Научная статья на тему 'Возрождение Шелкового пути'

Возрождение Шелкового пути Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
574
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Ключевые слова
Silk Road / New Silk Road / "One Belt-One Road" / "Nurly Zhol" / AIIB / Шелковый путь / Новый Шелковый путь / «Один пояс-Один путь» / «Нурлы жол» / АБИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — A. Turuntayeva, A. Kamytbekova

More than two thousand years ago, the Chinese Han Dynasty began the Silk Road, an expanding trade network that connects South and Central Asia with the Middle East and Europe. Today, the idea of a "new Silk Road" is an intertwined set of initiatives in the field of economic integration tending to link East and Central Asia for various reasons. By 2013, Chinese President Xi Jinping voiced his vision of the Chinese Silk Road, which would simplify foreign trade, provide stable energy supplies, a way to develop the infrastructure of Asia. In this initiative, Kazakhstan plays a role. The new economic policy of Kazakhstan ";Nurly Zhol" and the Chinese initiative "The Economic belt of the Silk Road" are complete each other.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Более двух тысяч лет назад китайская династия Хань начала Шелковый путь, расширяющуюся сеть торговли, которая связывала Южную и Центральную Азию с Ближним Востоком и Европой. Сегодня идея «нового Шелкового пути» переплетенный комплекс инициатив в области экономической интеграции, стремящихся увязать Восточную и Центральную Азию по разным причинам. К 2013 году председатель Китая Си Цзиньпин озвучил свое видение китайского Шелкового пути, которое упростило бы внешнюю торговлю, обеспечило бы стабильные поставки энергии, способствовало развитию инфраструктуры Азии. В этой инициативе Казахстан играет важную роль. Новая экономическая политика Казахстана «Нурлы жол» и китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» хорошо друг друга дополняют.

Текст научной работы на тему «Возрождение Шелкового пути»

ВОЗРОЖДЕНИЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ

A.Turuntayeva, A.Kamytbekova Eurasian National University named after L. Gumilyov [email protected]

More than two thousand years ago, the Chinese Han Dynasty began the Silk Road, an expanding trade network that connects South and Central Asia with the Middle East and Europe. Today, the idea of a "new Silk Road" is an intertwined set of initiatives in the field of economic integration tending to link East and Central Asia -for various reasons. By 2013, Chinese President Xi Jinping voiced his vision of the Chinese Silk Road, which would simplify foreign trade, provide stable energy supplies, a way to develop the infrastructure of Asia. In this initiative, Kazakhstan plays a role. The new economic policy of Kazakhstan "Nurly Zhol" and the Chinese initiative "The Economic belt of the Silk Road" are complete each other.

Key words: Silk Road, New Silk Road, "One Belt-One Road", "Nurly Zhol", AIIB.

Более двух тысяч лет назад китайская династия Хань начала Шелковый путь, расширяющуюся сеть торговли, которая связывала Южную и Центральную Азию с Ближним Востоком и Европой. Сегодня идея «нового Шелкового пути» - переплетенный комплекс инициатив в области экономической интеграции, стремящихся увязать Восточную и Центральную Азию - по разным причинам. К 2013 году председатель Китая Си Цзиньпин озвучил свое видение китайского Шелкового пути, которое упростило бы внешнюю торговлю, обеспечило бы стабильные поставки энергии, способствовало развитию инфраструктуры Азии. В этой инициативе Казахстан играет важную роль. Новая экономическая политика Казахстана «Нурлы жол» и китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» хорошо друг друга дополняют.

Ключевые слова: Шелковый путь, Новый Шелковый путь, «Один пояс-Один путь», «Нурлы жол», АБИИ.

Более 2000 лет назад императорский посланник Китая Чжан Цянь помог создать Шелковый путь, сеть торговых путей, связывавших Китай с Центральной Азией и арабским миром. Название произошло от одного из самых важных экспонатов Китая - шелка. И сама дорога повлияла на развитие всего региона на протяжении сотен лет. Она шла от греко-римского мегаполиса Антиохии, через

сирийскую пустыню, через современный Ирак и Иран в бывшую китайскую столицу Сиань [1].

