Научная статья на тему 'Возвышение потребностей и тупики потребления'

Возвышение потребностей и тупики потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1393
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СВЕРХПОТРЕБЛЕНИЕ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Важенина И.С.

В статье анализируются особенности потребностей и потребления на современном этапе. Закономерности и противоречия возвышения потребностей, проблемы и последствия сверхпотребления исследованы на примерах производства и потребления автомобилей, «жизни в кредит» и нарастания экологических последствий сверхпотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвышение потребностей и тупики потребления»

В статье анализируются особенности потребностей и потребления на современном этапе. Закономерности и противоречия возвышения потребностей, проблемы и последствия сверхпотребления исследованы на примерах производства и потребления автомобилей, «жизни в кредит» и нарастания экологических последствий сверхпотребления.

Ключевые слова: потребности, закон возвышения потребностей, потребление, сверхпотребление, автомобилестроение

Возвышение потребностей и «тупики» потребления

И.С. ВАЖЕНИНА, доктор экономических наук, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург. E-mail: isvazhenina@mail.ru

Современное общество кардинально изменило обобщенный «портрет» человеческих потребностей, их характеристики, сам процесс потребления, его результаты и последствия1. Более того, возникли негативные моменты, связанные с процессами формирования потребностей и непосредственно самого потребления, которые настоятельно требуют научного анализа с целью выработки рецептов их нивелирования.

Возвышение потребностей

Исторически потребность в самом общем виде принято определять как надобность, нужду в чем-нибудь, без удовлетворения которой невозможно обойтись2. Один из видных представителей европейской маркетинговой школы Ж.-Ж. Лам-бен указывал, что «потребность есть необходимость, вызываемая природой или общественной жизнью»3. Но эти определения уже не отражают в полной мере сущность потребностей, более того, есть целые «индустрии», обслуживающие потребности,

1 Тем не менее производство по-прежнему имеет своей целью удовлетворение потребностей людей, которое происходит в процессе потребления произведенных благ. Как и раньше, с одной стороны, потребление опосредуется производством, с другой - производство без потребления становится бессмысленным. В постоянно воспроизводящихся актах производства и потребления и происходит удовлетворение и развитие потребностей.

2 См.: Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: http://slovari.yandex.ru

3 Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2005. - С. 118.

ЭКО. - 2012. - №11

ВАЖЕНИНА И.С.

без удовлетворения которых не только можно, но и нужно обходиться. Поэтому, думается, требуется переосмысление теории потребностей и потребления.

Мы ограничимся в статье рассмотрением личных потребностей. В связи с этим актуальны уже основательно подзабытые результаты анализа К. Марксом проблем диалектики потребностей и потребления, его классификация личных потребностей.

К. Маркс в I томе «Капитала» разделил личные потребности по общественно-функциональному признаку на физические, интеллектуальные и социальные4. При этом, характеризуя диалектику развития потребностей, он указывал: «Во-первых, требуется количественное расширение существующего потребления; во-вторых, - создание новых потребностей путем распространения уже существующих потребностей в более широком кругу; в-третьих, - производство новых потребностей, открытие и создание новых потребительных стоимостей»5.

В.И. Ленин алгоритм развития потребностей, сформулированный К.Марксом, назвал «законом возвышения потребностей». В ходе реализации потребностей происходит их развитие: «...сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом», - писал К. Маркс6.

Представляется, что первоочередным является удовлетворение насущных потребностей, необходимых просто для обеспечения жизнедеятельности (для человека - это еда, одежда, жилище, безопасность и т.д.). Вторым моментом в возвышении потребностей является оптимизация структуры потребления, что включает уменьшение или полное исчезновение одних потребностей и рост других, а также возникновение совершенно новых потребностей или качественную трансформацию ранее существовавших. И, наконец, третий момент возвышения потребностей заключается в изменении способов

4 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 23. - С. 243-244.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 46, ч.1. - С. 385.

6 Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 3. - С.27.

и формы потребления. Возвышение потребностей происходит по мере развития производительных сил, углубления общественного разделения труда, роста производительности труда, которые влекут за собой изменение структуры, способов и формы потребления7.

