Таким образом, а период экономического подъема 2002-2007 гг. произошло расширение всех форм внешнеэкономических связей Японии - экспорта, импорта, прямых и портфельных зарубежных инвестиций, прямых и портфельных иностранных инвестиций в стране. Следствием этого стало значительное возрастание вклада внешнего фактора в экономический рост Японии.
Однако, как видно из данных таблицы 1, во втором квартале 2008 г. показатели экономической динамики в Японии существенно ухудшились. Отрицательные темпы роста продемонстрировали не только частные инвестиции в оборудование и конечный потребительский спрос, но и реальный экспорт и импорт. Промышленное производство сократилось на 0,8%, а ВВП - на 0,6%. Очевидно, что ослабление экономической динамики произошло также под влиянием внешнего фактора, а именно под влиянием рецессии в американской экономике, вызванной кризисом на рынке ипотечного кредитования. Насколько длительным и глубоким будет ухудшение экономической конъюнктуры в Японии, пока предсказать трудно. Но, на наш взгляд, те изменения, которые произошли в системе ее внешнеэкономических связей в последние годы (расширение географии экспорта и импорта, резкий рост прямых зарубежных инвестиций, в том числе в новые быстрорастущие экономики и т. д.), дают основания предполагать, что за счет углубления отношений с продолжающими динамично развиваться странами и регионами (сейчас это Китай, страны АСЕАН, НИЭ Азии, Россия, Индия, Бразилия, ЮАР) ей удастся поддержать экономический рост и не втянуться в рецессию.
Возрождение сельских районов - важный фактор реализации концепции «устойчивого развития» сельского хозяйства Японии
С. Б. Маркарьян
Концепция «устойчивого развития» была принята в 1992 г. на Всемирной конференции по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро, хотя само понятие «устойчивое развитие» встречается уже с 80-х годов1. Этот термин трактовался на конференции как интегрированный социальный, экономический и экологический параметры развития. В этом же духе выдержан и ряд других документов, в частности «Декларация тысячелетия», одобренная в сентябре 2000 г. главами государств - членов ООН. Но единого определения «устойчивого развития» все же еще нет.
Специалисты считают, что оно базируется на четырех главных принципах: удовлетворение основных потребностей всех ныне живущих людей, равные стандарты этого удовлетворения для всего населения планеты; бережное, осторожное использование природных ресурсов; сохранение возможностей для будущих поколений реализовать основные запросы2. Более кратко основной принцип этой концепции можно сформулировать как бережное отношение к природным ресурсам с учетом не только удовлетворения основных потребностей ныне живущих людей, но и сохранения таких же возможностей для будущих поколений. Данная концепция была рекомендована всем странам мира как стратегическое направление борьбы с экологическим кризисом, и в течение 90-х годов большинство государств стало учитывать ее в стратегии своего развития.
Япония также включилась в эту кампанию, принимая посильное участие в сохранении окружающей среды, предотвращении потепления климата на планете. В части, касающейся сельского хозяйства, эта концепция преломляется в необходимость производства надлежащего количества продовольствия без нанесения ущерба экологии. Поэтому важной составляющей ее реализации является и всемерное развитие сельских районов, во многом отвечающих за сохранность имеющихся у них ресурсов - сельскохозяйственной земли, воды, окружающей среды.
1 Например, в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», который был представлен в 1980 г.
2 О современном положении с реализацией этой концепции см.: «Концепция устойчивого развития в контексте глобализации». - Мировая экономика и международные отношения. 2007, № 6, с. 66-79.
Проблема защиты окружающей среды встала перед страной со всей остротой еще в конце 60-х годов из-за бесконтрольного развития тяжелой и химической промышленности. Была создана законодательная база, система природоохранных органов, подготовлено научно-техническое обеспечение и начато производство необходимого оборудования. Правительство сумело мобилизовать материальные, финансовые, научно-технические и административные ресурсы на решение этой серьезной проблемы и добилось определенных сдвигов: улучшилось состояние воздуха, стабилизировались показатели качества земли и воды. Принятые меры по предотвращению экологических загрязнений считаются одними из наиболее жестких в мире и строго соблюдаются Японией3. В 1993 г. был принят Основной экологический закон, который закрепил имеющуюся практику по охране окружающей среды.
В стране были также приняты законы об улучшении обрабатываемых земель, в частности, Закон о борьбе с загрязнением почв (1970 г.), в котором, в частности, были указаны технологические меры борьбы с загрязнением воды и почвы промышленными отходами, и Закон о повышении почвенного плодородия (1984 г.). В соответствии с ними проводились мероприятия по мелиорации сельскохозяйственных угодий (реконструкция старых и строительство новых оросительных и дренажных систем, внутрихозяйственных дорог, перепланировка полей, насыпка грунта, проведение почвозащитных мер с целью предотвращения водной и ветровой эрозии земель, загрязнения почв и воды, создание условий для универсального использования полей). Надо, кстати, отметить, что, видимо, именно благодаря всем этим мероприятиям постепенно все меньше обрабатываемых земель выходит из оборота из-за стихийных бедствий.
Вместе с тем нельзя обойти и тот факт, что сельское хозяйство не только страдает от загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства (в частности, водоемов для орошения), но и само является источником этого загрязнения. Увлечение чрезмерно большими дозами химикатов и повсеместное использование машин, которые уплотняют почву, привели к ухудшению состояния окружающей среды, в том числе и атмосферы (из-за распыления химикатов), снижению плодородия почв и качества продукции, загрязнению подземных вод, озер и рек (куда попадает насыщенная химикатами вода с затопляемых рисовых полей) и т. п., не говоря уже о таком негативном явлении, как остаточное количество минеральных удобрений пестицидов в продуктах4.
3 Подробнее см.: Тимонина И. Л. Япония. Экономика и окружающая среда. М., 1988.
4 Подробнее см.: Маркарьян С. Б. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве Японии. М., 1987.
Кроме того, неблагоприятно воздействуют на экологию отходы сельскохозяйственного производства и бытовые отходы. Канализационное оборудование в сельской местности - канализация в домах, стоки и резервуары, очистные сооружения - распространено в незначительных масштабах, особенно в горно-лесных районах. Согласно обследованию, проведенному в 1995 г. в 73% сельских поселений, сточные воды и экскременты попадали непосредственно в используемую в сельском хозяйстве дренажную систему и в реки. В пригородных районах 30% поселков были оснащены централизованной канализационной сетью, в других же, особенно в холмистых и горных районах, таких насчитывалось не более 10%; причем в эту цифры включались и те, которые имели не канализационную сеть, а лишь резервуары для сбора отходов или дренажные сооружения5.
