Г. А. Губанова, 3. П. Сергеева
ВОЗРОЖДЕНИЕ УРАЛЬСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИСТИКИ
(Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. 672 с.)
Национальная энциклопедия является одним из атрибутов цивилизованной национальной культуры, и рождение главной книги Республики Башкортостан — несомненный вклад многонационального Башкортостана в сокровищницу мировой культуры. Настоящее издание позволяет полнее удовлетворить самую взыскательную читательскую аудиторию, мировую общественность в сведениях, связанных с Республикой Башкортостан и башкирской нацией.
Идея концентрированного изложения сведений, касающихся башкир, давно занимала лучшие умы народа. До революции наиболее был близок к этой цели башкирский ученый, поэт и просветитель Мухаметсалим Уметбаев, издавший в 1897 году в Казани книгу энциклопедического содержания "Ядкар'\
Конечно, многонациональный Башкортостан, как и другие автономии давно заслужил право изложить свою эволюцию, историю в систематизированной форме, но советское право наций на самоопределение было полной фикцией. В иерархическом государстве существовало негласное деление народов по сортам, так вот автономии, на взгляд политиков из Москвы, не доросли до издательской вершины, даже союзные республики завоевали себе такое право только в 60-е годы.
Правомерно, что суверенный Башкортостан одним из первых своих государственных актов от 19 марта 1991 года принял решение издать энциклопедию. За прошедшие пять лет в республике было освоено
совершенно новое дело: создана главная редакция "Башкирской энциклопедии" с восемью отраслевыми редакциями, с которой сотрудничают более 500 ученых и высококвалифицированных специалистов, а также соответствующая материально-техническая база.
Вышедший однотомник на русском языке является первым и очень удачным опытом новой редакции. Книга состоит из двух частей. Первая представляет собой монографический обзор, характеризующий историю края с древнейших времен до наших дней, развитие политической, социально-экономической и культурной жизни Башкортостана. Во второй части помещено более 2600 статей, посвященных конкретным событиям и явлениям, объектам, людям и отдельным понятиям. Издание, снабженное отличным справочным материалом, большим числом черно-белых и цветных иллюстраций, карт и схем, отпечатанное на мелованной бумаге, само по себе является небольшим полиграфическим чудом фирмы Виол-График из Испании.
В Башкирской энциклопедии преобладает гуманитарная проблематика, это вполне естественно, так как при наличии достаточного числа справочной литературы, в том числе 30-ти томной БСЭ, национальная энциклопедия в целом призвана обогащать российскую энциклопедическую культуру, давать тот материал, которого еще нет и не может быть в уже изданной литературе.
Так как исторически территория расселения башкир включает земли от Средней Волги до Иртыша и Тобола, то и энциклопедия "Башкортостан" объемлет до создания БАССР экономическую, политическую и культурную жизнь всего Южного Урала. На протяжении тысячелетий Южный Урал является этноконтактной зоной, с ним связали свою судьбу представители многих народов, поэтому в энциклопедии "Башкортостан" правомерно нашла отражение социальная жизнь большого числа национальных диаспор и конфессий. Если говорить о персоналиях , то только здесь можно найти краткую объективную, без всяких политических шор, информацию с указанием литературы о многих организациях, деятелях науки и культуры. В ходе подготовки энциклопедии были подняты и изучены неразрабатывавшиеся ранее, "сознательно" забытые и запрещенные темы и имена. Содержание ее поражает созвездием личностей, создававших башкирскую национальную историю и культуру в течение многих столетий на Южном Урале. Не менее блистателен перечень деятелей русской, татарской, чувашской, казахской и других национальностей, связавших свою судьбу с Башкортостаном.
В столь недавние годы в любом школьном учебнике писалось, что в Советском Союзе проживает более 160 народов и национальностей, из которых 100 получили письменность после Октябрьской революции, и возглавляли сей почетный перечень башкиры. Отсюда "логичный" вывод: никакого литературного наследия бесписьменный народ оставить не мог, и башкирская литература начинается, якобы, лишь в 30-е годы с созданием башкирского письма на основе латиницы, позднее кириллицы. Замалчивалось, что древние тюрки имели руническое письмо еще в VI] веке, или, например, то, что одно из выдающихся произведений средневековой тюркской поэзии "Кысса-и Йусуф" или "Йусуф и Зулейха" было написано
башкирским поэтом из рода айле Кул Гали еще на рубеже XII—XIII-веков. Из энциклопедии читатель узнает, что в средневековом Башкортостане имели хождение не только общие для тюркских народов Урало-Поволжья поэмы "Хосроу и Ширин" Кутби, "Мухаббатнаме" Хорезми, "Жумжума султан" Хусема Катиба, "Гулистан бит-тюрки" Сайфа Сараи, Но и многочисленные оригинальные произведения, созданные в традиционных для Востока поэтических жанрах касыда, мадхия, марсия, дастан, кысса, хикмет, газель, мансави, рубай, рисаля, насихат, китга и прозаических жанрах хикаят, шикаятнаме, латифа, парса, таварих, таржемаи, саяхатнаме и т. п.
Наиболее известны из оригинальных эпических произведений шежере башкирских народов, дошедшие до нас в письменной и изустной репрезентациях. Некоторые знаменитые шежере изложены в поэтической форме. Особенностью шежере является сочетание документальности с вымыслом. Если в древнейший период родословные содержат больше легендарного материала, в шежере племен айле, усерган, кыпчак, тамьян-катайского, карагай-кыпчакского и других родов с XIII—XV вв. основное место занимает трактовка исторических событий.
