Научная статья на тему 'Возвращение к отечественным традициям в деле воспитания и образования студентов'

Возвращение к отечественным традициям в деле воспитания и образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чезганова Светлана Геннадьевна

В современной системе образования, как в зеркале, отражается экономический кризис, который стал следствием забвения духовных основ жизни. В статье показано, что в каждом университете России необходима разработка своей системы духовно-нравственного воспитания и образования студенческой молодёжи на основе отечественных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чезганова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращение к отечественным традициям в деле воспитания и образования студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Возвращение к отечественным традициям в деле воспитания и образования студентов Чезганова С. Г.

Чезганова Светлана Геннадьевна / Chezganova Svetlana Gennadyevna - доцент, кандидат физико-математических наук,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ

Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал),

г. Зеленодольск

Аннотация: в современной системе образования, как в зеркале, отражается экономический кризис, который стал следствием забвения духовных основ жизни. В статье показано, что в каждом университете России необходима разработка своей системы духовно-нравственного воспитания и образования студенческой молодёжи на основе отечественных традиций.

Ключевые слова: образование, воспитание, духовность, нравственность.

Эффективная разработка отечественной системы высшего образования невозможна без обращения к отечественным традициям. Первый российский вуз и научный центр - Славяно-Греко-Латинская академия - основан в 1685 году братьями монахами Иоанникием и Софронием Лихуды. В академии обучались дети духовенства, «аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVTI-XVTII вв., в том числе и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов» [1]. Самые значительные университеты Европы: Болонья, Сорбонна, Оксфорд - тоже основаны монахами.

В истории Московского государственного университета всегда была духовная составляющая и на фасаде университетской церкви св. Татианы были начертаны слова: «Свет Христов просвещает всех». На освящении храма в 1791 году митрополит Московский Платон (Левшин) свою проповедь завершил словами: «Училище наук и училище Христово стали быть соединены; мудрость мирская, внесённая во святилище Господне, становится освященною; одно другому вспомоществует, но при том одно другим утверждается».

«Вообще христианство как мировоззрение и Церковь, как институт, явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познания Бога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом «как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы «зачем этот мир устроен?» и «каковы в нем место и роль человека?». Те и другие познают законы Божии, но одни - физические, химические, биологические, социальные и т. д., а Церковь — духовные и нравственные законы» [1].

Основной тенденцией в реформировании современного университетского образования является профессиональная направленность. Система образования ориентируется на рынок труда. Молодой человек готовится продавать себя как товар, стремится стать (или выглядеть) таким, каким он нужен работодателю. В современной системе образования отражается экономический кризис, который стал следствием безудержного стремления многих людей к материальному обогащению в

40

ущерб духовным основам жизни. В учебных программах заметен исключительный прагматизм, ориентация на успех, деньги, славу. Почему это не допустимо, например, в техническом вузе? Студенты окончат университет и станут инженерами, учёными, преподавателями. Не так важно, каков будет уровень научно-технических достижений, которые они принесут они в мир, как важно, добро или зло будет от применения этих достижений. «Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека - гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами технической мысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе религия, и духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может просто не реализоваться» [1].

Естественнонаучные знания при правильном применении дают нам многие блага, но при использовании «во зло», могут стать мощным орудием разрушения и привести к гибели всего живого на нашей планете. Вспомните Хиросиму и Нагасаки или первое в мире испытание технологии ядерного оружия США под руководством известного физика Оппенгеймера. Это был научный эксперимент, при этом не исключалось возникновение цепной реакции, распада ядер других элементов. «Предсказания о силе взрыва варьировались от нулевой мощности в случае полного провала испытаний до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте ... вплоть до уничтожения штата Нью-Мексико и всей планеты» [2]. Не исключалась гибель всей планеты! Только позже теоретически было доказано, что в этих условиях цепная реакция невозможна. Оппенгеймер симпатизировал индусской религии, в момент взрыва он вспоминал страшные стихи из главной индуистской книги, Бхагавадгиты, про смерть и разрушение [3]. Как показывает история науки, духовное состояние учёного и его научная деятельность тесно взаимосвязаны, и этого нельзя не учитывать при обучении будущих учёных, иначе «духовный вакуум» будет заполнен чем-то другим.

Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин утверждал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка». Такое образование, как замечал Ильин, «развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа» [4].

«В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению в высших учебных заведениях количества студентов с пониженным уровнем общей, нравственной и поведенческой культуры. Одной из ведущих причин этой тенденции является изменение жизненных предпочтений молодёжи.

Не случайно многие коммерческие образовательные учреждения сделали своим главным рекламным предложением получение диплома (документа, корочки), а не получение знаний» [5]. Преподаватели поставлены в сложные условия, вынужденно вовлечены в своеобразную рыночную экономику: зарабатывание баллов для оценочной ведомости по выполнению рейтинговых профессиональных требований, так что на качественное преподавание уже нет сил. Достигается ли при этом хотя бы приоритетная цель современного образования, продиктованная рынком труда? Ответ очевиден.

Профессионализм будет достигнут естественным путём, если у преподавателей и студентов должное духовное или хотя бы душевное состояние. «Наши предки давно заметили и использовали закономерную связь между заповедью христианской любви и успехами в профессиональной деятельности. Если ученик имеет любовь к учителю, то он более его слушает и лучше усваивает передаваемые учителем знания и воспитывающие наставления: слушают того, кого любят. При сохранении добрых отношений возрастают авторитет, мудрость и лучшее качество человека - смирение» [6].

41

В настоящее время высшее образование в Московском, Магаданском, Курском, Рязанском, Белгородском, Смоленском, Кемеровском, Ярославском, Липецком, Воронежском, Ставропольском и других университетах России восстанавливает духовную и культурную преемственность, возрождает воспитательные функции на основе отечественных традиций и духовно-нравственных ценностей. Наше образование, как библейский блудный сын, возвращается к своему Отцу.

В университетах проходят фестивали славянской культуры и письменности, благотворительные мероприятия, научно-педагогические и научно-практические Рождественские чтения, научно-богословские конференции, тематические кураторские часы духовно-нравственной направленности. «Традиционными стали праздники «Рождественский бал», «День святой мученицы Татианы», «День православной молодёжи» (15 февраля в День сретения Господня), «Студенческая Пасха», День памяти святого, которому посвящён университетский храм ... экскурсии по святым местам, в кафедральные соборы, в монастыри» [3].

«Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что . приведет к врачеванию социальных недугов . Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России» [1].

На основе вышеизложенного становится ясно, что духовную безграмотность нельзя игнорировать, и в каждом университете России необходима разработка своей системы духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры, с учётом местных особенностей и возможностей.

Литература

1. Климент (Капалин), митроп. Школа должна научить делать добро //Материалы XIV Международных Рождественских образовательных чтений [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/417.html

2. Тринити: Материал из Википедии — свободной энциклопедии/ Последнее изменение страницы:04:43, 28 декабря 2015. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https ://m.wikipedia.org/wiki/Тринити_(испытание)

3. Оппенгеймер Роберт: Материал из Википедии — свободной энциклопедии/ United States Atomic Energy Commission. Архивировано из первоисточ. 19.08. 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оппенгеймер,_Роберт

4. Опыты православной педагогики / сост. А. Стрижев, С. Фомин. - М, 1993. -240 с.

5. Широков А. И. Духовно-нравственные основы современного университетского образования //Духовно-нравственное воспитание в региональном культурнообразовательном пространстве: сб. докл. IX Рождеств. образов. чтений, 27-28 февр. 2009г.- Магадан: Изд-во Северо-Восточного государств. университета, 2009, С. - 46-53.

6. Казакова Л. А. Роль учителя в развитии духовно-нравственной сферы личности ребёнка: теория и практика//Духовно-нравственное воспитание в региональном культурно-образовательном пространстве: сб. докл. IX Рождеств. образов. чтений, 27-28 февр. 2009г.- Магадан: Изд-во Северо-Восточ. государств. университета, 2009, С. - 208-216.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.