Научная статья на тему 'Возвращение толстого – мыслителя и педагога'

Возвращение толстого – мыслителя и педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталов А. А.

В статье раскрываются основополагающие мысли Толстого о духовно-нравственном развитии личности, о роли и значении школы, воспитания и образования, освещается его вклад в создание школы для народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращение толстого – мыслителя и педагога»

Антология педагогики

А.А. Шаталов

Возвращение Толстого - мыслителя и педагога

В статье раскрываются основополагающие мысли Толстого о духовно-нравственном развитии личности, о роли и значении школы, воспитания и образования, освещается его вклад в создание школы для народа.

Ключевые слова: народная школа, воспитание и образование, гуманистические теории, обучение грамоте.

Иван Бунин, который ставил Л.Н. Толстого выше всех писателей XIX в., объяснял причину его потери в философско-религиозном трактате 1937 г. «Освобождение Толстого» так: «Крайний пример наиболее тупого толкования его учения и даже смысла всех его писаний дали русские марксисты».

Андре Моруа считал Л.Н. Толстого одним из величайших писателей мира. В статье «Самый великий» он замечает: «Он был для нас не просто гениальным писателем. Над каждой эпохой господствует несколько свободных умов, которых она почитает и которые направляют ее мысли. Толстой был один из этих умов».

Л.Н. Толстой - совесть мира, мыслящие люди Вселенной сверяют по нему свое нравственное здоровье, свой путь в духовном восхождении, и чем дальше удаляет нас время от периода его жизни и творчества, тем чаще возникает потребность обращения к его великим творениям.

Великий художник слова Л.Н. Толстой еще в раннем возрасте проявлял особый интерес к просвещению народа, и свои размышления об этом он изложил в рассказе «Утро помещика». Студент Нехлюдов, не дослушав университетский курс, подчиняет свою жизнь одной цели: «действовать на простой, восприимчивый, неиспорченный класс народа.., избавить его от бедности, дать довольство, передать им образование.., исправить их

пороки, порожденные невежеством и суеверием, развить их нравственность, заставить полюбить добро... какая блестящая, счастливая будущность».

Перед работой над «Анной Карениной» Толстой напряженно в течение двух лет трудится над «Азбукой», пишет ряд работ по народному образованию и прекращает занятие литературным творчеством. Затем он | оставляет педагогические занятия и с большим увлечением работает над о художественными произведениями. И эта внутренняя борьба между художественным творчеством и педагогикой продолжалась и дальше, после «Анны Карениной».

В первый раз Толстой открыл школу в Ясной Поляне в 1949 г., т.е. после выхода из университета. В «Исповеди» он напишет: «Я всею душою желал быть художником, но я был молод, у меня были страсти, я был один, совершенно один, когда искал хорошего». Школа эта не имела успеха в связи с его отъездом на Кавказ и была закрыта.

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого получила широкий размах в 1859-1862 гг., когда он вновь создает школу в Ясной Поляне и целый ряд школ в Крапивинском уезде. лев николаевич сам принимал в нее детей, давал уроки. «Занятие это было особенно мне по сердцу, потому что в нем не было той, ставшей для меня очевидной лжи, которая уже резала мне глаза в деятельности литературного учительства», - писал он потом в «Исповеди». В 1860 г. Толстой предпринимает второе путешествие в Европу: посещает Германию, Францию, Швейцарию.

Г лавной целью поездки в Европу, как он писал брату Сергею Николаевичу из Парижа, было «узнать современное положение школ за границей, чтобы никто не смел мне в России указывать по педагогии на чужие края, и чтобы быть на уровне всего, что сделано по этой части».

В 1861 г. начинает выходить педагогический журнал «Ясная Поляна». Цель - изучение и обобщение опыта работы окрестных школ. «На мне не лежало, - вспоминал потом Л.Н. Толстой, - ни исторических школьных уз Европы, ни религиозных и философских авторитетов своего отечества. Я бессознательно и свободно должен был идти и пошел своим особенным путем, руководствуясь одним изучением потребности тех учеников, с которыми имел дело» [4, с. 51]. «Цель журнала - педагогическая, но с той особенностью, что для того, чтобы сделаться наукой и плодотворной наукой, педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».

В педагогике Толстой твердо шел собственной дорогой, смело отвергая даже те мнения, традиции, которые считались передовыми. Современни-

51

технологии

Антология педагогики

ки отмечали, что к проблемам образования общество обратилось после переполоха, вызванного статьями Л.Н. Толстого. О школе, воспитании и образовании заговорили как о самом главном вопросе жизни, от решения которого зависит нравственное здоровье общества, его социально-экономическое развитие.