Первоначальный «Шелковый путь» возник во время расширения китайской династии Хань (206 г. до н.э.-220 н.э.) на западе, что привело к созданию торговых сетей во всех странах Центральной Азии Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Афганистана, а также современный Пакистан и Индия на юге. Эти маршруты в конечном итоге простирались на четыре тысячи миль в Европу.

Таким образом, Центральная Азия была эпицентром одной из первых волн глобализации, соединяющей восточный и западный рынки, создавая огромное богатство и смешивая культурные и религиозные традиции. Ценный китайский шелк, специи, нефрит и другие товары продвинулись на запад, в то время как Китай получил золото и другие драгоценные металлы, слоновую кость и изделия из стекла. Маршрут достиг своего пика в течение первого тысячелетия, под руководством первых римских, а затем Византийских империй и династии Тан (618-907) в Китае.

Но крестовые походы, а также успехи монголов в Центральной Азии, ослабили торговлю. К шестнадцатому столетию азиатская торговля с Европой в значительной степени перешла на морские торговые маршруты, которые были дешевле и быстрее. Сегодня торговля стран Центральной Азии составляет всего 6,2%, всей трансграничной торговли.

В 2013 году председатель Си Цзиньпин предложил создать современный эквивалент, создав сеть железных дорог, дорог, трубопроводов и коммунальных сетей, которые связывали бы Китай и Центральную Азию, Западную Азию и части Южной Азии. Эта инициатива «Один пояс - один путь» (ОПОП) направлена на создание крупнейшей в мире платформы для экономического сотрудничества, включая координацию политики, сотрудничество в области торговли и финансирования, а также социальное и культурное сотрудничество. Благодаря открытой дискуссии ОПОП может создавать преимущества для всех. Председатель Си Цзиньпин объявил, что «Пояс и дорога», самый амбициозный, самый дорогой инфраструктурный проект, которого когда-либо знал мир. Его ожидаемая стоимость составляет более триллиона долларов. По завершении, пояс и дорога свяжут, по данным Китая, шестьдесят пять процентов населения мира и тридцать процентов мирового ВВП. На данный момент в этот проект входят шестьдесят восемь стран [2].

Если мосты, трубопроводы и железные дороги являются артериями современного мира, то Китай позиционирует себя как «бьющееся сердце». Китай с 2013 года предоставляет экономическую помощь развивающимся странам около 40 миллиардов долларов в год.

Как и большинство официальных лиц Китая, фраза «Пояс и дорога» скрывает больше, чем она поясняет: «пояс» будет состоять из наземных маршрутов, следующих из Китая в Скандинавию, Пиренейский полуостров и Ближний Восток; «дорога» относится к судоходным путям, соединяющим Китай с Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком и Африкой.

В Китае есть несколько причин для продвижения нового Шелкового пути. Одним из сильных стимулов является то, что транс-евразийская торговая инфраструктура может укрепить более бедные страны к югу от Китая, а также стимулировать глобальную торговлю. Ожидается также, что польские регионы получат выгоду - особенно менее развитые приграничные регионы на западе страны, такие как Синьцзян.

Экономических выгод, как внутри страны, так и за рубежом, много, но, возможно, наиболее очевидным является то, что торговля с новыми рынками может значительно повлиять на поддержание национальной экономики Китая.

Среди внутренних рынков, которые можно ожидать от будущей торговли, китайские компании, такие как транспортные и телекоммуникационные компании, теперь выглядят готовыми к мировым брендам.

Китайское производство также может выиграть. Огромные производственные мощности страны - главным образом в создании стального и тяжелого оборудования - могут найти прибыльные выходы вдоль Нового Шелкового пути, и это может позволить китайскому производству расшириться в сторону более высоких промышленных товаров [3].

Си Цзиньпин продвигает видение более настойчивого Китая , в то время как «новый нормальный» замедления роста оказывает давление на руководство страны, чтобы открыть новые рынки для своих потребительских товаров и избыточных производственных мощностей. Содействие экономическому развитию в проблемной западной провинции Синьцзян , где сепаратистское насилие находится на подъеме, является еще одной серьезной проблемой, а также обеспечением долгосрочных поставок энергии.