В настоящее время в научных изданиях наиболее часто приводится иерархия потребностей А. Маслоу, которая по своей сути является конкретизацией классификации Маркса8. Согласно А. Маслоу, потребности можно ранжировать по степени их настоятельности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности: физиологические; потребности в безопасности, стабильности, уверенности в завтрашнем дне; в принадлежности и любви; в признании; потребности в самоактуализации. Реализация каждого последующего уровня предполагает удовлетворение ниже расположенных в иерархии нужд, а также новые способы, формы и продукты потребления.

Однако А. Маслоу, как и многие другие исследователи, не показывает, что развиваются и те потребности, которые не являются объективно необходимыми для поддержания жизнедеятельности и развития. Причем со временем их становится все больше.

На базе уже удовлетворенных необходимых потребностей и параллельно с ними появляются не столь насущные потребности и одновременно увеличивается предложение средств их удовлетворения. Например, мода приводит к массовому развитию потребностей, которые далеко превышают уровень, необходимый для удовлетворения банальной нужды в одежде и обуви. Физические потребности дополняются интеллектуальными и социальными элементами (реализация эстетических представлений, соответствие модным тенденциям и запросам социального окружения, ощущения престижности и т.д.). С позиции удовлетворения исходной физической потребности в этом случае можно говорить о развитии «качественно-количественного сверхпотребления»,которое постепенно превращается в норму жизни и активно стимулируется производителями.

7 Подробнее см.: ВаженинаИ.С., Важенин С.Г. Потребности в услугах в системе возвышения потребностей трудящихся. - Личное потребление в механизме воспроизводства населения: Сб. статей. - Рига: Зинатне, 1983.

8 См.: Maslow A. Motivation and Personality. - New York: Harper &Row, 1970.

Также существуют потребности, имеющие асоциальный оттенок, - например, в табаке, алкоголе, наркотиках. Французский маркетолог Ж. Роза указывал на существование реальных и ложных потребностей (создаваемых обществом и производителями)9; отнесение к той или иной группе он произвел по критериям происхождения и насущности анализируемой потребности. Перечисленные выше потребности неизбежно попадают в категорию ложных.

Известный немецкий экономист и государственный деятель Людвиг Эрхард10 в книге с многозначительным названием «Благосостояние для всех» писал: «В каждом отдельном случае хотелось бы увидеть, что люди стремятся к чему-то лучшему, чем только к дальнейшему повышению числа потребленных бифштексов и котлет. Хотелось бы, чтобы с ростом дохода люди приходили бы также к иной оценке своего собственного образа жизни»11.

«Жизнь в кредит» как средство реализации потребностей и экономическая угроза

Нерешенные проблемы общественных и личных потребностей, сформировавшиеся «тупики» потребления внесли свой вклад в формирование современной кризисной ситуации в мировой экономике. Во многих странах кризис перепроизводства перерос в системный, важнейшей причиной этого, по мнению ряда экономистов, является превышение спроса над реальным уровнем доходов12. А проще говоря, и люди, и целые государства живут не по средствам.

Сегодня «жизнь в кредит» стала нормой для большинства населения и целых государств. Хотя существует объективный предел размеров займов (60-65% годового дохода), превышение которого чревато нарушением стабильности системы, что и подтвердил глобальный экономический кризис. В 2008 г. средний объем кредита американского домохозяйства

9 См.: Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - С. 122.

10 Людвиг Эрхард - министр народного хозяйства ФРГ в 1949-1963 гг., канцлер республики в 1963-1966 гг., теоретик и организатор хозяйственной реформы в ФРГ в послевоенные годы, профессор экономики.

11 Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М.: Начала-Пресс, 1991. - С. 217.

12 См., например: Хазин М. Мы снова входим в 90-е, но резерва СССР у нас больше нет // URL: http://www.nakanune.ru/articles/16388/

составлял 132% от годового дохода, а государственные заимствования Греции и Италии - около 120%. Образование колоссальной кредитной задолженности в США - последствие «рейганомики» - политики постоянного стимулирования спроса, которая активно проводилась с начала 1980-х годов. При этом по покупательной способности доход среднего американского домохозяйства сегодня находится на уровне начала 1960-х годов, а стандарты жизни и потребления при этом значительно выросли. Более того, сейчас США производят 15-20% от общемирового производства товаров и услуг, а потребляют - 35%.