Для разрешения этой проблемы в стране начали снижать нормы химизации сельскохозяйственного производства (только удельное потребление минеральных удобрений снизилось примерно за 20 лет более чем на одну четверть6). Все большее внимание уделялось применению органических удобрений, почвенных мелиорантов, севооборотов, а также биологическим методам защиты растений и животных путем использования патогенных микробов, вирусов, феромонов и энтомофагов.
Это направление усилилось в 90-е годы в связи с опубликованием концепции об устойчивом развитии, принятой в Рио-де-Жанейро. Уже в провозглашенной в 1992 г. новой аграрной политике, наряду с усилением внедрения рыночных механизмов в функционирование отрасли для создания крупных хозяйств, предусматривается производство экологически чистой продукции. В 1994 г. в стране была разработана концепция «развития сельского хозяйства с учетом защиты окружающей среды» (канкё ходзэн ката ноге). Речь шла о ведении сельского хозяйства с учетом поддержания гармонии с природой, т. е. экологически сбалансированного производства.
В свете этой концепции перед японским сельским хозяйством стоят несколько задач. Во-первых, необходимо увеличить производство отечественной продукции, ибо в настоящее время страна во многом зависит от импорта (примерно на 30% по стоимости потребляемого продовольствия и на 60% - при расчете по калориям), что свидетельствует о низком уровне обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому его повышение, или хотя бы поддержание - важнейшая задача сегодняшнего дня. Во-вторых, нужно сделать сельскохозяйственное производство «дружественным к экологии» и строго контролировать качество как производимого, так и ввозимого продовольствия. И, наконец, в-третьих, для выполнения первых двух задач необходимо поддерживать жизнеспособность сельских районов.
5 Нихон ногё нэнкан (Японский сельскохозяйственный ежегодник). Токио, 1996, с. 87.
6 В конце 70-х - начале 80-х годов оно составляло примерно 400 кг, в 1999 г. - 295 кг.
Для увеличения сельскохозяйственного производства и снижения его издержек с целью повышения конкурентоспособности японской продукции в настоящее время в стране проводится серьезное реформирование отрасли. Хотя в целом аграрная политика остается протекционистской, она значительно меняет свое содержание и направление. Ее основная цель, которая ставилась в последние десятилетия, - создание крупных хозяйств, как индивидуальных, так и коллективных, - осталась прежней. Изменились методы ее достижения, они стали боле жесткими, если не сказать радикальными: страна переходит от административного регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции к функционированию рыночной экономики.
В 90-е годы были приняты два основополагающих закона: о спросе и предложении основных видов продовольствия и стабилизации цен (1995 г.) и о продовольствии, сельском хозяйстве и деревне (1999 г.)7. На основе этих законов и проводится в настоящее время структурное преобразование отрасли. Изменяется существовавшая 30 с лишним лет практика административного регулирования размеров производства риса, теперь это будут делать сами фермеры. Прекращается политика поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию (исключение допускается в период резкого их падения из-за погодных условий или других форсмажорных обстоятельств).
Вводится адресное предоставление субсидий только крупным фермерам, которые имеют программу расширения производства. Несельскохозяйственные компании получили право вести сельскохозяйственное производство на арендуемой у фермеров или муниципалитетов земле. Кроме того, несельскохозяйственные фирмы теперь могут стать членами сельскохозяйственных компаний (правда, пока с ограниченным числом акций). Обсуждается даже возможность изменения Закона о сельскохозяйственной земле с целью разрешения ее покупки торговым и промышленным капиталом для ведения им сельскохозяйственного производства.
Частный сектор начал участвовать в установлении цен на рис в соответствии с потребительским спросом (в Центр по формированию цен на рис допущены торговые дома и оптовые торговцы, в то время как ранее здесь монопольно действовали сельскохозяйственные кооперативы). Оптовики выходят и на публичные торги на биржах. Сбыт выращенных в стране пшеницы и ячменя уже полностью перешел к частным дилерам.
Что касается задачи обеспечения населения качественной продукцией, то важное место отводится мероприятиям по дальнейшему сни-
7 Закон 1995 г. заменил Закон о контроле над продовольствием 1942 г.; закон 1999 г. -Основной сельскохозяйственный закон 1961 г., поэтому его называют «Новый основной сельскохозяйственный закон». Тексты обоих законов см. :www. shugiin.go.jp/itdb_main.nsf/htrnl/
жению уровня химизации сельскохозяйственного производства и поощрению развития так называемого «органического» сельского хозяйства, что непосредственно связано с охраной окружающей среды и сохранением сельскохозяйственной земли - этого важного для производства продовольствия ресурса для будущих поколений. С этой целью в центре и на местах начали разрабатывать соответствующие программы (проведение тематических симпозиумов, организация выставок, конкурсов, выработка нормативов «органического» сельского хозяйства, научно-техническое обеспечение ведения такого хозяйства и пр.), предусматривать специальные бюджетные ассигнования на разработку и распространение необходимых технологий, на экологические мероприятия и пр. К этой работе активно подключилась и сельскохозяйственная кооперация. В частности, в 1997 г. по инициативе сельскохозяйственной и потребительской кооперации был создан Всеяпонский совет содействия развитию сельского хозяйства с учетом защиты окружающей среды.
В новом Основном сельскохозяйственном законе 1999 г., предусмотрена ответственность государства и местных органов власти за устойчивое развитие отрасли и сельских районов; государству надлежит принимать необходимые меры для сохранения земли, пригодной для сельского хозяйства, контролировать применение минеральных удобрений и ядохимикатов, содействовать все большему использованию органических веществ для улучшения плодородия и т. п. (статьи 21-33).
В этом законе отмечается также многофункциональное значение аграрного сектора, который является не только источником обеспечения страны продовольствием, но и способствует сохранению окружающей среды: в Японии именно технология выращивания риса на затопляемых полях не ведет к оскудению почвы. Затопляемые рисовые поля, кроме того, играют определенную роль в поддержании экологического баланса. По подсчетам министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства (далее министерство сельского хозяйства), вклад сельскохозяйственной земли в сохранение окружающей среды лишь в два раза уступает вкладу лесных массивов8, хотя площадь последних в пять раз больше, чем обрабатываемых угодий.
Таким образом, сельскохозяйственное производство благоприятно влияет на экологию, сохраняет территорию, контролирует источники воды. Кроме того, и это не менее важно в условиях современной модернизированной Японии, рисовые поля создают красивые пригородные пейзажи. Вообще, в сельских районах очень много живописных природных мест, что является немаловажным фактором качества жизни. И, наконец, сельская Япония является хранительницей национальной культуры.
8 Сякай мондай гэппо. 1988, № 311, с.11.
