Возвращение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот: экономика, технология, право
Возврат вторичных ресурсов в экономический оборот должен стать неотъемлемой частью промышленной политики страны. Рассматриваются основные принципы экономики замкнутого цикла, анализируются возможности возврата в экономический оборот таких многотоннажных промышленных отходов, как золошлаки и фосфогипс. Обосновывается необходимость разработки и принятия законодательства о вторичных ресурсах
Д.О. Скобелев1, 2 3
Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики», Бюро наилучших доступных технологий, ТК 113 «Наилучшие доступные технологии», канд. экон. наук.
1 директор, Москва, Россия
2 руководитель, Москва, Россия
3 председатель, Москва, Россия
Для цитирования: Скобелев ДО. Возвращение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот: экономика, технология, право // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 4. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10402
ключевые слова
экономика замкнутого цикла, ресурсоэффективность, ресурсосбережение, промышленные отходы, переработка, технико-экономический анализ
оздание экономически обоснованной системы использования вторичных ресурсов и сокращения негативного воздействия промышленного производства на окружающую среду (за счет сокращения эмиссий и количества отходов, не прошедших переработку) — стратегическая задача развития промышленности Российской Федерации и внедрения экологически, экономически и ресурсоэффективных технологических процессов. Возвращение промышленных отходов в хозяйственный оборот представляет собой важнейшее направление экологической промышленной политики [1, 2].
В майском Указе Президента России от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] обозначена цель — обеспечить темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности; при этом в базовых отраслях экономики должен быть создан высокопроизводительный сектор, развивающийся на основе современных технологий. Для достижения этого требуются совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, мобилизация всех резервов, выявление приоритетных направлений инвестиций.
Результаты и обсуждение
К2018 году на территории Российской Федерации было накоплено более 38 млрд тонн отходов производства и потребления. Удельный показатель общего объема образования отходов на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) в том же году составил 81,3 тонны на 1 млн руб. За период 2010-2018 годов количество ежегодно образующих-
ся отходов увеличилось с 3,735 млрд тонн до 7,266 млрд тонн, или на 94,5 %. Общий прирост удельного показателя общего объема образования отходов на единицу ВВП за период 20112015 годов составил 9,6 тонны на 1 млн руб. (или 13,4 %); за период 20162018 годов — 18 тонн на 1 млн руб., или 28,4 % [4].
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2018 году количество утилизированных отходов производства и потребления в России достигло 3,805 млрд тонн (52,4 % общего количества образованных отходов), что на 17 % выше уровня 2017-го [4]. В то же время, по оценкам экспертов, в развитых зарубежных странах доля вовлеченных в экономический оборот отходов достигает 80 % [5, 6].
В Российской Федерации в экономический оборот вовлекаются преимущественно высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом — лом, отходы черных и цветных металлов, некоторая часть отходов электроэнергетики, металлургии и химической промышленности. Однако значительной ресурсной ценностью обладают и многие другие отходы, которые по-прежнему направляются на размещение. К ним относятся золы и шлаки теплоэлектростанций, фосфо-гипс, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых [6] (рис. 1).
Обсуждая задачи вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот, мы используем ряд терминов (получивших распространение в законодательных и нормативных правовых актах, научной литературе, международных, межгосударственных стандартах и др.), которые заслуживают отдельного анализа.
Ресурсосбережение следует рассматривать как цельную эколого-эконо-мическую и технологическую систему, функционирование которой обеспечивает рациональное (эффективное) использование природного (первичного) и техногенного (вторичного) сырья, материалов и энергии, максимальное сокращение количества отходов, не прошедших переработку [7].
Межгосударственный стандарт [8] определяет ресурсосбережение следующим образом: «Фундаментальная составляющая хозяйственного развития, определяющая его устойчивость в комплексе со стратегиями обеспечения качества объектов, сохранения и защиты окружающей среды, поддержания условий социальной ответственности. Ресурсосбережение включает организационную, экологическую, техническую, научную, практическую, информационную деятельность, методы, процессы, комплекс мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла продукции, этапы технологического цикла отходов, направленных на рациональное и экономное использование ресурсов».