Стратегия Китая рассматривается как двухстороннее усилие. В первую очередь основное внимание уделяется развитию наземной инфраструктуры через Центральную Азию - «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), а второй предусматривает расширение морских путей через Индийский океан и Персидский залив - «Морской путь шелкового пути» (МПШП).

В 2013 году Си Цзиньпин во время визита в Казахстан, предложил создать обширную сеть железных дорог, энергетических трубопроводов, автомагистралей и модернизированных пограничных переходов, как на запад, так и через горные бывшие советские республики - и на юг - в Пакистан, Индию и остальной Юго-Восточной Азии. Согласно данным Си

Цзиньпина, такая сеть также расширит международное использование китайской валюты юаня, в транзакциях по всему региону, а новая инфраструктура может « сломать узкое место в азиатских связях ». Азиатский банк развития, подчеркивая необходимость увеличения таких инвестиций, оценивает, что в этом регионе приходится ограниченное ежегодное сокращение финансирования инфраструктуры почти на 800 млрд.долл.США.

Затем Си Цзиньпин объявил о планах по морской шелковой дороге на саммите 2013 года Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Индонезии. Китай будет инвестировать в развитие портов в Индийском океане, Бангладеш, Шри-Ланке, Мальдивских Островах и Пакистане.

Планируется, что по суше посредством ОПОП будет создан новый «Евразийский мост» и получат развитие экономические коридоры «Китай-Монголия-Россия», «Китай - Центральная Азия - Западная Азия» и «Китай -Индокитая». Также в рамках ЭПШП рассматривается создание трех транс-евразийских экономических коридоров таких, как северный (Китай -Центральная Азия - Россия - Европа), центральный (Китай-Центральная и Западная Азия - Персидский залив и Средиземное море) и южный (Китай -Юго-Восточная Азия - Южная Азия - Индийский океан) [4].

На море ОПОП сфокусируется на совместном строительстве безопасных и эффективных транспортных маршрутов, связанных с главными морскими портами вдоль стран ОПОП. Он включает в себя создание двух морских маршрутов: один маршрут ведет из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой предусматривает соединение приморские районы Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан.

ЭПШП содержит следующие направления:

Обмен мнениями по вопросам стратегии экономического развития.

Строительство единой транспортной инфраструктуры от Тихого океана до Балтийского моря.

Укрепление торговых связей с устранением различных барьеров.

Усиление валютных потоков.

Укрепление связей между народами.

МПШП включает в себя следующие направления:

1) Придерживаться принципа доверия и стремления к добрососедству.

2) Придерживаться принципа сотрудничества и совместного выигрыша.

3) Постоянно предоставлять необходимую современную взаимную помощь

4) Придерживаться принципа «жить душа в душу».

5) Придерживаться принципа открытости и инклюзивности.

В 2014 году Си Цзиньпин заключил сделки на сумму $ 30 млрд. с Казахстаном, 15 миллиардов долларов с Узбекистаном и 3 миллиарда долларов с Кыргызстаном, помимо расходов на 1,4 миллиарда долларов, чтобы помочь обновить порт Коломбо в Шри-Ланке. К ноябрю 2014 года Китай объявил о создании Фонда «Шелковый путь» стоимостью 40 миллиардов долларов . Эти проекты - это только начало, так как ОПОП переходит на новый этап более детального и всестороннего развития. В рамках этой работы будут развиваться шесть основных экономических коридоров, включая Новый Евразийский земельный мост, Китай-Монголия-Россия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Индокитайский полуостров, Китай-Пакистан и Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, Эти коридоры станут площадками энергетических и промышленных кластеров и будут созданы с использованием железнодорожных, автомобильных, водных путей, воздушных, трубопроводов и информационных магистралей. Объединив и повысив производительность стран вдоль нового Шелкового пути.