В октябре 1999 г. был принят специальный Закон о содействии внедрению принципа «устойчивого развития сельскохозяйственного производства» (Дзидзокусэй-но такай ноге сэйсан хосики-но доню-но со-кусин-ни кансуру хорицу). На его основе в префектурах с 2000 г. начали разрабатывать соответствующие «руководства» и выделять так называемые «экофермы». По данным министерства сельского хозяйства, уже в 2000 г. примерно пятая часть товарных хозяйств значительно снизила использование химикатов и одновременно увеличила вносимые доли компоста. В январе 2001 г. по всей стране губернаторы начали регистрировать так называемые экофермы - 649 хозяйств9.
Была создана специальная сертификационная система на «органическую продукцию»: она признавалась таковой, если была выращена на почве, в которую минеральные удобрения и пестициды не вносились в течение двух (для многолетних растений - трех) лет. Производство экологически чистой продукции без применения химии или с ее ограниченным использованием, пока еще не приняло больших масштабов, но постепенно растет. Число экоферм не достигало в 2002 г. и 30 тыс., а к сентябрю 2007 г. выросло до 155 тыс. Это главным образом сравнительно крупные хозяйства. Но тех, кто применяет химикаты в ограниченном количестве, намного больше - в 2003 г. их было 30-40%10. Цены на экологически чистую продукцию достаточно высокие (на 10-30% выше, чем на произведенные традиционным способом), но они в большинстве хозяйств не перекрывают более высокие издержки на ее производство (больший объем трудозатрат, более низкая урожайность, неустойчивое качество). В объеме всего внутреннего продовольственного рынка доля органической продукции составляет ничтожную величину- менее 1% (в 2006 г. примерно 300 млрд. иен)11.
Государство предпринимает серьезные меры для предотвращения ущерба, который может быть нанесен отечественному сельскому хозяйству и населению из-за некачественной зарубежной продукции (поскольку объем импорта продовольствия весьма большой). Предусматривается расширение инспекционных возможностей, ужесточаются положения закона о санитарных нормах на продовольствие, что относится как к отечественной, так и ввозимой продукции. В частности, пересматриваются нормы на остаточное количество химикатов в продукции, требуется обязательная маркировка продовольственных товаров с указанием места производства и состава ингредиентов, расширяется
9 Ногё то кэйдзай. 1997, октябрь, спец. вып., с. 19-22; Хэйсэй 12 нэндо сёкурё ногё носон но доко ни кансуру нэндзи хококу (Доклад о положении в продовольствии, сельском хозяйстве и деревне за 2000/01 фин. г.). Токио, с.220.
10 Annual Report on Food, Agriculture and Rural Areas. FY2004. Tokyo, 2005, p. 4; FY2006, p. 47; Сёкурё ногё носон хакусё санко токэйхё. Токио, 2004, с. 81.
Nikkei Weekly. 12.08.2007; www.maff.go.jp/kankyoondanka/semyak.pdf index.html
перечень химикатов, остаточное количество которых в сельскохозяйственной продукции и продовольствии подлежат контролю12.
Важным направлением реализации «концепции устойчивого развития» является разработка и распространение экологически ориентированных технологий. Это, например, использование возобновляемых источников энергии (ветра, воды, солнечной энергии, геотермальных вод и др.) с целью сокращения потребления нефтепродуктов, снижения соответственно издержек производства и выбросов в атмосферу продуктов их переработки. Следуя общемировой тенденции, Япония начинает постепенно включаться в переработку биомассы, производство биотоплива и сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу.
В 2002 г. был принят Закон о специальных мерах по использованию возобновляемых источников энергии. Предполагают, что к 2010 г. они составят 1,35%. Япония сейчас - самый крупный производитель и пользователь солнечных батарей с общей мощностью 1130 М\\^ (данные за 2004 г., к 2010 г. предполагается довести их мощность до 4820 М\\0. По использованию энергии ветра, геотермальных вод и биомассы страна значительно уступает Европе и США. Но потенциал переработки, например, биомассы для выработки энергии в стране, достаточно большой13.
В соответствии с Киотским протоколом (1997 г.) Япония обязалась снизить объем выбросов углекислого газа за 2008-2012 гг. на 6% по сравнению с уровнем 1990 г., однако, по имеющимся данным, в 2005 г. они выросли за счет обогрева теплиц на 8%. Поэтому в настоящее время стоит задача принять серьезные меры для предотвращения глобального потепления (в Японии каждые 100 лет годовая температура повышается на 1,07°С.).
Утилизацию биомассы стали постепенно увеличивать после принятия «Японской стратегии по вопросу о биомассе», сформулированной в декабре 2002 г., а в обновленном варианте - в марте 2006 г. Эта комплексная стратегия предусматривает поощрение использования биотоплива на транспорте, ускорение реализации «программы рециклирования биомассы в городах», сотрудничество с другими странами по вопросу технологий и человеческих ресурсов, концентрацию усилий для решения этой проблемы правительства, местных органов власти, университетов, научных учреждений, частных предприятий и неприбыльных организаций, занимающихся экологией.
На пути широкого использования биомассы стоит много проблем, в том числе финансовых, технологических, организационных. Но все же
12 В мае 2006 г. были внесены очередные поправки в Закон о санитарных нормах на про-довольствие. Речь идет, например, о препаратах, применяемых в животноводстве, или о добавках к кормам (Ногё то кэйдзай. 2006, октябрь, спец. вып., с. 22).
13 Мір://www.globe-net.ca/market-reports/index.cfm? 1 О Керогі=896
постепенно ее утилизация растет. Свою лепту в разрешение этой проблемы вносят принятые в 1999 и 2000 гг. законы об экскрементах животных и о рециклировании пищевых отходов14. В наибольшей степени утилизируются экскременты животных, которые перерабатывают на компост. Из несъедобных частей сельскохозяйственных культур делают удобрения, корма и подстилки для скота, материал для мульчирования и пр. (в 2006 г. они утилизировались на 30% , в 2000 г. рисовая солома использовалась на 20%), отходы от еды шли на удобрения и корма, (соответственно на 20 и 10%, остальное сжигалось или закапывалось). Немногим более половины отходов пищевой промышленности подвергаются рециклированию для производства удобрений и кормов для скота15.
В докладе министерства сельского хозяйства по вопросам экологии за 2006 г. (15 декабря) отмечалось, что министерство в целях реализации концепции «устойчивого развития» содействует развитию экологически дружественного сельского хозяйства, считает необходимым использовать ресурсы биомассы для развития новых сфер бизнеса. Указывалось также, что министерство поддерживает муниципалитеты, проводящие в жизнь «План утилизации биомассы в городах» (уже выработано 60 таких программ), помогая создать систему рециклирования местных ресурсов биомассы в сырьевые материалы и другие продукты. Кроме того, говорилось о намерениях приложить усилия для производства биотоплива16.