В 1976 году в США был принят федеральный закон о ресурсосбережении и восстановлении ресурсов (RCRA). Его основные принципы:
► рациональное использование (сбережение) природных ресурсов и энергии;
► снижение образования отходов;
► обеспечение экологически целесообразного обращения с ними;
► защита здоровья и окружающей среды от рисков, связанных с размещением опасных отходов [9].
Рациональному использованию ресурсов в этом документе уделяется весьма значительное внимание. Но вспомним, что RCRA был принят более 40 лет назад (изменения в него внесены в 1984 году [10]), когда о ре-сурсоэффективности и экономике замкнутого цикла говорили намного меньше, чем сейчас.
В Европейском союзе сегодня обсуждают в первую очередь ресурсоэф-фективность; требования к повышению эффективности использования ресур-
Золошлаковые отходы
^¡.1,7-1,8 млрд «23 млн
&ÍTOHH illl тонн/год
Металлургические шлаки
800 млн « 30 млн &ÍTOHH illl тонн/год
Красные шламы
4^56 млн «1,5 млн
BiTOHH illl тонн/год
Фосфогипс
4^ 400 млн «10 млн
мвтонн illl тонн/год
Строительство автомобильных и железных дорог
Стройматериалы, сплавы, цемент, керамика
Крупнотоннажная переработка
> 500 тыс. тонн/год
Среднетоннажная переработка
10-500 тыс. тонн/год
Малотоннажная переработка
< 100 тыс. тонн/год
сов установлены, в частности, в так называемой дорожной карте «К ресур-соэффективной Европе» и принятой в декабре 2019 года стратегии развития «Зеленая сделка» [11, 12].
Европейская комиссия описывает ресурсоэффективность как «повышение экономической результативности при одновременном снижении нагрузки на природные ресурсы путем их эффективного использования» [11]. Организация Объединенных Наций определяет ее как «уменьшение воздействия на окружающую среду от потребления и производства продуктов на протяжении всего жизненного цикла за счет более устойчивого (рационального) производства, обработки и потребления природных ресурсов». Кроме того, подчеркивается, что «производство большего количества элементов благосостояния при меньшем ресурсопотреблении позволяет удовлетворять более широкий спектр потребностей человека при сохранении экологической емкости Земли путем эффективного использования ресурсов» [13].
Нерациональное использование ресурсов является основной причиной возникновения таких вредных экологических факторов, как загрязнение окружающей среды, изменение климата, опустынивание, обезлесение, ухудшение качества экосистемных услуг. Переход к ресурсоэффективности и экономике замкнутого цикла требу-
Рис. 1. Вторичные ресурсы в Российской Федерации [Secondary resources in the Russian Federation]
1л MOQ П I— П ОГ^ А I_11ИО Компетентность / Competency (Russia) 4/2020
О ИССЛЕДОВАНИЯ doi: 10.24411/1993-8780-2020-10402
ет системных изменений, затрагивающих все заинтересованные стороны в цепочке создания стоимости, и существенных инноваций в области технологий, бизнеса и общества в целом (рис. 2).
Рисунок отображает жизненный цикл продукта, в ходе которого исходное природное сырье преобразуется в материалы, затем — в продукт, который вносит вклад в формирование благосостояния общества. Диаграмма содержит шесть важных элементов, общих как для повышения ресурсоэф-фективности, так и для экономики замкнутого цикла [14]:
1. Сырье, под которым понимаются как собственно преобразуемый природный ресурс, так и водные и земельные ресурсы. Особое внимание необходимо уделять редким невозобновляемым ресурсам.