Желание потреблять больше уже сегодня, еще не заработав на это, не обошло и Россию (таблица 1).

Таблица 1. Среднегодовые темпы прироста основных показателей производства и потребления в России в 1996—2010 гг. (в сопоставимых ценах), %

Показатель 1996-2000 2001-2005 2006-2010

Валовой внутренний продукт 1,6 6,2 3,5

Расходы на конечное потребление 0,5 7,7 5,5

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств 0,1 8,8 6,0

Составлено по: И^: http://www.cbr.ru/statistics/; http://www.gks.ru/bgd/regl/ b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/01-02.htm

По данным Росстата, в 2001-2010 гг. в среднем за год валовой внутренний продукт в РФ увеличивался гораздо меньшими темпами, чем расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

В 2006-2011 гг. физический объем ВВП, производительность труда росли более низкими темпами, чем расходы на конечное потребление, реальные располагаемые денежные доходы, расходы на покупку товаров и услуг и особенно оборот розничной торговли. Ускоренно увеличивался импорт товаров (за исключением кризисного 2009 г.), а значит, потребительский спрос удовлетворялся во все большей степени за счет товаров, ввозимых в Россию (табл. 2). При этом собственные производства сворачиваются либо вообще отсутствуют.

Жителям России «жизнь в кредит» очень пришлась по вкусу (табл. 3). Сумма кредитов и займов, выданных, например, в 2005 г., превысила уровень 2001 г. более чем в 8 раз. В 2011 г., в свою очередь, заемщики получили более 3,5 трлн руб., что

Таблица 2. Индексы основных показателей производства и потребления в России в 2006—2011 гг., % к предыдущему году

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Индекс физического объема ВВП (в постоянных ценах) 108,2 108,5 105,2 92,2 104,3 104,3

Производительность труда 107,5 107,5 104,8 95,9 103,0 -

Расходы на конечное потребление (в постоянных ценах) 109,5 111,2 108,6 96,1 103,3 105,3

Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) 114,1 116,1 113,6 94,9 106,3 107,2

Реальные денежные доходы 114,1 113,1 103,8 101,8 104,7 -

Расходы на покупку товаров и услуг 112,8 114,3 110,5 96,0 104,8 107,2

Импорт товаров 131,0 136,0 130,6 65,7 129,7 129,9

Рассчитано по данным Росстата: URL: http://www.gks.ru

почти в 29 раз больше, чем в 2001 г., и в 3,5 раза больше, чем в 2005 г. Если бы не «потребительский испуг» (кризис 2008 г. который вызвал резкий спад интереса к кредитам), темпы роста и объемы кредитования были бы еще более впечатляющими.

Таблица 3. Кредиты и займы, выданные банковскими организациями, в 2001-2011 гг.

^едиты и займы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Млрд руб. 122,4 184,7 372,3 557,5 996,7 1808,5 2800,3 3721,5 2775,2 3011,6 3521,4

% к предыдущему году - 150,9 201,6 149,7 178,8 181,4 154,8 132,9 74,6 108,5 116,9

Рассчитано по: URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid-dkfs

Уже в 2010 г. вновь наблюдался рост объемов заимствований, а в 2011г. их сумма почти сравнялась с докризисной. В 2012 г. потребительский оптимизм пошел по нарастающей. По данным ВЦИОМ, доля тех, кто считал текущий период плохим временем для взятия кредита, снизилась с 70% в 2011 г. до 56% в марте 2012г.. Индекс кредитного доверия (показатель, характеризующий, насколько доступным потребители

считают кредитование в определенный период времени) за год поднялся с 29 до 38 п.п., как и доля респондентов, считающих, что настало время для крупных покупок - с 47 до 52%13. В январе-марте 2012 г. расходы граждан превысили доходы более чем на 250 млрд руб. за счет кредитов, что на 32% больше, чем за соответствующий период 2011 г.14

Но если рост кредитной задолженности превышает разумные пределы, может возникнуть ситуация массовой неплатежеспособности, сродни американскому ипотечному «пузырю», который стал первопричиной экономического кризиса 2008 г. в США, принявшего затем глобальный характер.

Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения? Или о трансформациях потребностей и потребления автомобилей

Парадоксы и противоречия возвышения потребностей можно ярко продемонстрировать на примере производства и потребления автомобилей.

Автомобили появились в конце XIX в. в ответ на назревшую потребность в повышении скорости передвижения и его комфортности. И пока автомобиль был лишь средством передвижения, он мог рассматриваться как абсолютное благо цивилизации.

Но передвигаться можно и на простеньком «Запорожце», и на брендовых «Роллс-Ройсе» или «Майбахе»15. Во втором случае на первый план выходит демонстрация благосостояния, престижности и социального успеха. У статусных, роскошных авто исходная потребность в передвижении отходит на задний план, поскольку они конструктивно не предназначены для интенсивного использования в качестве транспортного средства из-за больших размеров и низкой посадки, ограничивающих маневренность и проходимость. Да и запредельная

13 См.: URL: http://www.banki.ru/news/lenta/7id-3722654

14 См.: 250 миллиардов до получки. Граждане России воспользовались дешевым кредитом//КоммерсантЪ. - 2012. - 27 апр.

15 Самым дорогим автомобилем в мире является Bugatti Veyron Super Sport. Его цена - 2,6 млн долл., максимальная мощность - 1200 л.с., а разгоняется он до 431 км/ч. Стандартный Bugatti Veyron, который развивает скорость до 407 км/ч стоит 1,6 млн долл. - См.: Самые дорогие автомобили в мире. URL: http:// www.samfact.com/Expensive_cars

цена не предполагает их безжалостную эксплуатацию. Таким образом, в случае с роскошными автомобилями необходимость передвижения уступает первенство потребности владельца в социальной самореализации посредством демонстрации своих финансовых возможностей и социального статуса.

Со второй половины ХХ века в автомобилестроении реализуются противоречивые тенденции. С одной стороны, стремление к роскоши узкого круга очень богатых и известных лиц привело к формированию потребности в престижных, статусных, суперкомфортабельных брендовых авто с множеством «наворотов». По сути, это дорогие, красивые игрушки. То же самое относится к линейке супермощных гламурных спортивных автомобилей, например, «Феррари», которые отнюдь не предназначены для соревнований, а являются средствами демонстрации богатства и социального статуса владельца. Круг потребителей авто класса «люкс» достаточно узок. И их производство вряд ли высокорентабельно (что подтверждает практика) вследствие значительной себестоимости и весьма ограниченного рынка сбыта. Однако обладание такими брендами поднимает престиж как фирмы-производителя (в том числе её владельца), так и покупателя подобного авто.

Не случайно 23-летний Н. Смоленский, сын российского олигарха А. Смоленского, признанный самым молодым российским миллиардером, купил летом 2004 г. в Блэкпуле за 15 млн фунтов стерлингов английскую компанию TVR, производящую элитные спортивные автомобили. TVR ежегодно выпускала примерно тысячу машин, каждая из которых стоит около 50 тыс. ф. ст., или около 100 тыс. долл. Результаты «реорганизации» компании Смоленским не заставили себя ждать - если в 2004 г. убытки TVR составляли 1 млн ф. ст. при обороте 21 млн, то в 2005 г. фирма потеряла 12 млн ф. ст. при обороте 17 млн В 2006 г. продажи сократились более чем вдвое. На данный момент TVR выпускает всего две модели - Sagaris и Tuscan16.

Для повышения общей рентабельности автоконцерны параллельно ставят на поток производство автомобилей попроще, но тоже с довольно большим количеством дополнительных функций по, скажем так, разумной цене, а также автомобилей с рациональным набором характеристик - по доступной цене. Например, концерн «Тойота» для обеспеченных покупателей выпускал автомобили «Тойота Сапра», а для потребителей

16 URL: http://compromat.ru/page_19989.htm; http://www.autoweek.ru/ catalogue/auto/tvr/

со средними доходами - «Тойота Королла», которые в 4 раза дешевле «Сапры».