В настоящее время уже многие страны в связи с повышением цен на нефть и потеплением климата взялись за производство и использование биотоплива - биоэтанола и биодизельного. Особенно преуспевают в этом отношении США и Бразилия, намного отстают от них Китай и Индия17. Во всех этих странах приняты уже определенные меры по поддержке такого производства - пересмотрена система налогообло-
14 Закон об экскрементах животных запрещает фермерам хранить навоз на открытом воздухе. Закон относится к фермам с 10 и более голов крупного рогатого скота, со 100 и более свиней, с 2 тыс. и более цыплят и с 10 и более лошадей. С 2005 г. министерство планировало принять меры для переработки навоза в газ метан. На конец марта 2004 г. нормы этого закона выполняли 66 тыс. животноводческих ферм. Многие в связи с недостатком средств не устанавливают необходимое оборудование, а используют только водозащитные покрытия (www.jicaf.or.jp/agrinfo).
15 Annual Report...FY2003, р.66; FY2006, р. 27, 43.
16 www.japanfs.org/db/1732-e
17 Следует при этом иметь в виду, что не все так однозначно с производством биотоплива. Пока речь идет об использовании для этого непродовольственного сырья - древесных опилок, отходов пищевой промышленности или от потребления продовольствия, или несъедобных частей сельскохозяйственных культур - вопрос не возникает. Но использование для этих целей продовольственных культур непосредственно может повести к повышению цен на продовольствие, что неприемлемо для большинства стран и в целом в условиях, когда в некоторых государствах люди умирают от недоедания.
жения и финансирования. В Японии лишь приступают к решению этой проблемы. В ноябре 2006 г. премьер-министр предложил заинтересованным министерствам и агентствам предпринять меры к значительному увеличению производства биотоплива.
Министерство сельского хозяйства составило план по увеличению производства биотоплива на перспективу до 2030 г. Предлагается поэтапная программа: создание эффективных технологий, необходимого оборудования, проведение его испытаний, подбор наиболее производительных сельскохозяйственных культур (например, сахарного тростника) и т. п. Предполагается, что в качестве сырья для производства биотоплива будут использоваться рисовая солома, древесные опилки и сельскохозяйственные культуры, которые будут выращиваться на заброшенной сейчас земле, отходы от производства продовольствия (например, использованное растительное масло) и т. п.
Представители министерства сельского хозяйства полагают, что уже к 2011/12 фин. г. страна сможет производить до 50 тыс. кл биотоплива в год. Все это должно привести к сохранению биоразнообразия и защите экосистемы18. Пока только в шести районах страны (в частности, на Хоккайдо в районе Токати, на Окинаве, г. Миякодзима) в настоящее время идет проверка возможностей производства и использования этанола для заправки, например, автомобилей. Власти на местах, некоммерческие организации и предприятия частного сектора также прилагают определенные усилия для использования биотоплива, но пока их достижения весьма ограничены19.
В то же время над этой проблемой в стране начали задумываться достаточно серьезно. Как источники биотоплива, кроме уже известных, предлагают использовать, в частности, водоросли, которые могут быть в избытке выращены на мелководье Яматотай, находящемся в середине Японского моря (на простейшем оборудовании, состоящем из сетей и веревок), и рис, традиции производства которого глубоко укоренились в стране. Предполагают, что за счет водорослей Япония сможет получать 20 млн. кл биотоплива в год, что составляет третью часть спроса на бензин.
Пока это только концепция, но в этом направлении ведут работы Токийский университет морских наук и технологий и Исследовательский институт Мицубиси. В конце июня 2007 г. последний уже подал заявку на исследовательский грант в Организацию по развитию новых энергий и технологий. Что касается выращивания риса для этих целей, то отделение Национального сельскохозяйственного исследовательского центра в районе Хокурику уже сейчас ведет работу по созданию новых специальных линий высокоурожайного риса для посева непосредственно
18 Annual Report... FY2006, p. 4, 43. 44.
19 Ногё то кэйдзай. 2006, октябрь, спец. вып., с. 208.
в грунт. Уже есть экспериментальные посадки. Выращенный таким образом рис должен стоить раз в десять дешевле, чем рис для еды20.
В июне 2007 г. министерство сельского хозяйства опубликовало новую стратегию предотвращения глобального потепления21. Речь идет о сокращении выбросов углекислого газа при производстве продукции в закрытом грунте и использовании сельскохозяйственной техники, о поощрении сельскохозяйственной практики, «дружественной к экологии», в том числе снижении объемов использования минеральных удобрений и других химикатов. Предполагается довести уровень выбросов до 250 тыс. т в 2010 г., в том числе в индустрии закрытого грунта - до 167 тыс. т, для чего следует выработать соответствующие программы.
В частности, предлагается предусмотреть энергосберегающие технологии при использовании кондиционеров, сельскохозяйственных машин и сельскохозяйственных материалов, усовершенствовать методы ведения хозяйства, поощрять развитие экоферм, улучшить технологию внесения органических веществ для сокращения выделения метана и закиси азота с полей. Предлагается также внедрение компактных генераторов, использующих гидроэнергию (воду для ирригации), создание систем солнечных батарей для выработки электричества в сельском хозяйстве, содействие потреблению на местах собственной продукции, дальнейшее поощрение научных исследований и разработок технологий сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу.
Для более активной реализации концепции «устойчивого развития» определенные надежды возлагаются на мероприятия по возрождению сельских районов. Хотя в этих районах проживает менее четверти населения, и они занимают лишь незначительную площадь в стране, их значение велико. Ресурсы сельских районов, особенно сельскохозяйственная земля, вода для ирригации, флора и фауна, - все это неотъемлемая часть страны, необходимая для обеспечения населения продовольствием и выполнения сельским хозяйством его многогранной роли в жизни общества. О многофункциональном значении сельскохозяйственного производства уже говорилось выше.
Для сельскохозяйственного производства наиболее важными являются сельскохозяйственная земля и вода для орошения. Поэтому их можно рассматривать как общенациональный ресурс. Обрабатываемая земля на 2005 г. составляла 4690 тыс. га, оросительные и дренажные каналы протянулись по всей стране на 400 тыс. км. Имеются примерно 7 тыс. дамб и 210 тыс. водохранилищ. И все это надо поддерживать в надлежащем состоянии.
Вместе с тем в условиях урбанизации и депопуляции, старения населения, смешанного проживания фермеров и других жителей в сель-
20 №кке1 Вштевв БаПу. 10.07.2007.