2. Богатство или благосостояние общества как результат грамотной эксплуатации природных богатств. Благосостояние часто измеряется с помощью показателей экономического роста. Экономики, обладающие большими минеральными запасами, нередко уделяют меньше внимания аспектам ре-сурсоэффективности и возможностям, которые приносит экономика замкнутого цикла.
3. Негативное воздействие на окружающую среду, включающее эмиссии токсичных соединений в атмосферу и водную среду, приводящие к деградации лесов, почв и изменению климата. Минимизация негативного воздействия является конечной целью экологического регулирования.
4. Ограниченные способности природной среды предоставлять экосистем-
ные услуги в условиях растущей антропогенной нагрузки.
5. Возникновение потерь в цепочке создания стоимости между потребляемым сырьем, материалами и экономическими результатами приводит к образованию отходов. Минимизация потерь с помощью технологических, технических и управленческих решений позволяет сократить количество этих отходов.
6. Петли обратной связи между сырьем на входе и продукцией на выходе отражают возвращение материалов обратно в цепочку создания стоимости или к своему первоначальному состоянию (справедливо для некоторых видов органического сырья), что позволяет сокращать количество отходов в системе производства и потребления. В этом заключается главный принцип экономики замкнутого цикла.
Таким образом, минимизация потерь и рассмотрение отходов как вторичных ресурсов на каждом этапе жизненного цикла производства и потребления — характерная черта экономики замкнутого цикла.
Обратимся еще раз к соотношению понятий «отходы» и «вторичные ресурсы». В законодательных, нормативных актах, международных и национальных стандартах понятие «отходы» относится к веществам или предметам, от которых их собственники намерены или должны избавиться. В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процес-
Рис. 2.
Ресурсоэффективность и экономика замкнутого цикла
[Resource efficiency and circular economy], [14]
се потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению [15]. Вторичные ресурсы — материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодны для повторного использования в народном хозяйстве при получении сырья, изделий и (или) энергии. Вторичные материальные ресурсы - это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки [16].
Возможность перевода того или иного отхода в категорию «вторичный ресурс» в определенных технико-экономических условиях зависит от его ресурсной ценности и степени приоритетности с учетом количества, состава, технологической пригодности к переработке и утилизации, а также вида, количественных показателей выхода новой продукции и ее востребованности.
Рассмотрим два практических примера.
Из многотоннажных отходов производства приоритетными считаются золошлаковые отходы (ЗШО) теплоэлектростанций и фосфогипс [7]:
► в отвалах накоплено 1,7-1,8 млрд тонн ЗШО и более 200 млн тонн фос-фогипса;
► хранение в отвалах приводит к загрязнению окружающей среды и изъятию земель из полезного использования;
► по составу, свойствам, возможностям полезного использования, ресурсной ценности и готовности к переработке эти отходы производства относятся к ресурсно-ценным.
Золошлаковые отходы и фосфогипс могут найти и находят практическое применение при изготовлении строительных и дорожных материалов. Значительно реже их используют в качестве агрохимического сырья и почти не применяют как сырьевые материалы для извлечения ценных компонентов (хотя исследования в этом направле-
нии ведутся). Обширный обзор, посвященный применению золошлаковых отходов, был выпущен индийскими учеными в 2011 году [17].
Для повышения уровня строительно-технологических свойств целесообразна оптимизация состава ЗШО с применением методов обогащения. Доказана возможность извлечения и получения из них следующих продуктов [7]:
► железосодержащего концентрата (магнитная фракция, направляется в металлургическое производство);
► углеродного концентрата (недожог, направляется на сжигание; без обогащения снижает качество строительных материалов при использовании в их производстве ЗШО);
► микросфер (способствуют повышению прочности легкого бетона, повышают электро-, тепло- и звукоизоляционные характеристики пластмасс, керамики и пр.);
► благородных и редкоземельных металлов;
► глинозема (дефицитное сырье для получения алюминия).
