Научная статья на тему 'Возвращение на круги своя: политические династии в современной Греции'

Возвращение на круги своя: политические династии в современной Греции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Греция / финансово-экономический кризис / политические династии / политическая элита / Greece / financial and economic crisis / political dynasties / political elite
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращение на круги своя: политические династии в современной Греции»

Страны

Центральной и Юго-Восточной Европы на рубеже XX—XXI вв.:

образы, отображения, интерпретации

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.1.30

Возвращение на круги своя: политические династии в современной Греции

Анна Константиновна Александрова,

Институт славяноведения Российской академии наук,

Москва, Российская Федерация; e-mail: anna.k.aleksandrova@gmail.com

Ключевые слова: Греция, финансово-экономический кризис, политические династии, политическая элита

"And on its circuits the wind returns": Political Dynasties in Contemporary Creece

Anna K. Aleksandrova,

Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russian Federation; e-mail: anna.k.aleksandrova@gmail.com

Keywords: Greece, financial and economic crisis, political dynasties, political elite

Одним из важных — и зачастую недооцененных — феноменов, характерных для ряда современных государств, является существование политических династий. Этот институт власти оказывает значительное влияние на принятие решений не только в малых странах, но и среди крупнейших

игроков на международной арене, в том числе заявляющих о следовании демократическим принципам1. Не является исключением и Греция. Политическая и экономическая элита современного греческого государства состояла — и до некоторой степени состоит сегодня — из представителей политических династий, среди которых следует назвать фамилии Па-пандреу, Караманлис, Мицотакис, Раллис и многие другие.

Явление династийности в греческой политике последней четверти XX — начала XXI в. хорошо изучено2 и не подвергается сомнению, поэтому его характерные черты здесь будут представлены лишь тезисно. Цель данной работы — показать трансформации, произошедшие с греческими партийными элитами в 2010-е гг. под влиянием финансово-экономического кризиса, а также проследить возможные тенденции будущего развития династийности в стране.

На протяжении почти 40 лет, с момента падения в 1974 г. режима «черных полковников» и до начала 2010-х гг., в Греции существовала устойчивая двухпартийная политическая система: у власти находились либо либерально-консервативная партия «Новая демократия», либо социал-демократическая ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение). Прочность этой системы в значительной мере была обусловлена наличием в стране сильных политических династий. «Новая демократия» с момента основания оказалась в сфере влияния семьи Караманлисов (и в меньшей степени Мицота-кисов), а история ПАСОК неразрывно связана с фамилией Папандреу. Представители этих династий делили между собой власть, лишь ненадолго уступая ее другим, внеклановым политическим фигурам, и сменяли друг друга на высших государственных должностях в течение нескольких десятилетий. При этом они использовали почти идентичные механизмы передачи политического влияния и правительственных постов внутри семьи, а также сходными методами добивались общественной поддержки на уровне как элит, так и широких масс электората.

Клиентелизм и кумовство стали признаком растущего уровня коррупции в Греции. Сложившуюся в Греции полити-

ческую систему даже называли «феодальной демократией»3: следствием желания элитарных династий любой ценой сохранить власть было назначение на высокие должности родственников и друзей и «прикармливание» избирателей. Представители семьи Папандреу ориентировались в первую очередь на государственный сектор, а Караманлисы пользовались поддержкой частного бизнеса4. Таким образом, влиятельные кланы Греции создали систему экономического и политического патронажа, поддержание которого вело к неконтролируемым расходам бюджетных средств. Естественно, процветание «бюрократического клиентелизма»5 не базировалось на реальном росте доходов, поэтому Греция была колоссом на глиняных ногах6. В стране сложился комплекс социально-экономических проблем, который привел в итоге к долговому кризису 2010-х гг.

Глубокий финансово-экономический кризис в Греции повлек за собой значительные политические изменения. В октябре 2009 г. лидер «Новой демократии» К. Караманлис уступил пост премьер-министра главе ПАСОК Г. Папандреу — в полном соответствии с устоявшимися правилами функционирования двухпартийной системы и принципами передачи власти от одной политической династии к другой. В мае 2010 г. правительство ПАСОК подписало первый Меморандум о взаимопонимании с «тройкой» кредиторов — Международным валютным фондом (МВФ), Еврокомиссией и Европейским центральным банком (ЕЦБ). Греция получила многомиллиардный кредит в обмен на проведение болезненных реформ и мер по сокращению бюджетного дефицита. Это соглашение разделило политическую элиту страны на два лагеря: сторонников меморандума, в числе которых оказались только члены правящей партии, и его противников — ими стали все оппозиционные силы.

Подписание меморандума и — несмотря на это — ухудшающаяся финансово-экономическая ситуация в Греции стали причинами потери популярности ПАСОК7. В ноябре 2011 г. Г. Папандреу ушел в отставку. Однако он смог убедить председателя «Новой демократии» А. Самараса, ранее

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВВ. ... =

165

сменившего на этом посту растерявшего — также из-за долгового кризиса — свой политический капитал К. Караманлиса, в необходимости продолжить сотрудничество с «тройкой». В результате в марте 2012 г. коалиционным правительством (в его состав вошли партии ПАСОК, «Новая демократия» и ЛАОС (Народный православный призыв)) во главе с технократом Л. Пападимосом был подписан второй меморандум.