21 www.japanfs.org/db/1887-e
ских районах довольно трудно оптимально и правильно поддерживать и использовать сельскохозяйственные ресурсы. Тем более что основное бремя по сохранению земли, воды, дорог и окружающей среды в целом несут, как правило, фермеры, число которых постоянно сокращается.
В настоящее время положение в сельских районах вряд ли можно оценить как благополучное. В течение последних десятилетий в связи с быстрым экономическим развитием, промышленным и дорожным строительством и т. п. здесь произошли большие изменения, которые начали серьезно затруднять выполнение ими своей функции на благо всего общества.
Прежде всего, надо отметить, что значительно сократилась обрабатываемая площадь (за 1960-2005 гг. с 6071 тыс. до 4690 тыс. га). Резко уменьшилась численность сельского населения и изменился его возрастной состав - сельские жители от 65 лет составляют больше половины занятых в отрасли, что намного превышает этот показатель в среднем по стране. Значительно сократилось число больших семей (девять и более человек), а число семей, состоящих из одного-двух человек, возросло. За 1970-2000 гг. число деревень, где фермеры составляют основную часть населения (до 80%), сократилось с 51% до 9,4%, и уже почти в пятой части поселков их насчитывается менее 10%. Сократилось и число самих деревень (за 1990-2000 гг. на 5 тыс., в том числе за счет слияния)22.
Все это негативно сказывается на объеме сельскохозяйственного производства, который постепенно сокращается, на состоянии ирригационного оборудования и сельских дорог. Поэтому важной задачей правящие круги считают активизацию жизни в сельских районах страны, для чего разрабатываются различные меры. Причем речь идет не только о подъеме производства, но и об улучшении социальной инфраструктуры в этих регионах, создании более комфортных условий в сельской местности для работы и проживания.
Модернизация сельскохозяйственного производства, внедрение новых технологий и техники не только облегчили труд крестьянина и повысили его производительность, но и значительно изменили облик самой деревни. Хотя такими же красивыми остались разделенные межами изумрудные рисовые поля, в целом он сильно изменился. Вместо хрестоматийной картинки деревенской жизни, когда крестьянин, согнувшись, высаживает рассаду риса в затопленное поле, стоя по колено в воде, повсюду видны рассадопосадочные машины, а в другие сезоны -тракторы, дождевальные установки, комбайны, сушилки, молотилки.
22 Хэйсэй 12 нэндо сёкурё ногё носон хакусё санко токэйхё (Статистическое приложение к Белой книге по вопросам продовольствия, сельского хозяйства и деревни за 2000/01фин. г.). Токио, 2001, с. 92; Annual Report... FY2004, p. 56.
Непременным атрибутом этого пейзажа являются пленочные теплицы и тоннели, силосные башни и многое другое.
Уже сейчас можно отметить значительное улучшение бытовых условий в деревне. Так, в сельской местности (включены деревни и малые города с населением менее 50 тыс. жителей) калорийность питания в сельских семьях даже выше, чем в городах, но структура все же несколько иная - уровень крахмалистых веществ выше. Постепенно улучшается и социальная инфраструктура, в частности, в 2005 г. водопроводом были оснащены уже 93% домов. Однако до сих пор лишь немногим более половины дорог имеют твердое покрытие, а канализацией обеспечено только 47% домов23.
Практически все семьи имеют автомобили, холодильники, стиральные машины, пылесосы, цветные телевизоры и т. д.; кондиционеры и видеомагнитофоны - примерно 70% семей, персональные компьютеры
- около половины. Если в 1999 г. Интернетом пользовались только 6,3% семей, то в 2004 г.- уже 84%; мобильные телефоны имеются примерно у половины семей в депопуляционных сельских районах, в остальных - у 74%24.
На март 2006 г. 60% фермеров связывались с рынком с помощью персонального компьютера, более половины использовали его при производстве продукции; Интернетом пользовались 45% хозяйств для получения информации о положении на рынке и погодных условиях, 34% - о новых технологиях, вспышках болезней и появлении вредителей, 24% - о новостях в аграрной политике и около 14% совершали через Интернет различные покупки25. В целом можно сказать, что условия жизни здесь постепенно становятся комфортнее. В то же время нельзя не отметить, что именно в этих районах требуется улучшить социальную помощь населению, ибо именно здесь по сравнению с крупными городами значительное число стариков нуждается в уходе.
Постепенно по мере внедрения в жизнь сельского населения технических средств наблюдается рост индивидуалистических тенденций, но многие мероприятия, как на производстве, так и в быту, проводятся сообща, коллективный дух все еще витает в деревне. Во многом его поддерживают мелкие размеры хозяйствования. Достаточно часто устраиваются в сельских поселениях собрания жителей: как правило, в 80% деревень не менее 5 раз в году, а примерно в 10% - даже до 16 раз.
Причем, если речь идет о перепрофилировании производства, то собираются главным образом представители крестьян; если же ставятся вопросы сельских дорог или ирригационных сооружениях, то примерно в 40% поселков участвуют все жители; в большинстве деревень на
23 Annual report... FY2006, p. 51.
24 Annual Report... FY2004, p. 7; www.maff.go/toukei/abstract/
25 Annual Report... FY2006, p. 51.
собрания приходит все население и при обсуждении вопросов, касающихся общественного имущества, и при решении таких проблем, как использование, создание или улучшение предприятий быта, организация праздников, митингов и других мероприятий, а также проблем, связанных с экологией26.
Но вместе с тем основное бремя по поддержанию ресурсов для сельскохозяйственного производства несут на себе фермеры. А их становится все меньше (только число товарных хозяйств за 1995 2005 гг. снизилось на 26% и составило 1963 тыс. дворов).
По данным официального обследования, в поселках, где доля фермерских хозяйств незначительна, следить за надлежащим состоянием сельскохозяйственной земли и ирригационных сооружений практически некому. В 2005 г. по сравнению с 2000 г. в 19% поселков сократилось число людей, которые принимают участие в коллективных мероприятиях по поддержанию в порядке оросительных и дренажных систем. Чем меньше число фермерских хозяйств в поселках, тем меньше проводится коллективных работ на этих объектах и тем больше часов тратится на те или иные работы. В трети районов, где ведутся коллективные работы вроде бы всеми жителями поселка, в действительности 80% затраченного времени приходилось только на представителей фермерских дворов27.
Следствием этого явилось ускоренное прекращение обработки земли и ухудшилось положение с ирригационным оборудованием в сельской местности. В результате только за 1990-2005 гг. площадь заброшенных земель выросла на 70%. К 2006 г. необработанными остались 386 тыс. га28.