Таким образом, ценные компоненты целесообразно извлекать из золошла-ковых отходов в качестве вторсырья до его использования в строительстве.
Универсального критерия оптимизации сепарационных процессов не существует. Технологические критерии сепарации представляют собой комбинацию основных параметров обогащения а (содержание в исходном), е (извлечение), у (выход продукта), в и В (содержание соответственно в продукте сортировки и «хвостах»).
Выбор технологического критерия сепарации во многом определяется потребностями в выделяемых компонентах и экономическими соображениями, то есть сопоставлением ценности извлекаемого компонента с себестоимостью процесса сортировки (при этом технологические и экономические зависимости можно представить в одной математической модели).
В качестве обобщенного технологического критерия сепарации ЗШО как многокомпонентной смеси удобно
справка
В иноязычной литературе термин «ресурсосбережение» встречается редко: resource-saving можно найти преимущественно в статьях, переведенных с русского языка; несколько чаще упоминается resource conservation. Одним из первых документов в этой области стал «Акт о ресурсосбережении и повторном использовании (ресурсов)» (The Resource Conservation and Recovery Act, RCRA) [9, 10], принятый в США в 1976 году
cправка
Закон о ресурсосбережении и восстановлении ресурсов
(RCRA), принятый США в 1976 году, — основной федеральный закон страны, регулирующий утилизацию твердых и опасных отходов
Золошлаковые отходы —
тонкоизмельченный термически обработанный и несгораемый продукт (содержит реакционноспособные оксиды кальция, кремния и алюминия, обладает низкой теплопроводностью); характеристики ЗШО предопределяют их потенциальную пригодность к использованию в строительной индустрии и дорожном строительстве
использовать формулу на основе известного в обогащении критерия Фоменко [18]:
Е (1 )(1 -ъ)
Ei _ei (1 -а,) ,
где аг — содержание в исходном г-го компонента;
у г — выход г-го ценного компонента при сортировке;
— содержание в «хвостах» сортировки г-го компонента.
Критерий Фоменко оценивает технологическую эффективность сепарации с точки зрения полноты извлечения ценных компонентов; все компоненты сепарируемой смеси в формуле равноправны независимо от их относительной ценности или потребности в них.
Если в формулу ввести коэффициенты ценности аг, учитывающие ценность каждого компонента, можно получить обобщенную функцию ценности работы сепарации по выделению данного компонента [7, 19]:
Практически эту простую формулу можно использовать для оптимизации режима сепарации золошлаковых отходов. Эффективность процесса сортировки в стоимостном выражении зависит от количества полученных полезных продуктов сепарации, извлечения (степень использования сырья), производительности (степень использования оборудования) и эксплуатационных затрат.
Подчеркнем еще раз: в России накоплено более полутора миллиардов тонн ЗШО; золоотвалы занимают площадь более 28 тысяч гектаров, часть их по мере развития урбанизации оказалась в районах жилой застройки, в том числе в городских агломерациях, где работают угольные электростанции. Использование золошлаковых отходов в России находится на низком уровне — менее 2,5 миллиона тонн в год, или 10 % от их годового образования. Поэтому при решении задачи утилизации ЗШО необходимо говорить о скорейшем увеличении доли используемых
отходов: в Германии этот показатель приближается к 100 %, в США — к 70 % от ежегодного образования [5]. Достижение подобных показателей возможно за счет применения золошлаковых отходов в дорожном строительстве, для целей рекультивации последствий недропользования, при проведении ландшафтных работ (засыпка оврагов, карьеров и болот).
Фосфогипс также относится к категории многотоннажных вторичных ресурсов. Зарубежные исследователи, анализируя пути применения фос-фогипса, первоочередное внимание уделяют сельскому хозяйству [20], практически не обсуждая возможное извлечение из фосфогипса редкоземельных элементов (РЗЭ). Патенты и научные статьи в этой области принадлежат в основном российским ученым [21], хотя в последнее время интерес к выделению РЗЭ стали проявлять и другие страны [22].
