность. Каждый садящийся напротив М. Абрамович невербально обменивался с ней внутренним состоянием. Многие плакали или смеялись, многие не выдерживали долго смотреть ей в глаза, кто-то наоборот сидел часами. Этот пер-форманс один из самых минималистичных, некий апогей ее творчества, ведь для понимания его зрителю нужны всего лишь глаза художника и его энергия. Она достигла для себя того уровня развития как художник, когда для самовыражения ей достаточно просто присутствовать перед аудиторией.

Таким образом, пройдя по основным работам в творчестве Марины Абрамович, мы можем проследить, как, начиная с изучения своего тела, она пришла к ментальному общению со своей аудиторией. Четко прослеживается развитие художницы и ее индивидуальное искусство перформанса. На протяжении всей творческой карьеры она смешивает физическое и духовное, использует низменные темы телесности и органики вместе с

возвышенными темами осознанности и менталь-ности. На данный момент Марина Абрамович строит свой институт по сохранению искусства перформанса, в котором будет изучать сознание и мозг человека, его реакции, а также обмен энергиями, медитации и взаимодействие с окружающим миром. Уже сейчас проводятся нейропсихологи-ческие эксперименты совместно с американскими и русскими учеными.

Список литературы

1. Абрамович М. Лекция Performing body [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.snob.ru/selected/entry/1412.htm (дата обращения 23.02.2014).

2. Информация о М. Абрамович на сайте ЦСИ Гараж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abramovic.garageccc.cOm/ru/works/8#part-0.htm (дата обращения 03.03.2014).

THE SUBLIME AND LOWLY OF MARINA ABRAMOVIC'S PERFORMANCE

N.M. Ignatieva

Examining conception of Marina Abramovic's work through execution of separate art pieces, we can learn about methodologies and themes she uses in her work. We can perceive special features of her performances and creative activity in the whole.

Keywords: contemporary art, performance, mentality.

Referents

1. Abramovich M. Lekcija Performing body [Jel- 2. Informacija o M. Abramovich na sajte CSI ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. Garazh [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// snob.ru/selected/entry/1412.htm (data obrashhenija abramovic.garageccc.com/ru/works/8#part-0.htm (data 23.02.2014). obrashhenija 03.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.