Энциклопедия впервые для массового читателя в сверхсжатой форме дает сведения о богатейших памятниках башкирского фольклора. Кстати, издаваемая ныне Уфимским научным центром РАН антология башкирского народного творчества будет насчитывать не менее 36 томов. Приводятся краткие сведения о крупнейших эпических сказаниях "Заятуляке и Хыухылу", "Кунгыр-буге", "Кузыйкурпесе и Маянхылу", "Акбузате", "Кусяк бие" и бессмертном "Урал-батыре". Рассказывается о творчестве знаменитых йырау (Хабрау, Асан Кайгы, Казтуган-йырау, Шалгыз-йырау) и сэсэнов (Ерэнсэ-сэсэн, Кубагуш, Кункас-сэсэн, Карас-сэсэн, Баик Айдар и др.).
Если о руководителях многочисленных башкирских восстаний против татаро-монгол, ногайских мурз и русского царизма (в энциклопедии о них свыше 40 персоналий) еще что-то можно прочитать в специальной литературе, то о выдающихся деятелях духовного звания, башкирских дворянских династиях, деятелях национального и белого движения, ученых-эмигрантах и многом другом рядовой читатель может узнать только в энциклопедии.
Зауральские башкиры, к примеру, до сих пор хорошо помнят религиозных и политических деятелей Курбангалеевых. Большим влиянием в северо-восточных уездах Оренбургской губернии в середине прошлого века пользовался ишан Абдул-Хаким Курбангалеев. В 70-е годы он осудил введение своим бывшим учеником Зайнуллой-ишаном Расулевым (позднее основателем известного Троицкого медресе "Расулия") обрядовой практики громких зикр и других элементов мистицизма. Его сын Габийдулла-ишан, больше известный,в народе как аксак-ишан, "хромой ищан", открыл в родном селе Медиаке (сейчас в Аргаяшском районе) еще один крупный центр просвещения — медресе. Будучи ярым монархистом, он сформировал из своих мюридов "полк Мухаммеда", воевавший против красных, и был расстрелян по распоряжению А.-З. Валидова в 1920 году. Сын Габидуллы Мухаммед-Габдухлай выступал против социализации земли, был сторонником созыва автономного Духовного управления башкир, воевал вместе с отцом в Сибири, оказавшись в годы эмиграции в Японии, возглавил
мусульманскую общину в Токио, построил медресе, типографию и, в свою очередь, в 1939 году был выслан японскими властями в Манчжурию, где попал в плен советских войск. После освобождения из Владимирской тюрьмы в 1955 году до своей кончины в 1972 году он исполнял обязанности муллы в Челябинске.
Новое издание великолепно справилось со своей главной задачей: дало многочисленные энциклопедические справки о событиях, явлениях, личностях, связанных с Башкортостаном. Читатель впервые здесь почерпнет сводные сведения об оренбургских генерал-губернаторах, дворянских родах Аксаковых, Тевкелевых. Терегуловых, Тимашевых, земских деятелях, рудоискателях и горнозаводчиках, обо всех уфимских и оренбургских епископах, начиная от Амвросия I до нынешнего Никона, игумениях уфимского Благовещенского женского монастыря, среди которых выделяется фигура неистовой Зосимы II. Надо сказать, что, даже судя по крошечной энциклопедической статье, южноуральские церковные деятели были незаурядными личностями, оставившими яркий след в духовной жизни региона.
Можно прочитать о выдающихся ученых далекого прошлого от Геродота, Махмуда Кашгари, Плано Карпини, Ахмеда ибн-Фадлана до И.И.Георги, П.С.Палласа, А.Г.Бессонова, не только о героях, но и о палачах башкирского народа А.И.Бибикове и А.И.Тевкелеве (Кутлу-Мухамете), о писателях и поэтах С.Т.Аксакове, Н.А.Крашенинникове, Д.Д.Бурлюке, художниках М.В.Нестерове, Ю.Ю.Блюментале, танцовщике Рудольфе Нуриеве, певце Ф. И.Шаляпине, пианистке В.В.Тимановой, артистах театра И.Б.Кудашеве-Ашкадарском, Р.И.Байковой и других.
По тому, как горячо, полемически обсуждается научной и культурной общественностью Урала состав словника, содержание энциклопедии и ее отдельных статей, можно сказать, что появление такого компендиума сведений по Башкортостану давно назрело и ожидалось с нетерпением. В небольшой премьерной статье — рецензии нет необходимости и возможности говорить о содержании каждой словарной статьи. Как нам кажется, в макетировании издания был использован весь богатый опыт российской энциклопедистики. Но хотелось бы, чтобы было сведено воедино и выдерживалось во всем издании историческое районирование Южного Урала. Например, в статье ТИМЕРГАЗИН К.Р. указывается место рождения: "деревня... волость... Шадринский уезд, Екатеринбургской губ., ныне Кунашакского района Челябинской обл."; в следующей же статье ТИМИР-ГАЗИНА Ш.Т. нет указания на волость, а в статье ДАЯН КАДЫР вообще ошибочно указывается под 1910 г. с.Кунашак не существовавшей никогда Челябинской губернии без всякой ссылки на волость и уезд.
Редакция "Башкирской энциклопедии" совершила научный подвиг, подготовив за столь короткое время фундаментальное издание. Думается, что это многообещающее начало башкирской энциклопедистики, как говорят башкиры, "Ак юл!" — "Счастливого пути!" большому начинанию. Как мы знаем, очередные шаги на этом пути — выпуск краткой энциклопедии на башкирском языке, сокращенных ее вариантов на английском и турецком и составление словника многотомной башкирской энциклопедии.
Выход энциклопедии "Башкортостан" — первая ластрчка долгожданной весны возрождающейся после разгрома 30-х годов региональной
энциклопедистики. С нетерпением ожидается выход в свет подготовленных томов Уральской энциклопедии (Екатеринбург), Сибирской энциклопедии (Новосибирск), Татарской энциклопедии (Казань).