Большую часть сырьевой базы редкоземельных элементов России составляют комплексные руды с низким содержанием лантаноидов. Поэтому поиск эффективных методов их попутного извлечения при переработке нередкоземельного сырья весьма актуален. Среди альтернативных источников РЗЭ наибольший интерес представляют залежи апатитов на Кольском полуострове. Ежегодно из них производится около 8 млн тонн апатитового концентрата, содержащего до 1 % РЗЭ; следовательно, из недр добывается около 80 тыс. тонн редкоземельных элементов. Целевой продукт передела апатитового концентрата — фосфорная кислота, фосфогипс — продукт побочный. В результате кислотного разложения апатита происходит перераспределение РЗЭ между фосфорной кислотой и фосфогипсом. В последнем остается до 85 % редкоземельных элементов, содержащихся в исходном сырье [23]. Таким образом, фосфогипс становится важным и весьма перспективным вторичным источником лантаноидов. Переработка фосфогипса для получения строительного гипса [23, 24] позволяет утилизировать этот многотоннажный
побочный продукт, однако не учитывает возможности выделения из него ценных редкоземельных элементов.
В целом методом оценки качества вторичного сырья и его пригодности к комплексной переработке и утилизации может служить аналитическое исследование совокупности запатентованных технологических решений различного целевого назначения. Такой подход позволяет оценить технико-экономические условия вовлечения отходов в промышленный оборот и вероятные инвестиционные риски: фактически проблема отходов переквалифицируется в задачу выбора технологических решений, направленных на вовлечение вторичных ресурсов в экономический оборот, возвращение в производство материалов с улучшенными свойствами.
Заключение
Возврат вторичных ресурсов в экономический оборот должен стать частью согласованной государственной политики в вопросах ресурсосбережения и ресурсной эффективности и получить отражение в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» [25].
Полномочия Правительства Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 6 № 488-ФЗ, позволяют ему разрабатывать проекты документов стратегического планирования не только в сфере промышленности, но и в сфере ресурсосбережения, ресурсной эффективности промышленного производства.
Следовательно, в части 3 статьи 6 № 488-ФЗ за Министерством промышленности и торговли Российской Федерации могут и должны быть закреплены дополнительные полномочия [6, 26]:
► по разработке проектов отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня в сфере ресурсосбережения и ресурсоэффектив-ности промышленного производства;
► по координации и стимулированию проектов в этой сфере, осуществляемых с государственным участием.
Минимизация потерь и рассмотрение отходов как вторичных ресурсов на каждом этапе жизненного цикла производства и потребления — характерная черта экономики замкнутого цикла
Для создания правовых и экономических основ вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот необходимо в ФЗ № 488-ФЗ:
► ввести понятия «вторичные ресурсы», «ресурсосбережение в промышленности» и «ресурсная эффективность промышленного производства»;
► закрепить право хозяйствующего субъекта самостоятельно относить нецелевые результаты производственной деятельности к вторичным ресурсам;
► ввести основания для предоставления мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности при осуществлении ими мероприятий по повышению ресурсоэффективности производства, возврату вторичных ресурсов в экономический оборот в сфере промышленности для использования в проектах с государственным участием;
► ввести механизм применения технологий переработки вторичных ресурсов на основе информационно-технических справочников;
► закрепить право Министерства промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывать проекты документов государственного стратегического планирования и проектного управления в области ресурсосбережения и ресурсной эффективности промышленного производства.