Сохранение, поддержание в надлежащем виде ресурсов сельских районов, является необходимым условием успешного развития сельского хозяйства. Поэтому не удивительно, что в Основном сельскохозяйственном законе 1999 г. государственной политике в отношении сельских районов посвящены специальные статьи (глава II, статьи 34, 35). Статья 34, в частности, предусматривает систематическое принятие мер для комплексного развития сельских районов, имея в виду разумное (сбалансированное) использование земли для сельскохозяйственных и иных целей; умелое сочетание мер, направленных на развитие производственной базы для сельского хозяйства и на улучшение благосостояния в каждом данном районе, включая социальную инфраструктуру
- транспорт, информацию и связь, здравоохранение и образование, культурные традиции и т. п., чтобы сельское хозяйство развивалось на
26 Хэйсэй 12 нэндо сёкурё ногё носон-но доко-ни кансуру нэндзи хококу (Ежегодный доклад о положении с продовольствием, в сельском хозяйстве и в деревне за 2000/01 фин.г.). Токио, с.227-228.
27 Ногё то кэйдзай. 2006, октябрь, спец. вып., с. 201.
28 Нихон кэйдзай симбун. 21.10.2006; Annual Report ...FY2006, р.35.
здоровой основе, а жизнь в деревне была благополучной и пейзажи оставались красивыми.
Особенно в незавидном положении находятся поселки, расположенные в так называемых промежуточных и горно-лесных районах29, где негативные тенденции в сельском хозяйстве проявляются наиболее остро. Условия жизни и работы в этих районах намного сложнее, чем на равнине и в пригородных деревнях. Прежде всего, здешний рельеф весьма сложен для ведения сельского хозяйства. Кроме того, менее развита как производственная, так и социальная инфраструктура. Ежегодно ущерб сельскому хозяйству от птиц и диких животных превышает 20 млрд. иен. Это значительно снижает мотивацию для ведения сельского хозяйства и ведет к прекращению обработки земли (в 2003 г. доля заброшенных площадей в среднем по стране составляла 5%, в гористой местности - 7,1%), что может вызвать почвенную эрозию в больших масштабах.
Но эти районы играют важную роль в сельскохозяйственном производстве. В начале нового века территория, которую они занимают, составляла более двух третей всей территории страны (свыше 68%). Здесь находилось более половины муниципальных образований (55%), население же составляло всего около 14%, зато число лиц старших возрастов - более 25%, в то время как в среднем по стране эта цифра равнялась 17,3%. В то же время на эти районы приходилось 39,6% сельскохозяйственного населения, почти 42% обрабатываемой земли и они давали 37% продукции сельского хозяйства30. Здесь выращивают рис, овощи, разводят скот и птицу. Следует также иметь в виду, что в этих районах можно выращивать высококачественную продукцию, учитывая сравнительно прохладную погоду в летнее время и разницу между дневной и ночной температурами, между температурами на равнине и на склонах, находящихся на различной высоте, что позволяет, в частности, увеличить сезон выращивания тех ли иных культур.
Значение этих районов не ограничивается только производством сельскохозяйственной продукции. Оно очень важно именно с точки зрения многофункциональной роли сельского хозяйства. В этих местах,
29 Их объединенное название - промежуточно-горные районы (тюсанкан тиики). В Японии разделяют пригородные сельскохозяйственные районы, равнинные, промежуточные и горно-лесные районы. К промежуточным районам относят те, где обрабатываемая земля составляет свыше 20% площади, а лесные угодья - менее 50%; если же последние превышают 50%, то общая площадь, находящихся на склонах заливных и суходольных полей, не должна превышать 10%. В горно-лесных районах лесные угодья составляют свыше 80%, а обрабатываемая земля - менее 10%.
30 В том числе доля производства на пологих склонах составляет по последним трем показателям примерно 30%, на крутых - 8-12% (Annual Report on Food, Agriculture and Rural Areas. FY 2000, p.58; FY 2003, p.68).
как правило, находятся истоки рек, и их жители обеспечивают в той или иной степени защиту от наводнений живущим у подножья гор, куда стекают воды таких рек. Кроме того, террасированные поля предотвращают почвенную эрозию и препятствуют образованию оползней, функционируют в качестве временных резервуаров, в том числе для пополнения грунтовых вод, смягчают климат.
Поэтому 35-я статья упомянутого закона посвящена политике государства именно в таких районах, где географические условия весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства. Она предусматривает улучшение жизненных условий населения, создание больших возможностей для его занятости, как в сельском хозяйстве (например, путем введения в оборот новых культур), так и в другом бизнесе (переработка продукции, ремесленные поделки, лесообработка, изготовление мебели и пр.). Кроме того, речь идет о выплате различных компенсаций для смягчения негативных последствий природных факторов, содействии тому, чтобы в этих районах можно было поддерживать адекватную производственную активность, и сельское хозяйство могло выполнять свою многофункциональную роль.
Проблему депопуляционных районов вначале пытались решить развитием промышленности вблизи них с целью обеспечить фермеров дополнительными рабочими местами, но результаты были не существенными. Затем были приняты два закона - о развитии горных деревень и о чрезвычайных мерах в отношении депопуляционных регионов, которые были направлены на улучшение инфраструктуры и жизненных условий. Но и эти меры особого результата не дали. Хотя в некоторых префектурах и принимались серьезные усилия для разрешения этой проблемы, скудный бюджет не позволял осуществлять такую поддержку в течение длительного времени.
И, наконец, учитывая большое значение таких районов, как для производства, так и в целом для страны, правительство в 2000 г. приняло специальное решение о поддержке в этих районах сельскохозяйственного производства, производственной и социальной инфраструктуры, об улучшении их положения в целом, чтобы они могли выполнять свою многофункциональную роль. Была запущена так называемая «Система прямых выплат денежных средств фермерам промежуточных и горных районов» (Тюсанкан тиики надо тёкусэцу сихараи сэйдо)31. Это - система компенсационных платежей, восполняющих неблагоприятные условия производства и существования жителей в этих районах по сравнению с другими регионами, где условия гораздо лучше32.
31 Это - аналог системы непосредственных выплат фермерам в менее благоприятных для сельскохозяйственного производства регионах, применяемой в европейских странах (EU’s Less Favoured Areas direct payment support), с поправками на японские условия.
32 Сумма непосредственных платежей определяла 80%-ную разницу между издержками производства в этих районах и на равнинных территориях.