На страницах журнала «Ясная поляна» излагались и обосновывались новые проблемы, стоящие перед школой, образованием в целом. Ежемесячное издание состояло из двух отделов: «Школа Ясной Поляны» и «Книжка Ясной поляны».

В 1850-60 гг. развернулось мощное общественно-педагогическое движение за обновление, демократизацию школы. Многие передовые педагоги и мыслители разделяли стремления Л.Н. Толстого подойти по-новому к проблеме воспитания и обучения детей. К.Д. Ушинский, к примеру, желал «полного успеха этому в высшей степени полезному и благодарному предприятию».

Толстой приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики». В Ясную Поляну приезжали учителя из многих мест России, их притягивали гуманистические идеи авторской школы Толстого. однако его деятельность вызывала недовольство властей. Во время его отъезда на лечение в Ясной Поляне был обыск. Протестуя против жандармского произвола, Толстой обратился к Александру II, после чего писателю были принесены извинения, но все равно в таких условиях продолжать учительскую деятельность стало невозможно. На двенадцатом номере Толстой был вынужден прекратить издание журнала.

Примечательно, что министр народного просвещения Г оловнин вступился за «Ясную Поляну» в тот момент, когда цензура объявила журнал вредным. Деятельность Толстого на этом поприще признавалась полезной и заслуживающей поддержки министерства.

Первый период увлечения школьным делом Толстого заканчивается, когда он начинает работу над романом «Война и мир». С 1870 по 1875 г. Л.Н. Толстой опять серьезно занимается школьным делом, проводит колоссальную работу по организации школ в уезде, заботится об учителях, планирует открыть в Ясной Поляне учительскую семинарию. И в период напряженной работы над романом Л.Н. Толстой все больше и больше увлекается педагогикой. В 1870 г. своей статьей «О народном образовании» он привлек внимание мыслящей России к проблемам школы и образования. К этому периоду относится издание его методических работ: «Азбука», «Книга для чтения», «Курс арифметики» и других.

В середине 1870-х гг. в письме к А.А. Толстой писатель рассказывает о своем увлечении делом народного образования: «Я полюбил опять, как 14 лет назад, эти тысячи ребятишек, с которыми имею дело. Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал при виде тонущих людей».

Просвещение народа он рассматривал в широком социальном плане. Л.Н. Толстой считал необходимым освободить образование, воспитание и преподавание от «стеснений», в которых они находились, поскольку эти «стеснения» мешали народу избавиться от невежества, служившего правительству «главным доводом для применения к народу этих самых «стеснений» [6, с. 120].

Существующая школа со своей казарменной дисциплиной, формализмом и бюрократией, всем своим «полицейским устройством» тормозит естественное развитие детей. Современную ему школу Толстой отрицает вместе с капиталистическим прогрессом, направленным на удовлетворение потребностей высших классов. По его мысли, народу нужно было предоставить широкие возможности для организации школ. Л.Н. Толстой выступал против правительства, которое разрешало лишь всякого рода «мнимо просветительные» учреждения: школы, гимназии, академии, всякого рода комитеты и съезды и подцензурные издания до тех пор, «пока эти учреждения и издания служат его целям, т.е. одуряют народ, или, по крайней мере, не мешают его одурению» [5, с. 365].

С тревогой в душе за судьбу народа он предлагал программу государственного переустройства с предоставлением широких прав народу в общественно-экономической жизни, включая образование. В письмах к царю он предлагал реализовать природное стремление человека к знанию, обеспечить доступ во все школы лицам всех национальностей и вероисповеданий, предоставить право учителям вести обучение на тех языках, на которых говорят дети, дать образование детям простого народа, в среде которого кроются огромные природные задатки. В письме к Николаю II в 1902 г., предвидя трагедию, в которую могут быть ввергнуты народ и отечество, Толстой писал: «Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей» [6, с. 308].

На основе изучения и анализа существующей школы Толстой пришел к выводу, что педагогика, созданная самим народом, должна лечь в основу всей педагогики. Вот поэтому он был сторонником пусть мало

технологии

Антология педагогики

обеспеченных и плохо снабжаемых, но самостоятельных народных школ, созданных самим народом, по его инициативе. Толстой видел отупляющее влияние, которое оказывает на детей правительственная школа, видел ее отрыв от окружающей жизни. В результате изучения отечественной школы он пришел к выводу, что ее принципы не могут быть положены в основание педагогической жизни.

Кроме того, Толстой изучал и зарубежный опыт. Путешествуя по Германии, он увидел в немецких школах картину издевательства над детьми, от которых требовалось механическое заучивание того, что сообщил учитель. Вот запись из его дневника: «17 июня. Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети». Побыв в школе села Цветцен близ Исны, он отметил: «Глупейшая школа. Теория без практики». После беседы с Дистервегом он запишет: «Умен, но холоден и не хочет верить и огорчен, что можно быть либеральнее и идти дальше его».