Сегодня рынок предлагает около 250 различных моделей автомобилей, разных по набору потребительских качеств и цене. В 2011 г. в мире было продано порядка 70-76 млн автомашин. Для увеличения реализации в ход идет установка: если нет реальной, обеспеченной финансами потребности, её можно инициировать или навязать с помощью СМИ, рекламы, брендинга и т.д. и реализовать с помощью систем автокредитования, выплат за старый автомобиль и т.п. В США, например, сформирован потребительский штамп, что автомобиль следует менять каждые три года.

Кроме того, автопроизводители поощряют покупательскую погоню за брендами, которые получают уже не только экономическое содержание. Бренды, став своеобразным социальным феноменом, активно воздействуют на психологию и поведение потребителей: возникает своеобразный покупательский «психоз», выражающийся в погоне за определенными брендами, поскольку потребителям настойчиво внушается, что именно этот бренд заслуживает внимания, является наиболее качественным, красивым и престижным. Особенно это касается товаров, потребляемых публично, прежде всего, автомобилей.

Приобретение определенных автомобильных брендов становится средством самовыражения, служит для членов социальной группы знаком статуса человека, основой формирования отношения к нему в группе. Бренды отражают культуру и ценности социальной группы, к которой принадлежат его потребители (иначе они не были бы брендами). Владелец Renault, очевидно, чувствует и позиционирует себя более успешным, чем обладатель «Лады»; в то же время хозяин BMW ощущает себя более успешным, чем владелец Renault и т.д.

Вообще современный покупатель, воспитанный в духе потребительства, зачастую представляет себе свою жизнь как определенную последовательность покупок, ставя цель окружить себя товарами, которые не просто будут удовлетворять какие-либо его потребности, но и демонстрировать его счастье и успешность. Учитывая эти психологические установки, производители брендовых потребительских товаров тратят на их рекламную поддержку и промоушн миллиарды долларов.

Автомобиль, компьютер, мобильный телефон и т.д. рассматриваются как атрибуты жизненного успеха, и большинство товарных категорий ясно демонстрируют иерархию ценностей.

Сегодня в мире массированное предложение автомобилей превосходит платежеспособные потребности, в этой отрасли имеет место хроническое перепроизводство. Например, в Европе, по оценкам экспертов, в настоящее время перепроизводство автомашин составляет 30%17.

В этих условиях завоевание огромного российского рынка для автогигантов становится спасением. Финансово подкрепленный спрос дополняется государственными программами различных преференций и кредитованием. В 2011г. в России был простимулирован значительный рост продаж автомобилей, в том числе за счет автокредитов (табл. 4).

Таблица 4. Объемы автокредитов, выданных банками в 2010—2011 г., млн руб.

Банк Объем выданных автокредитов 2011, % к 2010

2010 2011

Сбербанк 41137,91 59197,87 143,9

ВТБ 24 29968,16 49411,77 164,9

Русфинанс Банк 35688,32 49094,54 137,6

Росбанк 36880,35 38732,64 105,0

Юникредит Банк 21051,86 36372,39 172,8

Кредит Европа Банк 8611,95 24527,49 284,8

Райффайзенбанк 8891,66 18971,52 213,4

Тойота банк 8338,37 16052,40 192,5

БНП Париба 4711,67 15755,97 334,4

БМВ Банк 8192,03 11537,56 140,8

Приведены данные по 10 банкам, предоставившим наибольшие объемы автокредитов. Рассчитано по: URL: http://rating.rbc.ru/article.shtmm012/04/03/33609124.

Активное освоение российского авторынка иностранными компаниями создает большие проблемы для развития собственного производства. Мы присоединяемся к мнению К.Ю. Курилова, что перспективы автомобильной промышленности России в сложившихся на сегодняшний день условиях практически равны нулю. Для исправления ситуации он предлагает реализовать симбиоз государства и автомобильной

17 Информационный канал «Вести». 03.05.2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отрасли по образцу Китая, который в кризисный 2009 г. превзошел по объемам производства не только бывших лидеров отрасли - Японию и США, но и все предприятия отрасли на территории Северной и Южной Америки18.

