2(110)- 2008
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВОЗВРАТ СУММ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГА, СБОРА, ПЕНЕЙ И ШТРАФА
М. В. БЕЛОУСОВА,
юрист ЗАО «ВШ-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»
Йействующее налоговое законодательство направлено на защиту интересов не только государства в лице налоговых органов, амих налогоплательщиков, предоставляя им различные гарантии. Одной из таких гарантий является предусмотренная ст. 79 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ) обязанность налоговых органов возвратить излишне взысканную сумму налога, сбора, пеней, а в соответствии с редакцией, вступившей в действие с 1 января 2007г., также и штрафа.
Возврат излишне взысканной суммы с налогоплательщика производится, если:
— у плательщика отсутствует недоимка по иным налогам соответствующего вида;
— у плательщика отсутствует задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам.
Обратите внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЭ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Закон № 137-ФЭ) положения, предусматривающие осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступают в силу с 1 января 2008 г. (п. 2 ст. 7 Закона№ 137-ФЭ). Напроцедуру возврата излишне взысканных сумм налога распространяются те же переходные положения, что и для возврата излишне уплаченных сумм налога (см. п. 1 ст. 78 НК РФ).
В соответствии сп.2 ст. 79 НК РФ налоговые органы по заявлению налогоплательщика должны принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога. Такое решение принимается
в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика.
В заявлении указываются:
— ИНН плательщика;
— решение, по которому имело место взыскание;
— расчет суммы налога и сбора, которая подлежит уплате в соответствии с законодательством;
— расчет излишне взысканной суммы;
— адрес;
— банковские реквизиты плательщика.
На основании изменений, внесенных в комментируемый пункт, установлено, что в случае принятия решения о возврате на налоговые органы возложена обязанность по направлению поручения на возврат суммы излишне взысканного налога в территориальный орган Федерального казначейства. Такая обязанность исполняется до истечения 10-дневного срока, установленного для принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. Зет. 79 НК РФ налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога. Такой же срок установлен для подачи заявления на возврат по решению суда.
Исковое заявление в суд подается в течение трех лет, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания.
Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ налоговый орган при установлении факта излишнего взыскания налога в обязательном порядке письменно сообщает об этом налогоплательщику. В соответствии с внесенными в указанный пункт изменениями срок для такого сообщения сокращен с одного месяца до 10 дней. Сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или
иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлены правила возврата излишне взысканного налога:
— сумма излишне взысканного налога возвращается налогоплательщику с начисленными на нее процентами;
— проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам ст. 46 — 48 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;
— процентная ставка (начисленная на сумму излишне взысканного налога и сбора) принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей за период со дня, следующего заднем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога.
Пунктом бет. 79 НК РФ установлена обязанность территориального органа Федерального казначейства осуществить возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов и уведомить налоговый орган о дате этого возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В том случае если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, то на основании п. 7 ст. 79 НК РФ налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Они рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога. Для принятия такого решения установлен 3-дневный срок.
Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Правила, установленные комментируемой статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Ранее не было прямого указания на возврат излишне взысканных штрафов, поэтому налоговые органы отказывали в таком возврате (письмо Минфина России от 03.10.2005 № 03-02-07/1-256). В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 79 НК РФ, действия установленных в ней норм распространяются также и на возврат излишне взысканных штрафов. Теперь, налогоплательщики имеют право на такой возврат.
В отношении государственной пошлины положения данной статьи применяются с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ.
При применении комментируемой статьи следует обратить внимание на документы МНС России и Конституционного Суда РФ:
1. Письмо МНС России от 05.06.2002 № ШС-6-14/793 «О доказывании в судах неправомерности возмещения налоганадобавленную стоимость»:
«В настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков — экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае — налогового органа)».
2. Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-0«По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»:
«По смыслу положения, содержащегося в пункте 7статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в пункте 3мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недоб-росовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.
... в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе — в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов — осуществлять
необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».
3. Приказ МНС России от 27.12.2000 № БГ-3-03/461 «О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)», в соответствии с которым:
— возмещение сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные гл. 21 НК РФ;
— решения о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам, заявившим к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), независимо от объема заявленных ими к возмещению сумм НДС принимаются налоговыми органами по месту учета налогоплательщиков-экспортеров. После принятия решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налоговые органы самостоятельно направляют заключения на возмещение из федерального бюджета сумм НДС для исполнения в соответствующие органы Федерального казначейства;
— Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов рассматривает материалы проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС налогоплательщиками-экспор-
терами, заявившими к возмещению НДС в сумме свыше 5 млн руб. при экспорте товаров (работ, услуг). По результатам рассмотрения материалов выносится заключение, содержащее вывод о том, что полученных нижестоящим налоговым органом при проверке сведений (документов) достаточно для принятия решения о возмещении либо об отказе (полностью или частично) в возмещении, либо указанных сведений (документов) недостаточно для принятия соответствующего решения, и необходимо назначение и проведение дополнительных контрольных мероприятий;
— с учетом полученного от Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации заключения налоговый орган по месту учета налогоплательщика-экспортера, заявившего к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), выносит решение о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС;
— руководители налоговых органов обеспечивают в срок до двух месяцев рассмотрение и принятие решений по вопросу возмещения сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налогоплательщикам-экспортерам;
— управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) обеспечивают проведение проверок, в том числе подведомственными налоговыми органами (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам), обоснованности возмещения из федерального бюджета сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам и своевременности принятия решений.