В 2015 году в Китае были завершены планы по созданию Азиатского банка инфраструктурных развитии (АБИИ), целью которого является первоначальный капитал в размере 100 млрд.долл. США. Несмотря на сопротивление со стороны Соединенных Штатов, АБИИ привлек пятьдесят семь членов-основателей, включая союзников США, таких как Великобритания, Германия и Австралия. Отрицательная реакция США на АБИИ подчеркивает, в какой степени некоторые политики США опасаются, что усилия Китая будут подрывать западные институты, такие как Всемирный банк, и расширить влияние возглавляемой Китаем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), регионального соглашения о безопасности и экономическом пакте [5].

Казахстан, ведущая экономическая держава в Центральной Азии, является ключевым игроком в проекте «Новый шелковый путь». Участие Казахстана в инициативе «Новый шелковый путь» заключается в создании новой современной железнодорожной системы для доставки товаров из Китая через Центральную Азию в их конечные пункты назначения в столицах Европы. В рамках проекта Казахстан планирует инвестировать в свою транспортную отрасль более 20 миллиардов долларов к 2020 году

Южная и Центральная Азия остается одним из наименее экономически интегрированных регионов в мире, представляя неиспользованные возможности для инвестиций и развития человека. Таким образом, инициатива нацелена на

улучшение этого, ускоряя поток товаров, услуг и людей во всем регионе в целях содействия трансграничному сотрудничеству и торговле.

Республика Казахстан и Китайская Народная Республика являются дружественными соседями и совместно прилагают усилия по развитию отношений всестороннего стратегического партнерства, укрепляют равноправное взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям. В последние годы сферы и уровень сотрудничества непрерывно расширяются и повышаются. Казахстанская сторона выразила заинтересованность к инициативе совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути», выдвинутую Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином в сентябре 2013 года во время государственного визита в Казахстан. Китайская сторона полностью поддерживает Новую экономическую политику «Нурлы Жол», выдвинутую Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым в ноябре 2014 года. Инициатива Китая в области ОПОП идеально сочетается с самой собственной и трудолюбивой инициативой «Нурлы Жол» («Яркий путь»). Обе программы вместе дают представление о том, как следует воссоздать торговлю вдоль древнего Шелкового пути. «Нурлы Жол» - программа развития Казахстана, выходящая за пределы инфраструктуры, включая энергетику, финансы, жилье, образование и здравоохранение.

В декабре 2015 года Главы правительств двух стран по итогам дружественных переговоров подписали «Совместное коммюнике между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики» и отметили необходимость начала совместной работы по совместному составлению Плана по сопряжению Новой экономической политики «Н^рлы Жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути». Казахстанская сторона поддерживает указанную инициативу. Строительство автомобильных и железных дорог до Каспия на юг через Иран до Персидского залива, а также через Россию и дальше в Европу создает большие возможности.

Как страна, не имеющая выхода к морю, Казахстан хочет наладить более тесные связи с другими частями мира через транспортно-логистические связи, чтобы отечественные продукты могли быстрее и безопаснее достичь мира [6].

Реализация совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути», в глобальном плане будет способствовать устойчивому развитию стран, которые расположены вдоль пути. Она позволит расширить торговое, экономическое, политическое и научное сотрудничество между государствами-участниками.

Литература

1. "One Belt and One Road": Connecting China and the world. https : //www.mckinsey.com/industries/capital-projects-and-infrastructure/our-insights/one-belt-and-one-road- connecting- china- and-the-world

2. A new Silk Road. https://www.newyorker.com/magazine/2018/01/08/a-new-silk-

road

3. China's $900 billion New Silk Road. What you need to know. https : //www.weforum.org/agenda/2017/06/china-new-silk-road-explainer/

4. Новый шелковый путь, или Как Китай хочкт всех объединить. https://ria.ru/economy/20170513/1494227526.html

5. Building the New Silk Road. https://www.cfr.org/backgrounder/building-new-silk-road

6. Nurly Zhol: Kazakhstan's Own Belt & Road Initiative Takes Hold. https : //frontera.net/news/nurly-zhol-kazakhstans-own-belt-road- initiative-takes-hold/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.