Значительную роль в развитии промышленной политики играет федеральная Государственная информационная система промышленности (ГИСП), содержащая сведения о состоянии отраслей промышленности России и прогнозе их развития [25], приоритетных проектах и мерах го-
1л Г"| I— Г"| /ЛГ"> Л I_11ИО Компетентность / Competency (Russia) 4/2020
4 ИССЛЕДОВАНИЯ doi: 10.24411/1993-8780-2020-10402
сударственной поддержки. Анализи- ющий шаг — привлечение внимания руя информацию, доступную в Госу- к возвращению вторичных ресурсов дарственной информационной системе в экономический оборот, построению промышленности, уже сегодня можно экономики замкнутого цикла. сказать, что переход к технологическому нормированию на основе наи- Благодарность
лучших доступных технологий способ- втор искренне признателен док-ствует росту интереса хозяйствующих ЩЪ тору технических наук Лазарю субъектов и инвесторов к проектам, Яковлевичу Шубову за актив-Статья поступила направленным на повышение ресурсо- ное участие в обсуждении текста рабов редакцию1.042020 эффективности производства. Следу- ты на всех этапах подготовки статьи. ■
Список литературы
1. Мантуров Д.В. Устойчивый экономический рост: аспекты гармонизации промышленной и экологической политики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2018. — № 4.
2. Скобелев Д.О. Экологическая промышленная политика: основные направления и принципы становления в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2019. — № 4.
3. Указ Президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». — М.: Минприроды России, НПП «Кадастр», 2019.
5. Отчет о результатах выполнения научно-исследовательской работы «Разработка системы учета обращения отходов промышленного производства, которые обладают ресурсной ценностью и могут быть вовлечены в промышленный оборот». Федеральное государственное автономное учреждение Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики». Рег. номер НИ0КТРАААА-А19-119072690041-4. — М., 2019.
6. Гузь Л.В., Петров И.Б. Законопроект Минпромторга России о регулировании обращения вторичных ресурсов // Твердые бытовые отходы. — 2019. — № 9(159).
7. Скобелев Д.О. и др. Ресурсосбережение. Систематизация технологий — М.: Сам Полиграфист, 2019.
8. ГОСТ 30166-2014. Ресурсосбережение. Основные положения.
9. Resource Conservation and Recovery Act, United States Environmental Protection Agency, 1976; URL: https://www.epa.gov/ history/epa-history-resource-conservation-and-recovery-act (дата обращения — 12.03.2020).
10. Гусева Т.В. и др. Экологическая информация и принципы работы с ней. — М.: Эколайн, 1998.
11. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Roadmap to a Resource Efficient Europe (2011). European Commission, Brussels, COM (2011) 0571; URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52011DC0571&from=EN (дата обращения — 3.04.2020)
12. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Green Deal (2019). European Commission, Brussels, 11.12.2019 COM (2019) 640; https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/european-green-deal-communication_en.pdf (дата обращения — 12.03.2020).
13. UNEP (2016), Resource Efficiency: Potential and Economic Implications. A report of the International Resource Panel. Ekins P., Hughes N., Ed.; URL: https://www.env.go.jp/press/files/jp/ 102839.pdf (дата обращения — 12.03.2020).
14. Van Ewijk S. Resource efficiency and the circular economy: concepts, economic benefits, barriers, and policies. UCL Institute for Sustainable Resources, UK, London.
15. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
16. ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
17. Priyadharshini P., Santhi A., Mohan G. A review on the utilization of bottom ash. In: Proceedings of International Conference on Materials for Future. Government Engineering College, Thrissur, Kerala. 2011; https://www.researchgate.net/publication/321096693_A_ review_on_the_utilization_of_bottom_ash (дата обращения — 03.04.2020).
18. Фоменко Т.Г. Определение оптимальных показателей обогащения // Труды Всесоюзного Магаданского научно-исследовательского института золота и редких металлов. — 1957. — Вып. XXIV.
19. Шубов Л.Я. и др. Многотоннажные отходы химической промышленности: аналитическая оценка и систематизация технологических решений // Экологические системы и приборы. — 2019. — № 3.
20. Macias F. et al. Environmental assessment and management of phosphogypsum according to European and United States of America regulations. In: Procedia Earth and Planetary Science. 2017. Vol. 17. Pp. 666-669.