Обобщив свои наблюдения и беседы с немецкими педагогами, Толстой подверг критическому анализу философские основы немецкой педагогики, исходившей в трактовке принципиальных вопросов воспитания и образования из философских систем Канта, Гегеля, Фихте. Заслуга его в том, что он показал ограниченность этих систем и установил, что они не могут дать научного обоснования педагогики как науки, показал, что немецкая педагогика не воспитывала в духе передовых идей, а наоборот, всем своим строем приучала детей к обману и лицемерию, прикрывая это религиозным обучением и молитвами за короля.

Немцы считали, что их педагогика достигла вершины своего развития. Толстой дал уничтожающую критику их теории, нарисовав потрясающую картину оболванивания детей в немецких школах, где высшие способности человека, его мышление, воображение и творчество не развиваются: «Страшно самому себе дать отчет в том убеждении, к которому я приведен всем виденным».

В то время, когда министерство просвещения и отдельные педагоги стали механически перенимать западные педагогические теории и методы обучения, Толстой резко протестовал против заимствования из немецкой педагогики идей и опыта. Это состояние немецкой школы отрезвляюще подействовало на педагогов и толкнуло их на отыскание путей развития школы и образования в национальном духе.

Свое выступление против использования немецкой методики преподавания Толстой мотивировал тем, что она не стимулирует работу учителя над расширением своего кругозора и профессионального мастерства, потому что «большую часть времени по этой методе учит тому, что дети

знают, да, кроме того, учит по руководству, и ему легко». Его возмущал некритический перенос в русскую школу наглядного обучения, о чем он писал в своей статье «О методах обучения грамоте». В письме Е.В. Львову 11 марта 1876 г. Толстой отмечал: «Я воевал с немецкой педагогикой с

именно потому, что я большую часть жизни посвятил на это дело, что я ?

знаю, как думает народ и народный ребенок, и знаю, как говорить с ним; |

и это знание не слетело с неба оттого, что у меня талант (самое глупое, I

бессмысленное слово), а оттого, что я любовью и трудом приобрел это знание» [12, с. 161].

Признав современную ему школу несостоятельной, Толстой вынужден был начать самостоятельные поиски каких-то наиболее правильных путей школьной работы. Уже в первых своих статьях он выступил с заявлением, что науки о воспитании еще не существует, даже не положено «первое ее основание». Совершенно исключительное значение он придает педагогическому опыту, свободу рассматривает как единственный критерий для науки педагогики.

Идея свободного воспитания более всего подвергалась критике и отождествлялась с анархизмом и полным развалом традиционной системы воспитания. Свобода образования для Толстого - это гносеологический принцип, это необходимое условие для развития природных возможностей детей. Свободу он рассматривал как единственный критерий для педагогики. Такой путь требует от учителя разносторонней подготовки, глубокого знания детской психики, понимания интересов и запросов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

На опыте Яснополянской школы Толстой доказал, что творческие силы детей и их нравственные возможности раскрываются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке непринужденности и сотрудничества. Он хорошо понимал, что каждый ребенок обладает «особенным дарованием и способен выполнить определенную задачу. Нужно постараться открыть в ребенке это особенное дарование и соответственно этому направлять его образование и воспитание» [13, с. 303]. Прогрессивным в этих взглядах Толстого было то, что он ратовал за школу, в которой бьется живая мысль, которая приходит в результате поиска новых форм работы и является творческой педагогической лабораторией.

Д.И. Писарев отмечал: «То, что обучение может идти совершенно успешно не только без розг, но даже, что несравненно важнее, без всякого нравственного принуждения, это доказано на вечные времена практическим опытом самого же графа Толстого, в Яснополянской школе» [7, с. 214].

55

технологии

Антология педагогики

Занятия Толстого педагогикой были пронизаны глубокой верой в творческие силы, природные возможности детей. Это было одной из решающих предпосылок той плодотворной новаторской деятельности, которую он вел на протяжении всей жизни. Он писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе, ... родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра» [10, с. 287].

Г лубоко изучив психику ребенка, познав возможности детского организма, Толстой заботился о том, чтобы воспитание и обучение не подавили то очень важное и существенное, что дано ребенку от природы. Концепция Л.Н. Толстого о совершенстве детской природы - явление уникальное. это гимн творению природы. Тезис о совершенстве ребенка от рождения Толстой положил в основу своих взглядов на воспитание детей. Такой подход способствовал усилению внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям, с одной стороны, а с другой - разрушал авторитаризм в воспитании. Та школа, которая не учитывает природные возможности ребенка, применяет принудительные меры в учении, по мысли Толстого, не имеет права на существование.