Думается, что традиционное автомобилестроение как перспективная отрасль для России уже потеряно. Исторический опыт, например, возрождения экономики Японии после второй мировой войны, показывает, что мировое лидерство можно завоевать, используя новейшие технологии, оригинальные, нетрадиционные решения и, что чрезвычайно актуально, экологический подход. Конечно, разом свернуть автопром или заменить его чем-то принципиально новым одномоментно невозможно, вероятно, необходимо искать принципиально новое решение, например, сосредоточить усилия на поиске новых моделей двигателей - гибридных, электрических, водородных и т.д., а также на разработке альтернативных транспортных средств.

Нам представляется весьма разумной позиция Великобритании, выделившей, несмотря на кризис, многомиллионные субсидии (от 2 до 5 тыс. ф. ст. каждому покупателю) на покупку электромобилей, чтобы стимулировать производителей экологически чистых авто. Пока менее 0,1% используемых в стране 26 млн автомобилей работает на электричестве19. Аналитик Международного энергетического агентства (МЭА) А. Гауэл предположила, что программы развития электротранспорта в мире, реализуемые правительствами ведущих стран, приведут к тому, что к 2020 г. объем ежегодных мировых продаж электромобилей может составить 7 млн единиц. А вот объемы продаж таких машин по итогам 2012 г., по данным агентства, не превысят 500 тыс. ед.20 (общий объем реализации в 2011 г. - более 70 млн ед.).

18 См.: Курилов К.Ю. Место российского автопрома в мировой автомобильной промышленности: путь тернист, но перспективы при эффективной государственной поддержке светлые // ЭКО. - 2012. - № 5. - С.119, 129.

19 См.: Пискулова Н. Развитие мировой экономики: экологический вектор // МЭиМО. - 2010. - № 12. - С. 31.

20 URL: http://www.gertyg.info/ezhegodny-j-ob-em-prodazh-e-lektromobilej-v-mire-k-2020-godu-dostignet-semi-millionov-shtuk.html

Сверхпотребление и экологические катаклизмы

Современное безудержное потребление и производство, которые наращиваются любой ценой, наносят огромный вред экосистеме планеты, становятся реальной угрозой существованию человечества. По мнению экспертов, возможности окружающей среды справляться с негативными последствиями деятельности человека превышены уже на 25-30%; 60% всех экосистем сегодня используются чрезмерно21.

Непосредственный результат роста производства и потребления - колоссальный и постоянно увеличивающийся объем отходов. В 2009 г. в России их образовалось 3505 млн т (в 2000 г. - 3036 млн т)22. Особенно быстро растут объемы бытового мусора, львиную долю в котором занимает упаковка. Например, в 2009 г. в Москве было вывезено на мусороперераба-тывающие заводы 10216,5 тыс. м3 твердых бытовых отходов, что более чем в 10 раз превышает цифры 2000 г.23 Однако перерабатывается далеко не весь мусор, какая-то часть его сжигается, другая - просто гниет на многочисленных свалках.

Назревающий экологический коллапс в значительной мере связан и с эксплуатацией автомобилей. В Финляндии подсчитали, что один автомобиль, едущий со скоростью 100 км/ч, на каждые 100 км пути «съедает» 11 кг (!) покрытия24. К этому добавляются килограммы сношенной в порошок резины. Все это превращается в тонны пыли и грязи, которые затем попадают в воздух и воду, а вместе с ними - в наши легкие и желудки. Выхлопные газы от автотранспорта становятся непосильной нагрузкой для экологического благополучия стран и континентов. Например, в России, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2010 г. выбросы загрязняющих атмосферу веществ автомобильным транспортом составили 13,09 млн т, или 40,8% общего объема загрязнений25.

21 См.: Пискулова Н. Развитие мировой экономики: экологический вектор. -С. 28.