21. Rychkov V.N. et al. Recovery of rare earth elements from phosphogypsum. In: Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 196. Pp. 674-681.
22. Antonick P. J. et al. Bio- and mineral acid leaching of rare earth elements from synthetic phosphogypsum. In: Journal of Chemical Thermodynamics. 2019. Vol. 132. Pp. 491-496.
23. Черемисина О.В., Литвинова Т.Е. Технология попутного извлечения редкоземельных металлов из продуктов переработки апатитового концентрата // Материалы Научно-технической конференции «Инновации Северо-Запада». — СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014.
24. Cheremisina O. et. al. Recovery of Rare Earth Metals from Phosphogypsum — Apatite Ore Sulfuric Acid Leaching Product. In: Proceedings of the 19th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM-2019. Vol. 19. Is. 4. Pp. 112-119.
25. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
26. Гузь Л.В. и др. Правовая проблематика вовлечения отходов в экономический оборот в условиях действующего законодательства // Качество и жизнь. — 2019. — № 4(24).
Kompetentnost / Competency (Russia) 4/2020 DCÇC ADfLI
ISSN 1993-8780. DOI: 10.2441 1/1993-8780-2020-10402 nCOCnnCn 19
Return of Secondary Resources into Economic Turnover: Economics, Technology, Law
D.O. Skobelev1, 2 3, Research Institute Environmental Industrial Policy Centre, Russian Bureau of Best Available Techniques, TC 113 Best Available Techniques, PhD (Economics)
1 Director, Moscow, Russia
2 Head, Moscow, Russia
3 Chair, Moscow, Russia
Citation: Skobelev D.O. Return of Secondary Resources into Economic Turnover: Economics, Technology, Law, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2020, no. 4, pp. 8-15. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10402
key words
circular economy, resource efficiency, resource conservation, industrial wastes, processing, technical and economic analysis
References
1. Manturov D.V. Strong economic growth: aspects of harmonization of industrial and ecological politics, Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki, 2018, no. 4, pp. 132-140.
2. Skobelev D.O. Ekologicheskaya promyshlennaya politika: osnovnye napravleniya i printsipy stanovleniya v Rossii, Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika, 2019, no. 4, pp. 78-94.
3.RF Prezident Decree of 7/05/2018 N 204 On national aims and strategic tasks of development of Russian Federation on a period to 2024.
4. State lecture: On the state and the guard of environment of Russian Federation in 2018, Moscow, Minprirody Rossii, NPP Kadastr, 2019, pp. 262-264.
5. Otchet o rezul'tatakh vypolneniya nauchno-issledovatel'skoy raboty «Razrabotka sistemy ucheta obrashsheniya otkhodov promyshlennogo proizvodstva, kotorye obladayut resursnoy tsennost'yu i mogut byt' vovlecheny v promyshlennyy oborot». FGAU NII Tsentr ekologicheskoy promyshlennoy politiki. Reg. NI0KTRAAAA-A19-119072690041-4, Moscow, 2019.
6. Guz' L.V., Petrov I. B. Zakonoproekt Minpromtorga Rossii o regulirovanii obrashcheniya vtorichnykh resursov, Tverdye bytovye otkhody, 2019, no. 9(159), pp. 48-52.
7. Skobelev D.O. i dr. Resursosberezhenie. Sistematizatsiya tekhnologiy, Moscow, Sam Poligrafist, 2019.
8. GOST 30166-2014 Resources saving. Basic principles.
9. Resource Conservation and Recovery Act, United States Environmental Protection Agency, 1976; [electronic resource] URL: https://www.epa.gov/history/epa-history-resource-conservation-and-recovery-act (app. 12.03.2020).