Толстой подчеркивал, что «насилие соблазнительно потому, что освобождает от усиленного внимания. Тот прием, который при своем введении в школу не требует усиления дисциплины, хорош, тот же, который требует большей строгости, наверное, дурен» [9, с. 88].

Школа мыслилась Толстым как учебное заведение, в котором должен реализоваться принцип служения добру и совершенствованию. А это было возможным лишь в условиях свободного воспитания. этой идее он был верен во все периоды своей жизни и педагогической деятельности. Учение и воспитание, организованное в соответствии с таким подходом, исключало применение телесных наказаний.

Учеба в Яснополянской школе сильно отличалась от обычных подходов. Учебные занятия начинались в 8-9 часов утра. В середине дня -перерыв на отдых и обед, после чего снова занятия в течение 3-4 часов. Каждый учитель проводил по 5-6 уроков в день. Основной формой занятий был не урок, а свободная беседа с учениками, в ходе которой дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божьему, усваивали сведения по истории, географии, природоведению, доступные для их возраста. Проводились беседы по русской истории, на уроках естествознания ученики проводили опыты, большое внимание уделялось самостоятельным сочинениям. Значительный интерес вызывали у учеников уроки истории. Лев Николаевич сам рассказывал им об Отечественной

войне 1812 г., о храбрости русских солдат, о том, как народ защищал свою землю.

В зависимости от возраста и уровня подготовки ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Не было стабильного расписания учебных занятий, заданий на дом не задавали. Наряду с этим о

глубокое уважение к детской личности, пристальное изучение каждого |

ребенка, его склонностей и способностей, развитие его интересов и по- о

требностей выгодно отличали Яснополянскую школу от других учебных заведений. Толстой страстно боролся с рутиной и бюрократизмом в области воспитания и образования, давая пример умелого и уважительного отношения к детям, развития их творческих сил и способностей.

Маккавейский писал: «Толстой считает, раз дети по собственной воле приходят в школу с целью учиться, сами скоро придут к заключению, что для успешности этого учения им необходимо подчиняться известным условиям внешнего порядка. Этот беспорядок даже “полезен и незаметен”, как условие, при котором сохраняется ученикам полная свобода прямо и ясно выражать свое отношение к школе и ее урокам» [11, с. 27].

Толстой полагал, что, просвещая народ, мы способствуем наиболее полному проявлению его природной сущности, духовных запросов. Он требовал образования для всех сословий и это требование увязывал со справедливым государственным устройством. «Покуда не будет большого равенства образования - не бывать и лучшему государственному устройству» [8, с. 414].

Идея свободного воспитания Толстого означала требование предоставить народу право создавать школу для своих детей и определять содержание обучения и воспитания. Педагогические принципы его системы базировались на народной мудрости: нравственной обоснованности и практической сообразности даваемых детям знаний, утверждении любви и уважению к достоинству личности, организации школ на идеях свободного воспитания.

Социально-педагогическое наследие великого мыслителя, художника и педагога Л.Н. Толстого уникально, оно всегда будет востребовано. По меткому определению Леонида Леонова, он «не принадлежит к людям, которые, может быть, и рады бы не мыслить и не выражать того, что заложено им в душу, но не могут не делать того, к чему влекут их две непреодолимые силы: внутренняя потребность и требование людей» [2].

Л.Н. Толстой заставил думать о том, что «кое-что из прочно зачисленных нами в реестр ошибок и заблуждений было на деле пророческим видением будущего» [1]. В современных условиях утраты духовнонравственного кода народа обращение к творческому наследию Л.Н. Тол-

57

технологии

Антология педагогики

стого для осмысления и постижения глубинных процессов человеческого бытия, становления и развития человека как целостной личности, служения высшим идеалам добра и справедливости становится насущной потребностью и необходимостью.

Библиографический список

1. Лакшин В. Возвращение Толстого-мыслителя // Вопросы литературы. 1988. № 5. С. 104-117.

2. Леонов Л. Слово о Толстом // Наука и жизнь. 1978. № 9. С. 43.

3. Леонов Л. Слово о Толстом // Правда. 2 октября 1960 г.

4. Толстой Л.Н. Пед. соч. М., 1989.

5. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 2. М., 1956.

6. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 3. М., 1956.

7. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 5. М., 1956.

8. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 6. М., 1956.

9. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 8. М., 1956.

10. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 11. М., 1956.

11. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 12. М., 1956.

12. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 13. М., 1956.

13. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 41. М., 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.