22 URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_54/IssWWW.exe/Stg/09-01.htm

23 URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_54/IssWWW.exe/Stg/10-10.htm

24 URL: http://www.ngzt.ru/magazines/ng/2012/n13/mozhno_li_pobedit_ grjaz_v_gorode/comments/add

25 URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b_oxr11/IssWWW.exe/Stg/1-02.htm

Согласно исследованию компании Wards Auto, в мире в 2010 г. общее количество транспортных средств, включая легковые автомобили, грузовики различных классов (не считая тяжелый внедорожный транспорт) и автобусы, составило 1,015 млрд единиц26. Стремительно нарастает автопроизводство в Китае и Индии. Естественно, усиливается и экологическая угроза от эксплуатации автотранспорта.

В развитых странах немало сторонников экологического подхода к выбору автомобилей, а производители гибридных машин и автомобилей на солнечных батареях уверены, что лет через двадцать многих будут интересовать именно экологические параметры авто. Российский потребитель уделяет внимание, в первую очередь, экономичности автомобиля, затем -безопасности. Об экологичности россияне задумываются в последнюю очередь либо вовсе не уделяют ей внимания27.

Британские СМИ сообщили, что группа ученых выпустила доклад под названием «Состояние планеты», в котором содержится тревожный прогноз: через 10 лет человечество ждет глобальная экологическая катастрофа. В документе отмечается, что существование экосистем, которые в прошлом поддерживали жизнедеятельность человеческой цивилизации, находится под угрозой. В ближайшем будущем люди могут остаться без воды и пищи, будут истощены биологические и другие ресурсы. Все это может привести к глобальной гуманитарной катастрофе, если человечество не объединит усилия по спасению планеты, предупреждают авторы доклада, которые встретились в Лондоне на научной конференции в конце марта 2012 г. Ученые призвали ООН уделять больше внимания проблемам окружающей среды. При этом они отмечают, что для спасения мира недостаточно внедрять новые технологии, нужно также менять систему ценностей у людей, что потребует радикальных и глобальных реформ28.

Сегодняшнее общество потребителей можно охарактеризовать как преимущественно гедонистическое, которое ориентировано на максимизацию комфорта и удовольствий, что предполагает удовлетворение потребностей достаточно

26 URL: http://www.zr.ru:8080/a/350201/

27 См.: URL: http://www.gfk.ru/Go/View7id-574

28 URL: http://top.rbc.ru/wildworld/02/04/2012/644398.shtml

примитивного характера, т.е., не способствующих совершенствованию самого человека. Такая ориентация, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о кризисе культуры и нравственности и проявляется в массовой погоне за удовольствиями без учета разумных пределов, социальных, экологических и других последствий. При этом нарушается диалектическая связь, когда вместе с удовлетворением и совершенствованием рациональных потребностей индивида развиваются его способности.

Формирование личности, потребностей и способностей человека не происходит само по себе. Общество и государство должны выстраивать приоритеты, создавать условия для личностного совершенствования, кроме того, также требуются желание и усилия самого индивида. В России в последние 20 лет психология потребительства доминирует, порождая массовое сверхпотребление. Это происходит в условиях отсутствия какой-либо конструктивной идеологической и морально-нравственной политики, проводимой на государственном уровне. Социалистический тезис «Учиться, учиться и еще раз учиться!» уступил место рекламным призывам «Бери от жизни всё!», «Пей жизнь большими глотками!», «Мы этого достойны!» и т.д. Удовлетворение потребностей любой ценой, максимизация потребления - вот суть сформировавшихся установок значительной части населения, которые заполнили идеологическую и нравственную пустоту.

Только человек разумный, образованный, нравственно и эмоционально созревший, сформировавшийся как личность, может рационально потреблять, не нанося вреда себе, обществу и природе. Немецкий историк культуры, критик, поэт XVIII века Иоганн Готфрид Гердер писал: «Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны вести к ней. Всё нужно воспитывать: разумная способность должна стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечения - благородной свободой и красотой, побудительные силы - человеколюбием...»29.

29 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. -С. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.