10. Guseva T.V. i dr. Ekologicheskaya informatsiya i printsipy raboty s ney, Moscow, Ekolayn, 1998.
11. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Roadmap to a Resource Efficient Europe (2011). European Commission, Brussels, COM (2011) 0571; [electronic resource] URL: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52011DC0571& from=EN (app. 03.04.2020).
12. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Green Deal (2019). European Commission, Brussels, 11.12.2019 COM (2019) 640; [electronic resource] URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/european-green-deal-communication_en.pdf (app. 12.03.2020).
13. UNEP (2016), Resource Efficiency: Potential and Economic Implications. A report of the International Resource Panel. Ekins P.,
In the Russian Federation, recycling of secondary resources has to become an integral part of the industrial policy. Resource efficiency enhancement, resource conservation and recycling are the directions of circular economy providing for the economic growth complying with the sustainable development goals. The paper considers main internationally accepted principles of circular economy and analyses opportunities for recycling such large volume industrial wastes as slag ash and phosphogypsum. It also provides the rationale for the necessity to develop and pass legislative acts in the field of secondary resources.
Hughes N., Ed; [electronic resource] URL: https://www.env.go.jp/ press/files/jp/102839.pdf (app. 12.03.2020).
14. Van Ewijk S. Resource efficiency and the circular economy: concepts, economic benefits, barriers, and policies. UCL Institute for Sustainable Resources, UK, London.
15. RF Federal Law of 24/06/1998 N 89-FZ (red. 27/12/2019) On wastes of production and consumption.
16. GOST 30772-2001 Resources saving. Waste treatment. Terms and definitions.
17. Priyadharshini P., Santhi A., Mohan G. A review on the utilization of bottom ash. In: Proceedings of International Conference on Materials for Future. Government Engineering College, Thrissur, Kerala, 2011; [electronic resource] https:// www.researchgate.net/publication/321096693_A_review _on_the_ utilization_of_bottom_ash (app. 03.04.2020).
18. Fomenko T.G. Opredelenie optimal'nykh pokazateley obogashcheniya, Magadan, Trudy Vsesoyuznogo Magadanskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta zolota i redkikh metallov, 1957, vyp. XXIV, pp. 82-95.
19. Shubov L.Ya. i dr. Mnogotonnazhnye otkhody khimicheskoy promyshlennosti: analiticheskaya otsenka i sistematizatsiya tekhnologicheskikh resheniy, Ekologicheskie sistemy i pribory, 2019, no. 3, pp. 8-30.
20. Macias F. et al. Environmental assessment and management of phosphogypsum according to European and United States
of America regulations. In: Procedia Earth and Planetary Science, 2017, vol. 17, pp. 666-669.
21. Rychkov V.N. et al. Recovery of rare earth elements from phosphogypsum. In: Journal of Cleaner Production, 2018, vol. 196, pp. 674-681.
22. Antonick P. J. et al. Bio- and mineral acid leaching of rare earth elements from synthetic phosphogypsum. In: Journal of Chemical Thermodynamics, 2019, vol. 132, pp. 491-496.
23. Cheremisina O.V., Litvinova T.E. Tekhnologiya poputnogo izvlecheniya redkozemePnykh metallov iz produktov pererabotki apatitovogo kontsentrata. Materialy Nauchno-tekhnicheskoy konferentsii Innovatsii Severo-Zapada, SPb, SPbGETU LETI, 2014, pp. 19-24.
24. Cheremisina O. et al. Recovery of Rare Earth Metals from Phosphogypsum — Apatite Ore Sulfuric Acid Leaching Product. In: Proceedings of the 19th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM-2019, vol. 19, no. 4, pp. 112-119.
25. RF Federal Law of 31/12/2014 N 488-FZ On industrial politics in Russian Federation.
26. Guz' L.V. i dr. Pravovaya problematika vovlecheniya otkhodov v ekonomicheskiy oborot v usloviyakh deystvuyushchego zakonodatel'stva, Kachestvo i zhizn', 2019, no. 4(24),
pp. 75-78.