В соответствии с ней пособия получают те фермеры, которые, имея план работ на последующие пять и более лет, заключают соглашения с местными органами власти. Перечень этих работ включает контроль над землей, оросительными и дренажными каналами, обработку ранее заброшенных площадей, подрядную обработку земель престарелых, аренду земли у тех, кто не собирается ее обрабатывать, коллективное производство сельскохозяйственных работ, совместную закупку и использование сельскохозяйственной техники и оборудования, строительство и ремонт дорог и т. п. Другими словами, по этому соглашению они обязуются препятствовать выходу земли из оборота и поддерживать инфраструктуру. Кроме того, принимается во внимание деятельность сельских хозяйств по созданию мест отдыха и опытных полей для горожан, по защите рыб и насекомых, по сокращению использования химикатов в производстве.
По данным обследования, проведенного в 2003 г., в тех местах, где действовала система пособий, на 75% площади обработка земли либо вообще не прекращалась, либо это происходило в незначительной степени33. Это же обследование показало, что примерно 90% респондентов считают, что без «Системы прямых выплат» большая часть земли будет заброшена34.
В то же время специалисты считают, что в перспективе функционирование этой системы может столкнуться с серьезными трудностями, в частности, с необходимостью вложения крупных денежных средств и с обостряющейся проблемой старения населения. Во многом, по их мнению, все будет зависеть от того, насколько местные органы власти сумеют объединить усилия общественного и частного секторов, а также привлечь неприбыльные организации. Не менее важным фактором является наличие во главе групп фермеров энергичного лидера35.
Слияние соседних поселков - одна из мер выживания. Наиболее инициативные начинают переработку сельскохозяйственной продукции, общими усилиями налаживают связи с городом и т. д., но есть и такие неперспективные деревни, с которыми никто не хочет объединяться. По мнению представителей на местах, хотя при этом нельзя избежать и некоторых издержек, слияния в перспективе могут улучшить качество администрирования, в том числе способствовать выполнению программ оказания поддержки сельским районам, расширению финансовых возможностей, повышению популярности местных брендов36.
33 Ceicype Hore hocoh.,.2004, c.90.
34 Centre for Rural Economy. Newcastle Universiy. Centre for Rural Economy Discussion Paper Series. 2007, December, № 15, p. 10.
35 Ibid., p. 11, 12.
36 Annual Report .. .FY2006, p.49.
Другим направлением активизации производства в сельских районах является кампания «одна деревня - один продукт», которая началась сравнительно давно и предполагает комплексное развитие сельских районов, возрождение традиционных ремесел и промыслов, активизацию жизни локальных обществ. Она направлена на то, чтобы развить все, что есть уникального, своеобразного, притягательного в каждом районе, укрепить связи между городскими и сельскими жителями.
С этой же целью ведется работа по внедрению в производство новых видов продуктов и новых технологий, а также выпуску высококачественной продукции, товаров с высоким уровнем добавленной стоимости и открытию нового бизнеса. Другими словами, местные власти пытаются использовать любые возможности для оживления местной экономики.
В качестве примера можно привести поселок Ояма в префектуре Ойта, где рис стало невыгодно выращивать, и лет 20 назад жители переключились на производство слив и арахиса. Конечно, здесь, как и во всей префектуре, выращивают грибы сиитакэ (преф. Ойта дает 28% всего их производства). В настоящее время доход от продажи сельскохозяйственной продукции составляет 1 млрд. иен, а от переработанной продукции -1,2 млрд. иен, включая поступления от сети ресторанов, предлагающих органическую продукцию. Всего здесь выпускают до 300 видов различных продуктов. Бренды некоторых из них известны по всей стране и даже за рубежом, например, лаймы «Кобосу» и говядина «Бунго»37. Специалисты считают, что очень важно, чтобы каждый район имел свой бренд. Причем речь идет не только о сельскохозяйственных продуктах, но и о ремесленных поделках, которыми славится та или иная местность.
Местными брендами интересуются и представители пищевой промышленности. С их точки зрения это помогает развитию сырьевой базы в районах производства и возрождению сельских регионов путем эффективного использования имеющихся у них ресурсов. Это также способствует сохранению традиционных методов изготовления продукции и увеличению спроса, ибо покупатель, как правило, предпочитает уже знакомую ему марку.
С начала 2000-х годов в некоторых районах представители пищевой промышленности стали заключать контракты с фермерами для использования традиционной местной сельскохозяйственной продукции. С одной стороны, это поддерживало развитие сельских районов, а с другой - способствовало привлечению большего числа покупателей и получению дополнительных доходов. Есть уже зримые результаты. Например, в г. Ино (преф.Коти) фермеры начали выращивать по контракту с производителем мороженого японские лаймы и апельсины. Особенно
37 www.enciclopedia.com/doc/!91-175547193,Ы:т1
хорошо теперь зарабатывают фермеры, которые сумели приобрести оборудование для первичной переработки фруктов. Производитель мороженого выручил за свою продукцию в 2006 г. 320 млн. иен (в 1995 г. его продажи составляли всего 30 млн. иен)38.
Эта кампания непосредственно увязана с ведущейся с середины 70-х годов прошлого столетия пропагандой за потребление традиционной национальной пищи как наиболее здоровой. Все рекомендации, которые даются министерством здравоохранения и социального обеспечения и рядом других заинтересованных ведомств по поводу сбалансированного продовольственного набора (есть больше риса и овощей, но меньше мясных продуктов и жиров), безусловно, направлены на пропаганду здорового образа жизни. Однако одновременно они преследуют и другую цель - повысить уровень самообеспеченности продовольствием, увеличить, например, потребление риса, производимого в стране в достаточном количестве. В июле 2005 г. был принят Основной закон о питании (Сёкуику кихонхо), а в марте 2006 г. - соответствующая программа действий. Примерно 60% муниципалитетов включились в это движение - за пропаганду «японского типа питания».
В этом же русле организовано движение за то, чтобы потребители покупали продукцию, произведенную в своем районе, что давало бы дополнительный стимул к увеличению производства и соответственно вело бы к возрождению сельских регионов. Кроме того, это бы сказалось и на возможности экономить на транспортных расходах и снизило концентрацию вредных веществ от выбросов диоксида углерода от автотранспорта. В частности, особое внимание уделяется тому, чтобы во время завтраков в школе дети потребляли местную продукцию, познавали традиционную культуру питания. В этой работе участвуют представители различных учреждений - сельскохозяйственной кооперации, местных органов власти, образовательных.
Большое значение для возрождения деревень имеет установление более тесных связей с городом. Речь идет, в частности, о расширении непосредственных контрактов по продаже свежих овощей между сельскохозяйственными и потребительскими кооперативами путем доставки товаров на дом или продажи с арендованных производителями прилавков в крупных супермаркетах (например, в таких, как «Такасимая», «Сэйю», «Токю»), или на фермерских рынках. Имеется в виду также взаимодействие кооперативных перерабатывающих предприятий в зонах потребления с пищевыми компаниями в городе и т. п.