В преддверии парламентских выборов 2012 г. основная борьба развернулась между «Новой демократией», теперь твердо выступавшей за следование условиям меморандума, и леворадикальным объединением СИРИЗА (Коалиция радикальных левых). Лидер СИРИЗА А. Ципрас, харизматичный представитель «новой» элиты, не принадлежащий какой-либо влиятельной династии, стал своеобразным символом грядущих перемен. Он настаивал на пересмотре или даже отказе от соглашения с МВФ, Еврокомиссией и ЕЦБ (но при этом оставался сторонником европейской интеграции8), а также упорно взращивал в массах электората неприязнь к «старым» политическим кланам9. Кроме того, в Греции набирали силу прежде незначительные или вовсе не существовавшие ранее партии, стремившиеся закрепиться во властных структурах в условиях ставшего очевидным кризиса двухпартийной системы.

На выборах победила «Новая демократия», создавшая коалицию с ПАСОК и ДИМАР (Демократическими левыми силами); премьер-министром был назначен А. Самарас. Неспособность «Новой демократии» сформировать в 2012 г. однопартийное правительство говорит о том, что поддержка избирателями представителей доминировавших на протяжении десятилетий политических династий в годы кризиса существенно ослабела. Она почти полностью сошла на нет к 2015 г., когда к власти пришел А. Ципрас.

Несмотря на популистские обещания, СИРИЗА не смогла добиться смягчения условий предоставления международной финансовой помощи; кроме того, к лету 2015 г. стало необходимым подписание третьего меморандума. После этого большинство греков поняло, что альтернативных политике сокращения расходов вариантов выхода из кризиса нет. В 2018 г.

Греция успешно выполнила все требования, предусмотренные последним соглашением с «тройкой» кредиторов.

Тем не менее сохранявшаяся сложная экономическая ситуация в стране, а также заключение Преспанского соглашения способствовали падению популярности СИРИЗА. На последних парламентских выборах в Греции, состоявшихся в июле 2019 г., уверенную победу вновь одержала «Новая демократия» во главе с К. Мицотакисом — проевропейски и консервативно настроенным представителем одной из самых влиятельных в Греции политических семей. Характерно, что К. Мицотакис после прихода к власти обещал бороться с кла-новостью в стране, однако его племянник К. Бакояннис уже в сентябре 2019 г. получил должность мэра Афин.

Таким образом, начало посткризисной стабилизации греческой экономики* совпало с возвращением на первые роли «Новой демократии» — партии, утратившей былое могущество в «эпоху меморандумов». Назначение К. Мицотакиса на пост премьер-министра может говорить о вероятном возрождении двухпартийной системы Греции с опорой на представителей политических династий. Место второй по значимости в стране партии занимает теперь не ПАСОК, а СИРИЗА. Однако и партия ПАСОК, и Г. Папандреу, несмотря на огромные репу-тационные потери, не ушли с политической арены Греции, и спустя несколько лет после провала начали постепенно восстанавливать свое влияние. ПАСОК по-прежнему представлена в парламенте в составе альянса КИНАЛ (Движение перемен), Г. Папандреу в настоящее время является депутатом парламента, и в будущем не исключено его выдвижение на первые роли. Это означает, что «старая» элита, сформировавшаяся еще в последней четверти XX в., по-прежнему оказывает ключевое влияние на партийно-политическую жизнь Греции.

Примечания

1 Барков С.А., Дорохина О.В., Маркеева А.В., Максимов А.А. Династии и фамилии-бренды в политической сфере постиндустриального общества // Вестник Рос-

* Здесь не рассматриваются экономические последствия пандемии COVID-19.

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. ... =

167

сийского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4. С. 801-820. https://10.22363/2313-2272-2020-20-4-801-820.

2 См., к примеру: Trantidis A. Clientelism and Economic Policy: Greece and the crisis. London; New York, 2016; Lyrintzis Ch. Greek Politics in the Era of Economic Crisis: Reassessing Causes and Effects / GreeSE Paper N 45. March 2011. URL: lse.ac.uk/ Hellenic-Observatory/Publications/GreeSE-Papers (дата обращения: 12.04.2021).

3 Generations of Pork: How Greece's Political Elite Ruined the Country // Spiegel ONLINE. July 05, 2011. URL: https://www.spiegel.de/international/europe/generations-of-pork-how-greece-s-political-elite-ruined-the-country-a-772176.html (дата обращения: 11.04.2021).

4 Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII-XX вв. Очерки политического развития. М., 2010. С. 576.

5 Trantidis A. Clientelism and Economic Policy: Greece and the Crisis.

6 Tsoukas L. The Future of Greece in the European Union // Greece in the Twentieth Century / eds.: Th.A. Couloumbis, Th.C. Kariotis, F. Bellou. London; New York, 2004. Р. 320.

7 Квашнин Ю.Д. Внутриполитическое развитие Греции в условиях кризиса // Современная Греция в мировой экономике и политике. М., 2013. С. 144.

8 Leftofridi Z. National Political Parties and EU Policy Developments: The Case of Greece Prior to the Crisis // Journal of Modern Greek Studies. 2014. Vol. 32. N 2. P. 287-311. https://10.1353/mgs.2014.0037.

9 Mavrozacharakis E., Tzagarakis S. About Political Change in Greece / MPRA Paper N 72173. June 2016. P. 9. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/72173/ (дата обращения: 12.04.2021).

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.1.31

Колебания

этнического состава населения Истрии в конце XIX — начале XXI вв. и проблема их исторической и статистической интерпретации*

Александр Александрович Пивоваренко,

Институт славяноведения Российской академии наук Москва, Российская Федерация; e-mail: aleksandar.a.p@ya.ru

Ключевые слова: Истрия, Хорватия, Италия, фашизм, Югославия

* Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ по проекту 20-78-10030 «Языковые и культурные контакты в условиях социальных трансформаций у национальных меньшинств альпийско-пан-нонского региона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.