Связи между городом и деревней поддерживаются и потому, что очень большая часть занятых в сельском хозяйстве и членов их семей живет в деревне, а работает в городе, особенно это касается пригород-
38 Аппиа1Керо11...Р¥2006, р.53.
ных сельских районов. На образ жизни и методы ведения производства в крестьянских хозяйствах также влияют так называемые «новые фермеры», которые приходят на работу в отрасль из других сфер народного хозяйства (в пенсионном возрасте или по другим причинам).
Появилась также программа предоставления по контрактам городским жителям садово-огородных участков. Главным образом эта практика распространена в пригородных деревнях, но есть примеры и в других районах, даже в горно-лесных. Всего в 2005 г. насчитывалось 3124 таких участков. Фермеры помогают горожанам получать навыки возделывания сельскохозяйственных культур, за что получают какую-то плату. Это способствует стабилизации хозяйства, и земля остается обработанной39.
Наведению мостов между городом и деревней способствует деятельность неприбыльных и других волонтерских организаций. Они могут привносить в сельские районы знания, новые идеи и технологии, имеющиеся в городах, помогать налаживать новые производства, информировать городских жителей о новых местных брендах и т. п.
Городских жителей, в свою очередь, привлекает деревня с ее чистым воздухом, вкусной водой, красивыми видами. Немаловажную роль в укреплении связей между городом и деревней и сохранении национальной культуры постепенно начинает играть заимствованный из Европы так называемый «зеленый туризм» (гурин цуридзуму). Городские жители во время отпуска или в выходные дни поселяются в сельской местности в частных домах или в специально устроенных гостиницах. Они живут деревенской жизнью, готовят местную пищу, учатся делать различные поделки, например, из бамбука, ездят верхом, осуществляют пешие прогулки вдоль маленьких рек, занимаются рыбной ловлей, посещают местные музеи, на практике познают, что такое сельскохозяйственный труд.
Впервые в печати слова «гурин цуридзуму» появились в японской печати в 1992 г. А в 1998 г. они уже присутствовали в программе реформирования аграрной политики как гражданское движение и одна из целей новой политики, направленной на укрепление связей между городом и деревней, на лучшее понимание городскими жителями проблем деревни, с одной стороны, и предоставление им возможности прочувствовать всю красоту и здоровую атмосферу сельской местности - с другой. Для сельских же районов туризм, как и везде, приносит экономические выгоды, является одним из путей диверсификации экономики сельских районов. В некоторых районах муниципалитеты разработали программу «учебная ферма». По этой программе школьники
39 Аппиа! Яерой ... РУ2006, р. 58.
дважды в месяц по субботам заняты какой-нибудь сельскохозяйственной работой40.
В настоящее время все эти проблемы, связанные с необходимостью активизации жизни и деятельности жителей сельских районов, продолжают находиться в центре внимания правящих кругов и научных учреждений, которые не перестают вырабатывать различные меры для их решения. В частности, предлагается начать проводить мероприятия по сохранению и улучшению состояния ресурсов сельской местности -земли, воды и окружающей среды, которые непосредственно связаны с реализацией упомянутой выше концепции «устойчивого развития».
Содержание этой новой программы по сохранению ресурсов включает в себя оказание поддержки: 1) начинаниям фермеров по охране экологии района путем активизации функции природного рециклирования; 2) прогрессивным инициативам, в том числе нацеленным на сокращение применения минеральных удобрений и синтетических химикатов более чем на 50%; 3) передовым проектам, выполняемым местными общинами. Программа предусматривает предоставление для этих целей финансовой помощи деревням в зависимости от размеров проводимых мероприятий, и наиболее эффективным коллективным акциям, направленным на улучшение качества сельскохозяйственной земли, воды для ирригации и других ресурсов, а также на охрану окружающей среды и т. п.41
Все эти ресурсы являются, конечно, национальным достоянием, ибо они необходимы для производства продовольствия и исполнения сельским хозяйством своей многофункциональной роли. В то же время, как уже говорилось, основное бремя за их сохранение и развитие лежит, прежде всего, на занятых в сельском хозяйстве фермерах, а их численность постепенно убывает. Поэтому результат деятельности по защите сельских ресурсов, видимо, зависит от того, насколько серьезную помощь фермеры получат от жителей своих районов, государства, местных органов власти, частных компаний и вообще всего населения страны.
40 Annual Report.. .FY2006, p. 23.
41 Ногё то кэйдзай. 2006, октябрь, спец. вып., с. 11.
Информационное общество и основы правового регулирования и развития информационно-телекоммуникационной индустрии в Японии
М. И. Савинцева
Информационно-телекоммуникационная индустрия Японии в силу своей специфики находится в перманентном развитии и предлагает все более совершенные технологии передачи, распространения и обмена информации в обществе. Реализация государственной политики в сфере развития информационно-телекоммуникационных технологий признается одной из главнейших в деле экономического роста страны!, в российских исследованиях подчеркивается, что информационно-телекоммуникационные технологии (ИТТ) распространяются с невероятной скоростью, захватывая все новые и новые страны и обретая характер информационной революции. В развитых странах доля секторов экономики с интенсивным использованием информационных технологий превышает 50%2. Отмечается, что и в организационном плане на прогресс в развитии информационной техники и технологии большое влияние оказали различные меры государственного регулирования экономического развития3. В настоящее время японская экономика демонстрирует значительный подъем, что связано с осознанием прямого влияния развития научно-технической и инновационной сфер на рост экономики страны.
Высочайший уровень развития японской модели информационного общества и телекоммуникационных технологий был обеспечен тем, что с 2000 г. правительство предпринимает достаточно простые, но чрезвычайно решительные меры по реализации намеченных целей новой государственной политики развития страны, получившей название «Информационная революция», о которой не раз говорилось в россий-
1 В частности, в Резолюции Генеральной Ассамблеи (май 2006 г.) японской Федерацией экономических организаций Кэйданрэн (Кэйдзай дантай рэнгокай), объединяющей крупнейшие компании страны и отраслевые ассоциации, было отмечено: «Политика, нацеленная на подъем Японии, должна основываться на науке, технологии и творческом потенциале. Большая международная конкурентоспособность страны должна достигаться через представление новых технологий, в том числе в таких областях, как информационно-коммуникационная».
2 Маркаръян С. Б. Электронная Япония. - Японский опыт для российских реформ. М., 2002, вып. 2, с. 25.
3 Денисов Ю. Д. Япония в мировой науке и технике. - Японский опыт для российских реформ. М.,1999, вып. 1. с. 20.